Вольтер

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Вольтер
Voltaire
François-Marie Arouet, Voltaire. Photograph by E. Desmaisons Wellcome V0027294.jpg
Имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ
Дата рождения 21 ноября 1694(1694-11-21)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 30 мая 1778(1778-05-30) (83 года)
Место смерти Париж, Франция
Страна Королевство Франция
Научная сфера философия, история
Альма-матер Иезуитский колледж Луи-ле-Гран (впоследствии лицей Людовика Великого), Школа Права
Учёное звание почетный член Петербургской академии наук
Известен как Философ, поэт, драматург, историк.

Вольте́р — французский писатель, поэт, историк, драматург и философ-просветитель, настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ, дата рождения — 21 ноября 1694 года, место рождения — Париж. Скончался там же, в Париже, 30 мая 1778, прожив 83 года. Один из крупнейших мыслителей XVIII века. Его называли «королем общественного мнения». В своих острых статьях и памфлетах Вольтер протестовал против войн, религиозного фанатизма, гонения инакомыслящих и выступал за просвещение и социальные свободы[1].

Биография

Копия портрета Вольтера, выполненного в 1736 году, ныне утраченного

Франсуа-Мари Аруэ — родился младшим сыном зажиточного буржуа — нотариуса Франсуа Аруэ и дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар. Крестил будущего Вольтера аббат Шатонёф, который значительно повлиял на его воспитание. Мать мальчика умерла, когда тому исполнилось семь лет[1].

В 1711 году он окончил иезуитский коллеж Луи-ле-Гран (впоследствии лицей Людовика Великого) в Париже, где под руководством иезуитов воспитывались дети аристократов. Еще учась в колледже будущий Вольтер стал маленькой знаменитостью за свои литературные способности и умение писать рифмованные строчки на заданные темы. В возрасте примерно 12 лет мальчик уже переводил стихами Анакреона и написал первую трагедию. А о прошении в стихах, написанном им для старого инвалида, вообще заговорили даже в Париже и Версале[2]!

После окончания колледжа по настоянию отца был определен в Школу права. Но старые французские законы вызывали у Вольтера отвращение, юридическая карьера не привлекала молодого человека. И вместо занятий он все время проводил в светском аристократическом обществе, в которое ввел его аббат Шатонёф, с сочувствием относившийся его литературным увлечениям. Это было так называемое общество Тампля, объединившееся вокруг герцога Вандома — главы Ордена мальтийских рыцарей. Благодаря живости, остроумию и дару писать стихи Вольтер снискал в этом обществе всеобщее расположение.

Весной 1717 года за оскорбительную сатиру в стихотворении в отношении герцога Орлеанского (регента Франции) Вольтера отправили в Бастилию (тюрьма-крепость в Париже), где он провел 11 месяцев, работая при этом над окончанием трагедии «Эдип» и эпической поэмой «Генриада»[3].

Пьеса-трагедия «Эдип» была поставлена на сцене после того, как поэт вышел из Бастилии в 1718 году и имела огромный успех. Именно тогда и появился псевдоним автора — Вольтер.

Поэма «Генриада» создала Вольтеру репутацию искусного рассказчика и борца за идею. Поэма обличала религиозный фанатизм и прославляла монарха (Генриха IV), который веротерпимость сделал лозунгом при своем правлении. Об этой поэме говорили, что она отражает глубокую философию, чистую мораль и свободу от предрассудков.

В начале 1726 года у Вольтера произошел конфликт с шевалье де Роганом, который насмехался над именем Вольтера и его недворянским происхождением. Остроумные ответы Вольтера привели к тому, что де Роган устроил с ним расправу — избиение, с помощью своих лакеев. Аристократические друзья Вольтера не сочли чем-то предосудительным подобную выходку де Рогана и устранились от участия в разбирательстве. В связи с этим, Вольтеру осталось только вызвать обидчика на дуэль, после чего, однако, он был немедленно заключен в Бастилию. После освобождения из Бастилии в мае 1726 года Вольтеру объявили приказ о высылке его из Франции[3].

Вольтер – всеми признанный вождь французских просветителей, их самый талантливый и самый мощный представитель.Андрей Шахов, Вольтер и его время. Лекции по истории французской литературы XVIII века, читанные в Московском университете, 1907 г.

В 17261728 годах Вольтер жил в Англии, изучая ее политический строй, науку, философию и литературу. В Англии того времени все поражало и восхищало Вольтера. Особенно обращало на себя внимание разница в отношении к религии и науке в двух государствах. Так, во Франции признавалась одна католическая религия, не признававшая никаких сект и разномыслия, в Англии же, по выражению Вольтера «всякий имеет право идти в царствие небесное тем путем, которым ему нравится».

Пребывание в Англии оказало решающее влияние на дальнейшую писательскую деятельность Вольтера. Вернувшись во Францию, он издал свои английские впечатления под названием «Философские письма» (или «Английские письма»). Эти письма идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете отражали состояние общественных институтов Франции. В 1734 году книга была конфискована, а ее издатель поплатился Бастилией[4][5].

Вольтер удалился в Сире, замок расположенный в Шампани. Это был замок возлюбленной Вольтера — маркизы дю Шатле. С маркизой дю Шатле поэт прожил 15 лет. В это время Вольтер написал трагедии «Альзира» и «Магомет», «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона», также написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» . Тогда же Вольтером создана эпическая поэма «Орлеанская девственница». В 1745 году Вольтера назначили придворным поэтом и историографом, а 1746 году избрали во французскую академию наук. И в 1746 же году Вольтер стал почетным членом Петербургской академии наук. Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, а также смерть возлюбленной в 1749 году стали причиной принятия Вольтером приглашения прусского короля Фридриха II в 1750 году (с которым он вел переписку уже более 10 лет) и поселения в Берлине. В дальнейшем произошел разлад с прусским королем, вследствие чего в 1753 году Вольтер уехал из Пруссии.

Вольтер поселился в Швейцарии. В конце 1758 года он взял в аренду поместье Турне. В начале 1759 года приобрел поместье Ферне, где принимал гостей со всей Европы, а также вел активную переписку со многими корреспондентами, в том числе Фридрихом II, Екатериной II (императрицей Российской Империи), польским королем Станиславом Августом Понятовским, шведским королем Густавом III, датским королем Христианом VII[6].

Зрелый возраст (17501760-е годы) стал для Вольтера очень плодотворным. Это время активного сотрудничества в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. В Ферне он выпустил множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, в том числе и «Историю Российской империи при Петре Великом» . В этот же период созданы философские повести «Кандид»[7] и «Простодушный», «Трактат о веротерпимости», «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа», «Карманный философский словарь», «Вопросы об Энциклопедии».

Следует отметить, что Вольтер был состоятельным человеком. Еще в молодые годы он познакомился с банкирами которые и научили его инвестировать свои капиталы. При этом, состояние Вольтера увеличивалось благодаря различным источникам: наследство, пенсионы от знати, гонорары за издание и переиздание произведений и другое. Разбогатев к сорокалетию писатель, философ и поэт вкладывал в снаряжение французской армии, предоставлял деньги для приобретения кораблей, покупал произведения искусства. В поместье Вольтера в Швейцарии имелось гончарное производство. В 1776 году годовой доход Вольтера составил 200 тысяч ливров, благодаря чему он стал одним из богатейших людей Франции.

В феврале 1778 года было восторженно встречено возвращение Вольтера в Париж, где он четырежды посетил заседания французской академии, посмотрел постановку собственной пьесы «Ирена» в «Комеди Франсез» и занялся переработкой академического словаря.

Пантеон

Незадолго до смерти Вольтер был принят в масонскую ложу «Девять сестер», основанную астрономом Жозефом Лаландом в 1769 году. 30 мая 1778 года Вольтер скончался во сне в Париже. В связи с отказом Архиепископа Парижского в христианском погребении панихиду совершили в масонской ложе, похоронили в Шампани (аббатство Сельер, в котором настоятелем был племянник философа). В 1791 году останки Вольтера перевезены в Пантеон — национальную усыпальницу выдающихся людей в Париже.

Философия и основные достижения

Вольтер по своим философским взглядам был деистом[1][2], последователем Джона Локка и Исаака Ньютона. Деизм — учение, признающее наличие Бога, но отрицающее религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Вольтер, ярый противник абсолютизма, критиковал церковь, но не оправдывал атеизм, размышлял о тщетности бытия, естественных правах и величестве человека, бессмысленности чистого оптимизма, в котором видел оправдание существующего социального зла[8].

Вольтер оказал большое влияние на развитие мировой философии и, в том числе, русской. Взгляды Вольтера сыграли значительную роль в идейной подготовке Французской революции конца XVIII века. Высказывания Вольтера впоследствии легли в основу принципов и институтов права[9].

Благодаря Вольтеру в России получило распространение вольтерианство — учение политического и религиозного свободомыслия. Термин «вольтерьянец» стал нарицательным. Вольтер стал автором классических трагедий, а также поэм, посланий, од, лирических произведений и философской прозы[1].

Труды

В полном издании Молана 18781885 годов произведения Вольтера изданы в 50 томах. При этом в каждом тому было почти по 600 страниц, а также тома дополнялись еще двумя томами «Указателей». Эпистолярное наследие (более десяти тысяч писем) составляет 18 томов издания.

К произведениям Вольтера относятся:

Цитаты

  • «Верить в Бога невозможно, не верить в него — абсурдно».
  • «Для большинства людей исправиться — значит, поменять свои недостатки».
  • «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен».
  • «Не неравенство тягостно, а зависимость».
  • «Нет ничего неприятнее, как быть повешенным в неизвестности».
  • «Все, что заходит слишком далеко, ведет к несправедливости».[9]
  • «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны».[5]
  • «Труд спасает нас от трех величайших зол — скуки, порока и нужды».[7]
  • «Равенство — самая естественная вещь и химера».[4]
  • «Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека».
  • «Желательно, чтобы юрист мог по своей заслуге добиться отправления правосудия, которое он отстаивал своими бессонными ночами, своим голосом и своими сочинениями. Тогда, быть может, люди увидели бы, как в результате успешных трудов возникает упорядоченная и единообразная судебная практика».[10]
  • «Много »нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое".[11]
  • «Только судьи могут определить степень ценности свидетельских показаний».
  • «Я был разорен только дважды: один раз — когда я проиграл дело в суде и второй раз — когда выиграл дело в суде».
  • «В любой области первым опытам свойственна неуклюжесть».
  • «Спасайся, кто может!»
  • «Все к лучшему в этом лучшем из миров».[7]
  • «Оптимизм — это страсть утверждать что все хорошо, когда в действительности все плохо».
  • «Надежда украшает нам жизнь».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Большая Советская Энциклопедия. http://bse.uaio.ru. Дата обращения: 2 ноября 2023.
  2. 2,0 2,1 Андрей Шахов. Вольтер и его время. Лекции по истории французской литературы XVIII века, читанные в Московском университете. — Библиотечный фонд, 1907. — С. 37—118.
  3. 3,0 3,1 Вера Ивановна Засулич. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность. — Public Domain, 1893. — 237 с.
  4. 4,0 4,1 Малинова А.Г. Баланс интересов и его "ипостаси" в правоведении // Российский юридический журнал. — 2022. — № 2. — С. 21—44.
  5. 5,0 5,1 Заказнова А.Н., Харитонов С.С. Квалификационные ошибки: по материалам военно-судебной практики // Право в Вооруженных Силах. — 2023. — № 4. — С. 73—83.
  6. И.М.Каренин. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность. — Public Domain, 2008. — 130 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 Вольтер. Кандид, или оптимизм. — 1798 г..
  8. Джон Морли. Вольтер. — Библиотечный фонд, 1889. — 343 с.
  9. 9,0 9,1 Чудиновская Н.А. Злоупотребление процессуальными правами в некоторых зарубежных странах (на примере Франции и Польши) // Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 7. — 2023.
  10. Султанов А.Р. Кассационное производство в Верховном Суде РФ для формирования единообразной практики. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.01.2020 N 309-ЭС19-19206 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2021. — № 7.
  11. Хатуаев В.У. Еще раз о сущности и соотношении понятий "административное судопроизводство" и "административный процесс" в контексте интегративного правопонимания // Современное право. — 2021. — № 3.