Этнология

Материал из «Знание.Вики»
Национальный музей этнологии (Лиссабон)

Этноло́гия (греч. ἔθνος «народ», «племя» + λόγος «учение, наука») — наука о культурном многообразии народов как этнических общностей, изучающая в сравнительном и аналитическом аспектах содержание и формы этничности, исторические формы и современное существование этнических общностей, межэтнические взаимодействия (отношения), политические функции этничности и этнонациональную политику[1].

История развития этнологии

Еще с древних времён контакты между народами обусловили взаимный интерес, в основе которого лежали экономические, политические и культурные мотивы. Многочисленные путешественники, миссионеры, торговцы оставили для современников и потомков описания народов и стран, которые они посещали. Но лишь на рубеже XVIIIXIX веков общее развитие экономики, политической системы и научного мировоззрения в Европейских странах привели к пониманию, что должна быть самостоятельная наука, которая будет изучать различные народы. Тогда же были предложены названия для новой науки — этнология и этнография. Общепризнанной является точка зрения, что оба термина вошли в научный оборот на рубеже XVIII—XIX веков, практически одновременно в Германии и Франции. Например, знаменитый учёный Ж. Ж. Ампер в 1830 году разработал и опубликовал общую классификацию гуманитарных наук, среди которых выделил этнологию и предложил использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах[2]. В 1-й половине XIX века формируется представление о «народоведении» (нем. Volkskunde) как об отдельной области знаний; возникают первые научные организации: Парижское этнологическое общество (1839), Американское этнологическое общество (1842), Лондонское этнологическое общество (1843) и др.

В России этнология и этнография понимались как синонимы. С 1830-х годов изучаются этнография, фольклор и мифология русских, украинцев и других славянских народов, развивается краеведение. С 1830-х годов предпринимаются экспедиции для изучения народов Севера, Сибири и Центральной Азии, Океании. Их организацией с 1845 года занимается Русское географическое общество (РГО), при котором действовало Отделение этнографии (ОЭ; первые председатели — К. М. Бэр и Н. И. Надеждин)[3]; региональные отделы РГО возникли в Тифлисе (1851), Иркутске (1851), Вильне (1867), Оренбурге (1867), Киеве (1873), Омске (1877), Хабаровске (1894), Ташкенте (1897). В 1847—1848 годах разослана программа-циркуляр по сбору этнографических описаний, работа с которыми была поручена Н. И. Надеждину и К. Д. Кавелину. Они публиковались в специальных изданиях РГО, а также в «Вестнике РГО» и «Известиях РГО». В 1851 году опубликована первая этнографическая карта Европейской России, составленная П. И. Кеппеном; в 1862 году вышел первый сводный труд по этнографии народов России — «Description ethnographique des peuples de la Russie» Т. де Паули[1].

С середины XIX века исследуются обычное право и статистика крестьянской общины. С 1876 года при ОЭ РГО действовала Комиссия о народных юридических обычаях (председатель — Н. В. Калачов), составившая «Программу для собирания народных юридических обычаев» и выпускавшая с 1878 году «Сборник по народным юридическим обычаям». Развивалось изучение народов Сибири.

В 1863 году при Московском университете возникло Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ) с отделом этнографии, возглавляемым Н. А. Поповым, В. Ф. Миллером, Д. Н. Анучиным и А. Н. Максимовым. ОЛЕАЭ организована в 1867 году Всероссийская этнографическая выставка в Москве, экспонаты которой после её закрытия переданы в Румянцевский музей (Дашковская коллекция). В 1878 году при Казанском университете создано Казанское общество археологии, истории и этнографии. В конце XIX—начале XX веков возникают этнографические музеи Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии — МАЭ, Российский этнографический музей). В конце XIX века стали выходить первые этнографические журналы — «Этнографическое обозрение» (ОЛЕАЭ, 1889) и «Живая старина» (РГО, 1890).

В 1933 году в результате слияния Института по изучению народов СССР с МАЭ возник Институт этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН). С 1926 года под эгидой МАЭ издавался журнал «Этнография» (с 1992 — «Этнографическое обозрение»). В 1924 году был открыт Центральный музей народоведения в Москве[1].

Основное внимание советских этнологов было обращено на изучение социальных институтов первобытного и патриархального обществ, ранних форм хозяйства, типологии этнических общностей. Развивались краеведение, исследование народов Севера, Кавказа, Средней Азии, Африки, северо- и южноамериканских индейцев, Восточной Азии, изучение ранних форм религии, фольклора и народного творчества, истории материальной культуры. Выпущены многотомная серия «Народы мира. Этнографические очерки» (1954—1966), «Атлас народов мира» (1964), Историко-этнографический атлас Сибири (1961) и «Русские. Историко-этнографический атлас» (1967, 1970); позднее эта работа была продолжена созданием историко-этнографического атласа Прибалтики (1985—1986) и других региональных атласов. В физической антропологии наметился контакт традиционного расоведения с популяционной генетикой.

В 1970—1980-х годах развивались исследования традиционной культуры с позиций структурализма. Общее повышение интереса к проблемам религии, мифологии, обряда отразилось в энциклопедии «Мифы народов мира» (1980—1982). В те же годы изучаются история производящего хозяйства, календарные обряды и праздники, традиционная культура восточных славян, народов Поволжья, Севера и Сибири, Азии, Африки, народов Азии и Океании и др. Начиная с 1990-х годов вышли 38 томов историко-этнографической серии «Народы и культуры» (1997—2022), карта «Народы Российской Федерации», энциклопедии «Народы России» (1994) и «Народы и религии мира» (1998), продолжалось издание «Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (1983—2016). Крупные центры этнологии, помимо Москвы и Ленинграда, формируются во многих городах России. Ряд российских этнологов работали в эмиграции (Н. М. Могилянский в Чехии, С. М. Широкогоров в Китае, В. Р. Кабо в Австралии, И. И. Крупник в США)[1].

С начала 1990-х годов этнология и социально-культурная антропология в России получили новое развитие. Пересмотрены многие традиционные для отечественной этнологии и антропологии теоретические и методологические положения. Возникли новые направления юридической антропологии, этнопсихологии, этологии человека (М. Л. Бутовская), ведутся исследования в области теории этничности, межэтнических отношений и конфликтов, развиваются миграционные и гендерные исследования, медицинская антропология и биоэтика, киберантропология и антропология медиа, антропология экстрактивизма и др.

Этнологи участвуют в подготовке, разработке методических материалов и проведении Всероссийской переписи населения, разработке проектов законов, мониторинге межэтнических отношений и конфликтов. В 1990 году на Всесоюзной конференции по итогам полевых этнографических и антропологических исследований в Алма-Ате было создано Научное общественное объединение Ассоциация этнографов и антропологов СССР (в 1992—1995 — Ассоциация этнографических и антропологических наук России, в 1995—2018 — Научное общество этнографов и антропологов, с 2014 — Ассоциация антропологов и этнологов России), которая взаимодействует с Международным союзом антропологических и этнологических наук, организует научные конгрессы. Выходят научные журналы «Этнографическое обозрение», «Антропологический форум», «Археология, этнография и антропология Евразии», «Сибирские исторические исследования», «Этнография», «Вестник антропологии». С 2011 года в России в рамках системы высшего образования появилось самостоятельное направление подготовки — «антропология и этнология»[1].

Объект и предмет этнологии

Объектами изучения этнологии в современном понимании являются этносы или этнические общности. Таким образом, этнология как научная дисциплина изучает сходство и различие всех народов мира, а также происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества. Содержание этнологии не ограничивается интересом лишь к экзотическим странам и народам, к малосущественным элементам народной культуры. В действительности этнология изучает: возникновение этносов (этногенез); историческую эволюцию этносов (этническую историю); современную жизнь этносов и возможные пути их развития в обозримом будущем — этническое прогнозирование[4].

Методы этнологии

Методы поиска и сбора этнологической информации[5][6]:

Метод полевых исследований стал широко практиковаться с середины XIX века, когда у правительств колониальных держав появилась острая потребность в подробных знаниях о зависимых народах, способах их хозяйственной деятельности, обычаях, верованиях, психологии и т. д. Суть метода заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании в изучаемую этническую среду. Исследователь, как правило, участвует в жизни исследуемой этнической группы в качестве ее полноценного члена.

Исторический метод основан на таких методах сбора информации, как изучение археологических материалов и письменных источников. Изучение археологических материалов, письменных источников позволяет восстанавливать и реконструировать этническую и культурную историю народов.

Метод сравнительного языкознания применяется в этнологии: 1) для выяснения проблем этногенеза: ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы показать степень родства близких языков. 2) Чтобы проследить развитие культурных взаимодействий разных народов (межкультурные коммуникации).

Социологический метод включает в себя группу частных методов получения этносоциологической информации, среди которых наиболее распространенными являются опрос (анкетирование и интервью), выборочное обследование, наблюдение.

Метод наблюдения — систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования этнических явлений, процессов, а также отдельных признаков и свойств изучаемых этнических групп и общностей. Суть его заключается в наблюдении образа жизни, взаимодействий, обычаев, нравов и традиций племён, этнических групп и общностей.

Основные школы и направления этнологии

Школы и направления в этнологии, этнографии, культурной и социальной антропологии и т. д.

С середины XIX века в этнологии выделяются различные школы и направления, по-своему интерпретирующие многочисленные этнокультурные данные[7]:

Эволюционизм. Основной идеей эволюционизма стало единство человеческого рода и вытекающее отсюда единообразие развития культур. Главная задача учёного — открытие и обоснование общих закономерностей развития человеческой культуры, сопоставление уровней развития культуры разных народов.


Диффузионизм в этнологии — это распространение культурных явлений посредством контактов между народами через торговлю, переселения, завоевания. Главным содержанием исторического процесса видится контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Впервые данные идеи развил немецкий антропогеограф Фридрих Ратцель (1844—1904), которого интересовали прежде всего явления материальной культуры. В современной этнологии к диффузионизму относятся все теоретические исследования, посвящённые вопросам географического распространения тех или иных культурных комплексов[7].

Представители социологическая школы главный предмет этнологии видели в человеческом обществе. Сторонники этой школы исходили из того, что человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов. Общество они рассматривали как систему нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой[8].

Функционализм. Основатель функциональной школы является антрополог Бронислав Каспар Малиновский (1884—1942). Главным предметом этнологии провозглашается культура. В основе школы взгляд на культуру как на целостное образование, состоящее из взаимосвязанных частей. Поэтому важнейший метод — это разложение культуры на составные части и выяснение зависимости между ними[7].

Основателем Американской школы исторической этнологии становится учёный и общественный деятель Франц Боас (1858—1942). Основные положения: этнология должна всесторонне и исторически изучать каждый народ. Необходимо изучать культурное взаимодействие народов, создающее общность культуры в рамках определённых географических ареалов. Необходимо с большой осторожностью выводить общие законы развития человечества и культуры. Не следует переносить критерии моральной оценки, свойственные своей культуре, на другие народы, поскольку у каждого народа свои социальные идеалы и нормы[7].

Этнопсихологическая школа. Сторонники этнопсихологической школы выступили с утверждением, что культура есть не более чем абстракция, в то время как подлинной и первичной реальностью являются индивид, личность, а потому с их изучения и следует начинать исследование культуры каждого народа. Значительный вклад в этнопсихологические исследования внесли труды Рут Бенедикт. Главный постулат ее концепции — наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа[8].

Структурализм. Леви-Строс рассматривал каждую сторону быта и культуры как замкнутую систему, стараясь в каждой из них обнаружить свои логические закономерности, и чаще всего находил их в бинарных оппозициях — парных противоположностях, главной из которых была оппозиция «природа—культура». В своем труде «Мифологики» (1964—1971) Леви-Строс использовал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, которые он рассматривал как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур.

Главная идея культурного релятивизма заключается в признании равноправия различных культур, созданных и создаваемых разными народами. Сторонники культурного релятивизма провозглашают идею несравнимости культурных типов разных народов, невозможности их измерения единым масштабом, поскольку каждая культура представляет уникальную систему ценностей, несопоставимых между собой. Любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, так как является особым способом приспособления к данным условиям, вполне равнозначным любому другому. Каждая культура должна рассматриваться в своих собственных рамках, как закрытая система специфических форм существования[8].

Неоэволюционизм —направление (школа) в антропологии (этнологии) и социологии, основанное на представлении о последовательно протекающем процессе развития человеческого общества от низших ступеней к высшим. Вместо идеи однолинейного развития традиционного эволюционизма неоэволюционисты разработали ряд концепций многолинейной эволюции (теория общего и частного развития Э. Сервиса и Л. Уайта; теория микро- и макропроцессов американского исследователя М. Э. Оплера; закон культурной доминанты американских учёных Э. Сервиса, Д. Каплан, Р. Карнейро и Дж. Ленски; закон потенциала развития Э. Сервиса и Б. Сигрейвса и др.), рассматривающих историю общества как совокупности замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Этнология. БРЭ. Дата обращения: 19 мая 2024.
  2. Т. А. ТИТОВА, В.Е.КОЗЛОВ, Е.В.ФРОЛОВА. ЭТНОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯАНТРОПОЛОГИЯ. Дата обращения: 19 мая 2024.
  3. Становление этнологии и рождение этногеографии. studopedia.org. Дата обращения: 19 мая 2024.
  4. ЭТНОГЕОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ. Дата обращения: 19 мая 2024.
  5. Г.П.Сидорова. Этнология. lib.ulstu.ru. Дата обращения: 19 мая 2024.
  6. А.П.Садохин. Этнология. Дата обращения: 19 мая 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Н.В.Чеснокова. Этнология. Дата обращения: 19 мая 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 Школы и направления в этнологии. studopedia.ru. Дата обращения: 19 мая 2024.
  9. Неоэволюционизм. БРЭ. Дата обращения: 19 мая 2024.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Forster J. G. A. Voyage round the World in His Britannic Majesty’s Sloop, Resolution, Commanded by Capt. James Cook, during the Years 1772, 3, 4, and 5. — London, 1777.
  • Lévi-Strauss C. The Elementary Structurs of Kinship, 1949.
  • Lévi-Strauss C. Structural Anthropology, 1958.
  • Mauss M. Essai sur le don. Forme et raison de l'échange dans les sociétés archaïques, 1925 (The Gift: The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies).
  • Maybury-Lewis D.[en] Akwe-Shavante society, 1967.
  • The Politics of Ethnicity: Indigenous Peoples in Latin American States, 2003.
  • Clastres P. Society Against the State, 1974.

Учебники

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!