Древнерусское государство

Материал из «Знание.Вики»

Древнерусское государство, либо Киевская Русь — средневековое государство на территории Северо-Восточной Европы, на территории современных России, Украины и Белоруссии под властью князей династии Рюриковичей.

Руководящим центром и центром притяжения в условиях Киевской Руси с середины IX века до 1240 года был Киев и его ближайшие окрестности. Территория Древнерусского государства вдоль Днепра, Западной Двины, Ловати, Волхва и в верховьях Волги была населена восточными славянами, финнами и народами Балтии. Всё народонаселение Киевской Руси признавало правящую династию Рюриковичей. После крещения Киевской Руси в 988 году христианская церковь во главе с митрополитом в Киеве считалась официально признанной.

Образование Древнерусского государства у восточных славян

Представители восточной ветви славян в исторический период с VI века по VIII век составляют значительную часть населения Восточной Европы. Племена восточных славян к VII веку получают распространение общего наименования — славяне[1].

Среди восточной ветви славян большие группы составляли:

  • поляне;
  • древляне;
  • ильменские славяне;
  • дреговичи;
  • кривичи;
  • половчане;
  • северяне;
  • родимичи;
  • вятичи и другие.

По мнению историков, эти группы представляют собой крупные племенные союзы, во главе которых были вожди. Многолетние научные исследования славянских поселений указывают на наличие того факта, что славяне жили соседскими общинами. Данная особенность является характерной для времени разложения первобытно-общинного строя, зарождения классов, развития имущественной дифференциации[2].

В середине 1 тысячелетия представители восточной ветви славян в основном занимались земледелием. В первой половине 1 тысячелетия южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя по причине того, что они считались наиболее развитыми. После начала VI века данный процесс, процесс разложения первобытнообщинного строя, охватывает все основные восточно-славянские племена. После того, как обработка земли стала возможна при помощи плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в наличии коллективного труда отпала. Вследствие данного факта, родовая община стала ненужной, а каждая семья получила возможность вести хозяйство самостоятельно.

Кроме того, стало возможным появление такого явления, как частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда, а также частное пользование и владение участком пахотной земли. Родовая община заменяется территориальной соседской общиной[3].

В этот исторический период активно развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создают предпосылку к возможности использования чужого труда. В условиях сельской общины происходит процесс социального расслоения и это становится возможным для выделения богатой верхушки, обогащение которой происходит за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли и использования рабского труда. Крестьяне, которые разорились, попадают в зависимость к богатым землевладельцам — боярам.

Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные производят захват общинных земель, насильственным путём взимают с населения подати, а за долговые обязательства обращают крестьян в рабство. В руках родоплеменной знати оказываются и значительная часть рабов оказывается из пленных.

Из представителей родоплеменной знати и бывших богатых общинников формируется господствующий класс, эксплуатирующий и рабов, и рядовых крестьян- общинников.

В качестве катализатора к разложению первобытно-общинного строя и появлению классового общества выступили многочисленные войны, которые по сути стали средством обогащения путем захвата добычи и пленных, превращавшиеся в рабов. По причине постоянных войн росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей-военачальников, их дружин, со стороны которых обеспечивалась охрана общин от внешних врагов. Поэтому добровольное приношение военачальникам дани становится общеобязательной, превращается в подать. Ещё одним источником обогащения для князей выступали покоренные соседние племена, которые облагались данью.

Итак, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия нашей эры можно охарактеризовать как разложение первобытно-общинного строя, формированием классового антагонистического общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и появлением государства.

Однако, при наличии всех этих обстоятельств политическая власть в совокупности с функциями обслуживания интересов и организации принуждения в интересах части общества, определённого класса сохраняла и функции так называемых общих дел, обслуживания интересов всего общества.

В VIII веке, по свидетельству источников, существуют три большие политические объединения восточных славян:

  1. Куявия;
  2. Славия — в районе озера Ильмень;
  3. Артания — предположительно Тмутаракань, располагавшаяся на Таманском полуострове.

Появление государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы:

  • необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами;
  • ведение войн;
  • организация торговых отношений;
  • решение проблем, связанных с усложнением жизни;
  • развитием различного рода противоречий.

Власть вождей племенных союзов и других организаций, которые остались от родоплеменного строя, стала постепенно увеличиваться, усиливаться, видоизменяться, получать новые формы для своего осуществления. Постепенно начал формироваться специальный аппарат политической власти.

Государственные образования у восточных славян являлись раннеклассовыми по своей сущности, однако с наблюдавшейся тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не были сформированы. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и их окружение проявляли стремление к захвату земли и земельных ресурсов. После осуществления захвата общинных земель крестьян и земель покоренных народов, представители знати не сгоняла крестьян с земель, ранее им принадлежавших, а принуждали их к тому, чтобы платить подать, что являлось по сути превращение в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Представители знати использовали и рабов, но превалирующей формой классового угнетения становится феодальная.

Развитие производительных сил позволяет крестьянину сохранить собственное хозяйство, получать от него доход за счёт использования механизма внеэкономического принуждения. Интересным является тот факт, что и рабов в большинстве случаев тоже наделяли землей, хозяйством и превращали в крепостных крестьян.

Существование рабства на Руси не становится господствующей формой эксплуатации у восточных славян. Данный факт свидетельствует о том, что восточные славяне не стали следовать в своем развитии за рабовладельческой формацией.

Управление государством у восточных славян выглядит так: во главе государства стоит князь, который опирается на дружину, представителей прежней родоплеменной знати, собрания горожан — вече.

В IX веке на территории, которую населяют восточные славяне, происходит формирование единого крупного Древнерусского государства, административным центром которого становится город под названием Киев.

Формирование крупного Древнерусского государства происходит в первой половине IX века. Во второй половине IX века под властью Киева происходит объединение двух крупнейших славянских государств — Киевское и Новгородское (Славия). Немного позднее киевскому князю стали подчиняться все основные восточнославянские земли. Древнерусское государство или Киевское государство, которое образовалось в IX веке, просуществует до середины XIII века.

Древнерусское государство занимает большую территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением. Древнюю Русь следует отнести к разряду самых сильных государств Европы, которая имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым русским купцам, на льготных условиях, разрешалось торговать в Константинополе.

Объединение восточных славян в единое государство является залогом дальнейшего успешного развития экономики, культуры, усиления военной мощи, укреплению международных связей.

Существование Древнерусского государства выступило в качестве стимула к дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению феодально-зависимого населения.

Это была рассмотрена основная версия происхождения Древнерусского государства с административным центром в Киеве.

Норманнская теория развития Руси

Но есть ещё и альтернативная точка зрения по поводу происхождения Древнерусского государства с административным центром в Киеве. Альтернативную версию происхождения Древнерусского государства принято называть норманнской теорией возникновения Древнерусского государства, согласно которой государство у восточных славян образовали варяги или норманны. Авторы данной теории исходят из положении легенды о призвании варягов, делают далеко идущие выводы о низком уровне развития славян, о неспособности их создать государство, о завоевании славян варягами и создании последними государственной власти.

Согласно воззрениям представителей норманнской теории происхождения Древнерусского государства, ко времени появления варягов в Новгороде там уже сложилось государство. Славяне обладают достаточно высоким уровнем социально-экономического и политического развития, что и послужило в качестве основы для образования государства. Не стоит исключать того, что варяжские князья — фигуры исторические призванные с дружиной для оказания помощи какому-то славянскому князю или племенному объединению. Согласно положениям летописи, князь Олег в 882 году взял Киев и объединил Киев и Новгород, перенеся столицу в Киев.

Однако, стоит признать тот факт, что варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян. В противоположность мнению историков-норманнистов, представители варяжской знати оказались под сильным влиянием славянской культуры и очень скоро обрусела. Кроме того, влияние варягов ни сказалось ни на языке восточных славян, ни на их культуре.

Критику норманнской теории происхождения Древнерусского государства ещё в 18 веке дал Михаил Васильевич Ломоносов[4]. Её несостоятельность доказывали виднейшие русские историки. Отвергают эту теорию и современные отечественные историки и многие историки зарубежных стран.

В состав Древнерусского государства кроме восточных славян вошли и некоторые другие племена: финно-угорские, балтийские, что дает основание считать его полиэтническим.

Итак, в IX веке образуется Древнерусское государство Киевская Русь. Процесс образования происходит естественным путем. Норманнская теория объясняет только установление династии, но не государства. Киевская Русь развивается как феодальное государство, в котором формируются феодальные отношения:

— частная собственность на землю;

— зависимость основных производителей, крестьян, от собственников.

Крестьяне, получая надел земли, должны за право обрабатывать его платить оброк и отрабатывать барщину.

Общественный строй Киевской Руси

К IX веку, времени образования Древнерусского государства, у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и формируются классы — феодалы- землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

К представителям господствующего класса, феодалов, относятся:

  • киевские князья;
  • местные или племенные князья;
  • общинная знать, бояре;
  • верхушка служилых людей;
  • дружина князей.

Земельные владения князей прирастают за счет экспроприации общинных земель, колонизации земель других племен, захвата пустошей. Киевские князья, становящиеся во главе Древнерусского государства, начинают считать себя представитель верховного собственника всех земель, ранее принадлежавших крестьянам-общинникам. Дань ил полюдье постепенно превращается в феодальную ренту, то есть часть продукта прибавочного труда, которую получает собственник земли. Сбор дани приобретает насильственный характер и зачастую вызывает активное сопротивление крестьян[5].

К представителям крупных феодалов относятся правители других княжеств — представители великокняжеской династии, местные князья. В класс феодалов входят:

  • бояре — крупные землевладельцы, которые захватили общинную землю;
  • княжеские дружинники, которые получили землю от князя.

Такое земельное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству.

После принятия в X веке христианства значительная часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется и другая категория феодалов — дворцовые слуги, служилые люди, которые получают землю за службу и на время службы.

Все группы феодалов находятся в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном является великий князь, его вассалами -местные князья — сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несут военную службу. Наиболее влиятельные, участвуют в заседаниях княжеского совета. Привлекаются к участию в совете и высшее духовенство. Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу получают земельные владения — на праве либо вотчины, либо землевладений, предоставленных им на время службы или пожизненно. Это усиливает зависимость крестьян от местной знати, которой они платят феодальную ренту. Постепенно все в большей мере определяется положение, в силу которого вся земля принадлежит тому или иному феодалу. Право собственности феодалов на землю выражается, прежде всего, в том, что они получают с крестьян феодальные подати.

В Древнерусском государстве сложилась типичная для феодализма иерархическая организация различных групп господствующего класса феодалов, основанная на системе феодального землевладения.

Огромные земельные владения принадлежат высшему духовенству, монастырям. Кроме доходов с земли, церковь получает так называемую десятину, десятую часть княжеских доходов с населения, и денежные штрафы за преступления, подсудные церковному суду. С ростом феодального землевладения и увеличением могущества феодалов растут и их политические права. Феодалы получают от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты, освобождаются от платежа дани в пользу князя и приобретают право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать различные подати, то есть прерогативы административной, военной и судебной власти. Политическая власть становится все в большей мере атрибутом крупной феодальной собственности. Одновременно возникает и право, в задачу которого входит охрана положение знати, складывающуюся феодальную иерархию.

Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации приводит к тому, что свободных крестьян-общинников почти нет, основное крестьянское население попадает под ту или иную форму феодальной зависимости. Этот процесс идёт одновременно с формированием феодальной собственности на землю. Большое значение имеет превращение дани в феодальную ренту, раздача земель боярам, дружинникам, монастырям, прямое насилие, внеэкономическое принуждение. Идёт также процесс экономического закабаления. Разорившись, общинники вынуждены идти к феодалу в зависимость на различных условиях.

Основной группой крестьянства являются смерды, живущие общиной, имеющие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость смердов от феодалов, князей может быть в большей или меньшей степени, но главным образом выражается в том, что смерды должны платить феодалам дань, подати, то есть отбывают феодальные повинности. Жизнь и имущество смердов охраняются по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не передаётся по наследству замужним дочерям, а становится собственностью господина. Только незамужние дочери имели право на получение части имущества. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви.

Положение смердов нельзя отнести к разряду крепостных. Смерды не прикрепляются к земле и личности феодала, но их феодальная зависимость не вызывает сомнения.

Другую категорию зависимого населения составляли закупы, то есть смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг какое-то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга как бы самозакладом. Закуп должен работать в хозяйстве господина и не может его покинуть до тех пор, пока не возвратит долг. Однако закуп имел некоторые права и защиту закона.

Были и другие категории феодально-зависимого населения:

  • изгои — люди, вышедшие из общины;
  • прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в их хозяйствах.

Процесс превращения общинников-крестьян в феодально-зависимых людей, усиление эксплуатации вызывали упорное сопротивление крестьянства, боровшегося против господской власти.

Вместе с феодально-зависимым населением господствующие классы в Древнерусском государстве использовали и рабов, холопов. В качестве наиболее древнего источника холопства выступают взятие в плен, рождение от рабыни. Однако такой нормативно-правовой акт, как Русская Правда, указывает и многие другие пути превращения свободных людей в рабов:

— самопродажу в рабство;

— брак с рабыней;

— поступление в услужение;

— банкротство;

— холопом мог стать беглый закуп;

— в холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления (поджог гумна, конокрадство).

Рабов в Киевском государстве было много. Но рабство тем не менее не становится основой общественного производства. О положении холопов свидетельствует статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего в 5 гривен, за рабыню — 6 гривен. За украденного холопа господин получает возмещение в 12 гривен. Холоп рассматривается как объект права. Холоп не отвечает за свои действия перед законом, за него несёт ответственность хозяин. По мере развития феодального землевладения холопы переводились на землю, они превращались в феодально-зависимых людей.

С развитием ремесла и торговли в Древнерусском государстве возникают и растут города, увеличивается численность городского населения, из которого выделяется богатая верхушка — люди «лутчие». Классовая дифференциация является весьма существенной. Городское население является свободнее зависимых крестьян. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным, свободным людям. Русская Правда с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.

Русская Правда, в Пространной редакции, устанавливает льготы купцам при заключении сделок, в случаях несостоятельности, банкротства. В городах время от времени созываются народные собрания — вече, пережиток родоплеменного строя. На вече присутствуют свободные взрослые жители города — купцы, ремесленники и др. Вече, не будучи органом власти, играет определённую роль в политической жизни государства.

Таким образом, все население делится на свободных и несвободных. Идёт процесс активного закабаления смердов и превращения их в экономически зависимую категорию. Холопство на Руси отличается от классического и носит патриархальный характер. Складывается иерархическая лестница феодального класса на основе вассально-сеньориальных отношений. Правовой статус каждой категории зафиксирован в Русской Правде.

Государственный строй Руси

По форме правления Древнерусское государство представляет собой типичную раннефеодальную монархию.

Во главе Древнерусского государства находится великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского государства его функции заключается в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. В дальнейшем деятельность князя усложняется — все большее значение приобретает деятельность в области управления:

— назначение местной администрации;

— княжеских агентов;

— законодательная и судебная деятельность;

— руководство внешними сношениями.

Доходы князя состоят из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов.

Великокняжеский престол передавался по наследству — сначала по принципу старшинства:

— старшему в роду, а затем — «отчины», то есть сыну.

Великий князь обязан в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов — бояр, духовенство. Совет не имеет четко определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решают важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касающихся всех русских земель, созываются феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства ещё сохраняется десятичная система управления — это система управления, в которой десятские, сотские, тысяцкие получают некоторые функции государственного управления.

Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определяется характером политической власти при раннем феодализме, которая является атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляют управление, суд, подавление эксплуатируемых. Государственный аппарат совпадает с аппаратом управления доменом, вотчиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различает органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.

Основными чинами, ведающими хозяйством князя и государственными делами, являются дворцовые слуги. Наиболее важными из них являются дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивающий княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находятся различные слуги — тиуны. Такая система управления называется дворцово- вотчинной.

Местными органами управления являются посадники в городах и волостели в сельской местности. Они являются представителями князя в городе или волости:

— осуществляют сбор дани,

— собирают пошлины;

— осуществляют правосудие;

— устанавливают и взимают штрафы.

Часть собранного с населения они оставляют себе. Вместо жалованья за службу они имеют право сбора «корма» с населения. Размер «корма» определяется в грамотах. Помощники посадников и волостелей — тиуны, вирники и другие — также получают «корм». Эта система управления называется системой кормления. Великокняжеские наместники и волостели направляются не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находятся в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей сосредотачиваются в руках крупных феодалов. Каждый крупный феодал имеет свой аппарат власти и принуждения — дружину, слуг.

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Судебные функции выполняют органы власти и управления в центре и на местах. Суд не отделяется от администрации. Правосудие осуществляют князья, посадники, волостели, представители княжеской власти. Их помощниками являются тиуны и многие другие вспомогательные лица. Так, Русская Правда упоминает мечника, метельщика, ябедника. По мере укрепления феодального землевладения и оформления боярского иммунитета растёт значение боярского суда над крестьянами — зависимыми людьми. Оформляется и церковная юрисдикция. Церковь имеет право судить зависимое население своих земель, судить духовенство по всем делам, а все население государства — по определённым категориям дел.

Вооруженные силы складываются из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения. Во время войн создаётся народное ополчение .

Итак, Киевская Русь является типичной раннефеодальной монархией.

Формулу правления можно определить как Монарх + Совет знати = раннефеодальная монархия.

Примечания

Ссылки