Средства массовой информации

Материал из «Знание.Вики»

Средства массовой информации (сокращенно СМИ) — это все организации, которые занимаются публичной передачей информации своей аудитории при помощи различных технических средств.

В законе «О средствах массовой информации[1]» массовая информация определяется как печатные, аудиовизуальные, аудио — и другие сообщения и материалы.

В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под этим термином понимают:

  • периодические печатные издания (газета, журнал, бюллетень, альманах, а также другое издание, которое имеет постоянное название, периодический номер и выходит не реже, чем 1 раз в год);
  • сетевые издания;
  • радиоканалы и радиопрограммы;
  • телеканалы, телепрограммы и видеопрограммы;
  • другие формы периодического распространения массовой информации.

История создания

Начало

Первые периодические издания стали появляться в XVII в.; основными факторами, приведшими к зарождению и развитию прессы, являются технологическая и экономическая эволюция социума. В качестве технических предпосылок возникновения периодики выступили развитие бумажного производства и организация книгопечатной отрасли.

Книгопечатание стало формироваться с середины XV в., необходимость в выпуске периодики была связана с установлением торгово-экономических отношений, зарождавшимся промышленным производством. Первые газетные издания открылись в Европе: в 1609 г. в Германии начала выходить газета под названием «Relation Aller Furnemmen», в этом же году появилось еженедельное издание «Avisa Relation order Zeitung». В еженедельных газетах публиковались новости из европейских городов. Дальнейшее развитие газетной периодики активизировали политические факторы, пресса стала использоваться в интересах института власти.

История журнальной периодики началась в 1665 г. во Франции с открытия журнала «Journal des scavans», его основной функцией было освещение событий в научной сфере. В России первой газетой стали «Ведомости», основанные в 1703 г. по личному указу Петра I. В этой газете публиковались сообщения о царских постановлениях, освещались экономическое развитие России, торговые и дипломатические отношения с другими странами. В 1755 г. вышел первый российский журнал, издававшийся по инициативе Академии наук, — «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». В нем размещались исторические, географические, экономические статьи, а также литературные материалы. Несмотря на то, что отечественная периодика начала свое развитие позже, чем европейская пресса, ее становление проходило активно в силу бурного внедрения капиталистических отношений, расширения экономической отрасли, усиления роли культурного процесса.

Конец XIX века

К началу XIX века определилась четкая специфика журнала и газеты, выражавшаяся в содержании, оформлении, жанрах. После отмены обязательной службы дворян значительно усилилось стремление представителей высшего сословия к обучению наукам. В обществе больше внимания стало уделяться литературе, музыке, театру. Начались значительные изменения в журналистике.

Становление капиталистических отношений способствовало проникновению частного капитала в издательское дело, в результате чего помимо правительственных изданий стала выходить частная периодика: «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759), «Праздное время, в пользу употребленное» (1759—1760). С приходом в журналистику представителей интеллигентских кругов становится заметным изменение ее характера: появляются новые темы, расширяется круг обсуждаемых проблем, наблюдается дифференциация аудитории.

Широкой популяризации отечественной прессы в конце XVIII — начале XIX веков препятствовал низкий уровень образования населения. Так, например, у первого женского журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» было всего 58 подписчиков, среди них 9 женщин. Конечно, можно предположить, что сами женщины не выписывали журнал, тем не менее аудитория была слишком малочисленной, следовательно, выпуск издания был экономически неэффективным, что и стало одной из главных причин его закрытия. Распространение периодики было напрямую связано с развитием культуры чтения, доступного преимущественно привилегированной аудитории. Представители дворянских кругов в совершенстве владели несколькими иностранными языками, при этом могли недостаточно хорошо владеть родным языком. Процент грамотного мужского населения значительно превышал количество грамотных женщин. Кроме того, к женскому чтению предъявлялись повышенные требования.

1830-е годы знаменуют собой начало коммерциализации отечественной периодики; открываются издания, типологические модели которых разрабатывались с учетом интересов средних слоев общества. Периодика не только ориентировалась на информирование читательской публики о важнейших событиях, но и предлагала ей материалы культурного, дидактического, практического характера. Структура политической и литературной газеты «Северная пчела» была представлена разделами: «Новости политические и заграничные», «Новости внутренние», «Новости неполитические: о новых изданиях и предприятиях; о произведениях наук, художеств и ремесел», «Известия обо всех выходящих в свет русских книгах», «Нравы», «Небольшие статьи о нравах; критические и нравоучительные замечания», «Словесность. Легкие стихотворения и различные статьи в прозе», «Смесь», «Известия о новейших модах». Развитие журналистики во второй половине XIX века определялось общественно-политическими и экономическими изменениями общества.

Начало новой эры СМИ

Революция 1917 г. ознаменовала смену политического режима и разрушение экономических, социальных, общественных и культурных связей, на месте которых советской власти предстояло построить государство с новыми структурными образованиями. Пресса и литература стали одним из основных средств коммунистической партии в управлении народом. После издания Декрета о печати выпуск печатной продукции был взят под контроль РКП(б). Октябрьские события и гражданская война полностью уничтожили дореволюционную структуру периодической печати. Частные издания, а также периодика различных партий, сумевшие продолжить свою работу в условиях обострившегося экономического кризиса, были вынуждены закрыться. Начинала складываться система партийной советской журналистики. В начале 20-х гг. происходила ее дифференциация на общественно-политические, литературно/художественные, научно-популярные, молодежные и другие издания. Типологическое многообразие периодики, подчиненной единому издателю в лице партии, означало на практике идейно-структурную унификацию печатных средств массовой информации.

Значительную роль советская пресса сыграла в годы Великой Отечественной войны. В период Первой мировой войны в силу отсутствия опыта ведения широкой пропагандистской деятельности периодические издания реализовывали главным образом информационную функцию, что не всегда способствовало формированию патриотических настроений аудитории.

В связи с началом войны, в 1941 г., деятельность значительной части изданий была приостановлена; газеты и журналы, которые продолжили свою работу, стали одним их важнейших агитационно-пропагандистских ресурсов, ведущих не только информационную работу, но и военно-патриотическую, мобилизационную. Например, до войны в стране выходило более 20 женских журналов, а после подписания правительственного постановления остались только «Работница» и «Крестьянка», которые изменили свою типологическую структуру, стали описывать военные подвиги женщин, героические будни женского населения. В послевоенный период система периодической печати стала восстанавливаться, открывались новые издания. В 1960-е—1970-е годы в стране были предприняты попытки проведения экономического реформирования, направленного на приостановление нараставшего кризиса в экономике, что находило отражение в тематической и типологической модификации периодики. В 1985 году было объявлено о начале перестройки, в системе СМИ стали наблюдаться значительные преобразования, связанные с расширением тематики, изменением методов работы журналистов, появлением новых типов периодики. После создания Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» резко возросло количество независимых газет и журналов.

Закон РФ «О массовой информации» закрепил право граждан, объединений, предприятий и организаций на издание и распространение печатной, теле- и радиоинформации. В России стала развиваться пресса, ориентированная прежде всего на законы информационного рынка, где одним из основных гарантов успешного функционирования выступал спрос потребителя. Освободившись от руководства партийного аппарата, периодическая печать получила возможность самостоятельно определять формы своей деятельности, что привело к модификации периодики и развитию ее структурно-типологических отношений.[2]

Итак, возникновение и развитие прессы связывается с экономической и технической эволюцией социума. В истории средств массовой информации выделяется несколько периодов: дореволюционный, советский и постсоветский (современный), каждый из них включает несколько этапов. Появление периодики трансформировало социально-политические, экономические и культурные отношения в обществе, она стала играть значительную роль не только в информировании аудитории, но и в ее образовании, воспитании, интеграции, социализации.

Классификация средств массовой информации

Современная система средств массовой информации дифференцирует их на:

  1. Традиционные (газеты, журналы);
  2. Новые (радио, телевидение);
  3. Новейшие СМИ (кабельное, спутниковое, цифровое телевидение, интернет-СМИ, мобильные СМИ).[3]

Аудитория, использующая более четырех — семи источников информации, относится к высокообразованному и обеспеченному сегменту. Лидерами телевизионного рынка остаются три федеральных канала («Первый», «Россия», НТВ) и общенациональные телесети. Фрагментация телевизионной аудитории осуществляется за счет распространения кабельного, спутникового телевидения, IPTV. Если аудиторию федеральных каналов составляют преимущественно граждане пожилого возраста, то национальные сети и тематические каналы привлекают молодых зрителей.

В лидерах по показателям медиапотребления находятся радио и Интернет. Что касается печатной прессы, то она сохраняет свою аудиторию, однако в 42 условиях экономического кризиса издатели предпочитают развивать периодическую печать в печатном и интернет-форматах. К интернет-СМИ можно причислить информационные проекты, представленные и осуществляющие свою деятельность посредством компьютерных сетей, зарегистрированные в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» и обновляющие информацию не реже одного раза в год.

К интернет-медиа относят медиакоммуникации, функционирующие в сети Интернет. Сегодня в сети успешно развиваются следующие виды средств массовой коммуникации:

  • интернет-телевидение
  • сайты, основной функцией которых является распространение общественно значимой информации, главным образом аудиовизуального типа, осуществляющееся через видеофайлы либо просмотр передач в реальном времени;
  • интернет-радио
  • сайты, распространяющие преимущественно аудиоинформацию
  • массовую и социально актуальную;
  • интернет-пресса.

Она подразделяется на сетевые издания (известны также как «онлайновые СМИ») и электронные версии (другое название — «оффлайновые СМИ») традиционных печатных СМИ.

Сегодня электронные версии печатных СМИ могут значительно отличаться от бумажных изданий по структуре и по тематике, поэтому их называют модифицированными версиями. Техническая революция привела к расширению системы массмедиа, значительное место в ней стали занимать социальные медиа. К ним относятся интернет-форумы, блоги, социальные сети, которые играют существенную роль в формировании информационной картины, кроме того, они успешно реализуют ряд медийных функций.

При изучении системы СМИ важным является определение ее системных характеристик, компонентов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом, обеспечивающих целостность и эволюционный характер функционирования массовой информационной среды в качестве структурированного образования. Раскрытие содержательной сущности системы происходит посредством выявления типов, образующих системное единство.

В теории СМИ разработаны различные структурные классификации прессы (например, по характеру учредителя, региону распространения и др.). По региональному признаку издания подразделяются на: — международные, — общероссийские, — региональные (областные, краевые, городские, районные и др.).

М. В. Шкондин дифференцирует периодику по аудиторному признаку и выделяет следующие типы изданий: 

  • общероссийские, адресованные аудитории, проживающей на всей территории Российской Федерации; 
  • межрегиональные, рассчитанные на население нескольких регионов; 
  • международные, объединяющие аудиторию нескольких стран; 
  • этнических обществ; 
  • территориальные (краевые, областные, городские, районные); 
  • для профессиональных групп; — для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда); 
  • для возрастных групп; 
  • для женщин, мужчин; 
  • для родителей; 
  • для верующих; 
  • для малых групп (землячеств, клубов); 
  • для групп населения, выделяемых по иным признакам.

В. В. Ворошилов выводит следующие типы изданий: 

  • ведомственные, 
  • корпоративные, 
  • профессиональные, 
  • деловые, 
  • партийные, 
  • культурно-просветительные, 
  • конфессиональные, 
  • этнологические, 
  • женские
  • другие.

Таким образом, современная система массмедиа объединяет традиционные, новые и новейшие медиа. Классификации медиа, осуществляемые по различным критериям, способствуют выявлению многообразия медиаресурсов, аудиторных групп. В условиях демассификации аудитории появляется возможность формирования новых медиа, ориентированных на микроаудитории.

Традиционные СМИ

Традиционные СМИ — это тип СМИ, который включает в себя исследования, проводимые для односторонней коммуникации, такие как радио и телевидение. Традиционные медиаинструменты, в которых когда-то наиболее интенсивно обеспечивались коммуникация и информационный поток, продолжают свое существование и сегодня, хотя их эффекты и снижены. Продолжение действия цифрового квадрата в наши дни, когда он находится на подъеме, также является примером успеха.

Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.

Эпоха Интернета существенно влияет на историю периодической прессы. Для сохранения и расширения контингента читателей печатные периодические издания имеют свою онлайн-версию, размещают выпуски и создают архивы на своих сайтах в Интернете.

Пресса всегда являлась источником информации. Для определения ее роли в информировании современного общества нами было проведено социологическое исследование в студенческой и преподавательской среде Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Респондентов просили ответить на вопрос о том, что выступает для них источником новой информации. Среди 100 опрошенных студентов 80 % ответили, что узнают о новых событиях и новостях через Интернет, 15 % смотрят телевизор, и лишь 5 % пролистывают газеты или просматривают журналы.[4]

Радио, телевидение

Радио

Важным средством массовой коммуникации является радиовещание, в котором носителем информации выступает звук, благодаря чему можно мгновенно передавать сообщения на большие расстояния. В политике оперативность радиовещания активно используется, когда необходима трансляция сообщения практически в момент свершения какого-то важного события.

В большинстве случаев радио воздействует на человека приватно, с глазу на глаз, что создает иллюзию интимного диалога в темной комнате, когда лица говорящего не видно и все, сказанное им, приобретает особый, почти мистический смысл. Психологи отмечают высокую способность радио создавать глубинное вовлечение человека в мир транслируемой информации. Тогда повторение политических комментариев, исключение из обсуждения альтернативных позиций создают эффект запоминания нужных сообщений без всяких усилий со стороны слушателей, чему немало способствуют сводки погоды, сигналы точного времени, поддерживающие иллюзию объективности. Нельзя не отметить также, что в мире автолюбителей радио особенно популярно, а это весьма значительный процент современного городского населения.

Телевидение

Подобно радио, телевидение имеет возможность трансляции радиоволн на далекие расстояния, организации оперативных передач с места политических событий, что создает весьма важный для политики «эффект присутствия», который обеспечивается органическим единством звукового и видеоряда. Политологи весьма ценят эмоциональность телевизионных передач, создаваемую ими иллюзию максимальной объективности и зрелищности трансляций с места события, что особенно важно для новостей, формирующих информационную повестку дня.

Вместе с тем политикам необходимо помнить, что отнюдь не случайно с момента возникновения телевидения специалисты стали называть его «застенчивым гигантом» из-за неспособности работать с «горячими» политическими фигурами, острыми вопросами. Камера оператора при высоком приближении превращает в карикатуру утрированные жесты и мимику: на трибуне политического митинга они заводят толпу, а на телеэкране выглядят клоунским кривлянием.

Современные имиджмейкеры подчеркивают, что успех политика на телевидении во многом зависит от его умения создать свой ненавязчивый стиль выступления. Особенно важно, чтобы речь выступающего перед телекамерой политика не была резонирующей, то есть не произносилась с подчеркнутой четкостью, что необходимо, например, на театральных подмостках или митинге. Выступая перед телекамерой, политик не должен напрягать голос и акцентированно демонстрировать свой политический вес, поскольку, в силу особой вовлеченности зрителя в процесс довершения телевизионного образа, требуется атмосфера ненавязчивой, почти интимной встречи. Не каждому под силу такое перевоплощение, ведь политические лидеры привыкли демонстрировать свою харизму. М. Маклюэн заметил, что телевизионный образ бросает ценностям политической славы столь же решительный вызов, как и ценностям потребительских благ.

Новейшие СМИ

Интернет-СМИ или интернет-издание — это сайт, зарегистрированный как средство массовой информации и ставящий перед собой задачи выполнять соответствующие функции согласно принципам журналистики.

Современные интернет-СМИ можно условно разделить на две большие группы: электронные версии офлайн-изданий и непосредственно сетевые средства массовой информации, которые не выходят в традиционном формате. В первом случае журналистские материалы могут быть:

  • Полным аналогом изначального варианта.
  • Гибридом с самостоятельной программой работы, дополнительными сервисами, контентом и обновлениями в режиме реального времени.
  • Сокращенной публикацией анонсов статей из будущих или прошлых выпусков.

Второй тип сайтов делится на несколько разновидностей:

  • По уровню организации: профессиональные и любительские.
  • По жанру: новости, газеты и журналы со смешанным содержанием.
  • По частоте выхода: ежедневные, еженедельные и т. д.
  • По виду аудитории: для широкого круга читателей и специализированные.
  • По способу работы с материалами: создающие материал или собирающие его с других ресурсов (агрегаторы).

Особенности формата

Основополагающая особенность интернета — разнообразие и простота форм коммуницирования людей: электронная рассылка, письма, сообщения в социальных сетях, чаты. Она может осуществляться с разным количеством людей и во всех возможных форматах: текстовый, мультимедийный и т. д. Вторая отличительная черта — скоростное распространение и отсутствие границ. События, происходящие на одном континенте в считанные секунды доходят до другого. Все это оказывает влияние и на журналистские издания, делая их совершенно непохожими на традиционные.

Преимущества

  • Доступность. Информация очень быстро устаревает, а сеть дает максимально быстрый доступ к ее обновлению практически на постоянной основе. При этом круг пользователей очень широкий.
  • Обратная связь. Моментальное получение откликов от аудитории. В обычный журнал или газету письма и претензии читателей идут медленно и могут затеряться.
  • Возможность изучения и анализа ЦА. Сбор статистики с сайта (сколько людей, в какое время и с каких устройств заходят, в какие разделы), опросы, проведенные с помощью электронной почты.
  • Электронный формат позволяет создавать архивы и статьи любого размера.

Примечания

  1. Массовая информация.
  2. В.В. Смеюха. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 2015.
  3. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Абдурахманов А.К. Юнусов К.Э. Живайкина А.А. ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. — 2023.