Конфуций

Материал из «Знание.Вики»
Конфуций
кит. 孔(夫)子
Konfuzius-1770.jpg
Имя при рождении Кун Цю (кит. 孔丘)
Дата рождения около 551 года до н. э.
Место рождения Цюйфу
Дата смерти 479 год до н. э. (71—72 года)
Место смерти Цюйфу
Страна Китай
Школа/традиция основатель конфуцианства
Основные интересы социальная философия,
этика
Значительные идеи Конфуцианство
Испытавшие влияние многие восточные философы,
Христиан фон Вольф,
Роберт Каммингс Невилл
Конфуций (рисунок из книги «Мифы и легенды Китая» — E.T.C. Werner, 1922)

Конфу́ций (кит. 孔子, пиньинь Kǒngzǐ, палл. Кун-цзы, латинизировано как Confucius; собственные имена 孔丘 Кун Цю и 孔仲尼 Кун Чжунни, ок. 551 до н. э., близ Цюйфу — 479 до н. э., Цюйфу) — древний мыслитель и философ Китая[1].

Биография

Род Конфуция восходит к Вэй-цзы из знатного рода Кун, получившего титул удельного князя и удел, который в последствии стал царством Сун. Потомки Вэй-цзы, вплоть до предка Конфуция в шестом поколении, служили императорам Древнего Китая, занимая высокие должности при дворе[2].

В «Исторических записках» Сыма Цяня указано, что 28 сентября 551 года до н. э. на территории современной китайской провинции Шаньдун (вблизи города Цюйфу) родился Конфуций. В летописях «Чуньцю» «Гулян чжуань» датой рождения философа является 3 октября 552 г. до н.э.[3] .

Его отец 63-летний Шулян Хэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) был военным, который прославился многими военными подвигами, благодаря чему и получил должность коменданта крепости Цзоу[4]. Его мать — семнадцатилетняя наложница Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). В раннем возрасте Конфуций потерял отца (будущему философу было всего 1,5 года, когда родителя не стало). После его смерти мать с Конфуцием покидают семью отца, начинают жить самостоятельно. Детство и юность философа прошли в бедности. Мать много рассказывает будущему философу о заслугах его отца, благородных предках, благодаря чему, Конфуций утвердился в мысли, что ему необходимо заниматься самообразованием, много работать, чтобы занять достойное его происхождения место в жизни[5]. В 7 лет будущего философа отдали в школу. В ней обязательным было освоение 6 умений: выполнять ритуалы, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, писать и считать[6].

Мать умерла, когда Конфуцию исполнилось 17 лет. Для него это стало большим ударом. В возрасте 19 лет он женился, позже родился сын Ли[7].

Конфуций долгое время не знал где находилась могила отца, но когда умерла мать, расспросив женщину по имени Мань My в городке Цзоу, он находит это место. Философ смог похоронить мать рядом с отцом. Это соответствовало ритуальным традициям того времени[8].

Философ скончался в 479 году до н. э. в возрасте 72 лет. Его могила в Цюйфу стала священным местом в Поднебесной. В эпоху Хань в III в. до н.э. началось всеобщее поклонение, могила стала местом паломничества[9].

На службе государству и Учитель

В возрасте 22 лет Конфуций основывает собственную школу, в которой преподавал следующие 28 лет. Параллельно с преподавательской деятельностью философ принимает активное участие в общественно-политическая жизни. Начиная примерно с 50-летнего возраста Конфуций становится государственным служащим. Вначале своей службы он управляет городом Чжунду, после занимает пост министра уголовных дел княжества Лу. В работе он проявляет продуманность решений, такт, осторожность, справедливость, но недруги, интриганы и завистники вынудили его оставить государственную службу. После этого мыслитель более чем на 12 лет отправился в путешествия по различным княжествам Поднебесной[10].

Конфуций описывал этапы своей жизни[11]:

Когда мне было 15, меня интересовала только учёба; когда мне было 30, я начал свою жизнь; в 40 лет я был самонадеянным; в 50 осознал своё место в общем порядке; в 60 лет научился не спорить; а сейчас мне 70 лет, и я в состоянии свободно идти по жизни, не разрушая её основ.

.

Наследие Конфуция

Учение

Учения Конфуция легли в основу государственной идеологии. Он является новатором идей по построению нравственности, гармонизации общества. Спустя двадцать веков после смерти Конфуция его афоризмы и суждения не утратили своей популярности[12].

Нередко конфуцианство называют религией, хотя в нём нет института церкви, не поднимаются вопросы теологии. Его первостепенной целью является построение гармоничного общества по древнему образцу, в котором каждая личность наделена определённой функцией. В основу построения такого общества легли идеи преданности, направленной на сохранение общественного порядка[13].

Основываясь на высокие нравственные качества, Конфуций разделял людей на три категории:

1. «君子 цюньцзы» («благородный муж»);

2. обычные люди, народ, толпа — многочисленная и безличная категория;

3. «小人 жэнь» («ничтожный человек») — используется только с первой категорией, исключительно в отрицательном значении[14].

Центральное место в учениях Конфуция занимает 君子 цзюнь цзы «благородный человек/ муж». Он выступает образцом поведения, человеком, которому должны подражать все жители Поднебесной, он должен обладать пятью добродетелями: 仁 жэнь (человеколюбие), 义 и (справедливость), 礼 ли (ритуал), 智 чжи (мудрость), 信 синь (верность)[15].

仁 жэнь гуманизм, который выразился в особом внимании к человеку — в человеколюбии. В «Луньюе» содержится 109 определений «仁 жэнь»[16]. Конфуций говорил, что всё на земле непосредственно зависит от деяний человека. Чтобы человек шёл по правильному пути, он должен учиться, для его обучения необходимо создавать благоприятные условия. В связи с этим, Конфуций постоянно говорит о человеколюбии, которое проявляется в соблюдении традиций, в ритуалах, в управлении. Ему принадлежит высказывание[17]:

«孝弟也者, 其为仁之本与! Почтение к родителям и старшим братьям ― о, какой основой гуманного отношения к людям это является!»


Благородный муж является носителем 礼 ли «ритуала» — «системы морально-этических принципов и норм поведения». Сюда нужно относить: почитание предков и особенно родителей, человеколюбие, любовь к родственникам, уважение к старшим и подчинение им, честность, искренность, стремление к внутреннему самосовершенствованию и т.п. [18].

Ритуал устанавливал связь между миром ныне живущих и умерших поколений, поэтому при его нарушении происходит прерывание этих связей, нарушается гармония, баланс во всём мире[19].

Лунь юй 论语 и речения

Лунь юй 论语

Конфуцианство представляет собой органичное продолжение идей Конфуция, которые были разработаны в период кризиса политической системы Поднебесной. Они представляют собой синтез разумного управления государством в контексте внутреннего мира человека. Взгляды Конфуция нашли отражение в составленном его последователями в VIV веках до н. э. сборнике «Лунь юй 论语 Lún Yǔ»[20].

Конфуций собирал и обобщал культурные достижения древнего Китая. Труды всей своей жизни представлены в «Лунь Юй (Суждения и беседы) 论语» — это сборник цитат из Конфуция и его учеников[21].

Речения Конфуция

  • «Благородный муж безмятежен и спокоен, маленький человек постоянно встревожен и обеспокоен 君子坦荡荡,小人长戚戚».
  • «Благородный муж думает о морали, низкий человек думает о выгоде 君子喻于义,小人喻于利»[22].
  • «Народ считает пищу своим небом 民以食为天».
  • «Пища нуждается в тщательном приготовлении 食不厌 精,脍不厌细».
  • «Мудрец проникает в логику вещей, доходя до сути. Доброго человека добродетель равна горам 知者乐水,仁者乐山».
  • «Прочесть десять тысяч книг, пройти десять тысяч ли 读万卷书,行 万里路»[23].
  • «Учитель сказал, что «святого» я не смог увидеть, а достаточно увидеть «благородного мужа» 孔子: 圣圣,吾吾吾吾 普吾 见 ; 吾 君孔 见 得,斯斯吾»[24]

Храмы Конфуция в Китае

Храм Конфуция в Пекине

Построенный в 1302 году храм Конфуция 北京孔庙 находится в центральной части Пекина в районе Дунчэн. Он признан крупнейшим храмом в городе и вторым по размерам во всей стране. Храм Конфуция располагается на площади 2,38 гектара. В 1911 году стал музеем. Храмовый комплекс состоит из четырех дворов, в первом из дворов размещены 198 каменных табличек, на которых выбито 51624 имён людей, выдержавших экзамен на знание трудов Конфуция при династиях Юань, Мин и Цин. На 189 каменных табличках выбиты речения философа, на 189 каменных стелах выбиты тексты конфуцианского Тринадцатикнижия[25].

Храм Конфуция в городе Цюйфу

В родном городе Конфуция построен самый большой храм Конфуция — 曲阜三孔 «Три [святыни Учителя] Куна в Цюйфу». Храм в Цюйфу был основан в 478 году до н. э. является самым важным местом поклонения Конфуцию. В доме философа сохранялись музыкальные инструменты для совершения ритуалов, одеяния. Первоначально храм имел всего три помещения, по мере популяризации учения, расширялся дом Конфуция в последующем став храмовым комплексом. Храм сохранился до наших дней в том виде, в котором был после реконструкции 18 века. К посещению открыто примерно 500 помещений. Павильоны храма состоят из 9 ярусов, а двор имеет 9 рядов. В главном павильоне насчитывает 9 комнат. С 1994 года архитектурный комплекс, храм и роща, стали памятником мирового наследия ЮНЕСКО[26].

Храм Конфуция в Шанхае

上海文庙 единственный в Шанхае посвящённый Конфуцию храмовый комплекс[27], был построен в 1294 году при династии Юань. Также использовался в качестве образовательного учреждения. В настоящее время на его территории проходит один из крупнейших книжных базаров Шанхая. Третий по величине храм Конфуция в Китае.

Литература

  • Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция) / пер. с кит., исслед. и примеч. А. Ю. Блажкиной; отв. ред. В. М. Майоров; Ин-т Китая и совр. Азии РАН. — М.: ИКСА РАН, 2022. — 318 с. — ISBN 978-5-8381-0395-6 (https://elibrary.ru/download/elibrary_49473054_65586373.pdf)
  • Конфуций. Суждения и беседы / Пер. с кит. П. С. Попова. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 224 с.
  • Конфуций. Рассуждения в речах // Виногродский Б. Б. Экономические стратегии. 2009. Т. 11. № 5-6 (71-72). С. 164—169.
  • «Великое учение: с комментариями и объяснениями / Конфуций; пер. с китайского В. Малявина, И. Канаева; сост., предисл. В. Малявина; коммент. Е.Ямбурга, И.Канаева»: АСТ; Москва; 2018 ISBN 978-5-17-105665-0
  • Конфуций. Книга песней и гимнов. М., 2002.

Примечания

  1. Конфуций (неопр.). Дата обращения: 9 сентября 2023.
  2. Годы жизни Конфуция (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
  3. Д.В. Конончук. О дате рождения Конфуция (рус.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. : журнал. — 2019. — № 3. — С. 5—12.
  4. Биография Конфуция (рус.) ?. Истории успешных людей. Дата обращения: 1 сентября 2023.
  5. Зголая А.С. Конфуций: анализ жизни и мировоззрения (рус.) // Человек. Искусство. Вселенная. : журнал. — 2022. — № 1. — С. 145.
  6. О Конфуции (рус.) ?. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  7. Конфуций: жизнь, мировоззрение и афоризмы философа (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
  8. Детство и юность Конфуция (рус.) ?. онлайн библиотека. Дата обращения: 4 сентября 2023.
  9. Толмачева Р.П. Конфуцианство в Китае (рус.) // Экономические стратегии. : журнал. — 2012. — С. 88.
  10. Северинюк В. М. Конфуций: концепция «благородной власти». (рус.) // Автономная некоммерческая организация Содействие. : журнал. — 2012. — Октябрь (№ 10). — С. 247.
  11. Кулебякина А.А. Концепт "Познание" (学) в идеях Конфуция: критическое осмысление в контексте теории управления. (рус.) // Тенденции развития науки и образования : журнал. — 2018. — С. 6.
  12. Конфуцианство (рус.) ?. Дата обращения: 25 августа 2023.
  13. А. А. Лазицкая. Идея построения гармонического общества в конфуцианстве. (рус.) // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : журнал. — 2010. — С. 302.
  14. Бутенко Н.А., Мельник П.С. Проблема смысла жизни в учении Конфуция (рус.) // Научный альманах · : журнал. — 2015. — Декабрь (т. 3). — С. 181.
  15. Чжан Цзюелян. Китайская философия и религия –конфуцианство (рус.) // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — С. 580.
  16. Кушбаев Ф.К. Понятие морали в конфуцианстве. (рус.) // Молодёжь и системная модернизация страны. Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. : сборник статей. — 2016. — С. 254.
  17. К. М. Долгов. Философское наследие Китая: Конфуций и Шан Ян (рус.) // Вопросы философии. : журнал. — 2013. — № 10. — С. 67—76.
  18. Берсенев В.Л. Конфуций и Шан Ян: в поисках идеального государства. (рус.) // Дискурс-Пи: научно-практический альманах. : журнал. — 2004. — Т. 1(4). — С. 16.
  19. М.Ю. Пурынычев. Ритуал как основа принятия решений в китайской традиции. (рус.) // Вестник Чувашского университета. : журнал. — 2011. — № 1. — С. 146.
  20. Н.В. Иванченко. О ключевых концептах конфуцианства в китайском языке. (рус.) // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. : журнал. — 2014. — С. 100.
  21. Ма Сюлин. [русский Мысль Конфуция о самосовершенствовании.] (рус.) // Культурно-антропологические исследования. : журнал. — 2021. — № 1. — С. 51.
  22. Благородный муж (неопр.). байду. Дата обращения: 6 сентября 2023.
  23. Алексеев-Апраксин А.М., Гэн Бяо. Конфуцианство в повседневной жизни современного Китая (рус.) // Миссия конфессий : журнал. — 2020. — С. 610.
  24. Л.И. Шерстова, Ван Гохун. Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности. (рус.) // Вестник Томского государственного университета. : журнал. — 2017. — С. 172.
  25. Духовное наследие в сердце Пекина. Храм Конфуция (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
  26. Храм Конфуция в Китае (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2023.
  27. Shanghai Confucian Temple (неопр.). Дата обращения: 4 сентября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!