Логос
Ло́гос — термин, имеющий несколько значений, таких как и «слово», «речь», «высказывание», «смысл»[1]. Введён в философский язык Гераклитом, который использовал созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого «слова»[2]. В античной философии логос использовался в значении «закон бытия». С развитием в контексте иудейских и христианских учений термин получил более личностное значение. Логос стал пониматься как слово «живого» Бога. Термин связывал посюсторонний и потусторонний мир[3]. В риторике под логосом понимался один из методов убеждения, который основан на логической аргументации[4].
Этимология
Происходит от древнегреческого λόγος. Слово происходит от праиндоевропейского корня leg — собирать. Латинский глагол lego (собирать) имеет тот же корень. Поскольку это значение тесно связано с целенаправленным сведением воедино, за корнем было закреплено и другое значение — «говорить». В последующем развитии древнегреческого языка прослеживается тенденция вытеснения значения «собирать» значением «говорить»[5].
Логос в античной философии
В философский язык термин логос был введён Гераклитом. Античный мыслитель использовал понятие в значении закон бытия. Выбор термина был обусловлен его сходством с греческим «житейским словом». Так, несмотря на существенное лексическое сходство речи обывателей и закона бытия, их значения оказывались практически противоположны[3].
У софистов, а также Платона и Аристотеля термин используется без онтологического содержания, описывая всякий конкретный закон или смысл. Также появляется значение логоса в риторике, как метода убеждения. Первым мыслителем, разделившим значение логоса на аспект разумного и искусство логического рассуждения был Демокрит[5].
Возвращение к значению логоса, присвоенному Гераклитом, происходит у стоиков. Философы определяют термин как душу космоса, от которой происходят (или «зачинаются») вещи. Этой же линии определения логоса придерживались и представители неоплатонизма. Логос Плотина — процесс перехода от источника мира к его умопостигаемой форме. Большинство исследователей (к примеру, С. С. Аверинцев) отмечают близость античного термина логос с китайским дао[3].
Логос в риторике
В риторике Аристотеля логос представляет собой один из трёх методов убеждения наряду с этосом и пафосом. Логос подразумевает использование аргументации, подкреплённой логическими доводами. Действуя разумом, оратор использует логические приёмы для доказательства или опровержения того или иного фактора. Основные приёмы данного направления — примеры и энтимемы[6].
Использование примеров для доказательства чего-либо в дальнейших этапах философии получило название метода индукции, или движения от частного к общему. Так, предлагая несколько единичных случаев, оратор обобщает их в один закон. К примеру, основная часть судебной речи, цель которой — доказательство вины подсудимого, представляет собой перечисление улик — единичных примеров. Её заключение, или вывод, содержит обобщение частных случаев в общий закон — вердикт о том, что подсудимый виновен.
Использование энтимем с развитием философии получило название метода дедукции, а именно движения от общего к частному. В данном случае оратор отталкивается уже от общего закона и приходит к частному выводу. Такой метод часто можно встретить в совещательных вещах[4].
Методология риторики Аристотеля подразумевает строгую структуру речи. Каждая должна содержать три части: вступление, где оратор обязан назвать тезис, который будет доказывать, основную часть с доказательством тезиса при помощи аргументов, и, наконец, заключение, которое включит в себя подтверждение или опровержение тезиса. Таким образом, речь, по Аристотелю, должна быть закольцована, возвращаться к тому, с чего начиналась[7].
В риторике Аристотеля логос противопоставлен этосу и пафосу. В отличие от эмоций, «разумный» метод убеждения античный философ предлагает использовать в основной части речи. Введение и заключение, в свою очередь, больше подходят для использования пафоса и этоса. Некоторые стили классической риторики подразумевают более активное использование логоса. Так, аттический стиль краток и основан на использовании логической аргументации. Речь в азианском стиле полна метафор и эмоциональных методов убеждения[8].
Логос в Ветхом и Новом Заветах
Следующий этап в развитии термина наступил в период между созданием Ветхого и Нового Заветов. Здесь понятие связывается со словом Бога. Через логос в ветхозаветных апокрифах описано явление Бога миру. Под термином также понимается послание Бога человеку. В этот период формируется и нравственное измерение термина. Под логосом понимается моральный облик человека. В Ветхом Завете логос также используется как действующий субъект. Слово посылается Богом для свершения наказания или избавления[5].
Существенный вклад в осмысление логоса внёс Филон Александрийский. Для мыслителя термин представлял собой «образ Бога» и выполнял роль посредника между потусторонним и посюсторонним миром[3].
В христианской культуре логос используется в значении, в котором термин появился в Евангелие от Иоанна, а именно «слово Бога». Жизнь Иисуса Христа трактуется как вочеловечение логоса.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.Евангелие от Иоанна
В некоторых переводах вместо «слова» используется термин «логос» [5].
Логос после Античности
Хотя основные изменения в значении логоса произошли в античной мысли, а также в контексте Ветхого и Нового Завета, дальнейшая судьба термина тесно связана с философским знанием. Понятие вошло в категориальный аппарат философии и активно использовалось такими философами, как Фихте, Гегель, Хайдеггер и многими другими.
В русской философии логос использовался Павлом Флоренским и Владимиром Эрном. Отечественные мыслители использовали термин, описывая им «живое знание», то есть «цельное», «органическое» знание, в котором разум и вера, анализ и интуиция находятся в равных пропорциях[3]. Истории развития термина посвятил работу «Учение о Логосе в связи с развитием греческого умозрения до эллинистической эпохи» Сергей Трубецкой[9].
В своей аналитической философии логос использовал Карл Юнг. В этой трактовке термин представлял собой мужскую рациональность и был противопоставлен женскому аналогу — эросу[10].
В XX веке Роланом Бартом было предложено, образованное от логоса, понятие — логосфера. Французский философ понимал логосферу как культурное поле, в котором представлена определённая языковая традиция[11].
Литература
- Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977.
- Античные риторики/ Собр. текстов, ст., комментарии и общее редактирование А. А. Тахо-Годи. — М., 1978.
- Античные теории языка и стиля. — М., Л., 1936.
- Аристотель. Риторика. Кн.3/ Пер. С. С. Аверинцева // Аристотель и античная литература. — М.: Наука, 1978.
- Аверинцев С. С. Логос // Большая российская энциклопедия. — М., 2004—2017.
- Кемеров В. Логосфера // Философская энциклопедия. — М., Панпринт, 1998
Примечания
- ↑ Конт-Спонвиль А. Философский словарь / пер. с фр. Е. В. Головиной. — М.: Этерна, 2012.
- ↑ С. С. Аверинцев. ЛО́ГОС . Дата обращения: 13 декабря 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 С. С. Аверинцев. ЛОГОС . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Волков А. А. Курс русской риторики. — М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Логос . Православная энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Античные теории языка и стиля. — М., Л., 1936.
- ↑ Античные риторики / Собр. текстов, ст., комментарии и общее редактирование А. А. Тахо-Годи. — М., 1978.
- ↑ Гаспаров М. Л. Цицерон и античная риторика . История древнего Рима. Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ История русской философии / М. А. Маслин. — М.: Республика, 2001.
- ↑ Зеленский В. В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. — М.: Добросвет, Городец, 2016.
- ↑ ЛОГОСФЕРА . Философская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2023.