Воспитание

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Воспитание в семье

Воспита́ние — сознательные действия, направленные на формирование личности, нравственное развитие и передачу культурных ценностей[1]. Процесс воспитания обычно начинается в семье, где родители ориентируют дальнейшее развитие ребёнка, прививают первоначальные ценности и нормы поведения. Далее воспитание продолжается в образовательных учреждениях, так как оно выступает неотъемлемой частью образования[2][3].

Направления воспитания

  • Нравственное воспитание: направлено на привитие приемлемых в обществе норм поведения, развитие социально признанных качеств, передачу культурного опыта.
  • Умственное воспитание: направлено на развитие сложных мыслительных способностей через призму научного познания мира.
  • Гражданское воспитание: направлено на формирование патриотического мировоззрения и развитие чувства гордости за свою страну.
  • Физическое воспитание: направлено на формирование здоровой личности, передачу навыков заботы о своём теле, привитие основ здорового образа жизни.
  • Эстетическое воспитание: нацелено на развитие креативного мышления и закладывание духовных ценностей.
  • Трудовое воспитание: направлено на развитие общественно полезных навыков и таких качеств, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность.
  • Совокупность данных направлений имеет целью воспитание зрелой, автономной и целостной личности, наделённой качествами, необходимыми для гармоничного развития в течение жизненного пути и успешного взаимодействия с социальной средой[2]

Теории воспитания

В связи с плюрализмом мнений, большим количеством противоположных взглядов и ценностей нет единого метода воспитания или концепции, которую можно было бы назвать «идеальной». На данный момент выделяют несколько общих теорий воспитания, которые развиваются параллельно друг с другом[4].

Авторитарное воспитание

Авторитарное воспитание является самым консервативным и подразумевает доминирующее положение воспитателя над воспитанником. Данный подход отличается жёсткими методами, тотальным контролем и безоговорочными требованиями. Основоположником авторитарной теории принято считать И. Ф. Гербарта.

Природосообразное воспитание

В основе идеи природосообразного воспитания лежит свобода личности и недопустимость её принижения. В соответствии с данной теорией личность наиболее успешно развивается в условиях, где есть возможность исследовать мир без давления извне, учась на собственных ошибках и проходя уникальный путь. Концепция основана на принципе самостоятельности и связи с природой. К основоположникам теории относят И. Г. Песталоцци, М. Монтессори и др.[4].

Воспитание в коллективе сверстников

Данная теория основывается на принципах коллективизма и идее воспитания личности среди сверстников путём взаимодействия с ними. Основоположники данной концепции (Р. Бадден-Пауэл, Я. Корчак и другие) считают, что коллектив — лучшее условие для планомерного развития, усвоения норм поведения, приобретения необходимых навыков и самосовершенствования.

Индивидуальное выживание в обществе риска

Данный подход к пониманию воспитания применим к разрушающемуся обществу, находящемуся в состоянии кризиса и отвержения ценностей. Как следует из названия, теория предполагает «выживание» личности любой с ценой, вне рамок и ограничений, опираясь только на себя и свои текущие потребности. Считается, что человек наиболее ярко проявляет себя, находясь в стрессовых условиях, где необходимо конкурировать и бороться за своё место. Над социологическими экспериментами в этой области работали З. Бауман, П. Бурдье и др.[4].

Примечания

  1. Степанов П. В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал : журнал. — 2017. — № 2. — С. 121—129.
  2. 2,0 2,1 Яковко Т. В. Сущность и формы воспитания в системе образования // Современное педагогическое образование : журнал. — 2023. — № 4. — С. 125—128.
  3. Воспитание: современные парадигмы: монография / [А. К. Быков и др.; под общ. ред. З. А. Багишаева и А. К. Быкова] / 2006. — Москва: Московский Север. — 159 с. — ISBN 5-901763-09-2.
  4. 4,0 4,1 4,2 Луков В. А. Воспитание // Знание. Понимание. Умение : журнал. — 2015. — С. 333.