Диалектика
Диалéктика (др.-греч. διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» от διά «через; раздельно» + λέγω «говорю, излагаю») — философское учение, которое исследует общие законы развития природы, общества и мышления через взаимодействие и противоборство противоположностей. Она также представляет собой метод познания и изменения реальности, основанный на единстве и конфликте противоположностей[1].
Цель диалектики
Цель диалектики состоит в том, чтобы определить действительные движения в мире, чтобы мыслить вещи всегда в их действительном движении и взаимосвязи. Суть диалектики заключается в распознавании и выявлении противоречий, взаимоисключающих тенденций и противоположностей во всех явлениях и процессах природы[1].
Диалектика в античности
В античной философии, философы ранней греческой классики исследовали концепцию движения и постоянного становления, представляя космос как завершенное и вечное целое. Гераклит и другие философы выразили идею вечного становления через единство противоположностей. Аристотель относит изучение диалектики к Зенону Элейскому, который анализировал противоречия, возникающие при попытке понять понятия движения и множества[2]. Софисты, вдохновленные философией Гераклита и элеатов, развили чисто отрицательную диалектику, видя относительность человеческого знания в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей[3].
Аристотель различал «диалектику» как науку о вероятных мнениях от «аналитики» как науки о доказательствах. Он также утверждал, что четыре причины (материальная, формальная, движущая и целевая) существуют в каждой вещи неразличимо и тождественно с самой вещью. Платон, следуя элеатам, определял истинное бытие как неизменное и тождественное, но в своих диалогах обосновывал противоречия и различия в мире. Он выделял пять основных категорий бытия: движение, покой, различие, тождество и бытие, утверждая, что бытие содержит в себе противоречия[3].
Диалектика в традиционной китайской философии
В китайской философии диалектика проявляется через уникальные концепции, такие как йин и ян, которые символизируют взаимодействие противоположностей и стремление к равновесию. Древние китайские философы, включая Конфуция, Лао-цзы и Чжуан-цзы, развивали идеи диалектики в своих учениях. Например, Лао-цзы подчеркивал роль противоположностей и их влияние на гармонию и баланс в мире. Чжуан-цзы выразил свои идеи через понятие «не-действия», что указывает на естественное развитие событий без человеческого вмешательства. Эти концепции демонстрируют глубокое понимание противоположностей, их взаимодействия и стремление к гармонии, что является важным аспектом китайской философии.
Диалектика в немецкой классической философии
В немецком классическом идеализме рассматривается действительность не только как объект познания, но и как объект деятельности. Кант развивает диалектические идеи через учение об «антиномиях», но признает, что диалектика разума является иллюзией, которая устраняется, когда мысль ограничивается познанием явлений. Фихте в своем «Наукоучении» разрабатывает «антитетический» метод выведения категорий с диалектическими идеями. Шеллинг, следуя за Кантом, развивает диалектическое понимание процессов природы[4].
В философии Гегеля диалектика играет ключевую роль. Для него диалектика представляет собой переход одного определения в другое, где обнаруживается ограниченность и односторонность этих определений. Диалектика является движущей силой научного развития мысли и обеспечивает внутреннюю связь и необходимость в науке[5].
Основой гегелевской диалектики служит средневековая концепция истории, а именно развитие христианской доктрины Бога и человека. Гегель распространяет свою диалектику не только на общество, но и на природу, основываясь на ключевых идеях христианского понимания связи Бога и человека. Основные принципы гегелевской диалектики сводятся к тому, что все конечное изменчиво и преходяще, переходя в свою противоположность, так как содержит отрицание самого себя[4].
Диалектический материализм
Диалектический материализм подчеркивает первичность материального мира, то есть признает, что материя существует независимо от сознания и определяет его. Идеи, связанные с материальным миром, считаются более фундаментальными, чем идеи или сознание. Диалектический материализм также выделяет всестороннюю связь и постоянное движение различных систем на основе внутренних противоречий и механизмов развития. Принцип диалектики предполагает, что развитие происходит через борьбу противоположностей и преодоление противоречий. Фридрих Энгельс развил эти идеи и назвал эту систему мировоззрением, противопоставляя её идеалистической философии. Эта философия отвергает любое учение, претендующее на статус «науки наук», если оно не связано с практическими задачами и не основано на материалистическом подходе[6].
Термин «диалектический материализм» не использовался самим Карлом Марксом. Он был введен позже, в конце XIX века, Иосифом Дицгеном и активно использовался Георгием Плехановым. Однако Маркс развивал идеи материализма и диалектики, особенно в своем соавторстве с Фридрихом Энгельсом. Маркс использовал диалектический подход Гегеля, но перевернул его, придавая ему материалистическую основу. Он критически отнесся к идеалистическому аспекту гегелевской диалектики и разработал материалистическую интерпретацию диалектики. Маркс также опирался на философский материализм Людвига Фейербаха, который утверждал, что материя является первичной и определяет сознание, а не наоборот. Маркс использовал идеи Фейербаха о материальной основе общественных отношений и критически анализировал идеалистическую философию своего времени. Таким образом, хотя термин «диалектический материализм» не был использован Марксом самим по себе, его работы и разработки легли в основу этой философской концепции, которая была дальше развита другими мыслителями[7].
Диалектика в современности
В XX веке Николай Гартман изучал диалектику как историческую концепцию, а также теоретический подход. Современные философы, такие как Люсьен Сэв и Жан-Мари Бром, сосредотачиваются на диалектике в контексте человеческого действия, отвергая её применение к природе и научным законам. Однако после Второй мировой войны философы, такие как Ричард Левонтин, Стивен Гулд и другие, активно использовали диалектику в своих работах, рассматривая её как объект изучения[8].
В XXI веке философы, такие как Бертелл Олман и Паскаль Шарбонн, вводят диалектику в науку, параллельно с материалистической диалектикой Маркса и Энгельса. Диалектика помогает разрешать противоречия в науке и понимать необычные ситуации, которые возникают в научных наблюдениях и экспериментах[8].
Материалистическая диалектика находит подтверждение в биологии через работы ученых, таких как Ричард Левонтин и Стивен Гулд. Живые организмы, с их физико-химически детерминированным развитием, подвержены постоянным изменениям в метаболизме и эволюции. Эта концепция диалектики природы может быть полезна для понимания эволюционных процессов. Согласно Эваристо Санчес-Паленсиа, диалектика помогает разрешать противоречия в науке и понимать эволюционные явления в различных областях знания. В современных работах ученые пытаются применить диалектику для изучения патриотизма, экономического неравенства и неравноценного обмена в рамках международных отношений совместно с мир-системным анализом Иммануила Валлерстайна[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Корнфорт М. Диалектический материализм. — М.: Советские учебники, 2021. — 488 с. — ISBN 978-5-907435-19-3.
- ↑ Джоадзе Д., Джоадзе Н. История диалектики. Эпоха античности. — Москва: История философии, 2005. — 328 с. — ISBN 5-484-00051-3.
- ↑ 3,0 3,1 Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. — Москва: Мысль, 1982. — 263 с.
- ↑ 4,0 4,1 Гегель Г. Наука Логики. — Москва: ЭКСМО, 2020. — Т. 1. — 816 с. — ISBN 978-5-04-094402-6.
- ↑ Попов М.В. "Наука логики" Г.В.Ф. Гегеля пособие по изучению. — Невинномысск: Невинномысский институт экономики, управления и права, 2021. — 88 с. — ISBN 978-5-94812-177-2.
- ↑ Энгельс Ф. Диалектика природы. — Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1931. — 330 с.
- ↑ Материалистическая диалектика как общая теория развития. Диалектика развития научного знания. — Москва: Наука, 1982. — 2000 с.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Михайлов Ф. Т. Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2010. — Т. Т.2. — 634 с. — ISBN ISBN 978-2-244-01117-3 (Т.2).
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |