Зоотехния
Наука | |
Зоотехния | |
---|---|
Предмет изучения | разведение, кормление, содержание и использование животных |
Период зарождения | эпоха примитивного животноводства |
Основные направления | ветеринария |
Вспомогат. дисциплины | анатомия, физиология, зоотомия, этология |
Зоотехния (от др.-греч. ζῷον — животное, живое существо и τέχνη — искусство, мастерство) — наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств, теоретическая основа животноводства.
Зоотехник – это специалист, занимающийся разведением сельскохозяйственных животных на фермах и в крупных агрохозяйствах. Он следит за правильным содержанием животных, кормлением, занимается предупреждением болезней и т.д.
История развития зоотехнии как науки
История формирования и развития зоотехнии связана с историей животноводства. Зарождение зоотехнии совпадает с началом одомашнивания животных, когда человек стал приобретать навыки и знания, связанные с их содержанием, кормлением, разведением и использованием. Зоотехния стала оформляться с конца XVII века. Термин «зоотехния» появился впервые в 1848 году. Он предложен французским учёным Жоржем Бодеманом, который определил зоотехнию как «науку о технологии живых машин»[1].
Постепенное становление зоотехнии отражено в античных трактатах, в которых излагалось учение о конституции животных (Гиппократ, 4 в. до н. э.), встречаются обобщённые сведения, касающиеся оценки и отбора животных на племя по внешним формам, происхождению и качеству потомства (Марк Теренций Варрон, 1 в. до н. э.), зарождения учения о конституции животных (греческий врач Гиппократ и греческий историк Ксенофонт, IV век до н.э.), по вопросам кормления, ухода, выращивания, размножения животных и др. Складывалось понятие о породе[2]. В XIV веке проводились специальные исследования в связи с широко распространённым использованием лошади в войсках (напр., трактат арабского учёного Абу Бекра об экстерьере лошади). К XVIII — начале XX веков относятся первые разработки норм кормления сельскохозяйственных животных (А. Тэер и др.), усовершенствование методов племенной работы (английские заводчики Р. Бекуэлл, Чарльз и Роберт Коллинг и др.). Развитию зоотехнии в этот период способствовали труды Ж. де Бюффона, Чарльза Дарвина, немецких учёных А. Веккерлина, К. Кронахера (общее животноводство), О. Кельнера (кормление), швейцарского учёного У. Дюрста, американских учёных Э. Давенпорта, С. Райта, Дж. Лаша (разведение) и др.
Основателем российской зоотехнии считают М. Г. Ливанова, написавшего один из первых в мире учебников по З. («Руководство к разведению и поправлению домашнего скота», 1794). В XIX веке появилась целая плеяда выдающихся учёных, которые заложили основные направления отечественной зоотехнии: В. И. Всеволодов, А. Ф. Миддендорф, И. Н. Чернопятов. С середины XIX века вопросы животноводства вошли в программы высших учебных заведений. В конце XIX — начале XX веков российская зоотехния обогатилась трудами А. А. Малигонова, П. Н. Кулешова, М. И. Придорогина, М. Ф. Иванова, М. М. Щепкина и др., в которых излагались новые подходы к изучению происхождения и распространения пород сельскохозяйственных животных, научно обосновывались методы улучшения стад. Важным вкладом в зоотехнию явилась разработка И. И. Ивановым (а позже В. К. Миловановым и др.) метода искусственного осеменения животных. Создание ВАСХНИЛ (1929) дало новый импульс развитию отечественной зоотехнии: создан Всесоюзный НИИ животноводства, организована сеть отраслевых НИИ, опытных станций и лабораторий; начато издание спец. книг и журналов. Особый вклад в развитие российской зоотехнии внесли учёные Е. Ф. Лискуна, Д. А. Кисловского, М. М. Завадовского, В. О. Витта и др., а также работы по изучению генетических процессов в популяциях сельскохозяйственных животных, выполненные С. С. Четвериковым, И. И. Шмальгаузеном, А. С. Серебровским, О. В. Гаркави и др.[3]. В развитие науки о кормлении сельскохозяйственных животных в этот период весомый вклад осуществили отечественные учёные Н. П. Чирвинский, Е. А. Богданов, М. И. Дьяков, И. С. Попов[4].
Дальнейшее развитие зоотехнии, создание новых направлений и разработка прогрессивных технологий производства животноводческой продукции осуществлялись сформировавшимися школами учёных: Е. Я. Борисенко, Е. А. Арзуманяна, Д. Л. Левантина (скотоводство); А. П. Редькина, Д. И. Грудева (свиноводство); А. И. Николаева, Н. А. Васильева (овцеводство); С. И. Сметнёва (птицеводство); В. П. Добрынина (коневодство); И. С. Попова, М. Ф. Томмэ (кормление сельскохозяйственных животных)[3].
Во второй половине ХХ века разработали основы ускоренной сушки кормов для сохранения витаминов; обосновали эффективность применения антибиотиков, эстрогенов, тканевых препаратов, стимуляторов роста животных. Учитывая последние достижения, были усовершенствованы основы кормления различных возрастных групп сельскохозяйственных животных.
Современное состояние зоотехнии
К началу XXI века в мире по уровню зоотехнических исследований лидируют: США (молочное и мясное скотоводство, птицеводство); Нидерланды (молочное скотоводство и птицеводство); Канада, Швеция, Германия (молочное скотоводство); Австрия, Франция (мясное скотоводство); Дания (свиноводство); Великобритания (свиноводство и овцеводство); Австрия (овцеводство); Россия (птицеводство)[3].
Ведущими мировыми научными центрами по зоотехнии являются Шведский сельскохозяйственный университет (Уппсала); Нидерландский университет (Вагенинген); Государственный университет штата Айова (США). В мировом масштабе исследования по зоотехнии координируют международные организации: Европейская ассоциация животноводов (European Association for Animal Production, EAAP); Международная ассоциация по улучшению молочного скота (Interbull); Международный комитет по племенному учёту (International Committee for Animal Recording). EAAP проводит ежегодные международные конгрессы, последний — в Анталии (Турция) в 2006 году[3].
В РФ научные исследования по зоотехнии осуществляют всероссийские НИИ: животноводства; генетики и разведения сельскохозяйственных животных; физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных; коневодства; мясного скотоводства; всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства; НИИ пушного звероводства и кролиководства и др., а также соответствующие кафедры ряда сельскохозяйственных высших учебных заведений; координацию работ осуществляет РАСХН[3].
Методы исследования в зоотехнии
Зоотехния подразделяется на общую и частную. Общая зоотехния включает в себя науки, разрабатывающие принципы и методы зоотехнической работы, общие для всех видов животных: кормление, разведение и воспроизводство, гигиена содержания сельскохозяйственных животных. Науки частной зоотехнии включают, в основном, вопросы технологии и породного состава применительно к отдельным видам животных: скотоводство, птицеводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, кролиководство, рыбоводство, пчеловодство и т.д.</ref>[5].
Основными методами научных исследований в зоотехнии являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение — направленное и планомерное восприятие объектов и явлений окружающей действительности. Этими объектами в зоотехнии являются животные. Следовательно, наблюдение в зоотехнии – это изучение животных в естественных условиях без вмешательства в их поведение. Наблюдение – самый древний метод исследований. Наблюдая за поводками диких животных, условиями их жизни, люди приобретали знания, опыт для их одомашнивания. При проведении наблюдений используют различные технические средства: бинокли, фотоаппараты, кино- и видеоаппаратуру и т.д. Для наблюдения за ростом и развитием животных их взвешивают, измеряют, используя соответствующее оборудование (весы, измерительные ленты, циркули и др.)[6].
Зоотехнический эксперимент (опыт) — это изучение ответных реакций животных в специально создаваемых, регулируемых и контролируемых условиях. Из ответных реакций в первую очередь определяют показатели продуктивности. Но чтобы установить причины изменения продуктивности, определяют физиологические, биохимические и другие показатели. По сравнению с другими методами исследований эксперимент имеет ряд преимуществ: в отличие от простого наблюдения он является активным методом познания, так как исследователь воздействует на подопытных животных, создаёт им условия, которые его интересуют; эксперимент можно неоднократно повторять при одних и тех же или при измененных условиях и, следовательно, получать более объективные данные; рамки эксперимента возможно расширить. Например, в медицине эксперименты над человеком недопустимы и тогда используют результаты опытов на животных — его заменителях (обезьянах, белых мышах, крысах и т.д.)[6].
Примечания
- ↑ Зоотехния // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Васильева П.С. История развития зоотехнической науки . www.bibliofond.ru. Дата обращения: 2024-04-1ҙ.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Зоотехния . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 17 апреля 2024.
- ↑ Очирова. Е.В. Формирование и развитие основ отечественной зоотехнической науки . portal.bgsha.ru. Дата обращения: 17 апреля 2024.
- ↑ Животноводство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 6,0 6,1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИи . www.vavilovsar.ru. Дата обращения: 17 апреля 2024.
Литература
- Зоотехния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.