Тьютор
Тьютор (от англ. tutor — наставник) — консультант учащегося, который помогает ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса. Тьюторство практикуется в образовательном учреждении, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации[1].
Описание
Профессиональная тьюторская деятельность направлена на создание условий для становления субъектной позиции обучающегося (умение организовать самостоятельный поиск знаний, способность рефлексировать и т. д.). Тьютор консультирует обучающегося по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь. Тьютор проводит индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей, организует включение ребёнка в проектную, игровую, авторскую деятельность[2].
Тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения. Но наиболее распространенным до последнего времени оно было в дистанционном обучении. Тьютор в дистанционном обучении организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания[2].
История
Зарубежная практика
История тьюторства тесно связана с историей европейских, в первую очередь британских, университетов. Тьюторство зародилось в XII веке в классических английских университетах — в Оксфорде и чуть позднее в Кембридже[3].
В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Первые профессора и студенты съезжались в Оксфорд из разных уголков Англии, Франции и Германии[3].
Английский университет не требовал, чтобы студенты слушали все предлагаемые им курсы, но при этом предоставлял студентам большие образовательные возможности. Так, например, студенты из одних колледжей могли слушать лекции профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он выберет. Университет же предъявлял свои требования к студентам исключительно на экзаменах, и студент должен был сам выбирать тот путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени по завершении обучения. В этом ему помогал тьютор[3].
Начиная с XIV века можно говорить о тьюторстве как о сложившейся форме университетского наставничества[3].
В XVII веке сфера деятельности тьютора постепенно расширялась, все большее значение приобретали чисто образовательные функции. Тьютор определял и советовал студенту, какие лекции и практические занятия посещать, как составить план учебной работы, следил за тем, чтобы его ученики занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор был ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях[3].
Тьюторство было официально признано частью английской университетской системы и постепенно вытесняло профессорское преподавание. С 1700 по 1850 год в английских университетах вообще не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор[3].
В конце XIX века в университетах появились свободные кафедры (частные лекции), но за студентом на протяжении всего времени обучения сохранялось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII — XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но, наоборот, заняла центральное место в обучении; лекционная система во многих современных университетах до сих пор служит лишь дополнением к тьюторской[3].
Современные европейские университеты нового типа, определяемые как проектно-исследовательские, выделяют в качестве главной ценности образования умение работать с управляемым будущим. Здесь, вновь становится востребованной тьюторская деятельность, где тьютор начинает выполнять функцию разработчика образовательных проектов или программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещая позицию наставника, ассистента и проектировщика[1].
Отечественная практика
В России тьюторство долгое время было практически неизвестно, так как отечественная система образования ориентировалась преимущественно на немецкую модель университета. Но отдельные прецеденты, тем не менее, были[3].
Во‑первых, традиция монастырских наставников — старцев и старчества, — подробно описанная в романе Ф . М. Достоевского «Братья Карамазовы» (сюжетная линия духовных поисков Алёши Карамазова и наставничества на этом пути старца Зосимы)[3].
Во‑вторых, гувернёры в аристократических семьях и организация некоторых образовательных учреждений в дореволюционной России. Известный исторический пример — В . А. Жуковский и его роль в воспитании наследника престола Романовых Александра Николаевича[3].
Ещё одним, ставшим уже хрестоматийным, примером является история тьюторского сопровождения интереса лицеиста Фёдора Матюшкина[3].
К ученику Царскосельского лицея Фёдору Матюшкину, который увлекался романтикой морских путешествий, в качестве персонального наставника был прикреплен капитан-командор И . Ф. Крузенштерн, близкий друг директора лицея Е . А. Энгельгардта. Несмотря на то что из лицея Матюшкин был выпущен на гражданскую службу коллежским секретарем, Энгельгардт приложил все усилия, чтобы помочь ему в осуществлении его юношеской мечты стать мореплавателем. При содействии Министерства народного просвещения, канцелярии морского министра и самого Крузенштерна Энгельгардт добился определения Матюшкина на шлюп «Камчатка», которым командовал в то время известный мореплаватель В . М. Головнин. Впоследствии Ф . Ф. Матюшкин участвовал в арктической экспедиции и кругосветном путешествии адмирала Ф . П. Врангеля, командовал военными кораблями в Русско-турецкой войне, служил на Черноморском и Балтийском флотах. С 1852 года он занимал высшие адмиральские должности в военно-морском ведомстве, с 1858-го — председатель Морского ученого комитета, с 1861-го — сенатор, с 1867 года — адмирал флота. Вот такие глобальные последствия имело, как оказалось, очень эффективное педагогическое действие российского тьютора Егора Антоновича Энгельгардта[3].
В Лицее цесаревича Николая 13 января 1868 года фактически была учреждена должность наставника — «тутора», как писали в то время. Сохранились должностные обязанности «туторов», согласно которым эти педагоги выполняли в лицее функции кураторов и воспитателей[3].
С 1996 года и по настоящее время в Томске ежегодно проводятся Всероссийские научно-практические тьюторские конференции и выпускаются сборники материалов этих конференций. Благодаря этому тьюторская проблематика стала разрабатываться во многих регионах и постепенно начали оформляться различные региональные команды — в Брянске, Ижевске, Кемерове, Красноярске, Междуреченске, Новосибирске и других городах России[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Шрамко Н. В. Основы тьюторства. — Екатеринбург, 2018. — С. 110. — 112 с.
- ↑ 2,0 2,1 Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «Тьютор». — Москва: СФК-офис, 2012. — С. 36, 46, 236. — 246 с.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования : Научный журнал. — 2011. — Январь. — С. 166—172.