Импрессионизм
сверху вниз: P.-A. Renoir - La Yole, 1875;
Berthe Morisot - After Lunch, 1881; Claude Monet - Graystaks I, 1891 |
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление[1]) — направление в искусстве последней трети XIX — начале XX веков, выражавшее общие стилистические особенности в творчестве представителей нового движения, которое сложилось во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х годов. С начала XX в применялся и по отношению к стилю произведений других родов искусства — музыки, скульптуры, литературы и распространился по всему миру[2][3].
Импрессионизм в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству, характеризующую литературу и искусство[4].
Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления[5].
Импрессионизм в живописи
Предпосылки возникновения
В середине XIX века — время перемен, когда император Наполеон III восстанавливал Париж и вел войну — Академия изящных искусств доминировала во французском искусстве. Академия была хранителем традиционных стандартов французской живописи в отношении содержания и стиля. Ценились исторические сюжеты, религиозные темы и портреты; пейзаж и натюрморт — нет. Академия предпочитала тщательно обработанные изображения, которые при ближайшем рассмотрении выглядели реалистично. Картины в этом стиле были составлены из точных мазков кисти, тщательно смешанных, чтобы скрыть руку художника в работе. Цвет был сдержанным и часто смягчался нанесением золотистого лака[6].
Академия проводила ежегодную художественную выставку «Парижский салон» с участием жюри, и художники, чьи работы были представлены на выставке, получали призы, получали комиссионные и повышали свой престиж. Стандарты жюри представляли ценности Академии, представленные работами таких художников, как Жан-Леон Жером и Александр Кабанель[7][8].
Возникновение этого стиля связано со стремлением модернистов найти новые способы изображения и выражения при описании действительности — и оказаться «реалистичнее реалистов». Модернисты ставили перед собой задачу — показать каждое явление материального и духовного мира, как явление уникальное, неповторимое.
В работах Рубенса можно проследить, как он делал тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. Отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более тёплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени, не использовал чёрного цвета, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов. Тональные опыты в творчестве многих художников с разных сторон подготавливали появление импрессионизма.
Передать эту неповторимость, которая возможна при непосредственном индивидуальном восприятии, а логические определения не подходят, помогло переосмысление художественных находок предшественников — прежде всего, французских живописцев XIX века Делакруа, Коро, Курбе, «барбизонцев».
Один из них, художник Эжен Делакруа, в работах первой трети XIX века уже различал в своих акварелях локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения. Значительно повлияла техника изображения, которую можно проследить у Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, работал быстрыми движениями и насыщенными красками, клал вибрирующие мазки. Жюль Лафорг в журнале «Ревю бланш» 1896 год характеризует это как:
Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков
Ещё одним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство: с 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры, неизвестное до этого момента в европейском изобразительном искусстве. Расположение изображения на листе бумаги — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, внедрились в работы импрессионистов и их последователей.
Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время Франко-прусской войны (1870—1871) художники отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. В поздних работах Тёрнера заметно, как постепенно исчезает связь с реальным изображением мира и автор уходит в индивидуальную передачу впечатлений.
Введение термина
В 1860-х годах жюри Салона обычно отклоняло около половины работ, представленных Моне и его друзьями, в пользу работ художников, верных утвержденному стилю. В 1863 году жюри Салона отклонило картину Мане «Завтрак на траве » (Le déjeuner sur l’herbe) в первую очередь потому, что на ней была изображена обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами на пикнике. В то время как жюри Салона обычно принимало обнаженные натуры в исторических и аллегорических картинах, они осудили Мане за то, что он поместил реалистичную обнаженную натуру в современную обстановку. Строгий отказ жюри от картины Мане привел в ужас его поклонников, а необычно большое количество отвергнутых работ в том году обеспокоило многих французских художников.
«Салон отверженных» (франц. Salon des Refusés) был создан в 1863 г. после того, как Академия и жюри Парижского салона отказались принимать работы целого ряда художников, когда император Наполеон III увидел отвергнутые работы — издал указ, согласно которому публике было разрешено самой оценивать работы. Неожиданно объединение «новых» живописцев привлекло огромное внимание.
Термин «импрессионизм» возник после публикации фельетона о Салоне Отверженных критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа[9], который опубликовал его на первой выставке «независимых» в Париже 1874 года., где экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleil levant» (1872))[10]. Желая высмеять новую живопись и одну конкретную картину Клода Моне со словом «впечатление» в названии, назовет участников выставки импрессионистами[11].
Официальная художественная критика негативно отнеслась к новому направлению, однако название отражало суть направления, и его представители приняли его в качестве официального обозначения своего метода. «Выставка впечатленцев» (L’Exposition des impressionnistes), взяла за основу название картины Клода Моне. Вначале термин имел пренебрежительный, даже издевательский, характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в «небрежной» манере, но затем прижился и обрёл категориальный смысл.
Становление метода
Выработка нового будущего стиля проходила в 60-70-е годы, как новое направление, противопоставившее себя академическому Салону, импрессионисты заявили о себе на своей первой выставке в 1874 г. Исследователи по-разному определяют границы импрессионистского стиля: с 1874 по 1886 годами, когда импрессионистами было организовано 8 совместных выставок. Официальное признание же ценителями искусства и художественной критикой пришло значительно позже — только в середине 90-х годов.
Фактически с него начался принципиально новый этап художественной культуры, приведший в середине ХХ века к переходу культуры в принципиальное иное качество. Возникновение импрессионизма рассматривается как следствие разрушения целостности мировоззрения, разрушения традиционно сложившейся европейской культуры и открытие перед искусством новые горизонты, освободившего его от внехудожественных задач, от догм позитивизма, академизма, реализма.
Сами импрессионисты, как чистые живописцы, не думали о столь глобальном значении своего эксперимента и не стремились к особой революции в искусстве. Попытка закрепить иное видение окружающего мира, отличное от видения официальных представителей Салона, чисто живописными средствами.
Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей художника действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; шире — запечатлеть само пространство и время. В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического метода. Сосредоточив своё внимание на тональных отношениях и валёрах, живописцы ослабили рисунок, композицию, чувство формы и материальности изображаемых предметов. Соединить цвет и форму — труднейшая задача. Разлад между цветом и формой стал камнем преткновения для следующего поколения художников — постимпрессионистов.
Поэтому одним из главных принципов импрессионистов стал принцип передачи оттенков. Художники передавали те оттенки цвета, которые приобретает предмет в определённое время суток (К. Моне).
В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытом воспользовались испанцы в XVI—XVIII веках. Наиболее отчётливо это выражено у таких художников, как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.
На Эдуарда Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.
В живописи доминирующую роль начинает играть пленэризм — вибрация световых пятен при различном освещении. В тематике преобладает пейзаж, воспроизводятся отрезки природы в разные моменты вибрации света и тени. Разложение света и тени и цветовых пятен доходит до пуантилизма, где краски художником не смешиваются, а даются маленькими мазками одна рядом с другой, чем создается впечатление неустойчивых переливов цветовых пятен, составляющих здесь сущность предмета и пейзажа[12].
Применяемые техники
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета французского химика Мишеля Эжена Шеврёля, немецкого врача, физиолога Германа Гельмгольца и американского физика Огдена Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные, и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:
В сентябре 1869 года Огюст Ренуар и Клод Моне провели несколько дней в Буживале, к западу от столицы. Они несколько раз рисовали один и тот же лягушачий пруд, который был популярным местом для купания и отдыха среди парижских рабочих и среднего класса, с разных ракурсов. На работах можно проследить внедрение техники и авторскую подачу авторов в новой импрессионистской манере:
Появилась возможность не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом для отказа от чёрного.
Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватывать мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.
Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности[13].
Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».
В целом в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.
Импрессионисты были первыми, кто использовал все перечисленные техники вместе и с такой последовательностью:
- Короткие, толстые мазки краски быстро передают суть предмета, а не его детали. Краска часто наносится импасто.
- Цвета наносятся рядом друг с другом с минимальным перемешиванием, насколько это возможно, техника, которая использует принцип одновременного контраста, чтобы сделать цвет более ярким для зрителя.
- Серые и темные тона получаются путем смешивания дополнительных цветов. Чистый импрессионизм избегает использования чёрной краски.
- Влажная краска наносится на влажную краску, не дожидаясь высыхания последующих слоев, что приводит к более мягким краям и смешиванию цветов.
- Картины импрессионистов не используют прозрачность тонких пленок краски (глазури), которыми более ранние художники тщательно манипулировали для создания эффектов. Поверхность картин импрессионистов обычно непрозрачна.
- Краска наносится на белый или светлый грунт. Раньше художники часто использовали темно-серую или ярко окрашенную основу.
- Подчеркивается игра естественного света. Пристальное внимание уделяется отражению цвета от объекта к объекту. Художники часто работали по вечерам, чтобы создать эффект вечерней суары — сумеречный эффект вечера или сумерек.
- В картинах, написанных на пленэре (на открытом воздухе), тени смело окрашены небесной синевой, отражающейся на поверхностях, создавая ощущение свежести, ранее не представленное в живописи (синие тени на снегу)[14].
Художники и их работы
- Гюстав Кайботт (1848—1894)
- Мэри Кассат (1844—1926)
- Поль Сезанн (1839—1906)
- Эдгар Дега (1834—1917)
- Арман Гийомен (1841—1927)
- Эдуард Мане (1832—1883)
- Клод Моне (1840—1926)
- Берта Моризо (1841—1895)
- Камиль Писсарро (1830—1903)
- Пьер-Огюст Ренуар (1841—1919)
- Альфред Сислей (1839—1899)
Выставки
Номер | Дата | Место | Участники |
---|---|---|---|
Первая | 15 апреля — 15 мая 1874 | бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара) | Аструк, Аттендю, Белиар, Бракмон, Брандон, Буден, Бюро, Гийомен, Дебра, Дега, Кальс, Колен, Ла Туш, Левер, Лепик, Лепин, Мейер, де Молен, Моне, Моризо, Мюло-Дюриваж, Джузеппе Де Ниттис, А. Оттен, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Робер, Руар, Сезанн, Сислей |
Вторая | апрель 1876 | ул. Лепелетье, 11 (Галерея Дюран-Рюэля) | Базиль (посмертно, художник погиб в 1870), Белиар, Бюро, Дебютен, Дега, Кайботт, Кальс, Левер, Легро, Лепик, Милле, Моне, Моризо, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Руар, Сислей, Тилло, Франсуа |
Третья | апрель 1877 | ул. Лепелетье, 6 | Гийомен, Дега, Кайботт, Кальс, Кордей, Левер, Лями, Моне, Моризо, Альфонс Моро, Пьетт, Писсарро, Ренуар, Руар, Сезанн, Сислей, Тилло, Франсуа |
Четвертая | 10 апреля — 11 мая 1879) | авеню Опера, 28 | Бракмон, госпожа Бракмон, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кальс, Кассат, Лебур, Моне, Пьетт, Писсарро, Руар, Сомм, Тилло, Форен |
Пятая | 1 апреля — 30 апреля 1880 | ул. Пирамид, 10 | Бракмон, госпожа Бракмон, Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кассат, Лебур, Левер, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен |
Шестая | 2 апреля — 1 мая 1881 | бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара) | Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кассат, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен |
Седьмая | март 1882 | Фобург-Сент-Оноре, 251 (У Дюран-Рюэля) | Виньон, Гийомен, Гоген, Кайботт, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей |
Восьмая | 15 мая — 15 июня 1886 | ул. Лаффитт, 1 | госпожа Бракмон, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кэссет, Моризо, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Редон, Руар, Сёра, Синьяк, Тилло, Форен, Шуффенекер |
Мировые представители импрессионизма
Скульптура, фотография и кино
Скульптора Огюста Родена причисляют к импрессионистам за использование грубо смоделированных поверхностей для создания переходных световых эффектов.
Фотографов-пикториалистов, чьи работы характеризуются мягким фокусом и атмосферными эффектами, также называют импрессионистами.
Французское импрессионистское кино — это термин, применяемый к свободно определённой группе фильмов и режиссёров во Франции с 1919 по 1929 год, хотя эти годы являются спорными. Среди французских режиссёров-импрессионистов — Абель Ганс, Жан Эпштейн, Жермен Дюлак, Марсель Л’Эрбье, Луи Деллюк и Дмитрий Кирсанов[15].
Импрессионизм в литературе
В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.
Прежде всего характеризуется выражением частного впечатления автора, отказом от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой отсутствие сюжета, истории и заменой мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где нижеприведённая знаменитая фраза стала центральным положением для многих писателей[16]:
Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство
В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий[17].
Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Также эти настроения коснулись драматургии (импрессионистская драма), в пьесы вторгается пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний, цельная композиция распадается на ряд сцен, наполненных лиризмом, а в диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Эти признаки нашли своё полное отражение в творчестве Артура Шницлера.
В то же время писатели сосредоточились на приемах, показывающих индивидуально-психологические интерпретации персонажей и лирических героев к явлениям окружающей среды. Считая, что эти явления даны нам вне логических связей, их вносит в воспринимаемый мир сам человек, поэтому импрессионисты изображали мир не целиком, а по частям. Например, чтобы читатель мог соотнести реалии с самим собой, вместо «странного, тусклого света фонаря у аптеки на ночной улице» у Блока А. А. — «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…».
Одно явление всегда предстает перед человеком как фон для различных других явлений и может восприниматься в связи с каждым из них, поэтому мировоззрение импрессионистов отразилось в субъективных ассоциациях, метафорах и сравнениях. Стремление передать коннотации распространялось не только на предмет искусства, но и на его материал. В случае с поэзией таким материалом был звуковой строй речи. Поэтому поэты-символисты (Верлен П., Вальмон К. Д.) проявляли особый интерес к написанию звуков, которые помогали передавать оттенки настроения. Основные характеристики импрессионизма — «дробное» изображение мира, субъективный взгляд, психологизм описания и риторика, которая особенно проявляется в склонности к метафоре, символизму, ассоциативным сравнениям и музыкальности языка. Импрессионистский стиль перешел от символистской поэзии к символистскому театру (М. Метерлинк, Л. Н. Андреев), а затем к психологической прозе[17].
Импрессионизм в музыке
Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модернизма. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.
Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты другими музыкантами, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.
Литература
- Андреев Л. Г. Импрессионизм. — Москва: МГУ, 1980.
- Жан-Поль Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов 1863—1883. — Москва: «Молодая гвардия», 1999.
- Морис Серюлль и Арлетт Серюлль. Энциклопедия импрессионизма. — Москва: «Республика», 2005.
- Бродская Н. В. Импрессионизм. — СПб.: Аврора, 2002. — 254 с., 269 ил., 7 авт. листов текста)
- Синельникова Н. А. Импрессионизм. Очарованное мгновение. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 143 с. (Сокровища человечества). — ISBN 978-5-373-05915-2
См. также
Примечания
- ↑ Большой французско-русский русско-французский словарь. — Хит-книга, 2022. — 816 с. — ISBN 978-5-6046036-4-2.
- ↑ Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / главный редактор: В. М. Полевой. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
- ↑ Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под редакцией Бычкова В.В.. — М.: РОССПЭН, 2003.
- ↑ Импрессионизм - что такое в Толковом словаре Ожегова . Толковый словарь Ожегова.
- ↑ Серюлля Морис. Энциклопедия импрессионизма / перевод с французского: Матяш Н.. — Республика, 2005. — 295 с. — ISBN 5-250-01858-6.
- ↑ Samu, Margaret. "Impressionism: Art and Modernity". In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000 (October 2004) . Дата обращения: 29 июня 2014. Архивировано 4 февраля 2020 года.
- ↑ Tate Impressionism (неопр.). Tate. Дата обращения: 30 сентября 2022.
- ↑ Greenspan, Taube G. «Armand Guillaumin», Grove Art Online. Oxford Art Online, Oxford University Press.
- ↑ Разгромная статья Луи Леруа о Первой выставке импрессионистов (12 мая 2016).
- ↑ Паскаль Бонафу. Шедевры импрессионизма. Картины, покорившие мир. — Бомбора, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-04-096915-9.
- ↑ От прерафаэлитов до Баухауса. Как 11 художественных течений получили свои названия . Артхив (20 января 2018).
- ↑ Популярная художественная энциклопедия - импрессионизм . Термины инфо. Дата обращения: 27 марта 2023.
- ↑ Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. — Издательство В. Шевчук, 2008.
- ↑ Renoir and the Impressionist ProcessАрхивировано 5 января 2011 года.. The Phillips Collection, retrieved May 21, 2011
- ↑ Кляйнер, Фред С. и Гарднер Х. Искусство сквозь века: краткая история Запада. — Boston: Cengage Learning. — 382 с. — ISBN 978-1-133-95479-.
- ↑ Литературная энциклопедия / под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. — издательство Коммунистической академии, 1929—1939.
- ↑ 17,0 17,1 Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией проф. Горкина А.П.. — М.: Росмэн, 2006.