Метафора

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Метафора (др.-греч. μεταφορά «перенос; переносное значение», от др.-греч. μετά «над» + др.-греч. φορός «несущий») — формат литературного тропа, представляющий собой слово или выражение, употребляемое в переносном значении, основанное на сходстве / сравнении / аналогии какого-либо предмета или явления с каким-либо другим, базирующееся на их общей характеристике[1].

Данный прием используется в языке для выражения некого значения, которое не может быть выражено буквально или (при выражении в прямом смысле) полностью или частично потеряет художественную ценность[2].

Метафора выступает одним из наиболее распространённых литературных тропов. При этом она используется не только используются в поэзии, литературе, а также в обычной (повседневной) речи, но и в таких художественных направлениях как изобразительное искусство и карикатура[3][4].

Определение понятия

Метафору определяют как скрытое сравнение, в котором выражаются устоявшиеся (постоянные) сходства субъектов / объектов метафоры[5].

При этом, метафорическое значение может вытеснить первоначальный базис сравниваемых субъектов / объектов, выступая, таким образом, как основная эстетическая цель для художественного произведения[6]. Пример: в повести «Нос» (1836 год, автор: Николай Гоголь) один из главных героев, а именно Нос коллежского асессора Ковалёва, выступает не только как олицетворение и гипербола (в рамках контекста), но и как метафора нового смысла. Так с помощью данной метафоры автор отмечает, что сформированный имидж субъекта не зависит от фактической личности владельца, а также может эффективно существовать в обществе без неё.


Среди отличительных характеристик метафоры, как литературного тропа, выделяют её весомое воздействие и постоянное участие в развитии (трансформации и адаптации) языка и культуры в целом[7]. Подобное обоснованно тем, что метафоры имеют прямую связь с развитие различных направлений жизни человечества (в частности таких сфер как — социокультурная, политическая, экономическая и технологическая). Это оказывает влияние на формирование и масштабирование метафор (как в рамках национальной среды, так в рамках их выход на международный уровень), а также на ответные изменения в обозначенных направлениях (в части восприятия и семантики).

История понятия

Метафоры были характерны для литературы со времен античности, в частности первые метафоры были зафиксированы в произведении (трактате) «Поэтика» (дата первой публикации: 335 до н. э.)[8] греческого философа и эрудита классического периода в Древней Греции Аристотеля. В своем трактате он обсуждает использование метафоры в поэзии, а также рассматривает её способность создавать новую реальность, объединяя, казалось бы, несвязанные вещи.

Далее, в средние века, метафора рассматривалась как способ выражения религиозных и моральных концепций. А в эпоху Возрождения метафора выступала инструментом для выражения сложных философских идей[9].

Метафоры присутствуют и в произведениях древнерусской литературы; пример: «Слово о полку Игореве» (XII век)[10][11].

Позднее, в XX веке, метафора начала выступать, в том числе, и как лингвистический концепт для дополнительного исследования и изучения, что привело к формированию теории когнитивной метафоры[12]. Так, данная теория впервые была опубликована в работе «Метафоры, которыми мы живем» (1980 год). Авторами выступили исследователи: американский лингвист и профессор когнитивной лингвистики из Беркли Джордж Лакофф и профессор свободных искусств и наук на философском факультете Орегонского университета Марк Джонсон. В данной работе они определи когнитивную метафору как «отображение между двумя концептуальными областями, которое подчеркивает сходства и подавляет различия»[13]. При этом, в рамках теории, когнитивная метафора выступает не столько фигурой речи, сколько непосредственной составляющей повседневного мышления и языка человека.

Части и элементы метафоры

Метафора состоит из двух основных частей: смысла и средства выражения[14].

Смысл — это часть метафоры, содержащая в себе субъект.

Средство — это часть метафоры, содержащая в себе объект или идею, которую используют для формирования сравнения.

Пример:

Метафора «Жизнь — это путешествие».

Так «жизнь» — это цель или субъект метафоры, а «путешествие» — это средство достижения цели или средство метафоры.

Что касается элементов метафоры, то выделяют четыре основных взаимодействующих элемента[15][16]:

Целевой домен — это описываемый домен (некий субъект или объект повествования) метафоры.

Исходный домен — это домен метафоры, используемый для осуществления сравнения.

Сопоставление доменов — это метафоричный процесс, направленный на выявление характеристики, которая определяет взаимосвязь целевого и исходного доменов, а также выступает базисом для их сравнения.

Следствие метафоры — это итог процесса сопоставления доменов в рамках метафоры, отражающий последствия от сравнения и выражающиеся в понимании и эмоциональной реакции читателя / слушателя.

Пример:

Метафора «Безымянный червь точил его сердце» (Николай Гоголь).

В рамках данной метафоры «сердце» выступает целевым доменом, а «червь» — исходным доменом.

Далее сравнение «точил, как червь» является проявлением третьего элемента метафоры, а именно сопоставлением доменов.

А понимание (читателем) эмоционального окраса состояния героя произведения (его подавленность и эмоциональные переживания) — это четвёртый элемент, а именно следствие метафоры.

Типы и примеры метафор

Метафоры можно разделить на несколько типов в зависимости от их структуры и функции.

При этом (концептуально) метафоры разделяют по типу воздействия на адресата (читателя / слушателя) на диафору и эпифору[17].

Диафора — это тип контрастной и эмоционально сильной метафоры, вносящей диссонанс и эмоциональное напряжение у читателя / слушателя; пример плакала трава, цветок Луны и прочее:

Эпифора — это тип привычной («стертой») метафоры, потерявший свою эмоциональную силу и больше не вызывающей противоречия у читателя / слушателя; пример: еловая лапа, лес рук и прочее.

Также выделяют классификацию метафор по типу сопоставления[18]:

Структурные метафоры — это тип метафоры, которая предполагает сопоставление двух концептуальных областей; пример: «спор — это война» предполагает сопоставление областей спора и войны.

Ориентационные метафоры — это тип метафоры, которая предполагает сопоставление двух областей / пространственных ориентаций; пример: «счастье вокруг» включает в себя сопоставление между областью счастья и пространственной ориентацией «вокруг».

Онтологические метафоры — это тип метафоры, которая предполагает сопоставление двух онтологических категорий; пример: «время — деньги» предполагает сопоставление категории времени и категории денег.

И классификацию метафор по типу представления[19][20]:

Концептуальные метафоры — это тип распространенной метафоры, которая формируют понимание мироустройства; пример: «спор — это война» формирует понимание того, как в процессе спора будут формироваться и применяться аргументы сторон.

Визуальные метафоры — это тип метафоры, которая отражает классическое сравнение субъектов / объектов метафоры с помощью визуализации (как в статичном, так и в динамичном варианте; с реализацией в физическом и/или виртуальном пространстве); пример: рабочий стол персонального компьютера.

См. также

Примечания

  1. Метафора (определение)
  2. Метафора в литературе. Примеры
  3. Метафоры и их развитие
  4. Взаимосвязь метафор и метонимий в знаковых системах изобразительного искусства
  5. Значение слова «метафора»
  6. Метафора в художественной репрезентации мира
  7. Как использовать метафоры в тексте
  8. Определение термина и примеры метафор
  9. Метафора: определение и история
  10. Слово о полку Игореве / Литературные памятники
  11. Николаев С. Л. «Слово о полку Игореве»: реконструкция стихотворного текста
  12. Что такое метафоры или Почему мы мыслим сравнениями
  13. Когнитивная теория метафорыа: новые горизонты
  14. Философия метафоры
  15. Эскиз теории метафоры
  16. Теория концептуальной метафоры в когнитивной лингвистике
  17. ДВА ВИДА МЕТАФОРЫ
  18. Яркие метафоры примеры. Развёрнутая метафора
  19. Классификация метафор
  20. Что такое визуальная метафора

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!