Эллинизм
Эллини́зм (греч. ‘Ελληνισμός — подражание грекам) — период в истории Античности, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) до установления римского господства на территории восточного Средиземноморья, которое датируется обычно падением эллинистического Египта в 30 году до н. э[1].
Эллинизм рассматривается как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, основанное на взаимодействии эллинских и местных, главным образом ближневосточных традиций[2]. Период характеризуется активным взаимодействием и взаимным влиянием между эллинской и восточной культурами[3].
Политическая история эпохи эллинизма подразделяется на три основных периода: борьбу диадохов (греч. διάδοχοι — преемники) за наследие Александра (323—281 годы до н. э.); затем период формирования новой политической и социально-экономической структур, классифицируют в историографии как наивысший расцвет государств, названных эллинистическими (281 −196 годы до н. э.); и наконец — экономический спад на фоне нарастания социальных противоречий и, в итоге — подчинение эллинистического мира римскому господству (196 — 30 годы до н. э.).
Центрами нового эллинистического мира на завоёванных Александром территориях стали новые города населённые греками, македонцами и местными народами[3]. В ходе происходивших бурных политических событий многократно менялась политическая карта Балканского полуострова и огромных территорий Востока — от Эгейского побережья Малой Азии до северо-западной Индии.
Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками. Вошёл в общепринятое употребление в исторической науке после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма»[1].
Специфические черты
Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры в государствах Ближнего и Среднего Востока. Происходило взаимное проникновение культур, так в Египте появились традиционные греческие сельскохозяйственные культуры (виноград, твёрдая пшеница, оливки). Шло активное строительство новых и перестройка старых городов. Греки создавали городские комплексы, имевшие регулярную планировку и включающие дворцы, храмы, библиотеки. Бо́льшая часть зданий возводилась по греческим образцам в стилях архаики и классики. А в строительстве храмов и жилых зданий чаще использовались элементы местной культуры. Именно в этот период был возведён Александрийский маяк и Колосс Родосский[1].
В Александрии и Пергаме были открыты крупнейшие библиотеки своего времени, при которых функционировали академии и в них проводили обучения лучшие представители научной и философской мысли. Александрия стала подлинным научным и культурным центром эллинистического мира. Выдающиеся достижения в математике и астрономии связаны с именами Евклида, Архимеда и других. Наряду с точными науками развивался театр и литература. Большое внимание уделялось истории и текстологии. Греко-македонская знать, вставшая во главе государств, активно поддерживали распространение греческой культуры[1].
В государствах эллинистического мира сложилось пёстрое в этническом отношении население. В этнический состав, вместе с территориями, вошли представители многочисленных восточных народов — персов, мидян, египтян, вавилонян, лидийцев, карийцев, фригийцев и многих других[4].
Характерными чертами эллинистических государств следует считать восточную традицию единовластия и обожествления царей, их политическую опору на армию и флот, а также многочисленные междоусобные войны[3]. В эпоху эллинизма произошёл возврат монархического государственного строя, полисы сохранили лишь внутреннюю автономию[1].
Периоды эллинизма
Борьба диадохов
Преемниками Александра Македонского после его гибели формально стал Филипп III Арридей и сын Македонского — Александр IV. Фактической властью стали диадохи — военачальники Македонского. Регентом в Македонии при наследниках стал Пердикка, он оставил центр державы на Ближнем Востоке, что позволяло осуществлять территориальный контроль более эффективно. Пердикка был убит в 320 году до н. э. в конфликте с Птолемеем, после чего резиденцию нового регента Антипатра перенесли в Македонию, что губительно повлияло на окончательный распад единой державы. Филипп III Арридей был убит в 317 году до н. э., Александр IV убит около 309 года до н. э. В результате ряда войн власть диадохов над их землями была признана, в период с 306-го до 304-го года до н. э. бывшие соратники Александра провозгласили себя царями[5].
Согласно историографии уже в середине 270-х лет до н. э. существовали три основных великих державы эллинистического мира: Египет Птолемеев, государство Селевкидов с центром в Сирии и владениями в Месопотамии, Иране и Средней Азии, государство Антигонидов с центром в Македонии[5].
Расцвет эллинистических государств
Далее и до конца третьего века до н. э. наступил период так называемого «высокого эллинизма». Преемники Александра ушли от его замысла создания смешанных элит в управлении государствами включающей кроме греков и македонян представителей коренных восточных народов. Власть была сосредоточена в руках македонских и греческих династий. Новые эллинистические цари начали на Ближнем и Среднем Востоке активное градостроительство. Большую интенсивность оно приобрело у Селевкидов. В Сирии были основаны Антиохия-на-Оронте, Селевкия-в-Пиерии, Лаодикия и Апамея. Меньшую активность проявили государства Птолемеев, но там распространились поселения неполисного статуса, такие как клерухии, в которых жили воины птолемеевской армии[5].
Полисы потеряли свою независимость, использовалась только внутренняя автономия при фактической власти царей. В Балканской Греции полисы частично сохранили формальную независимость, но при этом оказывались в сфере влияния эллинистических царств, в первую очередь Македонии[5].
В экономике продолжилась тенденция, наметившаяся ещё до эпохи эллинизма, интенсивного развития торговых и экономических связей по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью. Флагманами этих связей стали Александрия Египетская, сирийские прибрежные города, а так же прибрежные города Западной Малой Азии. Важнейшую роль имели островные полисы Эгейского моря — Делос и Родос. На побережье Красного моря были основаны порты и опорные пункты, что способствовало освоению новых торговых путей через Индийский океан в Индию, с которой укрепились торговые связи. Стабильность и хозяйственная централизация послужили импульсом к интенсивному развитию экономики стран Востока[5].
Для межгосударственных отношений эпохи эллинизма характерны частые, ведшие к резким территориальным изменениям, войны между ведущими державами. Целью войн было приобретение наиболее выгодных экономических и военных позиций[5].
Спад, подчинение Риму
Новым фактором, воздействовавшим на ситуацию в эллинистическом мире с начала второго века до н. э., стало вмешательство Римского государства. В ходе Македонских войн Рим ликвидировал влияние Македонии в Греции, его союзниками и фактически зависимыми от него государствами стали полисы Балканской Греции и Пергам. На протяжении второго и начала первого веков до н. э. в фактическую зависимость от Рима попали государство Птолемеев и Вифиния. Территории эллинистических государств стали превращаться в провинции Рима в результате войн и по завещаниям царей. Именно натиск Рима, в основном, привёл к кризису государств «высокого эллинизма». В Египте с 210-х годов до н. э. начался глубокий внутренний кризис, вызванный, видимо, аграрным перенаселением и хозяйственным упадком[5].Эпоха эллинизма фактически завершается в 147 году до н. э. завоеванием Греции римскими войсками, в следствие чего она была присоединена к формирующейся Римской империи в качестве провинции. Последним эллинистическим государством считают Египет Птолемеев, который был завоёван в 30 году до н. э. Октавианом Августом, преемником Юлия Цезаря[3].
Эллинистические государства
Вопрос о географических пределах эллинистического мира решается в науке неоднозначно. Как правило, эллинистический мир ограничивают территорией Балканской Греции, Македонии, Египта и странами Востока от Малой Азии и Палестины до северо-западной Индии. Но некоторые учёные включают в состав эллинистического мира Боспорское царство и, иногда, царство Агафокла в Сицилии. Основанием для этого служат типологическое сходство политических и социальных процессов, которые получили развитие в Северном Причерноморье и на острове Сицилия[4]. Приближённые Александра Македонского более двух десятилетий пытались поделить власть между собой, в результате чего все родственники, жена (бактрийская царевна Роксана) и наследник Александра были убиты, а империя распалась на множество новых государств и княжеств, носящих характерные для восточных государств черты абсолютной обожествленной монархии. На совете военных лидеров в сирийском городе Трипарадисе империя была разделена на отдельные крупные царства — Македонию во главе с Антипатром, Египет во главе с Птолемеем (основателем династии Птолемеев); Месопотамия, часть Малой Азии и Иран достались Селевку, в результате чего появилось государство Селевкидов; Антигон получил Малую Азию, таким образом на территории современного Афганистана возникло греко-бактрийское царство, а в Северо-Западной Индии — греко-индийское царство. Три последних царства просуществовали около двухсот лет и погибли под ударами кочевников, оставив после себя монеты с профилями своих греческих царей и надписями на греческом и местных диалектах[3].
К середине 270-х лет до н. э. оформилась система трёх великих держав эллинистического мира: Птолемеев — с центром в Египте, Селевкидов — с центром в Сирии и обширными владениями в Месопотамии, Иране и Средней Азии, Антигонидов — в Македонии[5].
Наряду с так называемыми территориальными монархиями в Балканской Греции, на островах Эгейского моря и в Малой Азии сохранялись независимые полисы (Спарта, Афины, Делос, Родос, Кизик, Милет, Гераклея, Византий и другие), многие из которых периодически оказывались под властью царей, но нередко восстанавливали свой суверенитет[4].
Эллинистическая культура
Важнейшее явление эллинистической культуры — возникновение новых центров греческой культуры в столицах эллинистических царств Востока: Мусейон (религиозный, исследовательский, учебный и культурный центр эллинизма) в Александрии Египетской, библиотеки династии Селевкидов в Антиохии-на-Оронте и династии Атталидов в Пергаме. Эти центры просвещения создавались по инициативе царей и возглавлялись крупнейшими и известнейшими писателями и учёными того времени. Мусейон и библиотеку в Александрии возглавляли Деметрий Фалерский, Каллимах Киренский, Аполлоний Родосский, Эратосфен Киренский и другие. Важнейшей задачей этих центров стало собирание, переписывание и классификация книг, прежде всего греческих. Но, например, в Александрии была переведена на древнегреческий язык еврейская Библия — так называемая Септуагинта[5].
На новый уровень вышла греческая наука. На основе представления о шарообразности земли Эратосфеном Киренским была измерена длина земного меридиана и создана теория климатических поясов. Агатархидом Книдскийм описаны страны к югу от Древнего Египта на побережье Красного моря и Индийского океана. Феофраст систематизировал сведения по естествознанию и агрономии, по геометрии — Евклид. Архимед разработал методы вычисления площади и объёма, сделал открытия в области механики. Многие другие известные по сей день учёные осуществляли свою активную работу именно в период эллинизма[5].
В историографии Тимеем из Тавромения предложена единая для всего эллинского мира хронология по счёту Олимпиад. Написаны труды по истории царствования Александра Македонского и его последователей, однако, почти все они сохранились лишь в цитировании более поздних авторов. Исключением являются полностью сохранившиеся книги «Всеобщей истории» Полибия. Так же в этот период появились сводные истории стран Востока, написанные на древне-греческом языке их уроженцами, а именно: Египта — Манефоном и Месопотамии — Бероссом[5].
Философия Эллинизма (стоицизм, кинизм, скептицизм, эпикурейство) имела не метафизическую, а преимущественно этическую направленность. В рамках этой философии впервые возникла идея «универсальной религии». Для Эллинизма характерно преобладание городской цивилизации, рост просвещения (создание библиотек, музеев, популярной литературы). Одновременно в этот же период наблюдается развитие оккультизма, астрологии, суеверий. Литература Эллинизма несёт на себе черты эпигонства и декаданса. Наиболее выдающиеся произведения эллинистической литературы относятся к области этики и историографии. Научная мысль Эллинизма была сосредоточена на практической, инженерной сфере[6].
Литература
Кольцов И. А., Михеев В. Л., Судариков А. М., Дмитриева М. А. История: Древний мир. — СПб.: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2021. — С. 119—125. — 182 с. — ISBN 978-5-86813-531-6.
Климов О. Ю. История эллинизма. — СПб.: Исторический факультет Санкт-Петебрургского государственного университета, 2013. — С. 3 — 6. — 28 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Галимзянова Е. Эллинизм . Энциклопедия Всемирная история (26 ноября 2021). Дата обращения: 7 сентября 2024.
- ↑ Древняя Греция . Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (3 октября 2012). Дата обращения: 7 сентября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кольцов И. А., Михеев В. Л., Судариков А. М., Дмитриева М. А. История: Древний мир. — СПб.: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2021. — С. 119—125. — 182 с. — ISBN 978-5-86813-531-6.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Климов О. Ю. История эллинизма. — СПб.: Исторический факультет Санкт-Петебрургского государственного университета, 2013. — С. 3—6. — 28 с.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Налимова Н. А. Эллинизм . Большая российская энциклопедия (3 июля 2023). Дата обращения: 7 сентября 2024. Архивировано 6 октября 2024 года.
- ↑ Протоиерей Александр Мень. Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Т. 3. — С. 537. — 525 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |