Дислалия
Дислали́я (от греч. dis — приставка, означающая частично расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата[1]. Термин «дислалия» впервые был введён в 1827 году профессором Вильнюсского университета Йозефом Франком, первоначально обозначал все виды произносительных расстройств[2].
Характеристика дислалии
В настоящее время термин «дислалия» имеет международный характер и обозначает нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (Б. М. Гриншпун) и используется в клинико-педагогической классификации речевых расстройств. изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались Лариса Степановна Волкова, Роза Евгеньевна Левина, Ольга Владимировна Правдина, Елена Фёдоровна Рау, Милош Совак, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Фёдоровна Фомичева, Михаил Ефимович Хватцев, Нина Алексеевна Чевелёва. Нарушения звукопроизношения при дислалии проявляются в заменах, смешениях, искажениях звуков. Замены и смешения являются фонологическим (фонематическим), дефектом, при котором нарушается система языка (Фёдор Фёдорович Рау, Роза Евгеньевна Левина). Искажения рассматриваются как антропофонический (фонетический) дефект, в данном случае страдает произносительная сторона речи[2].
Классификация
Классификация дислалии осуществляется по следующим признакам:
- по степени выраженности (количество нарушенных групп звуков) дислалии подразделяются на: простые (мономорфные) характеризуются нарушением звуков одной фонетической группы и сложные (полиморфные) характеризуются дефектным звукопроизношением нескольких фонетическим групп.
- по этиологическому признаку дислалия делиться на: механическую (органическую) и функциональную. Механической дислалия — это нарушение в строении периферического отдела речевого аппарата, в данном случае проявляются нарушения прикуса, строения зубов, твердого нёба, языка, губ, укорочение подъязычной уздечки. Если органические нарушения отсутствуют, то говорят о функциональной дислалии, она развивается по следующим причинам: при подражании речи ребёнком неправильно говорящих окружающих людей, при длительной соматической ослабленностью, при наличии в семье двуязычия, при отсутствии должного внимания к речи ребёнка со стороны родителей; либо незначительными нарушениями физического слуха.
- по патогенетическому признаку классификации разработаны Борис Моисеевич Гриншпуном, Ольга Алексеевна Токаревой[2].
Виды дислалии по Борису Гриншпуну
- акустико-фонематическая (связана с несформированностью функции слухового различения некоторых фонем);
- артикуляторно-фонематическая (если нарушены операции отбора фонем по их артикуляционным признакам);
- артикуляторно-фонетическая (если сформировавшиеся артикуляторные позиции являются неверными).
Уровни нарушения звукопроизношения при дислалии:
- первый уровень — неумение произносить звук изолированно;
- второй уровень — трудности употребления звука в речи;
- третий уровень — смешение звуков, близким по артикуляционным и акустическим признакам (Олага Владимировна Правдина)[2].
Формы дислалии
Функциональная
Функциональная дислалия проявляется тогда, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных). К ней относят дефекты звуковоспроизведения речи при отсутствии органических нарушений с строении артикуляционного аппарата[3].
В отечественной и зарубежной литературе принято разделять дислалии на две формы, в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевого процесса нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (Милош Совак, Михаил Ефимович Хватцев, Ольга Алексеевна Токарева, Ольга Владимировна Правдина и другие). Такое деление обращает внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена. Сенсорная дислалия — это нарушение произношения при функциональных нарушениях в центральном отделе речеслухового анализатора. Моторная дислалия — речевое расстройство, при нарушении координации мышц, которые служат для правильного звукопроизношения[4].
Механическая
Механической (органической) дислалия возникает при отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюсти, языка, нёба). Данное нарушение произношения звуков, обусловлено анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции), её иногда называют органической[1].
Обследование детей с дислалией
Обследование включает в себя несколько этапов[2]:
- изучение анамнестических данных;
- изучение строения артикуляционного аппарата;
- моторика органов артикуляции;
- состояние звукопроизношения;
- фонематический слух.
Полученные результаты анализируются с дальнейшей отметкой в речевой карте следующих данных:
- группа (группы) нарушенных звуков и вид нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм и т. д.);
- форма нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение);
- уровень неправильного произношения.
Логопедическое заключение формулируется на основе соотнесения особенностей звукопроизношения и состояния фонематических процессов. При формулировке заключения следует использовать клиническую и психолого-педагогическую классификации, их пересечение дает наиболее полную картину имеющегося у ребёнка нарушения[2].
Система коррекционно-логопедической работы
В своих трудах Татьяна Борисовна Филичева пишет, что для формирования поэтапного развития речи ребёнка необходимо развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы[5].
Подготовительный этап. Цель данного этапа — включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого решаются ряд логопедические и общепедагогические задачи. Татьяна Борисовна Филичева говорит, что одной из важных общепедагогических задач коррекционной работы служит формирование установки на занятии. В основные требования этапа входит развитие памяти, внимания, логического построения мыслей, готовить ребёнка к правильному построению сравнивать и анализировать ситуации[5].
На втором этапе формируют первичные произносительные умения и навыки. Цель этапа основана на том, чтобы правильно скорректировать у ребёнка первоначальные умения в произнесении какого-либо звука с помощью специальных подобранных методик и соответствующего материала. Выделяют конкретные задачи: постановка звуков, умения правильно отграничивать звуки, не смешивая их между собой. После того, как звук, на который направлена коррекционная работа является поставленным в одной из слоговой позиций, работа направляется на автоматизацию звука, с последующим включением его в речь ребёнка.
Третий этап — связан с формированием коммуникативных навыков и умений. Целью этапа является полностью сформировать у ребёнка умения и навыки без ограничений и ошибок употреблять звуки речи во всех бытовых ситуациях. Для этого на коррекционно-логопедических занятиях применяют тексты, а не отдельные слова, различные виды и формы речи, используют упражнения для творчества, подбирают материал, в соответствии с насыщенностью теми или иными звуками русского языка[6][7]. Все эти три этапа помогают лучше поставить цель и задачи в работе логопеда с ребёнком.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 [file:///C:/Users/User/Downloads/Volkova_L_S__red__Logopedia.pdf Логопедия] / под. ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 2006. — С. 115. — 703 с. — ISBN 5-691-01357-2.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Соловьева Л. Г., Градова Г. Н. Логопедия. — М.: Юрайт, 2023. — С. 40. — 191 с. — ISBN 978-5-534-06310-3.
- ↑ Ахметзянова А. И., Болтакова Н. И., Нигматуллина И. А., Корнийченко Т. Ю., Суздальцева Л. Н., Файзрахманова А. Т. Основы логопедии (учебное пособие) / Артемьева Т. В.. — Казань: Казанский университет, 2015. — 175 с. — ISBN 978-5-00019-392-1.
- ↑ Бачинина А. И. Дислалия как один из видов нарушения речевого развития детей // solncesvet.ru. — 2020.
- ↑ 5,0 5,1 Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- ↑ Веракса Н. Е. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребёнка дошкольника // Вестник Российского государственного гуманитарного университета : журнал. — 2014. — № 20. — С. 37—62.
- ↑ Королькова В. А., Савчук И. С. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения при функциональной дислалии у дошкольников // сайт : сайт. — 2020. — С. 83—85.