Зороастризм

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Зороастризм
Vahvī- daēnā- māzdayasna-
Фаравахар, символ зороастризмаФаравахар, символ зороастризма
Общие сведения
Другие названия Маздеизм
Основание VII–VI вв. до н. э.
Основатель Заратустра
Писания, книги Авеста
Распространение
Страны Иран, Индия, Ирак (Иракский Курдистан), США, Канада, Таджикистан, Пакистан, Афганистан, Великобритания, Европейский союз, Австралия, Новая Зеландия
Исторически: Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, север и восток Ирака, юго-восток Турции, крайний запад Китая, юг Казахстана, запад Киргизии, юг Дагестана
Регионы Большой Иран
Этнические группы Арийские народы
Языки Авестийский, пехлевийский
Число после­дователей 300 000 чел.
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna-, от имени Зороастр — греческая передача имени Заратуштры[1]) — древняя религия иранских народов, зародившаяся в первом тысячелетии до нашей эры[2] и распространившееся на территории Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии[3]. Сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране[4].

В целом зороастризм учит верить в существование единого бога, Ахура-Мазды; в бессмертие души и жизнь после смерти; в полную ответственность за мысли, слова и действия, а также в окончательную победу добра над злом, истины над ложью, справедливости над несправедливостью и мира над войной[5].

Возникновение зороастризма

Возникновение зороастризма берёт начало в политеистических верованиях древней Индии и связано с деятельностью Заратуштры, которого последователи зороастризма считают пророком. Его учение зафиксировано в Авесте, считающейся одним из древних восточных священных писаний[6].

Заратуштра

Заратуштра

Заратуштра (авестийский Zaraθuštra, персидский زرتشت‎, Zartošt; таджикский Зардушт; курдский Zerdeşt), или Зороа́стр (от греческого Ζωροάστρης, латинский Zoroaster) — легендарный основоположник зороастризма. Полагают, что он был реальным историческим лицом и жил не позднее VII века до нашей эры[3]. Первые упоминания о Заратуштре находят при царе Дарий Гистаспе (в конце VI — начале V века до нашей эры), который сделал зороастризм государственной религией Персии. По мнению греческих и римских историков, Зороастр был родом из Бактрии, другие авторы считают Заратуштру уроженцем Персии[7]. Со­глас­но позд­ней­шим со­чи­не­ни­ям исламских ав­то­ров Ма­су­ди и Би­ру­ни, Заратуштра жил за 258 лет до Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, в VII—VI веках до нашей эры. Лин­гвис­ти­че­ский ана­лиз Гат (которые считаются пер­во­сте­пен­ной час­тью Аве­сты, написанной лично Заратуштрой) датирует его дея­тель­но­сть XII—X веками до нашей эры[8].

Известно, что Заратуштра происходил из бедного и незнатного рода Спитама. Его имя означало «обладающий золотистыми (жёлтыми) верблюдами» («зар» — «золотой, жёлтый» и «уштра» — «верблюд»). В пехлевийской литературе продвигается божественное происхождение Заратуштры. Несмотря на признание его рождения от земных родителей, данные источники рассказывают, как божество, олицетворяющее божественную благодать, спустилось на Землю, соединилось с будущей матерью Заратуштры и оставалось в ней до дня рождения ребёнка[9].

О себе Заратуштра упоминает в Гатах как о священнике. То есть, по обычаям того времени, Заратуштра должен был начать обучение «священству» (в восточном понимании — учительству, навыкам духовного руководства для людей) в семь лет и заучивать наизусть основные обряды, положения веры, изречения мудрецов прошлого, так как на рубеже второго-первого тысячелетий до нашей эры письменности у иранских племён не было. С наступлением зрелости, в пятнадцать лет, Заратуштра стал «священнослужителем-жрецом», и его последующая жизнь, по легенде, была наполнена поисками истины. Он странствовал по миру, был свидетелем несправедливости, при которой чувствовал своё бессилие. И это породило его желание установить божественный порядок, одинаковый для всех, как для сильных, так и для слабых[6]. В 30 лет он обосновал свою веру.

Последователи зороастризма верят в божественное возникновение учения. В одной из Гат сказано, что Заратуштра, участвуя в весеннем празднике, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления священного напитка. Он вошел в реку, чтобы взять самую чистую воду из середины реки, и оттуда увидел идущего по берегу сияющего мужчину, который открыл себя как «Благую Мысль» и велел ему идти за ним на собрание «Бессмертных Святых». Когда Заратуштра приблизился к ним, то увидел исходящее от них очень яркое сияние. «Бессмертные Святые» посвятили его в новую веру[5].

Десять лет Заратуштра проповедовал среди соплеменников. Первоначально ему последовал лишь его брат, но потом к ним присоединились и другие люди. Представители старой веры стали его активно притеснять, в итоге Заратуштра был вынужден уйти в соседнюю страну (к предкам персов), где местный правитель Виштаспа принял его новую веру[10].

Заратуштра не призывал к аскезе[11], а самым действенным оружием против всех злых сил он считал молитвы[12]. Он имел трёх жён и бесчисленных потомков[11]. Погиб Заратуштра, по легенде, в 77 лет от удара в спину кинжалом, который нанёс ему враждебный жрец, противник новой веры[13].

Среди античных и, позднее, византийских авторов авторитет Заратуштры был достаточно высок. Его имя на греческий манер (Зороастр) стало ассоциироваться со звездой («астрон»). В античных источниках Заратуштра изображается мудрецом-астрологом и звездочётом[14]. Также известно большое количество сочинений по астрологии, магии, философии, земледелию, которые их авторы приписывали Заратуштре, чтобы увеличить престиж своих творений в глазах читателей[15].

Авеста

Почтовая марка Таджикистана «2700 лет Авесте» (2002 год)

Авеста — это священное писание зороастрийцев. Название «Авеста» происходит от среднеперсидского слова «араstак», позже «awastay» — «основа» (по другим толкованиям, «установление», «предписание», «восхваление»)[16]. Основа Авесты представляет собой набор из 5 поэтических песен (гимнов), которые называются Гаты. Их создание приписывают самому Заратуштре[12]. Не исключается и тот факт, что ещё до Заратуштры некоторые авестийские тексты устно передавались отдельными индоиранскими племенами[17]. Постепенно вокруг Гат накопилось много других текстов, которые также на протяжении многих веков передавались изустно. Когда зороастризму был придан статус официальной религии, потребовалась их письменная фиксация. Для записи Авесты использовалось письмо, которое восходило к арамейской графике и обслуживало среднеперсидский язык. Провозглашённый культ авестийских текстов позволил кодифицировать (придать статус нормы) язык Авесты[18].

Авеста считается не только священным писанием зороастрийцев, но и зафиксированным источником права (уголовного, гражданского, семейного, военного, административного), в первоначальном виде возведенного в ранг божественных законов, которые затем приобрели статус закона государственного[19].

Основы вероучения

Гаты очень трудны для понимания. Они прошли тысячелетия устной, а затем рукописной передачи (древнейшие рукописи датируются XIII веком). Суть первоначальной доктрины Заратуштры не совсем ясна. Благодаря различным, иногда прямо противоположным толкованиям, учение Заратуштры предстаёт то как единобожие, то как дуализм, отличающий добро и зло, то как многобожие языческого типа[12].

Основная идея зороастризма — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, жизни и смерти. Олицетворением положительного начала является Ахура-Мазда, отрицательного — Анхра-Майнью. Человек в этой борьбе является личностью, обладающей свободой выбора, способной влиять на торжество мировой справедливости. Праведный образ жизни признаётся главным долгом человека и основным средством для достижения индивидуального спасения в будущей жизни. В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты. Она превозносит брак, осуждает аскетизм и посты так же, как и блуд или прелюбодеяния[20].

Учение Заратуштры было не просто религиозным учением, а универсальным, ориентированным на реформу общины в целом. Оно упорядочивало комплекс проблем мировоззрения и структуры жизнедеятельности общества той эпохи[21].

В Х главе книги «Яшты» приводятся суждения, касающиеся таких традиций, как почтительное и уважительное отношение к женщинам, их правам, неприкосновенность семьи, долг родителей перед детьми, заключающийся в подготовке их к созданию семьи и собственного хозяйства. Согласно установкам зороастризма, холостяцкая жизнь не приветствовалась. Судьба потомства считалась долгом как для мужчины, так и для женщины. Особо отмечалось, что каждый мужчина лично ответственен перед обществом и семейным коллективом. Осуществляя заботу о семье, человек должен неустанно трудиться на своей земле, добывать всё необходимое честным трудом[22].

Согласно учению Заратуштры, изложенному в Гатах, существует Даэна — олицетворение внутреннего духовного мира человека или общины в целом (можно сказать, что Даэна — некий дух, сопровождающий человека и имеющий отдаленное сходство с библейским понятием «душа»). После смерти каждый человек встречает свою Даэну при входе в загробный мир, и она предстаёт в виде прекрасной девы или уродливой старухи, — в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. В более поздней древнеиранской традиции, в частности в Младшей Авесте, вместо Даэны упоминаются духи предков (Фраваши)[23].

Теоретически посмертная участь человека жёстко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших принято молиться и совершать богослужебные обряды[20]. Согласно учению Заратуштры, блаженная «вторая жизнь» наступит на земле, где будут править справедливые цари (саошйанты)[23].

Три морально-этических принципа зороастризма выражаются тремя авестийскими словами: Хумат — «Благая мысль», Хукст — «Благое слово» и Хуварст — «Благое дело». Эти три слова определяют три вселенских начала, лежащих в основе мира, и связаны с тремя формами мира: миром духа (Меног), миром души (Ритаг), миром физических тел (Гетиг). Для праведного человека, ведущего борьбу со злом, обязательными являются три правила: Добрая мысль, Доброе слово, Доброе дело[23].

В зороастризме существует легенда о Спасителе, который родится от семени пророка, хранящегося в глубинах одного горного озера. Когда приблизится «конец времён», в этом озере искупается смертная девушка и забеременеет. Родившийся таким образом Спаситель и перевесит чашу весов в пользу добра[23].

Обряды

Наиболее важными ритуалами и праздниками зороастризма являются обряд принятия зороастризма (сэдрэ пуши), ежедневное пятикратное чтение молитв (гахи), свадебный обряд (гавахгиран), обряд посвящения (нозуди), зороастрийская литургия (ясна), новый год (новруз) и другие. Большое значение уделяется ритуальной чистоте, которая достигается посредством ряда специальных ритуалов и омовений. Обряды очищения существуют практически для каждого случая жизни[24].

Символы зороастризма

Огонь

Вечный огонь зороастрийцев в Храме Огня в Йезде, Центральный Иран

Мнение, что зороастрийцы огнепоклонники (то есть поклоняются огню, как богу) ошибочно. Солнце они почитают как наиболее прекрасное после человека творение, а огонь — как чистейший из всех элементов[25]. Зороастрийцы видят проявление бога в мире в огне, причем разновидностей этого огня для последователей религии существует много. Огонь, который есть в человеке, огонь в растениях, огонь домашнего очага, огонь молнии, наконец, священный огонь, который помещают в алтарь и которому поклоняются. Издавна строили храмы огня, в некоторых он поддерживается уже столетия[26]. Храмовый огонь имел особую святость и побуждал верующих к глубокому почитанию. Он получал специальное освящение не только в момент устроения, но и во время многочисленных молитв, которые читались перед ним. Огонь — вечный символ жизни и смерти, возникновения и разрушения форм, символ той силы, которая порождает жизнь во всем её многообразии, во всей её сложности и красоте[27].

Белая рубаха

Фравахар

Символом зороастрийца является нижняя белая рубаха (седре, судра), имеющая 9 швов, и тонкий пояс (кошти), сплетённый из 72 шерстяных нитей. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Белая рубаха символизирует защиту души от зла и соблазнов, а пояс — связь с Ахура-Маздой и всем его творением[28]. Зороастризм предписывает носить рубаху и пояс, по возможности, всегда, и постоянно поддерживать их в чистоте. Допускается наличие сменного комплекта.

Фравахар

Фравахар (Фраваши) — главный символ зороастризма. Это изображение святого духа, присущего каждому живому организму. Изначально представлял собой «окрылённое солнце»[29].

История зороастризма

После Заратуштры

После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). При этом зороастризм вбирал в себя элементы других религий. Восстановилось почитание некоторых древних богов (Митра, Анихита), которым вновь стали приносить жертвы. Хотя сам Ахура-Мазда по-прежнему считался великим богом, возвышающимся над другими богами. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553—330 до нашей эры), получила отражение в позднейших частях Авесты[30]. В это время религиозные тексты, передававшиеся изустно, стали записывать.

Поход Александра Македонского на Восток привёл не только к падению ахеменидской империи, но и распространил идеи эллинизма на её землях. При Селевкидах (323—248 до новой эры) и парфянской династии Аршакидов (248 до новой эры — 224 новой эры) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке[31]. С начала новой эры зороастризм начал постепенно приобретать свой законченный вид, формируясь в борьбе с эллинистическим язычеством и иудаизмом. В то же время, влияние иранских культов, в частности культа Митры, проникло далеко на Запад. Эти культы были довольно популярны в языческом Риме[30].

При Сасанидах (226—652 нашей эры) зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество — государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке[32]. Считается, что именно в этот период было завершено становление зороастризма, по всей стране воздвигались зороастрийские храмы и алтари огня[31].

В VII—VIII веках Сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, включившими его территорию в состав Арабского Халифата[31], и зороастризм был почти повсеместно вытеснен исламом[20]. Несмотря на то, что большинство населения было обращено в ислам, к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трёх последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке, и эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи[32].

Зороастрийский священник читает книгу, готовясь к жертвоприношению, Бернард Пикард (1673—1733).

С IX века аббасидские халифы начали тотальную насильственную исламизацию населения. Изменилась вся культура Ирана, включая язык (новым языком стал фарси, заменивший собой среднеперсидский язык Авесты). В X веке часть уцелевших зороастрийцев бежала в Индию, где их колония сохранилась и по сей день. В Индии их стали называть «парсы»[31] (то есть «выходцы из Фарса» — центральной иранской провинции)[30]. Несмотря на то, что парсы жили особняком, они постепенно ассимилировались с местным населением, забыли свой язык и многие обычаи[31].

В Иране зороастрийцы были объявлены неверными («гербами»). Большинство из них были убиты или обращены в ислам. В XI—XII веках их общины сохранялись в городах Йезде и Кермане, а также в районах Туркабада и Шерифабада. Однако в XVII веке шахи Сефевидской династии выселили зороастрийцев из большинства этих районов. Кроме того, зороастрийцам было запрещено заниматься целым рядом ремёсел. После исламской революции в Иране и принятия в 1979 году исламской конституции зороастрийцы были официально признаны религиозным меньшинством. В настоящее время, несмотря на существование многих ограничений в политической жизни, община в целом не подвергается преследованиям[31].

Зороастризм в наши дни

Численность зороастрийцев в мире на 2011 год.

Зороастризм в настоящее время является национальной религией небольшой группы людей, в мире сегодня насчитывается не более 130 тысяч последователей зороастризма. Большинство из них проживает в Индии (80-100 тысяч). Часть образует замкнутую этно-религиозную группу в Иране (12-50 тысяч). Небольшая колония парсов находится в Пакистане (5-10 тысяч). В англоязычных странах проживает около 3 тысяч зороастрийцев, в Шри-Ланке — около 500 человек[31]. Также существуют зороастрийские общины в Европе, Латинской Америке и некоторых других странах. В Российской Федерации и странах СНГ действует сообщество зороастрийцев с центром в Санкт-Петербурге[33].

Влияние зороастризма на мировую культуру

Зороастризм оказал влияние на все мировые религии. По христианскому преданию, упомянутые в Евангелии волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу, были именно зороастрийцами. Некоторые из традиций зороастрийцев прижились и в новых исторических условиях, например, празднование нового года, Новруза, которое приходится на 21 марта. Кроме зороастрийцев, в этот день поздравляют друг друга и жители мусульманских стран, также празднуют Новруз и в некоторых регионах России[26].

В эпоху Просвещения многие философы и деятели искусства проявляли интерес к религии и истории древнего Ирана. Повесть Вольтера «Задиг, или Судьба» повествует о жизненном пути зороастрийца, который проходит испытания, но в конце концов женится на вавилонской принцессе. Главный герой как истинный зороастриец, даже оказавшись в круговороте судьбы, остаётся верен себе, а потому в конце обретает душевный покой и счастливую жизнь. Другой писатель и мыслитель эпохи Просвещения, Гёте, посвятил зороастризму раздел в сборнике стихов «Западно-восточный диван». Элементы персидской культуры и непосредственно зороастризма упоминал Томас Мор в романтической повести «Лалла-Рук», написанной в 1817 году[34]. Зороастру посвящена одноимённая опера Жана-Филиппа Рамо (Zoroastre, 1749), ставшая первым воплощением зороастрийской легенды на оперной сцене[35].

Тематика зороастризма прослеживается и в опере Моцарта «Волшебная флейта»: один из её действующих лиц, добрый волшебник, носит имя Зарастро, а главный герой произведения подвергается различным испытаниям, в том числе испытанию огнём и водой. Как и в повести Вольтера, главный герой, выдерживает различные невзгоды судьбы, оказавшись в центре битвы злых и добрых сил[34].

Философ Фридрих Ницше использовал идеи зороастризма и элементы древнеиранской культуры в своём философском романе «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», написанном в 1883—1985 годах. В романе главный герой носит имя пророка Заратустры. Под впечатлением от книги Ницше немецкий композитор Рихард Штраус сочинил одноимённую симфоническую поэму[34].

Зороастрийские мотивы есть в различных произведениях современной культуры, не только в узбекской или таджикской, но также и в западной: например, в фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» в качестве саундтрека используются отрывки из симфонической поэмы Штрауса «Так говорил Заратустра». Элементы верований зороастрийцев включены в сагу «Игра Престолов» Джорджа Р. Р. Мартина. Легендарный герой-мессия из серии книг носит имя Азор Ахай, вдохновленное зороастрийским богом Ахура-Маздой. Ещё одно произведение массовой культуры, связанное с зороастризмом — серия комиксов Marvel о вымышленном герое Конане за авторством Роя Томаса. В 11-й части комикса «Giant-Size Conan» были впервые представлены язаты — персонажи из персидской мифологии, младшие боги-порождения Ахура-Мазды в зороастризме. Некоторые современные бренды также берут свои названия из зороастрийских верований. Например, японская автомобильная компания Mazda названа в честь бога Ахура-Мазды, а французский дом моды ​​Zadig & Voltaire получил свое имя в честь повести Вольтера «Задиг, или Судьба»[34].

В русской литературе герой поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах» (1915) называет себя проповедующим «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой»[36], а в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» Остап Бендер бросает фразу: «Набил бы я тебе рыло,… только Заратустра не позволяет»[37].

Примечания

  1. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — С. 91. — ISBN 5-89123-162-X.
  2. Философская энциклопедия. В 5 т. Том 2 / Под редакцией Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — 575 с.
  3. 3,0 3,1 Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Том 2 / Ред. совет: Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др.. — М.: Мысль, 2010. — С. 58. — ISBN 978-2-244-01117-3.
  4. Региональный интерактивный энциклопедический портал «Башкортостан» / Зороастризм
  5. 5,0 5,1 Антонов А. Н. Философия религии и религиоведение // Современные гуманитарные исследования : журнал. — 2010. — № 6(37). — С. 66—71.
  6. 6,0 6,1 Сравнительное богословие. Книга 5. — М.: НОУ «Академия Управления», 2010. — С. 10.
  7. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. — С. 300. — 1064 с. — ISBN 3-932173-35-Х.
  8. Лелеков Л. А. Заратуштра. Большая российская энциклопедия 2004–2017 (2004). Дата обращения: 23 мая 2023.
  9. Bidez I., Cumont F. Les mages hellenises: Zoroastre, Ostanes et Hystaspe. T. 1-2. — Paris, 1938.
  10. Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. — СПб.: Нева, 1998. — 560 с.
  11. 11,0 11,1 Желтова Е. В. Античная традиция о персидских магах. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. — С. 63. — ISBN 978-5-288-05202-6.
  12. 12,0 12,1 12,2 Стеблин-Каменский И. М. Авеста и зороастризм: древность и современность (религия и оккультизм) // Труды объединённого научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию : журнал. — 2005. — № 2004. — С. 139—150. — ISSN = 2313-8092 issn = 2313-8092.
  13. Авеста: Избранные гимны / Перевод И.М. Стеблин-Каменского. — М.: Дружба народов, 1993. — 207 с. — ISBN 5-285-00127-7.
  14. Стеблин-Каменский И. М. Предисловие // Авеста: Избранные гимны : книга. — 1993. — С. 3—12.
  15. Желтова Е. В. Античная традиция о персидских магах. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. — С. 68. — ISBN 978-5-288-05202-6..
  16. Гафуров Б. Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. 1. — Душанбе: Ирфон, 1989. — С. 59.
  17. Холикзода А.Г. Авеста как основной источник зороастрийского права // Юридическая наука: история и современность : журнал. — 2018. — № 12. — С. 172—184. — ISSN = 2218-7170 issn = 2218-7170.
  18. Уметалиева-Баялиева Ч.Т. Краткая история лингвистических учений. Наука о языке в древних цивилизациях // Наука, новые технологии и инновации : журнал. — 2015. — № 3. — С. 178—181. — ISSN = 1694-7649 issn = 1694-7649.
  19. Абдулатипов У. Х. Некоторые проблемы справедливости в Авесте // Труды Академии МВД Республики Таджикистан : журнал. — 2011. — № 1(15). — С. 192—198. — ISSN = 2412-141X issn = 2412-141X.
  20. 20,0 20,1 20,2 Науменко О. А. Некоторые философские аспекты правовых, религиозных и нравственных идей в учении зороастризма // Материалы IV Международной научной конференции "Донецкие чтения: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности" : статья в сборнике трудов конференции. — 2019. — 31 октября (т. 5). — С. 88—91.
  21. Рахимов С. Х. Философско-эстетические идеи зороастризма. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. — Душанбе: Институт философии Академии наук Республики Таджикистан, 2007. — С. 16.
  22. Нуруллаева Ш. К., Эгамберганова М. Д. Вопросы семьи и брака в "Авесте" // Общественные науки : электронный научный журнал. — 2016. — № 6(24). — ISSN = 2311-5327 issn = 2311-5327.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Давлятова Е. В. Мифология зороастризма и становление христианства // Учёные записки УО ВГУ им. П.М. Машерова : журнал. — 2010. — Т. 10. — С. 142—148. — ISSN = 2075-1613 issn = 2075-1613.
  24. Лебедев В., Прилуцкий А., Викторов В. Религиоведение: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 629 с. — ISBN 978-5-9916-2248-6.
  25. Мейтарчиян М. Б. Европейские путешественники ХVII–ХХ вв. о почитании огня иранскими зороастрийцами и парсами Индии // Труды Института востоковедения РАН : журнала. — 2019. — № 21. — С. 203—216. — ISSN = 2587-9502 issn = 2587-9502.
  26. 26,0 26,1 Какие традиции зороастрийцы соблюдают с древности до наших дней, а от каких вынуждены были отказаться. Kulturologia.Ru (19 января 2022). Дата обращения: 25 мая 2023.
  27. Жук А. А. Значение символа огня в зороастризме // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. — 2015. — С. 106—107.
  28. А. И. Колесников. Зороастризм. «Православная энциклопедия» (25 февраля 2014).
  29. Зороастризм: религия Древней Персии. «Религии мира». Дата обращения: 25 мая 2023.
  30. 30,0 30,1 30,2 Петрова И.К. Зороастризм. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия (2018). Дата обращения: 23 мая 2023.
  31. 31,0 31,1 31,2 31,3 31,4 31,5 31,6 Зороастризм. Απολογία. Правда о католической церкви. Дата обращения: 28 мая 2023.
  32. 32,0 32,1 Зороастризм. «Кругосвет». Дата обращения: 28 мая 2023.
  33. Зороастрийцы Санкт-Петербурга. Дата обращения: 27 мая 2023.
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 Белова О. Влияние зороастризма на европейскую культуру. Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ» (15 марта 2022). Дата обращения: 27 мая 2023.
  35. Заратуштра. Дирекция по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, имеющих особо важное социальное, культурное и историческое значение, при Кабинете Министров Республики Узбекистан (2018). Дата обращения: 27 мая 2023.
  36. Маяковский В. В. Облако в штанах. Интернет библиотека Алексея Комарова.
  37. Петров Е., Ильф И. Двенадцать стульев. Глава 10.