Поучение Владимира Мономаха
Поучение Владимира Мономаха | |
---|---|
Поучение Владимира Мономаха | |
«Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» | |
Авторы | Владимир Всеволодович Мономах |
Дата написания | XII век |
Страна |
«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» — памятник древнерусской литературы конца XI — начала XII века, созданный правителем древнерусского государства Владимиром Мономахом. Наследие Владимира Мономаха включено в Лаврентьевскую летопись за 1096 год[1]. Поэтому ряд исследователей относит к этому году первую редакцию Поучения. По другим данным Поучение написано в 1106 году. В те годы Мономах был князем Переяславским. Окончательная редакция относится к 1118-1119 годам, когда Владимир Мономах являлся Великим князем Киевским [2].
В «Поучении» Мономах излагает события 1070-х—1110-х годов более подробно, чем автор «Повести временных лет», в части, касающейся войны с половцами и взаимоотношений со Всеславом Чародеем, при той же последовательности. Произведение включает три различные по содержанию части: Избранные цитаты из Священных писаний, Наставления, Автобиографический рассказ о событиях жизни ( «путях и ловах») до 1097 года; письма к Олегу Святославичу. Некоторые фрагменты текста «Поучения» были утрачены[1].
«Поучение Владимира Мономаха» характеризуют как первую светскую проповедь[3]. В ряде источников текст носит отличные названия: «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение Владимира Всеволодовича», «Поучение детям»[4]. В Поучениях цитируется псалмы 36 и 55. Владимир Мономах упоминает в тексте города, которые он посещал: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов, Голтав, Лубны, Ромны, Воинь, Вырь и Корьдно (Кордно)[1].
Содержание
Исследователи полагают, что «Поучение Владимира Мономаха» включало в себя три части: «Поучение», автобиографические записи и письмо Олегу Святославичу. В состав произведения ранее включали также «Молитвы», но исследования Николая Воронина[5] и Р. Матьесена[6] установили более позднее добавление этой части текста.
Все части произведения объединены дидактическим нарративом. Первая часть включает в себя советы о поведении и образе жизни, а последующие подкрепляют их личным примером автора фактами. Владимир Кусков отмечал, что характерной особенностью «Поучения» является «тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами»[7].
Поучение детям
В начале своего послания потомкам князь Владимир обращается к читателям. Он учит не лениться, трудиться, подавать милостыню, быть верным крестному целованию. Мономах упоминает, что отказался от предложения братьев пойти войной на Ростиславичей: «не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить». Здесь речь идёт о Любечском съезде 1097 года, когда князья обязались не идти друг против друга, а вместе воевать с внешним противником. Нравственное начало князь Владимир находит в «страхе Божьем». Также Мономах говорит детям о важности даже «малых дел»: прочесть молитву, почитать старших и священников, помочь нищим, не погубить христианскую душу, быть гостеприимным, не пьянствовать, не блудить, не лгать, проявлять осторожность на войне[1].
Владимир Всеволодович цитирует Псалтирь, обращается к житию святого Василия Великого, повествующего о скромности и послушании. Его слова являются парафразом изречения Василия Великого, входящего в православные богослужебные сборники. Здесь же князь пишет о величии Господа и Его творения, цитируя Псалтирь «Триодь Постную». Он также обращается к богословскому трактату Иоанна, экзарха Болгарского «Шестоднев»[1].
Рассказ Мономаха «о путях и ловах»
Вторая часть «Поучения» — автобиографическое повествование «о путях и ловах». Оно представляет собой хронологически построенное перечисление поездок князя Владимира и его военных походов. Мономах стремится передать потомкам свой богатый личный опыт. Он наглядно иллюстрирует соблюдение правила, упомянутых в первой части, примерами из своей жизни. Владимир Всеволодович сообщает, что начал свой самостоятельный путь в тринадцать лет. Его отец, Всеволод Ярославич, отправил его в Ростов «сквозь землю вятичей». В тексте говорится о походах Мономаха против вятичей, полочан, поляков и половцев. В общей сложности князь упоминает 83 похода и 19 заключённых с половцами соглашений[1].
Мономах рассказывает о «ловах» — поимке диких коней, охоте на оленей, куниц, лосей, туров, вепрей, медведей и неких «лютых зверей». В завершение своего повествования князь выражает надежду на благосклонность читателей к его рассказу, ведь он не стремился восхвалять «ни себя, ни смелости своей», а прославлял Господа Бога за милость, «за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Владимир Всеволодович призывает совершать добрые поступки, славя «Бога со святыми его»[1].
Письмо к Олегу Святославичу
Послание Мономаха к своему двоюродному брату Олегу Святославичу, черниговскому князю, связано с военными действиями в Муроме 6 сентября 1096 года. Защищая город от войска Олега был убит сын Владимира Мономаха — молодой муромский князь Изяслав. В своём письме князь Владимир говорит о прощении Олега за гибель сына, который приходился черниговскому князю крестником[1].
Мономах призывает Олега Святославича к миру и просит вернуть пленённую Олегом невестку. Изяслав женился в Муроме незадолго до гибели, о дальнейшей судьбе его вдовы история умалчивает. Князь Владимир удивлён, что Олег Святославич не раскаивается в совершённом грехе. Дмитрий Лихачёв отмечает, что в мировой истории не найти «ничего похожего» на это «письмо победителя Мономаха к своему побеждённому врагу». В исключительных обстоятельствах, давших повод для письма, тональность этого послания и его содержание« совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление»[8].
История «Поучения»
Каждый раздел «Поучения» относится к определённому временному отрезку. События, явившиеся поводом для написания послания Олегу Святославичу нашли отражение в Повести временных лет. Письмо, последовавшее за гибелью Изяслава Владимировича, датируют 1097 годом. По версии историографа Николая Карамзина текст «Поучения» создан не раньше 1117 года[9]. Мусин-Пушкин относит написание «Поучения» к последним годам жизни Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Михаил Погодин считал, что мысль о написании «Поучения» посетила Мономаха по пути в Ростов, где на Волге он встретился с послами Святополка Изяславича, предложившими принять участие в походе против Ростиславичей. События, относящиеся к периоду после 1099 года Погодин считал поздними дополнениями[10]. По версии Сергея Соловьёва, «Поучение» создано после 1100 года, в связи с походом против Ростиславовичей, отказавшихся выполнять решения Уветичского съезда.
«Поучение Владимира Мономаха» в Лаврентьевской летописи 1377 года написано на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи. Книга имеет деревянный переплёт, «Поучение», письмо и молитва, которую признали поздним дополнением, расположены на страницах 78-85. Листы местами повреждены капающим со свечей воском. В рукописи использован полууставной шрифт, она написана чёрными чернилами в два столбца, а заглавные буквы прописаны киноварью. У исследователей нет однозначного мнения о границах «Поучения» внутри летописи. Не ясно, где заканчивается обращение к детям и начинается послание к Олегу. Дополнительные трудности возникли в связи с тем, что летописец включил «Поучение» в текст 1096 года, а события, описанные Мономахом, относятся к более поздним датам. Лаврентьевская летопись была издана в 1793 году[10].
Первое издание произведений Владимира Мономаха было издано в Санкт-Петербурге под названием «Духовная Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названная в Летописи Суздальской Поученье». Изданием занимался Мусин-Пушкин, но археограф не указал в выходных данных своё имя. К «Поучению» прилагался словарь древнерусских слов. Исследователи указывают на неточности, допущенные издателем «Поучения»[10]. В этом издании использован шрифт en regard с параллельным переводом на второй половине страницы гражданским шрифтом. Мусин-Пушкин использует церковный шрифт как символ старины, поскольку он не соответствует орфографии 1377 года. Также исследователи указывают на отклонения от оригинала в этом издании: раскрытое титло., знаки придыхания, поставленные ударения, знаки препинания и заглавные буквы, отсутствующие в подлиннике. Некоторые буквы поставлены произвольно или изменены, пропущены частицы, присутствует неправильное деление слов[11]. «Тёмные места» рукописи, не поддающиеся расшифровке, пропущены, а в переводе даны без изменений. Очевидно, издание произведений Мономаха было призвано продемонстрировать культурное богатство древнерусского государства, а не преследовало научные цели. Это подтверждается и текстом предисловия и примечаний.
При пожаре 1812 года памятник древнерусской литературы едва не сгорел. Затем он перешёл к Карамзину, который дал своё толкование текста. Дмитрий Лихачёв назвал «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха. Именно с «Поучения» в древнерусской литературе возникла традиция обсуждения этических вопросов[3]. Третье издание «Летописи по Лаврентьевскому списку» вышло в 1897 году. Начало «Поучения» там написано полууставом конца XVIII века. Иван Ивакин охарактеризовал это издание как «каллиграфическое упражнение на основании печатного издания 1793 года»[11]. Но при всех вольностях, допущенных издателями, творение Мономаха нашло своих читателей и нашло отражение в истории и культуре.
Жанровая принадлежность
«Поучение Владимира Мономаха» сложно отнести к одному жанру. Мусин-Пушкин в первом издании текста от 1793 года назвал его «Духовной князя Владимира Всеволодовича Мономаха», то есть завещанием. Ряд учёных находят сходство «Поучения» с духовными завещаниями европейской традиции. Михаил Алексеев сравнивает «Поучение Владимира Мономаха» с «королевскими завещаниями» и королевскими поучениями[12]. Исследователи обращают внимание на английские аналоги, поскольку Владимир Всеволодович был женат на дочери последнего англо-саксонского короля Гарольда Годвинсона. Герман Филипповский указывает, что в XI веке в английской традиции создавались послания к нации, по своей адресности напоминающие «Поучение Владимира Мономаха», например, «Послание Волка к Англам» архиепископа Йоркского Вульфстана и «Письмо Кнуда к народу Англии», написанное королём Кнудом Великим[13]. В качестве альтернативы можно привести пример византийского императора Константина Багрянородного, в X веке написавшего трактат «Об управлении империей», адресованный его сыну Роману. Однако многие исследователи склоняются к мнению, что «грамотица», как назвал своё Поучение князь Владимир, является примером произведения «вне жанров».
В литературе и искусстве
Антонин Ладинский в романе «Последний путь Владимира Мономаха» описано создание князем Владимиром Поучения накануне кончины. По сюжету престарелый Мономах едет из Чернигова в Переяславль на санях, и перед его мысленным взором проходят воспоминания всей жизни, которые он записывает для детей и внуков. Цель его последнего пути — могильная плита его первой жены Гиты, по сюжету умершей достаточно молодой. Ладинский, несомненно, знал о том, что Поучение, по мнению историков, написано значительно раньше. Но художественный приём писателя высоко оценили критики и читатели. Для Антонина Ладинского этот роман стал последним и, в какой-то степени, автобиографичным: писатель умер в 1961 году, а книга была издана посмертно в 1966 году[14].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Лаврентьевская летопись. 1377 год (страницы рукописи) . Российская национальная библиотека (2012). Дата обращения: 3 декабря 2024.
- ↑ Шляков Н. В. О поучении Владимира Мономаха. — СПб.: тип. В.С. Балашева и К°, 1900. — 116 с.
- ↑ 3,0 3,1 Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 64—65. — 400 с. — ISBN 5-691-00712-2.
- ↑ Александр Ужанков. Русское летописание и страшный суд . Православие.ru. Дата обращения: 3 декабря 2024. Архивировано 3 декабря 2024 года.
- ↑ Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник : сборник. — 1962. — С. 265—271.
- ↑ Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // Труды Отдела древнерусской литературы АН СССР. — 1971. — Т. 26.
- ↑ Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1998. С. 77. История древнерусской литературы. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 77.
- ↑ Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трёх томах. — Л.: Художественная литература, 1987. — Т. 2. — С. 135.
- ↑ Электронная библиотека ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь книжников и книжности Древней Руси > В (Валаамская беседа — Вышата) > Владимир Всеволодович Мономах . Дата обращения: 19 ноября 2024. Архивировано 10 ноября 2024 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Орлов А. C. История вопроса, когда написано поучение Мономаха // Владимир Мономах. — М.: АН СССР, 1946. — С. 100—103.
- ↑ 11,0 11,1 Орлов А. С. Владимир Мономах. — Изд-во Академии наук СССР, 1946. — С. 170—179. — 191 с.
- ↑ Алексеев М. П. Англо-саксонская параллель к «Поучению» Владимира Мономаха / М. П. Алексеев // Труды отдела древнерусской литературы. — М.: АН СССР, 1935. — Т. 2. — С. 39 80.
- ↑ Филипповский Г. Ю. «Поучение» Владимира Мономаха: поэтика жанра // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 7. — С. 8—13.
- ↑ Ладинский А. Последний путь Владимира Мономаха : Ист. роман / Вступ. статья А. Каждана; Ил.: Г. Н. Бойко и И. Н. Шалито. — М.: Сов. писатель, 1966. — 476 с.
Ссылки
- Ищенко А. С. О времени включения «Поучения» Владимира Мономаха в летопись и его судьбе в составе Лаврентьевской летописи // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2023. — № 3 (23). — С. 80—93.
- Поучение Владимира Мономаха в переводе на современный язык (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)
- Поучение Владимира Мономаха. Около 1100 года. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».