Рюрик

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Рюрик
Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России»
Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России»
862 — 879
Предшественник титул учреждён
Преемник Олег Вещий
Наследник Игорь
Рождение 2 год до н. э.(00-2)
-
Супруга -
Отношение к религии -

Рю́рик (ум. 879, Новгородская Русь) — согласно русским летописям и кормчим книгам, варяг, правитель Северо-Западной Руси, новгородский князь и родоначальник русской княжеской, ставшей впоследствии царской династией Рюриковичи[1].

История

Традиционно, начиная с русской летописи «Повести временных лет» начала XII века[2][3] и до настоящего времени[4][5], призвание варягов считается началом истории Руси и отправной точкой русской государственности.

В исторической науке призвание варягов является предметом дискуссий. Не существует общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания варягов[6][7].

Согласно рассказу, помещённому в «Повести временных лет» и других летописях под 862 годом, Рюрик был приглашён на княжение (призвание варягов) племенами чуди, словен, кривичей, мери (и, возможно, веси). Представители этих племён идут за море (возможно, Варяжское) «к варягам, к руси». Прибыв на место, они описывает свою землю как обширную и обильную, но лишённую порядка, и приглашает варягов на княжение. Вождь варягов отправляет своих сыновей - Рюрика, Синеуса и Трувора с их родами в славянские земли. Там они начинают править в трёх разных городах.

Согласно «Повести временных лет»:

В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Сам Рюрик начал княжить в Ладоге (по версии Ипатьевского извода «Повести временных лет»[8]) или в Новгороде (по версии Новгородской первой летописи младшего извода[9]). После смерти Синеуса и Трувора он стал единоличным правителем[1].

По летописи, в 879 году Рюрик умирает. Его приемником становится малолетний сын Игорь, которого опекает регент Олег, известного по летописям Олег Вещий.

В более поздних летописях сообщается, что Рюрик погиб в сражении на территории современной Карелии, там и был похоронен. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня «Рюрикиярви на Немецком рубеже», которая располагалась на границе новгородских владений со шведами.

Исследования

Имена Рюрик, Синеус и Трувор широко представлены в древне-скандинавской ономастиконе. Версии о том, что имя Рюрик выведение из поморско-славянского слова «rerig» («сокол»), а также интерпретация имён Синеус и Трувор как словосочетаний «sine hus» и «tru varing» — «со своим домом» и «верной дружиной» — невероятны по лингвистическим соображениям.

Исследование «Сказания» как умозрительной конструкции древнерусского летописца или местной новгородской легенды (А. А. Шахматов, Д. С. Лихачёв и др.) дало повод признать Рюрика, Синеуса и Трувора легендарными фигурами.

В начале ХХI века было выявлено историческое ядро «Сказания» (Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин, П. С. Стефанович и др.), после которого реальность существования Рюрика не вызывает серьёзных сомнений. «Братья» Рюрика могли быть добавлены в «Сказание» в процессе его устного бытования под влиянием свойственного в те времена эпической поэтике мотива триады «основателей».

Исследователи полагают, что Рюрик был вождём одного из отрядов викингов (варягов), действовавших в Ладожско-Ильменском регионе, где стал правителем возникшего здесь раннегосударственного образования с центром в Ладоге или на Городище.

Судя по имени, использованному в датском и южнонорвежском династическом именослове, Рюрик мог происходить из знатного, возможно правящего, рода.

Отождествление Рюрика с Рориком (лат. Roricus) из рода южнодатских правителей (Н. Т. Беляев; критику см.: Х. Ловмяньский) не имеет под собой оснований, кроме совпадения имени и примерного времени жизни.

«Сказание» получило статус династической этиологической легенды, а Рюрик — роли прародителя княжеского рода произошло, вероятно, в конце Х — нач. ХI веков и была закреплена в древнейшем летописании и древне-русском политическом и общественном сознании.

Начиная с 1060-х годов имя Рюрик использовалось в древне-русском княжеском именослове.

В ХVI веке образ Рюрика был подвергнут переосмыслению в летописании и политической литературе, например, в «Сказании о князьях владимирских», где под влиянием польской историографии Рюрик был представлен потомком римского императора Октавиана Августа и выходцем из Пруссии, а сказание о нём было объединено с новгородской традицией о первом посаднике Гостомысле.

Фигура Рюрика помещена в скульптурной композиции памятника Михаила Микешина «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году[10].

Значение

Историк и лингвист Е. А. Мельникова и историк В. Я. Петрухин писали: «согласно средневековой традиции, призвание варяжских князей положило начало Русскому государству и его истории… легенда отвечала на начальный вопрос ПВЛ — „Откуду есть пошла русская земля“ — и тем самым претендовала на историческую достоверность (разумеется, как понимал ее летописец)»[3]. Петрухин отмечал: «…князья принесли с собой варяжское имя Русь, и „от тех варяг прозвася Русская земля“ — так отвечает летопись на главный вопрос ПВЛ „откуду есть пошла Русская земля“ под 862 г.… Началом Руси для него [летописца] было призвание варяжских князей (862 г.), а не поход на Царьград языческой русской дружины»[2].

По мнению историка А. А. Горского, влияние норманнов выразилось исключительно в объединении государственных образований Севера и Юга Восточной Европы, которые в обратном случае могли бы существовать раздельно и далее. Вместе с тем, это ускорило и ассимиляцию пришлой, скандинавской части элитного слоя[11].

Призвание варягов традиционно считается началом российской государственности[4][5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 БРЭ, 2015, с. 136.
  2. 2,0 2,1 Петрухин, 2014, с. 213, 415.
  3. 3,0 3,1 Мельникова, 2011, Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии, с. 172—173.
  4. 4,0 4,1 1150-летие российской государственности Архивная копия от 10 сентября 2021 на Wayback Machine. Московский государственный университет. 24.09.2012.
  5. 5,0 5,1 Российская государственность: опыт 1150-летней истории. — М.: Институт российской истории Российской академии наук, 2013. — 591 с. — ISBN 978-5-8055-0255-3.
  6. БРЭ — Варяги, 2006, с. 621—622.
  7. БРЭ — Рюрик, 2015, с. 136.
  8. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. — СПб.: М. А. Александров, 1908. — Т. II. — Стб. 14.
  9. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А. Н. Насонова. — М.; Л.: Академия наук СССР, 1950. — С. 106.
  10. РЮ́РИК.
  11. Горский А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. — М., 2004.

Ссылки