Психодиагностика

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Карточка проективного теста Роршаха
Карточка проективного теста Роршаха

Психодиагностика — отрасль психологической науки[1] и одно из направлений деятельности практического психолога[2], представляющая собой область психологического знания, которая включает как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и исследования индивидуально-психологических особенностей личности и группы, так и сферу практической деятельности психолога[3].

Сущность понятия

Понятие «психодиагностика» предложено Германом Роршахом[4] в 1921 году, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого понятия существенно расширяется: под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, используя этот термин как синоним психологического тестирования[5].

Понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом[5] относится к проективному тесту Г. Роршаха и другим проективным тестам; связывается с оценкой нарушений психической деятельности, отклонений психического развития психологическими средствами; иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

В самом общем виде психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза (А. А. Бодалев, В. В. Столин)[6]. Психодиагностика в работах Б. Г. Ананьева представляет собой обследование человека с целью определения его уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики[7].

Леонид Фокич Бурлачук определяет психологическую диагностику как область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности[5]. В современной психологической литературе можно встретить различные значения понятия «психологическая диагностика»[8]: обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики (А. Анастази); оценка психических свойств конкретного человека по отношению к общим закономерностям, свойствам, раскрытым в системе психологического знания (Ю. М. Забродин); средство изучения личности по её признакам и результатам деятельности (В. В. Подоляк); теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия (Ю. З. Гильбух); учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (В. М. Блейхер, И. В. Крук, Л. Ф. Бурлачук); теория и практика построения и применения метода тестирования (Л. В. Мургулец). Таким образом, психодиагностика из области психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, выросла в отдельную отрасль психологии.

История развития психодиагностики

По мнению Германа Эббингауза, психодиагностика, как отрасль психологии, «имеет долгое прошлое, но короткую историю»[9]. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест. Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX века, создавших первые методики «измерения ума»[10].

В XX веке психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—начала 1930-х гг., под влиянием которого начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением.

Решающий вклад в становлении и развитии психодиагностики был внесен американскими психологами, во многом определившими лицо психологии XX века. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психодиагностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психологам.

В дореволюционной России с начала XX века психологические тесты использовались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 году запретом на применение тестов. Возрождение исследований происходит в СССР в конце 1960-х годов — появляется направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», во многом благодаря усилиям Бориса Герасимовича Ананьева, в то время главы Ленинградской психологической школы.

Леонид Фокич Бурлачук[5] подчеркивает, что история психодиагностики — не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Таким образом, большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов исследования индивидуально-психологических особенностей безотносительно того, являются ли они показателями неблагополучия или отсутствия такового. При этом психодиагностика имеет дело не только с тестами, но также с качественными (нестандартизированными) оценками личности.

Виды и методы психодиагностики

Виды психодиагностики[11]:

  1. Общая психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
  2. Образовательная психодиагностика предназначена для оценки способностей или черт личности с целью измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).
  3. Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного.
  4. Профессиональная психодиагностика используется в целях профориентации (профессиональная ориентация) и профотбора (профессиональный отбор).

Методы психодиагностики бывают организационными, эмпирическими, методами обработки и интерпретации результатов[10]. Так, к организационным методам относят метод продольных срезов (лонгитюдный), метод поперечных срезов (сравнительный) и комплексный, объединяющий в себе элементы первых двух. К эмпирическим методам относят наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседу, анкетирование, опрос, проективные методы. К методам обработки результатов и интерпретации исследования относят методы математической статистики, анализ и нарративные методы.

Основные задачи психодиагностики

К основным задачам психодиагностики в настоящее время можно отнести следующие[3]:

  1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария.
  2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств, в том числе с учётом существующего социального запроса.
  3. Разработка и утверждение нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям.
  4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.
  5. Осуществление исследований в относительно новом направлении психологической науки — праксеологии — направлении, изучающем теоретическое обоснование практического использования психологических тестов.

Понятие нормы в психодиагностике

Особое значение для психодиагностики имеет понятие «норма», которое является ключевым для описания состояния объекта психодиагностики. В психологии отсутствуют единые представления о норме и, соответственно, о соотношении нормы и отклонения. Для практического психолога, устанавливающего психологический диагноз, норма выступает в двух аспектах: социокультурном и статистическом[12]. Социокультурный аспект рассматривает норму как оптимальное состояние объекта психодиагностики, и предполагает не только согласованность компонентов регуляции объекта диагностики между собой, но и наличие определённых связей с окружающей природой и социальной средой, что обеспечивает его выживание и соответствие поведения социальным нормам. В таком понимании используется понятие социокультурный норматив — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Статистический аспект рассматривает норму как исходное начало для сравнения (оценки) получаемых в процессе обследования данных. В биологии, медицине и психиатрии существует представление, согласно которому большинство населения (95 % популяции), обладающее признаками нормы, и незначительное меньшинство (5 %), имеющее признаки отклонений. Опираясь на понимание нормального как типичного, широко распространенного, среднего, вводится понятие «статистическая норма», которая задается посредством среднего показателя или совокупности средних показателей по ряду признаков. Т е. статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства.

Теоретические подходы в психодиагностике

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный»[1]. Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности. Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях[11].

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции[5][6].

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности традиционно образует в основном два типа методик — это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта.  Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты»[6].

В объективном подходе образуются ещё две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определёнными знаниями, умениями, навыками[8].

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, также опросники мнений и опросники-анкеты. Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические[1].

В психодиагностике применяют номотетический и идиографический подходы.

Номотетический    подход предполагает  существование   некоторых общих законов, справедливых  для всех явлений  данной  области исследований.   Применительно  к личности утверждается  реальность  общих черт.  Так, когда  у обследуемого наблюдается, например, тревожность, считается  возможной  разработка некоторой общей  меры этой личностной   черты, которая  позволит распределить  всех людей по степени  ее выраженности.  

Сторонники   идиографического    подхода настаивают  на уникальности, неповторимости  психической организации  отдельной  личности, избегая любых «объективных» (количественных) методик ее исследования. Противопоставленность номотетического и идиографического подходов в зарубежной психологии  личности  — следствие игнорирования   диалектических  связей, существующих  между единичным, особенным   и всеобщим.

В  последние  годы  среди  западных  психологов   растет  неудовлетворенность противопоставлением номотетического  и  идиографического   подходов в изучении личности, отмечается  искусственность такого противопоставления. Предполагается, что интеграция   номотетического   и идиографического  подходов может быть осуществлена  в так называемой   «диалогической модели»  (Hubert, 1988; и др.) взаимодействия   психолога и обследуемого.

Тест как основной инструмент психодиагностики

Тест был, есть и остается основным инструментом психологической диагностики. Тест — это modus operandi психодиагностики с момента её зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу. Под тестом (англ, test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определённую форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности[5].

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов.

Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологический получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности.

Также тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учётом возможностей современной вычислительной техники.

Сегодня наряду с термином «тест» широко применяется термин «методика», который целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые скорее не измеряют её, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Романова Е. С. Психодиагностика : [проблемы диагностических методов, теоретические аспекты психодиагностики, практическая психодиагностика] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. — М.: Питер, 2009. — 400 с. — ISBN 978-5-388-00305-8.
  2. Дубровина И. В. и др. Практическая психология образования : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». — М.: Просвещение, 2003. — 479 с. — ISBN 5-09-011299-1.
  3. 3,0 3,1 Чаликова О. С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты : учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. — 138 с. — ISBN 978-5-7996-2186-5.
  4. Роршах Г. Психодиагностика : Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / пер. с нем. В. И. Николаева. — М.: Cogito centre, 2003. — 318 с. — ISBN 5-89353-089-6.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — СПб.: Речь, 2000. — 440 с.
  7. Головей А. А. Б. Г. Ананьев — выдающийся психолог XX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. — 2008. — № 1. — С. 3—12.
  8. 8,0 8,1 Акимова М. К. [и др.] Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / под редакцией М. К. Акимовой, М. К. Акимовой. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 301 с. — ISBN 978-5-9916-9948-8.
  9. Сосновский Б. А., Каширский Д. В. Тернистый путь психологии к «человеку одушевленному» // Психолог : научный журнал. — 2022. — № 6. — С. 98—110.
  10. 10,0 10,1 Психологическая диагностика: Учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича и Е. М Борисовой. — М. — Воронеж: Московский психолого-социальный институт — НПО «МОДЭК», 2001. — 368 с.
  11. 11,0 11,1 Игнатова Е. С. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. — 94 с.
  12. Арендачук И. В. Психодиагностика: теоретические основы науки. Часть 1.