Учитель
Учи́тель — профессия и должность в системе начального, общего и среднего общего образования, которая заключается в обучении и воспитании детей и подростков с целью успешной социализации и возможностью дальнейшего обучения. Учитель (общеславянское происхождение) — происходит от двух древних корней: основной корень укь (euk /ouk) «привыкать», «привязывать(ся)» и дополнительный (суффикс) -тель «сила или лицо, исполняющее своё предназначение в добровольном действии[1].
Этимология и толкование слова
Этимология
Древнерусское — учити, укъ (учение). Древнепрусское — iaukint (упражнять, упражняться). Праславянский корень uciti, родственный «учить», образован от другого праславянского корня vyknoti, восходящего к древнепрусскому слову со значением «упражняться», возможно, и к древнеиндийскому слову со значением «находить удовлетворение». Древнеирландское do-uccim (понимаю, знаю)[1].
Толкование слова
Учитель — человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся, как правило, профессионально подготовленный. Но учитель — прежде всего лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в своё сознание и осуществляющее духовное руководство им. Такая высокая роль учителя может сочетаться с выполнением сугубо учительских функций в школе, а может выполняться добровольно совсем не школьным педагогом, например, духовником, старшим другом, братом или отцом.
Учитель в этом смысле — тот, кто выслушивает ребёнка, неустанно наблюдает за его ростом, предоставляет необходимую свободу, даёт нужные советы, предостерегает от предательства, суеверия и лицемерия. Учитель должен быть близок ученику, иначе нет учения. Современная педагогика считает, что учителем может быть только духовно развитая, творческая личности, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, большим педагогическим даром и стремлением к новому. Учитель должен понимать сущность и самоценность образования. Учитель — посредник между общекультурным опытом человечества и новым поколением[2].
УЧИ́ТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж.
1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. «Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе.» Ленин. Съезд учителей. Учитель русского языка. Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев. 2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения (см. учение в 3 знач.). Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин - великие учители социализма.
3. кого и чей. Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь. «…Нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе.» Сталин. «Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата…» История ВКП(б). «И за учителей своих заздравный кубок поднимает.» Пушкин. Мои университетские учителя.Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Учитель и педагог
Неофициально роль учителя может взять на себя любой человек (например, когда он объясняет другому, как решить конкретную задачу). Обучение может осуществляться как в официальной обстановке, такой как школа или колледж, в том числе в дистанционном формате, а также в неформальной обстановке, например, в семье (домашнее обучение). Существует ряд профессий, которые также предполагают значительный объём преподавания (например, молодёжный работник, пастор). Услуги учителя могут быть условно бесплатными, оплачивает государство, или другие организации (например, субсидии, гранты на обучение) и платными (например, платные частные школы, услуги учителя-репетитора, дополнительное образование)[3].
Учитель может работать в средней общеобразовательной школе: учителями начальных классов, учителями, преподающими отдельные предметы. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, техникумах, колледжах, в дошкольных учреждениях. Для работы преподавателем, например в ВУЗах, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности. Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов[3].
Преподаватели различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т. д.) также можно назвать Учителями. Учителем называли человека, который непосредственно ведёт уроки в школе. Кстати, специализации тогда не было, один учитель преподавал все, как мы бы сейчас сказали, предметы: то есть грамоту, счёт, литературу, мифологию. В более редких случаях у учителя были ассистенты-подмастерья, но и они больше отвечали за порядок в школе[4].
А педагог — слуга, сопровождающий ребёнка в школу, забирающий его оттуда и часто сидящий рядом с ним на уроках. Статус его был довольно сложным, неоднозначным. То есть статус педагога не сводился только к сопровождению ребёнка в школу. Педагог ещё и воспитывал, да и вообще был спутником жизни своего подопечного. Фактически, он был «дядькой», как называлось это в русской культуре XVIII—XIX веков[5].
Но в античном мире статус педагога мог повышаться. В определённых обстоятельствах он мог стать опекуном ребёнка, нести за него финансовую и юридическую ответственность, и даже выполнять роль родителя. Мог и телесно наказывать ребёнка[6]. На Руси учителей называли мастерами, намекая этим на уважение к личности наставника растущего поколения. Мастеров-ремесленников, которые передавали свой опыт, также называют учителем. Учитель — штатный сотрудник общеобразовательной школы, который занимается преподаванием какого-либо предмета ученикам[6]. Педагог (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий подростка») — это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения[7].
Синонимы
Слово учитель — общеславянское, наставник — от церковнославянского наставити, шкраб — слово — советизм[8]. Педагог, гувернёр, тьютор — иноязычные заимствования, хорошо освоенные русским языком. В XVIII веке в русском языке появилось слово гувернёр, заимствованное из французского языка. Это слово обозначало человека, занимающегося домашним воспитанием и образованием детей. Обычно это был иностранец, которого нанимала состоятельная, богатая семья. После Октябрьской революции слово гувернёр ушло как явление из обихода и речи. В 90-х годах эта сфера услуг вновь вернулась в Россию[8].
Воспитатель, учитель. Молодёжный наставник. Классный наставник (в России до 1917 г.: классный воспитатель в гимназии, реальном училище). Наставник сборной команды по футболу. Мастер-наставник. Капитан-наставник (во флоте). В современном русском языке актуальными являются слова учитель, педагог, наставник[8]. Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель; пестун; сэнсэй. Существовало выражение: «Мы взяли к детям мамзель»[9].
Образование специалистов разного уровня профессиональной квалификации
В римскую эпоху профессия учителя элементарной школы была приравнена к профессии ремесленника, откровенно ориентирована на заработок и потому не пользовалась уважением в обществе. Не требовалось никакого свидетельства о специальной подготовке, любой человек, научившийся читать и писать, мог называть себя Учителем. Обучение преследовало чисто практическую цель — научить детей чтению и письму; никакой воспитательной задачи перед Учителем не ставилось.
Более высокое социальное положение занимал Учитель языка и литературы (грамматик), получавший более высокую плату и иногда рассматривался как состоящий на государственной службе. В современной России получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.
Ступени профессионального педагогического образования в России
Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Специальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.
Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое. Классическое вузовское направление подготовки «Педагогическое образование» (код: 44.03.01). Специальности: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» и т.д[10].
Аспирантура
Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
Курсы
Цель курсов профессиональной переподготовки по направлению «Педагогическое образование. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса» — дать знания об особенностях педагогической работы с детьми и их родителями. Курсы переподготовки для педагогов предусматривают углубленное изучение выбранной специальности, получение всех необходимых знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.
Диплом
Подтверждает уровень профессионального педагогического образования диплом установленного образца, предоставляющий вам право на проведение профессиональной деятельности в области науки и образования, педагогической деятельности в начальном общем образовании, основном общем и среднем общем образовании. По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
Карьера
Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений (например, «Учитель года»), подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Учитель может стать завучем или директором школы, при условии: наличие высшего образования и наличие курсов повышения квалификации по направлениям менеджмента экономики или государственного и муниципального управления. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.
Профессиональные опасности
Учителя сталкиваются с профессиональными опасностями при выполнении своей работы:
- Физические повышенные нагрузки (ненормированный график, общественные нагрузки, работа на несколько ставок)
- Напряжение зрения (проверка тетрадей)
- Перегрузки эмоционального характера
- Шум
- Инфекционные заболевания (микробы и инфекции)
- Отрицательное воздействие электромагнитных волн (работа с компьютерами)
- Профессиональный стресс
Профессиональный стресс может негативно сказаться на психическом и физическом здоровье учителей, производительности труда и успеваемости учащихся. Стресс может быть вызван организационными изменениями, отношениями с учениками, коллегами-преподавателями и административным персоналом, рабочей средой, ожиданиями замены, долгими часами с большой нагрузкой и проверками. Учителя также подвержены высокому риску профессионального выгорания[11].
Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей
Кодекс профессиональной этики
Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики[12]. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от занимаемой ими должности.
Три группы профессионально значимых качества учителя[13]:
- качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;
- качества, которые обеспечивают владение собой, и
- качества, способствующие активному воздействию на ученика.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего — либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придаёт учителю уверенность в себе. И обязательно — общительность: тёплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест, чувство юмора.
Правила педагога К.Д. Ушинского:
- совершенное спокойствие, по крайней мере, внешнее;
- прямота в словах и поступках;
- обдуманность действий;
- решительность;
- не говорить о себе без нужды ни единого слова;
- не проводить времени бессмысленно, делать то, что хочешь и надо, а не то, что случиться;
- ни разу не хвастаться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет[14].
Выдающиеся педагоги
Коменский А. — принцип природосообразности, классно-урочная система, система школ, роль учителя, требования к учителю.
Руссо Ж. Ж. — идея свободного воспитания, воспитание женщины.
Песталоцци И. — метод элементного образования.
Ушинский К Д. — основатель научной педагогики в России — принцип народности. Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность, 2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность.
Толстой Л. Н. — Яснополянская школа — теория «свободного воспитания».
Макаренко А. С. — идея воспитательного коллектива.
Сухомлинский В. А. — воспитание личности.
Корчак Я — педагогическая идея — воспитатель должен любить детей, право ребёнка на уважение[15].
Пословицы об учителях
- По ученику и об учителе судят (русская пословица)
- Родители создают тело, учителя — душу (монгольская)
- Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно (русская)
- И груда книг не заменит хорошего учителя (китайская)
- Смышлёный ученик обгонит учителя (азербайджанская)
- Строгость учителя полезнее ласки родителей (иранская)
- Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми.
- Ученику — удача, учителю — радость.
- Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
- Каждый учитель учит по-своему.
- Новому путь — дальше старого, ученику — дальше учителя.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Строгость учителя лучше ласки отца.
- Учитель лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно.
- Почитай учителя, как родителя.
- Дерево и учитель познаётся по плоду.
- Учитель в школе, что посев в поле.
- Добрый дядька[5] придаст ума дитятко[16].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Происхождение слова учитель . Этимологический словарь русского языка Семенова А.В.. Юнвес (2003). Дата обращения: 30 августа 2023.
- ↑ Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург., 2000. — С. 811—812. — 937 с.
- ↑ 3,0 3,1 Юркин Алексей. Как стать преподавателем в ВУЗе . https://egorlykraion.ru/blog/. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Роботова, А.С.| Леонтьева, Т.В.| Шапошникова, И.Г.|и др. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Роботовой, А.С.. — М.: Академия, 2002. — С. 30. — 208 с. — ISBN ISBN 5-7695-0665-2.
- ↑ 5,0 5,1 Кого называли «дядьками» на Руси . Кириллица (27.04.2019). Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Каплан Виталий. Учитель: история профессии . Журнал "Фома" (22.10.2018). Дата обращения: 2023-08.27.
- ↑ Педагогика . Российская педагогическая энциклопедия.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. / под ред. Абрамова Н.. — М.: Русские словари, 1999. — С. 103,235,480. — 505 с.
- ↑ Словарь синонимов (В.Н. Тришин, 2013) Слова на букву "М" (часть 9, МАМ-МАН) . Наука. Искусство. Величие. Дата обращения: 3 сентября 2023.
- ↑ Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020 . Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Министерства образования и науки РФ (26.11.2020). Дата обращения: 2023-08.27.
- ↑ Роботова, А. С. | Родионова, В. А. | Шапошникова, И. Г. | и др. Профессия – учитель: Учебник для профессиональной ориентации учащихся учреждений начального профессионального образования / под ред. Роботовой, А.С.. — М.: Академия, 2005. — С. 290. — 365 с.
- ↑ Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 "О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников" . КонсультантПлюс. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Бордовская, Н.В. Педагогика // Большая российская энциклопедия. Электронная версия : энциклопедия. — 2017.
- ↑ Алиева, Л.В. К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека // Отечественная и зарубежная педагогика : журнал. — 2014. — № 2 (17). — С. 19—31.
- ↑ Помелов, В.Б. Сто великих педагогов. — М.: Вече, 2018. — С. 47—71, 142, 222 - 235, 369 - 397. — 416 с.
- ↑ Пословицы и поговорки — педагогический гений народа . Мудрость веков (19.10.2020). Дата обращения: 27 августа 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |