Ренуар, Пьер Огюст

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Пьер Огюст Ренуар
фр. Pierre-Auguste Renoir
Автопортрет (1876)
Автопортрет (1876)
Имя при рождении Pierre Auguste Renoir
Дата рождения 25 февраля 1841г
Место рождения Лимож
Дата смерти 3 декабря 1919г
Место смерти Кань-сюр-Мер
Жанр
Учёба Национальная высшая школа изящных искусств (1864) Академия Сюиса
Стиль импрессионизм
Награды Орден Почётного Легиона

Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр.  Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож, Франция — 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер, Франция) — французский живописец, график и скульптор[1]. По оценкам художника, за 60 лет творчества он создал около 4 000 картин.

Ренуар, представитель импрессионизма, получил признание у обеспеченных парижан как мастер сентиментального светского портрета. Позднее художник вернулся к классической манере живописи, сохранив лишь отдельные элементы своего прежнего стиля[2].

Сыновья Пьера Огюста Ренуара получили известность в искусстве. Жан Ренуар стал знаменитым режиссёром, обладателем премии Оскар, Пьер Ренуар — актёром театра и кино, Клод Ренуар — художником-керамистом[3].

Биография

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года во французском городе Лимож, в семье небогатого портного Леонарда Ренуара и швеи Маргариты Ренуар, урождённой Мерле. В 1844 году в поисках большего дохода семья переехала в Париж[4].

Юный Ренуар поступил в парижскую католическую школу Братства христианских школ. Одновременно он стал петь в церковном хоре собора Святого Евстафия. Руководителю хора, знаменитому композитору Шарлю Гуно понравился голос мальчика. Автор «Фауста» советовал учить Пьера Огюста музыке и обещал помочь с поступлением. Но родители не могли отправить сына учиться, так как были стеснены в средствах[4].

Помимо музыкальных способностей, Пьер Огюст проявил задатки художника, и его отец нашёл практичное применение таланту сына. Из-за финансовых проблем семьи Пьер в 13 лет начал работать на фабрике по производству фарфоровых изделий. В фабричной мастерской он стал расписывать тарелки, чашки, кувшины и целые сервизы. Ренуар преуспел в этом деле. Его роспись настолько была изящной, что юношу прозвали «господином Рубенсом», а хозяин доверял ему обжигать вазы и расписывать посуду с изображением королевы Марии-Антуанетты[4].

Пьер часто посещал Лувр, черпая вдохновение для росписи в работах античных мастеров. В музее его особенно привлекала скульптура и работы живописца Франсуа Буше, который в эпоху рококо писал преимущественно жанровые сцены. В 1858 году на фабрику привезли станок механической печати на посуде. Ручной труд стал не нужен, и Ренуар оказался безработным. Несколько месяцев он кормился подработками, расписывая помещения, веера и рисуя фамильные гербы. За это время Ренуар успел украсить 20 кафе. Вскоре Пьер Ренуар стал работать в мастерской по производству штор. Он расписывал занавеси библейскими и другими сюжетами. В это же время стал посещать бесплатную Школу рисования и декоративного искусства. Вскоре Ренуар стал делать копии с полотен в Лувре. Из заработка Пьер откладывал деньги для дальнейшего обучения живописи[5].

Карьера художника и личная жизнь

Лиза Трео на картине Ренуара Лиза с зонтом Lise with a Parasol
Пьер Огюст Ренуар. Лиза. 1867 год

В 1862 году Ренуар брал уроки у французского живописца Эмиля Синьоля. В том же году Ренуар поступил в Школу изящных искусств Парижа, в мастерскую швейцарского художника академического стиля Шарля Глейра, которому не понравилось, как ученик работает с цветом. В Школе изящных искусств вместе с Пьером Огюстом учились Клод Моне, Альфред Сислей, Фредерик Базиль, Анри Фантен-Латур. Они все тесно сдружились, а позже к ним присоединились Писсарро и Сезанн. Друзья образовали группу будущих импрессионистов, к которой впоследствии примыкали и другие живописцы[4].

В период с 1863 по 1890 год Пьер Огюст Ренуар отправлял картины в престижный Академический Салон в Париже. Его произведения выставлялись 10 раз, но 4 раза ему отказывали[6].

Ренуар решил писать портреты, но за это получал мало денег, поэтому в качестве оплаты брал также продукты. Чтобы заработать больше денег, ему снова пришлось заняться росписью штор. В апреле 1864 года Пьер Огюст сдал экзамен и успешно закончил Школу изящных искусств[4].

В 1865 году Пьер Ренуар встретился с Лизой Трео. 16-летняя девушка стала его моделью и возлюбленной. Картины, для которых позировала Лиза Трео, «Лиза» и «Диана-охотница» имели успех. Но, несмотря на рождение в 1870 году дочери Жанны Маргерит, Ренуар отказался от женитьбы на Лизе и не хотел официально признавать ребёнка. Через 2 года Лиза Трео оставила Пьера Огюста и вышла замуж за архитектора[5].

Pierre-Auguste Renoir, Portrait of Madame Renoir (c. 1885, small) Алина Шариго
Пьер Огюст Ренуар. Портрет мадам Ренуар. 1885 год

В 1870—1871 годах во время франко-прусской войны Ренуар служил в кирасирском полку. В боевых действиях он не участвовал. Тяжело заболев, был госпитализирован в Бордо, а затем демобилизован в марте 1871 года. Этой же весной Пьер остановился у Бернье, командира своего полка, в городе Тарб. Ренуар написал портрет жены Бернье и учил живописи его дочь. Пробыв у них 2 месяца, Ренуар вернулся в Париж[4].

В начале 1870-х годов картинами Ренуара заинтересовался Дюран-Рюэль, крупнейший в Париже торговец произведениями искусства. В дальнейшем, когда художник попадал в трудное положение, Дюран-Рюэль оказывал ему всяческую поддержку. В 1887 году Ренуар передал несколько картин в каталог «Картины французских импрессионистов» в честь юбилея королевы Виктории[4].

В 1880 году 39-летний Ренуар познакомился с 21-летней белошвейкой Алиной Шариго. В 1885 году у них родился сын Пьер и семья переехала в Шампань, на родину Алины. Через 5 лет Ренуар официально женился на ней. В браке у них родились ещё 2 сына: Жан в 1894 году и Клод в 1901 году. К этому времени Пьер Ренуар уже был признанным художником и стал кавалером Ордена Почётного Легиона[7].

Поздние годы

Nos contemporains chez eux
Пьер Огюст Ренуар в 1904 году. Фотография Дорнака из серии «Наши современники у себя дома»

В 1897 году Ренуар, упав с велосипеда, сломал правую руку. После этого у него развился ревматоидный артрит, от которого художник так и не смог вылечиться. Ренуару стало тяжело жить в Париже. Для укрепления здоровья Пьера Огюста семья поселилась в усадьбе Колетт близ городка Кань-сюр-Мер, у побережья Средиземного моря[6].

В 1912 году Ренуара частично парализовало. Из-за паралича шейного отдела позвоночника художник не мог самостоятельно вставать и ходить. Его перевозили в инвалидном кресле, но боли мучили Ренуара в любом положении. Художник пытался продолжать писать картины, но для этого приходилось прибегать к различным ухищрениям. В то время появился миф, будто Ренуару привязывали кисть к руке бинтами, чтобы он смог удержать её. На самом деле бинтовали ладонь, чтобы согнутые от ревматизма пальцы не царапали её. Когда художник писал картины, ему вкладывали кисть между пальцами[8].

Матисс после встречи с Ренуаром отметил: «По мере того как его тело истощалось, душа в нём, казалось, постоянно становилась сильнее и выражала себя с более лучезарной лёгкостью». На полотнах Ренуара не осталось следов страдания, художник не позволял болезни отнять способность видеть красоту вокруг. «Боль умрёт, а красота останется», — говорил Пьер Огюст Ренуар[8].

В июне 1915 года от сердечного приступа умерла жена Ренуара Алина. Сыновья Пьер и Жан, участвовавшие в Первой мировой войне, были тяжело ранены и демобилизованы[5].

В 1919 году Ренуар увидел свои картины, на равных выставленных с творениями знаменитых художников в Лувре и в других музеях. В день посещения Лувра музей был открыт только для одного Ренуара. В ноябре 1919 года Пьер Огюст заболел воспалением легких. Пневмония обессилила измученного артритом, истощённого художника. Но даже в эти тяжелые дни он не хотел бросать живопись[9]. 3 декабря 1919 года на 79-ом году жизни Пьер Огюст Ренуар умер. Его похоронили в Шампани, в Эссуа, рядом с женой[4].

Творчество

1862—1873 годы: поиск

Пьер Огюст Ренуар. «Весенний букет». 1866 год. Гарвардский художественный музей

В начале своего творческого пути Пьер Огюст Ренуар искал для себя жанры и стили. В ранние годы Ренуар находился под влиянием пейзажистов-барбизонцев: Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. Он стремился, как и они, к реалистическому изображению природы. Самая ранняя из известных картин подписана «Июнь 1858/Ренуар». На ней изображены цветы. Позже Ренуар стал больше писать картин в жанре импрессионизма. В 1864 году он создал картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Полотно выставлялось в парижском салоне, но позже художник уничтожил картину[10].

В конце 1860-х годов, занимаясь живописью на природе, Пьер Огюст Ренуар и Клод Моне обнаружили, что тени не коричневые или черные, как их изображали в живописи до этого. Тени имеют отраженный цвет окружающих их предметов. Этот эффект сейчас известен как диффузное отражение. Существует несколько пар картин, которые Ренуар и Моне писали, находясь рядом и изображая одни и те же виды. Одна из таких картин — «Лягушатник» (1869). Картина и Ренуара, и Моне имеет одно и то же название. Художники изобразили кафе на понтоне у берегов Сены. Ренуар применил основные свои приёмы: переливы бликов на воде, тени серых и голубых оттенков, мерцание цвета, краткие мазки, использование светлой палитры с тремя основными и тремя дополнительными цветами[10].

В 1867 году Ренуар написал картину «Лиза (Лиза с зонтиком)» и ряд женских фигур в пейзаже. На этих картинах появляются блики света, лёгкие, прозрачные тени и свет, пронизывающий ткани одежд. В этот период Пьер Ренуар писал картины разных жанров:

  • пейзажи — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866);
  • бытовые сцены — «Понт Неф» (1872);
  • натюрморт — «Натюрморт с букетом и веером» (1871);
  • портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870);
  • обнажённая натура — «Диана-охотница» (1867).

Ренуар стал писать портреты, но сначала делал это ради заработка.

1874—1882 года: признание

Pierre-Auguste Renoir 1874
Пьер Огюст Ренуар. Регата близ Аржантёя. 1874 год

В 1870-х годах Пьер Огюст Ренуар продолжал добиваться признания как художник. В 1872 году Ренуар с друзьями-живописцами создал Анонимное кооперативное объединение художников. Целью была поддержка художников, которым по разным причинам отказывали в проведении выставок. Объединение стремилось улучшить положение таких живописцев. Весной 1874 года была организована Первая выставка импрессионистов. Ренуар представил на ней несколько картин, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа». Выставка оказалась провальной, большинство работ художников была подвергнута критике. Ренуару удалось продать только «Ложу»[4].

Вторая и третья выставки были организованы в 1876 году в галерее Дюран-Рюэля. На последней было выставлено более 20 картин Ренуара. Это были пейзажи, портреты, натюрморты и знаменитое полотно того периода — «Бал в Мулен де ла Галетт». В следующие годы Ренуар написал несколько картин, которые считаются одними из лучших: «Большие бульвары» (1875), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877)[11].

Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» больше всего отражает ренуаровский стиль: плавное очертание, цветные тени, отсутствие чёрного цвета, эффект текстуры, игра света, рассеянные лучи сквозь листву. Размеры полотна — 1,30 м × 1,70 м. Картина считается одной из главных в наследии художника, она находится в парижском Музее Орсе. В настоящее время она входит в рейтинг самых дорогих картин. На аукционе в 1990 году уменьшенная авторская копия этой картины Ренуара была продана за 78 миллионов американских долларов[9].

Пьер Огюст Ренуар разработал технику ломаных мазков и использовал смелые комбинации чистых дополнительных цветов, чтобы запечатлеть свет и движение своих объектов. Художник создавал детали сцены свободно наносимыми мазками. Такой прием давал эффект слияния, будто изображаемые фигуры плавно переходили друг в друга и окружение[5].

Со временем Ренуар отошёл от импрессионизма. В 1879 году он выставил в парижском салоне 2 портрета: «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) в полный рост. Позже Ренуар пишет «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881). К художнику пришли слава и финансовая обеспеченность[11].

1883—1890 годы: «Энгровский период»

Пьер Ренуар посещал Алжир и Италию, где сменил направление творчества под влиянием шедевров эпохи Возрождения. Вдохновившись творениями Рафаэля, он поменял манеру: все элементы формы стали «классическими». Большинство работ этого периода были написаны под влиянием творчества французского художника Жана Огюста Доминика Энгра[12].

Ренуар написал картины «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886). В его творчестве ещё остались следы импрессионизма, но уже явно выделяется новый подход к живописи. Пейзажи написаны в духе импрессионизма, но фигуры уже имеют четкие контуры. Характерное произведение такого подхода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Линии и контуры стали четко очерчены, а краски потеряли свою яркость. Для картины позировали жена Ренуара Алина Шариго и будущая художница Сюзанна Валадон[4].

Путешествуя по Алжиру, художник столкнулся с отказом мусульманских женщин позировать. Тогда он стал нанимать французских гражданок для позирования в качестве моделей, одевая их в национальные костюмы и затемняя им волосы своей кистью. В Алжире Ренуар также создал множество пейзажей. Во время путешествия по Италии, Ренуар посетил немецкого композитора Рихарда Вагнера в Палермо. Художник написал портрет композитора всего лишь за 35 минут[5].

1891—1902. «Перламутровый период»

Renoir — gabrielle-and-jean-1895.
Пьер Огюст Ренуар. Габриэль и Жан. 1895 год

В 1892 году была организована выставка картин Ренуара у французского коллекционера Дюран-Рюэля. Одна из выставляемых картин —"Девушки за фортепьяно" (1892) была выкуплена музеем Люксембурга. В 1890-х годах творчество Ренуара вновь меняет направление. Художник перестал выражать формы в строгой, «скульптурной» манере. Он вернулся к более свободной технике живописи. В его картинах появляется больше переливающихся оттенков, поэтому этот период называют «перламутровым»[13].

Новая техника живописи наиболее прослеживается в картинах «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Пьер Огюст Ренуар путешествовал по Нидерландам и Испании, вдохновляясь шедеврами Гойи, Вермеера, Рембрандта, Веласкеса. В начале ХХ века в Париже и Нью-Йорке состоялись персональные выставки Ренуара. Произведения художника имели большой успех[4].

1903—1919. «Красный период» и увлечение скульптурой

Аристид Майоль. Бюст Огюста Ренуара. 1907 год

Увлечение перламутровыми оттенками сменилось предпочтением красного и розового цвета. Известные картины этого периода: «Прогулка» (1906), «Букет роз» (1909/1913), «Женщина с мандолиной» (1919).

У художника прогрессировала деформация рук и анкилоз правого плеча, что потребовало от него изменения техники живописи. Из-за ограниченной подвижности суставов Ренуар использовал специальное приспособление. Оно двигало холст или часть картины, чтобы облегчить написание больших произведений[4].

В 1906 году скульптор Аристид Майоль изваял бюст Ренуара. Заказчиком был торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар, портрет которого позже напишет Ренуар. После позирования Майолю художник сам увлекся скульптурой. Вместе с помощником Ришаром Гвино он создал «Венеру», «Венеру победительницу» и ещё более десятка скульптур[11].

Сотрудничество было недолгим: Ренуар расстался с помощником, обвиняя того в продаже скульптур от имени художника. Новым помощником стал Луи Морель. Увлекшись скульптурой, Ренуар не бросил писать картины. В этот период он маслом на холсте пишет декоративные панно, натюрморты и портреты[11].

Несмотря на состояние здоровья, художник писал картины всё с тем же мастерством. Это подтверждает портрет австрийской актрисы Тиллы Дюрье (1914). Ренуар сумел изобразить все детали, даже игривые блики ярких цветов на шали, которые оттеняют позу актрисы. В последние годы жизни художник стал чаще писать пышные и яркие букеты[11].

Самая большая коллекция работ Пьера Ренуара — 181 картина в Barnes Foundation в Филадельфии[12].

Память

  • После смерти Ренуара в 1919 году Амбруаз Воллар написал книгу «Жизнь и творчество Пьера Огюста Ренуара». В неё вошли воспоминания и описания встреч с художником[9].
  • В 1976 году в честь Пьера Ренуара назван кратер на планете Меркурий[14].
  • В Париже имя Пьера Огюста Ренуара носит Высшая школа прикладного искусства.
  • В Кань-сюр-Мер открыт музей Пьера Ренуара.
  • Дом и студия в Эссуа сделаны музеем. Здесь семья Ренуаров проводила летние месяцы с 1888 по 1919 годы. Потомки художника владели домом вплоть до 2012 года. Затем власти Эссуа выкупили дом у праправнучки живописца актрисы Софи Ренуар и открыли мемориальный музей[15].

Примечания

  1. Pierre Auguste Renoir (фр.). ministère de la Culture (2024).
  2. Пьер Огюст Ренуар. Популярная художественная энциклопедия (2024). Дата обращения: 28 сентября 2024.
  3. Жан Ренуар. Люди: биографии, истории, факты, фотографии (2024). Дата обращения: 28 сентября 2024.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Перрюшо, Анри. Жизнь Ренуара / Серия ЖЗЛ. — М.: Радуга, 1986. — 336 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Журавлёва Т. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Gallerix (2023). Дата обращения: 28 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 Эрлих-Уайт, Барбара. Ренуар. Частная жизнь Renoir: an intimate biography / Пер. с англ. А. Глебовской. — СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2019. — 493 с.
  7. Биография Пьера-Огюста Ренуара. РИА Новости (25 февраля 2026). Дата обращения: 28 сентября 2024.
  8. 8,0 8,1 Головина О. «Боль пройдет, а красота останется». Французский художник Ренуар стал инвалидом из-за артрита, но рисовать для него было важнее, чем болеть. НО «Издательский центр «Нескучный сад» (27 февраля 2024). Дата обращения: 28 сентября 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 Воллар, Амбруаз. Ренуар / Отв. ред. Е. Малкина. Ренуар. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1934. — 232 с.
  10. 10,0 10,1 Ревалд, Джон. История импрессионизма / Пер. с англ. П. Мелковой. — М., Л.: Искусство, 1959. — 503 с.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Лебедянский М. С. Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с.
  12. 12,0 12,1 Рубин, Джеймс Генри. Импрессионизм : энциклопедия эпохи How to Read an Impressionist Painting / пер. с англ. Ф. Кузьмичёва, В. Горохова ; науч. ред. А. Шапочкина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 408 с.
  13. Смирнов Н. Послесловие к книге Анри Перрюшо. Жизнь Ренуара. — М.: Радуга, 1986.
  14. USGS: Mercury nomenclature.
  15. Маршрут Ренуара в Эссуа. French Trip. Путеводитель по Франции (2024). Дата обращения: 29 сентября 2024.

Ссылки