Магистратура
Магистрату́ра (ново-лат., от лат. magistratus — высшая должность)[1] — это ступень высшего профессионального образования, ведущая к получению второй академической степени (квалификационной степени, квалификации) магистра на базе бакалавриата[2]. Обучение на магистерскую академическую степень обеспечивает возможность специализироваться в определённой профессиональной области, а также, в некоторых случаях, сменить направление специализации и получить образование в другой научной области.
История магистратуры в России
Система высшего образования в Российской Империи начала складываться в начале XVIII века. Благодаря созданию в Петербурге Академии наук и академического университета при ней. С самого начала Академии наук соединяли в себе функции высшей школы и научно-исследовательского учреждения, в то время как университет предполагал разграничение в подготовке студентов.
Вторую половину XVIII века можно обозначить началом расцвета науки. Развитие интереса к ней повлияло на создание Московского университета, который мог присуждать ученые степени.
Звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». C введением нового университетского устава в 1804 году в России начала функционировать германская система автономных университетов с выборным ректором и деканами, а также Советом профессоров. Университеты получили право проводить экзамены на присвоение учёных степеней кандидата, магистра и доктора.
Специализация магистров в России в XVIII-XIX веках определялась научной специализацией университетских кафедр, с которых выпускались магистры.
В соответствии с «Положением об испытаниях на звание действительного студента и на учёные степени» от 4 января 1884 года для получения степени магистра необходимо было пройти испытание по главным и дополнительным предметам факультета.
В 1909 году министром народного просвещения П. М. Кауфманом был издан Устав императорских российских университетов. На основании Устава присуждение учёных степеней от имени университета было преимущественным правом факультетского собрания.
Согласно университетскому уставу 1884 года, учёная степень кандидата наук была отменена, и в России начали присуждать только две учёные степени — магистра и доктора наук. Диссертации на эти степени стали допускаться к защите только в печатном виде, что устранило необходимость публикации автореферата, но потребовало включения тезисов не более четырёх страниц.
Начиная со второй половины XIX века магистерские диссертации стали печататься в «Учёных записках» и «Известиях» университетов, а также в научных журналах.
Социальный эксперимент, начатый в 1917 году, охватил все сферы жизни российского общества. Одной из частей реформы высшего образования стало постановление СНК (Совет народных комиссаров)"О некоторых изменениях в составе и организации государственных научных и высших учебных заведений Российской Республики" от 1 октября 1918 года, по которому были отменены ученые степени доктора и магистра.
Во времена Советского Союза университеты были переориентированы на подготовку специалистов в практических областях, несмотря на то, что потребность в высококвалифицированных учителях и исследователях постоянно росла. В последние годы существования СССР возник вопрос о переходе на двухуровневую систему образования. Под руководством Г. А. Ягодина, председателя Союзного госкомитета по образованию, были разработаны и утверждены документы, предусматривающие подготовку бакалавров и магистров в отечественных университетах, однако общая обстановка того времени не позволила её реализовать.
Возобновление практики подготовки магистров в вузах России можно отнести к 1992 году, когда было принято «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации», а в ряде вузов были открыты магистерские отделения.
С середины 1990-х гг. в некоторых отраслевых вузах одновременно со специалитетом были сформированы группы подготовки бакалавров и магистров. Однако в группы подготовки бакалавров, в основном, зачислялись абитуриенты с наименьшим проходным баллом, а группы магистерского образования были малочисленными и создавались из выпускников специалитета, а не бакалавриата. Большинство выпускников вузов, получивших в конце 1990-х гг. дипломы бакалавра, продолжали свое обучение в течение года и защищали диплом специалиста. Поэтому в начале 2000-х гг. большинство вузов вернулись к подготовке специалистов по 5-летней схеме.
На данный момент в соответствии с подписанным Россией в 2003 году Болонским соглашением, организация высшего профессионального образования осуществляется на двух уровнях (бакалавриат и магистратура). С 2010 году вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты, определившие требования к качеству, содержанию и организации подготовки выпускников высшей школы. В университетах РФ, получивших лицензии на двухуровневое высшее образование[3].
В феврале 2023 года Владимир Путин объявил о создании новой образовательной системы. Однако изменения начнут действовать лишь с 1 сентября 2025 года[4].
Формы обучения в магистратуре
- Очная (дневная): студенты посещают занятия ежедневно.
- Очно-заочное обучение: студенты сочетают учёбу с работой, посещая учебное заведение в удобное для них время, когда они свободны от работы.
- Заочная (с посещением один раз в неделю по выходным дням): студенты посещают учебное заведение один раз в неделю, обычно по выходным дням.
- Заочная классическая (вызов на сессию два раза в год): студенты приглашаются на сессии дважды в год для сдачи экзаменов и выполнения учебных заданий.
- Дистанционная (в режиме онлайн): обучение проводится дистанционно через интернет[5].
Образовательные программы магистратуры Российской Федерации
- Математика и механика
- Компьютерные и информационные науки
- Физика и астрономия
- Химия
- Науки о земле
- Биологические науки
- Архитектура
- Техника и технологии строительства
- Информатика и вычислительная техника
- Информационная безопасность
- Электроника, радиотехника и системы связи
- Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
- Электро- и теплоэнергетика
- Ядерная энергетика и технологии
- Машиностроение
- Физико-технические науки и технологии
- Оружие и системы вооружения
- Химические технологии
- Промышленная экологии и биотехнологии
- Техносферная безопасность и природообустройство
- Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
- Технологии материалов
- Техника и технологии наземного транспорта
- Авиационная и ракетно-космическая техника
- Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
- Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
- Управление в технических системах
- Нанотехнологии и наноматериалы
- Технологии лёгкой промышленности
- Науки о здоровье и профилактическая медицина
- Фармация
- Сестринское дело
- Сельское, лесное и рыбное хозяйство
- Ветеринария и зоотехния
- Психологические науки
- Экономика и управление
- Социология и социальная работа
- Юриспруденция
- Политические науки и регионоведение
- Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
- Сервис и туризм
- Образование и педагогические науки
- Языкознание и литературоведение
- История и археология
- Философия, этика и религиоведение
- Теология
- Физическая культура и спорт
- Искусствознание
- Культуроведение и социокультурные проекты
- Сценические искусства и литературное творчество
- Музыкальное искусство
- Изобразительные и прикладные виды искусств
- Востоковедение и африканистика[6]
Примечания
- ↑ Магистратура . Slovaronline. Дата обращения: 18 мая 2024.
- ↑ Магистратура . Педагогический терминологический словарь. Дата обращения: 18 мая 2024.
- ↑ Жукова Н. М., Чистова Я. С. История становления и развития магистерского образования в России // Агроинженерия : журнал. — 2013. — № 4. — С. 17—21.
- ↑ Как поступить в магистратуру в 2024 году? . Vuzopedia.ru. Дата обращения: 18 мая 2024.
- ↑ Магистратура . e-xecutive.ru. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ ФГОС ВО по направлениям магистратуры . Дата обращения: 25 мая 2024.