Психодиагностика

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Карточка проективного теста Роршаха
Карточка проективного теста Роршаха

Психодиагностика — отрасль психологической науки[1] и одно из направлений деятельности практического психолога[2], представляющая собой область психологического знания, которая включает как теоретическое направление, разрабатывающее методы выявления и исследования индивидуально-психологических особенностей личности и группы, так и сферу практической деятельности психолога[3].

Сущность понятия

Понятие «психодиагностика» предложено Германом Роршахом[4] в 1921 году, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого понятия существенно расширяется: под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, используя этот термин как синоним психологического тестирования[5].

Понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом[5] относится к проективному тесту Г. Роршаха и другим проективным тестам; связывается с оценкой нарушений психической деятельности, отклонений психического развития психологическими средствами; иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

В самом общем виде психодиагностика — наука и практика постановки психологического диагноза (А. А. Бодалев, В. В. Столин)[6]. Психодиагностика в работах Б. Г. Ананьева представляет собой обследование человека с целью определения его уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики[7].

Леонид Фокич Бурлачук определяет психологическую диагностику как область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности[5]. В современной психологической литературе можно встретить различные значения понятия «психологическая диагностика»[8]: обследование человека с целью определения уровня развития и индивидуально-психологических особенностей его психики (А. Анастази); оценка психических свойств конкретного человека по отношению к общим закономерностям, свойствам, раскрытым в системе психологического знания (Ю. М. Забродин); средство изучения личности по её признакам и результатам деятельности (В. В. Подоляк); теория и практика постановки психологического диагноза, связанные с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия (Ю. З. Гильбух); учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (В. М. Блейхер, И. В. Крук, Л. Ф. Бурлачук); теория и практика построения и применения метода тестирования (Л. В. Мургулец). Таким образом, психодиагностика из области психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, выросла в отдельную отрасль психологии.

История развития психодиагностики

По мнению Германа Эббингауза, психодиагностика, как отрасль психологии, «имеет долгое прошлое, но короткую историю»[9]. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест. Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX века, создавших первые методики «измерения ума»[10].

В XX веке психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—начала 1930-х гг., под влиянием которого начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением.

Решающий вклад в становлении и развитии психодиагностики был внесен американскими психологами, во многом определившими лицо психологии XX века. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психодиагностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психологам.

В дореволюционной России с начала XX века психологические тесты использовались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 году запретом на применение тестов. Возрождение исследований происходит в СССР в конце 1960-х годов — появляется направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», во многом благодаря усилиям Бориса Герасимовича Ананьева, в то время главы Ленинградской психологической школы.

Леонид Фокич Бурлачук[5] подчеркивает, что история психодиагностики — не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Таким образом, большинство исследователей признают, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов исследования индивидуально-психологических особенностей безотносительно того, являются ли они показателями неблагополучия или отсутствия такового. При этом психодиагностика имеет дело не только с тестами, но также с качественными (нестандартизированными) оценками личности.

Виды и методы психодиагностики

Виды психодиагностики[11]:

  1. Общая психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
  2. Образовательная психодиагностика предназначена для оценки способностей или черт личности с целью измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).
  3. Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного.
  4. Профессиональная психодиагностика используется в целях профориентации (профессиональная ориентация) и профотбора (профессиональный отбор).

Методы психодиагностики бывают организационными, эмпирическими, методами обработки и интерпретации результатов[10]. Так, к организационным методам относят метод продольных срезов (лонгитюдный), метод поперечных срезов (сравнительный) и комплексный, объединяющий в себе элементы первых двух. К эмпирическим методам относят наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседу, анкетирование, опрос, проективные методы. К методам обработки результатов и интерпретации исследования относят методы математической статистики, анализ и нарративные методы.

Основные задачи психодиагностики

К основным задачам психодиагностики в настоящее время можно отнести следующие[3]:

  1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария.
  2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств, в том числе с учётом существующего социального запроса.
  3. Разработка и утверждение нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям.
  4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.
  5. Осуществление исследований в относительно новом направлении психологической науки — праксеологии — направлении, изучающем теоретическое обоснование практического использования психологических тестов.

Понятие нормы в психодиагностике

Особое значение для психодиагностики имеет понятие «норма», которое является ключевым для описания состояния объекта психодиагностики. В психологии отсутствуют единые представления о норме и, соответственно, о соотношении нормы и отклонения. Для практического психолога, устанавливающего психологический диагноз, норма выступает в двух аспектах: социокультурном и статистическом[12]. Социокультурный аспект рассматривает норму как оптимальное состояние объекта психодиагностики, и предполагает не только согласованность компонентов регуляции объекта диагностики между собой, но и наличие определённых связей с окружающей природой и социальной средой, что обеспечивает его выживание и соответствие поведения социальным нормам. В таком понимании используется понятие социокультурный норматив — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Статистический аспект рассматривает норму как исходное начало для сравнения (оценки) получаемых в процессе обследования данных. В биологии, медицине и психиатрии существует представление, согласно которому большинство населения (95 % популяции), обладающее признаками нормы, и незначительное меньшинство (5 %), имеющее признаки отклонений. Опираясь на понимание нормального как типичного, широко распространенного, среднего, вводится понятие «статистическая норма», которая задается посредством среднего показателя или совокупности средних показателей по ряду признаков. Т е. статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства.

Теоретические подходы в психодиагностике

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный»[1]. Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности. Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях[11].

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции[5][6].

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности традиционно образует в основном два типа методик — это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта.  Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты»[6].

В объективном подходе образуются ещё две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определёнными знаниями, умениями, навыками[8].

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, также опросники мнений и опросники-анкеты. Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические[1].

Тест как основной инструмент психодиагностики

Тест был, есть и остается основным инструментом психологической диагностики. Тест — это modus operandi психодиагностики с момента её зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу. Под тестом (англ, test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определённую форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности[5].

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов.

Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологический получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности.

Также тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учётом возможностей современной вычислительной техники.

Сегодня наряду с термином «тест» широко применяется термин «методика», который целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые скорее не измеряют её, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Романова Е. С. Психодиагностика : [проблемы диагностических методов, теоретические аспекты психодиагностики, практическая психодиагностика] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. — М.: Питер, 2009. — 400 с. — ISBN 978-5-388-00305-8.
  2. Дубровина И. В. и др. Практическая психология образования : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». — М.: Просвещение, 2003. — 479 с. — ISBN 5-09-011299-1.
  3. 3,0 3,1 Чаликова О. С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты : учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. — 138 с. — ISBN 978-5-7996-2186-5.
  4. Роршах Г. Психодиагностика : Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / пер. с нем. В. И. Николаева. — М.: Cogito centre, 2003. — 318 с. — ISBN 5-89353-089-6.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — СПб.: Речь, 2000. — 440 с.
  7. Головей А. А. Б. Г. Ананьев — выдающийся психолог XX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. — 2008. — № 1. — С. 3—12.
  8. 8,0 8,1 Акимова М. К. [и др.] Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / под редакцией М. К. Акимовой, М. К. Акимовой. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 301 с. — ISBN 978-5-9916-9948-8.
  9. Сосновский Б. А., Каширский Д. В. Тернистый путь психологии к «человеку одушевленному» // Психолог : научный журнал. — 2022. — № 6. — С. 98—110.
  10. 10,0 10,1 Психологическая диагностика: Учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича и Е. М Борисовой. — М. — Воронеж: Московский психолого-социальный институт — НПО «МОДЭК», 2001. — 368 с.
  11. 11,0 11,1 Игнатова Е. С. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. — 94 с.
  12. Арендачук И. В. Психодиагностика: теоретические основы науки. Часть 1.