Тест

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Тест на прочность порошкового покрытия на растяжение.

Тест (англ. test — «испытание, проверка») — это эмпирический общенаучный метод, который применяется для сбора информации о параметрах объекта или явления, представляющих интерес для исследования. Исследуемый объект (систему) подвергают внешнему воздействию и регистрируются состояние изучаемых параметров, сравнивая их с эталонными показателями. Этот метод включает в себя использование специально подобранных процедур, таких как создание формальных правил, разработка алгоритмов, предоставление инструкций, фиксация результатов, измерение, анализ и объяснение полученных данных[1].

Чтобы лучше понять объект исследования, создаётся единая «тестовая батарея» — набор взаимодополняющих тестов, которые помогают составить более точную и полную картину[1].

Результаты теста могут меняться в зависимости от контекста и условий, в которых проводится исследование. Поэтому важно учитывать все факторы, которые могут повлиять на результаты, и стандартизировать условия проведения теста[1].

История развития тестов

Метод тестов был предложен учёными как особый метод познания сравнительно недавно — на рубеже XIX и XX веков. Однако метод тестов имеет долгую предысторию.

Предыстория появления тестов

Во времена Античности, особенно в Древней Греции, система спортивных турниров представляла собой фактически систему тестовых испытаний. Участники соревновались в попарных поединках и одиночных попытках (бег, метание, скачки и т. д.), чтобы определить, кто из них сильнее. Это было похоже на шкалу силы, ловкости, скорости, выносливости и других качеств[2].

Соревновательные тесты отличались от реальных боевых действий тем, что целью было исключить или минимизировать риск смерти участников. Таким образом, создавалась относительно безопасная модель военных сражений. Цель была выявить сильнейших, но сохранить их живыми и боеспособными для участия в реальных битвах. Главный смысл тестовых испытаний заключается в том, что они моделируют реальные ситуации с приближённой точностью. Они не повторяют реальные испытания, но создают условия, приближенные к ним[2].

Таким образом, практическая тестология зародилась как система физических испытаний. Однако со временем логика «тестовых испытаний» распространилась и на умственную деятельность человека. В работах по истории метода тестов, таких как труды Вадима Сергеевича Аванесова, Константина Марковича Гуревича,в числе основоположников научного подхода к тестированию упоминаются авторы психологических тестов на способности и умственный возраст (коэффициент интеллекта), а также первые разработчики педагогических тестов — Джеймс Кеттелл, Альфред Бине, Льюис Термен и Эдвард Торндайк. Хотя сами эти учёные не использовали термин «тестология» в своих работах, их можно считать основателями этой области[2].

Появление метода тестов

Одним из первых изданий на русском языке, в котором используются термины «тестология» и «тестолог», является сборник 1928 года, подготовленный коллективом авторов под руководством Павла Петровича Блонского. Российский психолог Анна Шуберт, написавшая для этого сборника главу «Книжная полка тестолога», также является автором первого русского перевода теста Бине -Симона, выполненного в 1909 году[2].

Развитие российской тестологической науки прервалось в 1936 году, когда вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». В те годы метод тестов был запрещён. Частичная реабилитация метода тестов произошла только в 1970-х годах, когда его рассматривали как частный случай психологической диагностики. Возвращение тестов как научного метода стало возможным после распада СССР, в том числе из-за того, что постановление 1936 года не было отменено[2].

Научный подход к тестированию тесно связан со статистическими методами. Развитие методов обработки результатов тестирования в XX веке стало важным источником для развития методов математической статистики и многомерного анализа данных. Учёные, работающие со статистическими данными, столкнулись с проблемой получения исходных материалов. Такие данные для статистиков стали предоставлять специалисты по тестированию. Многие из них совмещали обе роли — и специалиста по проведению тестирования, и специалиста по обработке статистистических данных. Среди них были Фрэнсис. Гальтон, Чарлз Спирмен, Луис Тёрстоун, Джой Гилфорд, Реймонд Кеттелл, Пол Лазарсфельд[2].

Развитие метода тестов

Новый виток в развитии анализа данных и теории математического шкалирования (калибровки шкал тестовых баллов) был дан работами Георга Раша, опубликованными в начале 1960-х годов.. Появилась шкала логитов, а модель Раша стала основой современной теории тестовых заданий. Она является обязательным элементом университетских курсов по психометрии и теории тестов. Однопараметрический анализ результатов тестирования по модели Раша или двухпараметрический по модели Бирнбаума работают идентичным образом с любыми данными тестирования, собранными психологами, педагогами, социологами, маркетологами или медиками. Таким образом, ко второй половине XX века специалисты, разрабатывавшие тесты в различных областях, описали общие принципы их конструирования, проведения и обработки результатов[2].

На Западе и в России термин «теория тестов» существует и без привязки к термину «тестология». Психологи чаще трактуют его как раздел психометрии (психометрики). Однако Александр Георгиевич Шмелев приводит аргументы против такого сужения понятия «тестология». Замена термина «тестология» на «психометрия» приводит к тому, что значительная часть специалистов в области педагогики, медицины, социологии и оценки персонала фактически не признаёт такие научные требования к качеству тестов, как функциональные параметры надёжности, валидности и репрезентативности тестовых норм (психометрических свойств теста). Эти свойства начинают рассматриваться как важные только для психологических измерений и диагностики способностей и личностных качеств. В то время как не только психологические, но и педагогические и социологические тесты должны обладать этими свойствами[2].

Многие российские специалисты в области измерительных методов контроля качества образования предпочитают использовать термин «педагогическая тестология». Это терминологическое предпочтение побуждает педагогов-учёных и практиков с большим вниманием относиться к разработке и внедрению тестов на основе научного подхода, процедур и критериев. Именно термин «тестология» вводит практику стихийного применения метода тестов в научно-методический контекст[2].

Методология теста

Тестология — это наука, которая изучает создание и применение тестов в различных областях, связанных с поведением и деятельностью людей. Тестология возникла в конце XIX века в рамках английской измерительной школы экспериментальной психологии. Её основоположниками считаются Фрэнсис Гальтон и Джеймс Кэттелл. С тех пор тестология значительно расширилась и стала прикладной междисциплинарной методической теорией. Она находится на стыке психологии, педагогики, социологии, маркетинга, медицины, когнитологии, компьютерных наук и технической метрологии. Все эти области науки и практики обогащают методологический аппарат современной тестологии, а она, в свою очередь, вносит свой вклад в развитие каждой из этих наук[3].

Метод тестов — это стандартизированный и формализованный способ измерения, который позволяет получать количественные результаты. Испытуемые проходят одинаковый набор заданий или схожий набор, выбранный случайным образом из большого набора заданий. Результаты тестирования выражаются в баллах на количественной шкале. Методика тестирования может быть полностью компьютеризирована, что исключает необходимость участия человека-эксперта на любом этапе проведения и обработки тестов[3].

Ключевыми понятиями для общей тестологии являются функциональные параметры, оценивающие качество любой оценочной или диагностической процедуры в любой области их применения. Это параметры надёжности, валидности и репрезентативности[3].

Требования к тесту

  • Стандартизация: все процедуры проведения теста должны быть единообразными, включая подсчет и интерпретацию результатов. Это обеспечивает объективность и сравнимость результатов.
  • Нормировка: необходимо задать стандарт для каждой процедуры. Это может быть количество вопросов, время выполнения теста, критерии оценки ответов и т. д.
  • Надежность: стабильность оценок, получаемых при повторных испытаниях. Тест должен давать одинаковые результаты при повторном проведении.
  • Валидность: соответствие цели и результата тестирования. Тест должен измерять именно то, что он предназначен измерять. Существует несколько видов валидности: логическая, эмпирическая и теоретическая.
  • Достоверность: тест должен быть достоверным, то есть он должен предоставлять точную информацию, что он измеряет.
  • Практичность: тест должен быть практичным и удобным в использовании. Он должен быть понятным и лёгким для выполнения.
  • Эффективность: тест должен быть эффективным, то есть он должен давать результаты быстро и точно.
  • Соответствие этическим нормам: тест должен соответствовать этическим нормам и не нарушать права участников тестирования[1][4].

Области применения тестов

Психология и педагогика

В психологии и педагогике тесты используются для оценки различных аспектов личности человека, таких как его психофизиологические особенности, личностные качества, уровень знаний, умений и навыков. Существуют разнообразные виды тестов, например, тесты на определение уровня интеллекта (IQ), тесты для проверки памяти, внимания, эмоциональной стабильности и многих других характеристик.[5].

В психологии тесты используются для оценки индивидуальных психологических особенностей людей. Они могут быть разных типов[6]:

  • объективные тесты, в которых ответы могут быть правильными или неправильными;
  • субъективные тесты, в которых любой ответ отражает субъективное восприятие тестируемого[6].

Проективные тесты основаны на интерпретации тестируемым неопределённого или слабо структурированного тестового материала[6].

Психопатология

В психопатологической практике тесты используются для выявления психических расстройств, Данным инструментом пользуются врачи психиатры. Например, существуют тесты, которые являются вспомогательным инструментом в определении наличия депрессии, тревожности и другие патологические состояния[5]. Стандартные психологические тесты позволяют уточнить диагноз или выявить предрасположенность к негативным состояниям[7].

Профотбор

В процессе профессионального отбора тесты помогают определить, насколько кандидат соответствует требованиям конкретной профессии. Например, существуют тесты для оценки коммуникативных навыков, технических знаний, организационных способностей и многого другого. В психотехнике тесты также используются для профессионального отбора. Среди них могут быть тесты на скорость реакции, способность концентрировать внимание, аналитические способности и так далее. Эти тесты помогают выбрать наиболее подходящих кандидатов на определённые должности[5].

Образование

В образовании тесты служат для проверки знаний, умений и навыков учеников. Они применяются в разных предметах, таких как математика, языки, история и другие[5].

Во время проведения процедуры пациент в сознании, ему проводятся тесты на наличие тремора

Физиология и медицина

В физиологии и медицине тесты играют важную роль в изучении различных процессов, происходящих в организме. С их помощью можно измерить уровень гормонов, оценить работу сердца, лёгких и других органов[5]. В этих областях тесты применяются для изучения различных физиологических процессов в организме, а также для определения функционального состояния отдельных органов и организма в целом[6].

Спорт

В спорте тесты помогают определить психофизиологические возможности человека в различных видах спорта. Например, можно узнать, насколько он вынослив, силён или гибок[5].

Техника

Здесь тесты используются для проверки правильности работы технических устройств. Они представляют собой контрольные задачи, которые позволяют оценить работу устройства и выявить возможные ошибки или проблемы[6].

Распознавание образов

Это область, где тесты представляют собой набор функционально взаимосвязанных признаков, характеризующих образ или класс. Они используются для анализа и классификации данных с целью определения принадлежности объекта к определённому классу или категории[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А.. — Минск: В. М. Скакун, 1999. — 877 с. — ISBN 985-6235-17-0.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Шмелев А. Г. Тестология. Большая российская энциклопедия (7 сентября 2023). Дата обращения: 4 августа 2024. Архивировано 4 августа 2024 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Шмелев А. Г. Тестология — это не только психометрические тесты // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири : журнал. — 2019. — № 4. — С. 61—75. — ISSN 2307-7018.
  4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуальная лексика. — М.: Новь, 1999. — 535 с. — ISBN 5-89714-013-8.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Акимов В. С., Алексеев Н. Г. Тест / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М.: Большая советская энциклопедия, 1969—1978. — ISBN 5-85270-324-9.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Леонтьев Д. А. Тесты. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 августа 2024. Архивировано 4 августа 2024 года.
  7. Патопсихология – что это и зачем нужна?. Национальный центральный институт развития дополнительного образования (21 марта 2022). Дата обращения: 2 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!