Нравственность
Нравственность — это:
- исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков[1].
- моральные качества человека, законы или нормы человеческого поведения;
- осмысленность человеческой деятельности в той мере, в какой она зависит от решения действующего субъекта и воплощается в его ответственном существовании[2].
Структура понятия задана полярностью добра и зла, выражающих противоположные векторы сознательных действий человека: добро — то, к чему намеренно стремится, зло — то, что намеренно избегает[3].
Добро обычно связывают с понятиями морали, взаимодействия и социальной ответственности, а зло — с нравственной деградацией, преступными действиями и аморальным поведением. Понятие добра и зла имеет основную роль в мировых религиях и философии, где оно рассматривается как ключевой аспект человеческого самоопределения и поиска смысла жизни. Также эти понятия являются важными в общественном сознании и влияют на наше поведение в социальных взаимодействиях, образ жизни и на политические процессы[4].
Нравственность, мораль и этика в общем смысле означают систему правил и принципов, определяющих поведение человека в обществе и его отношения с другими людьми. Но каждый термин имеет свои особенности. Нравственность включает в себя внутренние установки и мотивы человека, его сознательно принятые нормы и ценности. Нравственные принципы идеально соответствуют внутреннему миру человека, отражают сущность его личности и направлены на достижение духовного совершенствования. Мораль же скорее относится к внешнему проявлению нравственности. Это система социальных норм и правил поведения, которые регулируют межличностные отношения и помогают людям жить вместе, соблюдая взаимные интересы и уважая права друг друга. Мораль обычно связана с конкретными действиями и поведением. Этика же выступает как наука, изучающая моральные принципы, их происхождение и эволюцию, а также практические аспекты применения[3].
Нравственность — в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, представляющая собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; вид общественных отношений, охватывающее нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д
Нравственность является основой формирования личности, её самоидентификации и самоуважения, а также позволяет обеспечить моральную стабильность общества и его духовное благополучие. Нравственность основывается на общепринятых ценностях, которые отражают потребности и ожидания общества, и должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям и вызовам времени.
Взгляды античных философов
В разные исторические эпохи в философской мысли возникало свое понимание нравственности. В эпоху античности нравственность, этика определялась, прежде всего, как область «практического знания», которая была призвана разрешить вопросы отношения человека ко всему происходящему с ним и вокруг него. Целью этических концепций было научение человека определенным нравственным действиям и воспитания в нем волевых, душевных способностей. Зарождающаяся проблема нравственности была сфокусирована вокруг вопросов отличия истинных общественных установлений от обычаев и традиций отдельных общностей, а также вопросов об отношении личности и общества, о том, как социальные нормы становятся личными. Что касается понимания обычаев и традиций, то сначала они рассматривались как единственно правильный и возможный порядок, приравниваемый к моральному. Далее древнегреческая этика смогла возвыситься над ограниченностью традиционалистских воззрений, и возникло представление о социальной всеобщности, общезначимости моральных норм, оценок, требований для всех людей, живущих в мире, а не только принадлежащих к отдельной общности[5].
Сократ
В центре его мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Сократ сконцентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими в философии. В его глазах науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего нуждается, — познание самого себя и своих дел, определение программы и цели деятельности ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание этого, согласно Сократу делает людей благородными.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
- Умеренность;
- Храбрость;
- Справедливость.
Аристотель
Он признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей. Для Аристотеля назначение человека как существа, есть деятельность души, согласованная с суждением. В Учении о душе основывает Аристотель свою этику, или учение о добродетели.
Добродетель, если её действование есть счастье, в самом общем смысле - это наилучшее состояние. Источником добродетели является душа: которая делится на две части – обладающую разумом и неразумную. В обладающей разумом заключены разумность, проницательность, мудрость, способность к научению, память и тому подобное; во внеразумной — то, что зовется добродетелями: благоразумие, справедливость, мужество и другие черты нрава, вызывающие одобрение.Аристотель, «Большая этика» том 4, М., 1983 год, страница 172.
Понимая счастье, как высшее, всегда значимое само по себе благо в качестве предельной цели человеческой деятельности, Аристотель представляет благо как деятельность души сообразно добродетели. По его мнению, людей хорошими и добродетельными делают «природа, привычка и разум».
Аристотель делит все добродетели на нравственные и мыслительные. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя:
- Кротость;
- Мужество;
- Умеренность;
- Щедрость;
- Величавость;
- Великодушие;
- Честолюбие;
- Ровность;
- Правдивость;
- Любезность;
- Дружелюбие;
- Справедливость;
- Практическая мудрость;
- Справедливое негодование.
Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению. Природа добродетели такова, что её губят и избыток и недостаток[6].
Конфуций
В основе учения Конфуция лежала естественная человеческая потребность в счастье, рассматривались разносторонние вопросы жизненного благополучия и этики. Благоволение (жэнь), самое главное нравственное качество, состоит в умении уважать других так, как уважаешь себя; и она должна служит образцом человеческих взаимоотношений. Человек, обладающий жэнь, настолько великодушен, что не делает различия между людьми разных национальностей, так как для него «в пределах четырех морей все люди — братья и сестры». Основная категория его учения — жэнь, можно перевести как:
«Жэнь» обозначает признак, характерный человеку, а также, программу его деятельности. Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чем заключается его нравственные признаки. Сущность принципа жэнь выражена в, так называемом, «золотом правиле нравственности» - «не делай людям того, чего не пожелаешь себе. Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».
В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания.Конфуций не доволен существующим, однако, его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности — конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» — дао[6].
Нравственность в религиозных учениях
В научных исследованиях понятие «религиозная нравственность» наиболее часто связана с такой категорией философского анализа, как духовность.
Духовность по своей сути — это такое состояние сознания, которое соединяет индивидуальную реальность личности и социальную действительность, и образующее тем самым своеобразное пространство идеальных образов поведения, мышления, мотивов и так далее[7].
Основные религиозные памятники:
- «Библия» — христианство.
- «Танах» — иудаизм.
- «Коран» — ислам.
- Палийский канон, или «Трипитаки» (три корзины) — буддизм.
- «Веды» и «Пураны» — индуизм.
- «Авеста» — зороастризм.
Нравственность в марксистском учении
- Маркс и Энгельс всесторонне обосновали кардинальное положение марксизма, согласно которому материальные и духовные способности общественного человека, его чувства и все его сознание в целом формируются исторически, в процессе. В целом, Маркс и Энгельс сформулировали общую концепцию социальной эволюции, основанную на историческом развитии материальных условий существования людей. Их работы стали основой для создания научного социализма и коммунизма[8].
- В книге «Святое семейство, или Критика критической критики» Карл Маркс показал связь социализма (и коммунизма) с материализмом вообще и, в частности, с материалистическим учением о «нравственной правомерности наслаждения»[9].
«Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека»[10].
Понятие «нравственность» в современном мире
В целом, понимание нравственности менялось на протяжении всей истории человечества, и каждый период имел свой собственный набор принципов, ценностей и этических правил. Современная этика развивается в рамках разнообразных философских течений и научных школ, и её целью является изучение роли морали в жизни людей и поиска эффективных способов её реализации в современном обществе[5].
Нравственность и этика поведения являются основой межличностных отношений и социальной стабильности. В обществе, где преобладает честность, добросовестность, справедливость и уважение к другим людям, жители чувствуют себя более безопасно и защищённо[11]. Нравственность также влияет на экономическую и политическую стабильность государства, поскольку одним из важнейших факторов экономического роста является доверие инвесторов и бизнесменов к правительству и населению страны. Это доверие можно получить только в том случае, если государство обеспечивает безопасность и справедливость для всех участников экономической жизни, и этические нормы почитаются в обществе[12].
Таким образом, развитие нравственности и этики поведения является неотъемлемой частью создания благоприятной и устойчивой социальной среды. Государство должно поощрять высокие моральные и этические стандарты, повышать образовательный уровень населения, поддерживать укрепление человеческих связей и традиций, а также бороться с коррупцией и безнравственным поведением всех слоев общества. Только таким образом можно обеспечить жизнеспособность и процветание государства в долгосрочной перспективе[11].
Общечеловеческие ценности и нравственные принципы являются высшими культурными достижениями человеческой цивилизации. Нравственность современного общества основана на простых принципах:
- Разрешено всё, что не нарушает непосредственно прав других людей.
- Права всех людей равны[11].
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки[13].
Примечания
- ↑ Спиркин А. Г. Философия. — М.,: УИЦ «Гардарики», 2003. — С. 232. — 367 с. — ISBN ББК 87.
- ↑ Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович. Нравственность // Большая российская энциклопедия : Научно-образовательный портал. — 2023. — 26 июля.
- ↑ 3,0 3,1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1890—1907. — С. 86 т..
- ↑ Нравственность . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 3 июня 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Дрожжина Н.Б. Анализ философских концепций нравственности . Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Завьялова Е.Н. Идеи нравственности и духовности великих людей древности . Вестник северо-казахстанского университета им. Манаша Козыбаева (2015). Дата обращения: 27 мая 2023.
- ↑ Цырендоржиева Д.Ш. Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности: сущность, функции и структура . https://cyberleninka.ru. Вестник ЧитГУ №12(79) (2011). Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ Духовно-нравственные идеалы марксизма кратко . Образовательный портал. Всё для учителей, воспитателей и учеников (3 июня 2023). Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2 . Материалистическая диалектика. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Дата обращения: 9 июня 2023.
- ↑ Плеханов Г.В. Карл Маркс и Лев Толстой («Социал-демократ», No 19--20, от 13 января 1911 г.) . Марксист. Дата обращения: 9 июня 2023.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Нравственность . Центр содействия государству в противодействии экстремистской деятельности (1 марта 2017). Дата обращения: 3 июня 2023.
- ↑ Доронина Наталья Геннадьевна. Мораль и политика в управлении государством . cyberleninka. Дата обращения: 4 июня 2023.
- ↑ Ткаченко, Даниил. Что такое «нравственность» в современном понимании? . Дневник знаний (14 июня 2020). Дата обращения: 4 июня 2023.
Ссылки
Большая российская энциклопедия
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |