Фильм

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Фи́льм (перевод с английского языка слова film означает плёнка) — кинопроизведение или совокупность фотографических кадров (изображений), которые последовательно расположены на фотоплёнке. Кадры предназначены для просмотра на экране и связаны одним сюжетом. Фильмы создаются в киностудиях группами технических специалистов и творческих людей. При создании киноленты применяются различные технические и компьютерные средства. Фильмы снимаются в специальных павильонах и на реальных площадках (города и природные объекты)[1].

История создания фильма начинается с 1685 года, тогда была создана первая камера. Позже 28 декабря 1895 году состоялся первый показ фильма, снятого братьями Люмьер "Политый поливальщик"[2].

История

История кинематографа берёт своё начало с изобретения камеры обскура в 1685 году. Тогда она называлась «волшебный фонарь»[3].

В 1830 году Европу захлестнула волна романтизма. Поэтами воспеваются феодальные развалины. В эту эпоху царит желание господствовать среди всех слоёв населения. Учёные химики и физики стремятся познать тайны природы[4].

В 1839 году Майкл Фарадей изобрёл прибор фенакистископ. Прибор мог «оживить» рисунок. В 1877 году провели эксперимент с фотографированием лошади во время галопа с помощью 60 камер. Благодаря этому эксперименту Жозе Ньепс и Луи Дагер смогли разложить движение лошади на фазы[3].

В 1891 году изобретают кинетоскоп Томас Эдисон и Уильям Диксон. Прибор становится предшественником кинопроектора. Он выглядел как шкаф, с окном с помощью которого один человек мог испытывать иллюзию движущегося изображения[5]. Томас получал деньги не только с продажи кинетоскопов, но и за каждое его использование. Бизнес идея Эдисона провалилась, потому что она была невыгодная даже людям, показывающим кино.

В 1895 году братья Люмьер Огюст и Луи создали синематограф, а после запатентовали своё изобретение. Прибор позволял снимать на открытом воздухе. В декабре этого же года состоялся коммерческий показ короткометражного фильма «Рабочие, покидают фабрику Люмьера». Показ состоялся в подвале помещения Гранд-кафе[5]. Люмьеры закладывают бизнес-модель создания фильма. Модель включает в себя: людей, деньги, досуг и ресурсы. Люди - фильм всегда создаётся командой. Деньги - в результате группа людей, работавших над фильмом получает прибыль. Досуг - первоначально фильм является развлечением, а уже потом искусством. Ресурсы - для создания фильма нужны сценарий, актёры, костюмы, место съёмок, технические средства и прочее[2].

К концу XIX века волнение к движущимся изображениям постепенно угасает и кинематографисты начинают проводить эксперименты со спецэффектами. Ленты, которые длились до 1 минуты Жорж Мельес начинает объединять в короткометражный фильм для создания истории. Его фильм «Путешествие на Луну» 1902 года состоит из 30 сцен и становится самым популярным фильмом того времени[5]. Мельес в своём фильме использует костюмы, специальные эффекты и декорации. Его считают родителем жанров фильм ужасов и фантастика[2].

Процесс создания фильма

С момента написания сценария фильма до выхода его на экраны может пройти до нескольких лет. Процесс создания кинофильма состоит из трёх этапов: подготовка, производство и пост-продакшн[6].

Подготовка. Этап начинается задолго до начала съёмок. Он предполагает создание сценария, подбор актёров, пошив костюмов, выбор локации или стройка декораций, а также определяются организационные моменты[6].

Производство. Этап является самым долгосрочным и дорогостоящем. Этап заключается в самом процессе съёмок[6].

Пост-продакшн. Этап является завершающим. На этом этапе осуществляется монтаж фильма, редакция, озвучка, создание компьютерных специальных эффектов и прочая обработка материала[6].

Классификация фильмов

Классификация по основным признакам

  • Художественные фильмы. Кинокартины снимаются в соответствии со сценарием литературного произведения при участии профессиональных актёров. Художественные фильмы имеют следующие жанры: комедия, трагедия, драма, триллер, музыкальные фильмы и другие. Также они делятся по длительности на короткометражные (30-60 минут) и полнометражные фильмы (70-180 минут)[7].
  • Хроникально-документальные фильмы. Кино, которое монтируют из отснятого хроникального материала или по сценарным планам. Основой для создания фильма служат события, работа предприятий, строек, объектов, институтов. Документальные фильмы снимают без участия профессиональных актёров[7].
  • Научно-популярные фильмы. Такие фильмы снимаются по монтажным планам и литературным сценариям. Сюжеты показывают интересные явления природы, процессы науки и техники, промышленности или сельского хозяйства. Важной частью при постановке таких фильмов служит выбор популярной темы и доступной формы показа. Такое кино используют в учебных и пропагандистских целей и для их съёмки привлекают консультантов по соответствующим вопросам[7].
  • Телефильмы. Данные фильмы показывают по телевидению. Част такие картины снимают на телестудиях с использованием специальной аппаратуры. Распространены научно-документальные, научно-популярные, художественные, хронико-документальные телефильмы и спектакли[7].
  • Любительские кинофильмы снимают кинолюбители. Подобные картины показывают в домашних условиях, на небольших экранах[7].

По применению технических средств

Немое кино
  • Немые фильмы снимают без звукового сопровождения. До появления звукового кино это был единственный вид кинофильмов. Постановка строилась на показушной мимике и приукрашенных жестов актёров. В наши дни немое кино не выпускают[7].
  • Звуковые фильмы. Практически все современные фильмы являются звуковыми. Ранее использовалась одноканальная фотографическая запись звука, а сейчас звук записывается на плёнку специальным кодом или на звукозаписывающей студии с применением компьютеров и цифровых технологий[7].
  • Черно-белые фильмы снимаются с применением чёрно-белой киноплёнки, или с применением специальных фильтров на цифровые видеокамеры[7].
  • Цветные фильмы. В большинстве своём современные художественные фильмы являются цветными[7].
  • Широкоформатные. Ранее такие фильмы снимались на 70-миллиметровую киноплёнку, сейчас снимаются на 4К кинокамеры или с использованием формата Imax. После съёмок смонтированный материал или переносят на киноплёнку, прокатывающуюся в машине киномеханика в кинотеатре, или на специальное флэш-устройство, которое вставляется в современную «прокатную машину» киномеханика[7].
  • Кинопанорамные или синерамные. Такие кинофильмы показывают в 5D кинозалах. Изображение проецируется на сильно изогнутый большой экран тремя проекционными аппаратами, в которых синхронно и синфазно проходят три кинопозитива. Изображение на экране составляется из трёх частей. Разница в том, что при таких показах используют реальные эффекты[7].
  • Кругорамный (циркорамные). Показывают на специальных киноустановках — кругорамах. Изображение снимают при помощи специальной установки, в которой по кругу расположены 11 кинокамер. Кругорама демонстрируют в сферическом здании, по кругу установлены 11 киноэкранов, составляющих круглый экран. Звуковые динамики вмонтированы в потолок и пол. Зрители смотрят круговые фильмы стоя[7].
  • Узкопленочные. На данном этапе используется в основном для аэрофотосъемки, лабораторных экспериментов и другое[7].
  • Стереоскопические. Подобные фильмы обеспечивают показ объёмного изображения. Существует безочковая советская система и система с полароидными очками. Показывают такие фильмы как на растровых экранах, так и на обычных экранах с использованием специальных очков[7].

В соответствии с ГОСТ Р 54719-2011

В соответствии с ГОСТ Р 54719-2011[8], описывающем порядок архивирования телерадиопрограмм и содержит описание аудиовизуальных материалов, а также Приложением 4 к Методическим рекомендациям по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов[9] (Росархив, ВНИИДАД, М., 2017. 143 с.) установлены следующие категории телепрограмм (кинопрооизведений):

Документальный фильм

  • Фильм-монография
  • Фильм-портрет
  • Творческий портрет
  • Учебно-образовательный
  • Историко-биографический
  • Историческая эпопея
  • Видовой
  • Этнографический
  • другое

Научно-популярный фильм

Художественно-публицистический фильм

Художественный фильм

  • Биографический
  • Детский
  • Детектив
  • Драма
  • Исторический
  • Комедия
  • Мелодрама
  • Приключения
  • Сказка
  • Фантастика
  • Экранизация
  • другое

Фильм-спектакль

Фильм-опера

Фильм-балет

Мультипликационный фильм

  • Для детей
  • Для взрослых
  • Микромультфильм
  • другое

Другое

Жанры

Боевик (киножанр)

Боевик

Боевики — жанр кино, насыщенный эмоциями и напряжением, где действие и динамика играют ключевую роль. В таких фильмах обычно присутствует яркий герой, сталкивающийся с многочисленными врагами и переживающий захватывающие схватки. Символичная борьба между добром и злом раскрывается в вихре захватывающих сцен[10].

Вестерн

Вестерн — жанр американского кино, который стал популярным не только в США, но и за её пределами. Основные сюжетные линии вестернов часто берут начало из истории колонизации и освоения Дикого Запада. Название «вестерн» также используется для описания американской литературе приключенческого жанра с аналогичными тематиками[11].

Гангстерский фильм

Киножанр о преступном мире, гангстерские фильмы, стали популярными в конце 1920-х годов в период «сухого закона» в Соединённых Штатах, когда мафиозные организации стали активно развиваться. Персонажи в этих фильмах, будь то вымышленные или реальные преступники, часто были преувеличены и идеализированы, но в 1960-е годы появилась тенденция к разрушению этого мифа и более критического изучения мафии как структуры, существующей внутри другой страны. Полицейские детективы являются подвидом гангстерского кинематографа, где главным героем выступает представитель закона[12].

Детектив

В начале XX века жанр детектива стал широко распространённым, оттеснив предыдущие термины типа «судебный роман» и «криминальный роман» на задний план. Сюжеты детективов обычно организованы вокруг расследования и разоблачения преступлений. В ходе повествования представляются различные версии событий, загадывающих читателя, в рамках различных детективов (будь то официальные или частные) и разнообразных персонажей. Заключительная часть часто удивляет неожиданным поворотом событий: истиной становится либо новая линия сюжета, либо самое невероятное из всех предложенных объяснений[13].

Драма

Драма, как жанр литературы и искусства, фокусируется на взаимоотношениях персонажей, их поступках и столкновениях. Термин «драма» происходит от древнегреческого слова, что означает «действие», указывая на наличие драматического конфликта между главным героем и обществом. В отличие от трагедии, конфликт в драме не всегда не преодолим, но это не гарантирует счастливого финала для персонажей[14].

Исторический фильм

Произведение кинематографа, основанное на реальных событиях и персонажах прошлого, считается искусством, отражающим историческую действительность. Это позволяет воссоздать конкретные моменты истории, соответствующие логике общественного развития, через объективное историческое знание[15].

Комедия

Кинокомедия — направление в кинематографе, где зрителю представляются смешные и забавные события, отражающие человеческий комический аспект. В ранних фильмах этого жанра воплощались элементы шуток и выступлений, заимствованные из водевилей, варьете, комедийных постановок и цирковых номеров[16].

Мелодрама

Мелодрама — один из наиболее привлекательных жанров драматургии, отличающийся острыми интригами и эмоциональной глубиной. Основными составляющими мелодрамы являются любовные отношения, яркое противостояние добра и зла, что придаёт произведению драматическое напряжение. Также характерны для мелодрамы неожиданные повороты сюжета, стереотипность некоторых персонажей, отражающих моральные качества или недостатки, а также неожиданные перемены положения героев от радости к горю. Все это создаёт атмосферу погружения зрителя в мир эмоций и переживаний главных героев, и, как правило, завершается счастливым исходом, который является одной из важнейших черт мелодраматического жанра[17].

Музыкальный фильм

Мюзиклы — особый вид театрального искусства, который объединяет в себе музыку, танец и увлекательный сюжет, создавая возможность зрителю погрузиться в мир ярких эмоций и развлечений. Их история уходит в глубь XIX века, и с течением времени мюзиклы стали важной частью мировой культуры, завоевав популярность не только на Бродвее, но и на театральных сценах по всему миру. Этот уникальный жанр, сочетающий элементы музыки, драмы, комедии и танца, способен передать зрителю неповторимые впечатления и чувства, окружая его особым миром и атмосферой персонажей, что делает мюзиклы привлекательными и запоминающимися[18].

Нуар

Нуар — направление в американском кино 19401950-х годов, позже получившее признание и за пределами США в странах Европы и Японии. Существует разнообразие толкований понятия «нуар» в киноведении, не существует однозначного определения этого феномена. Термин применяется для описания определённой группы фильмов, созданных в Голливуде в периоды военных и послевоенных лет, которые стали эталоном жанра «нуар» в кинематографе. Зачастую «нуар» расценивается как отдельный жанр или поджанр драмы[19].

Политический фильм

Политический фильм — жанр кинематографа, основанный на темах, связанных с политикой: борьба за классовые интересы, национально-освободительные движения, международные конфликты, вопросы государственности и власти и прочее. Термин «политический фильм» стал широко известен в западном и мировом кинематографе с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Этот жанр кинематографа выражает определенную идеологию и политическую направленность, которая была актуальна на тот момент. В этот период на экранах кинотеатров активно отражались проблемы и кризисы капитализма, а также антиимпериалистические движения и борьба за права различных социальных групп[20][21].

Приключенческий фильм

Приключенческий фильм — жанр кино, который отличается захватывающим сюжетом, напряженным действием и увлекательными событиями. Эти характеристики присутствуют и в других жанрах, таких как детективы, вестерны, триллеры, ужасы, гангстерские и научно-фантастические ленты. В рамках приключенческого жанра существует множество поджанров, таких как боевики, фильмы про катастрофы, криминальные и шпионские драмы. Авантюрные мотивы также встречаются в мелодрамах и комедиях, что придает им дополнительный кинематографический шарм[22].

Сказка

Волшебная сказка — удивительное произведение народной мудрости, в котором развиваются захватывающие эпические сюжеты и волшебные перипетии. Главными героями сказки являются как животные, так и волшебные существа, которые сталкиваются с различными приключениями и необычными ситуациями. Отличие сказки от других жанров художественного эпоса и мифологии заключается в том, что как сказочник, так и его аудитория понимают, что это всего лишь вымысел, игра воображения. В сказке всегда встречается радостный и счастливый конец, который доставляет радость и удовлетворение читателям и слушателям[23].

Трагедия

Трагедия — уникальный драматический жанр, который становится противовесом комедии и отличается особенным развитием сюжета, заканчивающимся неизбежным трагическим исходом для главного персонажа. В центре трагедии всегда лежит глубокий идейный конфликт, который выступает основой для развития событий, а не просто повседневными проблемами. Этот жанр искусства отражает не только внутренние борьбы персонажей, но и представляет собой столкновение различных взглядов и философских убеждений[24].

Трагикомедия

Трагикомедия представляет собой особый драматический жанр, который сочетает в себе элементы трагедии и комедии, образуя высший уровень их соединения. Основой для трагикомедии является собственное художественное видение художника, вдохновленное различными течениями и направлениями. В этом жанре часто присутствует критическое отношение к существующему социально-нравственному укладу, ощущение жизненного противоречия, которое иногда оставляет произведение без окончания, стремление подвергнуть осмеянию порочность и пошлость нравственных норм с помощью юмора, иронии и сатиры[25].

Призрак Оперы. Классика жанра хоррор

Хоррор

Фильмы ужасов — киножанр, который показывает загадочные, аномальные и сверхъестественные события с целью вызвать у зрителя чувство страха. Эффект страха играет ключевую роль в фильмах ужасов и является их главным тематическим и целевым аспектом. Все структурные элементы жанра, такие как сюжет, персонажи и механизмы воздействия, направлены на то, чтобы доставить зрителю ужасное удовольствие. Этот жанр можно отнести к категории киножанра фантастики и иногда называется «жуткой фантастикой», отличаясь от научной фантастики[26].

Фантастика

Фантастический жанр кино существует с самого начала истории кинематографа. В западной критике обычно выделяют три основных подвида фантастических фильмов: легкая, развлекательная, часто комедийная фантастика, научная фантастика, в которой поднимаются серьезные и порой философские вопросы, ужасы, сверхъестественная фантастика. С развитием современного зрелищного кино фантастический жанр стал одним из наиболее популярных и востребованных среди зрителя[27].

Фэнтези

Фэнтези

Фэнтези — жанр, который включает в себя все темы, не связанные с научной фантастикой, и также включает элементы мистики и ужасов[28].

Триллер

Триллер — специфический жанр в кино и литературе, который призван вызывать тревожные ощущения и страх у зрителей или читателей. В элементы триллера часто включены напряженные ситуации и неожиданные повороты сюжета. Этот жанр часто встречается в детективных романах, гангстерских произведениях и в «чёрных фильмах», которые отличаются атмосферой отчаяния, зла и иррациональности[29].

Фильм-катастрофа

Фильм-катастрофа — киножанр, в котором персонажи сталкиваются с катастрофой и борются за выживание. Этот жанр является особым вариантом триллера и драмы. В фильмах этого жанра может рассматриваться как природные катастрофы (такие как торнадо, землетрясение, извержение вулкана и прочее), так и техногенные катастрофы (как авиакатастрофы, например)[30].

Примечания

  1. Иофис Е. А. Фильм. Большая советская энциклопедия. Дата обращения: 22 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Киуру К. В., Линьков С. В. Кино: история, жанры, технологии. — Челябинск: ЧИППКРО, 2023. — С. 6-10. — 80 с. — ISBN 978-5-503-00502-8.
  3. 3,0 3,1 История создания кинематографа. Кванториум. Томская область. Дата обращения: 25 февраля 2024.
  4. Садуль Ж. Всеобщая история кино. — Москва: Искусство, 1958. — Т. 1. — С. 31. — 611 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Краткая история возникновения и развития кинематографа (27 июня 2019). Дата обращения: 25 февраля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Петров И. Как снимают кино: от создания сценария до продвижения фильма (12 сентября 2020). Дата обращения: 6 марта 2024.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 7,12 7,13 Nominus Media. Классификация фильмов. Дата обращения: 26 февраля 2024.
  8. ГОСТ Р 54719-2011 Архивирование телерадиопрограмм. Описание аудиовизуальных материалов. Структура метаданных. с. 65-66.. Стандартинформ (06.02.2013). Дата обращения: 6 мая 2024.
  9. Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов. Росархив, ВНИИДАД (2013). Дата обращения: 6 мая 2024.
  10. TVPager.ru. Боевики: описание жанра. Дата обращения: 5 марта 2024.
  11. Современный энциклопедический словарь. Вестерн. Дата обращения: 5 марта 2023.
  12. Современный энциклопедический словарь. Гангстерский фильм. Дата обращения: 5 марта 2024.
  13. Раевская М. А., Разлогов К. Э. Детектив. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 5 марта 2024.
  14. Драма в литературе. Драма: примеры произведений. Дата обращения: 5 марта 2024.
  15. Бычков С. П. Особенности исторического фильма: взгляд с точки зрения исторической науки // Вестник Омского университета : Сайт. — 2003. — № 4. — С. 55.
  16. Кинокомедия. Istoriya-kino.ru. Дата обращения: 5 марта 2024.
  17. Мелодрама. Современная энциклопедия. Дата обращения: 5 марта 2024.
  18. Мюзикл. Большая российская энциклопедия (14 декабря 2023). Дата обращения: 5 марта 2024.
  19. Нуар (кино). Картаслов.ру. Дата обращения: 7 марта 2024.
  20. Жанры художественного кино. Дата обращения: 1 марта 2024.
  21. okkomovies. От Уотергейта до Брексита: 10 политических фильмов на любой вкус. livejournal (18 мая 2022). Дата обращения: 2 марта 2024.
  22. Приключенческий жанр в истории киноиндустрии. Развитие науки. Дата обращения: 2 марта 2024.
  23. Дюжакова М. Волшебные сказки. Статья. MiloLizo. Дата обращения: 2 марта 2024.
  24. Михайлов А. В. Трагедия. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 2 марта 2024.
  25. Трагикомедия. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 2 марта 2024.
  26. Павлов А. В. Хоррор. Портал. Большая российская энциклопедия (26 декабря 2022). Дата обращения: 2 марта 2024.
  27. Кинофантастика. Картаслов.ру. Дата обращения: 3 марта 2024.
  28. Алексеев С. В. Фэнтези // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 2. — С. 310.
  29. Триллер. Современный энциклопедический словарь. Дата обращения: 4 марта 2024.
  30. Минаев Д. К. Фильм-катастрофа. Большая российская энциклопедия (25 апреля 2023). Дата обращения: 3 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!