Метод
Ме́тод (от греч. μέθοδος — путь исследования, познания, теория, учение) — в широком смысле это, способ достижения какой-либо цели. Он может быть эмпирическим или теоретическим. В практической деятельности, методы помогают организовать работу, повысить эффективность и достичь поставленных целей. Область применения методов очень широка, они используются в науке, технике, экономике, образовании, искусстве и других сферах деятельности. Они помогают структурировать процессы, упростить решение задач и достичь успеха в различных областях[1].
Функции метода
Основное назначение данного метода заключается в организации и регулировании внутреннего процесса познания или практического преобразования определённого объекта. В связи с этим, метод представляет собой совокупность определённых правил, приёмов, способов и норм познания и действия. Он является системой предписаний, принципов и требований, которые направляют на путь решения конкретной задачи и достижения определённых результатов в конкретной сфере деятельности[2].
Методология
Методология, как общая теория метода, формировалась с целью обобщения и разработки тех методов, средств и приёмов, которые были открыты в философии, науке и других сферах деятельности людей. Исторически проблемы методологии изначально разрабатывались в рамках философии. Сократ и Платон предложили диалогический метод, Френсис Бэкон ввел индуктивный метод, а Рене Декарт — рационалистический метод. Иоганн Готлиб Фихте применил антитетический метод, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Карл Маркс разработали диалектический метод, а Гуссерль — феноменологический метод. Поэтому методология до сих пор тесно связана с философией, особенно с такими её разделами, как гносеология и диалектика. Среди нефилософских дисциплин методология наиболее тесно связана с логикой (формальной), которая направлена на прояснение структуры готовых знаний, на описание их формальных связей и элементов с помощью символов и формул, отвлекаясь от конкретного содержания высказываний и умозаключений. Как отмечал Вригт, формальная логика традиционно занималась концептуальными построениями статического мира с определённой предохранительной мерой[2].
Уровни научного познания
Эмпирический уровень
Эмпирическая степень научного понимания предполагает прямую связь субъекта и объекта, направленную на выявление определённых свойств цвета, размера, запаха и других. Познание осуществляется через наблюдение за объектом, получение информации через органы чувств, специальные приборы (микроскоп, телескоп, термометр). Знание объекта фиксируется и накопляется в виде научного факта, эмпирической закономерности[3].
Методы эмпирического познания:
- наблюдение — одна из методик исследований и познаний, способ получать информацию путём прямой регистрации события и условия их проявления[4];
- измерение представляет собой метод, который состоит в том, чтобы определить количественные значения того или иного свойства, стороны изучаемого предмета или явления, используя специальные технические устройства[5];
- описание;
- сравнение — это методы измерения, где измеряемая величина сравнивается с измеряемой величиной воспроизводимой[6];
- эксперимент является методом эмпирических исследований, который предполагает активное целенаправленное, строго контролируемое вмешательство исследователя в исследованный объект, чтобы выяснить и изучить те или иные его стороны, свойства, связи[5];
- систематизация является упорядоченностью знаний, то есть приводит к системе наблюдений и экспериментальных фактов[6].
Теоретический уровень
Теоретический уровень научного познания — это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли. Методы теоретического познания:
- Идеализация. Идеализация представляет собой мыслимое создание несущественных в реальности предметов и событий, чтобы упростить процесс исследований и построить научные теории.
- Мысленный эксперимент. Мысленное исследование — мысленное действие над объектом познания, несуществующего в реальности, исследовательского процесса.
- Формализация. Формализация является логикой организации содержания научных знаний искусственным языком специальной символикой знаков и формул.
- Теоретическое моделирование. Теоретическая модель — это замена реального предмета аналогом, который выполняется языком или мыслью.
- Анализ и синтез. Анализ представляет собой мысленное разделение целого на отдельные части. Синтез является способом рассуждения и создания нового знания о мире из объединения всех его элементов[7].
Разновидности методов
Аналитический метод
Аналитический метод является направлением научного знания, основой которого является разделение исследуемых систем, процессов или явлений на их составные части, выявление влияния различных частей на все системы, процессы или явления[8].
Дедуктивный метод
Дедуктивный метод. Дедуктивное мышление — вывод, дедуктив и мысль; дедуктивное умозаключение, вид мышления, когда вывод частного предмета или явления производится из общепринятого для истины утверждения. Современный американский психолог Лэнс Джеффри Рипс считает, что метод дедуктивного мышления является основой для решения ментальных задач, поскольку именно его дедуктивный способ мышления позволяет субъектам решать конкретную задачу, поставить цели и ответить на вопросы с помощью необходимой информации, хранящейся в сознании[9].
Диалектический метод
Диалектика является одним из основных философских терминов, значение которых значительно менялось в истории, а в разные времена означало искусство беседы и спора, искусство убедительного пустослова, способа искать истину, методом философского понимания, логичным движением понятий, филологическое учение единства и противостояния бытия, и так далее[10].
Сравнительный метод
Сравнительный метод является одним из наиболее распространённых в различных науках методов. Метод сравнения берёт начало от общенаучной методики аналогии, но в отличие от последней, сравнение предусматривает применение элементов иных методов, в том числе анализа, синтеза, индукции, дедукции, мышления и моделирования[11].
Индуктивный метод
Индукция — это наведение, познавательное действие, с помощью которого выводятся обобщающие их утверждения. В отличие от индукции, где истинность заключения должна следовать истинности посылки, то индуктивные выводы являются только вероятностными и правдоподобными[12].
Интуитивный метод
Важнейшая роль в процессе познавания играет ментальность, сложная вещь. Интуицию относят к иррациональному познанию. В истории философии проблемы интуиции не остались без внимания. В XX веке появился философский феномен — интуитивное учение Анри Бердсона — французского философа. Интуиция является внутренним озарением, духовным видением, наблюдением, наитием, предчувствием; является способностью прямого непосредственного осознания истины без предварительного логического рассуждения и доказательства[13].
Научный метод
Основой метода научной науки является единство её эмпирических и теоретических сторон. Они связаны друг с другом. Их отрыв или преимущественно развитие одного за счёт другого заставляет закрыть путь для правильного понимания природы — теория оказывается бессознательной, опыт слепой[14].
Обобщённый метод
Обобщение является методом, приёмом познания, при котором установлены общие свойства и особенности объекта. Операция осмысления осуществляется путём перехода от частной или менее общей концепции[15].
Экспериментальный метод
Эксперимент — пробный, опытный, метод знания; тип эксперимента, обладающий целенаправленным исследовательским характером и осуществляемый в специально установленных, воспроизводимых условиях путём их контролируемых изменений[16].
Философские методы
Философия, которая определяет высшие уровни абстрагирования знания — это философия, которая определяет высшие уровни абстрагирования знания и относится к нему:
- Диалектическая методика в философии является мыслительным процессом, который рассматривает тесную связь событий и явлений, изучает закономерности, а то и противоположность[17].
- Аналитическая философия, основное направление английской философии в XX веке. В широком понимании — определённый философский стиль, который характеризуется такими характеристиками, как точность применяемых терминов, осторожность в философских обсуждениях и дискуссиях[18].
- Метод феноменологии — выявления и описания поля непосредственного смыслового сопряжения сознания с предметом, поля, где горизонты не содержат скрытых, неизвестных как значения сущности. Гуссерль выражает взаимную несовместимость сознания с миром в зависимости от трёх видов взаимосвязей: между вещами и предметами, а также процессами внутреннего мира, между психическим актом и состоянием, а также между смыслом[19].
- Герменевтический метод в философии — толкование текста или интерпретация некоторых событий и явлений через философский анализ. Благодаря герменевтике философия способна истолковывать пределы культурных значений, наблюдая за окружающей реальностью через культуры. Саму культуру можно рассматривать как совокупность главных сочинений[17].
Примечания
- ↑ Метод . БРЭ. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 448 с.
- ↑ Уровни и методы научного познания . ЯКласс. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Наблюдение (метод познания) . Fandom. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Научные методы и критерии научности . Центр дистанционного обучения КрасГАУ. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Теоретические методы исследования . Российская электронная школа. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Уровни научного познания: эмпирический и теоретический . Prezi. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Сравнение аналитического и системного подходов . Fandom. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Дедуктивное мышление . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Диалектика . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Компаниец Т.А., Фирсова Е.В. Сравнительный метод в принятии управленческих решений // Российская академия естествознания.
- ↑ Индукция . БРЭ. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Интуитивное познание . Студопедия. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Ануфриева А. Г., Копылов А. Б., Головин К. А. Методы и методология научного познания // Известия Тульского государственного университета. Технические науки : Журнал. — 2021. — С. 279.
- ↑ Назаров И. В., Новикова О. Н. Методология научного исследования. — Екатеринбург: УГЛТУ, 2014. — 43 с.
- ↑ Эксперимент . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ 17,0 17,1 Основные методы философии . Познайка.Орг. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Аналитическая философия . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Феноменология // Знание.Вики : Сайт.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |