Ольга (княгиня киевская)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Ольга (в крещении Елена)
др.-сканд. Helga, церк.-слав. Ольга
Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869
Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869
945 — 960
Предшественник Игорь Рюрикович
Преемник Святослав Игоревич

Рождение не позднее 920[1][2]
Псков, Киевская Русь
Смерть 11 июля 969(0969-07-11)
Киев, Киевская Русь
Род Рюриковичи (по мужу)
Супруг Игорь Рюрикович
Дети Святослав Игоревич
Отношение к религии православие, до крещения — язычество

О́льга, в крещении — Еле́на (др.-сканд. Helga, церк.-слав. Ольга; около 893/920 — 969, Киев) — древнерусская княгиня, правящая Киевской Русью после гибели мужа киевского князя Игоря Рюриковича в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Годы правления пришлись на период с 945 по 960 год (не ра­нее 944 — не ра­нее 959)[3].

Первая из правителей Руси, которая приняла христианство, святая равноапостольная Православной церкви; её память празднуется 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынских святых[4].

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

Этимология имени

Имя заимствовано из др.-сканд. Helga (от heilagr — «святой», «священный»).

Биография

Летописные сведения

По данным «Повести временных лет», Ольга родилась в деревне возле города Плескова, ныне Псков. Имя великой княгини указывает на её скандинавское происхождение[5]. Точная дата её рождения не известна, поздняя Степенная книга (XVI век) утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что позволяет исследователям отнести дату её рождения к концу IX века. В «Архангелогородском летописце» сообщается, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого видные историки: Николай Карамзин, Людмила Морозова и Леонтий Войтович называют датой её рождения — 893 год. По другим версиям это 890 или даже 920 году.

Так как в древнерусских источниках возраст Ольги сильно варьируются, например, Проложное житие княгини утверждает, что на момент смерти ей было 75 лет — вопрос о дате рождения княгини и о возрасте, в котором она вышла замуж, до сих пор является спорным.

В Пространной редакции Жития святой великой княгини Ольги, написанной духовником Ивана Грозного протопопом Сильвестром в середине XVI века есть свидетельство, что княгиня Ольга родилась в славянском племени кривичей деревни Выбуты, расположенной в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Подтверждением этого факта должно служить наличие местных топонимов, связанных с именем Ольги, например, Ольгина Гора, упоминающаяся в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев[6].

Согласно житию княгини родословная Ольги восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись уточняет, что вышла она из рода князей Изборских, одной из древнерусских княжеских династий X—XI веков впоследствии вытесненной Рюриковичами и сроднившейся с ними посредством браков[7].

Составитель жития Ольги, который был родом из Пскова, пишет что княгиня была незнатного рода, из простолюдин, «язы́ка варяжского»[8]:

Ольга родися в Плесковской стране , ввеси зовомыя Выбуто, отца имеаше неверна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска <…> О имени же отца и матери писание нигде не изъяви…

Варяжское происхождение княгини предполагается на основе её имени, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[9][10][11]. Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга[12].

Про ранние годы Ольги сведений почти не сохранилось. В древнерусской письменности упоминания о великой княгине помимо «Повести временных лет» встречаются в труде «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, в летописных сводах в виде немногих легенд позднего происхождения и в редакции Проложного жития.

Брак и начало правления

Согласно «Повести временных лет» в 12 лет она была просватана Вещим Олегом за сына, князя Игоря из династии Рюриковичей. Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы, однако необходимо учитывать, что по византийским законам той эпохи совершеннолетие девушек наступало в 12 лет.

Хотя возраст вступления в брак подвергается сомнениям, исследователи сходятся в мнении, что этот брак был заключён по политическим причинам, и молодые люди, вероятно, не испытывали друг к другу глубоких чувств. Однако в Степенной книге изложена легенда о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчицей была юная девушка. Игорь тотчас же «разгорѣ́сѧ жела́нїемъ», но получил отказ девушки:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Когда пришло ему время искать себе невесту, он послал Олега свататься за неё не желая никакой другой жены.

В Новгородской Первой летописи, которая содержит фрагменты Начального свода XI века, не содержит указания даты свадьбы Игоря и Ольги. Вполне вероятно, что указание года появилось в более позднее время и было связано с попыткой Нестора Летописца привести истоки древнерусской истории в хронологический порядок.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погиб от рук древлян, которые воспротивились повторному взиманию с них дани. Сыну Игоря и Ольги — Святославу на тот момент было три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала вдовствующая княгиня Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника стола.

Месть древлянам

«Мщение Ольги против идолов древлянских». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

В 945 году князь Игорь погиб во время сбора дани с древлян. После убийства мужа, его вдова решила отомстить за смерть мужа и наказать виновных. Взяв бразды правления в свои руки, Ольга жестоко наказала древлян за содеянное. Историки считают, что она могла использовать эту месть как средство укрепления своей власти и авторитета среди других славянских племён.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

Первая месть

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй.

И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

Вторая месть

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

Четвёртая месть

Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня (ныне украинский город Коростень)[13]. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня была перебита, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов, скальдом Снорри Стурлусоном (Сага о Харальде Суровом)[14] и фольклорном сказании о Гутруме, который якобы таким способом взял Сайренсестер в Уэссексе[13]. По предположению ряда исследователей, сюжет с птицами мог попасть в Скандинавию напрямую из древнерусского предания[15][16].

После расправы над древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактической правительницей, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством. Приведённую с собой древлянскую челядь Ольга поселила в своём селе Ольжичи под Киевом.

Правление Ольги

После покорения древлян Ольга отправилась в новгородские и псковские земли, где определила всем дань, и вернулась в Киев к сыну Святославу. При ней была создана система погостов, которые являлись центрами торговли и обмена и в которых происходил сбор податей. И уже впоследствии по погостам стали строить храмы. В Киеве начали возводиться каменные здания (городской дворец и загородный терем Ольги), проводилось благоустройство и подвластных земель. Ольга установила размеры полюдья, то есть податей в пользу Киева, также были определены сроки и периодичность их уплаты. Во главе подвластных Киеву земель были поставлены княжеские администраторы-тиуны, которые и контролировали все эти положения.

Устройство Ольгой погостов и обложение данью населения; княжение Ольги и Святослава в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Великая княгиня Ольга. Дж. Чэпмен, 1800.

Крещение Ольги и церковное почитание

Ольга
Saint olga bulgaria icon.gif
Дата рождения ок. 920
Место рождения Псков, Киевская Русь
Дата смерти: 969 год(0969)
Место смерти: Киев, Киевская Русь
Почитается В Православной и Католической церквях
Прославлен(а) Не позднее XIII века
В лике равноапостольной
День памяти 11 (24) июля
Труды Подготовка крещения Руси

В 955 году Ольга отправилась в Константинополь, где произошло ее крещение. Она предложила креститься сыну, но тот посмеялся над этим, опасаясь потерять доверие дружины. В 957 году Ольга вернулась в Константинополь уже в составе официальной делегации, и там ее именовали правительницей Руси, а ее сын Святослав упоминается без титулов. В 969 году Ольга умерла, и на время военных походов правителем в Киеве оставался сын Святослава Ярополк.

выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах:

И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещёная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой[17].

Иван Акимов. Крещение княгини Ольги

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961 год) и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики.

Образ святой Ольги на входе в Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве. Медь, чеканка

Византийский рассказ о приёме Ольги в Константинополе озаглавлен так же, как озаглавлена беседа патриарха Фотия о нашествии Руси, то есть посещение Ольгой Константинополя обозначено на греческом языке выражением, имеющим смысл нашествия или военного похода. Новгородский патриарх Антоний говорит, что в храме Святой Софии ему показывали «блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда она взяла дань ходивши на Царьград»[18].

Княгиня за­ве­ща­ла по­хо­ро­нить се­бя по христи­ан­ско­му об­ря­ду. При­чис­ле­на к ли­ку святых в чи­не святой рав­но­апо­столь­ной, точная да­та ка­но­ни­за­ции княгини неизвестна. Сло­же­ние цер­ков­но­го по­чи­та­ния про­сле­жи­ва­ет­ся в те­че­ние 11-13 веков.

Исторические источники об Ольге

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю Владимиру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. По утверждению Игоря Николаевича Данилевского, некоторые фрагменты жизнеописания Ольги из Повести временных лет являются прямыми переложениями библейских сюжетов и, следовательно, сомнительны с фактологической точки зрения.

Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал чаще всего племянника, но также и двоюродного брата.

Память о святой княгине Ольге

Галерея

В художественной литературе

Кинематограф

В мультфильмах

Балет

Первоисточники

Примечания

  1. Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — 2007. — (Жизнь замечательных людей). — С. 41. Автор исходит из рождения Святослава Игоревича около 939 года, и, как минимум 16—18-летнего возраста Ольги к моменту рождения.
  2. Рыбаков Б. А. Рождение Руси. — 2004. — С. 150.
  3. А. В. Назаренко. Ольга. БРЭ. Дата обращения: 27 ноября 2024.
  4. Княгиня Ольга. История.рф. Дата обращения: 27 ноября 2024.
  5. Егор Холмогоров. Святая равноапостольная княгиня Ольга // Альфа и Омега : альманах. — 1994. — № 3.
  6. На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.
  7. Житие святой Равноапостольной княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены. Радио "Благо". Дата обращения: 27 ноября 2024.
  8. Серебрянский, Н. И. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. — М., 1915.
  9. Ольга // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  10. Vilhelm Thomsen. Der Ursprung des russischen Staates (нем.). — Gotha: F. A. Perthes, 1879. — S. 74, 146. — 177 S.
  11. Николаев С. Л. К этимологии и сравнительно-исторической фонетике имён северогерманского (скандинавского) происхождения в «Повести временных лет» // Вопросы ономастики. — 2017. — Т. 14, № 2.
  12. Княгиня Ольга в Константинополе. Архивная копия от 4 февраля 2020 на Wayback Machine.
  13. 13,0 13,1 Д. Хейвуд. Люди Севера: История викингов. 793—1241. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 554 с. — ISBN 9785961445060.
  14. Снорри Стурлусон. «Круг Земной», Сага о Харальде Суровом.
  15. Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — М., 2019. — 305 с.
  16. Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX—XIV вв.. — М., 1878. — 63 с.
  17. Иоанн Скилица, 240.
  18. Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. ІІІ. — Ленинград, М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР, 1948.
  19. Ватикан. Виртуальный тур, точка 3. Княгиня Ольга. Vatican.va. Дата обращения: 27 ноября 2024.

Литература

Ссылки

Шаблон:Библиоинформация Шаблон:Собор Волынских святых Шаблон:Правители Древнерусского государства

Шаблон:Равноапостольные женщины