Конфуций
Конфуций | |
---|---|
кит. 孔(夫)子 | |
Имя при рождении | Кун Цю (кит. 孔丘) |
Дата рождения | около 551 года до н. э. |
Место рождения | Цюйфу |
Дата смерти | 479 год до н. э. (71—72 года) |
Место смерти | Цюйфу |
Страна | Китай |
Школа/традиция | основатель конфуцианства |
Основные интересы |
социальная философия, этика |
Значительные идеи | Конфуцианство |
Испытавшие влияние |
многие восточные философы, Христиан фон Вольф, Роберт Каммингс Невилл |
Конфу́ций (кит. 孔子, пиньинь Kǒngzǐ, палл. Кун-цзы, латинизировано как Confucius; собственные имена 孔丘 Кун Цю и 孔仲尼 Кун Чжунни, ок. 551 до н. э., близ Цюйфу — 479 до н. э., Цюйфу) — древний мыслитель и философ Китая[1].
Биография
Род Конфуция восходит к Вэй-цзы из знатного рода Кун, получившего титул удельного князя и удел, который в последствии стал царством Сун. Потомки Вэй-цзы, вплоть до предка Конфуция в шестом поколении, служили императорам Древнего Китая, занимая высокие должности при дворе[2].
В «Исторических записках» Сыма Цяня указано, что 28 сентября 551 года до н. э. на территории современной китайской провинции Шаньдун (вблизи города Цюйфу) родился Конфуций. В летописях «Чуньцю» «Гулян чжуань» датой рождения философа является 3 октября 552 г. до н.э.[3] .
Его отец 63-летний Шулян Хэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) был военным, который прославился многими военными подвигами, благодаря чему и получил должность коменданта крепости Цзоу[4]. Его мать — семнадцатилетняя наложница Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). В раннем возрасте Конфуций потерял отца (будущему философу было всего 1,5 года, когда родителя не стало). После его смерти мать с Конфуцием покидают семью отца, начинают жить самостоятельно. Детство и юность философа прошли в бедности. Мать много рассказывает будущему философу о заслугах его отца, благородных предках, благодаря чему, Конфуций утвердился в мысли, что ему необходимо заниматься самообразованием, много работать, чтобы занять достойное его происхождения место в жизни[5]. В 7 лет будущего философа отдали в школу. В ней обязательным было освоение 6 умений: выполнять ритуалы, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, писать и считать[6].
Мать умерла, когда Конфуцию исполнилось 17 лет. Для него это стало большим ударом. В возрасте 19 лет он женился, позже родился сын Ли[7].
Конфуций долгое время не знал где находилась могила отца, но когда умерла мать, расспросив женщину по имени Мань My в городке Цзоу, он находит это место. Философ смог похоронить мать рядом с отцом. Это соответствовало ритуальным традициям того времени[8].
Философ скончался в 479 году до н. э. в возрасте 72 лет. Его могила в Цюйфу стала священным местом в Поднебесной. В эпоху Хань в III в. до н.э. началось всеобщее поклонение, могила стала местом паломничества[9].
На службе государству и Учитель
В возрасте 22 лет Конфуций основывает собственную школу, в которой преподавал следующие 28 лет. Параллельно с преподавательской деятельностью философ принимает активное участие в общественно-политическая жизни. Начиная примерно с 50-летнего возраста Конфуций становится государственным служащим. Вначале своей службы он управляет городом Чжунду, после занимает пост министра уголовных дел княжества Лу. В работе он проявляет продуманность решений, такт, осторожность, справедливость, но недруги, интриганы и завистники вынудили его оставить государственную службу. После этого мыслитель более чем на 12 лет отправился в путешествия по различным княжествам Поднебесной[10].
Конфуций описывал этапы своей жизни[11]:
Когда мне было 15, меня интересовала только учёба; когда мне было 30, я начал свою жизнь; в 40 лет я был самонадеянным; в 50 осознал своё место в общем порядке; в 60 лет научился не спорить; а сейчас мне 70 лет, и я в состоянии свободно идти по жизни, не разрушая её основ.
.
Наследие Конфуция
Учение
Учения Конфуция легли в основу государственной идеологии. Он является новатором идей по построению нравственности, гармонизации общества. Спустя двадцать веков после смерти Конфуция его афоризмы и суждения не утратили своей популярности[12].
Нередко конфуцианство называют религией, хотя в нём нет института церкви, не поднимаются вопросы теологии. Его первостепенной целью является построение гармоничного общества по древнему образцу, в котором каждая личность наделена определённой функцией. В основу построения такого общества легли идеи преданности, направленной на сохранение общественного порядка[13].
Основываясь на высокие нравственные качества, Конфуций разделял людей на три категории:
1. «君子 цюньцзы» («благородный муж»);
2. обычные люди, народ, толпа — многочисленная и безличная категория;
3. «小人 жэнь» («ничтожный человек») — используется только с первой категорией, исключительно в отрицательном значении[14].
Центральное место в учениях Конфуция занимает 君子 цзюнь цзы «благородный человек/ муж». Он выступает образцом поведения, человеком, которому должны подражать все жители Поднебесной, он должен обладать пятью добродетелями: 仁 жэнь (человеколюбие), 义 и (справедливость), 礼 ли (ритуал), 智 чжи (мудрость), 信 синь (верность)[15].
仁 жэнь гуманизм, который выразился в особом внимании к человеку — в человеколюбии. В «Луньюе» содержится 109 определений «仁 жэнь»[16]. Конфуций говорил, что всё на земле непосредственно зависит от деяний человека. Чтобы человек шёл по правильному пути, он должен учиться, для его обучения необходимо создавать благоприятные условия. В связи с этим, Конфуций постоянно говорит о человеколюбии, которое проявляется в соблюдении традиций, в ритуалах, в управлении. Ему принадлежит высказывание[17]:
«孝弟也者, 其为仁之本与! Почтение к родителям и старшим братьям ― о, какой основой гуманного отношения к людям это является!»
Благородный муж является носителем 礼 ли «ритуала» — «системы морально-этических принципов и норм поведения». Сюда нужно относить: почитание предков и особенно родителей, человеколюбие, любовь к родственникам, уважение к старшим и подчинение им, честность, искренность, стремление к внутреннему самосовершенствованию и т.п. [18].
Ритуал устанавливал связь между миром ныне живущих и умерших поколений, поэтому при его нарушении происходит прерывание этих связей, нарушается гармония, баланс во всём мире[19].
Лунь юй 论语 и речения
Лунь юй 论语
Конфуцианство представляет собой органичное продолжение идей Конфуция, которые были разработаны в период кризиса политической системы Поднебесной. Они представляют собой синтез разумного управления государством в контексте внутреннего мира человека. Взгляды Конфуция нашли отражение в составленном его последователями в VI — V веках до н. э. сборнике «Лунь юй 论语 Lún Yǔ»[20].
Конфуций собирал и обобщал культурные достижения древнего Китая. Труды всей своей жизни представлены в «Лунь Юй (Суждения и беседы) 论语» — это сборник цитат из Конфуция и его учеников[21].
Речения Конфуция
- «Благородный муж безмятежен и спокоен, маленький человек постоянно встревожен и обеспокоен 君子坦荡荡,小人长戚戚».
- «Благородный муж думает о морали, низкий человек думает о выгоде 君子喻于义,小人喻于利»[22].
- «Народ считает пищу своим небом 民以食为天».
- «Пища нуждается в тщательном приготовлении 食不厌 精,脍不厌细».
- «Мудрец проникает в логику вещей, доходя до сути. Доброго человека добродетель равна горам 知者乐水,仁者乐山».
- «Прочесть десять тысяч книг, пройти десять тысяч ли 读万卷书,行 万里路»[23].
- «Учитель сказал, что «святого» я не смог увидеть, а достаточно увидеть «благородного мужа» 孔子: 圣圣,吾吾吾吾 普吾 见 ; 吾 君孔 见 得,斯斯吾»[24]。
Храмы Конфуция в Китае
Храм Конфуция в Пекине
Построенный в 1302 году храм Конфуция 北京孔庙 находится в центральной части Пекина в районе Дунчэн. Он признан крупнейшим храмом в городе и вторым по размерам во всей стране. Храм Конфуция располагается на площади 2,38 гектара. В 1911 году стал музеем. Храмовый комплекс состоит из четырех дворов, в первом из дворов размещены 198 каменных табличек, на которых выбито 51624 имён людей, выдержавших экзамен на знание трудов Конфуция при династиях Юань, Мин и Цин. На 189 каменных табличках выбиты речения философа, на 189 каменных стелах выбиты тексты конфуцианского Тринадцатикнижия[25].
Храм Конфуция в городе Цюйфу
В родном городе Конфуция построен самый большой храм Конфуция — 曲阜三孔 «Три [святыни Учителя] Куна в Цюйфу». Храм в Цюйфу был основан в 478 году до н. э. является самым важным местом поклонения Конфуцию. В доме философа сохранялись музыкальные инструменты для совершения ритуалов, одеяния. Первоначально храм имел всего три помещения, по мере популяризации учения, расширялся дом Конфуция в последующем став храмовым комплексом. Храм сохранился до наших дней в том виде, в котором был после реконструкции XVIII века. К посещению открыто примерно 500 помещений. Павильоны храма состоят из 9 ярусов, а двор имеет 9 рядов. В главном павильоне насчитывает 9 комнат. С 1994 года архитектурный комплекс, храм и роща, стали памятником мирового наследия ЮНЕСКО[26].
Храм Конфуция в Шанхае
上海文庙 единственный в Шанхае посвящённый Конфуцию храмовый комплекс[27], был построен в 1294 году при династии Юань. Также использовался в качестве образовательного учреждения. В настоящее время на его территории проходит один из крупнейших книжных базаров Шанхая. Третий по величине храм Конфуция в Китае.
Литература
- Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция) / пер. с кит., исслед. и примеч. А. Ю. Блажкиной; отв. ред. В. М. Майоров; Ин-т Китая и совр. Азии РАН. — М.: ИКСА РАН, 2022. — 318 с. — ISBN 978-5-8381-0395-6 (https://elibrary.ru/download/elibrary_49473054_65586373.pdf)
- Конфуций. Суждения и беседы / Пер. с кит. П. С. Попова. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 224 с.
- Конфуций. Рассуждения в речах // Виногродский Б. Б. Экономические стратегии. 2009. Т. 11. № 5-6 (71-72). С. 164—169.
- «Великое учение: с комментариями и объяснениями / Конфуций; пер. с китайского В. Малявина, И. Канаева; сост., предисл. В. Малявина; коммент. Е.Ямбурга, И.Канаева»: АСТ; Москва; 2018 ISBN 978-5-17-105665-0
- Конфуций. Книга песней и гимнов. М., 2002.
Примечания
- ↑ Конфуций (неопр.). Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Годы жизни Конфуция (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
- ↑ Д.В. Конончук. О дате рождения Конфуция (рус.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. : журнал. — 2019. — № 3. — С. 5—12.
- ↑ Биография Конфуция (рус.) ?. Истории успешных людей. Дата обращения: 1 сентября 2023.
- ↑ Зголая А.С. Конфуций: анализ жизни и мировоззрения (рус.) // Человек. Искусство. Вселенная. : журнал. — 2022. — № 1. — С. 145.
- ↑ О Конфуции (рус.) ?. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Конфуций: жизнь, мировоззрение и афоризмы философа (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
- ↑ Детство и юность Конфуция (рус.) ?. онлайн библиотека. Дата обращения: 4 сентября 2023.
- ↑ Толмачева Р.П. Конфуцианство в Китае (рус.) // Экономические стратегии. : журнал. — 2012. — С. 88.
- ↑ Северинюк В. М. Конфуций: концепция «благородной власти». (рус.) // Автономная некоммерческая организация Содействие. : журнал. — 2012. — Октябрь (№ 10). — С. 247.
- ↑ Кулебякина А.А. Концепт "Познание" (学) в идеях Конфуция: критическое осмысление в контексте теории управления. (рус.) // Тенденции развития науки и образования : журнал. — 2018. — С. 6.
- ↑ Конфуцианство (рус.) ?. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ А. А. Лазицкая. Идея построения гармонического общества в конфуцианстве. (рус.) // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : журнал. — 2010. — С. 302.
- ↑ Бутенко Н.А., Мельник П.С. Проблема смысла жизни в учении Конфуция (рус.) // Научный альманах · : журнал. — 2015. — Декабрь (т. 3). — С. 181.
- ↑ Чжан Цзюелян. Китайская философия и религия –конфуцианство (рус.) // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — С. 580.
- ↑ Кушбаев Ф.К. Понятие морали в конфуцианстве. (рус.) // Молодёжь и системная модернизация страны. Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. : сборник статей. — 2016. — С. 254.
- ↑ К. М. Долгов. Философское наследие Китая: Конфуций и Шан Ян (рус.) // Вопросы философии. : журнал. — 2013. — № 10. — С. 67—76.
- ↑ Берсенев В.Л. Конфуций и Шан Ян: в поисках идеального государства. (рус.) // Дискурс-Пи: научно-практический альманах. : журнал. — 2004. — Т. 1(4). — С. 16.
- ↑ М.Ю. Пурынычев. Ритуал как основа принятия решений в китайской традиции. (рус.) // Вестник Чувашского университета. : журнал. — 2011. — № 1. — С. 146.
- ↑ Н.В. Иванченко. О ключевых концептах конфуцианства в китайском языке. (рус.) // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. : журнал. — 2014. — С. 100.
- ↑ Ма Сюлин. [русский Мысль Конфуция о самосовершенствовании.] (рус.) // Культурно-антропологические исследования. : журнал. — 2021. — № 1. — С. 51.
- ↑ Благородный муж (неопр.). байду. Дата обращения: 6 сентября 2023.
- ↑ Алексеев-Апраксин А.М., Гэн Бяо. Конфуцианство в повседневной жизни современного Китая (рус.) // Миссия конфессий : журнал. — 2020. — С. 610.
- ↑ Л.И. Шерстова, Ван Гохун. Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности. (рус.) // Вестник Томского государственного университета. : журнал. — 2017. — С. 172.
- ↑ Духовное наследие в сердце Пекина. Храм Конфуция (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
- ↑ Храм Конфуция в Китае (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
- ↑ Shanghai Confucian Temple (неопр.). Дата обращения: 4 сентября 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (неверный код языка)
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Цюйфу
- Умершие в Цюйфу
- Философы по алфавиту
- Родившиеся в 551 году до н. э.
- Умершие в 479 году до н. э.
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Все статьи
- Основатели религии
- Философы Китая
- Конфуций
- Конфуцианство
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN