Любечский съезд
Любечский съезд | |
---|---|
Любечский съезд | |
Дата проведения | 1097 |
Участники |
Святополк Изяславич Владимир Мономах Олег и Давыд Святославичи Давыд Игоревич Василько Ростиславич |
Рассмотренные вопросы | раздела землевладений между князьями |
Лю́бечский съезд (1097) — собрание древнерусских князей, произошедшее в 1097 году и ставившее своей целью урегулировать основные территориальные и наследственные споры между князьями. Съезд проходил в небольшом древнерусском городе Любеч. По месту проведения он и получил своё название. На Любечском съезде был окончательно оформлен раздел территории Древнерусского государства между всеми князьями из династии Рюриковичей и вместе с этим был урегулирован новый принцип наследования.
Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года. Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага — половцев. Любеческий съезд князей прошёл успешно и удалось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях. Были определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов[1].
Предпосылки
В середине XI века, после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году, Русская земля была поделена его сыновьями на отдельные княжества. Старший сын, Изяслав, получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество; Святослав — Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод — Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье; Игорь — Владимир-на-Волыни; Вячеслав — Смоленск. После смерти Всеволода любой из внуков Ярослава Мудорого мог занять Киевский престол: и старший сын Всеволода Владимир Монамах, и старший Святослава Олег, и старший сын Изяслава Святополк[2].
Умирая в 1093 году, Всеволод Ярославич просил поставить гроб его возле гробницы отца -такова была воля Ярослава Мудрого, некогда сказавшего сыну: «Когда Бог пошлёт тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих». К моменту смерти Всеволода наиболее вероятным кандидатом на Киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца — уступил Киевский стол своему двоюродному брату Святополку Изяславичу Туровскому. Это решение все одобрили — тогда было принято передавать власть «горизонтально» — от старшего брата к младшему, а не «вертикально» — от отца к сыну. Поэтому сын старшего Ярославича Изяслава Святополк стоял «выше» Владимира Мономаха — сына младшего из Ярославичей Всеволода. Мономах с этим считался, хотя отношения со Святополком Изяславичем у него сложились тяжёлые[3].
Запутанность княжеских требований и взаимных претензий вела к распрям, междоусобным раздорам и братоубийственным войнам, которые изнутри разъедали великое государство — Киевскую Русь. Каждый князь силой хотел захватить территорию соседа и сесть на великокняжеский стол в Киеве. Одной из причин этих раздоров было отсутствие прямого наследования земель. Вотчины и уделы наследовались не сыном после отца, а старшим братом. Сыновья же оставались без земли, что и приводило к бесконечным спорам и попыткам решить их с помощью силы. Положение осложнялось набегами половцев. Видя эти усобицы, чем дальше, тем активнее вторгались в Русскую землю орды половцев и других врагов, которым иной раз сами же русские князья показывали путь в свою землю[4].
Владимир Мономах был правой рукой при жизни отца, его надеждой и опорой в Чернигове, участвовал в битве на Стугне (1093) года, но потерпел поражение, уступив часть территорий захвтатчикам. В 1094 году Олег Святославич при поддержке половцев выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой князя, Святополка Изяславича киевского, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы атаковали южные границы Руси. В 1096—1097 годах Мстислав Владимирович с новгородцами и Вячеслав Владимирович с половцами боролись с Олегом за Муром, Рязань, Суздаль и Ростов, нанеся ему поражение на Колокше. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны. Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей — с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз[1].
Первый Любечский съезд
Владимир Монамах незадолго до этого добровольно уступил черниговское княжество Святославичам, а сам сел в Переяславле. На съезде присутствовало шесть князей: великий князь киевский Святополк Изяславич, переяславский (на то время) князь Владимир Мономах, смоленский князь Давыд Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич[5]. Князья прибыли на съезд с малыми дружинами. Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами, что отныне не дадут половцам разорять Русь. Ни один из князей не был признан «старейшим». Основной целью Любечского съезда было создание единого государства. Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, — родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство — ветви династии Рюриковичей стали «прикрепляться» к определённым территориям.
Первый Любечский съезд прекратил на определённое время борьбу за черниговские земли и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы. Решения его настолько значимы, что, сопоставляя с современностью, можно сказать, что государственность трёх стран — Украины, Беларуси и России начиналась в Любече. И сегодня, когда потребность в объединении этих братских народов не меньше, чем в далёком 1097 году, следует вспомнить, что именно Любеч был центром тяготения братских народов[1].
Территории были поделены следующим образом[6]:
Черниговская земля, на территории которой находился Любеч, досталась Святославичам — братьям Давиду и Олегу.
Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль (ныне Пшемысль) ;
Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;
Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
Святополк Изяславич — Киев с Туровским княжеством и Пинском и титул Великого князя.
Последствия Любечского съезда князей
События после съезда
Однако постановления Любечского съезда не устранили междоусобную борьбу князей. Волынский князь Давид Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где он обвинён в измене. Давыд Игоревич посадил Василько в темницу во Владимире-Волынском и захватил его владения. Мир был нарушен, и усобицы вспыхнули вновь. Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал Второй съезд князей в Уветичах 1110 году, на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство. Ростиславичам удалось отстоять свои владения, а Волынь перешла от Давыда к Святополку по решению нового съезда в Уветичах в 1100 году[7]
Итоги Любечского съезда князей
Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Юшко А. Древний Любеч и его роль в создании государственности славянских народов . Отечественные истории. Дата обращения: 23 июня 2024.
- ↑ Кацва Л. А., 2003, гл.Усобницы на Руси после смерти Я. Мудрого.
- ↑ Евгений Анисимов, доктор исторических наук, 2016, гл.Любечский съезд.
- ↑ Евгений Анисимов, доктор исторических наук, 2016, гл. Ярослав Мудрый и его недружные сыновья и внуки.
- ↑ Любечский съезд . Военная история. Дата обращения: 25 июня 2024.
- ↑ 19 октября 1097 года состоялся Любечский съезд русских князей . Культурно-исторический вестник Минераловодческого округа. Дата обращения: 24 июня 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Носовский Ю. Любеческий съезд: как князья узаконили раздел Киевской Руси . «Камертон» сетевой литературный и исторический журнал (18 октября 2022). Дата обращения: 9 июля 2024.
Литература
- Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. — Санкт-Петербург: ООО "Питер", 2016. — 266 с. — ISBN 978-5-496-00068-0.
- Кацва Л. А. История России с древних времён и до XX века (пособие для поступающих в ВУЗЫ). — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени Герцена, 2003.
Ссылки
- Юшко А. Древний Любеч и его роль в создании государственности славянских народов . Отечественные истории. Дата обращения: 23 июня 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |