Поучение Владимира Мономаха

Материал из «Знание.Вики»
Поучение Владимира Мономаха
Поучение Владимира Мономаха
«Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»
Страница из Поучения Владимира МономахаСтраница из Поучения Владимира Мономаха
Авторы Владимир Всеволодович Мономах
Дата написания XII век
Страна

«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» — памятник древнерусской литературы конца XI — начала XII века, созданный правителем древнерусского государства Владимиром Мономахом. Наследие Владимира Мономаха включено в Лаврентьевскую летопись за 1096 год[1]. Поэтому ряд исследователей относит к этому году первую редакцию Поучения. По другим данным Поучение написано в 1106 году. В те годы Мономах был князем Переяславским. Окончательная редакция относится к 1118-1119 годам, когда Владимир Мономах являлся Великим князем Киевским [2].

В «Поучении» Мономах излагает события 1070-х—1110-х годов более подробно, чем автор «Повести временных лет», в части, касающейся войны с половцами и взаимоотношений со Всеславом Чародеем, при той же последовательности. Произведение включает три различные по содержанию части: Избранные цитаты из Священных писаний, Наставления, Автобиографический рассказ о событиях жизни ( «путях и ловах») до 1097 года; письма к Олегу Святославичу. Некоторые фрагменты текста «Поучения» были утрачены[1].

«Поучение Владимира Мономаха» характеризуют как первую светскую проповедь[3]. В ряде источников текст носит отличные названия: «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение Владимира Всеволодовича», «Поучение детям»[4]. В Поучениях цитируется псалмы 36 и 55. Владимир Мономах упоминает в тексте города, которые он посещал: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов, Голтав, Лубны, Ромны, Воинь, Вырь и Корьдно (Кордно)[1].

Содержание

Завещание Владимира Мономаха детям. Литография по рисунку Бориса Чорикова. 1836 год

Исследователи полагают, что «Поучение Владимира Мономаха» включало в себя три части: «Поучение», автобиографические записи и письмо Олегу Святославичу. В состав произведения ранее включали также «Молитвы», но исследования Николая Воронина[5] и Р. Матьесена[6] установили более позднее добавление этой части текста.

Все части произведения объединены дидактическим нарративом. Первая часть включает в себя советы о поведении и образе жизни, а последующие подкрепляют их личным примером автора фактами. Владимир Кусков отмечал, что характерной особенностью «Поучения» является «тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами»[7].

Поучение детям

В начале своего послания потомкам князь Владимир обращается к читателям. Он учит не лениться, трудиться, подавать милостыню, быть верным крестному целованию. Мономах упоминает, что отказался от предложения братьев пойти войной на Ростиславичей: «не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить». Здесь речь идёт о Любечском съезде 1097 года, когда князья обязались не идти друг против друга, а вместе воевать с внешним противником. Нравственное начало князь Владимир находит в «страхе Божьем». Также Мономах говорит детям о важности даже «малых дел»: прочесть молитву, почитать старших и священников, помочь нищим, не погубить христианскую душу, быть гостеприимным, не пьянствовать, не блудить, не лгать, проявлять осторожность на войне[1].

Владимир Всеволодович цитирует Псалтирь, обращается к житию святого Василия Великого, повествующего о скромности и послушании. Его слова являются парафразом изречения Василия Великого, входящего в православные богослужебные сборники. Здесь же князь пишет о величии Господа и Его творения, цитируя Псалтирь «Триодь Постную». Он также обращается к богословскому трактату Иоанна, экзарха Болгарского «Шестоднев»[1].

Рассказ Мономаха «о путях и ловах»

Отдых Владимира Мономаха после охоты. Художник Виктор Васнецов. 1848 год

Вторая часть «Поучения» — автобиографическое повествование «о путях и ловах». Оно представляет собой хронологически построенное перечисление поездок князя Владимира и его военных походов. Мономах стремится передать потомкам свой богатый личный опыт. Он наглядно иллюстрирует соблюдение правила, упомянутых в первой части, примерами из своей жизни. Владимир Всеволодович сообщает, что начал свой самостоятельный путь в тринадцать лет. Его отец, Всеволод Ярославич, отправил его в Ростов «сквозь землю вятичей». В тексте говорится о походах Мономаха против вятичей, полочан, поляков и половцев. В общей сложности князь упоминает 83 похода и 19 заключённых с половцами соглашений[1].

Мономах рассказывает о «ловах» — поимке диких коней, охоте на оленей, куниц, лосей, туров, вепрей, медведей и неких «лютых зверей». В завершение своего повествования князь выражает надежду на благосклонность читателей к его рассказу, ведь он не стремился восхвалять «ни себя, ни смелости своей», а прославлял Господа Бога за милость, «за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Владимир Всеволодович призывает совершать добрые поступки, славя «Бога со святыми его»[1].

Встреча Владимира Мономаха с Олегом и Давыдом Святославичами. Радзивилловская летопись XV века

Письмо к Олегу Святославичу

Послание Мономаха к своему двоюродному брату Олегу Святославичу, черниговскому князю, связано с военными действиями в Муроме 6 сентября 1096 года. Защищая город от войска Олега был убит сын Владимира Мономаха — молодой муромский князь Изяслав. В своём письме князь Владимир говорит о прощении Олега за гибель сына, который приходился черниговскому князю крестником[1].

Мономах призывает Олега Святославича к миру и просит вернуть пленённую Олегом невестку. Изяслав женился в Муроме незадолго до гибели, о дальнейшей судьбе его вдовы история умалчивает. Князь Владимир удивлён, что Олег Святославич не раскаивается в совершённом грехе. Дмитрий Лихачёв отмечает, что в мировой истории не найти «ничего похожего» на это «письмо победителя Мономаха к своему побеждённому врагу». В исключительных обстоятельствах, давших повод для письма, тональность этого послания и его содержание« совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление»[8].

История «Поучения»

Лаврентьевская летопись 1377 года. Начальный разворот

Каждый раздел «Поучения» относится к определённому временному отрезку. События, явившиеся поводом для написания послания Олегу Святославичу нашли отражение в Повести временных лет. Письмо, последовавшее за гибелью Изяслава Владимировича, датируют 1097 годом. По версии историографа Николая Карамзина текст «Поучения» создан не раньше 1117 года[9]. Мусин-Пушкин относит написание «Поучения» к последним годам жизни Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Михаил Погодин считал, что мысль о написании «Поучения» посетила Мономаха по пути в Ростов, где на Волге он встретился с послами Святополка Изяславича, предложившими принять участие в походе против Ростиславичей. События, относящиеся к периоду после 1099 года Погодин считал поздними дополнениями[10]. По версии Сергея Соловьёва, «Поучение» создано после 1100 года, в связи с походом против Ростиславовичей, отказавшихся выполнять решения Уветичского съезда.

Лаврентьевская летопись 1377 года. Оборот 81-го листа. Содержит описание военных походов Владимира Мономаха

«Поучение Владимира Мономаха» в Лаврентьевской летописи 1377 года написано на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи. Книга имеет деревянный переплёт, «Поучение», письмо и молитва, которую признали поздним дополнением, расположены на страницах 78-85. Листы местами повреждены капающим со свечей воском. В рукописи использован полууставной шрифт, она написана чёрными чернилами в два столбца, а заглавные буквы прописаны киноварью. У исследователей нет однозначного мнения о границах «Поучения» внутри летописи. Не ясно, где заканчивается обращение к детям и начинается послание к Олегу. Дополнительные трудности возникли в связи с тем, что летописец включил «Поучение» в текст 1096 года, а события, описанные Мономахом, относятся к более поздним датам. Лаврентьевская летопись была издана в 1793 году[10].

Первое издание произведений Владимира Мономаха было издано в Санкт-Петербурге под названием «Духовная Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названная в Летописи Суздальской Поученье». Изданием занимался Мусин-Пушкин, но археограф не указал в выходных данных своё имя. К «Поучению» прилагался словарь древнерусских слов. Исследователи указывают на неточности, допущенные издателем «Поучения»[10]. В этом издании использован шрифт en regard с параллельным переводом на второй половине страницы гражданским шрифтом. Мусин-Пушкин использует церковный шрифт как символ старины, поскольку он не соответствует орфографии 1377 года. Также исследователи указывают на отклонения от оригинала в этом издании: раскрытое титло., знаки придыхания, поставленные ударения, знаки препинания и заглавные буквы, отсутствующие в подлиннике. Некоторые буквы поставлены произвольно или изменены, пропущены частицы, присутствует неправильное деление слов[11]. «Тёмные места» рукописи, не поддающиеся расшифровке, пропущены, а в переводе даны без изменений. Очевидно, издание произведений Мономаха было призвано продемонстрировать культурное богатство древнерусского государства, а не преследовало научные цели. Это подтверждается и текстом предисловия и примечаний.

При пожаре 1812 года памятник древнерусской литературы едва не сгорел. Затем он перешёл к Карамзину, который дал своё толкование текста. Дмитрий Лихачёв назвал «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха. Именно с «Поучения» в древнерусской литературе возникла традиция обсуждения этических вопросов[3]. Третье издание «Летописи по Лаврентьевскому списку» вышло в 1897 году. Начало «Поучения» там написано полууставом конца XVIII века. Иван Ивакин охарактеризовал это издание как «каллиграфическое упражнение на основании печатного издания 1793 года»[11]. Но при всех вольностях, допущенных издателями, творение Мономаха нашло своих читателей и нашло отражение в истории и культуре.

Жанровая принадлежность

Почтовая марка России «Владимир Мономах». 2003 год

«Поучение Владимира Мономаха» сложно отнести к одному жанру. Мусин-Пушкин в первом издании текста от 1793 года назвал его «Духовной князя Владимира Всеволодовича Мономаха», то есть  завещанием. Ряд учёных находят сходство «Поучения» с духовными завещаниями европейской традиции. Михаил Алексеев сравнивает «Поучение Владимира Мономаха» с «королевскими завещаниями» и королевскими поучениями[12]. Исследователи обращают внимание на английские аналоги, поскольку Владимир Всеволодович был женат на дочери последнего англо-саксонского короля Гарольда Годвинсона. Герман Филипповский указывает, что в XI веке в английской традиции создавались послания к нации, по своей адресности напоминающие «Поучение Владимира Мономаха», например, «Послание Волка к Англам» архиепископа Йоркского Вульфстана и «Письмо Кнуда к народу Англии», написанное королём Кнудом Великим[13]. В качестве альтернативы можно привести пример византийского императора Константина Багрянородного, в X веке написавшего трактат «Об управлении империей», адресованный его сыну Роману. Однако многие исследователи склоняются к мнению, что «грамотица», как назвал своё Поучение князь Владимир, является примером произведения «вне жанров».

В литературе и искусстве

Антонин Ладинский в романе «Последний путь Владимира Мономаха» описано создание князем Владимиром Поучения накануне кончины. По сюжету престарелый Мономах едет из Чернигова в Переяславль на санях, и перед его мысленным взором проходят воспоминания всей жизни, которые он записывает для детей и внуков. Цель его последнего пути — могильная плита его первой жены Гиты, по сюжету умершей достаточно молодой. Ладинский, несомненно, знал о том, что Поучение, по мнению историков, написано значительно раньше. Но художественный приём писателя высоко оценили критики и читатели. Для Антонина Ладинского этот роман стал последним и, в какой-то степени, автобиографичным: писатель умер в 1961 году, а книга была издана посмертно в 1966 году[14].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Лаврентьевская летопись. 1377 год (страницы рукописи). Российская национальная библиотека (2012). Дата обращения: 3 декабря 2024.
  2. Шляков Н. В. О поучении Владимира Мономаха. — СПб.: тип. В.С. Балашева и К°, 1900. — 116 с.
  3. 3,0 3,1 Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 64—65. — 400 с. — ISBN 5-691-00712-2.
  4. Александр Ужанков. Русское летописание и страшный суд. Православие.ru. Дата обращения: 3 декабря 2024. Архивировано 3 декабря 2024 года.
  5. Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха // Историко-археологический сборник : сборник. — 1962. — С. 265—271.
  6. Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // Труды Отдела древнерусской литературы АН СССР. — 1971. — Т. 26.
  7. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1998. С. 77. История древнерусской литературы. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 77.
  8. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трёх томах. — Л.: Художественная литература, 1987. — Т. 2. — С. 135.
  9. Электронная библиотека ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь книжников и книжности Древней Руси > В (Валаамская беседа — Вышата) > Владимир Всеволодович Мономах. Дата обращения: 19 ноября 2024. Архивировано 10 ноября 2024 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 Орлов А. C. История вопроса, когда написано поучение Мономаха // Владимир Мономах. — М.: АН СССР, 1946. — С. 100—103.
  11. 11,0 11,1 Орлов А. С. Владимир Мономах. — Изд-во Академии наук СССР, 1946. — С. 170—179. — 191 с.
  12. Алексеев М. П. Англо-саксонская параллель к «Поучению» Владимира Мономаха / М. П. Алексеев // Труды отдела древнерусской литературы. — М.: АН СССР, 1935. — Т. 2. — С. 39 80.
  13. Филипповский Г. Ю. «Поучение» Владимира Мономаха: поэтика жанра // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 7. — С. 8—13.
  14. Ладинский А. Последний путь Владимира Мономаха : Ист. роман / Вступ. статья А. Каждана; Ил.: Г. Н. Бойко и И. Н. Шалито. — М.: Сов. писатель, 1966. — 476 с.

Ссылки