Зоотехния

Материал из «Знание.Вики»


Наука
Зоотехния
Bundesarchiv Bild 183-42212-0002, Frauenprießnitz, Kontrolle der Fütterungsmenge.jpg
Предмет изучения разведение, кормление, содержание и использование животных
Период зарождения эпоха примитивного животноводства
Основные направления ветеринария
Вспомогат. дисциплины анатомия, физиология, зоотомия, этология

Зоотехния (от др.-греч. ζῷον — животное, живое существо и τέχνη — искусство, мастерство) — наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств, тео­ре­тическая ос­но­ва жи­вот­но­вод­ст­ва.

Зоотехник – это специалист, занимающийся разведением сельскохозяйственных животных на фермах и в крупных агрохозяйствах. Он следит за правильным содержанием животных, кормлением, занимается предупреждением болезней и т.д.

История развития зоотехнии как науки

История формирования и развития зоотехнии связана с историей животноводства. Зарождение зоотехнии совпадает с началом одомашнивания животных, когда человек стал приобретать навыки и знания, свя­зан­ные с их со­дер­жа­ни­ем, корм­ле­ни­ем, раз­ве­де­ни­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем. Зоотехния стала оформляться с конца XVII века. Термин «зоотехния» появился впервые в 1848 году. Он предложен французским учёным Жоржем Бодеманом, который определил зоотехнию как «науку о технологии живых машин»[1].

По­сте­пен­ное ста­нов­ле­ние зоотехнии от­ра­же­но в ан­тич­ных трак­та­тах, в ко­то­рых из­ла­га­лось уче­ние о кон­сти­ту­ции жи­вот­ных (Гип­по­крат, 4 в. до н. э.), встре­ча­ют­ся обоб­щён­ные све­де­ния, ка­саю­щие­ся оцен­ки и от­бо­ра жи­вот­ных на пле­мя по внеш­ним фор­мам, про­ис­хо­ж­де­нию и ка­че­ст­ву по­том­ст­ва (Марк Те­рен­ций Вар­рон, 1 в. до н. э.), зарождения учения о конституции животных (греческий врач Гиппократ и греческий историк Ксенофонт, IV век до н.э.), по во­про­сам корм­ле­ния, ухо­да, вы­ра­щи­ва­ния, раз­мно­же­ния жи­вот­ных и др. Складывалось понятие о породе[2]. В XIV веке про­во­ди­лись специальные ис­сле­до­ва­ния в свя­зи с ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем ло­ша­ди в вой­сках (напр., трак­тат арабского учё­но­го Абу Бе­кра об экс­терь­е­ре ло­ша­ди). К XVIII — начале XX веков относятся первые разработки норм кормления сельскохозяйственных животных (А. Тэер и др.), усовершенст­вование методов племенной работы (английские заводчики Р. Бекуэлл, Чарльз и Роберт Кол­линг и др.). Развитию зоотехнии в этот период способствовали труды Ж. де Бюффона, Чарльза Дарвина, немецких учёных А. Веккерлина, К. Кронахера (общее жи­вот­новод­ство), О. Кельнера (кормление), швейцарского учёного У. Дюрста, американских учё­ных Э. Давенпорта, С. Райта, Дж. Ла­ша (разведение) и др.

Ос­но­ва­те­лем российской зоотехнии счи­та­ют М. Г. Ли­ва­но­ва, на­пи­сав­ше­го один из пер­вых в ми­ре учеб­ни­ков по З. («Ру­ко­во­дство к раз­ве­де­нию и по­прав­ле­нию до­маш­не­го ско­та», 1794). В XIX веке поя­ви­лась це­лая плея­да вы­даю­щих­ся учё­ных, ко­торые за­ло­жи­ли основные на­прав­ле­ния отечественной зоотехнии: В. И. Все­во­ло­дов, А. Ф. Мид­ден­дорф, И. Н. Чер­но­пя­тов. С середины XIX века во­про­сы жи­вот­но­вод­ст­ва вош­ли в про­грам­мы выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний. В конце XIX — начале XX веков российская зоотехния обо­га­ти­лась тру­да­ми А. А. Ма­ли­го­но­ва, П. Н. Ку­ле­шо­ва, М. И. При­до­ро­ги­на, М. Ф. Ива­но­ва, М. М. Щеп­ки­на и др., в ко­то­рых из­ла­га­лись но­вые под­хо­ды к изу­че­нию про­ис­хо­ж­де­ния и рас­про­стра­не­ния по­род сельскохозяйственных жи­вот­ных, на­уч­но обос­но­вы­ва­лись ме­то­ды улуч­ше­ния стад. Важ­ным вкла­дом в зоотехнию яви­лась раз­ра­бот­ка И. И. Ива­но­вым (а поз­же В. К. Ми­ло­ва­но­вым и др.) ме­тода ис­кус­ст­вен­но­го осе­ме­не­ния жи­вот­ных. Соз­да­ние ВАСХНИЛ (1929) да­ло но­вый им­пульс раз­ви­тию отечественной зоотехнии: со­з­дан Все­со­юз­ный НИИ жи­вот­но­вод­ст­ва, ор­га­ни­зо­ва­на сеть от­рас­ле­вых НИИ, опыт­ных стан­ций и ла­бо­ра­то­рий; на­ча­то из­да­ние спец. книг и жур­на­лов. Осо­бый вклад в раз­ви­тие российской зоотехнии внесли учёные Е. Ф. Лис­ку­на, Д. А. Ки­слов­ско­го, М. М. За­ва­дов­ско­го, В. О. Вит­та и др., а так­же ра­бо­ты по изу­че­нию ге­не­тических про­цес­сов в по­пу­ля­ци­ях сельскохозяйственных жи­вот­ных, вы­пол­нен­ные С. С. Чет­ве­ри­ко­вым, И. И. Шмаль­гау­зе­ном, А. С. Се­реб­ров­ским, О. В. Гар­ка­ви и др.[3]. В развитие науки о кормлении сельскохозяйственных животных в этот период весомый вклад осуществили отечественные учёные Н. П. Чир­вин­ский, Е. А. Бо­гда­но­в, М. И. Дья­ко­в, И. С. По­по­в[4].

Даль­ней­шее раз­ви­тие зоотехнии, соз­да­ние но­вых на­прав­ле­ний и раз­ра­бот­ка про­грес­сив­ных тех­но­ло­гий про­изводства жи­вот­но­водческой про­дук­ции осу­ще­ст­в­ля­лись сфор­ми­ро­вав­ши­ми­ся шко­ла­ми учё­ных: Е. Я. Бо­ри­сен­ко, Е. А. Ар­зу­ма­ня­на, Д. Л. Ле­ван­ти­на (ско­то­вод­ст­во); А. П. Редь­ки­на, Д. И. Гру­де­ва (сви­но­вод­ст­во); А. И. Ни­ко­лае­ва, Н. А. Ва­силь­е­ва (ов­це­вод­ст­во); С. И. Смет­нё­ва (пти­це­вод­ст­во); В. П. До­б­ры­ни­на (ко­не­вод­ст­во); И. С. По­по­ва, М. Ф. Том­мэ (корм­ле­ние сельскохозяйственных жи­вот­ных)[3].

Во второй половине ХХ века разработали основы ускоренной сушки кормов для сохранения витаминов; обосновали эффективность применения антибиотиков, эстрогенов, тканевых препаратов, стимуляторов роста животных. Учитывая последние достижения, были усовершенствованы основы кормления различных возрастных групп сельскохозяйственных животных.

Современное состояние зоотехнии

К началу XXI века в ми­ре по уров­ню зоо­тех­нических ис­сле­до­ва­ний лидируют: США (мо­лоч­ное и мяс­ное ско­то­вод­ст­во, пти­це­вод­ст­во); Ни­дер­лан­ды (мо­лоч­ное ско­то­вод­ст­во и пти­це­вод­ст­во); Ка­на­да, Шве­ция, Гер­ма­ния (мо­лоч­ное ско­то­вод­ст­во); Ав­ст­рия, Фран­ция (мяс­ное ско­то­вод­ст­во); Да­ния (сви­но­вод­ст­во); Ве­ли­ко­бри­та­ния (сви­но­вод­ст­во и ов­це­вод­ст­во); Ав­ст­рия (ов­це­вод­ст­во); Россия (пти­це­вод­ст­во)[3].

Ве­ду­щи­ми ми­ро­вы­ми на­учными цен­тра­ми по зоотехнии яв­ля­ют­ся Швед­ский сельскохозяйственный университет (Уп­пса­ла); Ни­дер­ланд­ский университет (Ва­ге­нин­ген); Государственный университет шта­та Ай­о­ва (США). В ми­ро­вом мас­шта­бе ис­сле­до­ва­ния по зоотехнии ко­ор­ди­ни­ру­ют ме­ж­ду­народные ор­га­ни­за­ции: Ев­ропейская ассоциа­ция жи­вот­но­во­дов (European As­so­ciation for Animal Production, EAAP); Ме­ж­ду­народная ас­со­циа­ция по улуч­ше­нию мо­лоч­но­го ско­та (Interbull); Ме­ж­ду­народный комитет по пле­мен­но­му учё­ту (International Com­mi­ttee for Animal Recording). EAAP про­во­дит еже­год­ные ме­ж­ду­народные кон­грес­сы, по­след­ний — в Ан­та­лии (Тур­ция) в 2006 году[3].

В РФ на­учные ис­сле­до­ва­ния по зоотехнии осу­ще­ст­в­ля­ют все­рос­сий­ские НИИ: жи­вот­но­вод­ст­ва; ге­не­ти­ки и раз­ве­де­ния сельскохозяйственных жи­вот­ных; фи­зио­ло­гии, био­хи­мии и пи­та­ния сельскохозяйственных жи­вот­ных; ко­не­вод­ст­ва; мяс­но­го ско­то­вод­ст­ва; все­российский на­учно-ис­сле­до­вательский и тех­но­ло­гический институт пти­це­вод­ст­ва; НИИ пуш­но­го зве­ро­вод­ст­ва и кро­ли­ко­вод­ст­ва и др., а так­же со­от­вет­ст­вую­щие ка­фед­ры ря­да сельскохозяйственных выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний; ко­ор­ди­на­цию ра­бот осу­ще­ст­в­ля­ет РАСХН[3].

Методы исследования в зоотехнии

Зоотехния подразделяется на общую и частную. Общая зоотехния включает в себя науки, разрабатывающие принципы и методы зоотехнической работы, общие для всех видов животных: кормление, разведение и воспроизводство, гигиена содержания сельскохозяйственных животных. Науки частной зоотехнии включают, в основном, вопросы технологии и породного состава применительно к отдельным видам животных: скотоводство, птицеводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, кролиководство, рыбоводство, пчеловодство и т.д.</ref>[5].

Основными методами научных исследований в зоотехнии являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение — направленное и планомерное восприятие объектов и явлений окружающей действительности. Этими объектами в зоотехнии являются животные. Следовательно, наблюдение в зоотехнии – это изучение животных в естественных условиях без вмешательства в их поведение. Наблюдение – самый древний метод исследований. Наблюдая за поводками диких животных, условиями их жизни, люди приобретали знания, опыт для их одомашнивания. При проведении наблюдений используют различные технические средства: бинокли, фотоаппараты, кино- и видеоаппаратуру и т.д. Для наблюдения за ростом и развитием животных их взвешивают, измеряют, используя соответствующее оборудование (весы, измерительные ленты, циркули и др.)[6].

Зоотехнический эксперимент (опыт) — это изучение ответных реакций животных в специально создаваемых, регулируемых и контролируемых условиях. Из ответных реакций в первую очередь определяют показатели продуктивности. Но чтобы установить причины изменения продуктивности, определяют физиологические, биохимические и другие показатели. По сравнению с другими методами исследований эксперимент имеет ряд преимуществ: в отличие от простого наблюдения он является активным методом познания, так как исследователь воздействует на подопытных животных, создаёт им условия, которые его интересуют; эксперимент можно неоднократно повторять при одних и тех же или при измененных условиях и, следовательно, получать более объективные данные; рамки эксперимента возможно расширить. Например, в медицине эксперименты над человеком недопустимы и тогда используют результаты опытов на животных — его заменителях (обезьянах, белых мышах, крысах и т.д.)[6].

Примечания

  1. Зоотехния // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. Васильева П.С. История развития зоотехнической науки. www.bibliofond.ru. Дата обращения: 2024-04-1ҙ.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Зоотехния. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 17 апреля 2024.
  4. Очирова. Е.В. Формирование и развитие основ отечественной зоотехнической науки. portal.bgsha.ru. Дата обращения: 17 апреля 2024.
  5. Животноводство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. 6,0 6,1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИи. www.vavilovsar.ru. Дата обращения: 17 апреля 2024.

Литература