Владимир Всеволодович Мономах
Владимир Всеволодович Мономах | |
---|---|
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год | |
1073 — 1078 | |
1078 — 1094 | |
Предшественник | Всеволод Ярославич |
Преемник | Олег Святославич |
1094 — 1113 | |
Предшественник | Ростислав Всеволодович |
Преемник | Святослав Владимирович |
1113 — 19 мая 1125 | |
Предшественник | Святополк Изяславич |
Преемник | Мстислав Владимирович Великий |
|
|
Рождение |
26 мая 1053 Переяславль, Киевская Русь |
Смерть | 19 мая 1125 (71 год) |
Место погребения | Софийский собор в Киеве |
Род | Рюриковичи |
Отец | Всеволод Ярославич |
Мать | Мономахиня |
Супруга |
1) Гита Уэссекская 2) Ефимия 3) дочь половецкого хана |
Дети |
сыновья: Мстислав Великий, Изяслав, Святослав, Ярополк, Вячеслав, Юрий Долгорукий, Роман, Андрей Добрый дочери: Мария, Евдоксия, Евфимия, Агафья |
Отношение к религии | православное христианство |
Влади́мир Все́володович Монома́х (26 мая 1053 — 19 мая 1125) — Князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125)[1] Был приглашён киевлянами на великое княжение в возрасте 60-ти лет, так как успел зарекомендовать себя как рассудительный правитель и успешный военачальник. Кроме боевых заслуг, оставил о себе память как создатель «Устава Владимира Мономаха», ставшего основой для его экономической реформы по снижению социальной напряженности низших слоёв общества, а также как писатель — «Поучение Владимира Мономаха», написанное князем для потомков, является одним из древнейших памятников русской литературы[2].
Биография
Происхождение
Появление на свет Владимира Всеволодовича стало событием, выходящим за рамки одной только русской истории. Отец Владимира, переяславский князь Всеволод Ярославич, получил в жёны не просто одну из иностранных принцесс, но византийскую царевну, дочь правящего в Византии императора Константина IX Мономаха (1042—1055). Родовое имя последнего — а в переводе с греческого оно значит: «Единоборец» — перешло к русскому князю. Так Владимир оказался внуком сразу двух могущественных правителей — Руси и Византии[3].
Детство
У Всеволода родился сын от цесарицы грекини, и нарёк ему Всеволод имя Владимир…Нестор Летописец
Владимир Мономах, во крещении Василий, получивший второе имя Мономах в честь деда по матери Византийского императора Константина Мономаха, был любимым сыном великого князя Киевского Всеволода. В младенчестве Владимир жил на женской половине дома, где единственной и полновластной владычицей была его матушка, дочь Византийского императора, великая княгиня Киевская Анна[4].
Князь получил отличное образование, так как его отец Всеволод знал пять иностранных языков и понимал важность обучения сына. Эрудиция Мономаха отразилась как в его дальнейших произведениях, так и в грамотных политических решениях.
Согласно автобиографии, князь начал ходить в походы с 13 лет: это были путешествия к Ростову,Смоленску, Владимиру, Турову, Переяславлю, в том числе не по знакомым дорогам, а через вятическую землю[2]. Пройти сквозь землю вятичей означало преодолеть опасности диких «брынских» лесов, отголоски о которых сохранились в былинах[5] и народных песнях:
Через те леса брынския, через черны грязи смоленския поспешал Илья Муромец в стольный Киев-градРусские былины
Правление
Когда Владимиру Мономаху исполнилось 13 лет, он получил собственное княжение. Ему достались Ростовские земли. В 60-е этот край был одним из самых диких и малоразвитых. Несмотря на то, что крещение Руси прошло в 988-м году тут и там на Ростово-Суздальской территории сохранялись многочисленные языческие очаги. Доходило до того, что местные нападали на христиан[6].
Походы Владимира Мономаха во время правления Всеволода:
- 1080 — усмирение торков, начавших грабить пограничные города;
- 1080 — 1081 — походы против племени вятичей, чей князь Ходота вместе с сыном перестал подчиняться;
- 1081 осень — вместе с половцами Мономах совершил поход к Минску;
- 1081 зима — половцы разорили Стародуб. В ответ Мономах собрал черниговцев, нанял одно из племен половцев и совершил ответный рейд, в котором были взяты в плен ханы Асадук и Саук. На следующий день за Новым Городом был разбит хан Белкатгин, а захваченные им пленники — освобождены;
- 1084 — по приказу отца, Владимир изгнал князей Ростиславичей из Владимира — Волынского, так как те ранее заняли его, незаконно выгнав Ярополка Изяславича;
- 1085 — Ярополк Изяславич, послушавший своих советников, собрался было выступить против Всеволода, но Мономах, посланный против него отцом, вынудил Ярополка бежать к полякам[7].
Княжение при Святополке Изяславиче
После смерти Всеволода в 1093 году Владимир стремился избежать дальнейших усобиц и даже отказался от великого княжения. Но это не спасло положения — Святополк Изяславович изгнал его из Чернигова, и почти двадцать последующих лет Владимир Мономах княжил в пограничном Переяславском княжестве, отражая набеги степняков. По его собственному признанию, он участвовал в 83 больших походах, не считая малых военных стычек. Владимир Мономах пользовался громадным авторитетом[8].
Великое княжение
В 1113 году киявляне, возмущенные поборами корыстолюбимого Святополка Изяславича и ростовщиков, подняли восстание, они, не задумываясь, призвали на великое княжение Владимира Мономаха[8].
Прибыв в город, Мономах был встречен большим скоплением народа — митрополит, епископы, бояре и простой народ проводили Владимира до княжеского дома, где он 20 апреля 1113 года занял стол, когда-то принадлежащий его отцу Всеволоду и деду Ярославу Мудрому.
Мятеж прекратился просто по факту появления князя, но его причины только предстояло устранить. В первую очередь Мономах приказал изгнать из Киева провинившихся иудеев-ростовщиков, а следом решил провести масштабную экономическую реформу[2]. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение холопов и закупов[9].
Приняв княжение, Владимир стал активно обустраивать свои городки. Прежде всего, он занялся строительством оборонительных укреплений. Князь заложил новый город Владимир на реке Клязьме, которому суждено сыграть важную роль в становлении Русского государства, он строит сёла и заселяет их землепашцами, кузнецами и оружейниками[10].
В отношениях с русскими князьями Владимир старался в основном придерживаться тех принципов, которые сам провозгласил ранее. В первые годы после вокняжения в Киеве он не предпринимал попыток добиться перераспределения уделов, что всегда случалось после перехода киевского стола в другие руки, и ограничился передачей городов внутри собственной «отчины». Летом 1113 года он вывел своего сына Святослава из Смоленска и посадил его в «отчем» Переяславле, а Смоленск дал Вячеславу. В марте следующего года Святослав умер, и Владимир перевел в Переяславль другого своего сына Ярополка. Наконец, в 1117 году Владимир перевел своего старшего сына Мстислава из Новгорода в ближний к Киеву Белгород, а в Новгороде оставил своего внука, сына Мстислава Всеволода. Это, несомненно, свидетельствовало о его намерении передать после своей смерти Мстиславу и сам Киев.
В 1116 году Владимир организовал большой поход младших русских князей на Северский Донец; во главе русских войск выступили его сын Ярополк и сын князя Давыда Святославича Всеволод. Князья взяли три половецких города: Сугров, Шарукань и Балин, и возвратились обратно с большой добычей.
В 1116—1117 годах Владимир принял под свою защиту торков и берендеев, бежавших на Русь после жестокого поражения от половцев, и предоставил им земли для расселения. Однако спустя несколько лет, в 1121 году, произошел разрыв. Есть основания полагать, что это последнее событие находилось в связи с византийской политикой киевского князя[11].
Консолидация русских земель
Владимир Всеволодович объединил в своих руках господство над большей частью Руси за исключением Чернигова, Полоцка и поначалу Волыни. Попытки вооруженного протеста против этого господства со стороны Минского князя Глеба Всеславича и Волынского князя Ярослава Святополчича закончились для них неудачно: оба князя утратили свои владения и погибли. Победы над мятежными князьями ещё более укрепили положение Мономаха, приобретшего Волынскую землю. Черниговские Святославичи, Давид и Олег, были вынуждены поддерживать с ним тесный союз, скрепленный, впрочем, уступкой Чернигову в Северской земле Курского Посемья. Демонстрацией единства этих трёх сильнейших князей Руси под верховенством Владимира Мономаха стало торжественное перенесение мощей страстотерпцев Бориса и Глеба из деревянной церкви в каменную в Вышгороде под Киевом, в присутствии митрополита Никифора I и сонма духовенства 2 мая 1115 года.
Важнейшим элементом внутриполитической программы Владимира Всеволодовича стало урегулирование Киевского наследства для обеспечения единства русских земель. Его замысел сводился к сохранению этого княжения в руках старшего сына, благоверного Мстислава Владимировича и его потомства. Для осуществления своего плана он в 1117 году перевел Мстислава из Новгорода под Киев, в Белгород, настояв одновременно на заключении соответствующего договора между Мстиславом и следующим по старшинству Владимировичем — Ярополком. Эти преобразования и вызвали вышеупомянутое возмущение Волынского князя Ярослава Святополчича, поскольку именно к нему Киев должен был перейти по традиционному праву. Владимир Мономах сумел подавить восстание Ярослава и провести в жизнь свой замысел, который, однако, был нарушен вскоре после его кончины[12].
Внешняя политика
Внутренняя стабилизация Руси сопровождалась обострением внешнеполитических противоречий. В 1112 году Мономах выдал свою дочь Евфимию за Венгерского короля Кальмана, но вскоре брак был расторгнут венгерской стороной. Борьба с Ярославом Святополчичем вылилась в конфликт с Венгрией и Польшей, правители которых Иштван II и Болеслав III Кривоустый поддержали Волынского князя. Конфликт завершился гибелью Ярослава в 1123 году.
В 1116 году началась также война с Восточной Римской империей. Предположительной причиной была борьба за влияние в Нижнем Подунавье, которое стало особенно важно для Руси после потери Тмутаракани в конце XI века. Владимир Мономах женил восточно-римского самозванца Льва Псевдо-Диогена, выдававшего себя за сына императора Романа Диогена, на своей дочери Марице, и поддержал его выступление против императора Алексея I Комнина. После скорой гибели Льва русские гарнизоны заняли ряд нижнедунайских городов, ранее предавшихся Льву. Однако главную имперскую крепость в этом районе — Доростол (ныне Силистра, Болгария) взять не удалось. Мир, условия которого неизвестны, был заключен не позднее 1121-1122 года, когда в империю была выдана замуж дочь Мстислава Владимировича. Тогда же Владимир Всеволодович заложил в Киеве церковь во имя Иоанна Предтечи, в которой, по всей вероятности, была положена доставленная из Константинополя реликвия — перст святого Иоанна Крестителя[12].
Смерть
Князь Владимир Всеволодович Мономах умер 19 мая 1125 года, на семьдесят третьем году жизни, вблизи родного Переяславля, на Альте, «у милое церкве, юже созда потщаньем многым» — то есть у выстроенной им церкви Святых Бориса и Глеба. Тело князя было перенесено его сыновьями и боярами в Киев и погребено в киевском Софийском соборе, рядом с телами его отца Всеволода и брата Ростислава.
Суздальский летописец посвятил князю Владимиру Всевлодовичу некролог:
«Преставися благоверныи и великыи князь русскыи Володимеръ, сынъ благоверна отца Всеволода, украшеныи добрыми нравы, прослувыи в победах. Его имене трепетаху вся страны, и по всем землям изиде слух его, понеже убо онъ всею душею възлюби Бога… Се же чюдныи князь Володимеръ потщася Божья хранити заповеди и Божьи страхъ присно имея в сердци… Заповедь Божью храня, добро творяше врагом своимъ, отпущаше я (их. — А. К.) одарены. Милостивъ же бяше паче меры… темь и не щадяше именья своего, раздавая требующим, и церкви зижа и украшая, чтяшеть же излиха чернечьскыи чинъ и поповьскыи, подавая имъ еже на потребу и приимая от них молитвы…»[13]
Легенда о «Мономаховых дарах»
Легендарные дары, будто бы преподнесённые Владимиру Мономаху византийским императором, — знаменитая «Шапка Мономаха» и другие регалии царской власти, которые впоследствии в течение нескольких веков венчались на царство русские государи. В позднейших летописных сводах, созданных в Москве в XVI веке, — Воскресенской и Никоновской летописях, Степенной книге царского родословия и других — под 1113 или 1114 годом приведён рассказ о походе воевод князя Владимира Всеволодовича во Фракию и о последующем заключении мира с императором Константином Мономахом; в ознаменование этого мира император будто бы прислал русскому князю «крестъ отъ Животворящаго Древа, и… венецъ царский, иже именуется Маномахова шапка… и иныя многие царьские дары», которыми и был увенчан Владимир. «И оттоле темъ царьскымъ венцемъ венчаются все великие князи Владимерьские, егда ставятся на великое княжение». (Наиболее полное выражение легенда получила в так называемом «Сказании о князьях владимирских» — памятнике, который датируют 20-ми годами XVI века. Впрочем, достоверность этой легенды оценивается историками крайне невысоко. Достаточно сказать, что император Константин IX Мономах умер, когда князю Владимиру Всеволодовичу было всего два года, и, следовательно, дед и внук никак не могли воевать друг с другом и обмениваться дарами. Что же касается самой «Шапки Мономаха», хранящейся и поныне в Оружейной палате Московского Кремля, то она, по мнению современных искусствоведов, была изготовлена не ранее начала XIV века[11].
Литературное наследие
В 1116 году по поручению Владимира Мономаха игумен Выдубицкого монастыря подготовил вторую редакцию «Повести временных лет», в 1118 году была подготовлена третья версия, а в 1119-м пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, отредактировал и четвёртую версию. Именно она дошла до наших дней в составе Лаврентьевской летописи 1377 года.
Мономах является автором «Поучения Владимира Мономаха», которое было адресовано детям, а также всем, «кто прочтёт». Это произведение состояло из трёх частей: собственно «Поучения» (1099), «Летописи» походов и других дел (около 1117) и «Письма» к Олегу Святославичу (1096). Оно также вошло в Лаврентьевскую летопись.
«Поучения Владимира Мономаха» стали, по сути, политической программой Мономаха. Она была направлена на сохранение федеративного характера Древнерусского государства при широкой автономии и при сохранении общерусского единства[9].
Из поучения «Владимира Мономаха»:
- «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело»;
- «Старых чти, как отца, а молодых — как братьев»;
- «Жену свою любите, но не давайте ей власти над собою»;
- «Куда же ни пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым»;
- «Бога ради, не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию»[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Авт.-сост.П.Г. Дейниченко. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / под.редакцией А.А. Красновского. — М.,: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004. — С. 30. — 352 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Чесноков Константин Иванович. Подробная биография князя Владимира Всеволодовича Мономаха . Информа.рус (31.12.18). Дата обращения: 27 февраля 2022.
- ↑ Алексей Карпов. Великий князь Владимир Мономах / Юрьев А. А.. — Молодая гвардия, 2015. — С. 8. — 390 с.
- ↑ Васильев Борис Львович. Владимир Мономах / Мордвинцев Б. Т.. — ПРОЗАиК,, 2010.
- ↑ Илья Муромец и Соловей-разбойник . Славянская мифология.
- ↑ Владимир Мономах-биография . Биограф.
- ↑ Владимир Мономах . Все полководцы мира.
- ↑ 8,0 8,1 П.Г. Дейниченко. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / А.А. Красновского. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004. — С. 31. — 312 с.
- ↑ 9,0 9,1 Владимир Мономах . История.РФ.
- ↑ Князь Владимир Мономах . История России.
- ↑ 11,0 11,1 Карпов А. Ю. Владимир Всеволодович Мономах // Большая библиотека.
- ↑ 12,0 12,1 Владимир Мономах . Древо. Открытая православная энциклопедия.
- ↑ Нестор Летописец Чудинов Александр Николаевич Владимир Мономах. ЛЕТОПИСЬ НЕСТОРА, СО ВКЛЮЧЕНИЕМ ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА . Президентская библиотека. типография И. Глазунова.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 26 мая
- Родившиеся в 1053 году
- Родившиеся в Переяславе
- Умершие 19 мая
- Умершие в 1125 году
- Похороненные в Софийском соборе (Киев)
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Князья ростовские
- Великие князья киевские
- Князья черниговские
- Князья переяславские
- Русские писатели по алфавиту
- Древнерусские писатели XII века
- Военачальники Древней Руси
- Государственные деятели России
- Персонажи «Слова о полку Игореве»
- Русские князья XI века
- Русские князья XII века
- Правители Европы XII века
- Мономаховичи
- Рюриковичи по алфавиту