Ольга (княгиня)

Эта статья входит в число готовых статей
Ольга (в крещении Елена)
др.-сканд. Helga, церк.-слав. Ольга
Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869
Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869
945 — 960
Предшественник Игорь Рюрикович
Преемник Святослав Игоревич

Рождение не позднее 920[1][2]
Псков, Киевская Русь
Смерть 11 июля 969(0969-07-11)
Киев, Киевская Русь
Род Рюриковичи (по мужу)
Супруг Игорь Рюрикович
Дети Святослав Игоревич
Отношение к религии православие, до крещения — язычество

Княги́ня О́льга (920 год, Выбуты, Древнерусское государство — 24 июля 969 год, Киев) — в крещении Еле́на (др.-сканд. Helga, церк.-слав. Ольга), княгиня киевская, правившая Древнерусским государством с 941 года по 959 год, представительница династии Рюриковичей, жена князя Игоря, мать Святослава Игоревича, русская святая (чин — святая равноапостольная), политик. Княгиня Ольга пыталась христианизировать социальную верхушку государства и княжеские семейства[3].

Исторические сведения

Княгиня Ольга, первая женщина-правитель Киевской Руси, оставила свой след в истории, несмотря на то, что о её правлении известно главным образом из преданий и летописей, написанных впоследствии. Её правление описывается в раннем киевском летописании XI века, а также в византийских и латинских источниках. Ольга была известна своей смелостью и решительностью. Она вошла в историю Киевской Руси как одна из первых правителей, которая установила дипломатические отношения с другими государствами. Одним из наиболее известных событий, связанных с Ольгой, было её путешествие в Константинополь, столицу Византийской империи. Она обратилась к императору Константину VII с просьбой о крещении и принятии христианства. Это был важный шаг в развитии Киевской Руси, который привел к последующему крещению русского народа[4].

Княгиня Ольга после смерти мужа Игоря Рюриковича была регентом при сыне, правила Великой Русью с 945 года по 960 год. Во время этого периода она продолжала укреплять связи с другими государствами и развивать экономику Киевской Руси. Кроме того, Ольга провела ряд реформ, направленных на укрепление внутренней стабильности. Она ввела новые законы и регуляции, которые способствовали развитию торговли и обеспечению безопасности населения. Княгиня Ольга также проявила интерес к культуре и искусству, поддерживая строительство церквей и монастырей[4].

В целом, правление Княгини Ольги оказало значительное влияние на развитие Киевской Руси. Её дипломатические усилия и реформы способствовали укреплению государства и его взаимодействию с другими народами. Она стала символом силы и мудрости, и её имя до сих пор увековечено в истории России[3].

Детство и юность

Происхождение и ранние годы

Точное происхождение и дата рождения великой княгини Ольги, супруги князя Игоря Рюриковича, остаются предметом споров историков и археологов. Источники и исследования предлагают различные версии этих событий[4]:

Княгиня Ольга (в крещении Елена)

О месте и обстоятельствах рождения «Повесть временных лет» сообщает, что родина княгини была деревня Выбуты в Псковской области. При этом существуют предположения о её крестьянском происхождении. Альтернативная версия гласит, что Ольга была дочерью князя Вещего Олега, правившего Русью в конце IX — начале X века. Князь Вещий Олег ещё при жизни приказал женить своего сына Игоря на Ольге, когда они оба подрастут[3][5].

Кроме того, существует легенда о скандинавском происхождении княгини. Археологические находки подтверждают, что в те времена на территории Псковской области находились поселения викингов. Имя Ольги может быть производным от скандинавского имени Helga[5].

Болгарское происхождение

В 1888 году архимандрит Леонид предположил, что княгиня родом из Болгарии. Согласно его теории, она родилась не в Пскове, а в городе Плиска, бывшей столице Болгарского царства. Леонид утверждал, что древнеславянское слово «плесковичи» было неверно истолковано как жители псковской земли, что привело к ошибочной локализации места рождения Ольги. Несмотря на многочисленные версии происхождения и обстоятельств рождения княгини Ольги, письменные упоминания о ней появляются лишь с 945 года, после её брака с князем Игорем[5].

Социальный статус

Вопрос о социальном статусе княгини Ольги до её замужества также остается открытым. Распространено мнение о её крестьянском происхождении. Однако существуют и альтернативные теории, согласно которым она была дочерью знатного рода или даже наследницей скандинавского конунга. Некоторые исследователи предполагают, что Ольга была представительницей рода Гостомысла, правившего Новгородом до Рюрика. Есть версия о том, что княгиня была не славянского, а финно-угорского происхождения. Существует легенда, согласно которой Ольга была похищена князем Олегом из другой страны. Христианское имя Ольги — Елена — было присвоено ей при крещении в Константинополе[4].

Правление

Сыну Святославу, наследнику престола, на момент гибели князя Игоря в 945 году было всего три года, и все бразды правления взяла в свои руки Ольга. После гибели князя Игоря Ольга стала правительницей дружины мужа. Она сурово наказала древлян, что склонило дружинников на её сторону. Правление Ольги началось с мести древлянам по требованию языческих обычаев. После этого все дружинники перешли на её сторону[6].

Первая месть

У древлян (современная Украина) и восточных славян существовала традиция, согласно которой победитель претендовал на всё имущество побеждённого. Древляне прислали к Ольге 20 сватов с предложением стать женой князя Мала, который убил во время восстания 945 года её мужа, и сообщили княгине Ольге неправду о деятельности её мужа, разорившего княжества древлян. Посланники древлян пытались убедить Ольгу в справедливой деятельности князя Мала, который пытается сберечь «Деревскую землю» и хочет объединения всех земель для создания могущественного государства. Княгиня Ольга любезно поговорила с ними, сказав, что приём состоится на следующий день и что она пришлёт за ними ладью. Ночью во дворе княгини выкопали яму и утром скинули в неё всех сватов вместе с ладьёй, закопав их заживо[6].

Месть княгини Ольги

Вторая месть

После расправы со сватами княгиня Ольга, в знак уважения отправляет послание князю Малу с просьбой выслать ей более сильных и достойных сватов. Мал отправляет в Киев самых лучших представителей древлян. По прибытии всех отправляют в баню помыться перед приёмом, закрывают в бане и сжигают заживо[4].

Третья месть

Ольга отправляет своих послов к древлянам со словами[4]:

«Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своём муже».

Прибыв на место убийства мужа — князя Игоря, княгиня Ольга повелевает насыпать большой холм для похоронного пира. Древляне заинтересовались пропажей своих сватов, но получили ответ, что они вернутся вместе с дружиной Ольги. На похоронном пиру древлян напоили хмельными напитками и убили всех — более 5000 древлян. Среди убитых были представители знати древлянских племён. Совершив месть, Ольга вновь возвращается в Киев и отдаёт приказ о о военном походе на земли древлян, чтобы остановить восстание[4][3].

Четвёртая месть

В 946 году княгиня Ольга с войском и со своим сыном Святославом отправилась в поход на древлян. После поражения войску Ольге пришлось отступить и скрыться в своих городах. Затем Ольга направляется с войском к столице древлян городу Коростеню, где вблизи которого погиб князь Игорь. Зная об осаде и захвате всех остальных городов древлян и зная крутой нрав княгини, древляне сопротивлялись отчаянно. И Ольга принимает решение взять Коростень хитростью, отправив к ним своего посланника с новостью о захвате всех городов и готовности их жителей платить дань. Древляне, поверив княгине Ольге, дали согласие на заключение мира. Ольга пообещала древлянам не мстить, а получить с них дань. Дань жителям платить было нечем. Притворясь великодушной, княгиня Ольга предложила древлянам[4][6]:

«Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Люди принесли птиц, к лапам которых Ольга приказала привязать сухую траву, поджечь и запустить их на город. К вечеру Коростень сгорел, выбегавшие из него жители были схвачены, убиты или отданы в рабство. Те, кто остался в живых, вынуждены были платить дань в размере 2/3 для Киева и 1/3 для Вышгорода. Все оставшиеся древлянские земли княгиня Ольга обложила новым оброком[4][7].

Крещение

Лаврентьевская летопись. 1377 год. Княгиня Ольга принимает крещение в Константинополе

Крещение княгини Ольги произошло в 955 году в Константинополе. Сын Святослав отказался от крещения, боясь потерять доверие своей дружины. Вернувшись на Русь ею были уничтожены языческие святилища и воздвигнуты христианские храмы. В Киеве был построен из дерева Софийский собор. В 957 году Ольга вновь посещает Константинополь с официальной делегацией и получает титул правительницы Руси. Возвратившись в Киев, Ольга занялась воспитанием своих внуков — Владимира Святославича и Ярополка Святославича, привив им христианскую веру, но так и не окрестив их. Умерла княгиня Ольга 24 июля 969 года от болезней и старости, оставив правителем Киева своего сына Святослава Ярополка. Похоронена по христианскому обряду. Останки княгини Ольги захоронены в Десятинной церкви киевским князем Владимиром Святославичем в 1007 году. В настоящее время захоронение Ольги утрачено[3][6].

Великий князь Игорь

Личная жизнь

Княгиня Ольга вышла замуж за князя Игоря до 940 года, в 942 году родила первого сына Святослава. В 945 году во время сбора дани с древлян (современная Украина) князь Игорь погибает и Ольга остаётся с малолетним сыном. Ольга больше замуж не вышла, сохранив верность своему мужу князю Игорю[8][9].

Реформы

После взятия древлянских земель княгиня Ольга начала строительство каменных домов. Первым домом из камня стал её собственный дом и дворец для города. В 947 году она создала центры торговли и обмена для сбора податей, называемыми системой погостов, где впоследствии были построены храмы. Ею были приняты следующие реформы для укрепления государства[6][7]:

  • финансовая реформа позволила установить фиксированную величину дани, порядок её сбора;
  • налоговая реформа — нормирование повинностей;
  • централизация киевской власти;
  • ослабление местной (племенной) власти;
  • единые княжеские законы — Уставы;
  • княжеские заповедники — ловища;
  • переправы через реки — перевесища;
  • мощение дорог — помосты[6][7].

Канонизация

Н. К. Рерих «Святая Ольга». Эскиз росписи.

Официально канонизация княгини Ольги состоялась в 1547 году в Поместном Соборе Русской Церкви, после этого её стали почитать как равноапостольную святую. Этот чин святых с высоким именованием подтвердил повсеместное почитание княгини Ольги на Руси[10][11].

Православная церковь почитает память о святой равноапостольной княгине Ольге, великой княгине Российской (во Святом Крещении Елены), ежегодно 24 июля. В этот день празднуют именины христианки, носящие имя Ольга, и те, кто выбрал себе в качестве покровительницы Елену — имя княгини Ольги, данное ей при крещении. 24 июля в дореволюционной Руси крестьяне молились святой Ольге о сохранении урожая, называя княгиню Ольгу «Ольгой Страдницей». В современном мире девушки и женщины с именем Елена накануне праздника Святой Ольги посещают вечернюю службу, исповедуются, а утром приходят на литургию. Святой Ольге молятся во время нападений врагов, для укрепления в христианской вере, вдовы как своей покровительнице. Святая равноапостольная княгиня Ольга также почитается католической церковью 24 июля. Святая равноапостольная княгиня Ольга является покровительницей женщин — матерей и вдов[11].

Историческая память

Образ равноапостольной княгини Ольги воплощен:

Памятник княгине Ольге (в центре) в Киеве
Памятник княгине Ольге в парке города Коростень

Литература

  1. Степенная Книга царского родословия: тексты и комментарий / отв. ред. Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. — М., 2007—2008. Т. 1: Житие св. княгини Ольги, Степени I—X; Т. 2: Степени XI—XVII. Приложения. Указатели.
  2. Курукин И. В. Сильвестр и составление Жития Ольги Степенной книги. Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. — М., 1978.

Примечания

  1. Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. — 2007. — (Жизнь замечательных людей). — С. 41. Автор исходит из рождения Святослава Игоревича около 939 года, и, как минимум 16—18-летнего возраста Ольги к моменту рождения.
  2. Рыбаков Б. А. Рождение Руси. — 2004. — С. 150.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Ольга (княгиня киевская). Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Княгиня Ольга. Биограф. Дата обращения: 16 марта 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Преподобный Нестор Летописец. Повесть временных лет. Православная библиотека. Дата обращения: 16 марта 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Княгиня Ольга. История.РФ. Дата обращения: 16 марта 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 Свердлов М. Б. Реформы княгини Ольги. Дата обращения: 16 марта 2024.
  8. Как безжалостная вдова стала самой почитаемой святой: Трагедия и месть киевской княгини Ольги. Культурология.РФ. Дата обращения: 17 марта 2024.
  9. Первые Леди. Княгиня Ольга. История.РФ. Дата обращения: 17 марта 2024.
  10. Минаков С. Княгиня Ольга – корень русского православия. Православие.РФ (23 июля 2021). Дата обращения: 17 марта 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 24 июля — День святой Ольги. Православная энциклопедия. Дата обращения: 17 марта 2024.
  12. Памятники княгине Ольге. Информарус. Дата обращения: 17 марта 2024.
  13. Княгиня Ольга. Информарус. Дата обращения: 17 марта 2024.
  14. Княгиня Ольга (около 920—969 гг.) в литературе. Дата обращения: 17 марта 2024.