Метафора
Метафора (др.-греч. μεταφορά «перенос; переносное значение», от др.-греч. μετά «над» + др.-греч. φορός «несущий») — формат литературного тропа, представляющий собой слово или выражение, употребляемое в переносном значении, основанное на сходстве / сравнении / аналогии какого-либо предмета или явления с каким-либо другим, базирующееся на их общей характеристике[1].
Данный прием используется в языке для выражения некого значения, которое не может быть выражено буквально или (при выражении в прямом смысле) полностью или частично потеряет художественную ценность[2].
Метафора выступает одним из наиболее распространённых литературных тропов. При этом она используется не только используются в поэзии, литературе, а также в обычной (повседневной) речи, но и в таких художественных направлениях как изобразительное искусство и карикатура[3][4].
Определение понятия
Метафору определяют как скрытое сравнение, в котором выражаются устоявшиеся (постоянные) сходства субъектов / объектов метафоры[5].
При этом, метафорическое значение может вытеснить первоначальный базис сравниваемых субъектов / объектов, выступая, таким образом, как основная эстетическая цель для художественного произведения[6]. Пример: в повести «Нос» (1836 год, автор: Николай Гоголь) один из главных героев, а именно Нос коллежского асессора Ковалёва, выступает не только как олицетворение и гипербола (в рамках контекста), но и как метафора нового смысла. Так с помощью данной метафоры автор отмечает, что сформированный имидж субъекта не зависит от фактической личности владельца, а также может эффективно существовать в обществе без неё.
Николай Васильевич Гоголь (20 марта (1 апреля) 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния — 21 февраля (4 марта) 1852, Москва); русский прозаик, драматург, критик и публицист
Иллюстрация к повести Николая Васильевича Гоголя «Нос» (первое издание: 1836 год, журнал «Современник»; жанр: абсурд с элементами сатиры)
Среди отличительных характеристик метафоры, как литературного тропа, выделяют её весомое воздействие и постоянное участие в развитии (трансформации и адаптации) языка и культуры в целом[7]. Подобное обоснованно тем, что метафоры имеют прямую связь с развитие различных направлений жизни человечества (в частности таких сфер как — социокультурная, политическая, экономическая и технологическая). Это оказывает влияние на формирование и масштабирование метафор (как в рамках национальной среды, так в рамках их выход на международный уровень), а также на ответные изменения в обозначенных направлениях (в части восприятия и семантики).
История понятия
Метафоры были характерны для литературы со времен античности, в частности первые метафоры были зафиксированы в произведении (трактате) «Поэтика» (дата первой публикации: 335 до н. э.)[8] греческого философа и эрудита классического периода в Древней Греции Аристотеля. В своем трактате он обсуждает использование метафоры в поэзии, а также рассматривает её способность создавать новую реальность, объединяя, казалось бы, несвязанные вещи.
Далее, в средние века, метафора рассматривалась как способ выражения религиозных и моральных концепций. А в эпоху Возрождения метафора выступала инструментом для выражения сложных философских идей[9].
Метафоры присутствуют и в произведениях древнерусской литературы; пример: «Слово о полку Игореве» (XII век)[10][11].
Позднее, в XX веке, метафора начала выступать, в том числе, и как лингвистический концепт для дополнительного исследования и изучения, что привело к формированию теории когнитивной метафоры[12]. Так, данная теория впервые была опубликована в работе «Метафоры, которыми мы живем» (1980 год). Авторами выступили исследователи: американский лингвист и профессор когнитивной лингвистики из Беркли Джордж Лакофф и профессор свободных искусств и наук на философском факультете Орегонского университета Марк Джонсон. В данной работе они определи когнитивную метафору как «отображение между двумя концептуальными областями, которое подчеркивает сходства и подавляет различия»[13]. При этом, в рамках теории, когнитивная метафора выступает не столько фигурой речи, сколько непосредственной составляющей повседневного мышления и языка человека.
Части и элементы метафоры
Метафора состоит из двух основных частей: смысла и средства выражения[14].
Смысл — это часть метафоры, содержащая в себе субъект.
Средство — это часть метафоры, содержащая в себе объект или идею, которую используют для формирования сравнения.
Пример:
Метафора «Жизнь — это путешествие».
Так «жизнь» — это цель или субъект метафоры, а «путешествие» — это средство достижения цели или средство метафоры.
Что касается элементов метафоры, то выделяют четыре основных взаимодействующих элемента[15][16]:
Целевой домен — это описываемый домен (некий субъект или объект повествования) метафоры.
Исходный домен — это домен метафоры, используемый для осуществления сравнения.
Сопоставление доменов — это метафоричный процесс, направленный на выявление характеристики, которая определяет взаимосвязь целевого и исходного доменов, а также выступает базисом для их сравнения.
Следствие метафоры — это итог процесса сопоставления доменов в рамках метафоры, отражающий последствия от сравнения и выражающиеся в понимании и эмоциональной реакции читателя / слушателя.
Пример:
Метафора «Безымянный червь точил его сердце» (Николай Гоголь).
В рамках данной метафоры «сердце» выступает целевым доменом, а «червь» — исходным доменом.
Далее сравнение «точил, как червь» является проявлением третьего элемента метафоры, а именно сопоставлением доменов.
А понимание (читателем) эмоционального окраса состояния героя произведения (его подавленность и эмоциональные переживания) — это четвёртый элемент, а именно следствие метафоры.
Типы и примеры метафор
Метафоры можно разделить на несколько типов в зависимости от их структуры и функции.
При этом (концептуально) метафоры разделяют по типу воздействия на адресата (читателя / слушателя) на диафору и эпифору[17].
Диафора — это тип контрастной и эмоционально сильной метафоры, вносящей диссонанс и эмоциональное напряжение у читателя / слушателя; пример плакала трава, цветок Луны и прочее:
Эпифора — это тип привычной («стертой») метафоры, потерявший свою эмоциональную силу и больше не вызывающей противоречия у читателя / слушателя; пример: еловая лапа, лес рук и прочее.
Также выделяют классификацию метафор по типу сопоставления[18]:
Структурные метафоры — это тип метафоры, которая предполагает сопоставление двух концептуальных областей; пример: «спор — это война» предполагает сопоставление областей спора и войны.
Ориентационные метафоры — это тип метафоры, которая предполагает сопоставление двух областей / пространственных ориентаций; пример: «счастье вокруг» включает в себя сопоставление между областью счастья и пространственной ориентацией «вокруг».
Онтологические метафоры — это тип метафоры, которая предполагает сопоставление двух онтологических категорий; пример: «время — деньги» предполагает сопоставление категории времени и категории денег.
И классификацию метафор по типу представления[19][20]:
Концептуальные метафоры — это тип распространенной метафоры, которая формируют понимание мироустройства; пример: «спор — это война» формирует понимание того, как в процессе спора будут формироваться и применяться аргументы сторон.
Визуальные метафоры — это тип метафоры, которая отражает классическое сравнение субъектов / объектов метафоры с помощью визуализации (как в статичном, так и в динамичном варианте; с реализацией в физическом и/или виртуальном пространстве); пример: рабочий стол персонального компьютера.
См. также
Примечания
- ↑ Метафора (определение)
- ↑ Метафора в литературе. Примеры
- ↑ Метафоры и их развитие
- ↑ Взаимосвязь метафор и метонимий в знаковых системах изобразительного искусства
- ↑ Значение слова «метафора»
- ↑ Метафора в художественной репрезентации мира
- ↑ Как использовать метафоры в тексте
- ↑ Определение термина и примеры метафор
- ↑ Метафора: определение и история
- ↑ Слово о полку Игореве / Литературные памятники
- ↑ Николаев С. Л. «Слово о полку Игореве»: реконструкция стихотворного текста
- ↑ Что такое метафоры или Почему мы мыслим сравнениями
- ↑ Когнитивная теория метафорыа: новые горизонты
- ↑ Философия метафоры
- ↑ Эскиз теории метафоры
- ↑ Теория концептуальной метафоры в когнитивной лингвистике
- ↑ ДВА ВИДА МЕТАФОРЫ
- ↑ Яркие метафоры примеры. Развёрнутая метафора
- ↑ Классификация метафор
- ↑ Что такое визуальная метафора
Литература
- Джордж Лакофф, Марк Джонсон. Метафоры, которыми мы живем . — Едиториал УРСС, 2004. — 256 с. — ISBN 5-354-00222-2.
- Стотт, Мэнселл, Салковскис. Метафоры в когнитивно-поведенческой терапии. Создание когнитивных связей. Оксфордское руководство . — Диалектика, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-907365-44-5.
- Игорь Вачков. Метафора и образ в социально-психологической практике . — Бахрах-М, 2022. — 160 с. — ISBN 978-5-94648-152-6.
- Кормин Николай Александрович. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА // Философия и культура. — 2021. — № 7.
- Полозова И.В. Жизнь как метафора. Метафора жизни в философии и гуманитарных науках // Образование и право. — 2021. — № 7. — doi:10.24412/2076-1503-2021-7-391-394.
- Чернявская В. Е., Горшкова Н. Э. ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА В ПЕРСУАЗИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2021. — № 202.
- Р.С. Ильясова. К ВОПРОСУ О ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРАКТОВКЕ МЕТАФОРЫ // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6 (91). — doi:10.24412/1991-5497-2021-691-550-552.
- Чичерина Наталья Васильевна, Стрелкова Светлана Юрьевна. МЕТАФОРЫ ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Terra Linguistica. — 2022. — № 2.