Ольга (княгиня киевская)
Ольга (в крещении Елена) | |
---|---|
др.-сканд. Helga, церк.-слав. Ольга | |
Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869 | |
945 — 960 | |
Предшественник | Игорь Рюрикович |
Преемник | Святослав Игоревич |
|
|
Рождение |
не позднее 920[1][2] Псков, Киевская Русь |
Смерть |
11 июля 969 Киев, Киевская Русь |
Род | Рюриковичи (по мужу) |
Супруг | Игорь Рюрикович |
Дети | Святослав Игоревич |
Отношение к религии | православие, до крещения — язычество |
О́льга, в крещении — Еле́на (др.-сканд. Helga, церк.-слав. Ольга; около 893/920 — 969, Киев) — древнерусская княгиня, правящая Киевской Русью после гибели мужа киевского князя Игоря Рюриковича в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Годы правления пришлись на период с 945 по 960 год (не ранее 944 — не ранее 959)[3].
Первая из правителей Руси, которая приняла христианство, святая равноапостольная Православной церкви; её память празднуется 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынских святых[4].
Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.
Этимология имени
Имя заимствовано из др.-сканд. Helga (от heilagr — «святой», «священный»).
Биография
Летописные сведения
По данным «Повести временных лет», Ольга родилась в деревне возле города Плескова, ныне Псков. Имя великой княгини указывает на её скандинавское происхождение[5]. Точная дата её рождения не известна, поздняя Степенная книга (XVI век) утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что позволяет исследователям отнести дату её рождения к концу IX века. В «Архангелогородском летописце» сообщается, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого видные историки: Николай Карамзин, Людмила Морозова и Леонтий Войтович называют датой её рождения — 893 год. По другим версиям это 890 или даже 920 году.
Так как в древнерусских источниках возраст Ольги сильно варьируются, например, Проложное житие княгини утверждает, что на момент смерти ей было 75 лет — вопрос о дате рождения княгини и о возрасте, в котором она вышла замуж, до сих пор является спорным.
В Пространной редакции Жития святой великой княгини Ольги, написанной духовником Ивана Грозного протопопом Сильвестром в середине XVI века есть свидетельство, что княгиня Ольга родилась в славянском племени кривичей деревни Выбуты, расположенной в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Подтверждением этого факта должно служить наличие местных топонимов, связанных с именем Ольги, например, Ольгина Гора, упоминающаяся в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев[6].
Согласно житию княгини родословная Ольги восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись уточняет, что вышла она из рода князей Изборских, одной из древнерусских княжеских династий X—XI веков впоследствии вытесненной Рюриковичами и сроднившейся с ними посредством браков[7].
Составитель жития Ольги, который был родом из Пскова, пишет что княгиня была незнатного рода, из простолюдин, «язы́ка варяжского»[8]:
Ольга родися в Плесковской стране , ввеси зовомыя Выбуто, отца имеаше неверна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска <…> О имени же отца и матери писание нигде не изъяви…
Варяжское происхождение княгини предполагается на основе её имени, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[9][10][11]. Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга[12].
Про ранние годы Ольги сведений почти не сохранилось. В древнерусской письменности упоминания о великой княгине помимо «Повести временных лет» встречаются в труде «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, в летописных сводах в виде немногих легенд позднего происхождения и в редакции Проложного жития.
Брак и начало правления
Согласно «Повести временных лет» в 12 лет она была просватана Вещим Олегом за сына, князя Игоря из династии Рюриковичей. Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы, однако необходимо учитывать, что по византийским законам той эпохи совершеннолетие девушек наступало в 12 лет.
Хотя возраст вступления в брак подвергается сомнениям, исследователи сходятся в мнении, что этот брак был заключён по политическим причинам, и молодые люди, вероятно, не испытывали друг к другу глубоких чувств. Однако в Степенной книге изложена легенда о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчицей была юная девушка. Игорь тотчас же «разгорѣ́сѧ жела́нїемъ», но получил отказ девушки:
Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.
Когда пришло ему время искать себе невесту, он послал Олега свататься за неё не желая никакой другой жены.
В Новгородской Первой летописи, которая содержит фрагменты Начального свода XI века, не содержит указания даты свадьбы Игоря и Ольги. Вполне вероятно, что указание года появилось в более позднее время и было связано с попыткой Нестора Летописца привести истоки древнерусской истории в хронологический порядок.
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погиб от рук древлян, которые воспротивились повторному взиманию с них дани. Сыну Игоря и Ольги — Святославу на тот момент было три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала вдовствующая княгиня Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника стола.
Месть древлянам
В 945 году князь Игорь погиб во время сбора дани с древлян. После убийства мужа, его вдова решила отомстить за смерть мужа и наказать виновных. Взяв бразды правления в свои руки, Ольга жестоко наказала древлян за содеянное. Историки считают, что она могла использовать эту месть как средство укрепления своей власти и авторитета среди других славянских племён.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
Первая месть
Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй.
И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
Вторая месть
Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Третья месть
Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.
Четвёртая месть
В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня (ныне украинский город Коростень)[13]. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня была перебита, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов, скальдом Снорри Стурлусоном (Сага о Харальде Суровом)[14] и фольклорном сказании о Гутруме, который якобы таким способом взял Сайренсестер в Уэссексе[13]. По предположению ряда исследователей, сюжет с птицами мог попасть в Скандинавию напрямую из древнерусского предания[15][16].
После расправы над древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактической правительницей, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством. Приведённую с собой древлянскую челядь Ольга поселила в своём селе Ольжичи под Киевом.
Правление Ольги
После покорения древлян Ольга отправилась в новгородские и псковские земли, где определила всем дань, и вернулась в Киев к сыну Святославу. При ней была создана система погостов, которые являлись центрами торговли и обмена и в которых происходил сбор податей. И уже впоследствии по погостам стали строить храмы. В Киеве начали возводиться каменные здания (городской дворец и загородный терем Ольги), проводилось благоустройство и подвластных земель. Ольга установила размеры полюдья, то есть податей в пользу Киева, также были определены сроки и периодичность их уплаты. Во главе подвластных Киеву земель были поставлены княжеские администраторы-тиуны, которые и контролировали все эти положения.
Крещение Ольги и церковное почитание
Ольга | |
---|---|
| |
Дата рождения | ок. 920 |
Место рождения | Псков, Киевская Русь |
Дата смерти: | 969 год |
Место смерти: | Киев, Киевская Русь |
Почитается | В Православной и Католической церквях |
Прославлен(а) | Не позднее XIII века |
В лике | равноапостольной |
День памяти | 11 (24) июля |
Труды | Подготовка крещения Руси |
В 955 году Ольга отправилась в Константинополь, где произошло ее крещение. Она предложила креститься сыну, но тот посмеялся над этим, опасаясь потерять доверие дружины. В 957 году Ольга вернулась в Константинополь уже в составе официальной делегации, и там ее именовали правительницей Руси, а ее сын Святослав упоминается без титулов. В 969 году Ольга умерла, и на время военных походов правителем в Киеве оставался сын Святослава Ярополк.
выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах:
И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещёная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой[17].
О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961 год) и имевший сведения из первых рук.
Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики.
Византийский рассказ о приёме Ольги в Константинополе озаглавлен так же, как озаглавлена беседа патриарха Фотия о нашествии Руси, то есть посещение Ольгой Константинополя обозначено на греческом языке выражением, имеющим смысл нашествия или военного похода. Новгородский патриарх Антоний говорит, что в храме Святой Софии ему показывали «блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда она взяла дань ходивши на Царьград»[18].
Княгиня завещала похоронить себя по христианскому обряду. Причислена к лику святых в чине святой равноапостольной, точная дата канонизации княгини неизвестна. Сложение церковного почитания прослеживается в течение 11-13 веков.
Исторические источники об Ольге
Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю Владимиру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. По утверждению Игоря Николаевича Данилевского, некоторые фрагменты жизнеописания Ольги из Повести временных лет являются прямыми переложениями библейских сюжетов и, следовательно, сомнительны с фактологической точки зрения.
Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги — Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.
Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.
О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал чаще всего племянника, но также и двоюродного брата.
Память о святой княгине Ольге
- В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине.
- В Москве в 2018 году возведён православный храм в честь княгини Ольги, на прихрамовой территории установлен памятник княгине Ольге и её внуку князю Владимиру (архитектор — Н. Опиок).
- Со времён Ольги и до 1944 года на реке Нарве существовали погост и деревня Ольгин Крест.
- В Киеве, Пскове, Владимире, Москве и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Фигура княгини Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
- В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.
- В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.
- Ольгинская улица в Киеве.
- Улица Княгини Ольги во Львове.
- В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.
- В Соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте, помещено портретное изображение княгини Ольги[19].
- Свято-Ольгинский собор в Киеве.
- Ольгинский храм в городе Коростень.
- Ордена:
- Знак отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915 году.
- «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997 года.
- Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) — награда Русской Православной Церкви.
Галерея
- Памятник Ольге(Псков).jpg
Свято-Ольгинский собор в Киеве
Храм Святой Ольги в Приморье
На почтовой марке Украины, 1997 год
Княгиня Ольга на украинской памятной монете
Ольжины купальни, Коростень
В художественной литературе
- Одна из «Дум» Кондратия Рылеева «Ольга при могиле Игоря»
- Антонов А. И. Княгиня Ольга : [Роман]. — М. : ТЕРРА — Кн. клуб, 1999. — 350 с. — (Избранницы судьбы). — ISBN 5-300-02683-2. (переизд. 2006, 2007, 2011)
- Борис Васильев. Ольга, королева русов. — М.: Вагриус, 2002. — 304 с. — ISBN 5-264-00790-X.
- Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
- Михаил Казовский. «Дочка императрицы».
- Светлана Кайдаш-Лакшина. (роман). «Княгиня Ольга».
- Алексеев С. Т. Аз Бога ведаю! : Роман. — М.: ОЛМА-Пресс, 2000. — 557 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-01371-2. — ISBN 5-224-01367-4. (переизд. 2003, 2004, 2007, 2008, 2010)
- Николай Гумилёв. «Ольга» (стихотворение).
- Симона Вилар. «Светорада» (трилогия).
- Симона Вилар. «Ведьма» (4 книги).
- Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня», «Ольга, княгиня русской дружины» (ЭКСМО, 2015 г.)
- Олег Панус «Щиты на вратах» (Спутник, М. 2013 г.) ISBN 978-5-9973-2744-6
- Олег Панус «Властью единые» (Спутник, М. 2016 г.) ISBN 978-5-9973-3679-0
- Миладин Апостолов «Великата княгиня Елена-Олга» (Български писател, София, 2009) ISBN 9789544437800
Кинематограф
- Легенда о княгине Ольге (1983 год; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Ольги Людмила Ефименко.
- Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой (2005; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ольги Элина Быстрицкая.
- «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2005,Россия). В роли Ольги Элина Быстрицкая, Ольга в молодости — Татьяна Борисова.
- «Княгиня Ольга» (2015 год). Фильм студии Nonstop MEDIA.
- «Крещение Руси» (2018 год; Россия) — докудрама, режиссёр Максим Беспалый. В роли Ольги — Екатерина Финевич.
- «Рюриковичи. История первой династии»(2019 год; Россия) — докудрама, режиссёр Максим Беспалый. В роли Ольги (в старости) — Валентина Нейморовец, Ольга (в молодости) — Светлана Бакулина.
В мультфильмах
- Страницы Российской истории. Земля предков (1994; Россия) режиссёр Александр Гурьев, Ольгу озвучивает Наталья Ченчик.
- Князь Владимир (2006 год; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ольгу озвучивает Анна Каменкова.
Балет
- «Ольга», музыка Евгения Станковича, 1981 год. Шёл в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год, а в 2010 году поставлен в Днепропетровском академическом театре оперы и балета.
Первоисточники
- «Повесть временных лет» (XII век) в переводе Д. С. Лихачёва: Часть I. Архивная копия от 14 октября 2007 на Wayback Machine.
- Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.
- Константин Багрянородный. «О церемониях византийского двора», кн. 2, гл. 15 Архивировано 12 февраля 2012 года.
- Житіе святыя великія княгини Ольги. Архивная копия от 20 марта 2008 на Wayback Machine.
Примечания
- ↑ Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — 2007. — (Жизнь замечательных людей). — С. 41. Автор исходит из рождения Святослава Игоревича около 939 года, и, как минимум 16—18-летнего возраста Ольги к моменту рождения.
- ↑ Рыбаков Б. А. Рождение Руси. — 2004. — С. 150.
- ↑ А. В. Назаренко. Ольга . БРЭ. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ Княгиня Ольга . История.рф. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ Егор Холмогоров. Святая равноапостольная княгиня Ольга // Альфа и Омега : альманах. — 1994. — № 3.
- ↑ На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.
- ↑ Житие святой Равноапостольной княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены . Радио "Благо". Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ Серебрянский, Н. И. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. — М., 1915.
- ↑ Ольга // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
- ↑ Vilhelm Thomsen. Der Ursprung des russischen Staates (нем.). — Gotha: F. A. Perthes, 1879. — S. 74, 146. — 177 S.
- ↑ Николаев С. Л. К этимологии и сравнительно-исторической фонетике имён северогерманского (скандинавского) происхождения в «Повести временных лет» // Вопросы ономастики. — 2017. — Т. 14, № 2.
- ↑ Княгиня Ольга в Константинополе. Архивная копия от 4 февраля 2020 на Wayback Machine.
- ↑ 13,0 13,1 Д. Хейвуд. Люди Севера: История викингов. 793—1241. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 554 с. — ISBN 9785961445060.
- ↑ Снорри Стурлусон. «Круг Земной», Сага о Харальде Суровом.
- ↑ Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — М., 2019. — 305 с.
- ↑ Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX—XIV вв.. — М., 1878. — 63 с.
- ↑ Иоанн Скилица, 240.
- ↑ Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. ІІІ. — Ленинград, М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР, 1948.
- ↑ Ватикан. Виртуальный тур, точка 3 . Княгиня Ольга. Vatican.va. Дата обращения: 27 ноября 2024.
Литература
- Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XI: Июль, День 11. — С. 302.
- Княгиня Ольга (недоступная ссылка с 25-05-2013 [4225 дней] — история, копия) — историк Н. М. Карамзин о княгине.
- Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. Ч. 2, гл. 7: Сказ о мудрой княгине Ольге. Архивная копия от 31 марта 2007 на Wayback Machine
- Усачев А. С. Эволюция рассказа о происхождении княгини Ольги в русской книжности середины XVI в. // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция: В 2 т. Т. 2. — М., 2003. — С. 329—335.
- Бедина Н. Н. Образ святой княгини Ольги в древнерусской книжной традиции (XII—XVI в.). Архивная копия от 16 мая 2013 на Wayback Machine // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2007. — № 4 (30). — С. 8—12.
- Диба Юрій. Стовпоподібна споруда у мініатюрі Радивилівського літопису «Моління княгині Ольги»
- Малкова, Н. А. Святая княгиня Ольга как агиологический тип. Архивная копия от 3 мая 2017 на Wayback Machine // Религиоведение, 2011. — № 1. — С. 25—31.
- Войтович Леонтій. Вікінги в Центрально-Східній Європі: Загадки Ладоги і Пліснеська
- Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 376 с. — (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1372 (1172)). — ISBN 978-5-235-03213-2.
- Butler F. Ol’ga’s Conversion and the Construction of Chronicle Narrative // The Russian Review, 2008. Vol. 67, № 2. — pp. 230–242.
- Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга: Исторический выбор России / Ж. Г. Белик. — М.: Фонд социально-культурных инициатив, «Лето», 2019. — 576 с. — (Святые России). — ISBN 978-5-94509-099-6.
Ссылки
- Княгиня Ольга на официальном сайте Псковской области. Архивная копия от 19 августа 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 25-05-2013 [4225 дней] — история, копия) — перечисление связанных памятников и топонимов
- Княгиня Ольга. Архивная копия от 30 октября 2010 на Wayback Machine
- Житие святой. Архивная копия от 3 июня 2007 на Wayback Machine — популярное современное изложение биографии Ольги на основе всех источников (включая легенды).
- Ольгины камни. Архивная копия от 24 января 2012 на Wayback Machine — почитание камней-следовиков, связанных с княгиней Ольгой.
- Елена Александровна Мельникова (ИнСлав РАН). Княгиня Ольга и мотив героического сватовства. Архивная копия от 7 января 2014 на Wayback Machine — видеозапись доклада на круглом столе «Древняя Русь и германский мир в филологической и исторической перспективе»
Шаблон:Библиоинформация Шаблон:Собор Волынских святых Шаблон:Правители Древнерусского государства
Шаблон:Равноапостольные женщины
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Страницы с неработающими файловыми ссылками
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Пскове
- Умершие 11 июля
- Умершие в 969 году
- Умершие в Киеве
- Знание.Вики:Статьи с нерабочими ссылками
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Великие князья киевские
- Женщины-регенты
- Русские православные святые
- Святые Единой Церкви
- Церковные деятели X века
- Равноапостольные
- Канонизированные князья
- Христианские святые X века
- История Пскова
- Персоналии, чья дата рождения не установлена
- Похороненные в Десятинной церкви
- Великие княгини киевские
- Собор Псковских святых
- Супруги правителей X века
- Правители Европы X века
- Варяги