Семантика

Материал из «Знание.Вики»
Перейти к шаблону «Лингвистика»  Лингвистика
Языки мира
Теоретическая лингвистика
Дескриптивная лингвистика
Прикладная лингвистика
Прочее
Портал:Лингвистика

Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός «обозначающий») — 1) всё со­дер­жа­ние, ин­фор­ма­ция, пе­ре­да­вае­мые язы­ком или какой-либо еди­ни­цей язы­ка (сло­вом, грам­ма­ти­че­ской фор­мой сло­ва, сло­во­со­че­та­ни­ем, пред­ло­же­ни­ем); 2) раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­чаю­щий это со­дер­жа­ние, ин­фор­ма­цию; 3) один из ос­нов­ных раз­де­лов се­мио­ти­ки[1].

История семантической науки

Семантика выделилась в самостоятельную лингвистическую дисциплину, науку о семантических законах сравнительно недавно, в конце XIX века. Её основоположниками считают обычно немецкого учёного X. Рейзига и французского языковеда Мишеля Бреаля (им принадлежит и название этой науки: термин «семасиология» ввёл Рейзиг, а термин «семантика» — Бреаль), у нас — М.М. Покровского. Бреаль выпустил в Париже в 1897 году труд под названием «Essai de semantique», где термин «семантика» был впервые введён в научный обиход. Наряду с ним, широко использовался также термин «семасиология», который употреблялся в качестве его синонима в трудах русских и немецких учёных до конца 1950-х годов. В настоящее время термин «семасиология» употребляется как синоним лексической семантики[2].

Однако вопросы, относящиеся к ведению семантики, ставились и, так или иначе, решались уже в древнейших из известных нам лингвистических традиций. Ведь одной из главных причин, заставляющих нас обращать внимание на язык, является непонимание того, что обозначает обращённое к нам устное или письменное высказывание (текст) или какая-то его часть. Поэтому в изучении языка толкованию отдельных знаков или целых текстов — одному из важнейших видов деятельности в области семантики издавна принадлежало важное место. Так, в Китае ещё в древности создавались словари, содержавшие толкования иероглифов. В Европе античные и средневековые филологи составляли глоссы, то есть толкования непонятных слов в памятниках письменности. По-настоящему бурное развитие лингвистической семантики началось с 1960-х годов; в настоящее время она является одним из центральных по своему значению разделов науки о языке[3].

До конца XIX века вопросы семантики были объектом философии, логики, риторики, грамматики и лексикографии. Особенно глубокий анализ содержательной стороны языка (лексических и грамматических значений) можно найти в трудах В. Гумбольдта и А. А. Потебни[2]. Для это­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны вне­дре­ние в семантику об­щих прин­ци­пов кон­крет­но-ис­то­рического срав­нительного ис­сле­до­ва­ния и по­пыт­ка фор­му­ли­ро­ва­ния ис­то­рических за­ко­нов семантики. По­кров­ский сфор­му­ли­ро­вал сле­дую­щие основные по­ло­же­ния: 1) за­ко­ны семантики вы­яв­ля­ют­ся не в отдельных сло­вах, а в груп­пах и сис­те­мах слов, в «по­лях слов»; 2) эти груп­пы — двух ро­дов: объ­е­ди­не­ния внут­ри­язы­ко­вые (или, в современной тер­ми­но­ло­гии, сиг­ни­фи­кат­ные) и объ­е­ди­не­ния вне­язы­ко­вые, по пред­мет­ным об­лас­тям (например, по­ня­тия «яр­мар­ка», «ры­нок», «иг­ры и зре­ли­ща»).

Срав­ни­тель­но-ис­то­рический под­ход раз­ви­вал­ся и в XX веке, главным образом в свя­зи с изу­че­ни­ем эти­мо­ло­гии. Уни­вер­саль­но-син­так­сический под­ход, в рам­ках это­го эта­па толь­ко на­ме­чен­ный, по­лу­чил пол­ное раз­ви­тие позд­нее.

В 1920-х годах на­чал­ся син­так­ти­ко-се­ман­ти­че­ский (ло­ги­ко-се­ман­ти­че­ский) этап раз­ви­тия семантики, от­ли­чаю­щий­ся её сбли­же­ни­ем с ло­ги­кой и фи­ло­со­фи­ей, ори­ен­та­ци­ей на син­так­сис. Его основные тео­ре­тические по­ло­же­ния сле­дую­щие:

1. Объ­ек­тив­ный мир рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­во­куп­ность про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий («фак­тов»), со­от­вет­ст­вен­но основной еди­ни­цей семантики при­знаёт­ся не сло­во, а вы­ска­зы­ва­ние о фак­те — пред­ло­же­ние.

2. Не­ко­то­рые сло­ва язы­ка име­ют не­по­средственные «вы­хо­ды» к вне­язы­ко­вой ре­аль­но­сти, они оп­ре­де­ли­мы в тер­ми­нах на­блю­дае­мых пред­ме­тов или фак­тов; например, «лес», «шу­меть», «де­ти», «гу­лять» («лес шу­мит», «де­ти гу­ля­ют»). Другие сло­ва и вы­ра­же­ния оп­ре­де­ли­мы толь­ко че­рез их внут­ри­язы­ко­вые пре­об­ра­зо­ва­ния, со­вер­шаю­щие­ся по­сред­ст­вом пред­ло­же­ния; например, «шум», «про­гул­ка» оп­ре­де­ли­мы че­рез «шум ле­са», «про­гул­ка де­тей» и в ко­неч­ном счё­те сво­димы к «лес шу­мит», «де­ти гу­ля­ют».

3. Для по­след­них главными приё­ма­ми ана­ли­за яв­ля­ют­ся ха­рак­тер вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния та­ких слов и вы­ра­же­ний в пред­ло­же­нии и в ре­чи во­об­ще (их ди­ст­ри­бу­ция), а так­же их вза­им­ные пре­об­ра­зо­ва­ния — транс­фор­ма­ции, пе­ри­фра­зы, функ­ции.

4. Опи­са­ние пер­вич­ных, ис­ход­ных зна­че­ний, к ко­то­рым сво­ди­мы ос­таль­ные, со­став­ля­ют осо­бую за­да­чу — т. н. ус­та­нов­ле­ние «се­ман­тических при­ми­ти­вов».

Эти язы­ко­ведческие воз­зре­ния пер­во­на­чаль­но воз­ник­ли в анг­ло-американском язы­ко­зна­нии, где ока­за­лись тес­но свя­зан­ны­ми с об­щей эво­лю­ци­ей ло­гического по­зи­ти­виз­ма[1]. В ран­ний пе­ри­од, свя­зан­ный с ло­гическим ато­миз­мом, пре­об­ла­да­ло стрем­ле­ние ус­та­но­вить не­ко­то­рые «пер­вич­ные», «ядер­ные» и т. п. вы­ра­же­ния, от ко­то­рых мож­но бы­ло бы про­из­во­дить пу­тём различных транс­фор­ма­ций другие вы­ра­же­ния (Б. Рас­сел, Л. Вит­ген­штейн). В бо­лее позд­ний пе­ри­од (1950-70-е гг.), свя­зан­ный с ло­гическим ана­ли­зом, ус­та­но­вил­ся взгляд на «зна­че­ние как упот­реб­ле­ние» (Вит­ген­штейн, А. Дж. Ай­ер, У. Ку­айн, Дж. Сёрл, П. Стро­сон, З. Венд­лер и др.). Су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь ме­ж­ду этим ут­вер­жде­ни­ем и по­ня­ти­ем ди­ст­ри­бу­ции в семантике у американских лин­гвис­тов: зна­че­ние сло­ва есть со­во­куп­ность его ок­ру­же­ний другими сло­ва­ми, со­вме­ст­но с ко­то­ры­ми дан­ное сло­во встре­ча­ет­ся при его ис­поль­зо­ва­нии в язы­ке. Ди­ст­ри­бу­тив­ный ана­лиз зна­чений про­дол­жа­ет ис­поль­зо­вать­ся, не­смот­ря на ог­ра­ни­чен­ность из­ло­жен­но­го по­ни­ма­ния зна­че­ния[1].

К началу 1970-х годов, главным образом в отечественном язы­ко­зна­нии, ус­та­но­вил­ся ком­плекс­ный под­ход к се­ман­тического яв­ле­ниям. С од­ной сто­ро­ны, ис­сле­ду­ют­ся объ­ек­тив­ные, вне­язы­ко­вые, де­но­тат­ные свя­зи зна­ков язы­ко­вых, вы­ска­зы­ва­ний, от­ра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­сти в их семантике, для че­го при­ме­ня­ют­ся осо­бые ме­то­ды в ра­бо­тах Ю. Н. Ка­рау­ло­ва, Л. А. Но­ви­ко­ва, А. А. Уфим­це­вой, М. А. Крон­гау­за и др. С другой сто­роны, ис­сле­ду­ют­ся их внут­ри­язы­ко­вые свя­зи (ме­то­да­ми транс­фор­мационного и ди­ст­ри­бу­тив­но­го ана­ли­за, пе­ри­фра­зи­ро­ва­ния) в ра­бо­тах В. А. Зве­гин­це­ва, Ю. Д. Ап­ре­ся­на (и мо­с­ков­ской се­ман­ти­че­ской шко­лы), Н. Д. Ару­тю­но­вой, Е. В. Па­ду­че­вой (и сто­рон­ни­ков соз­дан­но­го ею на­прав­ле­ния се­ман­тических ис­сле­до­ва­ний), О. Н. Се­ли­вёр­сто­вой и др. При этом основной ори­ен­та­ци­ей ста­новит­ся ана­лиз не аб­ст­ракт­но­го, изо­лированного пред­ло­же­ния, а рас­смот­ре­ние пред­ло­же­ния в ре­аль­ной ре­чи, в диа­ло­ге или тек­сте, с учё­том праг­ма­ти­ки язы­ка. Про­дол­жа­ют­ся ис­сле­до­ва­ния т. н. грам­ма­тической семантики, главным образом семантика мор­фо­ло­гических форм (А. В. Бон­дар­ко, Т. В. Бу­лы­ги­на, Ю. П. Кня­зев и др.). По­ис­ки «се­ман­тических при­ми­ти­вов» ос­та­ют­ся са­мо­сто­ятельной за­да­чей семантики (например, ра­бо­ты А. Веж­биц­кой)[1].

Предмет и задачи семантики

Предмет семантики определяется по-разному в различных семиотических и лингвистических концепциях, однако эти различия определяются, прежде всего, самим определением знака и представлением о той реальности, которая обозначается. Семантика, как правило, рассматривается в рамках междисциплинарной области исследований знаков и знаковых систем семиотики совместно с двумя другими её разделами: синтактикой и прагматикой. Первая из них изучает отношения знаков между собой (синтаксис), вторая — отношения между знаками и производящими и интерпретирующими их субъектами, тогда как семантика рассматривает знаки в их отношении к обозначаемым (не имеющими знаковой природы) объектам[4].

Задачи семантики:

  • семантическое описание единиц языка и речи;
  • осмысление методов науки и её теоретического и понятийного аппарата;
  • исследование связи семантики с различными феноменами и понятиями;
  • изучение особенностей использования языка в той или иной функции;
  • изучение связи семантики языка с «внешними» явлениями: культурой и мышлением.

Разделы семантики

Объектом семантики является содержательная сторона значимых единиц языка, то есть их значение. Поскольку мельчайшей значимой' единицей языка признается морфема, то в сферу интересов семантики попадают единицы всех уровней от морфемы и выше, и тем самым се­мантика оказывается тесно связанной с тремя традиционно выделяемыми дисциплинами академического лингвистического цикла: морфологией, лексикологией и синтаксисом.

Единицы разных уровней языка естественно обладают разными ти­пами содержания, и соответственно внутри единой дисциплины семан­тики могут быть выделены такие разделы, как морфемная семантика, лек­сическая семантика, синтаксическая семантика (семантика предложения). Так, части речи в морфологии обычно определяются со ссылкой на семантические свой­ства слов, составляющих данный класс (ср. традиционное определение имени существительного как части речи, обозначающей предмет (суб­станцию) и выражающей это значение в определённых грамматических категориях)[5].

Описание грамматических категорий также включает в себя в качестве обязательного компонента описание общего значения катего­рии и частных значений, выражаемых их формальными показателями — значений падежей, глагольных времен, видов, залогов и т. п.

В синтак­сисе описывается общее значение членов предложения и разнообразных синтаксических конструкций, рассматриваются семантические эффекты, которые возникают по причине изменения порядка слов в предложении, дается характеристика значения некоторых разрядов служебных слов, например, союзов, частиц и т. п. Однако и в морфологии, и в син­таксисе в фокусе внимания оказываются прежде всего сами языковые средства и способы, которые язык использует для оформления и выра­жения мысли, а не их содержательная сторона. Наиболее семантически «нагруженной» из традиционных лингвистических дисциплин является лексикология, включающая разделы, посвящённые природе лексическо­го значения, семантическим отношениям, связывающим слова в лек­сической подсистеме языка и некоторым другим вопросам лексической семантики[5].

Таким образом семантика служит необходимым дополнением к традиционным лингвистическим дисциплинам, поскольку в её рамках фокус внимания переносится с язы­ковых средств и способов, принадлежащих каждому из уровней языка, на выражаемое с их помощью значение, которое становится объек­том углубленного изучения.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Семантика. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 21 апреля 2024.
  2. 2,0 2,1 История семантики. azon.market. Дата обращения: 21 апреля 2024.
  3. История семантики. Дата обращения: 21 апреля 2024.
  4. Семантика. Гуманитарный портал. Дата обращения: 21 апреля 2024.
  5. 5,0 5,1 Место семантики в кругу традиционных лингвистических дисциплин. studfile.net. Дата обращения: 21 апреля 2024.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!