Кувшин

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Столовая посуда
Кувшин
Кувшин для кларетаКувшин для кларета
Другие названия сосуд, жбан, кринка
Время возникновения 3000 – 2000 г. г. до н.э.
Стиль классический, модерн, прованский, восточный
Назначение посуда для хранения
Материал изготовления керамика, хрусталь, стекло, металл
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Фарфоровый кувшин. Продукция Коростеньского фарфорового завода (1909—2012)

Кувши́н — высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой, иногда дополняется крышкой, который используется людьми на протяжении многих веков как в быту, так и в других сферах жизни[1]. Чаще всего он служит ёмкостью для напитков, реже — для растительного масла и других продуктов. Существует множество видов кувшинов, которые могут различаться по форме, материалу и предназначению[2]. Традиционно изготавливается из керамики, металла, стекла, пластика, хрусталя, композитных и других материалов[3].

Кувшин присутствует на гербах многих городов и посёлков.[⇨] Является одним из древнейших обиходных предметов. [⇨] Наряду с горшком он имел важное ритуальное значение в погребальных обрядах многих народов, использовался для улучшения акустики в византийских и древнерусских храмах[⇨].

Во множестве русских, белорусских, украинских сказок, произведениях русских и советских писателей кувшин играет важную роль, как и на широко известных полотнах художников разных эпох и направлений[4][5]. [⇨] Кувшину установлен памятник у деревни Гнёздово (Смоленская область), где в 2008 году, при раскопках, был найден сосуд с древнейшей русской надписью «Гороушна». [⇨]

Этимология

С точки зрения этимологов, «кувшин» и «ковш» — связанные между собой слова. Существует две версии происхождения:

  • Макс Фасмер предполагает заимствование из литовского «кауши́нас» («большой сосуд») и «ка́ушас» («ковшик»), в то же время отрицая происхождение слова кувшин из датского «каус» («чаша», «ковш») или тюркского «kupšin», считая, что последнее заимствовано из русского языка[6].
  • По мнению Владимира Топорова балтизмы в русских говорах являются не заимствованиями, а архаизмами, сохранившимися от праиндоевропейского языка[7]. По мнению Григория Ильинского эти существительные имеют славянское происхождение, от славянского корня «ков-» («ковать», «ковач»). В этом случае они обозначают «кованые сосуды»[8].

История

Памятник находке кувшина с древнейшей русской надписью. Гнёздовский археологический комплекс
Памятник находке кувшина с древнейшей русской надписью. Гнёздовский археологический комплекс. Находка 1949 года[9]

Кувшин, наряду с другими сосудами, является одним из древнейших обиходных предметов. История кувшина во многих странах связывается с историей гончарного ремесла, что обусловлено доступностью сырья и лёгкостью его обработки. Обжиг глиняных изделий придавал им прочность и водостойкость. Сосуды, по форме напоминающие кувшины с ручками и носиками, обнаруженные археологами на территории Китая, датируются поздним неолитом (культура Луншань (3000—2000 гг. до н. э.)[10]. На территории России наиболее древняя неолитическая керамика обнаружена в бассейне реки Амур и в Сибири, у озера Байкал[11].

Деревянные кувшины создавались преимущественно в северных регионах и там, где отсутствовала глина. Хорошо сохранившийся древний кувшин из дерева был найден в 1941 году в ходе археологического исследования кельтского некрополя вблизи Брно. Кувшин, имевший высоту 0,5 метра, был украшен бронзовыми накладками, напоминающими переплетающихся змей. Находку датировали 280 годом до нашей эры. Предположительно, он применялся в религиозных ритуалах друидов. Позднее чешский историк Венцеслав Крута и Сильвия Чернути из Миланской обсерватории интерпретировали металлический узор на кувшине как карту звёздного неба над Брно в период, когда был изготовлен этот церемониальный сосуд[12].

Настоящими произведениями искусства являлись сосуды из меди, серебра, бронзы, созданные в эпоху бронзы. Форма и декоративные элементы, украшающие кувшины, являются характерными признаками той или иной культуры. 3900 лет назад в Китае при династии Шан из бронзы отлили ритуальный бронзовый сосуд, который называют «Хоумуу». Этот бронзовый сосуд на четырёх ножках весит 832,84 килограммов, для его отливки потребовалось около тонны руды и огромная плавильная печь[13].

В Древней Греции кувшины производились из глины, камня, стекла, дерева, слоновой кости и металлов: золота, серебра и бронзы[14]. Наиболее распространёнными были бронзовые кувшины, по форме сходные с керамическими. Древнегреческие глиняные сосуды были ценными предметами искусства, на них изображались сюжеты из жизни и мифологии. Сосуды имели различные формы, в том числе кувшиновидную (ойнохоя)[15].

Гончарное искусство Древней Руси до X века представлено преимущественно лепной керамикой. Улучшение качества сосудов было связано с появлением гончарных кругов, вращавшихся при помощи ног. Гончары изготавливали горшки, миски, плошки, корчаги, кувшины, кружки. На днищах многих русских сосудов ремесленники оставляли клейма в виде геометрических фигур. Широкую известность получил кувшин (корчага), найденный в 1949 году при раскопках у деревни Гнёздово (Смоленская область) археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Даниила Антоновича Авдусина. Артефакт хранится в Смоленском историческом музее, а на месте его обнаружения в 2008 году установлен памятник с изображением соединенного из осколков кувшина и надписью: «Гнёздовский археологический комплекс». Здесь в погребении X века найден уникальный памятник древнерусской культуры — сосуд с древнейшей русской надписью «Гороушна». Смысловое значение этого слова, получившего название Гнёздовская надпись, является дискуссионным[15]. [⇨]

Форма

Кувшин керамический для вина и напитков

Характерная форма кувшина с носиком (или загибом верхнего края) для слива жидкости с одной стороны и ручкой с противоположной сложилась в давние времена. Форма кувшина обусловлена видом напитка: воду наливали в широкие сосуды, а пиво — в удлиненные ёмкости с крышкой. Также известны кувшины-крупники для хранения сыпучих продуктов с более широким горлышком и кувшины-рукомои с узким горлышком, ножкой и удлинённым носиком[16]. Среди современных кувшинов особую популярность приобрели кувшины-фильтры для очистки питьевой воды, изготавливаемые из пластика, со сменным фильтрующим картриджем[17].

Кувшины могут иметь разную форму:

  • округлую;
  • удлиненную;
  • цилиндрическую;
  • суженную кверху;
  • пирамидальную.

Форма, как правило, определяется назначением сосуда. Посуда для воды и сока может иметь любую форму, в том числе колбообразную, конусообразную и другую. Для вина с выдержкой используется шарообразный сосуд с очень узким горлышком. Для напитка домашнего производства применяется посуда с широким низом и горлышком в виде воронки. Посуда для хранения крепких спиртных напитков, как правило, имеет форму шара и узкое горлышко. Исключением являются штофы, отличительной особенностью которых является прямоугольная форма[18].

Материалы для изготовления

Для изготовления кувшинов используются следующие материалы:

Самым популярным вариантом для ежедневного применения являются кувшины из стекла. Они имеют приятный внешний вид, невысокую стоимость и подходят к любой посуде. Пластиковые ёмкости удобны в использовании, так как они не бьются при падении. Сосуды из нержавеющей стали эффектно смотрятся на столе и обладают высокой прочностью.

Некоторые современные кувшины оснащаются дополнительными элементами:

  1. Жидкокристаллический дисплей. Устанавливается на кувшинах для молока. Предназначен для отображения информации о свежести продукта.
  2. Набор стопок (обычно 6 штук).
  3. Охлаждающий элемент. Устанавливается в пластиковых кувшинах. Предназначен для сохранения прохладной температуры напитка до четырёх часов[19].

Применение

Долина кувшинов в Лаосе
Долина кувшинов. Лаос

Ритуальное

Наряду с горшком кувшин имел важное ритуальное значение в погребальных обрядах многих народов[20]. Так мегалитические сосуды, расположенные в так называемой Долине кувшинов на территории Лаоса, датируются концом второго тысячелетия до нашей эры[21]. На Кавказе культура кувшинных погребений, а в Европе — обычай кремации с захоронением останков в глиняном сосуде.

Архитектурное

Акустические отверстия в стенах собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде

В Византии и на Руси при строительстве храмов в стены замуровывали голосники — кувшины или горшки, улучшающие акустику. Акустическая ваза, также известная под греческим названием эхея (ηχεία, буквально эхо-ваза), или звучащая ваза, — это керамические сосуды, встроенные в стены, потолки, а иногда и в полы средневековых церквей. Считается, что они предназначались для улучшения звучания пения и были вдохновлены теориями римского писателя Витрувия, который описывал их использование в греческих и римских театрах. До наших дней не дошло ни одного образца из античного мира, но образцы из Средневековья можно обнаружить в некоторых османских мечетях, а также примерно в 200 церквях по всей Европе, половина из которых находится во Франции. Современные эксперименты показали, что их эффект заключался бы в поглощении резонанса определенных частот (действуя как резонатор Гельмгольца), а не в усилении звука. Судя по археологическим находкам, подобные сосуды применялись уже в древнейшей киевской Десятинной церкви, при строительстве множества храмов в Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Переяславле, Волыни, Чернигове и др. Использование в кладке голосников с их сферической пустотелой формой (в отличие от кирпича и камня) значительно облегчает давление на несущие части здания, в частности на своды как наиболее хрупкие элементы постройки. Кроме того, опять же благодаря пустотелости, они призваны повысить акустические свойства возводимого помещения.

Декоративное

Кувшины используются в наше время не только как функциональные предметы, но и как элементы декора. Современные материалы и технологии позволяют создавать кувшины разных формы и дизайна, делая их настоящими произведениями искусства.

В геральдике

Кувшин — важный геральдический элемент[22]. Например, в гербе Воронежа серебряный кувшин с истекающей из него водой символически указывает на то, что Воронеж стал для России «воротами во все моря», так как именно в этом городе положено настоящее начало российскому флоту. На гербе Великого Устюга в руках у Нептуна из серебряных, опять же, кувшинов символически изливаются навстречу друг другу реки Сухона и Юг, в таком же символическом значении изливаются из кувшинов реки Вилия и Березина на гербе города Докшицы Витебской области Белоруссии, а вот на гербе посёлка Кувшинская Салма, в Мурманской области значение кувшина — географическое: он указывает на остров Кувшин и пролив (салма) рядом с ним. На гербе Пестречинского района Республики Татарстан золотой кувшин, полный золотого же зерна, занимает центральное место, символизируя как в целом богатейшую историю края и его ремёсел, так и развитое гончарное производство, широко освоенное в XVI веке, переросшее затем в высококвалифицированное производство художественно-орнаментированной керамики[23]. [⇨]

Coat of arms of voronezh.svg
Coat of Arms of Velikiy Ustyug (Vologda oblast) (2000).png
Coat of Arms of Pestrechinsky rayon (Tatarstan).gif
Coat of Arms of Dokšycy, Belarus.svg
Coat of Arms of Kuvshinskaya Salma (Murmansk oblast).png
Герб Воронежа Герб Великого Устюга Герб Пестречинского района (Татарстан) Герб города Докшицы
(Республика Беларусь)
Герб Кувшинской Салмы
(Мурманская область)

Отражение в искусстве

Фольклор

Сравнительный указатель сюжетов восточнославянских сказок, созданный на основе народных русских сказок А. Н. Афанасьева и указателя сказочных сюжетов по системе Аарне описывает следующие повторяющиеся мотивы и сюжеты славянских — русских, украинских, белорусских — народных сказок, среди действующих лиц которых фигурирует кувшин. Сюжеты в Указателе имеют цифро-буквенное обозначение, некоторые из них снабжены звёздочкой.

  • 60 — Лисица и журавль (аист): зовут друг друга в гости; лиса угощает журавля с тарелки, журавль лису — из бутылки (кувшина)
  • 68А — Кувшин-ловушка: лиса (другое животное) засовывает голову в кувшин с едой; не может вытащить; её ловят и убивают (избивают). 68В — то-же, но Лиса топит кувшин.
  • 232D* — Ворона добывает воду из кувшина: бросает гальку в кувшин с водой; вода поднимается; ворона пьет воду.
  • 285А* — Справедливый уж (гадюка): крестьянин забирает гнездо ужа с яйцами; уж в отместку отравляет молоко; когда гнездо было водворено на место, уж опрокидывает кувшин с отравленным молоком.
  • 331 — Дух в бутылке (кувшине): человек освобождает нечистого из бутылки и получает в награду чудесное лекарство или способность превращать камень в золото, богатство и т. п. (ср.: 862); снова заманивает его в бутылку.
  • 862=АА *841 I — Пустынник испытывает справедливость евангельских слов: хочет проверить, правильно ли сказано: «Просите и дается вам»; идет к царю просить в жены его дочь; царь требует достать чудесный камень; с помощью духа, заключенного в бутылку (ср.: 331), пустынник достает камень; отказывается от царевны.
  • 1416 =АА *790 — Мышонок в миске (кувшине): жена и муж (жена) порицают Адама и Еву за то, что они нарушили заповедь и потеряли рай; бог (король, барин) назначает им испытание — не смотреть, что находится в закрытой миске; они открывают миску, из неё выбегает мышонок — они нарушили заповедь.
  • 1430=АА 1430*А — Разрушенные мечтания: человек мечтает о том, как он понемногу разбогатеет, продав зайца, в которого прицеливается (продав кувшин с молоком, кадку с медом, украв репу), но увлеченный своими мечтами пугает зайца (опрокидывает, разбивает кувшин, кадку, привлекает внимание сторожа).
  • 1544**** — Спрятанные деньги: солдат спрашивает старуху, куда спрятать пять копеек (одну копейку), чтобы их не украли; ночью осведомляется, целы ли они; это раздражает старуху, и она заявляет, что у неё не то что пятак — триста рублей (кувшин золота) спрятаны под печкой и то она не беспокоится; солдат крадет их[4].

Литература

Кувшин регулярно становился героем произведений русских и советских писателей. Например, персонаж сказки-повести Лазаря Лагина «старик Хоттабыч» просидел три тысячи лет в глиняном кувшине, пока не был освобождён Волькой ибн Алёшей[5]. Валентин Катаев написал сказку «Дудочка и кувшинчик» — забавную историю о девочке-лентяйке. Маша, героиня Владимира Одоевского из «Сказки про Разбитый кувшин», вынуждена была покинуть дом из-за разбившегося кувшина и гнева недружелюбной родственницы[24]. Сюжет сказки Льва Толстого «Галка и кувшин» похож на фольклорный сюжет 232D*, а сказка его дальнего родственника Алексея Толстого, «Лиса топит кувшин», — на 68B. В поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» «Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу…», начиная с 1839 года.

Вазопись

Своё начало от эгейского искусства ведёт ва́зопись — ан­тич­ная рос­пись ке­ра­мических со­су­дов. Пер­вые об­раз­цы вазописи относятся примерно к 3000 году до нашей эры. Они были созданы вручную и украшены геометрическими узорами. Пе­ри­од рас­цве­та крит­ской ке­ра­ми­ки от­ме­чен ва­за­ми в сти­ле «Ка­ма­рес» (по на­зва­нию свя­щен­ной пе­ще­ры на острове Крит) в XXXVIII веках до нашей эры. В этот период в росписи преобладали растительные мотивы. Рисунки были нанесены красными или лиловыми красками по светлой поверхности. Позднее, в XVI веке до нашей эры, на вазах появились изображения морских животных, но растительные мотивы своей популярности не потеряли. К концу XV века до нашей эры сложился «двор­цо­вый» сти­ль со стро­гой ком­по­зи­ци­ей и гео­мет­ри­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ным де­ко­ром. Для Микенского искусства XIV—XII веков до нашей эры ха­рак­тер­ны схе­ма­тичные изо­бра­же­ния лю­дей и жи­вот­ных, ко­то­рые к кон­цу это­го пе­рио­да сме­ня­ют­ся гео­мет­рическими мо­ти­ва­ми[25].

Живопись

Изображение кувшина в живописи чаще всего являлось частью натюрморта, реже — портрета или жанровой сцены. К теме кувшина в разное время обращались российские и зарубежные художники. Это Иван Степанович Далматов, Тимофей Андреевич Нефф, Николай Васильевич Перцев, Илья Иванович Машков, Ольга Владимировна Розанова, Пётр Кончаловский, Массимо Кампильи, Ян Вермеер, Винсент Ван Гог, Виллем Калф, Василий Григорьевич Перов и многие другие.

Тема кувшина в живописи
Картина Название Автор Описание Год создания Где находится
Johannes Vermeer - Young Woman with a Water Jug - WGA24662.jpg Молодая женщина с кувшином воды Ян Вермеер Материал: масло, холст. Размер: 45,7 x 40,6 см[26] около 1662 года Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Vermeer The Milkmaid 1660 ca.jpg Молочница Ян Вермеер Материал: Холст, масло. Размер: 45,5 x 41 см[27] 1658—1661 годы Рейксмузеум, Амстердам
Pyotr Konchalovsky oranges-1908.jpg Апельсины Пётр Кончаловский Материал: масло, холст. Размер: 68 x 75 см 1908 год Частное собрание
Van Gogh, νεκρή φύση με καφετιέρα.jpg Натюрморт с кофейником Винсент Ван Гог Материал: масло, холст. Размер: 65 x 81 см[28] 1888 год Фонд Бэзила и Элизы Гуландрис, Афины
Girl with jar by Perov (1869, GRM) FRAME by shakko 03.jpg Девочка с кувшином Василий Григорьевич Перов Материал: масло, холст. Размер: 72 x 53 см 1869 год Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Still life with Jug and Apples (Rozanova, 1911-1912).jpg Натюрморт с кувшином и яблоками Ольга Владимировна Розанова Материал: масло, холст. Размер: 73 x 54 см 1911 год Частная коллекция[29]
Машков И. И., Натюрморт с белым кувшином и фруктами. 1913г.jpg Натюрморт с белым кувшином и фруктами Илья Иванович Машков Материал: масло, холст. Размер: 65 x 81 см 1913 год Фонд Бэзила и Элизы Гуландрис, Афины
Russian Venus by I.Mashkov (1914).jpg Русская Венера Илья Иванович Машков 1914 год
Flowers in a Vase on a tray.jpg Цветы в вазе на подносе Илья Иванович Машков между 1912 и 1914 годами
Машков_И._И.,_Натюрморт._XX_век.jpg Натюрморт Илья Иванович Машков Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Картины с изображением кувшинов в музеях России

Картины с изображением кувшинов можно увидеть во многих музеях России и мира. Среди них:

Рыбинский музей-заповедник

«Натюрморт с кувшином». Автор — Иван Степанович Далматов. Создана в конце XIX века. Холст, масло. Размеры: 61,4х50 см.

Ярославский художественный музей

«Натюрморт с голубым кувшином». Автор — Николай Васильевич Перцев. Создана в 1924 году. Холст, масло. Размеры: 34,8х29,0 см.

Третьяковская галерея

«Таинство жизни». Автор — Жаклин Апель. Создана в 1999 году. Холст, доска, масло. Размеры: 70 x 50[30][31].

«Цыгане». Автор — Массимо Кампильи. Создана в 1928 году. Холст, масло. Размеры: 96,5 x 75,5[32]

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Античный мотив (Женщина с кувшинами). Автор — Массимо Кампильи. Создана в 1928 году. Бумага, монотипия, цветная. Размеры: 96,5 x 75,5[33].

Литература

  1. Шангина И. И. Кувшин // Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-Классика, 2003. — С. 406—407. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5-352-00337-X.
  2. Малых С. Древнеегипетская вотивная керамика времени Древнего царства: происхождение и развитие форм. Типы 1 — 4. // Studia historica: [сборник статей]. Вып. 2 / Гуленков Кирилл Львович, Короленков Антон Викторович, Немировский Александр Аркадьевич. — 2002.
  3. Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др.; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.. — Киев: Наукова думка, 1990.
  4. Трубачев О. Н. Этимологический словарь славянских языков Г. А. Ильинского // Вопросы языкознания. 1957. № 6
  5. Голубкина Т. И. Кувшинных погребений культура // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 509 с.
  6. Андреев, Николай Петрович. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне / Н. П. Андреев ; Гос. русское географическое о-во, Отд-ние этнографии, Сказочная комиссия. — Ленинград: издание Гос. русского географического о-ва, 1929. — 118 с.

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов //РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Кувшин / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2011. — С. 387. — 1175 с. — ISBN 978-5-91172-015-5.
  2. Виды кувшинов, рекомендации по выбору и уходу. Дата обращения: 29 марта 2024.
  3. Шангина И. И. Кувшин. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-Классика, 2003. — 688 с. — ISBN 5-352-00337-X..
  4. 4,0 4,1 Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979. / АН СССР, Отд-ние лит. и яз., Науч. совет по фольклору, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая ; Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 437 с.
  5. 5,0 5,1 Вазы, кувшины и бутыли в живописи. Натюрморты, сюжеты, картины.. © Yavarda.ru 2018-2024 Интернет-альманах Валерия Рублёва. Дата обращения: 26 марта 2024.
  6. Фасмер, Макс. Этимологический словарь русского языка. lexicography.online — словари русского языка (2024). Дата обращения: 2024-23-03.
  7. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 4: Балтийские и славянские языки. Кн. 1. — М.: Языки славянских культур, 2010. — С. 8. — 416 с. с. — ISBN 978-5-9551-0388-4.
  8. Происхождение слова кувшин. Дата обращения: 29 марта 2024.
  9. Мглин Олег. О чём говорит надпись на корчаге из Гнездово. Портал Проза.ру. Российский союз писателей (2020). Дата обращения: 13 января 2025.
  10. Луншань. Большая российская энциклопедия (2011).
  11. Медведев, Виталий. Глиняное совершенство амурского неолита. Природа, журнал (2017).
  12. Звёздный кувшин кельтов. Наука и жизнь (04-2009). Дата обращения: 13 января 2025.
  13. Древние сосуды обрели сакральное значение и стали символом государственной власти при династии Шан. Российская газета (23 декабря 2023). Дата обращения: 13 января 2025.
  14. Бронзовые сосуды. Анапский археологический музей — филиал ГБУК КК «КГИАМЗ имени Е.Д. Фелицына» (25 декабря 2019). Дата обращения: 13 января 2025.
  15. 15,0 15,1 Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. — М.: Изд-во Московского университета, 1953. — С. 50.
  16. Артефакт - гид по музеям России.
  17. Фильтры-кувшины. Дата обращения: 14 апреля 2024.
  18. Кувшин, декантер, штоф — что выбрать? (15 августа 2022). Дата обращения: 14 апреля 2024.
  19. Виды кувшинов — история создания, какие бывают, для чего используются. La Palme — керамическая мануфактура в г. Раменское, Московская область, Россия | Производство посуды и изделий из керамики. Дата обращения: 14 июня 2024.
  20. Краткие сообщения Института археологии / академик РАН Н.А. Макаров. — М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2021.
  21. Передельский, Денис. Установлен примерный возраст загадочных гигантских кувшинов в Лаосе. Российская газета (26.02.2021).
  22. Достоверная информация по символам всех субъектов Российской Федерации. © Russian Centre of Vexillology and Heraldry (Российский центр вексиллологии и геральдики). Дата обращения: 20 декабря 2024.
  23. Гербы и флаги | Геральдика.ру. © 1999—2024 Сетевое издание «Геральдика.ру». Дата обращения: 20 декабря 2024.
  24. Сказка про Разбитый кувшин читай Одоевского онлайн бесплатно текст полностью | Русская сказка. Русская сказка © 2016 - 2024 Сказки для детей online. Дата обращения: 15 июня 2024.
  25. О. Я. Неверов. ВАЗОПИСЬ // Большая российская энциклопедия - электронная версия : сайт.
  26. Johannes Vermeer | Young Woman with a Water Pitcher | The Metropolitan Museum of Art (англ.). The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 22 апреля 2024.
  27. «Молочница», Ян Вермеер — описание картины // Музеи мира и картины известных художников : сайт.
  28. Nature morte à la cafetière (англ.). Basil & Elise Goulandris Foundation. Дата обращения: 22 апреля 2024.
  29. Артхив. Ольга Владимировна Розанова - Натюрморт с кувшином и яблоками, 1910. Описание произведения. Дата обращения: 26 апреля 2024.
  30. Натэлла Войскунская. Ещё раз о реализме: Флорентийская академия искусств // Журнал «Третьяковская галерея». — 2003. — № 1 2004 (02).
  31. Таинство жизни. Каталог иллюстраций журнала «Третьяковская галерея». Дата обращения: 14 июня 2024.
  32. Цыгане. Каталог иллюстраций журнала «Третьяковская галерея». Дата обращения: 14 июня 2024.
  33. Кампильи М. Гравюра. Античный мотив (Женщина с кувшинами). Ок. 1928. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Дата обращения: 14 июня 2024.

Ссылки