Либерализм
Либерализм (от лат. liberalis «свободный») — социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и других сферах жизни общества[1]. Либерализм — излишняя терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо, приводящие порой к попустительству чему-либо предосудительного, достойного порицания. Либерализм в воспитании иногда вредно сказывается на характере человека[2]. Либерализм — тип мышления и поведения, характеризующийся независимостью и терпимостью по отношению к различным взглядам, традициям, типам поведения[3]. Либерализм — вольнодумство, желание большей свободы — система либеральных идей[4].
Становление либерализма
Первые либеральные идеи можно отнести к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство[1]. Позднее римскими стоиками развивалась идея об универсальной природе человека. Их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве снова привлекло внимание многих философов и политических мыслителей XVII—XVIII веков[1].
В Европе понятие либерализма связано с классическими теориями английских политэкономистов, которые развивали идею о невмешательстве государства в экономику. Либералы выступали за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые формируются в процессе конкуренции между производителями на рынке. В XVII веке критические философские взгляды Декарта, Милтона и Спинозы на государство, на человека как социальное и рациональное существо, на религию, на право и т. д. определили характер развития либеральных идей в Европе. Важную роль сыграло также протестантско-реформаторское движение, которое выступало за свободу вероисповедания. Религиозное мировоззрение начало ослабевать в последующем столетии благодаря прогрессу знаний и научно-техническим открытиям, которые легли в основу развития капиталистического производства. Буржуазные революции в Англии и Франции XVII—XVIII веков привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного класса — буржуазии[5].
Идеи либерализма получили свое отражение в важных исторических документах, таких как Американская Декларация независимости (1776)[6]:
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.Декларация независимости Соединённых Штатов Америки 1776
Французская Декларация прав человека и гражданина (1789)[7]:
Свобода состоит в возможности делать всё, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.Декларация прав человека и гражданина
Либерализм родился в период борьбы между молодой буржуазией и обуржуазившимся дворянством против феодализма. Либерализм привержен идеалам прогресса, разума, мира, свободы и равенства, которые были общими для всех, кто был против феодализма. Философское течение наследовало духовные идеи умеренных просветителей-рационалистов, таких, как Локк, Монтескьё, Вольтер. Фраза «laissez-faire, laissez-passer» (позвольте делать, позвольте идти), которая была характерна для физиократов, стала одним из популярных лозунгов либерализма. Он также претворял в жизнь идеи классической политической экономии, представленные А. Смитом, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй. Экономическая концепция связана с идеей свободы в экономике и рыночных принципах. Философ Адам Смит считал, что свобода рынка и конкуренция являются источниками экономического роста и благосостояния нации. В его работе «Богатство народов» он обозначает, что рынок саморегулируется через конкуренцию между частными производителями, приводящую к экономическому росту и изобилию. Д. Рикардо увидел в накоплении капитала пружину экономического роста. Ж. Б. Сэй сформулировал закон свободного рынка, согласно которому в экономике не может быть избытка или дефицита[8].
Источником для разработки основополагающих принципов социального договора является работа Жан-Жака Руссо «Об общественном договоре». В отличие от предыдущих трактатов, Ж.-Ж. Руссо придал этой идее особую значимость и выделил её в отдельный трактат, что способствовало её популяризации в общественном пространстве. Он связал конституционализм как принцип разумного устройства государства с идеей договора между народом и политической властью. Ж.-Ж. Руссо также чётко определил последовательность процесса заключения договора. Согласно его концепции, народ как истинный суверен должен первоначально согласовать принципы совместного сосуществования, а затем договариваться с властью, которая обязана выполнять условия договора. Эта дискуссионная предпосылка, основанная на идее общественного договора как основы государственной власти, является очевидной: две основополагающие книги Библии говорят о завете, то есть договоре Бога с народом, а также о последующих наградах и наказаниях, которые будут следовать в зависимости от соблюдения этого договора[9].
На рубеже XVIII—XIX веков либерализм выделился как особое общественно-политическое течение в Западной Европе. В 1812 году группа людей в Испании, занимавшаяся подготовкой текста конституции, была названа «либералами»[10]. Это были сторонники политических свобод и равенства, которые стремились установить конституционную монархию и ограничить власть церкви. Они выступали за права человека, свободу слова, печати и собраний, а также за равные возможности для всех граждан. Либералы были против абсолютизма и феодализма, они стремились к созданию общества, основанного на принципах свободы, справедливости и равенства возможностей. Их идеи нашли отражение в тексте конституции, которую они подготовили. Документ стал основой для развития демократических институтов в Испании[11].
После захвата Наполеоном Испании в начале XIX века, многие либералы были вынуждены эмигрировать. Их идеи и принципы продолжали развиваться и распространяться в других странах, особенно в Англии и Франции, где они получили большую поддержку. В дальнейшем, термин «либерал» стал использоваться для описания людей, придерживающихся определенных политических взглядов, связанных с защитой прав человека, свободой и демократией[10].
Развитие либерализма
В XIX веке — начале XX века произошло формирование основных принципов либерализма. Они включают в себя концепции гражданского общества, прав и свобод личности, правового государства, демократических политических институтов, а также свободы частного предпринимательства и торговли. Либеральная концепция утверждает, что свободный рыночный механизм создаёт оптимальные условия для эффективной экономической деятельности и регулирования социальных и экономических процессов[12].
В международной практике идеи либерализма нашли свое отражение. В начале ХХ века были заметны три направления в рамках либерализма в международных отношениях.
- Первое связано с надеждами на использование правового регулирования для решения международных конфликтов. Это отразилось в проведении трёх конференций в Гааге: в 1899 и 1907 годах. В результате этих конференций были заключены многосторонние соглашения, касающиеся законов и обычаев войны. Несмотря на то, что эти соглашения не предотвратили Первую мировую войну, после её окончания возрос оптимизм относительно возможности правового регулирования.
- Второе направление либерализма стремилось преодолеть международный хаос путём создания международных организаций и поддержки идеи коллективной безопасности. Президент США Вудро Вильсон стал идеологом этого направления, он инициировал создание Лиги Наций и представил знаменитые Четырнадцать пунктов в 1918 году. Эти пункты включали в себя открытые мирные договоры, свободу торгового мореплавания, сокращение вооружений и обеспечение национальной и международной безопасности.
- Ещё одним направлением либерализма было выделено разоружение. Воплощение этих идей можно увидеть на Вашингтонской конференции 1921—1922 годов, где представители нескольких стран обсуждали ограничение морских вооружений и другие вопросы, связанные с Тихим океаном и Дальним Востоком.
В начале ХХ века все три направления либерализма были отмечены идеализмом. Не было достигнуто ни разоружение, ни справедливое разрешение колониальных споров, ни предотвращение Второй мировой войны. Поэтому классическое направление либерализма называется либерально-идеалистическим течением[5].
Базовые принципы идеалистического либерализма в мировых отношений
- Либеральные идеалисты считают, что участники международных отношений включают не только государства, но и международные организации, гражданские объединения, транснациональные корпорации и даже отдельные лица. Они видят государство как сложную совокупность различных властных и гражданских структур, политических партий и движений, которые постоянно борются, согласовывают и компромиссами воплощают свои интересы.
- Отсутствие центральной власти в международных отношениях не означает, что великие державы имеют приоритетную роль. Либеральные идеалисты поддерживают создание и расширение полномочий международных организаций и принципов нравственности и справедливости в международных отношениях, чтобы обеспечить равноправное участие других государств и негосударственных акторов.
- Международные процессы не ограничиваются лишь войной и миром или сотрудничеством и конфликтами. Либеральные идеалисты видят доминирующую тенденцию во взаимозависимости и формировании глобального мирового сообщества, которое сталкивается с общими глобальными проблемами и имеет общие интересы.
- В многообразии международных акторов существует плюрализм целей. Однако в этом многообразии выделяется единство в приоритете общечеловеческих ценностей и универсальных демократических принципов. Либеральные идеалисты поддерживают формирование нового, сознательно регулируемого мирового порядка, который отвечает общим интересам всего человечества.
- Согласно либерально-идеалистической парадигме, мировое сообщество, состоящее из демократических государств, имеет возможность решать возникающие между ними конфликты мирным путём с помощью правового регулирования, при поддержке общественного мнения. Это достигается через увеличение количества и роли международных организаций, способствующих взаимовыгодному сотрудничеству и обмену. Одной из приоритетных форм является создание системы коллективной безопасности, основанной на взаимном отказе от войны в качестве инструмента международной политики и добровольном разоружении.
- Эволюция международных отношений приведёт к преодолению их анархической природы и возникновению единого всемирного сообщества, где войны и вооруженные конфликты будут устранены. Возможным сценарием является создание всемирного правительства, которым будет руководить Организация Объединенных Наций и функционировать на основе всемирной конституции. Подобные идеи высказывались как американскими, так и европейскими авторами, а также в папских энцикликах.
Приведённые выше положения свидетельствуют о том, что в рамках либерально-идеалистической парадигмы универсальные моральные ценности, ценности демократии и международное право являются основополагающими принципами анализа международных отношений[5].
Новый либерализм
После Первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, мир столкнулся с острой и углубившейся экономической и социальной нестабильностью. В этот период произошли множество изменений и переоценок ценностей. Одним из основных кризисов того времени была потеря веры в буржуазный индивидуализм, которая стала очевидной для самой буржуазии. В результате возникли различные концепции «третьего пути» развития общества, которые предлагали сочетание интересов личности и общества, свободы и порядка на основе частной собственности. Одной из таких концепций были идеи Джона Мейнарда Кейнса, который предлагал регулирование экономики через социальное законодательство, такие как пенсии, пособия для безработных и другие меры социальной защиты. Эти идеи считались необходимыми для предотвращения распространения фашизма и коммунизма[13].
Теория направлена на сохранение и оживление рыночной экономики в Европе. Согласно Кейнсу, капитализм нестабилен и имеет тенденцию к стагнации, что приводит к хронической безработице. Он считал, что государственное вмешательство в экономику необходимо для эффективного функционирования капиталистической системы. Кейнс поддерживал активную роль государства в финансовой сфере. Он писал, что правительство должно обращать внимание на расходы, налоговую систему, внешний долг и поддерживать равновесие между накоплениями и расходами. Это, по его мнению, способствует стабилизации цен и экономики. В послевоенное время идеи Кейнса получили широкое распространение в экономических теориях. Одной из главных идей является то, что государство может стимулировать экономику и преодолеть тенденцию к стагнации и безработице через создание расходной части бюджета и налогообложение. Последователи Кейнса также признают необходимость государственного регулирования капиталистической экономики. Они считают, что государство должно играть активную роль в регулировании экономических процессов, чтобы обеспечить устойчивость экономики и благополучие общества[14]. Новый либерализм — это идеологическое направление, которое объединяет принципы либерализма и социал-демократии, предлагая синтез этих двух концепций. В основе нового либерализма лежит идея объединения либеральной теории и концепции социального государства. Таким образом, новый либерализм предлагает баланс между принципами свободы и рыночной экономики с социальной защитой и государственным вмешательством в экономику для обеспечения социальной справедливости[15]. Во время Второй мировой войны в странах, таких как ФРГ, Великобритания, Франция, США и Италия, кейнсианство (концепция «нового либерализма») нашло широкое распространение. Экономический кризис 2008 года дал толчок к развитию идей нового либерализма Кейнса[16].
Становление неолиберализма
Параллельно с новым либерализмом начал развиваться неолиберализм. Неолибералы призывают ограничить вмешательство в экономику, считая, что достаточная конкуренция на рынке приведёт к созданию «социальной рыночной экономики», которая, по их мнению, обеспечит общее благосостояние[17]. В период после Второй мировой войны произошло множество идейных и эволюционных сдвигов в экономических и политических концепциях, которые отразились на развитии современного общества. В экономической сфере неолиберализм является противником ограничений свободы торговли и свободы труда. В идеальном виде неолиберализм ставит основными принципами отсутствие ограничений на свободу торговли и свободу труда, а также противником фабричного законодательства. В ходе развития либерализма возникли различные учения и направления, которые могут содержать противоречия и альтернативные подходы к различным аспектам. Кроме того, либерализм столкнулся с новым противником — демократизмом, который впоследствии превратился в социализм. Социализм отрицает личное право собственности и, таким образом, стал противником либерализма в области экономики. В борьбе с социализмом либерализм претерпел изменения, возведя свободу капитала в ранг базовой ценности[18].
Неолиберализм стремится ограничить роль государства до минимума и в теории приближается к анархизму. Однако на практике при протесте против некоторых демократических мер он может сохранять консервативные взгляды. В литературе одним из наиболее типичных представителей критиков такого либерализма является Герберт Спенсер, особенно в его книге «The man versus the state» («Человек против государства»)[19].
Как могло случиться, что либеральная партия, приобретая всё большую и большую долю власти, делалась всё более и более принудительной в своих законодательных мерах? Как случилось, что опираясь на свое собственное большинство или же косвенно путём содействия, оказываемого ею в некоторых случаях большинству партии своих противников, либеральная партия в широких размерах присвоила себе право руководить действиями граждан и, следовательно, уменьшать область, в которой эти действия были свободны?Герберт Спенсер, Человек против государства
Неолиберализм в экономике относится к идеологии, поощряющей свободный рыночный капитализм и минимальное вмешательство государства. Впервые он был придуман на конференции, состоявшейся в Париже в 1938 году, на которой подчеркивалась экономическая свобода. Современные неолиберальные экономические концепции, представленные такими мыслителями, как Милтон Фридман, Фридрих Хайек и Алексис Лепаж, придерживаются идеи о том, что капитализм сам по себе не исчерпал свои возможности, а препятствия его нормальному функционированию возникли из-за вмешательства государства. По их мнению, настоящий капитализм ещё не реализован, и он может быть достигнут только путём достаточно либерального функционирования экономики. Основным принципом этих концепций является убеждение в том, что капиталистическая экономика, основанная на конкуренции, может саморегулироваться под влиянием закона спроса и предложения. Вмешательство государства в экономику должно быть ограничено и сосредоточено на поддержании законов функционирования капитализма, а не на его детальном регулировании. Подлинный капитализм, по этим концепциям неолиберализма, будет достигнут, когда экономика станет достаточно либеральной, и государство будет выступать в роли защитника прав собственности и соблюдения контрактов, а также обеспечивать условия для справедливой и свободной конкуренции[1].
Развитие неолиберализма
Концепции неолиберализма вызывают дебаты и критику, и трактовка их реализации может различаться в разных контекстах и странах. Идеи неолиберализма имеют своих сторонников и оппонентов, и мнения о положительных и отрицательных последствиях этого подхода можно встретить в широком спектре. Некоторые приверженцы неолиберализма считают, что он способствует экономическому росту и развитию, в то время как критики указывают на неравенство, социальные последствия и угрозы для общественных отношений[1]. Социальная концепция неолиберализма действительно основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей. Эта идеология предлагает рассматривать каждого человека как свободного предпринимателя, который организует свою жизнь как предприятие. Каждое социальное взаимодействие рассматривается как контракт или акт купли-продажи. Социальная концепция неолиберализма имеет несколько положительных сторон[20].
Во-первых, уделяя особое внимание индивидуальным правам и свободам, неолиберализм ставит акцент на личной автономии и возможности каждого человека самостоятельно организовывать свою жизнь. Это позволяет индивидуумам принимать собственные решения и реализовывать свой потенциал без излишнего вмешательства со стороны государства.
Во-вторых, рыночная интерпретация общественных связей способствует созданию конкурентного окружения, которое поощряет инновации и эффективность. Конкуренция между различными субъектами общества, включая предпринимателей, работников и национальные государства, может привести к повышению качества товаров и услуг, снижению цен и расширению выбора для потребителей. Это может способствовать экономическому росту и процветанию общества в целом. Концепция неолиберализма подчёркивает значение рыночных законов и функционирования рыночных структур как основы этики. Это может способствовать развитию более прозрачных и справедливых механизмов управления экономикой, а также обеспечению равноправия и справедливости в обществе[21].
Положительные стороны неолиберализма не освобождают от необходимости учитывать и оценивать его потенциальные негативные последствия и социальные уязвимости. Балансирование между свободой индивидуума и социальной справедливостью является значимым аспектом дискуссий вокруг этой концепции. Согласно Д. Харви, неолиберализм — это теория, которая утверждает, что рыночный обмен является основой этических норм, способных регулировать все человеческие действия. С 1970-х годов эта теория начала доминировать в мыслях и действиях жителей большинства стран. Вместе с распространением неолиберальных идей происходили изменения в правах государства, проводилась приватизация и менялась финансовая система, придавая всё большее значение рыночным процессам. В результате государственное вмешательство в экономику сократилось, а социальные обязательства государства по отношению к гражданам сильно уменьшились[22].
Неолиберализм в первую очередь является политэкономической теорией, которая начала широко применяться на практике. Согласно этой теории, индивидуум может достичь благополучия, используя свои предпринимательские способности в условиях свободного рынка, при соблюдении определенных институциональных рамок, таких как сильные права собственности, свободный рынок и свободная торговля. Неолиберальное государство, по сравнению с предшествующим ему социал-демократическим государством, ставит перед собой главную задачу создания благоприятного делового климата и оптимизации условий для накопления капитала, независимо от последствий для занятости и социального благополучия. В отличие от социал-демократического государства, которое стремится обеспечить полную занятость и оптимизацию благосостояния всех граждан, неолиберальное государство ставит приоритет на поддержание нормы накопления капитала[23].
Роль государства в неолиберальной модели сводится к созданию и поддержанию институциональных структур. Государство должно гарантировать надежность и целостность денег, обеспечивать обороноспособность страны, создавать законодательные структуры и защищать права частной собственности. В случае несоблюдения этих правил государство может использовать силу. Государство также должно обеспечивать правильную работу рынков и, если рынки не существуют в определенных областях (например, земля, вода, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и окружающая среда), государство должно создать их путём действий правительства. Однако государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным, поскольку государство не располагает дополнительной информацией, чтобы предугадывать сигналы рынка, а влиятельные группы могут исказить его действия в своих интересах[24].
Жить при неолиберализме, значит признавать или подчиняться этой совокупности либеральных прав, необходимых для накопления капитала. Поэтому мы живём в обществе, в котором неотчуждаемые права личности на частную собственность и норму прибыли превосходят все остальные концепции неотчуждаемых прав. Согласиться с этом режимом, значит согласиться с тем, что у нас нет никакой иной альтернативы, кроме как жить в режиме бесконечного накопления капитала и экономического роста, независимо от социальных, экологических или политических последствий. Право на свободу слова и выражения, образование, создание профсоюзов превращаются в производные. Превращение их в основные, а основных прав частной собственности и нормы прибыли в производные привело бы к революции в политико-экономических практиках.Девид Харви, Критика неолиберализма
Кризис неолиберализма
С развитием и распространением общественного дискурса, неолиберализм и другие экономические и политические идеи стали важными концепциями для понимания мира, себя и причин нашего поведения. Одно из особенностей неолиберализма заключается в новом определении человеческой природы. Оно указывают на то, что люди больше не рассматриваются как разумные, сотрудничающие и эмпатичные существа, а стали представлены в виде жаждущих конкуренции. Рациональность неолиберализма поставила людей друг против друга, придавая ценность идеологии «продвижения вперед», зачастую оставляя за кадром вопрос о средствах достижения. Кроме того, он подсказывает, что наш демократический выбор наилучшим образом выражается через транзакции — награды за достижения и наказания за неэффективность. С течением времени эти представления были внутренне приняты людьми, что привело к тому, что богатые начали считать свой успех исключительно результатом своих способностей, игнорируя свои структурные преимущества, такие как место рождения, наследство и образование. Подобным образом, бедные начали винить себя за свои долги, безработицу или недостаток здоровья, не видя множества преград, с которыми они сталкиваются. В результате укоренившихся структурных преград социальная мобильность замедлилась, а богатство сосредоточилось в руках небольшого числа людей. На личном уровне развитие такой культуры алчности сочетается с ростом психических расстройств, с которыми люди сегодня сталкиваются, таких как саморазрушение, депрессия и беспокойство — всё это характеристики нашего времени. Для приверженцев фундаментализма это неравенство, которое является неизбежным результатом неолиберализма, считается добродетелью. Они утверждают, что талантливые и трудолюбивые люди выдвигаются вперёд и возвышаются над ленивыми и неквалифицированными. Они считают, что эта система является наиболее справедливой и представляет лучшую возможность для достижения успеха[25].
Неолиберализм является следствием глобализации общественной жизни. Одновременно от стимулирует виртуализацию жизни, где реальный мир замещается виртуальными образами, симулякрами. Это ведёт к исчезновению материальных благ и ресурсов, а также к уходу человечества в виртуальное пространство. Например, переход на безналичные расчёты позволяет финансовой элите глобального масштаба контролировать доходы и расходы каждого индивидуума. Этот процесс делает людей зависимыми и лишает их относительной независимости. Глобалисты, в свою очередь, заинтересованы в тотальном контроле и зависимости «глобального человейника» от крупных транснациональных корпораций.
Критики неолиберализма утверждают, что целью этих манипуляций является изменение системы восприятия человеком себя и окружающего мира, превращение человека в легко управляемую единицу манипулируемого общества. Производство образов и брендов вытесняет производство реальных товаров и продуктов. Это приводит к неутолимой жажде потребления и бесконечному желанию получать и накапливать ещё больше. Виртуальный империализм или глобализм использует неолиберальные идеологические принципы, которые требуют устранения всех барьеров на пути свободного движения капитала и ресурсов. Международные финансовые институты и транснациональные корпорации становятся движущей силой глобализации, а местные либеральные элиты выступают катализатором, готовыми отдать национальные интересы в обмен на своё выживание и сохранение своего положения в глобальном пространстве. Оценка В. Н. Березовского гласит, что «глобализм включает в себя превращение мира в единое городское пространство, где господствуют банки, технологии и ресурсы». Таким образом, глобализм стремится к постепенному уничтожению государства-нации и установлению глобального управления, осуществляемого транснациональными компаниями и международными институтами[26].
Глобализация, как идеологическая концепция, стремится формировать космополитически сформированных людей, которые считают, что «родина там, где налоги ниже». Неолиберальная глобализация считает мир единым пространством, лишенным патриотизма, приверженности Родине и национальным суверенитетам. Современный неолиберализм глобализации стимулирует гедонизм и удовлетворение примитивных инстинктов, распространяя философию социального дарвинизма. Достижение успеха любой ценой во имя удовлетворения растущих потребностей становится нормой в глобальном мировом порядке[26].
Ценности либерализма
Индивидуализм
Индивидуализм в контексте либерализма подразумевает приоритет морального достоинства и прав человека над возможными притязаниями со стороны коллектива. Он делает акцент на индивидуальных свободах и принципе неприкосновенности личности. Вместе с тем, индивидуализм не отрицает возможность самопожертвования, если человек признает требования коллектива справедливыми. В отличие от индивидуализма, который признаёт важность индивида, коллективизм стремится дать преимущество интересам коллектива над интересами индивида. Он подчёркивает обязанности и общие цели вместо индивидуальных прав и свобод. Однако в контексте индивидуализма в либерализме, приоритет всё равно отдается моральному достоинству и свободе индивида.
Индивидуализм не связан с концепцией «атомизированного» общества, где индивидуалы рассматриваются как изолированные атомы, лишённые связей и взаимодействий. Вместо этого индивидуализм в либерализме признаёт важность индивидуального самовыражения, независимости и свободы выбора, но также признаёт ценность общественного взаимодействия и социальных связей. Таким образом, индивидуализм в либерализме подразумевает важность защиты и приоритета прав и свобод каждого отдельного человека, в то же время уважая право других людей на свободу и самоопределение. Это предоставляет основу для создания гармоничного и прогрессивного общества, где индивиды имеют возможность развиваться и реализовывать свой потенциал в соответствии с собственными ценностями и убеждениями[27].
Эгалитаризм
Эгалитаризм в либерализме подразумевает, что все люди должны быть морально и политически признаны равными, и никакие «эмпирические» различия, такие как раса, происхождение, собственность, профессия, пол и прочие факторы, не должны играть определяющую роль в организации важных правовых и политических институтов общества. Он стремится обеспечить равенство всех индивидов перед законом и гарантировать равные возможности для всех членов общества. Эгалитаризм в либерализме не обязательно основывается на идее о том, что все люди рождены абсолютно равными. Вместо этого он помещает проблему равенства в контекст обязательств и прав, указывая на необходимость всем лицам быть морально и политически равными, независимо от конкретного обоснования этого равенства, будь то идея «естественных прав», гегелевская диалектика «раба и господина» или утилитаристский расчёт собственных выгод.
Идея эгалитаризма в либерализме подчеркивает не только важность признания равной моральной ценности каждого индивида, но также стремится к устранению неравенств и дискриминации, чтобы обеспечить справедливое и гармоничное социальное устройство. Это включает в себя устранение преград, которые могут препятствовать полноценному участию людей в обществе и ограничивать их возможности. Эгалитаризм в либерализме направлен на создание условий, в которых каждый индивид имеет равные возможности реализовать свой потенциал и достичь собственного благополучия. В целом, эгалитаризм в либерализме призывает к признанию равенства всех людей и созданию системы, в которой никого не будут систематически притеснять или лишать возможностей из-за своих личных характеристик. Он является одной из основных принципиальных составляющих свободного и справедливого общества по либеральным стандартам.
Универсализм
Универсализм в либерализме подразумевает признание, что требования индивидуального достоинства и равенства должны быть универсальными и не могут быть отвергнуты на основе культурно-исторических особенностей различных коллективов людей. В этом контексте, универсализм не связан с представлением о внеисторической «природе человека» или одинаковом понимании «достоинства» и «равенства» во всех культурах. Вместо этого универсализм в либерализме может быть трактован как признание права каждой культуры требовать уважения к её собственному пониманию достоинства и равенства, в соответствии с её особенностями развития. Это означает, что каждая культура имеет право определить свои собственные ценности и нормы в рамках универсальных принципов индивидуального достоинства и равенства.
Важно отметить, что универсализм в либерализме не отрицает разнообразие культурных выражений и норм, а скорее признаёт и ценит различия в их понимании достоинства и равенства. Однако он заключает, что независимо от культурных различий все люди должны быть признаны как достойные и иметь одинаковые права и возможности. Таким образом, универсализм в либерализме подразумевает не конкретные требования в различных контекстах, а способ и условия выражения этих требований. Он отвергает идею, что отношение к правам и равенству может быть субъективным и отклонено или отрицательно оценено другими культурами. Вместо этого он призывает к признанию каждого человека как дееспособного и достойного индивида, имеющего право требовать уважения и справедливости в рамках универсальных принципов[26].
Мелиоризм
Мелиоризм в либерализме отражает убеждение в возможности улучшения общественных институтов и условий жизни через различные механизмы и реформы. Он подразумевает, что общество может быть изменено и совершенствовано, чтобы достичь лучших результатов и удовлетворить потребности людей. Мелиоризм не обязательно связан с идеей прогресса как направленного и детерминированного процесса, хотя в истории он часто ассоциировался с этой идеей. Вместо этого мелиористы признают, что изменения могут происходить как спонтанно, так и планомерно, и различные подходы могут быть использованы для достижения желаемых результатов.
Например, некоторые мелиористы могут поддерживать идею спонтанной эволюции общества, считая, что изменения происходят органически и постепенно через социальные и экономические процессы. Другие мелиористы могут отдавать предпочтение рационалистическому конструктивизму, который предполагает активное вмешательство и планирование для достижения желаемых изменений. В целом, мелиоризм в либерализме подразумевает оптимистическую уверенность в возможности прогресса и улучшения общества, но признает разнообразие подходов и представлений о том, как это может быть достигнуто.
Социальный контракт
Социальный контракт в либерализме основан на руссоистской идее общественного устройства, отражает основные принципы, согласно которым члены социальных групп вступают в контрактное соглашение добровольно и сознательно. Целью такого контракта является контроль и упорядочение риска, которые сопутствуют взаимоотношениям между людьми, особенно в сфере обмена. Согласно этой идее, люди сознательно принимают на себя определённые обязательства и ответственности, а также признают права и свободы других людей. Идея социального контракта предполагает, что каждый член общества должен соблюдать определенные нормы и правила поведения, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование. В рамках руссоистской идеи социального контракта освобождение личности от ограничений и угнетения сопутствует увеличению договорных отношений. Люди вступают в различные договоры и соглашения, чтобы регулировать свои взаимоотношения и обменяться благами и услугами. Таким образом, этот контрактный подход способствует созданию структурированного и организованного общества, где риск и конфликты между людьми могут быть контролируемыми и урегулированными[28].
Примечание
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Грицанов А. А. Новейший философский словарь. — Минск: В. М. Скакун, 1998. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0.
- ↑ Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 2008. — 1534 с. — ISBN 978-5-7711-0015-9.
- ↑ Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с. — ISBN 5-86225-635-0.
- ↑ Михельсон М. И. Большой толково-фразеологический словарь русского языка : В 3 т. — Москва: ЭТС, 2005. — ISBN 5-86455-128-7.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Дробот Г. А. Либерализм в теории международных отношений: история, зарубежная и отечественная школы // Социально-гуманитарные знания : журнал. — 2014. — № 5. — С. 146–168.
- ↑ Декларация независимости . Конгресс США (1993). Дата обращения: 3 ноября 2023.
- ↑ Кокошкин Ф. Ф. Тексты важнейших основных законов иностранных государств. Ч. I. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1905. — С. 27—28.
- ↑ Советская историческая энциклопедия / под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 8. — 990 с.
- ↑ Яковлева Л. И. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года: история принятия, предпосылки, уроки. // Вестник Московского университета : Сборник. — 2018. — № 3. — С. 67—83.
- ↑ 10,0 10,1 Дуран А. С. Испанский либерализм XIX века: от идеалов национального суверенитета к конституционализму // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук : сборник. — 2017. — Т. 17, № 4. — С. 53—80.
- ↑ Карипов Б. Н. Либеральная парадигма в идеологическом дискурсе Европы в XVIII—XIX вв. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки : журнал. — 2013. — № 3. — С. 98–113.
- ↑ Нурмеев Ю. Р. Идейные основы и базовые принципы либерализма // Учёные записки Казанского государственного университета : сборник. — 2008. — Т. 150, № 7. — С. 209–218.
- ↑ Адылбекова А. М. Концепция государственного регулирования экономики в учении Дж. Кейнса // Проблемы современной экономики (Новосибирск) : журнал. — 2015. — № 31. — С. 128–133.
- ↑ Козырев В. М. Джон Мейнард Кейнс: его вклад в экономическую науку // Экономика туризма : журнал. — 2013. — № 1. — С. 24—42.
- ↑ Сиземская И., Новикова Л. Новый либерализм в России // Общественные науки и современность. — 1993. — № 5. — С. 132—140.
- ↑ Алпатова Г. М. Дж. М. Кейнс и новый либерализм в Англии. // Вестник Пермского университета. Серия: История : журнал. — 2012.
- ↑ Большая Советская Энциклопедия: В 50 томах. — М.: Советская энциклопедия, 1950—1957. — Т. 25. — С. 70—73.
- ↑ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб.: Издательским общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890—1907.
- ↑ Спенсер Г. Личность и государство. — Москва: АСТ, 2023. — 224 с. — ISBN 978-5-17-151635-2.
- ↑ Ильин А. Н. Идеология неолиберализма: сущность и социальные последствия // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика : журнал. — 2020. — Т. 13, № 2. — С. 9–20.
- ↑ Раквиашвили А. А. Либерализм. Эволюция идей. — М.: URSS, 2017. — 181 с. — ISBN 978-5-9710-4405-5.
- ↑ Челищев В.И. Либерализм – неолиберализм – рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме (Окончание) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология : журнал. — 2016. — № 1. — С. 156–181. — ISSN 1029-3736.
- ↑ Кондратьева Т. С. Глобализация и государство благосостояния. (реферативный обзор) // Актуальные проблемы Европы. — Москва, 2000. — Вып. 4. — С. 51–73.
- ↑ Дармина М. Дэвид Харви: критика неолиберализма . Geoполитика.ru. Дата обращения: 3 ноября 2023.
- ↑ Пирс У. Критика неолиберализма . KATEHON. Дата обращения: 4 ноября 2023.
- ↑ 26,0 26,1 26,2 Воронин С. А. Процесс глобализации или проект неолиберализма? Что нас ожидает. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история : журнал. — 2015. — С. 7–18.
- ↑ Капустин Б. Г. Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Степина. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ Политология . Значение слова. Дата обращения: 3 ноября 2023.