Научный стиль речи
Научный стиль речи — средство выражения мыслей, наработанный интеллектуальный инструментарий научных исследований и средство подачи научной информации инновационного спектра и условия её хранения. Научный стиль речи в письменной форме — это безличный монолог. Изложение обычно ведётся от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.
Научный стиль речи может характеризоваться наличием профессионализмов (профессиональной лексики) и научной терминологии и основывается на общепринятом стандарте литературного языка с логически выстроенным и обдуманным набором языковых средств, соответствующих литературной норме речи. Научный стиль речи является разновидностью литературного языка, имея предначертанную цель применения для более точной и корректной формулировки результатов исследовательской деятельности в различных отраслях научной работы, в процессе профессионально-ориентированного диалога с употреблением профессионально-ориентированной лексики конкретного научного социума.
Научный стиль речи должен строиться на грамотном аргументировании. Аргументирование — логический процесс, в нём обосновывается истинность суждения с помощью других суждений. Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства: 1. Тезис доказательства нужно сформулировать ясно и чётко. 2. В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, то есть должно доказываться одно и то же положение.
Виды научного стиля речи
- Строго научный призывает к взыскательному академическому изложению, классической точности передаваемых данных, четкой аргументации, высокой информативности.
- Научно-информативный допускает объяснение научных терминов доступным языком для широкого круга пользователей и разрешает более поверхностное рассмотрение вопроса в рамках ознакомления. Этот стиль представлен в контрольных работах, рефератах, патентах.
- Научно-популярный применяется для создания и написания лекций, популярных статей и очерков. С помощью иллюстративного материала, собирание базы конкретных примеров. Этот стиль используется для составления пособий, для разработки написания лекций и конспектов.
- Научно-справочный помогает созданию различных лексикографических источников, то есть словарей и разного рода справочной литературы. Этот стиль может отличаться краткостью и одновременно характеризоваться емкостью изложения. В научно-справочном стиле зачастую просматривается подвид лапидарного стиля, где краткость изложения идет параллельно с ясностью.
- Научно-деловой значителен при оформлении документации, контрактов и разработки инструкций. Научно-деловой стиль выделяется профессионально-ориентированной и социально-ориентированной терминологией.
Требования научного стиля речи
Научный стиль речи предполагает использование современных способов аргументации и доказательства: верификации и фальсификации, подкрепленных сложноподчиненными предложениями и предлогами.
Верификация — методологическая процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки[1]
Фальсификация (Критерий Поппера, фальсифицируемость)- методологическая процедура, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате её эмпирической проверки[2].
Признаки
Научному стилю свойственны определенные черты, идентифицируемые вне зависимости от видов наук (естественные, точные, гуманитарные) или методов изложения (монография, учебник, статья и другие), что позволяет выделить специфику стиля. Однако следует учитывать, что, к примеру, работа по физике или другой точной науке будет значительно отличаться от работы по философии или лингвистике.
Основные черты научного стиля:
- Логичность, выраженная в присутствии смысловых связей, соединяющих блоки текста.
- Ясность, определяющая качество текста, его понятность и доступность для аудитории.
- Последовательность, отраженная в выводах, вытекающих из наполнения текста, и дифференциация текста на разные по смысловой нагрузке части.
Лексика
Поскольку главный способ научного способа изложения — это понятие, то практически каждая лексическая единица в данном стиле является понятием или обозначением абстрактного явления[3]. Для их точного обозначения используются специальные лексические единицы — термины, представляющие собой как слова, так и их сочетание для дифференциации терминов и явлений, присущих определенной сфере науки. Терминам свойственна однозначность и отсутствие экспрессивной окраски. Примеры терминов: «кварк», «гностицизм», «дерматит», «авитаминоз», «коллайдер», «сингулярность», «цилиндр», «нейтрино».
В научном жанре такие понятия превалируют над иными формами специализированной лексики. Среднее количество терминов в профильном документе — примерно 15–20%. Также терминам присуща однозначность. В случае, если термин имеет несколько значений, в научном стиле он будет применяться в одном или, с меньшей вероятностью, в двух значениях. К примеру, понятие «сила» в физике означает механическое воздействие, а в других сферах обладает иными значениями: в психологии сила воли — стремление к достижению цели, в медицине мышечная сила — способность мышц перемещать или удерживать предметы и вес собственного тела.
Морфология
Одной из морфологических особенностей научного стиля является обобщенность. Так, единственное число может использоваться для обозначения множественного: «змея — это животное, сбрасывающее кожу» или «пальма — это растение, из древесины которого производят мебель».
Научному стилю также характерна утрата лексического значения глаголов (десемантизация). Данная часть речи выступает не в качестве описания действия, а как связка: «быть», «обладать», «составлять», «представлять», «заключаться». Кроме того, научному стилю присуще использование глаголов абстрактного значения: «исчезать», «существовать», «происходить».
Еще одна отличительная черта научной формы речи — утрата или ослабление лексического и грамматического временных показателей, например: «работу выполняют — работа выполняется», «здание возводят — здание возводится».
В контексте научного стиля глаголы настоящего и прошедшего времени приобретают вневременной характер. Например: «Осуществлено Y заездов, в рамках которых X занял определенное место». Современные лингвистические исследования показывают, что объем применения настоящих вневременных глаголов составляет 65–85% от прочих форм глаголов. Аналогичный показатель наблюдается и среди глаголов несовершенного вида, поскольку в научном жанре они позволяют добиться большего обобщения.
Синтаксические особенности
Специфика научного стиля обусловливает применение в речи сложных синтаксических конструкций. В тексте используются предложения с однородными членами и обобщающими словами и словосочетаниями. Распространено применение подчинительных конструкций: «по причине того, того», «учитывая вышеизложенное», «опираясь на показания исследований».
Также для соединения блоков текста применяются вводные слова и словосочетания: «во-первых», «во-вторых, «в-третьих», «прежде всего», «к примеру». Предложения научного стиля изложения практически всегда носят повествовательный характер. Вопросительные и восклицательные используются реже и могут служить способом фокусировки внимания на освещаемой теме, проблеме или вопросе.
Для научного стиля также нехарактерно использование точки с запятой и, наоборот, в нем часто применяется тире. Это обусловлено небольшим числом сравнительных оборотов и приложений в научных текстах.
Пример
Характерный пример текста в научном стиле:
«Биоиндикаторы — организмы, присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания»[4].
Языковые средства стиля
Для научного стиля характерно использование:
- монологичности;
- обобщенно-отвлеченного способа изложения;
- выраженной логичности текста;
- строгого порядка изложения;
- точности смысла;
- насыщенности информацией;
- максимальной объективности изложения;
- конструкций без образности;
- сокращений (аббревиатур, акронимов, слияний, усечений)[5].
Жанры, использующие научный стиль
Среди жанров, использующих данный стиль изложения, можно выделить первичные: диссертации, лекции, информационные сообщения, учебные пособия, профессиональные отчеты, научные статьи. Они являются первичными, поскольку в данном случае текст является оригинальным, вновь созданным.
Вторичные жанры представляют собой тексты, написанные с использованием оригинальных источников: конспекты, авторефераты диссертаций, аннотации, тезисы, обзоры. Составление таких текстов предполагает трансформацию объемных и часто сложных для понимания текстов в информацию, легкую для прочтения и усвоения (в зависимости от поставленных целей и аудитории).
Кроме того, выделяется еще учебно-научный поджанр, к которому относят лекции, доклады для семинаров, курсовые работы и рефераты. В целом работы, выполненные в учебно-научной стилистике, сохраняют основные черты, присущие научному стилю, однако обладают характерными признаками, свойственными только данному поджанру.
Примечания
- ↑ Верификация. Философская энциклопедия.
- ↑ Философский энциклопедический словарь
- ↑ Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1961. – С. 144, 248).
- ↑ Овчинникова Е. О., СОШ № 2 из работы «Использование снежного покрова как индикатора окружающей среды» (school-science.ru)
- ↑ Улиткин И. А., Нелюбин Л. Л. Использование и перевод сокращений в научно-техническом тексте // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2014. – Вып. 4 (18). – С. 58–69. – ISSN 1998-5320. Архивировано 2 июля 2023 года.