Кувшин

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Фарфоровый кувшин. Продукция Коростеньского фарфорового завода (1909—2012)

Кувши́н — высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой, иногда дополняется крышкой, который используется людьми на протяжении многих веков как в быту, так и в других сферах жизни[1]. Чаще всего он служит ёмкостью для напитков, реже — для растительного масла и других продуктов. Существует множество видов кувшинов, которые могут различаться по форме, материалу и предназначению[2].

Традиционно изготавливается из керамики, металла, стекла. Кувшин может быть произведён также из пластика, хрусталя, композитных и других материалов[3].

Этимология

С точки зрения этимологов, «кувшин» и «ковш» — связанные между собой слова. Существует две версии происхождения:

  • Макс Фасмер предполагает заимствование из литовского «кауши́нас» («большой сосуд») и «ка́ушас» («ковшик»), в то же время отрицая происхождение слова кувшин из датского «каус» («чаша», «ковш») или тюркского «kupšin», считая, что последнее заимствовано из русского языка[4].
  • По мнению Владимира Торопова балтизмы в русских говорах являются не заимствованиями, а архаизмами, сохранившимися от праиндоевропейского языка[5]. По мнению Григория Ильинского эти существительные имеют славянское происхождение, от славянского корня «ков-» («ковать», «ковач»). В этом случае они обозначают «кованые сосуды»[6].

Исторический очерк

Памятник находке кувшина с древнейшей русской надписью. Гнёздовский археологический комплекс
Памятник находке кувшина с древнейшей русской надписью. Гнёздовский археологический комплекс

Кувшин, наряду с другими сосудами, является одним из древнейших обиходных предметов. История кувшина во многих странах связывается с историей гончарного ремесла, что обусловлено доступностью сырья и лёгкостью его обработки. Обжиг глиняных изделий придавал им прочность и водостойкость. Сосуды, по форме напоминающие кувшины с ручками и носиками, обнаруженные археологами на территории Китая, датируются поздним неолитом (культура Луншань (3000—2000 гг. до н. э.)[7]. На территории России наиболее древняя неолитическая керамика обнаружена в бассейне реки Амур и в Сибири, у озера Байкал[8].

Деревянные кувшины создавались преимущественно в северных регионах и там, где отсутствовала глина. Значительно позднее появились сосуды из меди, серебра, бронзы. Форма и декоративные элементы, украшающие кувшины, являются характерными признаками той или иной культуры.

Древнегреческие глиняные сосуды были ценными предметами искусства, на них изображались сюжеты из жизни и мифологии. Сосуды имели различные формы, в том числе кувшиновидную (ойнохоя)[9].

Гончарное искусство Древней Руси до X века представлено преимущественно лепной керамикой. Улучшение качества сосудов было связано с появлением гончарных кругов, вращавшихся при помощи ног. Гончары изготавливали горшки, миски, плошки, корчаги, кувшины, кружки. На днищах многих русских сосудов ремесленники оставляли клейма в виде геометрических фигур. Широкую известность получил кувшин (корчага), найденный в 1949 году при раскопках у деревни Гнёздово (Смоленская область) археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Даниила Антоновича Авдусина. Артефакт хранится в Смоленском историческом музее, а на месте его обнаружения в 2008 году установлен памятник с изображением соединенного из осколков кувшина и надписью: «Гнёздовский археологический комплекс». Здесь в погребении X века найден уникальный памятник древнерусской культуры — сосуд с древнейшей русской надписью «Гороушна». Смысловое значение этого слова, получившего название Гнёздовская надпись, является дискуссионным.

Форма

Кувшин керамический для вина и напитков

Характерная форма кувшина с носиком (или загибом верхнего края) для слива жидкости с одной стороны и ручкой с противоположной сложилась в давние времена. Форма кувшина обусловлена видом напитка: воду наливали в широкие сосуды, а пиво — в удлиненные ёмкости с крышкой. Также известны кувшины-крупники для хранения сыпучих продуктов с более широким горлышком и кувшины-рукомои с узким горлышком, ножкой и удлинённым носиком[10]. Среди современных кувшинов особую популярность приобрели кувшины-фильтры для очистки питьевой воды, изготавливаемые из пластика, со сменным фильтрующим картриджем[11].

Кувшины могут иметь разную форму:

  • округлую;
  • удлиненную;
  • цилиндрическую;
  • суженную кверху;
  • пирамидальную.

Форма, как правило, определяется назначением сосуда. Посуда для воды и сока может иметь любую форму, в том числе колбообразную, конусообразную и другую. Для вина с выдержкой используется шарообразный сосуд с очень узким горлышком. Для напитка домашнего производства применяется посуда с широким низом и горлышком в виде воронки. Посуда для хранения крепких спиртных напитков, как правило, имеет форму шара и узкое горлышко. Исключением являются штофы, отличительной особенностью которых является прямоугольная форма[12].

Материалы для изготовления

Для изготовления кувшинов используются следующие материалы:

Самым популярным вариантом для ежедневного применения являются кувшины из стекла. Они имеют приятный внешний вид, невысокую стоимость и подходят к любой посуде. Пластиковые ёмкости удобны в использовании, так как они не бьются при падении. Сосуды из нержавеющей стали эффектно смотрятся на столе и обладают высокой прочностью.

Некоторые современные кувшины оснащаются дополнительными элементами:

  1. Жидкокристаллический дисплей. Устанавливается на кувшинах для молока. Предназначен для отображения информации о свежести продукта.
  2. Набор стопок (обычно 6 штук).
  3. Охлаждающий элемент. Устанавливается в пластиковых кувшинах. Предназначен для сохранения прохладной температуры напитка до четырёх часов[13].

Применение

Долина кувшинов в Лаосе
Долина кувшинов. Лаос

Наряду с горшком кувшин имел важное ритуальное значение в погребальных обрядах многих народов[14]. Так мегалитические сосуды, расположенные в так называемой Долине кувшинов на территории Лаоса, датируются концом второго тысячелетия до нашей эры[15]. На Кавказе культура кувшинных погребений, а в Европе — обычай кремации с захоронением останков в глиняном сосуде. В Византии и на Руси при строительстве храмов в стены замуровывали голосники — кувшины или горшки, улучшающие акустику.

Кувшины используются в наше время не только как функциональные предметы, но и как элементы декора. Современные материалы и технологии позволяют создавать кувшины разных формы и дизайна, делая их настоящими произведениями искусства.

Отражение в искусстве

Фольклор

Сравнительный указатель сюжетов восточнославянских сказок, созданный на основе народных русских сказок А. Н. Афанасьева и указателя сказочных сюжетов по системе Аарне описывает следующие повторяющиеся мотивы и сюжеты славянских — русских, украинских, белорусских — народных сказок, среди действующих лиц которых фигурирует кувшин. Сюжеты в Указателе имеют цифро-буквенное обозначение, некоторые снабжены звёздочкой

  • 60 — Лисица и журавль (аист): зовут друг друга в гости; лиса угощает журавля с тарелки, журавль лису — из бутылки (кувшина)
  • 68А — Кувшин-ловушка: лиса (другое животное) засовывает голову в кувшин с едой; не может вытащить; её ловят и убивают (избивают). 68В — то-же, но Лиса топит кувшин.
  • 232D* — Ворона добывает воду из кувшина: бросает гальку в кувшин с водой; вода поднимается; ворона пьет воду.
  • 285А* — Справедливый уж (гадюка): крестьянин забирает гнездо ужа с яйцами; уж в отместку отравляет молоко; когда гнездо было водворено на место, уж опрокидывает кувшин с отравленным молоком.
  • 331 — Дух в бутылке (кувшине): человек освобождает нечистого из бутылки и получает в награду чудесное лекарство или способность превращать камень в золото, богатство и т. п. (ср.: 862); снова заманивает его в бутылку.
  • 862=АА *841 I — Пустынник испытывает справедливость евангельских слов: хочет проверить, правильно ли сказано: «Просите и дается вам»; идет к царю просить в жены его дочь; царь требует достать чудесный камень; с помощью духа, заключенного в бутылку (ср.: 331), пустынник достает камень; отказывается от царевны.
  • 1416 =АА *790 — Мышонок в миске (кувшине): жена и муж (жена) порицают Адама и Еву за то, что они нарушили заповедь и потеряли рай; бог (король, барин) назначает им испытание — не смотреть, что находится в закрытой миске; они открывают миску, из неё выбегает мышонок — они нарушили заповедь.
  • 1430=АА 1430*А — Разрушенные мечтания: человек мечтает о том, как он понемногу разбогатеет, продав зайца, в которого прицеливается (продав кувшин с молоком, кадку с медом, украв репу), но увлеченный своими мечтами пугает зайца (опрокидывает, разбивает кувшин, кадку, привлекает внимание сторожа).
  • 1544**** — Спрятанные деньги: солдат спрашивает старуху, куда спрятать пять копеек (одну копейку), чтобы их не украли; ночью осведомляется, целы ли они; это раздражает старуху, и она заявляет, что у неё не то что пятак — триста рублей (кувшин золота) спрятаны под печкой и то она не беспокоится; солдат крадет их[16].

Литература

Кувшин регулярно становился героем произведений русских и советских писателей. Например, персонаж сказки-повести Лазаря Лагина «старик Хоттабыч» просидел три тысячи лет в глиняном кувшине, пока не был освобождён Волькой ибн Алёшей[17]. Валентин Катаев написал сказку «Дудочка и кувшинчик» — забавную историю о девочке-лентяйке. Маша, героиня Владимира Одоевского из «Сказки про Разбитый кувшин», вынуждена была покинуть дом из-за разбившегося кувшина и гнева недружелюбной родственницы[18]. Сюжет сказки Льва Толстого «Галка и кувшин» похож на фольклорный сюжет 232D*, а сказка его дальнего родственника Алексея Толстого, «Лиса топит кувшин», — на 68B.

Вазопись

Своё начало от эгейского искусства ведёт ва́зопись — ан­тич­ная рос­пись ке­ра­мических со­су­дов. Пер­вые об­раз­цы вазописи относятся примерно к 3000 году до нашей эры. Они были созданы вручную и украшены геометрическими узорами. Пе­ри­од рас­цве­та крит­ской ке­ра­ми­ки от­ме­чен ва­за­ми в сти­ле «Ка­ма­рес» (по на­зва­нию свя­щен­ной пе­ще­ры на острове Крит) в XXXVIII веках до нашей эры. В этот период в росписи преобладали растительные мотивы. Рисунки были нанесены красными или лиловыми красками по светлой поверхности. Позднее, в XVI веке до нашей эры, на вазах появились изображения морских животных, но растительные мотивы своей популярности не потеряли. К концу XV века до нашей эры сложился «двор­цо­вый» сти­ль со стро­гой ком­по­зи­ци­ей и гео­мет­ри­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ным де­ко­ром. Для Микенского искусства XIV—XII веков до нашей эры ха­рак­тер­ны схе­ма­тичные изо­бра­же­ния лю­дей и жи­вот­ных, ко­то­рые к кон­цу это­го пе­рио­да сме­ня­ют­ся гео­мет­рическими мо­ти­ва­ми[19].

Живопись

Изображение кувшина в живописи чаще всего являлось частью натюрморта, реже — портрета или жанровой сцены. К теме кувшина в разное время обращались российские и зарубежные художники. Это Иван Степанович Далматов, Тимофей Андреевич Нефф, Николай Васильевич Перцев, Илья Иванович Машков, Ольга Владимировна Розанова, Пётр Кончаловский, Массимо Кампильи, Ян Вермеер, Винсент Ван Гог, Виллем Калф, Василий Григорьевич Перов и многие другие.

Тема кувшина в живописи
Картина Автор Описание Год создания Где находится
Ян Вермеер Материал: Масло, холст.

Размер: 45,7 x 40,6 см[20].

около 1662 года Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ян Вермеер Материал: Холст, масло.

Размер: 45,5 x 41 см[21].

1658—1661 Рейксмузеум, Амстердам
Апельсины
Пётр Кончаловский Материал: Масло, холст.

Размер: 68 x 75 см

1908 год Частное собрание
Натюрморт с кофейником
Винсент Ван Гог Материал: Масло, холст.

Размер: 65 x 81 см[22].

1888 год Фонд Бэзила и Элизы Гуландрис, Афины
Девочка с кувшином
Василий Григорьевич Перов Материал: Масло, холст.

Размер: 72 x 53 см

1869 год Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Натюрморт с кувшином и яблоками
Ольга Владимировна Розанова Материал: Масло, холст.

Размер: 73 x 54 см

1911 год Частная коллекция[23]
Натюрморт с белым кувшином и фруктами
Илья Иванович Мошков Материал: Масло, холст.

Размер: 65 x 81 см

1913 год Фонд Бэзила и Элизы Гуландрис, Афины
Русская Венера
Илья Иванович Мошков Материал:

Размер:

1914 год не указано
Цветы в вазе на подносе
Илья Иванович Мошков Материал:

Размер:

между 1912 и 1914 годами не указано
Натюрморт
Илья Иванович Мошков Материал:

Размер:

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Картины с изображением кувшинов в музеях России

Картины с изображением кувшинов можно увидеть во многих музеях России и мира. Проводим несколько примеров.

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«Натюрморт с кувшином». Автор — Иван Степанович Далматов. Создана в конце XIX века. Холст, масло. Размеры: 61,4х50 см.

Ярославский художественный музей

«Натюрморт с голубым кувшином». Автор — Николай Васильевич Перцев. Создана в 1924 году. Холст, масло. Размеры: 34,8х29,0 см.

Третьяковская галерея «Таинство жизни». Автор — Жаклин Апель. Создана в 1999 году. Холст, доска, масло. Размеры: 70 x 50[24][25].

«Цыгане». Автор — Массимо Кампильи. Создана в 1928 году. Холст, масло. Размеры: 96,5 x 75,5[26]

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Античный мотив (Женщина с кувшинами). Автор — Массимо Кампильи. Создана в 1928 году. Бумага, монотипия, цветная. Размеры: 96,5 x 75,5[27].

Литература

  1. Шангина И. И. Кувшин // Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-Классика, 2003. — С. 406—407. — 688 с. — 5000 экз. — ISBN 5-352-00337-X.
  2. Малых С. Древнеегипетская вотивная керамика времени Древнего царства: происхождение и развитие форм. Типы 1 — 4. // Studia historica: [сборник статей]. Вып. 2 / Гуленков Кирилл Львович, Короленков Антон Викторович, Немировский Александр Аркадьевич. — 2002.
  3. Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др.; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.. — Киев: Наукова думка, 1990.
  4. Трубачев О. Н. Этимологический словарь славянских языков Г. А. Ильинского // Вопросы языкознания. 1957. № 6
  5. Голубкина Т. И. Кувшинных погребений культура // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 509 с.
  6. Андреев, Николай Петрович. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне / Н. П. Андреев ; Гос. русское географическое о-во, Отд-ние этнографии, Сказочная комиссия. — Ленинград: издание Гос. русского географического о-ва, 1929. — 118 с.

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов //РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Кувшин / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2011. — С. 387. — 1175 с. — ISBN 978-5-91172-015-5.
  2. Виды кувшинов, рекомендации по выбору и уходу. Дата обращения: 29 марта 2024.
  3. Шангина И. И. Кувшин. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-Классика, 2003. — 688 с. — ISBN 5-352-00337-X..
  4. Фасмер, Макс. Этимологический словарь русского языка. lexicography.online — словари русского языка (2024). Дата обращения: 2024-23-03.
  5. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 4: Балтийские и славянские языки. Кн. 1. — М.: Языки славянских культур, 2010. — С. 8. — 416 с. с. — ISBN 978-5-9551-0388-4.
  6. Происхождение слова кувшин. Дата обращения: 29 марта 2024.
  7. Луншань. Большая российская энциклопедия (2011).
  8. Медведев, Виталий. Глиняное совершенство амурского неолита. Природа, журнал (2017).
  9. Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. — М.: Изд-во Московского университета, 1953. — С. 50.
  10. Артефакт - гид по музеям России.
  11. Фильтры-кувшины. Дата обращения: 14 апреля 2024.
  12. Кувшин, декантер, штоф — что выбрать? (15 августа 2022). Дата обращения: 14 апреля 2024.
  13. Виды кувшинов — история создания, какие бывают, для чего используются. La Palme — керамическая мануфактура в г. Раменское, Московская область, Россия | Производство посуды и изделий из керамики. Дата обращения: 14 июня 2024.
  14. Краткие сообщения Института археологии / академик РАН Н.А. Макаров. — М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2021.
  15. Передельский, Денис. Установлен примерный возраст загадочных гигантских кувшинов в Лаосе. Российская газета (26.02.2021).
  16. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979. / АН СССР, Отд-ние лит. и яз., Науч. совет по фольклору, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая ; Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. — Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 437 с.
  17. Вазы, кувшины и бутыли в живописи. Натюрморты, сюжеты, картины.. © Yavarda.ru 2018-2024 Интернет-альманах Валерия Рублёва. Дата обращения: 26 марта 2024.
  18. Сказка про Разбитый кувшин читай Одоевского онлайн бесплатно текст полностью | Русская сказка. Русская сказка © 2016 - 2024 Сказки для детей online. Дата обращения: 15 июня 2024.
  19. О. Я. Неверов. ВАЗОПИСЬ • // Большая российская энциклопедия - электронная версия : сайт.
  20. Johannes Vermeer | Young Woman with a Water Pitcher | The Metropolitan Museum of Art (англ.). The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 22 апреля 2024.
  21. «Молочница», Ян Вермеер — описание картины // Музеи мира и картины известных художников : сайт.
  22. Nature morte à la cafetière (англ.). Basil & Elise Goulandris Foundation. Дата обращения: 22 апреля 2024.
  23. Артхив. Ольга Владимировна Розанова - Натюрморт с кувшином и яблоками, 1910. Описание произведения. Дата обращения: 26 апреля 2024.
  24. Натэлла Войскунская. Ещё раз о реализме: Флорентийская академия искусств // Журнал «Третьяковская галерея». — 2003. — № 1 2004 (02).
  25. Таинство жизни. Каталог иллюстраций журнала «Третьяковская галерея». Дата обращения: 14 июня 2024.
  26. Цыгане. Каталог иллюстраций журнала «Третьяковская галерея». Дата обращения: 14 июня 2024.
  27. Кампильи М. Гравюра. Античный мотив (Женщина с кувшинами). Ок. 1928. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Дата обращения: 14 июня 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!