Внимание

Внима́ние (англ. attention) — процесс направленности и сосредоточенности психической активности человека на объектах внешнего мира или внутреннем состоянии[1], на реальном или идеальном (предмет, событие, образ, рассуждение) объекте[2][3], который одновременно сопровождается отвлечением от другого[4]. В рамках американской психологии под вниманием понимается готовность со стороны организма к восприятию окружающих стимулов, что может находить аналогии с понятием «установка». Внимание как феномен стал предметом психологических исследований в конце XIX — начале XX веков. При этом ассоцианисты, психоаналитики, гештальтпсихологи и бихевиористы были склонны игнорировать внимание при построении своих теорий[5][6].
Внимание наряду с ощущениями, восприятием, памятью, мышлением, речью и воображением является познавательным процессом. Физиологической основой внимания является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков. Традиционно различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное[7][8]. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью и концентрацией), объёмом (широтой и распределением), селективностью (избирательностью), скоростью переключения, длительностью и устойчивостью[9].
Сущность внимания и его физиологическая основа
Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих психических процессов имеет своё специфическое содержание, и только внимание не имеет специфического нервного центра[6]. Советский психолог Александр Романович Лурия отмечал, что «избирательный характер сознательной деятельности, который является функцией внимания, в равной мере проявляется и в нашем восприятии, и в двигательных процессах, и в мышлении»[10]. Связь внимания с познавательными процессами заключается в том, что внимание позволяет человеку отбирать информацию как в процессе восприятия, так и в процессе запоминания и мыслительной деятельности. Феноменологически внимание не имеет чётких границ, оно не выступает изолированно от других психических процессов и сливается с ними. Сквозной характер внимания выражается в том, что оно связано с регуляцией психической активности человека. Может быть поэтому в психологии не сложилось однозначного представления о статусе внимания[1].

Внимание обладает субъективными и объективными проявлениями. Объективные проявления внимания связаны с пантомимическими и мимическими реакциями. Внимание находит выражение, например, в наклоне туловища и повороте головы, взгляде и жестикуляции. К малозаметным или скрытым проявлениям внимания относятся различные вегетативные реакции, биотоки головного мозга, движения зрачков глаз и процессы настройки и мобилизации внутренних систем организма. К субъективным проявлениям внимания относится изменение характеристик фокуса и периферии сознания, то есть ясностью мыслей и образов, находящихся в сознании. Кроме того, внимание субъективно проявляется через переживание напряжённости, удивления или активности[11].
Для объяснения сущности внимания русский физиолог Иван Петрович Павлов использовал термин «рефлекс „что такое?“» (ориентировочный рефлекс)[6]. Особо стоит заметить, что идея Ивана Павлова о том, что в основе непроизвольного внимания лежит «рефлекс „что такое?“» подвергался критике со стороны советского тифлосурдопедагога Александра Ивановича Мещерякова, который отмечал, что даже непроизвольное внимание является поздним психологическим образованием. Александр Иванович со своими коллегами никогда не наблюдали на ранних стадиях развития слепоглухонемого ребёнка рефлекса «что такое?»[12].
В целом, физиологическая основа внимания — очаг оптимальной возбудимости, возникший в коре головного мозга и функционирующий по принципу доминанты (Алексей Алексеевич Ухтомский)[6]. С физиологической точки зрения внимание обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Внимание как психический процесс коррелирует с наличием участков в коре головного мозга с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции. То есть когда в одном участке коры начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбуждёнными, другие — заторможенными[13].
Работами нейрофизиологов и нейроанатомов было показано, что ретикулярная формация, вероятно, опосредует процессы возбуждения, внимания и отбора тех или иных стимулов[5]. Экспериментальное раздражение ретикулярной формации вызывало у экспериментальных животных появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга и тех явлений, которые характерны для активного, бодрствующего состояния. Также выяснилось, что активизация ретикулярной формации существенно понижает пороги чувствительности животного и позволяет формировать более тонкие условно-рефлекторные дифференцировки. Так, животные в ходе формирования условных рефлексов отличали изображения конуса от изображения треугольника, что ранее было недоступно данным животным. Впоследствии в нейронных сетях гиппокампа были выделены нервные клетки, получившие название «нейронов новизны», в которых обнаруживается активность в тот момент, когда животное ожидает определённого сигнала или активно ищет выход из лабиринта[10].
Внимание: теории, виды, свойства

Первоначальные представления о внимании разрабатывались в психологии сознания Вильгельмом Вундтом, Эдвардом Титченером, Уильямом Джемсом[14]. Внимание ими изучалось в соотношении с сознанием. Для основателя психологии — Вильгельма Вундта внимание представляет собой состояние, сопровождающее более ясное восприятие психических процессов. Если объём сознания он определял диапазоном от 16 до 40 простых впечатлений, то объём внимания колеблется между 6 и 12 простыми впечатлениями[15]. Для Уильяма Джеймса внимание тоже является «ограниченностью сознания»[16]. Эдвард Титченер полагал, что внимание — это совокупность элементарных процессов (ощущений и аффектов, составляющих сложное явление усилие), сопровождаемых изменениями в других психических процессах[17].
Внимание как психический процесс игнорировалось в психоанализе, гештальтпсихологии и бихевиоризме[5][6]. Поэтому дальнейшая теоретическая разработка феномена внимания получила в работах когнитивных психологов. В рамках современной когнитивной психологии внимание рассматривается как характеристика восприятия. Внимание в данном контексте ограничивает определённую часть воспринимаемой информации, удерживая её часть в фокусе. Внимание как избирательный процесс может выступать в качестве «фильтра». Избирательность внимания находит выражение в феномене «вечеринки с коктейлем», который был выявлен Эдвардом Колином Черри. Этот феномен проявляется в том, что на фоне общих разговоров человеком отбирается значимая информация и игнорируется менее важная. В других концепциях внимание рассматривается как процесс на этапе принятия решений, где степень усилия внимания определяется трудностью задачи. Ещё одни теории внимания делают акцент на внимании, как на процессе избирательного управления действиями[11].
В рамках советской и российской психологии внимание получило разработку в трудах Николая Фёдоровича Добрынина, Алексея Николаевича Леонтьева и Петра Яковлевича Гальперина. Методологической основой изучения внимания выступала деятельность субъекта, причём советские психологи выступали против отождествления внимания с сознанием. В данном случае внимание рассматривается как следствие организации деятельности и как акт, направленный на функционально-физиологическую систему деятельности. В теории поэтапного формирования умственных действий психолога Петра Яковлевича Гальперина внимание понимается как действие контроля. Внимание, как действие контроля, интериоризируется и из внешнего материального действия становится внутренним умственным действием[11].
Виды внимания
Внимание в советской и российской психологии традиционно делится на три вида (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное), причём данные виды внимания не противопоставляется одно другому, так как они диалектически связаны друг с другом[1][7][8]. Вместе с такой типологией внимания существует подразделение внимания на непреднамеренное (непроизвольное), преднамеренное (произвольное) и сосредоточенное[13].
- Непроизвольное внимание — непреднамеренный процесс, не имеющий сознательно поставленной цели, в его основе лежит рефлекс «что такое?». Этот вид внимания свойствен всем представителям животного мира, включая человека. Непроизвольное внимание является наиболее простым и генетически исходным видом внимания. Данный вид внимания имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Например, теми или иным особенностями объектов (интенсивность или длительность раздражения, внезапность появления или новизна), воздействующих на живое существо в данный момент[2][3].
- Произвольное (преднамеренное) внимание возникает в результате сознательных намерений и волевых усилий человека, направленных на выполнение какой-либо деятельности. Произвольное внимание возникает там, где предмет, на который оно направлено, сам по себе его не привлекает, оно носит опосредованный задачами деятельности характер. Поэтому произвольное внимание отличается активным характером, сложной структурой (целенаправленность и организованность), опосредствованной социально-выработанными способами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью[2][3].
- Послепроизвольное внимание понимается как сознательный, преднамеренный процесс сосредоточенности на объектах, не требующий волевых усилий вследствие поглощённости человеком выполняемой деятельностью. Деятельность здесь выступает условием возникновения послепроизвольного внимания, то есть по сознательно поставленной цели оно напоминает произвольное внимание, по степени интенсивности — непроизвольное внимание. Динамика послепроизвольного внимания такова: психическая активность постепенно повышается от непроизвольного внимания к произвольному и достигает своего максимума в послепроизвольном внимании[1][2][3].

Свойства внимания
Проблема статуса внимания в психологии находит выражение в том, что различные исследователи выделяют различные ряды свойств внимания. В качестве основных свойств внимания выделяются объём, устойчивость, распределение и переключаемость[2][3][7][8][11][14], также в качестве атрибута внимания указывают концентрация (избирательность)[2][3][4][7], интенсивность и отвлекаемость[13].
- Объём внимания характеризуется количеством объектов или единиц, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчётливости. Объём внимания так же, как и объём памяти, включает 7 ± 2 элемента. Объём внимания может изменяться, расширяться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей человека[14].
- Устойчивость внимания — это способность задерживаться некоторое время на восприятии определённого объекта, то есть длительность, в течение которой сохраняется внимание на объекте. Первые экспериментальные исследования демонстрировали показатели устойчивости внимания от 2-3 до 12 секунд. Однако это не считалось общей закономерностью внимания, поскольку изучался только сенсорный его вид. По данным отечественных психологов Николая Фёдоровича Добрынина и Сергея Леонидовича Рубинштейна, устойчивость внимания может сохраняться от 20 до 40 минут, благодаря определённой организации деятельности и учёту индивидуальных и возрастных особенностей[14].
- Распределение внимания выражается в одновременном и успешном рассредоточении на различных объектах или выполнении деятельностей. Это свойство внимания изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение другой задачи. Об успешном распределении внимания говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение основной задачи[9][14].
- Переключаемость внимания — скорость намеренного переноса внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. Переключение внимания связано с индивидуальными особенностями человека: потребностями, мотивами, эмоциями и особенностями его деятельности. Так, чем интереснее выполняемая деятельность, тем сложнее с неё переключаться на другую; чем больше сосредоточен человек на предыдущей деятельности, тем сложнее переключаться с неё на последующую[14].
- Концентрация внимания — это степень сосредоточения внимания на объекте; способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи, наличие связи с определённым объектом или стороной деятельности.
- Интенсивность внимания находится в обратной зависимости с объёмом внимания, то есть чем больше объём внимания, тем в меньшей степени человек способен сосредотачиваться на предметах и, наоборот[14].
Обратной стороной устойчивости внимания является рассеянность внимания. При этом рассеянное внимание является «зонтичным» понятием, под которое подводится множество явлений. Рассеянность подразделяют на два вида[11]:
- Подлинная рассеянность проявляется в бо́льшей отвлекаемости и слабой концентрации внимания. К данному виду рассеянности относят ученическую и старческую рассеянность:
- Ученическая рассеянность является следствием чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания, которое хаотично перемещается с одного объекта на другой. Данный вид рассеянности выявляется у детей дошкольного возраста, но и среди школьников также часто встречаются дети, которые не обладают устойчивостью внимания[18].
- Старческая рассеянность является следствием слабой концентрации и переключаемости внимания.
- Мнимая рассеянность есть глубокая внутренняя концентрация при полном отвлечении человека от внешнего мира. К мнимой рассеянности относится профессорская и поэтическая рассеянность. Если профессорская рассеянность представляет собой результат полной сосредоточенности на напряжённой интеллектуальной деятельности и отключении от внешнего мира, то поэтическая рассеянность являет собой погружение в поток различных впечатлений и мыслей[11].
Нарушения внимания
Согласно представлениям нейропсихолога Евгении Давыдовна Хомской, нарушения внимания делятся на модально-неспецифические и модально-специфические. Модально-неспецифические нарушения внимания — это нарушение способности одновременно воспринимать два и более стимулов разных модальностей при наличии способности воспринимать их по отдельности. Данные нарушения проявляются в патологическом изменении направленности и избирательности психической деятельности. Ведущим симптомом в данном случае является отвлекаемость, то есть трудность в концентрации внимания, сложности в том, чтобы сосредоточиться на чём-либо. Помимо этого в качестве симптомов выделяют поверхностность и неустойчивость внимания и быстрое угасание внимания. Данные симптомы получили название «дефицит внимания». При наличии этого синдрома ребёнок, например, хватает первый попавшийся ему предмет и не обращает внимание на другие, которые находятся в других частях пространства. Полагается, что данные нарушения обусловлены поражением глубоких отделов мозга (верхнего ствола и расположенной в нём ретикулярной формации)[19].
Модально-специфические нарушения внимания характеризуются теми же чертами, что и модально-неспецифические, но отличаются только рамками отнесённости к определённой модальности (анализатор). Данные нарушения вызываются, вероятнее всего, различными осложнениями в функционировании соответствующей (модально-специфической) области коры мозга. Так, при неполноценном функционировании зрительной области коры головного мозга, нарушается зрительное внимание, при нарушении в функционировании височной доли — слуховое внимание и так далее[19].
Литература
- Добрынин Н. Ф. Некоторые проблемы современной психологии : (Ответы на вопросы о душе, памяти, внимании и мышлении). — Москва: Знание, 1964. — 48 с.
- Добрынин Н. Ф. К вопросу о типах внимания : (Экспериментальное исследование из лаборатории Московского института экспериментальной психологии). — Москва: [б. и.], 1928. — 11 с.
- Добрынин Н. Ф. Внимание и его воспитание : Стенограмма публичной лекции. — Москва: Правда, 1951. — 31 с.
- Добрынин Н. Ф. Внимание и память. — Москва: Знание, 1958. — 32 с.
- Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — Москва: Тривола, 1995. — 347 с. — ISBN 5-88415-018-0.
- Рибо Т. А. Психология внимания. — Киев ; Харьков: Ф. А. Иогансон, 1897. — 180 с.
- Рубин Э. Несуществование внимания // Психология внимания : хрестоматия / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — Москва: АСТ : Астрель, 2008. — 700 с. — ISBN 978-5-17-053015-1.
- Страхов И. В. Психология внимания : (Лекция для студентов педагогических институтов). — Саратов: [б. и.], 1968. — 51 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Внимание // Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт, 2023. — С. 106—120. — 149 с. — ISBN 978-5-534-08989-9.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Величковский Б. М. Внимание // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Внимание // Психология. Словарь / Составитель Л. А. Карпенко; под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: Политиздат, 1990. — С. 54—55. — 494 с. — ISBN 5-250-00364-8.
- ↑ 4,0 4,1 Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — Москва: Педагогическое общество России, 2004. — С. 110. — 276 с. — ISBN 5-93134-126-9.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Урбина С. П. Внимание (attention) // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003. — С. 422. — 713 с. — ISBN 5-314-00016-4.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Самущик Т. В. Внимание // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, М.. — С. 189. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Внимание // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ 9,0 9,1 Зинченко В. П. Внимание // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ 10,0 10,1 Лурия А. Р. Внимание // Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — С. 168—195. — 320 с. — ISBN 5-94723-559-5.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Внимание в структуре познавательных процессов // Общая психология. Краткий курс. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. — С. 227—245. — 272 с. — ISBN 978‐5‐9624‐2210‐7.
- ↑ Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. — Москва: Педагогика, 1974.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. — СПб.: Питер, 2008. — С. 117. — 254 с. — ISBN 978-5-469-00181-2.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Внимание // Познавательные процессы : Очерки по общей психологии. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2006. — С. 147—165. — 174 с. — ISBN 5-9624-0099-2.
- ↑ Вундт В. М. Сознание и внимание // Очерк психологии / Перевод с немецкого Г. А. Паперна. — Санкт-Петербург: Ф. Павленков, 1897. — С. 137—150. — 220 с.
- ↑ Джеймс У. Глава XIII. Внимание // Психология / Под редакцией и с предисловием Л. А. Петровской. — Москва: Педагогика, 1991. — 367 с. — ISBN 5-7155-0402-3.
- ↑ Титченер Э. Б. Аттрибуты внимания // Очерки психологии / Перевод со 2-го английского издания М. Чепинской. — Санкт-Петербург: Ф. Павленков, 1898. — С. 106—108. — 286 с.
- ↑ Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 232. — 512 с. — ISBN 5-7695-1068-4.
- ↑ 19,0 19,1 Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ, 2023. — С. 238. — 544 с. — ISBN 978-5-17-122008-2.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |