Фильм ужасов

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Постер фильма Альфреда Хичкока «Психо» (1960 год), который считается одним из культовых в жанре ужасов.

Фильм у́жасов (англ. horror film, horror movie; разг. ужа́стик, хо́ррор) — жанр кино, изображающий загадочные, аномальные, сверхъестественные явления с установкой на то, чтобы вызвать у зрителя страх. Технология страха в фильме ужасов является темой и целью, средством влияния и функцией: все структурные элементы жанра, характер фабулы, сюжета, героя, все механизмы воздействия на зрителя подчинены одной цели — вызвать страх. Данная часть кинопродукции относится к кинофантастике и обозначается как жуткая, сверхъестественная фантастика (англ. weird fiction), отличающая от научной фантастики (англ. science fiction)[1][2][3][4].

Тематика фильмов ужасов была введена немецким кинематографом в 1910-х годах. Уже в тот период в фильмах ужасов наметилось три основных направления, первым из которых является повествование о маньяках и людях с извращённой психикой, вторым — рассказы о фантастических существах, третьим — сюжеты о вторжении в человеческую жизнь потусторонних сил. Первое направление впоследствии слилось с триллерами и кинодетективами, второе направление развивается как в фильмах ужасов, так и в научно-фантастических фильмах, третье — в фильмах о вампирах, зомби (мертвецах, оживлённых при помощи различных манипуляций), злых колдуньях и прочем[1][2].

Существенные признаки фильмов ужасов

Для фильма ужасов характерным является не то, что показывается, а то как показывается. Значимыми в фильме ужасов являются сцены, вызывающие страх, например, ситуация нагнетания напряжения или убийство. Продолжительность этих сцен не обоснована требованиями нарратива, длится намного дольше, чем требуется по логике действий. Зависимость фильмов ужасов от стилистических приёмов и средств выразительности ведёт к эстетизации формы, направляющей сцены фильма на то, чтобы не только вызвать страх, но и в своей самодостаточности доставить удовольствие[1].

Из всех жанров фильм ужасов ближе всего стоит к идее чистого кино.Брайан Де Пальма, американский режиссёр

В фильме ужасов находит выражение антитеза «палач — жертва». В роли палача может выступать стихия, безумный садист, вампир, чудовище, потустороння сила, при этом история не всегда заканчивается торжеством добродетели. Человек в фильме ужасов оказывается бессильным и беспомощным, мир изображается как пространство, полное угроз и опасностей[4][5].

Технологические приёмы устрашения

Главный элемент фильмов ужасов — это страх, который технологически воплощается на экране при помощи тех или иных поворотов сюжета, событий, образов и других приёмов. Достигается страх и ужас натуралистичной демонстрацией эпизодов, «живописующих» насилие, и превращающихся в самодостаточное зрелище[4][5]. Американский продюсер и режиссёр Уильям Касл утверждал, что основными технологическим приёмами индустрии ужасов являются требования[3]:

  • пугая зрителя, следует соблюдать известную дозировку;
  • зритель испытывает гораздо более сильный страх, если он сочувствует жертве и идентифицирует себя с нею;
  • бо́льший эффект достигается в том случае, если герои фильма ужасов — обыкновенные люди, которые помещены в обыкновенную обстановку сегодняшнего дня;
  • загадочное и устрашающее воспринимается особенно остро, когда его источник — предметы повседневного быта, привычные вещи, знакомые всем животные и прочее.

Смысл технологии страха состоит в том, чтобы преодолеть локализацию предмета страха, «распредметить» страх, сделать так, чтобы страх стал неопределённым и потому вездесущим. Примером эстетического переживания страха путём его растягивания на максимально длительный промежуток времени является саспенс (англ. suspense — неопределённость, тревога ожидания)[1].

Причины интереса к фильмам ужасов

Факторами привлекательности фильмов ужасов, вероятно, являются социально-исторические и личностные причины, обобщённо выражающиеся в привлекательности испытываемой эмоции страха и желании наблюдения за насилием на экране. В немногочисленных психологических исследованиях выявлено, что фильмы ужасов являются наиболее предпочтительными для людей с деструктивной направленностью образа мира. При этом у лиц, предпочитающих фильмы ужасов, более низкий уровень эстетической, альтруистической и коммуникативной направленности[6]. С другой стороны, фильмы ужасов рассматриваются как средство компенсации дефицита эмоций в жизни современного человека, будни которого не несут чего-то необычного, выходящего за пределы сформировавшейся картины мира. Основанием подобных стремлений, по мнению психолога Евгения Васильевича Субботского, является потребность в необычном, удовлетворяемая как просмотром фильмов ужасов, так и верой в неопознанные летающие объекты, Лох-несское чудовище и прочие паранормальные явления[7].

История фильма ужасов как жанра

С 1896 года снимались киносцены с фаустовскими мотивами (сделка с дьяволом), в которых при желании можно увидеть прообразы фильмы ужасов[4]. В качестве архетипа фильмов ужасов иногда называют снятый в 1896 году фильм Жоржа Мельеса «Замок дьявола»[8][9] либо снятые в 1898 году японские фильмы «Призрак Дзидзо» и «Воскрешение трупа»[10]. Также рождение фильмов ужасов связывают с появлением на киноэкране в 1910 году 15-минутного фильма о творении барона Франкенштейна[11]. В России в качестве первого фильма ужасов называют экранизацию одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя — «Вий» (1909 год)[12]. Первым полнометражным кинопроизведением, обладающим всеми характерными чертами фильма ужасов, также считается фильм «Студент из Праги». 22 августа 1913 года, что считают датой рождения фильма ужасов как киножанра, в берлинском кинотеатре «Моцарт Холл» (нем. Mozart Saal) состоялась премьера фильма «Пражский студент»[4].

Тень графа Орлока из фильма «Носферату» представляет собой хрестоматийный образ зловещего монстра.

Германия в 1910-х годах захватила лидерство в производстве фильмов ужасов: «Голем» (1914 год), «Гомункулус» (1916 год), «Кабинет доктора Калигари» (1919 год), «Носферату. Симфония ужаса» (1920 год)[1][4]. Немецкая киноиндустрия устанавливала кинематографический словарь и стиль фильмов ужасов этого периода, хотя в США в 1914 году была снята картина «Мстящая совесть», представляющая собой экранизацию новелл Эдгара Аллана По. Но привезённая в Голливуд немецкая кинокартина «Кабинет доктора Калигари» стала эталоном для американских режиссёров[1].

В 1920-х годах кинопроизводители США сняли такие фильмы ужасов, как «Горбун из Нотр-Дама» (1923 год), «Призрак Оперы» (1925 год), «Лондон после полуночи» (1927 год) и «Террор» (1928 год)[1][9]. Утверждению фильмов ужасов в Америке поспособствовал сыгравший в первых трёх фильмах актёр Лон Чейни. Он придавал огромную роль не только гриму, но и пластике, потому что был сыном глухонемых родителей. Он с детства привык объясняться жестами и мимикой, что весьма пригодилось в его актёрском будущем[1][4].

1930-е годы называют в США золотым или классическим периодом фильмов ужасов. В Германии в 1931 году Фриц Ланг, эмигрировавший после прихода к власти нацистов в США, снял фильм о серийном убийце детей — «М». В США в этом же году был снят фильм «Дракула», являющийся экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула», также были экранизированы роман английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» — «Франкенштейн» и повесть Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — «Доктор Джекилл и мистер Хайд». В 1932 году вышли фильмы «Доктор Икс», «Мумия», «Уродцы» и «Рука мумии», а год спустя — «Тайна музея восковых фигур» и «Человек-невидимка». Но в 1934 году в США был принят в качестве неофициально-действующего национального стандарта нравственной цензуры кинематографа Кодекс Хейса. Из-за принятого стандарта стремительный рост числа фильмов ужасов в США временно приостановился, в Германии же с приходом к власти нацистов по преимуществу стали снимать комедии[1][4].

В 1940-х годах фонд фильмов ужасов пополнился такими картинами, как «Люди-кошки» (1942 год), «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943 год), «Седьмая жертва» (1943), «Я гуляла с зомби» (1943 год), «Дом Франкенштейна» (1944 год), «Дом Дракулы» (1945 год), «Похититель тел» (1945 год), «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948 год). Наиболее популярные фильмы ужасы этого периода характеризуются тем, что это фильмы ужасов без монстра, в которых основное действие происходит в современных реалиях. Тенденцией этого периода является «женская готика» — фильмы ужасов, в которых повествование строится по модели, комбинирующей сказочные сюжеты «Красавицы и Чудовища» и «Синей Бороды». Источником страха и ужаса в этих хоррорах является обыденное: соседи и близкие члены семьи[1].

Постер к фильму «Птицы» иллюстрирует небезопасность мира, в котором даже простые птицы являются угрозой.

В 1950-х годах к созданию фильмов ужаса присоединились британские кинопроизводители выпустившие фильмы: «Проклятие Франкенштейна» (1957 год), «Дракула» (1958 год) и «Мумия» (1959 год). В 1954 году в Японии был выпущен первый фильм про Годзиллу, а спустя два года вышел в прокат американский ремейк. 1960-е годы знаменательны выходом на экран фильмов Альфреда Хичкока, которого называют «первым министром страха»[4]: «Психо» (1960 год) и «Птицы» (1963 год)[1]. В СССР в конце 1960-х годов популярным был снятый на студии «Мосфильм» фильм по мотивам одноимённой повести Николая Гоголя — «Вий» (1967 год)[13]. В США культовым фильмом ужасов стал фильм Романа Полански «Ребёнок Розмари» (1968 год)[1][4]. Для европейских хорроров в отличие от американских свойственна установка на то, что ужасное является результатом обнаружения тайных механизмов бытия. Видимая, обыденная реальность здесь воспринимается как тотальная иллюзия, держащая в плену человека. В качестве особого поджанра хорроров выделились итальянские фильмы ужасов, включающие в себя элементы криминального триллера и эротики — джалло[1].

В 1970-е годы популярными становятся ориентированные на молодёжь фильмы ужасов — слэ́шеры (от англ. slash — рубить, резать, полоснуть), в которых убийца-психопат чаще всего преследует и убивает подростков. Из огромного числа которых выделяются «Техасская резня бензопилой» (1974 год) и «У холмов есть глаза» (1977 год). Помимо этого выходит ставший впоследствии культовым британский фильм ужасов «Плетёный человек» (1973 год), популярным также в этот период был мистический фильм ужасов «Омен» (1976 год). Следующее десятилетие было ознаменовано слэшерами «Крики в ночи» (1980 год), «Пятница, 13-е» (1980 год) и «Кошмар на улице Вязов» (1984 год), за последним из которых последовала серия сиквелов. В 1990-х годах некоторые критики заговорили об упадке киноиндустрии ужасов, но фильмы «Дракула Брэма Стокера» (1992 год) и «Крик» (1996 год) возродили интерес к фильмам ужасов, сделав их вновь популярным. 2000-е годы и первая четверть XXI века характеризуются появлением огромного количества ремейков фильмов ужасов и последующим выпуском сиквелов[1].

Поджанры фильмов ужасов

Жанр хоррор не имеет чёткого киноведческого деления на поджанры, ведь такие жанры как триллер, научная фантастика часто включают в себя элементы ужаса. В наибольшей мере хоррор выражается в тех фильмах, в которых «жуткое» не объективировано и где зрителя пугает не фигура монстра, а атмосфера, в которой происходит действо. Страх неведомого всегда сильнее, чем боязнь видимой опасности, поэтому наибольший в психологическом плане ужас внушают те фильмы, которые являются неопределённым фоном для зрителей. Такой фон заставляет зрителя «видеть» гораздо больше того, что в действительности демонстрируется на киноэкране, на который зритель проецирует собственную тревогу[1][4].

Слэшер

Логотип серии «Техасская резня бензопилой».

Слэшер — поджанр фильмов ужасов, для которого характерно наличие убийцы-психопата, который преследует и изощрённо убивает одного за другим людей. Убийца здесь использует такие виды оружия, как ножи, бензопилы, колуны. Жертвами же выступают подростки либо молодые люди. Чаще всего сюжет строится вокруг молодёжной вечеринки, совместных выходных и иных форм времяпровождения. Начинается фильм с убийства одного из героев и заканчивается тем, что единственный выживший должен столкнуться с убийцей лицом к лицу и победить. Дидактической чертой фильмов данной категории является то, что главный герой (выживший) является более порядочным (не употреблял алкоголь, не совершал аморальных поступков), чем прочие герои фильма[14][15].

Пика своего развития слэшер достиг в конце 1970-х годов, помимо «Техасской резни бензопилой» известными слэшерами являются фильмы «Хэллоуин» (1978 год), «Детские игры» (1988 год), «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997 год), «Поворот не туда» (2003 год), «Пила» (2004 год) и другие[1][5][16]. Ряд слэшеров превратился во франшизу, сюжет которых построен вокруг того, что убийца воскресает из мёртвых либо преследует жертв во сне, как в фильме «Кошмар на улице Вязов», либо в качестве призрака, как в фильме «Пятница, 13-е». Часто в фильме есть предыстория, объясняющая, как у убийцы развилась его жестокость и почему он сосредотачивается преимущественно на определённом типе жертв или месте[14][15].

Фильмы о монстрах

Кадр из фильма «Годзилла» (1954 год).

Фильмы о монстрах — это жанр фильмов, сюжет в которых сосредоточен на группе людей, пытающихся выдержать атаки одного или нескольких монстров. Стремление показать невероятное и фантастическое, как реально происходящее, привело к тому, что американские кинокритики в 1940-х годах полагали, что неотъемлемой принадлежностью фильма ужасов является фигура монстра, без которого хоррора быть не может. В качестве монстров выступали Голем, Франкенштейн, Дракула, Мумия, Человек-невидимка. Но максимально в прямом и переносном смысле страх персонифицируется и воплощается в Кинг-Конге и Годзилле, олицетворённых силах природы, встретившихся друг с другом в фильме «Годзилла против Конга» (2021 год)[1][4][17][18].

Идея монстра как чего-то внешнего также дополнялась идеей монстра «внутри каждого из нас». Эта идея выразилась в фильмах «Оборотень» (1913 год), «Лондонский оборотень» (1935 год), «Человек-волк» (1941 год)[4], «Другой мир» (2003 год), «Охота на вервольфа» (2008 год), «Волки» (2014 год)[19]. В сериале Тима Бёртона «Уэнсдей» оборотень — отзывчивая, милая и дружелюбная подруга главной героини[5].

Фильмы о вампирах

Постер к фильму «Дракула» (1973 год).

Вампиры изначально выступали в фильмах ужасов в качестве основной враждебной людям силы. С тех пор, как вышел фильм «Носферату. Симфония ужаса» и «Дракула», образ вампир претерпел изменения. Из бессмертных существ, которые нуждаются в чужой крови и оживают ночью, вампиры превратились в больных людей, подвергшихся воздействию вируса (Воины света, 2009 год), либо в героев кинокомедий или фэнтези[4][20][21].

Фильмы о зомби

Логотип франшизы «Ночь живых мертвецов».

Фильмы о зомби первоначально представляли собой истории о мертвецах, поднятых из земли при помощи магии вуду, примером чего может послужить фильм «Белый зомби» (1932 год)[4][22]. Настоящим хитом в конце 1960-х годов стал фильм о зомби — «Ночь живых мертвецов» (1968 год). Впоследствии образ зомби в кино, как и образ вампира, эволюционировал и зомби стали рассматриваться как заражённые инопланетянами или заразившиеся вирусом, грибком люди, превратившиеся в агрессивных человекообразных существ, лишённых разума — Война миров Z (2013 год), «Аванпост» (2019 год), «Мы все мертвы» (2022 год)[23][24].

Фильмы ужасов о сверхъестественном

Данный поджанр является одним из наиболее обширных в жанре фильмов ужасов. В основе сюжета лежит столкновение героя с некой сверхъестественной сущностью, которая преследует героя либо его семью, либо мешает им жить полноценной жизнью. Фильмов о призраках, демонах, ведьмах, паранормальном, дьяволе как абсолютной персонификации зла снято огромное количество, среди которых можно выделить такие фильмы, как «Маска Сатаны» (1960 год), «Изгоняющий дьявола» (1971 год), «Ужас Амитивилля» (1979 год), «Сияние» (1980 год), «Полтергейст» (1982 год), «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999 год), «Проклятие» (2004 год), «1408» (2007 год), «Проклятие Аннабель» (2014 год), «Оно» (2017 год)[25].

Литература

  • Комм Д. А. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильмов ужасов. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. — 224 с. — ISBN 978-5-9775-0656-4.
  • Маркулан Я. К. Киномелодрама. Фильм ужасов: Кино и буржуазная массовая культура. — Ленинград: Искусство. Ленинградское отделение, 1978. — 191 с.
  • Ужас: Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики / Барканов С. В. и другие. — Москва: НПКЦ «Интех», 1994. — 606 с.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Комм Д. А. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильмов ужасов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 224 с. — ISBN 978-5-9775-0656-4.
  2. 2,0 2,1 Михалкович В. И. Фильмы ужасов // Кино: Энциклопедический словарь / Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 450—451. — 637 с.
  3. 3,0 3,1 Галушко Р. Д. От вампира до робота // Драматургия буржуазного телевидения: Многосерийная телепродукция и проблемы «массовой культуры». — М.: Искусство, 1977. — С. 76—88. — 159 с.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 Маркулан Я. К. Киномелодрама. Фильм ужасов: Кино и буржуазная массовая культура. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1978. — 191 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Тим Бёртон Мастер современного кино. Хоррор (Фильм ужасов). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  6. Аманацкий В. А. Психологические факторы привлекательности фильмов ужасов // Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве / С. А. Антонов, С. В. Денисенко. — СПб. – Тверь: Издательство Марины Батасовой, 2015. — С. 256—268. — 384 с. — ISBN 978-5-903728-94-7.
  7. Субботский Е. В. Строящееся сознание. — М.: Смысл, 2007. — 422 с. — ISBN 5-89357-224-6.
  8. Babbis M. The True Origin of the Horror Film (англ.). WebCite What's this?. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  9. 9,0 9,1 Horror films Part 1 (англ.). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  10. Davisson Z. J-Horror: An Alternative Guide (англ.). Seek Japan. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  11. Drees R. Edison's Frankenstein Cinema`s First Horror Film (англ.). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  12. Пионеры кино (30 мая 2008). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  13. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1966-1967) / Составители М. И. Павлова, В. П. Боровков. — М.: Нива России, 1995. — 288 с. — ISBN 5-88289-005-5.
  14. 14,0 14,1 Dika V. Games of Terror: Halloween, Friday the 13th and the Films of the Stalker Cycle. — Rutherford, New Jersey: Fairleigh Dickinson University Press, 1990. — 153 с. — ISBN 978-0-838-63364-9.
  15. 15,0 15,1 Kubincanek E. The History of Horror’s Cult Following (англ.). filmschoolrejects.com (24 октября 2017). Дата обращения: 18 мая 2023.
  16. Atwood K. The Golden Age of Slasher Films (англ.). ReelRundown (6 марта 2023). Дата обращения: 18 мая 2023.
  17. Ray Harryhausen: The Early Years Collection (англ.). Дата обращения: 12 ноября 2023.
  18. Legendary and Warner Bros. Pictures announce cinematic franchise uniting Godzilla, King Kong and other iconic giant monsters (англ.) (14 октября 2015). Дата обращения: 11 декабря 2023.
  19. Попов М. Бестиарий. Оборотни и вервольфы. Мир фантастики. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  20. Андреев К. Рецензия на фильм «Воины света». film.ru (12 января 2010). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  21. Фильмы о вампирах. Экранка.ру. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  22. White Zombie is regarded as the first zombie film (англ.) (5 ноября 2006). Дата обращения: 18 мая 2023.
  23. Аванпост (2019). Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  24. Мы все мертвы (сериал 2022). Кинопоиск. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  25. Supernatural Horror Movies. imdb.com (21 мая 2012). Дата обращения: 13 ноября 2023.