Импрессионизм

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
La Yole de P.-A. Renoir (Fondation Vuitton, Paris) (46534881555).jpg
Berthe Morisot - After Lunch, 1881.jpgClaude Monet - Graystaks I.JPG
сверху вниз: P.-A. Renoir - La Yole, 1875;

Berthe Morisot - After Lunch, 1881;

Claude Monet - Graystaks I, 1891

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление[1]) — направление в искусстве последней трети XIX — начале XX веков, выражавшее общие стилистические особенности в творчестве представителей нового движения, которое сложилось во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х годов. С начала XX в применялся и по отношению к стилю произведений других родов искусства — музыки, скульптуры, литературы и распространился по всему миру[2][3].

Импрессионизм в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству, характеризующую литературу и искусство[4].

Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления[5].

Импрессионизм в живописи

Предпосылки возникновения

Cалон Louis Ghémar, экспозиция, 1863

В середине XIX века — время перемен, когда император Наполеон III восстанавливал Париж и вел войну — Академия изящных искусств доминировала во французском искусстве. Академия была хранителем традиционных стандартов французской живописи в отношении содержания и стиля. Ценились исторические сюжеты, религиозные темы и портреты; пейзаж и натюрморт — нет. Академия предпочитала тщательно обработанные изображения, которые при ближайшем рассмотрении выглядели реалистично. Картины в этом стиле были составлены из точных мазков кисти, тщательно смешанных, чтобы скрыть руку художника в работе. Цвет был сдержанным и часто смягчался нанесением золотистого лака[6].

Академия проводила ежегодную художественную выставку «Парижский салон» с участием жюри, и художники, чьи работы были представлены на выставке, получали призы, получали комиссионные и повышали свой престиж. Стандарты жюри представляли ценности Академии, представленные работами таких художников, как Жан-Леон Жером и Александр Кабанель[7][8].

Возникновение этого стиля связано со стремлением модернистов найти новые способы изображения и выражения при описании действительности — и оказаться «реалистичнее реалистов». Модернисты ставили перед собой задачу — показать каждое явление материального и духовного мира, как явление уникальное, неповторимое.

В работах Рубенса можно проследить, как он делал тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. Отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более тёплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени, не использовал чёрного цвета, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов. Тональные опыты в творчестве многих художников с разных сторон подготавливали появление импрессионизма.

Передать эту неповторимость, которая возможна при непосредственном индивидуальном восприятии, а логические определения не подходят, помогло переосмысление художественных находок предшественников — прежде всего, французских живописцев XIX века Делакруа, Коро, Курбе, «барбизонцев».

Один из них, художник Эжен Делакруа, в работах первой трети XIX века уже различал в своих акварелях локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения. Значительно повлияла техника изображения, которую можно проследить у Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, работал быстрыми движениями и насыщенными красками, клал вибрирующие мазки. Жюль Лафорг в журнале «Ревю бланш» 1896 год характеризует это как:

Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков

Ещё одним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство: с 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры, неизвестное до этого момента в европейском изобразительном искусстве. Расположение изображения на листе бумаги — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, внедрились в работы импрессионистов и их последователей.

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время Франко-прусской войны (1870—1871) художники отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. В поздних работах Тёрнера заметно, как постепенно исчезает связь с реальным изображением мира и автор уходит в индивидуальную передачу впечатлений.


Введение термина

Завтрак на траве (фран. Le Déjeuner sur l’herbe), Эдуард Мане, 1963
Впечатление, Восход солнца, Клода Моне, 1872

В 1860-х годах жюри Салона обычно отклоняло около половины работ, представленных Моне и его друзьями, в пользу работ художников, верных утвержденному стилю. В 1863 году жюри Салона отклонило картину Мане «Завтрак на траве » (Le déjeuner sur l’herbe) в первую очередь потому, что на ней была изображена обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами на пикнике. В то время как жюри Салона обычно принимало обнаженные натуры в исторических и аллегорических картинах, они осудили Мане за то, что он поместил реалистичную обнаженную натуру в современную обстановку. Строгий отказ жюри от картины Мане привел в ужас его поклонников, а необычно большое количество отвергнутых работ в том году обеспокоило многих французских художников.

«Салон отверженных» (франц. Salon des Refusés) был создан в 1863 г. после того, как Академия и жюри Парижского салона отказались принимать работы целого ряда художников, когда император Наполеон III увидел отвергнутые работы — издал указ, согласно которому публике было разрешено самой оценивать работы. Неожиданно объединение «новых» живописцев привлекло огромное внимание.

Термин «импрессионизм» возник после публикации фельетона о Салоне Отверженных критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа[9], который опубликовал его на первой выставке «независимых» в Париже 1874 года., где экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleil levant» (1872))[10]. Желая высмеять новую живопись и одну конкретную картину Клода Моне со словом «впечатление» в названии, назовет участников выставки импрессионистами[11].

Официальная художественная критика негативно отнеслась к новому направлению, однако название отражало суть направления, и его представители приняли его в качестве официального обозначения своего метода. «Выставка впечатленцев» (L’Exposition des impressionnistes), взяла за основу название картины Клода Моне. Вначале термин имел пренебрежительный, даже издевательский, характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в «небрежной» манере, но затем прижился и обрёл категориальный смысл.

Становление метода

Выработка нового будущего стиля проходила в 60-70-е годы, как новое направление, противопоставившее себя академическому Салону, импрессионисты заявили о себе на своей первой выставке в 1874 г. Исследователи по-разному определяют границы импрессионистского стиля: с 1874 по 1886 годами, когда импрессионистами было организовано 8 совместных выставок. Официальное признание же ценителями искусства и художественной критикой пришло значительно позже — только в середине 90-х годов.

Фактически с него начался принципиально новый этап художественной культуры, приведший в середине ХХ века к переходу культуры в принципиальное иное качество. Возникновение импрессионизма рассматривается как следствие разрушения целостности мировоззрения, разрушения традиционно сложившейся европейской культуры и открытие перед искусством новые горизонты, освободившего его от внехудожественных задач, от догм позитивизма, академизма, реализма.

Сами импрессионисты, как чистые живописцы, не думали о столь глобальном значении своего эксперимента и не стремились к особой революции в искусстве. Попытка закрепить иное видение окружающего мира, отличное от видения официальных представителей Салона, чисто живописными средствами.

Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей художника действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; шире — запечатлеть само пространство и время. В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического метода. Сосредоточив своё внимание на тональных отношениях и валёрах, живописцы ослабили рисунок, композицию, чувство формы и материальности изображаемых предметов. Соединить цвет и форму — труднейшая задача. Разлад между цветом и формой стал камнем преткновения для следующего поколения художников — постимпрессионистов.

Поэтому одним из главных принципов импрессионистов стал принцип передачи оттенков. Художники передавали те оттенки цвета, которые приобретает предмет в определённое время суток (К. Моне).

В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытом воспользовались испанцы в XVI—XVIII веках. Наиболее отчётливо это выражено у таких художников, как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.

На Эдуарда Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.

В живописи доминирующую роль начинает играть пленэризм — вибрация световых пятен при различном освещении. В тематике преобладает пейзаж, воспроизводятся отрезки природы в разные моменты вибрации света и тени. Разложение света и тени и цветовых пятен доходит до пуантилизма, где краски художником не смешиваются, а даются маленькими мазками одна рядом с другой, чем создается впечатление неустойчивых переливов цветовых пятен, составляющих здесь сущность предмета и пейзажа[12].

Применяемые техники

Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета французского химика Мишеля Эжена Шеврёля, немецкого врача, физиолога Германа Гельмгольца и американского физика Огдена Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные, и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

В сентябре 1869 года Огюст Ренуар и Клод Моне провели несколько дней в Буживале, к западу от столицы. Они несколько раз рисовали один и тот же лягушачий пруд, который был популярным местом для купания и отдыха среди парижских рабочих и среднего класса, с разных ракурсов. На работах можно проследить внедрение техники и авторскую подачу авторов в новой импрессионистской манере:


Появилась возможность не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом для отказа от чёрного.

Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватывать мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.

Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности[13].

Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».

В целом в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.

Соотношения основных и дополнительных цветов

Импрессионисты были первыми, кто использовал все перечисленные техники вместе и с такой последовательностью:

  • Короткие, толстые мазки краски быстро передают суть предмета, а не его детали. Краска часто наносится импасто.
  • Цвета наносятся рядом друг с другом с минимальным перемешиванием, насколько это возможно, техника, которая использует принцип одновременного контраста, чтобы сделать цвет более ярким для зрителя.
  • Серые и темные тона получаются путем смешивания дополнительных цветов. Чистый импрессионизм избегает использования чёрной краски.
  • Влажная краска наносится на влажную краску, не дожидаясь высыхания последующих слоев, что приводит к более мягким краям и смешиванию цветов.
  • Картины импрессионистов не используют прозрачность тонких пленок краски (глазури), которыми более ранние художники тщательно манипулировали для создания эффектов. Поверхность картин импрессионистов обычно непрозрачна.
  • Краска наносится на белый или светлый грунт. Раньше художники часто использовали темно-серую или ярко окрашенную основу.
  • Подчеркивается игра естественного света. Пристальное внимание уделяется отражению цвета от объекта к объекту. Художники часто работали по вечерам, чтобы создать эффект вечерней суары — сумеречный эффект вечера или сумерек.
  • В картинах, написанных на пленэре (на открытом воздухе), тени смело окрашены небесной синевой, отражающейся на поверхностях, создавая ощущение свежести, ранее не представленное в живописи (синие тени на снегу)[14].

Художники и их работы

  • Гюстав Кайботт (1848—1894)
  • Берта Моризо (1841—1895)
  • Berthe Morisot, 1875 (1).jpg
  • Berthe Morisot - Sommertag - 1879.jpeg
  • Berthe Morisot - After Lunch, 1881.jpg
  • Berthe Morisot - Le Berceau.jpg
  • Berthe Morisot - Jeune fille à la poupée.jpg
  • Berthe Morisot Caça de borboleta.jpg
  • Камиль Писсарро (1830—1903)
  • Pissarro - Camille Pissarro, par lui-même, WA1955.54.64.jpg
  • Camille Pissarro - Avenue de l'Opéra, effet de neige, le matin (Pushkin Museum).jpg
  • Camille Pissarro - La récolte, Pontoise (1880) 636.jpg
  • Pissarro - Pissarro and Durand-Ruel Snollaerts, 1041.png
  • Camille Pissarro - Jeanne Pissarro dite Minette, assise au jardin, Pontoise (PD 256).jpg
  • Pissarro - picking-peas.jpg
  • Пьер-Огюст Ренуар (1841—1919)
  • PARenoir.jpg
  • Pierre-Auguste Renoir, The Umbrellas, ca. 1881-86.jpg
  • Pierre-Auguste Renoir - Two Sisters (On the Terrace) - Google Art Project.jpg
  • Renoir 1880 Madame Renoir with a Dog.jpg
  • Pierre-Auguste Renoir, French - The Grands Boulevards - Google Art Project.jpg
  • Альфред Сислей (1839—1899)
  • Alfred Sisley photo.jpg
  • Alfred Sisley Wiesen-von-Veneux-Nadon 1881.jpg
  • Alfred Sisley 009.jpg
  • Alfred Sisley - Bords de Riviere, 1874.jpg
  • Alfred Sisley - Sèvres Bridge (Le Pont de Sèvres) - BF231 - Barnes Foundation.jpg

Выставки

Номер Дата Место Участники
Первая 15 апреля — 15 мая 1874 бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара) Аструк, Аттендю, Белиар, Бракмон, Брандон, Буден, Бюро, Гийомен, Дебра, Дега, Кальс, Колен, Ла Туш, Левер, Лепик, Лепин, Мейер, де Молен, Моне, Моризо, Мюло-Дюриваж, Джузеппе Де Ниттис, А. Оттен, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Робер, Руар, Сезанн, Сислей
Вторая апрель 1876 ул. Лепелетье, 11 (Галерея Дюран-Рюэля) Базиль (посмертно, художник погиб в 1870), Белиар, Бюро, Дебютен, Дега, Кайботт, Кальс, Левер, Легро, Лепик, Милле, Моне, Моризо, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Руар, Сислей, Тилло, Франсуа
Третья апрель 1877 ул. Лепелетье, 6 Гийомен, Дега, Кайботт, Кальс, Кордей, Левер, Лями, Моне, Моризо, Альфонс Моро, Пьетт, Писсарро, Ренуар, Руар, Сезанн, Сислей, Тилло, Франсуа
Четвертая 10 апреля — 11 мая 1879) авеню Опера, 28 Бракмон, госпожа Бракмон, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кальс, Кассат, Лебур, Моне, Пьетт, Писсарро, Руар, Сомм, Тилло, Форен
Пятая 1 апреля — 30 апреля 1880 ул. Пирамид, 10 Бракмон, госпожа Бракмон, Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кассат, Лебур, Левер, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен
Шестая 2 апреля — 1 мая 1881 бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара) Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кассат, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен
Седьмая март 1882 Фобург-Сент-Оноре, 251 (У Дюран-Рюэля) Виньон, Гийомен, Гоген, Кайботт, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей
Восьмая 15 мая — 15 июня 1886 ул. Лаффитт, 1 госпожа Бракмон, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кэссет, Моризо, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Редон, Руар, Сёра, Синьяк, Тилло, Форен, Шуффенекер

Мировые представители импрессионизма

Скульптура, фотография и кино

Скульптора Огюста Родена причисляют к импрессионистам за использование грубо смоделированных поверхностей для создания переходных световых эффектов.

Фотографов-пикториалистов, чьи работы характеризуются мягким фокусом и атмосферными эффектами, также называют импрессионистами.

Французское импрессионистское кино — это термин, применяемый к свободно определённой группе фильмов и режиссёров во Франции с 1919 по 1929 год, хотя эти годы являются спорными. Среди французских режиссёров-импрессионистов — Абель Ганс, Жан Эпштейн, Жермен Дюлак, Марсель Л’Эрбье, Луи Деллюк и Дмитрий Кирсанов[15].

Импрессионизм в литературе

В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.

Прежде всего характеризуется выражением частного впечатления автора, отказом от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой отсутствие сюжета, истории и заменой мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где нижеприведённая знаменитая фраза стала центральным положением для многих писателей[16]:

Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство

В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий[17].

Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.

Также эти настроения коснулись драматургии (импрессионистская драма), в пьесы вторгается пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний, цельная композиция распадается на ряд сцен, наполненных лиризмом, а в диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Эти признаки нашли своё полное отражение в творчестве Артура Шницлера.

В то же время писатели сосредоточились на приемах, показывающих индивидуально-психологические интерпретации персонажей и лирических героев к явлениям окружающей среды. Считая, что эти явления даны нам вне логических связей, их вносит в воспринимаемый мир сам человек, поэтому импрессионисты изображали мир не целиком, а по частям. Например, чтобы читатель мог соотнести реалии с самим собой, вместо «странного, тусклого света фонаря у аптеки на ночной улице» у Блока А. А. — «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…».

Одно явление всегда предстает перед человеком как фон для различных других явлений и может восприниматься в связи с каждым из них, поэтому мировоззрение импрессионистов отразилось в субъективных ассоциациях, метафорах и сравнениях. Стремление передать коннотации распространялось не только на предмет искусства, но и на его материал. В случае с поэзией таким материалом был звуковой строй речи. Поэтому поэты-символисты (Верлен П., Вальмон К. Д.) проявляли особый интерес к написанию звуков, которые помогали передавать оттенки настроения. Основные характеристики импрессионизма — «дробное» изображение мира, субъективный взгляд, психологизм описания и риторика, которая особенно проявляется в склонности к метафоре, символизму, ассоциативным сравнениям и музыкальности языка. Импрессионистский стиль перешел от символистской поэзии к символистскому театру (М. Метерлинк, Л. Н. Андреев), а затем к психологической прозе[17].

Импрессионизм в музыке

Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модернизма. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты другими музыкантами, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.

Литература

  • Андреев Л. Г. Импрессионизм. — Москва: МГУ, 1980.
  • Жан-Поль Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов 1863—1883. — Москва: «Молодая гвардия», 1999.
  • Морис Серюлль и Арлетт Серюлль. Энциклопедия импрессионизма. — Москва: «Республика», 2005.
  • Бродская Н. В. Импрессионизм. — СПб.: Аврора, 2002. — 254 с., 269 ил., 7 авт. листов текста)
  • Синельникова Н. А. Импрессионизм. Очарованное мгновение. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 143 с. (Сокровища человечества). — ISBN 978-5-373-05915-2

См. также

Импрессионизм (музыка)

Примечания

  1. Большой французско-русский русско-французский словарь. — Хит-книга, 2022. — 816 с. — ISBN 978-5-6046036-4-2.
  2. Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / главный редактор: В. М. Полевой. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
  3. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под редакцией Бычкова В.В.. — М.: РОССПЭН, 2003.
  4. Импрессионизм - что такое в Толковом словаре Ожегова. Толковый словарь Ожегова.
  5. Серюлля Морис. Энциклопедия импрессионизма / перевод с французского: Матяш Н.. — Республика, 2005. — 295 с. — ISBN 5-250-01858-6.
  6. Samu, Margaret. "Impressionism: Art and Modernity". In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000 (October 2004). Дата обращения: 29 июня 2014. Архивировано 4 февраля 2020 года.
  7. Tate Impressionism (неопр.). Tate. Дата обращения: 30 сентября 2022.
  8. Greenspan, Taube G. «Armand Guillaumin», Grove Art Online. Oxford Art Online, Oxford University Press.
  9. Разгромная статья Луи Леруа о Первой выставке импрессионистов (12 мая 2016).
  10. Паскаль Бонафу. Шедевры импрессионизма. Картины, покорившие мир. — Бомбора, 2019. — 256 с. — ISBN 978-5-04-096915-9.
  11. От прерафаэлитов до Баухауса. Как 11 художественных течений получили свои названия. Артхив (20 января 2018).
  12. Популярная художественная энциклопедия - импрессионизм. Термины инфо. Дата обращения: 27 марта 2023.
  13. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. — Издательство В. Шевчук, 2008.
  14. Renoir and the Impressionist ProcessАрхивировано 5 января 2011 года.. The Phillips Collection, retrieved May 21, 2011
  15. Кляйнер, Фред С. и Гарднер Х. Искусство сквозь века: краткая история Запада. — Boston: Cengage Learning. — 382 с. — ISBN 978-1-133-95479-.
  16. Литературная энциклопедия / под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. — издательство Коммунистической академии, 1929—1939.
  17. 17,0 17,1 Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией проф. Горкина А.П.. — М.: Росмэн, 2006.

Ссылки