Валлерстайн, Иммануил

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иммануил Морис Валлерстайн (Immanuel Maurice Wallerstein)
Immanuel Wallerstein.2008.jpg
Дата рождения 28 сентября 1930(1930-09-28)
Место рождения Нью-Йорк,
США
Дата смерти 31 августа 2019(2019-08-31) (88 лет)
Место смерти Бранфорд,
США
Научная сфера Социология, история, историческая социология, геополитика, экономика
Место работы Колумбийский университет (профессор на факультете социологии), Университет МакГилл (профессор на факультете социологии), Бингемтонский университет (почётный профессор социологии), Йельский университет (ведущий исследователь социологии)
Альма-матер Колумбийский университет в г. Нью-Йорк (бакалавриат — 1951 год, магистратура — 1954 год, докторантура — 1959 год)
Научный руководитель Шведский профессор и либерально-консервативный социолог Ханс Леннарт Зеттерберг (1927 — 2014) и американский профессор и социолог Роберт Стоутон Линд (1892 — 1970)
Ученики Армянский социолог и историк Георгий Матвеевич Дерлугьян (1961), американский социолог и профессор политологии Майкл Хехтер (1943), профессор социологии Джон Ричард Логан (1946) и американский исследователь-социолог Беверли Сильвер (1957)
Известен как Автор теорий мировых систем и мир-системной методологии, критики капитализма и исследований Африки, совершивший научный вклад в экономику, геополитику, историю, политологию, социологию

Иммануи́л Мо́рис Валлерста́йн (28 сентября 1930, Нью-Йорк, США — 31 августа 2019, Нью-Йорк, США) — американский общественный мыслитель, социолог, политолог, историк, экономист, философ неомарксистского направления, один из основателей мир-системной методологической теории и один из известных критиков капиталистической системы мира[1].

Биография

Иммануил Морис Валлерстайн родился 28 сентября 1930 года в Нью-Йорке в семье эмигрировавших польских евреев из Галицкой области Австро-Венгерской империи: исповедовавший мозаичную религию студент-медик Морис (Менахем) Лазар Валлерстайн, родившийся 24 января 1890 году в городе Розвадов, Тарнобжегского района в Галиции, и Сара Гюнсберг, родившаяся 2 декабря 1895 году в городе Горлица, в Галиции, переехали из этого конфликтного региона из-за начавшейся Первой мировой войны в Берлин, в столицу Германской империи, где заключили брак в 1919 году. В 1923 году семья эмигрировала в Нью-Йорк, в Соединённые Штаты Америки, где родился второй по счёту ребёнок Иммануил (первый родился в 1919 году — Соломон, будущий известный американский психоаналитик)[2]. Выросший в интеллектуальной семейной атмосфере, Иммануил Валлерстайн впервые заинтересовался мировой политической обстановкой будучи подростком[3]:

«Полагаю, я начал этот поиск, когда учился в средней школе, которая находилась в Нью-Йорке во время Второй мировой войны. Моя семья была очень политически сознательной, и мировые дела всегда обсуждались у нас дома. Борьба с нацизмом была нашей главной заботой задолго до Перл-Харбора. Мы также прекрасно осознавали великий раскол в мировых левых, раскол между Вторым и Третьим Интернационалами. Даже в приглушенной атмосфере единства, вызванной военным временем, проблемы, разделявшие два Интернационала, были заметны, и для меня они нашли отражение на местном уровне в политических разногласиях в штате Нью-Йорк между Либеральной партией и Американской лейбористской партией»

Поступил в Колумбийский колледж в городе Нью-Йорк в 1947 году: в 1951 году получил степень бакалавра, в 1954 году получил степень магистра, защитив магистерскую диссертацию о маккартизме как социальном феномене американской политической культуры (на определение темы диссертации повлияло окончания Корейской войны и антикоммунистические настроения в американском обществе), и в 1959 году получил степень доктора философии, защитив диссертацию под руководством профессора и шведского либерально-консервативного социолога Ханса Леннарта Зеттерберга (1927 — 2014) и американского профессора и социолога Роберта Стоутона Линда (1892 — 1970). Активно посещал публичные собрания Американского комитета ветеранов (AVC) в кампусе на первом курсе, на которых Иммануил Валлерстайн сформировал собственное видение проблемы левого движения[3]:

«С политической точки зрения это создало для меня множество дилемм, с которыми мне приходилось бороться до сих пор. В интеллектуальном плане это привело меня к вопросу, который я разрабатывал в своих работах на протяжении многих лет, о природе того, что я стал называть антисистемными движениями, и о том, как их деятельность была структурирована системными ограничениями, от которых они никогда не могли полностью освободиться. Короче говоря, я начал историзировать движения не только для того, чтобы лучше понять, как они пришли к тому, что делали, но и для того, чтобы лучше сформулировать политические варианты, которые действительно были доступны в настоящем»

Параллельно с обучением в Колумбийском университете Иммануил Валлерстайн учился в Оксфордском университете с 1955 по 1956 год, в Свободном Брюссельском университете, в Парижском университете 7 имени Дени Дидро и Национальном автономном университете Мексики. В период с 1951 по 1953 год Иммануил Валлерстайн служил в армии Соединённых Штатов[3].

Первый «исторический» период: Африканистика, 1951—1973 годы

В 1951 году Иммануил Валлерстайн участвовал в Международном молодёжном конгрессе, на котором участвовали делегаты из Африки: политические руководители, общественные деятели, учёные и другие. В 1952 году участвовал в очередном конгрессе по африканистике, проходящий в городе Дакар, в Сенегале, где столкнулся с политическим движением за независимость в французских колониях Западной Африки[3]:

«Я решил сделать Африку центром своих интеллектуальных забот и своих усилий солидарности. Поскольку я владел французским языком и благодаря этим ранним контактам я стал одним из немногих ученых, которые изучали Африку, преодолевая европейские языковые барьеры»

В 1955 году Иммануил Валлерстайн получил стипендию Фонда Форда и для изучения Африки и написания диссертации, в которой учёный сравнивал Золотой берег (Гана) и Берег Слоновой Кости с позиций роли добровольных ассоциаций в подъёме националистических движений в обеих странах. С момента написания данной диссертации Иммануил Валлерстайн считал себя африканистом, и в последующие десятилетия посвятил себя изучению колониальной Африки[3]:

«Если мои интеллектуальные поиски рано увели меня от знакомых земель моей собственной страны в современную Африку, которая все еще была колонизированным континентом, когда я впервые посетил ее и начал изучать, то это потому, что в 1950-х годах у меня было внутреннее ощущение, что самым важным, что происходило в мире двадцатого века, была борьба за преодоление контроля западного мира над остальным миром. Сегодня мы называем это заботой об отношениях Север‑Юг, или об отношениях ядро-периферия, или о евроцентризме»

Академическая карьера Иммануила Валлерстайна началась в Колумбийском университете, где он был сначала преподавателем-лектором, а затем адъюнкт-профессором социологии с 1958 по 1971 год. Первоначально его основной научной областью изучения, не смотря на то, что он работал на кафедре социологии, являлась африканистика, в частности Индия и колониальная часть Африки. В 1961 году Иммануил Валлерстайн написал свою первую монографию «Africa: the politics of independence and unity»[4]. Уникальность монографии заключается в том, что она была создана в историческом контексте, когда африканские народы стали постепенно обретать свою независимость, и в результате активных поездок учёного и его исследований регионального политического положения африканских стран, ставших на путь антиколониализма. Научная новизна данной монографии обусловлена тем, что Иммануил Валлерстайн проанализировал в динамике современные преобразования бывших колониальных африканских правительств и описал состояние народов, которые ещё не освободились от колониального режима западноевропейских держав, но образовывали единое и масштабное движение за обретение независимости.

Вторая монография «The road to independence: Ghana and the Ivory Coast» была написана Иммануилом Валлерстайном в 1964 году. В своей монографии учёный раскрыл сущность социального и политического развития Ганы и Берега Слоновой Кости: как они прошли путь от колониальных стран до свободных стран запада Центральной Африки. В 1973 году Иммануил Валлерстайн стал президентом Ассоциации африканских исследований (ASA), занимающейся глобальными исследованиями Африканского континента[5].

Второй «исторический» период: Глобализм и создание мир-системной теории, 1973—1989 годы

В 1950-е годы начались предпосылки к тому, чтобы создать новую методологию в изучении мира не только в социологическом, политологическом, но и в историческом аспектах. Это произошло после того, как оценка Иммануилом Валлерстайном относительно господствовавшей в его время «Холодной войны» не совпадала с общим мнением учёных и исследователей. Он рассматривал это время не с позиций борьбы между «тоталитаризмом» и «демократией» или между «буржуазией» и «пролетариатом», а с позиций мировой (глобальной) системы[3]:

«С тех пор я отошел от Африки как эмпирического локуса моей работы, но я считаю, что мои африканские исследования открыли мне глаза как на острые политические проблемы современного мира, так и на научные проблемы того, как анализировать историю современного мира-системы. Именно Африка была ответственна за уничтожение наиболее бессмысленных частей моего образовательного наследия»

Уже к 1970-м годам Иммануил Валлерстайн начал разрабатывать «мир-системный анализ», отталкиваясь от двух важных предпосылок: во-первых, принять мир за «единицу анализа», а «единицей анализа» стала бы «мировая система» или, в более широком понятии, «историческая социальная система»; во-вторых, применять при полном и широком описании исторической социальной системы методы из идеографической и номотетической наук. Данные предпосылки глубоко и широко критиковались научной публикой, из-за чего Иммануилу Валлерстайну потребовалось создать монументальный труд, в котором бы он дал аргументированную стройную теорию относительно «мир-системного анализа»[3]:

«Двумя основными предпосылками моей работы являются мировая система как единица анализа и утверждение, что все социальные науки должны быть одновременно историческими и системными. Ни одна из предпосылок не пользовалась популярностью и не была встречена с энтузиазмом, когда я их аргументировал»
Присуждение докторской степени «Honoris Causa» Иммануилу Валлерстайну, 2011 год
Присуждение докторской степени «Honoris Causa» Иммануилу Валлерстайну, 2011 год

В 1974 году вышел первый монументальный труд «The Modern World-System, vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century» Иммануила Валлерстайна, в котором он не только дал основные положения мир-системной методологии изучения мира, но и привёл целый пласт аргументации оценки исторической социальной системы «долгого» XVI века. В теоретической части Иммануил Валлерстайн подробно расписал своё видение решение исторической проблемы. Во-первых, освещение научной проблемы, погружение в вопрос с целью раскрытия. Иммануил Валлерстайн при разработке миросистемного анализа сумел разработать новый подход к познанию истории: это не только формационный подход, при котором история рассматривается с позиций социально-экономических формаций (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический), не только цивилизационный подход, при котором каждая страна считается уникальной по своей сущности и своим признакам (культура, территориальная общность и т. д.), в связи с чем возникла потребность в изучении отдельной каждой страны, и не только модернизационный подход, при котором считается, что развивающиеся страны будут идти по стопам развитых стран цивилизации. Мир-системный подход заключается в том, чтобы изучать исторический мир в его системной целостности и с позиций эволюции совокупности обществ. Во-вторых, решение научной проблемы и методологическая основа проблемы. Уникальность научной проблемы, который выставил перед собой Иммануил Валлерстайн, является то, что автор, в первую очередь, был эмпириком и выстраивал структуру из эмпирических данных, потому как теории достаточной у него нет. Поэтому решение научной проблемы, заключающаяся в генезисе капиталистического феномена в XVI века, четко не указано и не выстроено, но оно решается на протяжении всей монографии: «Исторические причины того, почему европейский мир-экономика возник в XVI веке и противостоял попыткам трансформации в империю, объяснялись на протяжении всей книги»[1].

Присуждение докторской степени «Honoris Causa» Иммануилу Валлерстайну, 2011 год

В этом ценность подхода Иммануила Валлерстайна — он подчиняет не теоретическим соображениям факты, а, наоборот, первенство в исследованиях отдает фактам и уже от них опирается и описывает происходящее. Нельзя подчинять единой теории процессы, которые по своей дефиниции являются разными: сторонники теории марксизма-ленинизма объясняют появление капитализма из-за кризиса феодальных порядков, увеличивающейся роли рынка и латиноамериканских колонизаторов из Португалии и Испании; сторонники цивилизационного подхода объясняют, что «капитализм» в его классическом понимании не существует, и у каждой страны или цивилизации (с точки зрения социокультурного аспекта) в связи с внутренними факторами (начиная с географических и заканчивая духовными) есть свое специфическое осуществление «капитализма»; сторонники девелопмент-теории говорят об естественном развитии общества, то есть капитализм — это и есть прогресс для человечества, когда оно перешло от аграрного развития к индустриальному[6]. Мир-системный подход описывает генезис капитализма в мелочах, чтобы увидеть полную картину: например, землевладельцы, которые, согласно марксистской теории, должны были идти против капитализма из-за противоречивых позиций, стали постепенно представителями буржуазии, на чьих землях крестьяне принудительно/по найму работали на рынок. Из-за широких исторических деталей по миросистемному подходу границы между феодализмом и капитализмом размываются, из-за чего кажется, что Иммануил Валлерстайн пишет одновременно о генезисе, но одновременно и ни о чем. В-третьих, подтверждение гипотезы или решение теории. Так ли иначе, но ученым сообществом было признано мир-системное движение в науке: создалась целая школа, состоящая из А. Г. Франка, Дж. Арриги, С. Амина, Г. М. Дерлугьяна, А. И. Фурсова, А. В. Коротаева, Б. Ю. Кагарлицкого и др. и изучающая отдельные исторические проблемы с миросистемной методологии, признав основные постулаты, описанные И. Валлерстайном: типология исторических систем (мини-системы, мир-система (мир-империя и мир-экономика)) во времени-пространстве, схема «гегемон—кандидаты на успех—центр—полупериферия—периферия—внешняя сфера», географическое разделение мира и экономические К-циклы.

Иммануил Валлерстайн в 1971 году переехал в Университет Макгилла в городе Монреаль, в Канаде, где он преподавал с 1971 по 1976 год. В 1976 году Иммануилу Валлерстайну была предоставлена уникальная возможность заняться новым направлением исследований, и он стал главой Центра изучения экономики, исторических систем и цивилизации Фернана Броделя при Университете Бингемтона в Нью-Йорке. Центр открылся при издательской поддержке нового журнала «Review», (редактором-основателем которого был Валлерстайн), и подготовил ряд работ, которые «во многом способствовали активизации социологии и родственных ей дисциплин, особенно истории и политической экономии». В 1980 году выпустил следующую монографию, посвященную мир-системному анализу — «The Modern World-System, vol. II: Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 16001750»[7].

Третий «социологический» период: Проблема геополитики и геокультуры в мир-системе, 1989—2003 годы

Иммануил Валлерстайн был выдающимся профессором социологии в SUNY-Binghamton до выхода на пенсию в 1999 году. За свою карьеру Валлерстайн занимал должности приглашенных профессоров в Гонконге, Британской Колумбии и Амстердаме, среди многих других. Он был удостоен множества почетных званий, периодически занимал должность директора ассоциации по исследованиям в Высшей школе социальных наук в Париже и занимал пост президента Международной социологической ассоциации с 1994 по 1998 год[8]. В это время он написал монографию «After Liberalism» (1995 год), в котором раскрывал внутреннюю противоречивость либеральной (в первую очередь, как господствующая), консервативной и коммунистической идеологий[9]. Для того, чтобы понять основный замысел автор, нужно изучить концепцию построения книги: первая часть посвящена политической и экономической истории мира XX века, вторая часть посвящена многоаспектному анализу либеральной идеологии, третья часть посвящена кризисному моменту либерализма и четвёртая часть — кризису социализма. Глава первая рассказывает нам об особенностях фаз экономических циклов (для фазы А характерны защита крупных предприятий от конкурентов и господство державы-гегемона, требующее финансовых затрат, в то время как для фазы В характерны потери потенциала для монополий перед сильными конкурентами и борьба между двумя государствами за новое лидирующее место на фоне угасания гегемона). Циклы капиталистического фундамента лежат в основу всей мир-системной концепции Иммануила Валлерстайна, дабы объяснить, как в рамках экономической картины меняется держава-гегемон, почему государства центра имеют мощный экономический фундамент, а периферии, имея за собой обилие природных ресурсов, нет, и каково положение полупериферийных стран на мировой арене. Именно по этой схеме Иммануил Валлерстайн описал, каким образом Соединённые Штаты стали лидером новой исторической системы: «Соединенные Штаты были господствующей державой в однополярном мир-системе. Их могущество, основанное в 1945 году на необычайно мощном производственном потенциале и на союзе с Западной Европой и Японией, достигло апогея приблизительно в 19671973 годы»[9].

Во второй главе описывается экономическая «фаза В» 19902025 годы, в период которой на фоне угасания Соединённых Штатов коллективная Западная Европа и Япония будут бороться за статус нового гегемона. Причем положение 1990-х годов считается вполне «нормальным», так как на этот период приходится финальная острая субфаза, для которой характерны экономическая внутренняя стабильность стран и разбитие военного паралича в сочетании с финансовыми трудностями. По окончании данной понижательной фазы последует новый период с возможно иным гегемоном или же с новым устройством исторической системы: «После завершения периода бифуркации, скажем, в 2050 или 2075 годы, мы сможем с уверенностью говорить только о нескольких вещах. Мы не будем больше жить в условиях капиталистической мир-экономики… Мы этого не знаем, но это зависит от нас». В третьей главе поставлена проблема: почему Африка, имея огромный политический потенциал (деколонизация 1957, 1960 и 1963 годов), пришла к 1994 году как регион с острыми социальными, экономическими и этническими проблемами. Иными словами, были надежды на то, что африканцы сумеют объединиться, сбросив с себя колонизаторские администрации и исключив политическое влияние со стороны западноевропейских стран, и пойти по пути собственного национального развития, однако на данный момент африканский регион считается криминальным, беднейшим по экономическому уровню и политически недоразвитым регионом во всем мире. В это время он также занимал должность профессора в Нью-Йоркском университете и читал лекции в Колумбийском университете. Аналогичным образом, в 1990-е годы он возглавлял Комиссию Гульбенкяна по реструктуризации социальных наук, целью которой было указать направление социальных научных исследований на следующие 50 лет[9].

Четвёртый «социологический» период: Кризис современной системы знаний и социологии как науки, 2003—2013 годы

С 2000 года до своей смерти в 2019 году Валлерстайн работал старшим научным сотрудником в Йельском университете. Он также был членом Консультативного редакционного совета журнала Social Evolution & History. В 2003 году он получил «Награду за выдающуюся карьеру стипендиата» от Американской социологической ассоциации, а в 2004 году Международный фонд Н. Д. Кондратьева и Российская академия естественных наук (РАЕН) наградили его Золотой медалью Кондратьева. Валлерстайн скончался 31 августа 2019 года от инфекции в возрасте 88 лет[10].

Пятый «политологический» период: Теория неомарксистского движения или критика современной капиталистической системы, 2013—2019 годы

Во время его работы лектором некоторые присутствующие студенты вспоминали его как «спокойного, сдержанного, элегантного мужчину». Принимая критику за свою диссертацию, он обычно был спокоен и собран. А также намекает на тот факт, что он был почти разочарован людьми или аудиторией из-за того, что они не до конца понимали то, что он хотел показать[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Том I. Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейского мира-экономики в XVI веке. / Предисл. Г.М. Дерлугьяна, пер. с англ., редакт., комм. Н. Проценко, А. Черняева. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. — 522 с. — ISBN 978-5-91244-167-7.
  2. Marek Jerzy Minakowski. Wallerstein to Polak, są dokumenty! (ISO 540) // Minakowski.pl : revista. — 2018. — 27 мая.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Immanuel Wallerstein. [en-ru.ru.337621df-66c84349-53e1b076-74722d776562/https/iwallerstein.com/intellectual-itinerary/ The Development of an Intellectual Position] (англ.). New Press (2000). Дата обращения: 23 августа 2024.
  4. Wallerstein, Immanuel Maurice. Africa: the politics of independence and unity. — Lincoln: University of Nebraska Press, 2005. — 492 с. — ISBN 97808032985690803298560.
  5. Immanuel Maurice Wallerstein. The Road to Independence: Ghana and the Ivory Coast. — Mouton: La Haye, 1964. — 200 с. — ISBN 65004491.
  6. Лау Кин Чи. [translated.turbopages.org Очерки памяти Иммануэля Валлерстайна (1930-2019)] (англ.). MRonline (01 сентября 2020 г.). Дата обращения: 1 сентября 2024.
  7. Алан сИКА. "Immanuel Wallerstein". В социальной мысли: от эпохи Просвещения до наших дней (англ.) // Боулдер, Колорадо: Westview Press : Журнал. — 2005. — P. 734—739.
  8. 8,0 8,1 Immanuel Wallerstein. International Sociological Association: PAST PRESIDENTS (англ.) (2014). Дата обращения: 27 августа 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 Валлерстайн, Иммануил. После либерализма / пер. Михаил Гурвиц, Павел Кудюкин, П. Феденко. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 264 с. — ISBN 5-354-00509-4.
  10. [translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.701b3f7a-66d4bd4c-07e2e824-74722d776562/https/web.archive.org/web/20131029195235/http://www.ikf2010.ru/index.php?id=32_0_1_0_C Конкурсы и медали Н. Д. Кондратьева]. Дата обращения: 1 сентября 2024.