Любечский съезд

Материал из «Знание.Вики»
Любечский съезд
Любечский съезд
Памятник Любечскому съезду князей. Скульптор Геннадий ЕршовПамятник Любечскому съезду князей. Скульптор Геннадий Ершов
Дата проведения 1097
Участники Святополк Изяславич
Владимир Мономах
Олег и Давыд Святославичи
Давыд Игоревич
Василько Ростиславич
Рассмотренные вопросы раздела землевладений между князьями

Лю́бечский съезд (1097) — собрание древнерусских князей, произошедшее в 1097 году и ставившее своей целью урегулировать основные территориальные и наследственные споры между князьями. Съезд проходил в небольшом древнерусском городе Любеч. По месту проведения он и получил своё название. На Любечском съезде был окончательно оформлен раздел территории Древнерусского государства между всеми князьями из династии Рюриковичей и вместе с этим был урегулирован новый принцип наследования.

Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года. Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага — половцев. Любеческий съезд князей прошёл успешно и удалось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях. Были определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов[1].

Предпосылки

В середине XI века, после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году, Русская земля была поделена его сыновьями на отдельные княжества. Старший сын, Изяслав, получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество; Святослав — Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод — Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье; Игорь — Владимир-на-Волыни; Вячеслав — Смоленск. После смерти Всеволода любой из внуков Ярослава Мудорого мог занять Киевский престол: и старший сын Всеволода Владимир Монамах, и старший Святослава Олег, и старший сын Изяслава Святополк[2].

Умирая в 1093 году, Всеволод Ярославич просил поставить гроб его возле гробницы отца -такова была воля Ярослава Мудрого, некогда сказавшего сыну: «Когда Бог пошлёт тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих». К моменту смерти Всеволода наиболее вероятным кандидатом на Киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца — уступил Киевский стол своему двоюродному брату Святополку Изяславичу Туровскому. Это решение все одобрили — тогда было принято передавать власть «горизонтально» — от старшего брата к младшему, а не «вертикально» — от отца к сыну. Поэтому сын старшего Ярославича Изяслава Святополк стоял «выше» Владимира Мономаха — сына младшего из Ярославичей Всеволода. Мономах с этим считался, хотя отношения со Святополком Изяславичем у него сложились тяжёлые[3].

Запутанность княжеских требований и взаимных претензий вела к распрям, междоусобным раздорам и братоубийственным войнам, которые изнутри разъедали великое государство — Киевскую Русь. Каждый князь силой хотел захватить территорию соседа и сесть на великокняжеский стол в Киеве. Одной из причин этих раздоров было отсутствие прямого наследования земель. Вотчины и уделы наследовались не сыном после отца, а старшим братом. Сыновья же оставались без земли, что и приводило к бесконечным спорам и попыткам решить их с помощью силы. Положение осложнялось набегами половцев. Видя эти усобицы, чем дальше, тем активнее вторгались в Русскую землю орды половцев и других врагов, которым иной раз сами же русские князья показывали путь в свою землю[4].

Владимир Мономах был правой рукой при жизни отца, его надеждой и опорой в Чернигове, участвовал в битве на Стугне (1093) года, но потерпел поражение, уступив часть территорий захвтатчикам. В 1094 году Олег Святославич при поддержке половцев выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой князя, Святополка Изяславича киевского, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы атаковали южные границы Руси. В 1096—1097 годах Мстислав Владимирович с новгородцами и Вячеслав Владимирович с половцами боролись с Олегом за Муром, Рязань, Суздаль и Ростов, нанеся ему поражение на Колокше. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны. Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей — с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз[1].

Первый Любечский съезд

Владимир Монамах незадолго до этого добровольно уступил черниговское княжество Святославичам, а сам сел в Переяславле. На съезде присутствовало шесть князей: великий князь киевский Святополк Изяславич, переяславский (на то время) князь Владимир Мономах, смоленский князь Давыд Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич[5]. Князья прибыли на съезд с малыми дружинами. Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами, что отныне не дадут половцам разорять Русь. Ни один из князей не был признан «старейшим». Основной целью Любечского съезда было создание единого государства. Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, — родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство — ветви династии Рюриковичей стали «прикрепляться» к определённым территориям.

Первый Любечский съезд прекратил на определённое время борьбу за черниговские земли и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы. Решения его настолько значимы, что, сопоставляя с современностью, можно сказать, что государственность трёх стран — Украины, Беларуси и России начиналась в Любече. И сегодня, когда потребность в объединении этих братских народов не меньше, чем в далёком 1097 году, следует вспомнить, что именно Любеч был центром тяготения братских народов[1].

Территории были поделены следующим образом[6]:

Черниговская земля, на территории которой находился Любеч, досталась Святославичам — братьям Давиду и Олегу.

Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль (ныне Пшемысль) ;

Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;

Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;

Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;

Святополк Изяславич — Киев с Туровским княжеством и Пинском и титул Великого князя.

Последствия Любечского съезда князей

События после съезда

Однако постановления Любечского съезда не устранили междоусобную борьбу князей. Волынский князь Давид Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где он обвинён в измене. Давыд Игоревич посадил Василько в темницу во Владимире-Волынском и захватил его владения. Мир был нарушен, и усобицы вспыхнули вновь. Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал Второй съезд князей в Уветичах 1110 году, на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство. Ростиславичам удалось отстоять свои владения, а Волынь перешла от Давыда к Святополку по решению нового съезда в Уветичах в 1100 году[7]

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Юшко А. Древний Любеч и его роль в создании государственности славянских народов. Отечественные истории. Дата обращения: 23 июня 2024.
  2. Кацва Л. А., 2003, гл.Усобницы на Руси после смерти Я. Мудрого.
  3. Евгений Анисимов, доктор исторических наук, 2016, гл.Любечский съезд.
  4. Евгений Анисимов, доктор исторических наук, 2016, гл. Ярослав Мудрый и его недружные сыновья и внуки.
  5. Любечский съезд. Военная история. Дата обращения: 25 июня 2024.
  6. 19 октября 1097 года состоялся Любечский съезд русских князей. Культурно-исторический вестник Минераловодческого округа. Дата обращения: 24 июня 2024.
  7. 7,0 7,1 Носовский Ю. Любеческий съезд: как князья узаконили раздел Киевской Руси. «Камертон» сетевой литературный и исторический журнал (18 октября 2022). Дата обращения: 9 июля 2024.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!