Нравственность

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сократ (470—400 год до нашей эры)

Нравственность — это:

  • исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков[1].
  • моральные качества человека, законы или нормы человеческого поведения;

Структура понятия задана полярностью добра и зла, выражающих противоположные векторы сознательных действий человека: добро — то, к чему намеренно стремится, зло — то, что намеренно избегает[3].

Добро обычно связывают с понятиями морали, взаимодействия и социальной ответственности, а зло — с нравственной деградацией, преступными действиями и аморальным поведением. Понятие добра и зла имеет основную роль в мировых религиях и философии, где оно рассматривается как ключевой аспект человеческого самоопределения и поиска смысла жизни. Также эти понятия являются важными в общественном сознании и влияют на наше поведение в социальных взаимодействиях, образ жизни и на политические процессы[4].

Нравственность, мораль и этика в общем смысле означают систему правил и принципов, определяющих поведение человека в обществе и его отношения с другими людьми. Но каждый термин имеет свои особенности. Нравственность включает в себя внутренние установки и мотивы человека, его сознательно принятые нормы и ценности. Нравственные принципы идеально соответствуют внутреннему миру человека, отражают сущность его личности и направлены на достижение духовного совершенствования. Мораль же скорее относится к внешнему проявлению нравственности. Это система социальных норм и правил поведения, которые регулируют межличностные отношения и помогают людям жить вместе, соблюдая взаимные интересы и уважая права друг друга. Мораль обычно связана с конкретными действиями и поведением. Этика же выступает как наука, изучающая моральные принципы, их происхождение и эволюцию, а также практические аспекты применения[3].

Нравственность — в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, представляющая собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; вид общественных отношений, охватывающее нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д

Нравственность является основой формирования личности, её самоидентификации и самоуважения, а также позволяет обеспечить моральную стабильность общества и его духовное благополучие. Нравственность основывается на общепринятых ценностях, которые отражают потребности и ожидания общества, и должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям и вызовам времени.

Взгляды античных философов

В разные исторические эпохи в философской мысли возникало свое понимание нравственности. В эпоху античности нравственность, этика определялась, прежде всего, как область «практического знания», которая была призвана разрешить вопросы отношения человека ко всему происходящему с ним и вокруг него. Целью этических концепций было научение человека определенным нравственным действиям и воспитания в нем волевых, душевных способностей. Зарождающаяся проблема нравственности была сфокусирована вокруг вопросов отличия истинных общественных установлений от обычаев и традиций отдельных общностей, а также вопросов об отношении личности и общества, о том, как социальные нормы становятся личными. Что касается понимания обычаев и традиций, то сначала они рассматривались как единственно правильный и возможный порядок, приравниваемый к моральному. Далее древнегреческая этика смогла возвыситься над ограниченностью традиционалистских воззрений, и возникло представление о социальной всеобщности, общезначимости моральных норм, оценок, требований для всех людей, живущих в мире, а не только принадлежащих к отдельной общности[5].

Сократ

В центре его мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Сократ сконцентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими в философии. В его глазах науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего нуждается, — познание самого себя и своих дел, определение программы и цели деятельности ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание этого, согласно Сократу делает людей благородными.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

  1. Умеренность;
  2. Храбрость;
  3. Справедливость.

Аристотель

Римская копия середины 1 века с греческого оригинала около 320 года до н. э. Вена, Музей истории искусств.
Аристотель (384—322 год до нашей эры)

Он признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей. Для Аристотеля назначение человека как существа, есть деятельность души, согласованная с суждением. В Учении о душе основывает Аристотель свою этику, или учение о добродетели.

Добродетель, если её действование есть счастье, в самом общем смысле - это наилучшее состояние. Источником добродетели является душа: которая делится на две части – обладающую разумом и неразумную. В обладающей разумом заключены разумность, проницательность, мудрость, способность к научению, память и тому подобное; во внеразумной — то, что зовется добродетелями: благоразумие, справедливость, мужество и другие черты нрава, вызывающие одобрение.Аристотель, «Большая этика» том 4, М., 1983 год, страница 172.

Понимая счастье, как высшее, всегда значимое само по себе благо в качестве предельной цели человеческой деятельности, Аристотель представляет благо как деятельность души сообразно добродетели. По его мнению, людей хорошими и добродетельными делают «природа, привычка и разум».

Аристотель делит все добродетели на нравственные и мыслительные. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя:

  1. Кротость;
  2. Мужество;
  3. Умеренность;
  4. Щедрость;
  5. Величавость;
  6. Великодушие;
  7. Честолюбие;
  8. Ровность;
  9. Правдивость;
  10. Любезность;
  11. Дружелюбие;
  12. Справедливость;
  13. Практическая мудрость;
  14. Справедливое негодование.

Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению. Природа добродетели такова, что её губят и избыток и недостаток[6].

Конфуций

Конфуций (551—479 год до нашей эры).

В основе учения Конфуция лежала естественная человеческая потребность в счастье, рассматривались разносторонние вопросы жизненного благополучия и этики. Благоволение (жэнь), самое главное нравственное качество, состоит в умении уважать других так, как уважаешь себя; и она должна служит образцом человеческих взаимоотношений. Человек, обладающий жэнь, настолько великодушен, что не делает различия между людьми разных национальностей, так как для него «в пределах четырех морей все люди — братья и сестры». Основная категория его учения — жэнь, можно перевести как:

  1. Человеколюбие;
  2. Гуманность;
  3. Человечность.

«Жэнь» обозначает признак, характерный человеку, а также, программу его деятельности. Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чем заключается его нравственные признаки. Сущность принципа жэнь выражена в, так называемом, «золотом правиле нравственности» - «не делай людям того, чего не пожелаешь себе. Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания.Конфуций не доволен существующим, однако, его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности — конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» — дао[6].

Нравственность в религиозных учениях

В научных исследованиях понятие «религиозная нравственность» наиболее часто связана с такой категорией философского анализа, как духовность.

Духовность по своей сути — это такое состояние сознания, которое соединяет индивидуальную реальность личности и социальную действительность, и образующее тем самым своеобразное пространство идеальных образов поведения, мышления, мотивов и так далее[7].

Основные религиозные памятники:

Нравственность в марксистском учении

Карл Маркс (1818—1883 год)
Маркс и Энгельс всесторонне обосновали кардинальное положение марксизма, согласно которому материальные и духовные способности общественного человека, его чувства и все его сознание в целом формируются исторически, в процессе. В целом, Маркс и Энгельс сформулировали общую концепцию социальной эволюции, основанную на историческом развитии материальных условий существования людей. Их работы стали основой для создания научного социализма и коммунизма[8].
В книге «Святое семейство, или Критика критической критики» Карл Маркс показал связь социализма (и коммунизма) с материализмом вообще и, в частности, с материалистическим учением о «нравственной правомерности наслаждения»[9].

«Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека»[10].

Понятие «нравственность» в современном мире

В целом, понимание нравственности менялось на протяжении всей истории человечества, и каждый период имел свой собственный набор принципов, ценностей и этических правил. Современная этика развивается в рамках разнообразных философских течений и научных школ, и её целью является изучение роли морали в жизни людей и поиска эффективных способов её реализации в современном обществе[5].

Нравственность и этика поведения являются основой межличностных отношений и социальной стабильности. В обществе, где преобладает честность, добросовестность, справедливость и уважение к другим людям, жители чувствуют себя более безопасно и защищённо[11]. Нравственность также влияет на экономическую и политическую стабильность государства, поскольку одним из важнейших факторов экономического роста является доверие инвесторов и бизнесменов к правительству и населению страны. Это доверие можно получить только в том случае, если государство обеспечивает безопасность и справедливость для всех участников экономической жизни, и этические нормы почитаются в обществе[12].

Таким образом, развитие нравственности и этики поведения является неотъемлемой частью создания благоприятной и устойчивой социальной среды. Государство должно поощрять высокие моральные и этические стандарты, повышать образовательный уровень населения, поддерживать укрепление человеческих связей и традиций, а также бороться с коррупцией и безнравственным поведением всех слоев общества. Только таким образом можно обеспечить жизнеспособность и процветание государства в долгосрочной перспективе[11].

Общечеловеческие ценности и нравственные принципы являются высшими культурными достижениями человеческой цивилизации. Нравственность современного общества основана на простых принципах:

  • Разрешено всё, что не нарушает непосредственно прав других людей.
  • Права всех людей равны[11].

Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.

Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки[13].

Примечания

  1. Спиркин А. Г. Философия. — М.,: УИЦ «Гардарики», 2003. — С. 232. — 367 с. — ISBN ББК 87.
  2. Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович. Нравственность // Большая российская энциклопедия : Научно-образовательный портал. — 2023. — 26 июля.
  3. 3,0 3,1 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1890—1907. — С. 86 т..
  4. Нравственность. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 3 июня 2023.
  5. 5,0 5,1 Дрожжина Н.Б. Анализ философских концепций нравственности. Дата обращения: 4 июня 2023.
  6. 6,0 6,1 Завьялова Е.Н. Идеи нравственности и духовности великих людей древности. Вестник северо-казахстанского университета им. Манаша Козыбаева (2015). Дата обращения: 27 мая 2023.
  7. Цырендоржиева Д.Ш. Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности: сущность, функции и структура. https://cyberleninka.ru. Вестник ЧитГУ №12(79) (2011). Дата обращения: 4 июня 2023.
  8. Духовно-нравственные идеалы марксизма кратко. Образовательный портал. Всё для учителей, воспитателей и учеников (3 июня 2023). Дата обращения: 4 июня 2023.
  9. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2. Материалистическая диалектика. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Дата обращения: 9 июня 2023.
  10. Плеханов Г.В. Карл Маркс и Лев Толстой («Социал-демократ», No 19--20, от 13 января 1911 г.). Марксист. Дата обращения: 9 июня 2023.
  11. 11,0 11,1 11,2 Нравственность. Центр содействия государству в противодействии экстремистской деятельности (1 марта 2017). Дата обращения: 3 июня 2023.
  12. Доронина Наталья Геннадьевна. Мораль и политика в управлении государством. cyberleninka. Дата обращения: 4 июня 2023.
  13. Ткаченко, Даниил. Что такое «нравственность» в современном понимании?. Дневник знаний (14 июня 2020). Дата обращения: 4 июня 2023.

Ссылки

Большая российская энциклопедия