Психодиагностика

Материал из «Знание.Вики»

Категория: Психодиагностика

Понятие "психодиагностика"

Ключевыми направлениями деятельности практического психолога (практический психолог) являются: психодиагностика, психопросвещение, психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование (И.В. Дубровина).

Психологическая диагностика является особой областью психологического знания, которая представляет собой как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности, так и сферу практической деятельности психолога (психологическая диагностика) [1].

В современной теории психодиагностики все еще имеет место неопределенность её дефиниции и, несмотря на необычайно широкое употребление, не имеет четкого и однозначного определения.

Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования (психодиагностика)[2].

Понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом (психодиагностика)[3]:

* относится к методике Роршаха и другим проективным тестам;

* связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами;

* иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика постановки психологического диагноза (А. А. Бодалев, В. В. Столин)(психодиагностика)[4].

Психодиагностика в работах Б. Г. Ананьева представляет собой обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики.

Л. Ф. Бурлачук определяет психологическую диагностику как область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (психологическая диагностика)[5].

В современной психологической литературе можно встретить различные значения термина «психологическая диагностика» (психологическая диагностика) [6]:

обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики (А. Анастази);

оценка психических свойств конкретного человека по отношению к общим закономерностям, свойствам, раскрытым в системе психологического знания (Ю. М. Забродин);

средство изучения личности по её признакам и результатам деятельности (В. В. Подоляк);

распознавание ранее открытого и имеющего достаточно полное описание явления (А. С. Белкин);

теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия (Ю. З. Гильбух);

учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (В. М. Блейхер, И. В. Крук, Л. Ф. Бурлачук);

теория и практика построения и применения, и, прежде всего, метода тестов (Л. В. Мургулец);

область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.


История развития психодиагностики

По словам Г. Эббингауза, психодиагностика, как и психология, «имеет долгое прошлое, но короткую историю».

Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест(тест) . Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».

В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—начала 1930-х гг., под влиянием которого начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением.

Решающий вклад в становлении и развитии психодиагностики был внесен американскими психологами, во многом определившими лицо психологии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психодиагностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психологам.

В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов. Возрождение исследований происходит в СССР в конце 1960-х гг. – появляется направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», во многом благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, в то время главы Ленинградской психологической школы.

Л. Ф. Бурлачук подчеркивает, что история психодиагностики — это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии.

Таким образом, большинство исследователей признают то, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они показателями неблагополучия или отсутствия такового. При этом психодиагностика имеет дело не только с тестами, но также с качественными (нестандартизированными) оценками личности.


Виды психодиагностики

'Виды психодиагностики (виды психодиагностики)[7]:

  1. Общая психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
  2. Образовательная психодиагностика предназначена для оценки способностей или черт личности с целью измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).
  3. Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного.
  4. Профессиональная психодиагностика используется в целях профориентации (профессиональная ориентация) и профотбора (профессиональный отбор).


Основные задачи психодиагностики

К основным задачам психодиагностики в настоящее время можно отнести следующие (задачи психодиагностики)[8]:

  1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария.
  2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств, в том числе с учетом существующего социального запроса.
  3. Разработка и утверждение нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям.
  4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.
  5. Осуществление исследований в относительно новом направлении психологической науки — праксеологии — направлении, изучающем теоретическое обоснование практического использования психологических тестов.

 

Понятие нормы в психодиагностике

Особое значение для психодиагностики имеет понятие «норма», которое является ключевым для описания состояния объекта психодиагностики.

Исследователи указывают на то, что проблема нормы относится к наиболее сложным вопросам психодиагностики, поскольку в психологии отсутствуют единые представления о норме и о соотношении нормы и отклонения. Для практического психолога, устанавливающего диагноз, норма выступает в двух аспектах: социокультурном и статистическом (понятие нормы)[9].

Социокультурный аспект рассматривает норму как оптимальное состояние объекта психодиагностики, и предполагает не только согласованность компонентов регуляции объекта диагностики между собой, но и наличие определенных связей с окружающей природой и социальной средой, что обеспечивает его выживание и соответствие поведения социальным нормам. В таком понимании используется понятие социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

Статистический аспект рассматривает норму как исходное начало для сравнения (оценки) получаемых в процессе обследования данных.

В биологии, медицине, психиатрии существует представление, согласно которому все человечество делится на огромное большинство (95% популяции), обладающее признаками нормы, и незначительное меньшинство (5%), имеющее признаки отклонений. Опираясь на понимание нормального как типичного, широко распространенного, среднего, вводится понятие «статистическая норма», которая задается посредством среднего показателя или совокупности средних показателей по ряду признаков. Т е. статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства.


Психодиагностический метод и диагностические подходы

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности традиционно образует в основном два типа методик – это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта.  Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты».

В объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, также опросники мнений и опросники-анкеты.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

 

Тест как основной инструмент психодиагностики

Тест был, есть и остается основным инструментом психологической диагностики. Тест — это modus operandi психодиагностики с момента её зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу.

Под тестом (англ, test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности (тест)[10].

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов.

Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологический получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности.

Также тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники.

Сегодня наряду с термином «тест» широко применяется термин «методика», который целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики.

Примечания

[1] Чаликова, О. С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты : учеб. пособие / О. С. Чаликова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 138 с. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54016/1/978-5-7996-2186-5_2017.pdf

[2] Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил.

http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Burlachuk_L.F._Psikhodiagnostika.pdf

[3] Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил.  http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Burlachuk_L.F._Psikhodiagnostika.pdf

[4] Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с. http://my-enu-site.narod.ru/files/OBSCHAYA_PSIHODIAGNOSTIKA.pdf

[5] Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил.  http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Burlachuk_L.F._Psikhodiagnostika.pdf

[6] Арендачук И.В. Психодиагностика: теоретические основы науки. Часть 1. -

https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/09/11/arendachuk_i.v._psihodiagnostika._chast_1.pdf

[7] Игнатова Е. С. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб; 94 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf

[8] Чаликова, О. С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты : учеб. пособие / О. С. Чаликова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 138 с. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54016/1/978-5-7996-2186-5_2017.pdf  

[9] Арендачук И.В. Психодиагностика: теоретические основы науки. Часть 1. -

https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/09/11/arendachuk_i.v._psihodiagnostika._chast_1.pdf

[10] Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил.  http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Burlachuk_L.F._Psikhodiagnostika.pdf