Психолингвистика

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Междисциплинарные аспекты современной психолингвистики
Междисциплинарные аспекты современной психолингвистики

Психолингви́стика (англ. psycholinguistics) — наука, междисциплинарная отрасль психологии и лингвистики, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности[1], отношение языка к мозгу[2]. Предметом изучения психолингвистики выступает также язык как основное средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности и функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации. Алексей Алексеевич Леонтьев[3] выделяет в качестве предмета психолингвистики соотношение личности с речевой деятельностью и языком как моделью, структурирующей образ мира человека. Объектом исследования психолингвистики выступают: человек как субъект речевой деятельности и носитель языка, процесс общения, коммуникации в человеческом обществе (основным средством осуществления которого и выступает речевая деятельность), а также процессы формирования речи и овладения языком в онтогенезе (в ходе индивидуального развития человека)[3].

Исследовательские методы психолингвистики

В соответствии с классификацией методов научного познания Бориса Герасимовича Ананьева[4], в психолингвистике используются организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные методы исследования[5].

Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования.Леонтьев А. А.

Организационные методы исследования

К организационным методам относятся:

  • сравнительный метод;
  • лонгитюдный;
  • комплексный.

В сравнительном методе или методе «поперечных срезов» сопоставляются различные группы испытуемых (например, с нормой или патологией речи, дети дошкольного и младшего школьного возраста) или различные аспекты речевой деятельности (например, восприятие, порождение речи, чтение, письмо, внутренняя речь). Лонгитюдный метод или метод «продольных срезов» предусматривает длительное исследование тех или иных компонентов речевой деятельности. Такое исследование занимает от 5 лет и чаще всего направлено на изучение усвоения языка детьми разного возраста. Комплексный метод исследования соединяет в себе особенности сравнительного и лонгитюдного — в таком случае сопоставляются особенности речевого развития или восприятия речи представителей различных возрастных групп одновременно (параллельно)[4].

Эмпирические методы исследования

К эмпирическим методам относят:

Методы обработки и интерпретации результатов исследования

К методам обработки чаще всего относят методы математической статистики — различные статистические критерии, корреляционный, факторный, кластерный анализ и другие. Методы интерпретации зависят от теоретических и методологических основ исследования, например, интерпретация результатов в позитивистской парадигме будет отличаться от таковой в гуманистической или феноменологической[4].

История возникновения психолингвистики

Клод Ажеж в своём труде «Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки» пишет[6]:

Если мы и вправе называть человека Homo sapiens, то прежде всего потому, что он есть Homo loquens, человек говорящийКлод Ажеж, Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки: перевод с французского. М.: Едиториал УРСС, 2003. — С. 12.

Важную роль в формировании психолингвистики как самостоятельной отрасли психологии и лингвистики внесли труды Льва Семёновича Выготского — создателя отечественной школы психологии. Он писал о взаимосвязи процессов мышления и речи[7] и рассмотрел фазы процесса порождения речи: сначала возникает мотивация, затем мысль, после этого — опосредование мысли во внутреннем плане (сейчас говорят о внутреннем программировании речевого высказывания), после этого — опосредование мысли в значениях слов, последняя фаза — акустико-артикуляционная реализация речи (высказывание)[7].

Александр Романович Лурия внёс вклад в исследование афазий — речевых нарушений, связанных с органическим поражением «речевых зон» коры головного мозга. Психологическая концепция речи как высшей психической функции изложена в его работе «Язык и сознание»[8].

Термин «психолингвистика» впервые предложил Н. Пронко в 1946 году[9]. Как самостоятельная наука психолингвистика оформилась в 1953 году благодаря американским психологам —Чарльзу Осгуду и Джону Кэрроллу. Лингвисту, литературоведу и этнографу —Томасу Сибеоку[10].

Основные разделы психолингвистики

В современной психолингвистике можно выделить две основные области исследований: одна из них ориентирована на моделирование речевой деятельности и речевого общения, вторая — прежде всего на моделирование языковой способности и на речевую деятельность. В рамках второй области в психолингвистике в свою очередь выделяются два направления теоретических и экспериментальных исследований: психосемантика (Виктор Фёдорович Петренко[11], Александр Георгиевич Шмелёв[12] в и другие) и семантика речи[2]; исследование внутреннего лексикона человека как субъекта речевой деятельности (Александра Александровна Залевская[13] и другие).

В современной психолингвистике рассматриваются этнопсихолингвистика, неопсихолингвистика, или психолингвистика личности, психолингвокультурология и когнитивная лингвокультурология[14].

Возрастная психолингвистика (онтолингвистика)

Данный раздел психолингвистики исследует проблемы речевого онтогенеза, то есть речевое развитие ребёнка, детское словотворчество, становление языковой личности школьника[15]. «Феномен Маугли» свидетельствует о том, что речь формируется и развивается только в социальной среде. Однако в пользу существования наследственных механизмов овладения речью ребенком свидетельствуют особенности развития младенца, прежде всего, наличие стадий гуления и лепета. Гуление представляет собой вокализации, необходимые для разминки и тренировки речевого аппарата, подготовки его к дальнейшему овладению звуковой речью. Этих стадий нет ни у каких высших животных.

Этнопсихолингвистика

Этнопсихолингвистика изучает, как национальные особенности мышления и поведения реализуются в языке и отражаются в нём[16]. Проблема взаимоотношения языка и культуры в этнопсихолингвистике связана с гипотезой лингвистической относительности Эдуарда Сэпира и Уорфа. Также этнопсихолингвистика исследует билингвов, рецептивный, репродуктивный и продуктивный билингвизм, языковую аксиологию и другие. Ключевым понятием выступает «языковая личность»[15]. Социальная коммуникация языковых личностей — это интеракция. В реальном общении реализацией интеракции является дискурс — речевое произведение, представляющее собой отрезок «живой речи». Его можно рассматривать как арену, на которой происходит взаимодействие собеседников.

Этнопсихолингвистика, использующая свой терминологический аппарат и методологию исследования этнического языкового сознания, способна дать ответ на вопрос: чем обусловливается неповторимость, непохожесть различных этнических культур? Центральным понятием современной этнопсихолингвистики является понятие «языковое сознание»[14], введенное в научный обиход Евгением Фёдоровичем Тарасовым[17] и Татьяной Николаевной Ушаковой[18].

Патопсихолингвистика

Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности[16]. Выделяют три направления исследований когнитивно-речевых нарушений:

  1. связанных с периодом их внутриутробного, интранатального или раннего постнатального развития[19];
  2. вызванных возрастными изменениями;
  3. вызванных перенесенным заболеванием или полученной травмой головного мозга.

Патопсихолингвистика — отрасль психолингвистики, изучающая нарушения речи при психопатиях, локальных повреждениях мозга, дисфункции сенсорных систем (например, при глухоте, слепоте, глухонемоте), умственной отсталости, возрастных и других дегенеративных изменениях.

Судебная психолингвистика

Судебная психолингвистика помогает в решении ряда задач юридической психологии: анализ свидетельских показаний, текстов допросов, анонимных текстов, содержащих угрозы благодаря методам реконструкции личности, которая стоит за текстом[16].

Психолингвистика и искусственный интеллект

У человека есть естественный язык и самостоятельно накопленный жизненный опыт, каждая из которых представляет собой открытую систему. То есть, обе системы обогащаются и развиваются в процессе жизни и в процессе общения с себе подобными. Кроме того, homo sapiens обладает жизненными целями, им же поставленными, умеет ставить сопутствующие этим целям задачи. Человек, вследствие этого эмоционален и может по-разному реагировать на любые ситуации — радоваться успехам, огорчаться из-за неудач и тому подобное.

И все это стимулирует его жизненный тонус, повышает или снижает его интерес к деятельности и к жизни в целом. А то, что обычно понимают под искусственным интеллектом, абсолютно несамостоятельное и бездушное нечто, которое не может ставить цели и предвидеть результаты своей деятельности, нечто, безразличное проблемам жизни и смерти[15].

Психолингвистика личности

Психолингвистика личности по Ирине Александровне Бубновой, психолингвистическими методами исследует формирование человека говорящего как личности, способной «противостоять манипуляциям и вести себя в соответствии с собственной системой смысложизненных ориентаций в различных ситуациях»[14]. То есть, вопреки мнению Вячеслава Семёновича Стёпина, написавшему, что современная массовая культура создала такие условия для манипуляции сознанием, которые блокируют способность человека рационально воспринимать окружающий мир, превращая и манипуляторов, и манипулируемых в «персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы»[20].

Психолингвокультурология

Данная отрасль психолингвистики изучает культурные смыслы, заключенные в знаках культуры, интерпретации культурного знака, рассматриваемого как «закодированный» текст. Психолингвокультурология решает с помощью психолингвистических методов такие научные задачи:

Психолингвокультурология сосредоточена на исследовании лингвокультуры. Её предмет — словарь и грамматика лингвокультуры, базовая категория — человек говорящий»[14].

Когнитивная лингвокультурология

Данный раздел психолингвистики изучает особые способности личности к языкотворчеству, которое проявляется в создании специфических знаков культурно-языковой природы — фразеологизмов. Центральным в теории смыслообразования фразеологизмов выступает положение о креативном характере перцепции, которая «служит стимулом или источником продуцирования некоего содержания, обладает смыслопорождающим потенциалом»[14].

Интересна макрометафорическая концептуальная модель формирования фразеологизма, согласно которой источником образования конкретного фразеологического образа является перцепция определенной модальности. На базе данного конкретного фразеологического образа создается определенная фразеологическая семантика и, соответственно, фразеологический знак, который имеет статус культурно-языкового знака[14].

Выводы

Психолингвистика относится к системе психологических наук и наиболее тесно связана с общей психологией, психологией личности и когнитивной психологией. Кроме того, психолингвистике близки социальная психология и психология общения, психология развития (возрастная психология) и этнопсихология. Однако ряд исследователей рассматривают психолингвистику как самостоятельную науку, имеющую теоретическое и прикладное значение. Отечественная психолингвистика, а именно, Московская психолингвистическая школа, рассматривает процессы преобразования смыслов — процессы производства речи, её восприятия и понимания (смысловой интерпретации). Центром психолингвистики в России является сектор психолингвистики и теории массовой коммуникации Института языкознания РАН, основанный Алексеем Алексеевичем Леонтьевым в 1958 году. С конца прошлого столетия и до настоящего времени функционирует Международная организация прикладной психолингвистики (International Society of Applied Psycholinguistics, сокращенно ISAPL) со штаб-квартирой в Лиссабоне (Португалия).

Примечания

  1. Глухов В. П. Основы психолингвистики. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
  2. 2,0 2,1 Королева И. В., Лубовский В. И., Ляксо Е. Е., Марковина И. Ю., Михайлова Н. Б., Ружицкий И. В., Стернин И. А., Хухуни Г. Т., Черниговская Т. В., Шаховский В. И. Психолингвистика: учебник для вузов / под редакцией Т. Н. Ушаковой. — М.: ПЕР СЭ, Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 416 с. — ISBN 5-9292-0144-7.
  3. 3,0 3,1 Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — С. 19. — 287 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 381 с.
  5. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — С. 110. — 214 с.
  6. Ажеж К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки / Перевод с французского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 304 с. — ISBN 5-354-00176-5.
  7. 7,0 7,1 Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  8. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 320 с.
  9. Pronko N. H. Language and psycholinguistics: a review. — 1946. — С. 189–239. — ISBN doi:10.1037/h0056729.
  10. Osgood Ch. E. Psycholinguistics: A survey of theory and research problems / Sebeok T. A.. — Baltimore: Waverly Press, 1954. — 212 с.
  11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
  12. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М.: Издательство Московского университета, 1983. — 158 с.
  13. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 349 с.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Бубнова И. А., Зыкова И. В., Красных В. В., Уфимцева Н. В. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о Человеке говорящем / под ред. В.В. Красных. — М.: Гнозис, 2017. — 392 с.
  15. 15,0 15,1 15,2 Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. — М.: Лабиринт, 2001. — С. 274.
  16. 16,0 16,1 16,2 Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2016. — С. 233—260. — 415 с.
  17. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. — 2004. — № 2. — С. 34 — 47.
  18. Ушакова Т. Н. Языковое сознание и принципы его исследования // В сборнике: Языковое сознание и образ мира. — 2000. — С. 13—23.
  19. Игишева Л. Н., Нечаева И. А., Румянцева А. А., Шот Ю. С. Становление клинической лингвистики: основные направления исследований когнитивно-речевых нарушений // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки : Сборник статей. — 2022. — Т. 6, № 4 (24). — С. 277—284.
  20. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. — М.: Гардарики, 2006. — С. 101.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!