Речь

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Иллюстрация процесса устной речи в форме полилога.

Речь — психический процесс формирования, передачи и понимания сообщений (информации) посредством языка. Человеческая речь, выполняя функции коммуникации (передачи сообщения, познания), сигнификации (обозначения, именования), индикации (указания) и регуляции (установления контакта, выражения эмоций, воздействия на другого человека), возникла как средство координации в совместно-разделённой трудовой деятельности. Речь исторически сложилась в процессе материальной преобразовательной деятельности людей и является формой общения, при которой речевые средства потеряли свой «естественный» характер (звуки, вокализация у животных) и были опосредованы системой знаков — языком[1][2][3][4][5][6].

В индивидуально-психологическом плане речь является средством регуляции поведения человека, позволяющим произвольно контролировать и управлять психическими процессами (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение), поднимая их до уровня ясного осознания. В надындивидуальном (социально-психологическом) плане речь является орудием присвоения культурно-исторического опыта или средством, позволяющим получить доступ к хранилищу общественного опыта, зафиксированного в языковых формах. Различные аспекты речи изучаются психологией, лингвистикой, нейрофизиологией, психолингвистикой и прочими науками[1][5][7][8][9].

Этимология слова «речь»

Слово «речь» многозначно, им обозначают способность говорить, беседу или разговор, публичное выступление, стиль или разновидность языка и звучащий язык[7][10].

Этимологически слово «речь» является общеславянским: оно образовано от глагола «rе̄кti» — говорить, в котором на славянской почве «е̄» сменилась на «ѣ», а «кt» перед «ь» — в «ч». Собственно общеславянское «rе̄кti» является производным с суффиксом «-ti» от имеющей индоевропейский характер основы, возможно, звукоподражательной по происхождению (лит. rekti — «кричать, реветь»; латыш. rekt — «кричать, реветь»; ирл. reimm — «крик»)[11].

Общая характеристика речи

Французский философ Рене Декарт полагал, что поведение животных, действующих автоматически, подобно машине и регулируется рефлексами. Поведение же человека определяется, с его точки зрения, обладающей свободой воли душой, атрибутами которой являются ум и речь[12]. Эти идеи были характерны как для философии, так и для религии, в рамках которой, например, средневековый схоласт Пьер Абеляр утверждал, что человеческая речь порождается интеллектом и порождает интеллект[13].

Членораздельная человеческая речь, как процесс передачи символической информации, взятый в единстве с языком и культурой, является существенным признаком человека разумного. Несомненно, что у большинства видов животных есть способы передачи информации, которые позволяют сообщить другим особям своего вида об опасности (сигнальный крик), запретить проникновение на свою территорию либо привлечь внимание потенциального брачного партнёра. Но коммуникация животных отличается от человеческой речи тем, что ни одно животное, кроме человека, не передаёт информацию, не относящуюся к текущему моменту. То есть «речь» животных непосредственна и неотделима от ситуации, в которой происходит вокализация[6][14]. Только в человеческом обществе ребёнок может освоить речь, прижизненное развитие которой происходит в раннем детстве на базе органического развития головного мозга и формирования функциональных систем, отвечающих за развитие речи[14].

В языкознании речь первоначально понималась как индивидуальная реализация системы языка, где речь и язык рассматривались в их противопоставлении. Вместе с этим утверждалась идея их единства, выражаемого тезисом о том, что речь есть язык в действии. Впоследствии в оппозиции языка (языковой компетенции) и речи (языкового исполнения) были выделены динамические и статические моменты. Динамическим моментом речи является собственно речевое действие, а статическим моментом — выделенное из этого действия речевое произведение (текст), изучением структуры которого занимается лингвистика текста. Изучением речеобразования и восприятия речи, механизмов речевых ошибок, коммуникативных установок, факторов, обеспечивающих эффективность речевого акта, связи речевых актов с прагматическими условиями их протекания занимается теория речевой деятельности[3][7]. Под теорией речевой деятельности, разрабатывающейся на стыке лингвистики, психологии, психофизиологии и социологии, на постсоветском научном пространстве понимается дисциплина, аналогичная психолингвистике[15].

Тезис о том, что речь есть язык в действии, содержит идею о том, что изменение лексики, грамматики и звукового состава языка возможно лишь при непрерывном использовании языковых форм в живом общении, возникающим на основе трудовой деятельности. Отсутствие живого речевого общения приводит к гибели языка либо к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками, при наличии достаточного количества письменных документов. При всём при этом грамматика языка остаётся неизменной, лексика не отражает изменений, происходящих в пространстве культурно-исторического бытия, а фонетический строй может быть теоретически реконструирован лишь на базе родственных языков. Речь, по сути, является процессом передачи информации, осуществляющимся посредством языка, который, как система кодов, только через речь и может развиваться[3][7][16].

Возникновение речи

Примером совмещения идеограмм и фонетических знаков в письменной речи может послужить египетское иероглифическое письмо.

Человеческая речь, возникшая как средство координации в совместно-разделённой трудовой деятельности, в наиболее ранней форме представляла собой единство жеста и звуковой речи[6]. Такая речь называется симпрактической и представляет собой единство ситуации и содержания звуковой речи. Она наглядна и выразительна, но мало пригодна для передачи отвлечённого от ситуации содержания. В передаче сообщения здесь ведущую роль играли внеязыковые факторы — знание ситуации, указательные жесты, мимика, интонация. Язык на данном этапе развития человечества ещё не был системой постоянных кодов, способных передавать абстрактную информацию. Слова такого языка в большей мере были восклицаниями, вплетёнными в практическое действие в определённой ситуации[16][17].

Дальнейшая эволюция речи и языка представляет собой процесс постепенного освобождения от внеязыковых (симпрактических) средств и развития сложных кодов. Речевой звук перестаёт быть только звуком при определённом действии, он начинает обозначать нечто, выходящее за пределы наличной ситуации. В фонетическом развитии речи и языка обнаруживается тенденция перехода к более кратким словам и лёгким звукосочетаниям. Морфологическое развитие языка идёт от нерасчленённых, синкретически сращённых образований к вычленённым, относительно однозначным составным частям, которые обозначают понятия. Изменение звуковых комплексов, являющихся носителями смыслового содержания, связано с изменением значения этих звуковых комплексов и с семантическим развитием речи, выражающимся в переносе «старых» названий на новые явления по функциональному признаку. Язык отличался полисемантизмом, то есть слова были многозначны и множество различных значений одного слова объединялись общей функцией объединяемых в нём предметов. Основная линия в семантическом развитии речи — это растущая абстрактность и обобщённость языка, который превращался в систему с достаточно богатым набором словесных значений[16][17].

Развитие письменности, диалектически связанной с развитием устной речи, идёт от использования идеограмм к применению фонетических знаков. Без устной речи не могла бы появиться письменная речь, а без речи письменной устная речь не могла бы совершенствовать коммуникацию, так как не хватило бы памяти для фиксации всей обретённой в процессе развития человечества информации. Посредником между устной речью и речью письменной, как и между языком и интеллектом, является универсальный предметный код или внутренняя речь, гарантирующая понимание и предметную отнесённость слов. Развитие мышления связано с развитием членораздельной звуковой речи, поскольку отношение слова и обозначаемого в звуковой речи носит более абстрактный характер, чем отношение жеста к тому, на что он указывает. Развитие речи и языка также неразрывно связано с постоянным развитием системы грамматических кодов, позволяющей выражать любые связи и отношения. В мозгу человека выделились специализированные центры, из которых центр Брока отвечает за речеговорение, а за усвоение и понимание устной и письменной речи — область Вернике[3][16][17].

Прижизненное развитие речи

В процессе психического развития речь формируется поэтапно в результате взаимодействия усложняющихся процессов общения, использования речи в некоммуникативных целях и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности[5]. Развитие речи человека от рождения до семи лет проходит три фазы, где первый этап развития является довербальным, второй этап характеризуется переходом ребёнка к использованию активной речи, а на третьем этапе совершенствующаяся речь выступает средством общения[18].

На довербальном этапе развития речи формируется избирательная восприимчивость к речи других людей, происходит развитие чувствительности к фонематическим характеристикам звучащей речи и возникновение пассивной речи, то есть понимание простейших высказываний взрослых. Речь до четвёртого месяца жизни представляет собой гукание, в период с четвёртого месяца до полугода — гуление, а после шестого месяца появляется лепет, являющийся игрой звуками[19]. К концу первого года жизни ребёнок понимает около 10-20 слов, произносимых родителями. Заканчивается данный этап речевого развития появлением автономной или телеграфной речи. Используемые ребёнком слова являются искажениями детьми слов взрослых, например, «ко-ко» вместо «молоко» или «кика» вместо «киска». Автономная речь ситуативна, ввиду чего значения слов многозначны, а способ обобщения основывается на субъективных чувственных впечатлениях[20][21].

На втором этапе ребёнок начинает произносить простые слова и фразы, также продолжается развитие фонематического слуха, к концу третьего года жизни ребёнок владеет примерно тысячей слов. На данном этапе развития у ребёнка может обнаруживаться «речь для себя», представляющая собой высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, то есть слова или фразы, не адресованные кому-либо. Данную речь впервые описал швейцарский психолог Жан Пиаже, назвавший эту речь — эгоцентрической речью. Данные речевые высказывания могут служить изредка средством непрямого обращения ребёнка ко взрослому, хотя чаще всего являются способом регуляции ребёнком своих действий, отображением в речи их последовательности. По мнению советского психолога Льва Выготского так называемая эгоцентрическая речь есть лишь момент превращения речи внешней в речь внутреннюю[18][22].

Картина Ильи Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» иллюстрирует сложность превращения замысла в связный текст, перевода устной речи, использующей внеязыковые средства, в речь письменную.

Восприятие речи и узнавание речевых звуков, определяемое развитием фонематического слуха, требует того, чтобы во время восприятия речи происходили микродвижения артикуляционных органов, как бы моделирующих движения органов речи говорящего. Речевые движения и их соотношение с акустическими впечатлениями от звуков речи усваиваются человеком только в процессе овладения языком[23]. Регулятивная функция речи была подтверждена при проведении экспериментов с электромиографической регистрацией тонких движений речевого аппарата (языка, губ, гортани), которые возникают при каждой подготовке к развёрнутому высказыванию или при каждом мыслительном акте[17]. Поэтому в речеобразовании участвуют три основных группы органов, функционирующих как система[23]:

Гласные звуки производятся посредством выдувания воздуха из гортани в ротовую полость. Качество звука и характер произношения гласных зависит в основном от полостей, расположенных над гортанью и ограничивающих резонантные полости глотки и рта: губы, язык, зубы, нёбо, надгортанник, стенки глотки и ложные голосовые связки. Фонация же согласных звуков определяется не только связками, но и такими моментами[16]:

  • трением струи воздуха, проходящей:
    • между губами при произношении букв «б» и «п»,
    • между зубами при произношении буквы «с»,
    • между языком и зубами при произношении букв «д» и «т»,
    • между языком и твёрдым нёбом при произношении букв «х», «з», «ш», «ч»,
    • между языком и мягким нёбом при произношении букв «г» и «к»,
  • прерывистым движением языка при произношении буквы «р»,
  • возбуждением звучания носовой полости при произношении букв «м» и «н».

На третьем этапе развития в речи всё точнее отражается содержание и общий контекст событий: усложняются грамматические конструкции, чётче становится произношение и расширяется словарь. Ребёнок нормально овладевает речью — учится говорить — пользуясь речью в процессе общения, что в огромной мере зависит от условий общения с окружающими людьми: как от их кругозора, так и от наличия в их речи тех или иных дефектов[18].

К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. В школьные же годы ребёнок начинает овладевать своей речью, усваивает письменную речь как через чтение, так и через письмо, что способствует развитию устной речи[18]. Речь развивается в течение всей жизни и рассматривается как психический, познавательный процесс, который является интегратором человеческого сознания[4][24].

Классификации речи

Стили и виды речи в лингвистике

Картина Василия Перова «Проповедь в селе» иллюстрирует сущность монологической речи.

Речь в лингвистике представляет собой сумму отдельных актов говорения и понимания, происходящих как в звуковой, так и в письменной форме, создающих речевые произведения. Под речью здесь понимается не только говорение или восприятие речи, но и зафиксированные памятью или письмом, графическими средствами или средствами фонозаписи речевые произведения (тексты)[25]. Согласно классификации Льва Владимировича Щербы существует четыре вида речевой деятельности[26]:

  • говорение,
  • слушание,
  • чтение,
  • письмо.

По характеру речевой деятельности в лингвистике также различают монологическую и диалогическую речь. По форме использования языка принято выделять устную и письменную речь. В зависимости от условий и задач общения разграничивают разговорный, научный, официально-деловый, публицистический, художественный стили речи. Речь находит своё выражение в массовой агитации и пропаганде, организации и управлении людьми, передаче информации, имеющей как познавательный, так и развлекательный характер[27].

Жестовая и дактильная речь

Знаки русской азбуки для глухонемых.

Жестовая речь представляет собой способ общения людей, лишённых слуха, посредством системы жестов, которая характеризуется своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Семантической единицей жестовой речи является жест, что предполагает использование такой речи только при непосредственном общении. Жестовая речь применяется как вспомогательное средство в обучении и воспитании детей с недостатками слуха, наряду со словесной речью[28].

Помимо жестовой речи существует мимико-жестовая речь (англ. sign language), в которой понятие придаётся определённому жесту, но родо-видовые отношения между этими понятиями имеют свою специфику. Например, настенные или наручные часы соотносятся с разными жестами, глагол «летит» изображается различным образом, что зависит от того, кто или что летит. В то же время один и тот же жест может означать как предмет, так и действие (и топор, и рубить; и утюг, и гладить). Общее число жестов, обозначающих родовые понятия (мебель, одежда, транспорт, обувь и прочие), ограничено; близкие понятия не дифференцируются, например, группы огонь, костер, пожар или сон, мечта, фантазия обозначаются одним жестом. Конструкция предложения в мимико-жестовой речи имеет свою специфику. Так, на первое место здесь ставится предмет, затем — его качество, а после объекта в предложении указывается действие, на него направленное. Отрицание следует за глаголом, а вопросительное слово стоит в конце фразы. Для восполнения и уточнения жестов используется мимика, которая не только выражает состояния, но и изменяет значение жеста[29][30].

Дактильная речь представляет собой взаимодействие, при котором слова воспроизводятся при помощи дактильных букв — определённых конфигураций пальцев руки и их движений. Дактильная речь применялась и применяется в советской и постсоветской сурдопедагогике, как вспомогательное речевое средство, при обучении словесной речи людей с нарушениями слуха[31].

Виды речи в психологии

В психологии по критерию интериоризации — экстериоризации выделяется внешняя речь, которая ориентирована на коммуникацию с другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, и внутренняя речь (англ. implicit speech, inner speech, covert speech), которая представляет собой опосредствование мысли и слова[32][33].

Внутренняя речь представляет собой производную форму внешней речи и выступает интегратором интеллектуальной деятельности и сознания человека. Внутренняя речь является сокращённой, идиоматической и предикативной, с преобладанием в ней глагольных форм. Внутренняя речь позволяет перекодировать недифференцированный смысл или идею, содержащуюся в мысли, как единое целое, в дифференцированное речевое высказывание. Внутренняя речь может быть представлена в виде семантического комплекса, состоящего из фрагментов слов и фраз, к которым присоединяются образы и условные знаки, превращающие внутреннюю речь в индивидуальный код. Внутренняя речь придаёт некоторому замыслу речевую форму в виде последовательности значений. В этом плане внутренняя речь является процессом, генерирующим развёрнутое речевое высказывание, включающим исходный замысел в систему грамматических кодов языка[4][17][34].

Собственно внешняя речь подразделяется на диалогическую и монологическую речь, где разновидностью последней является письменная речь. По способу фиксации различают речь устную и речь письменную, каждая из которых может быть как спонтанной, так и подготовленной[1][4][17]:

  • Устная речь (словесное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух):
    • аффективная речь, называющаяся речью условно, так как состоит из восклицаний по типу «эх!», «фу ты», и таких привычных речевых штампов, как «чёрт возьми!»,
    • устная диалогическая речь характеризуется тем, что собеседники всегда знают, о чём идет речь, и не нуждаются в том, чтобы каждый раз развёртывать мысль, доводя речевое высказывание до его наиболее полной формы,
    • устная монологическая речь выступает в форме доклада, повествования или лекции:
      • драматизирующая речь характеризуется воспроизведением прямой речи, использованием богатой интонации и сопровождается жестами и мимикой,
      • эпическая речь характеризуется использованием логико-грамматических кодов языка, которые являются основным средством передачи информации.
  • Письменная речь (обмен текстами, требующий определённого структурирования мысли и использования для этого лишь языковых средств):
    • монологическая письменная речь имеет специфическую структуру и отличается от устной речи значительно большей возможностью для пишущего произвольно или сознательно выбирать и организовывать любые языковые элементы и невозможностью применения любых внеязыковых средств[5].

Литература

  • Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребёнка (экспериментально-теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология. — 2006. — Вып. 2. — С. 121—135.
  • Выготский Л. С. Мышление и речь / Под редакцией и со вступительной статьёй В. Колбановского. — Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — 326 с.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — Москва: Наука, 1982. — 159 с.
  • Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — Москва: Ленанд, 2014. — 211 с. — ISBN 978-5-9710-1158-3.
  • Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — Москва: Педагогика, 1985. — 207 с.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Составитель, новая редакция, перевод с французского, комментарии Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. — Москва: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с. — ISBN 5-7155-0694-8.
  • Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. — Москва: Просвещение, 1968. — 248 с.
  • Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — Москва: ИНТОР, 1998. — 110 с. — ISBN 5-89404-033-7.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Леонтьев А. А., Шаповал С. А. Речь // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 166—167. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  2. Речь // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 159 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Речь // Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт, 2023. — С. 98—111. — 149 с. — ISBN 978-5-534-08989-9.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Леонтьев А. А. Речь // Большая советская энциклопедия / Гл ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1978.
  6. 6,0 6,1 6,2 Рогинский Я. Я. Антропология. — М.: Высшая школа, 1978. — 528 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Арутюнова Н. Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — С. 255—258. — 432 с.
  8. Блейхер В. М., Крук И. В. Речь // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  9. Речь // Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 428.
  10. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Речь // Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — С. 678. — 944 с.
  11. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Речь // Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1975. — С. 389. — 543 с.
  12. Мироненко И. А. Российская психология в пространстве мировой науки. — СПб.: Нестор-История, 2015. — С. 58—65. — 304 с. — ISBN 978-5-4469-0721-2.
  13. Мареева Е.В., Мареев С.Н. Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход. — М.: Академический проект, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-8291-1455-8.
  14. 14,0 14,1 Антропология и этнология / Под ред. В. А.Тишкова. — М.: Университетская книга, 2018. — 364 с. — ISBN 978-5-91304-838-7.
  15. Леонтьев А. А. Речевая деятельность. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 24 ноября 2023.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с. — ISBN 5-314-00016-4.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. — ISBN 5-94723-559-5.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Рузская А. Г. Развитие речи // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 105—106. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  19. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — С. 168. — 349 с. — ISBN 5-8297-0176-6.
  20. Смирнова Е. О. Речь автономная детская // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 106—107. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  21. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — С. 509. — 940 с. — ISBN 5-94723-187-5.
  22. Поливанова К. Н. Эгоцентрическая речь // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 117. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  23. 23,0 23,1 Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — 139 с.
  24. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. — 679 с. — ISBN 5-89357-041-3.
  25. Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 164—165. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  26. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. — М.: Просвещение, 2011. — С. 14—15. — 281 с. — ISBN 978-5-09-025130-3.
  27. Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Грамота.ру. Дата обращения: 11 октября 2023.
  28. Речь жестовая // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  29. Речь мимико-жестовая // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  30. Мимико-жестовая речь // Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 262—263.
  31. Речь дактильная // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  32. Леонтьев А. А. Речь внутренняя // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 167. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  33. Внутренняя речь // Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 68—69.
  34. Ахутина Т. В. Внутренняя речь. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 25 ноября 2023.