Аскольд

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Аскольд
др.-рус. Осколдъ
Аскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград (862). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV векаАскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград (862). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Князь Киевский, соправитель Дир
862 — 882
Предшественник потомок Кия
Преемник Олег Вещий

Дата рождения неизвестно
Место рождения -
Дата смерти 882 год(0882)
Место погребения Киев Аскольдова Могила
Род неизвестно
Отношение к религии славянское или скандинавское язычество, позднее, вероятно, христианство

Аско́льд (др.-сканд. Hǫskuldr, церк.-слав. Асколдъ, Осколдъ; I половина IX века — около 882) — согласно Повести временных лет и Новгородской первой летописи дружинник или боярин, в дальнейшем соправитель Киева. Аскольд, также называемый Скальд, Оскольд[1], вместе с Диром были дружинниками новгородского князя Рюрика, отпустившего их в Царьград. Согласно Устюжскому летописному своду, спускаясь вниз по течению Днепра, они миновали Смоленск, «град велик и мног людьми»[2], но не рискнули совершить на него набег. Киев, небольшой город, захватили, подчинив себе полян. После смерти Рюрика Олег наказал дружинников за самоуправство. Придя в Киев, он установил там власть от имени Игоря Рюриковича, а Аскольд и Дир были убиты[3].

Происхождение

В «Повести временных лет» под 6370 (862) годом помещено сообщение о том, что у Рюрика было «два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарю граду с родом своимъ. И поидоста по Днепру»[4]. Летописец называет затем этих двух бояр по именам: Аскольд и Дир. Польский историк XV века Ян Длугош называл их братьями, основания для такого утверждения неизвестны[3], однако летописные указания «не племени его, но боярина», «с родом своим» позволяет предположить, что если они и не были братьями, то относились к одному народу, отличающемуся от народа, к которому принадлежал Рюрик, и к знатному, но не княжескому роду (боярин, ярл).

Имя Аскольда приводится в вариантах Оскольд и Скальд[1]. Датский норманист Вильгельм Томсен предположил, что имя Аскольд происходит от древненорвежского Haskuldr или Hoskuldr без уточнения значения этого имени[5]. Персонаж с именем Хоскульдр присутствует в древнеисландской «Laxdale саге», действие которой происходит в XI веке. Это богатый исландец, предки которого переселились из Норвегии[6]. Вариант имени Скальд ( Skjöldr, Skjaldar - щит[7]) может свидетельствовать о принадлежности к датскому княжескому роду Скьёльдунгов, ведущих родословие от сына Одина Скьёльда. Оба варианта имени предполагают скандинавское происхождение Аскольда. Если, в соответствии с гипотезой Аполлона Кузьмина, Рюрик происходил с южного берега Варяжского (Балтийского моря), из западных славян, имевших город Рёрик, то у летописца были основания сказать, что Аскольд и Дир были иноплеменными по отношению к Рюрику[8].

Кроме того, высказывались предположения о венгерском происхождении Аскольда (Эверс, Гедеонов), а также кельтском (Кузьмин) происхождении имени Аскольда[9]. Морошкин считал Аскольда и Дира хазарскими воеводами[1]. Василий Татищев отмечал что: «Оскольд и Дир хотя два человека, однако ж Иоаким одного именовал, и по всем обстоятельствам видно, что один был». По сказанию Иоакима (Иоакимовская летопись, на которую ссылается Татищев, не сохранилась, поэтому многие исследователи отрицают её существование) Оскольд был сыном Рюрика, пасынком «овдовевшей княгини Рюриковой»[10].

Поход из варяг в греки

Княжение Аскольда и Дира в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Под предлогом поездки в Царьград (Константинополь) для найма на службу или ради торговли, Аскольд и Дир с дружиной отправились по водному пути «из варяг в греки». Существовало множество маршрутов для перехода по малым рекам в Днепр. Очевидно, ладьи Аскольда и Дира вышли в Днепр выше Смоленска, поскольку Устюжский летописный свод сообщает о прохождении отряда мимо города. Аскольд и Дир не попытались напасть на Смоленск, поскольку город был велик и многолюден[11].

...вскоре они увидели поселение, но на берег сойти не решились, потому как град велик и мног людьми былУстюжский летописный свод. 863 год [2]


По мнению некоторых исследователей, Аскольд и Дир ушли от Рюрика выражая неудовольствие тем, что он, распределяя своим дружинникам земли («верви»), не дал ничего Аскольду и Диру, и потому они самовольно захватили городок Киев. Аскольд и Дир возглавляли многочисленный отряд перебежчиков из Новгорода, и полянам пришлось подчиниться[1]. Захватчики высадились у Киева и легко покорили слабо укреплённый город и земли полян, с которой прежде взимал дань Хазарский каганат, утративший в то время былую мощь[12]:

«И пошли они по Днепру, и когда плыли мимо, увидели на горе городок. И спросили:

— Чей это городок? Тамошние же жители ответили: — Было три брата — Кий, Щек и Хорив, они построили городок этот и умерли, а мы, их род, тут сидим и платим дань хазарам.

Аскольд и Дир остались в городе том, собрали у себя много варягов и начали владеть землею полян».Повесть временных лет[4]

Летописные свидетельства о Киеве достаточно противоречивы. Ряд исследователей считает, что часть сообщений о событиях IX века в византийских источниках относятся не к Поднепровью, а к славянским землям в бассейне Дуная, поскольку упомянутые многократные нападения венгров, союзников восточно-франкского императора в экспансии против Великоморавского княжества и Паннонии фиксировались именно там. В славянских землях топонимы с корнем «кий» широко распространены[9].

Русы под стенами Царьграда (860 год). Деталь русской средневековой иконы

Собрав в Киеве свою дружину, Аскольд и Дир отказались платить дань хазарам, и сами обложили полюдьем полян. Аскольд и Дир вступали в военное противостояние со степными кочевниками, соседями славянами и с дунайскими болгарами[1]. Затем, согласно Повести временных лет, они совершили неудачный поход на Царьград (Константинополь) в 14-й год правления императора Михаила III, покровителя славянских просветителей Кирилла и Мефодия. В повести этот поход датируется 6374 (866) годом. Некоторые исследователи отождествляют его с походом руси 860 года, известным по греческим хроникам. Однако упомянутый в «Повести временных лет» поход 866 года возглавляют два предводителя, тогда как греческие и другие источники под 860 годом сообщают только об одном предводителе огромного войска русов, не называя его имени. Противоречие этого сообщения легко преодолимо, если учесть, что Аскольд и Дир собирались наняться в войско. Соответственно, они могли участвовать в походе на Царьград большого славянского войска, которое греки назвали русью, например, Сербского княжества (лат. Rascia). В сербских землях христианство утвердилось, когда крестился княжеский род, между 867 и 874 годами, возможно, в связи с военным поражением и свидетельством о чуде:

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русов, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.Повесть временных лет[4]

По свидетельству патриарха Фотия, современника и очевидца тех событий, а также более поздней хроники, после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего русов, включая и их правителя. Имя правителя и место крещения не уточняется[12].

Аскольдова могила

Убиение Аскольда и Дира. Художник Клавдий Лебедев. XIX век.

Как сообщает «Повесть временных лет», в 882 году князь Олег, преемник Рюрика и новгородский князь, подчинил Смоленск, поскольку шёл с большим войском. Платить ему полюдье обязались и другие города по течению Днепра. Подходя к Киеву, Олег уже знал, что там сидят Аскольд и Дир. Чтобы сберечь дружину, Олег прибег к хитрости. Он спрятал дружину в ладьях и послал за Аскольдом и Диром с сообщением, что земляки их — купцы, идущие в Грецию «от Олега и Игоря княжича», хотят повидаться с ними[1]. Аскольд и Дир, не опасаясь и желая узнать о происходящем в Новгороде, пришли на берег. Тогда воины окружили их, а Олег назвал Аскольда и Дира самозванцами — они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег подчинил себе Киев[4].

Согласно летописи, Аскольд похоронен на Угорской горе, «где теперь Ольмин двор», это место называют Аскольдовой могилой. То, что над могилой Аскольда некий Ольма поставил церковь Святого Николая, дает некоторым исследователям основания полагать, что Аскольд крестился под именем Николай[3]. Дмитрий Иловайский в книге «Разыскания о начале Руси» (1882) высказывал мнение, что летописцы рассказ о нападении на Константинополь в 866 году целиком взяли из византийских хронографов, но присоединили к нему имена Аскольда и Дира, сохранившиеся в названиях киевских урочищ «Аскольдова могила» и «Дирова могила». Он также отмечал, что византийцы, описывая поход Руси, нигде не упоминают о предводителях его; они рассказывают об обращении руссов, причём говорят постоянно об одном князе, а не о двух[1].

В 2010 — 2013 годах в Киеве возникла инициатива по канонизации «князя-мученика Оскольда-Николая Киевского». Украинской православной церковью Московского патриархата Русской православной церкви (РПЦ) решение о канонизации принято не было, а Украинской православной церковью Киевского патриархата (с 2018 года — Православная церковь Украины (ПЦУ), неканоническая) на поместном «филаретовском соборе» 27 июня 2013 года князь Аскольд причислен к лику святых «по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси». В документе отмечается: «Христианином был прославленный нынешним Собором в лике святых Киевский князь Аскольд, в правление которого, по историческим свидетельствам, произошло первое крещение»[13].

Аскольдова могила. Художник Иван Ижакевич. 1913 год

В комментариях РПЦ по данному вопросу не отрицается возможность крещения патриархом Фотием пленных русов, в числе которых мог быть Аскольд, но для канонизации одного только принятия крещения недостаточно. Вопрос о «Фотиевом крещении» остаётся дискуссионным в части того, к какому именно народу относились принявшие крещение русы. Среди западнославянских народов, впоследствии латинизированных, Православие и единая славянская письменность, разработанная Кириллом и Мефодием в 863 году, сохранялись вопреки немецко-католической экспансии. В Чехии и Польше богослужения по «русинскому» обряду, которые совершались на церковнославянском языке, продолжались до второй половины ХІ века. В 967 году, за 20 лет до крещения Руси при Владимире Святославиче, папа римский Иоанн ХІІІ требовал, чтобы в Праге богослужения велись не по обрядам Болгарской или Русинской Церкви, не на славянском языке, а по уставам римско-католическим. Следовательно, в Константинополе и Риме под «русинским обрядом» и русами подразумевали всю славянскую общность[14].

В литературе, искусстве, военном деле

В живописи наиболее популярным стал сюжет о смерти Аскольда и Дира (Клавдий Лебедев, Иван Билибин и др.). Известна опера А.Н. Верстовского «Аскольдова могила» (1835) по одноимённому роману М. Н. Загоскина. Аскольд (Хаскульд) является персонажем исторических повестей Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» и «Странствие Кукши. За тридевять морей». В кинематографе Аскольд фигурирует в «Саге о викингах» (2008; Дания, США, в роли Аскольда Петер Ганцлер), и в шестом сезоне телесериала «Викинги» (2019; Канада, Ирландия, в роли Аскольда Блейк Кубена)[15].

Название «Аскольд» носят военные корабли России начиная с 1900 года, в том числе 46-пушечный парусно-винтовой фрегат, парусно-винтовой корвет 17-пушечного ранга и бронепалубный крейсер 1-го ранга[16].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.
  2. 2,0 2,1 Устюжский летописный свод.(Архангелогородский летописец) / Под ред. и с предисл. К.Н. Сербиной. — М.; Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. — 128 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Аскольд и Дир. Всемирная история. Энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. — М., 1978. — С. 36.
  5. Николаев, С. Л. К этимологии и сравнительно-исторической фонетике имён северогерманского (скандинавского) происхождения в «Повести временных лет» // Вопросы ономастики : журнал. — 2017. — Т. 14, № 2. — С. 7-54.
  6. Калинина М. А. Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века. Alt for Norge (сайт) (2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
  7. Словарь древнеисландских личных имён. Norrœn Dýrð (Северная слава), сайт (2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
  8. Кузьмин, Аполлон Григорьевич. Варяги и Русь. Норманская концепция и ее критика. Swedish Palm (сайт) (2002-2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
  9. 9,0 9,1 Федотова, Полина. Где находилась Русь Аскольда и Дира? // Свободная мысль. История и археология : журнал. — 2019. — С. 59-75.
  10. Василий Никитич Татищев. Русь Домосковская. История Российская во всей ее полноте. — М.: Алгоритм, 2020. — 919 с. — ISBN 9781773133966.
  11. Сухорукова, Елена. Смоленск. История и культура края. — Смоленск: ООО «Кантилена», 2012. — С. 3. — ISBN 978-5-91890-012-3.
  12. 12,0 12,1 Цыпин, Владислав. Княжение Аскольда и Дира в Киеве и Фотиево крещение Руси. Православие.РУ (сайт РПЦ) (25 июля 2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  13. Кравец, Ольга. Агония Киевского патриархата. Русская народная линия (сайт РОО «Русское собрание») (4 июля 2013). Дата обращения: 10 июля 2024.
  14. Шумило, Сергей. О «Хазарской миссии» и Фотиевом крещении Руси. Православие.РУ (сайт РПЦ) (24 мая 2016). Дата обращения: 10 июля 2024.
  15. Аскольд в фильме Сага о викингах. Кинопоиск.Ру (Сайт) (2024). Дата обращения: 10 июля 2024.
  16. Боевой корабль «Аскольд» спущен на воду в Крыму. Московский комсомолец (сайт) (9 мая 2021). Дата обращения: 10 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!