Триллер

Материал из «Знание.Вики»
Изображение студии Eagle Cinema Thriller FHD

Триллер (от англ . Thrill нервная дрожь, возбуждение) — особый вид приключенческого фильма, литературного произведения, в котором специфические средства должны вызвать тревожные ожидания и страх у зрителей или читателей. Элементы триллера могут быть использованы в детективных романах (включая детективную литературу), гангстерах и «чёрных фильмах» (отчаянных, злых и иррациональных)[1].

История жанра

Тысяча и одна ночь (по изданию Мардруса). Т. 1. 1902

Жанр «триллер» известен с древних времён (времён Античности). Гомер использовал его в «Одиссее», а Аристотель в своём трактате «Поэтика» отмечал, что неизвестное является важной частью литературы. Есть и другие типичные приёмы триллера. Например, отвлечение внимания характеризуется тем, что появляется лишняя информация, которая отвлекает внимание читателя или зрителя на несущественные детали или вводит в заблуждение. Искажение сюжета — это событие, которое в корне меняет ход истории, а ненадёжный рассказчик — это герой, который намеренно предоставляет ложную информацию от имени повествования. Кроме того, для триллеров характерны обрывы (клиффхэнгеры) — открытые концовки, которые оставляют читателей в напряжении. Например, он был использован в цикле сказок «Тысяча и одна ночь».

Альфред Хичкок и Фриц Ланг («Шпион», 1928 год; «Город ищет убийцу», 1931 год) работавшие в Голливуде с 1936 года («Женщина в окне», 1944 год и другие) и создавшие яркие образцы триллеров в кино первой половины XX века. Хичкок умело использовал приёмы фильма, чтобы преувеличить напряженность (саспенс) сюжета и контролировать эмоции зрителей. Его картинам присущ тонкий чёрный юмор, сюжеты второстепенного характера и ключевые сюжеты художественного развития. Хичкок ввёл в этот жанр понятие «макгаффин» — предлога или отговорки для развития действия (например, вымышленный агент в фильме «На север через Северо-запад»).

В 1930-е годы голливудским триллерам были свойственны элементы комедии («Это удивительный мир», 1939 и др.), а затем с началом войны этот жанр приобрёл более мрачный оттенок: «Наёмный убийца» (1942), «Большие часы» (1948) и др. Традиция триллеров была переработана в стиле «фильм нуар» (чёрный). Родилась подкатегория — фильмы об ограблениях (британские фильмы об ограблениях, например, «Асфальтовые джунгли» (1950). В Великобритании, Т. Дикинсон снял классический фильм «Газовый свет» (1940), который стал основой для голливудского ремейка 1944 года.

Работа в жанре комедийного триллера Ф. Лондер и С. Гилиат: «Я видел незнакомца» (1946), «Государственные тайны» (1950). Фильм «Третий человек» режиссёра Кэрола Рида (1949) — один из лучших триллеров в мировом кинематографе. Среди разновидностей этого жанра также можно выделить шпионские триллеры, лучшие образцы которых связаны со Второй мировой войной: «Пять пальцев» (1952), «Я дублёр Монти» (Великобритания, 1958); или холодной войной: «Шпионы с холодной» (Великобритания, 1965)[2].

Американскому кино свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском, — прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы.Росс Макдональд

Поджанры триллера

Авиационные триллеры

Карл Хайасен

Они фокусируются на полёте и человеческом разуме, борющемся с силой штормов или разрушений, а также на постоянной борьбе с абсолютной гравитацией. Например, Дж. A. Ингленд «Летучий корпус» и «Полёт феникса» Э. Третора.

Комедийные триллеры

Нарушают правила жанра, разворачивая сюжет для смеха даже в контексте серьёзных событий. Карл Хайасен — мастер этого подвида, и его последний роман «Естественная девушка».

Триллер-заговор

Конспирологические триллеры — это подвид с секретами. Неведомые силы плетут сеть в жизни главного героя, если не всего мира. Обычно герои становятся угрозой для заговорщиков и должны избегать их ответной реакции. Обычно в этих историях описываются недоразумения, вызванные неприкосновенностью частной жизни и коррумпированным влиянием власти. Известным примером является рукопись романа Роберта Ладлэма «Канцлер».

Триллеры о катастрофах

Джеймс Ф. Робинсон

Зачастую рассказывают о реакции власть имущих на надвигающуюся угрозу. Обычно некоторая производственная небрежность создает угрозу и мотивацию для её сокрытия. Политика предотвращения паники и конфиденциальности даёт героям (обычно журналистам) мотивацию для проведения исследований, например, T. Скортиа и Ф. Робинсона «Стеклянный ад»).

Экотриллер

Как следует из названия, включает в себя некоторые угрозы окружающей среде, будь то естественные или созданные руками человека. Ущерб может быть локальным или даже глобальным. Примером может быть «Зелёный дождь» П. Табори и «Состояние страха» М. Крайтона.

Шпионские триллеры

Рассказывают о повседневной жизни шпионов или аналитиков, а сказочный хаос создают безжалостные агенты и те, кто им противостоит. Действия в произведениях этого подвида обычно разворачиваются в периоды международной напряжённости, такие как Вторая мировая война, холодная война и недавняя война против исламского экстремизма. Например, роман Г. Куртера «Кодекс Эзры» и книги В. Флинна.

Исследовательские триллеры

Тесс Герритсен

Задолго до появления проекта Google Earth данный поджанр был ещё более популярен, так как основная часть земли была таинственной и неизведанной. Но даже сейчас герои, путешествующие по скалистым горам или вдоль рек в джунглях, будут создавать интригу, как и Дж. Дартона «Неандертальцы» и «Конго» М. Крайтона.

Юридические триллеры

Действие такого поджанра разворачивается внутри суда или рядом с ним. Обычно адвокат берётся за новое, казалось бы, типичное, неприметное дело, но вскоре под угрозой оказывается не одна жизнь. Те, кто пытался обойти закон, в конечном счёте были вынуждены подчиниться ему, например, роман Д. Эллиса «Видение».

Медицинские триллеры

Робин Кук

В таких произведениях жизни врачей оказываются под угрозой, возможно, потому, что они помогли определённому пациенту, или таинственная, обычно вымышленная, болезнь внезапно обостряется. Робин Кук и Тесс Герритсен являются лидеры этого подвида.

Триллеры о наёмниках

Фокусируются на неоднозначных героях — «Солдатах богатства». Роман Ф. Форсайта «Псы войны», адаптированный Джоном Оуэном — хороший пример.

Таинственные (мифический) триллер

Привносят в сюжет потусторонние элементы, которые присущи произведениям жанра «хоррор» и отличаются от последних более сдержанным подходом. Обычно герои и/или злодеи обладают некоторыми экстрасенсорными способностями, или, по крайней мере, они так утверждают. Роман Умберто Эко «Маятник Фуко» затронул многие элементы европейского оккультизма.

Умберто Эко

Политические триллеры

Популярный поджанр, который часто отражает единственную ошибку, по словам Марка Твена, преступного класса коренных американцев — Конгресса Соединенных Штатов Америки. Главный герой, обычно низкого происхождения, привлекает ненужное внимание властей. Хорошим примером являются романы B. Мельцера и Дж. Арчера.

Психологические триллеры

Сюжет медленно разворачивается со всё большим сомнением и напряжением вплоть до кульминации. Роман P. Хайсмита «Талантливый мистер Рипли» — часто приводимый пример.

Религиозные триллеры

Дэн Браун

Взывают к духовным аспектам нашего сознания. Сюжет обычно сосредотачивается на священных артефактах или исторических тайнах, и хорошо известные или секретные группы соперничают за господство. Благодаря, казалось бы, невинному расследованию, герой был привлечён к этому инциденту. Большинство романов Д. Морреля, Дж. Лэндса и книги Дэна Брауна содержат такие элементы.

Романтические триллеры

Довольно новый подвид. В таких произведениях акцент делается не на сюжете любовной истории, а на элементах триллера. С помощью многочисленных перипетий истории и множества героев, которые находятся на переднем плане, сильная и сострадательная героиня становится беззащитной и слабой.

Триллеры о выживании

Фокусируются на могущественных представителях человечества. Катастрофа поражает определённую группу людей, если не всю планету, выживание зависит от стойкости и навыков героя. Например, роман Д. Брина «Почтальон».

Клайв Касслер

Технотриллеры

Довольно большая категория, и они почти заслуживают полного статуса жанра «триллер». Эти произведения пересекаются с жанром научной фантастики, в котором передовые технологии всегда играют ключевую роль в предопределении условий и разрешении конфликтов. В качестве примера можно рассмотреть роман Т. Клэнси о Джеке Райане.

Триллеры об охотниках за сокровищами

Обычно переплетаются с другими подкатегориями. Независимо от мотивации, главные герои этих произведений ищут потерянные сокровища огромной ценности, такие как спрятанное золото. Многие романы К. Касслера соответствуют данному поджанру[3].

Культовые триллеры ХХ-XXI веков

Примечания

  1. Что такое триллер. Триллер. Современный энциклопедический словарь. Дата обращения: 23 сентября 2023.
  2. Триллеры - это.... Издательство АСТ (25 ноября 2022). Дата обращения: 24 сентября 2023.
  3. Дьякова Т. В. Характеристика жанра «Триллер» и его поджанры // Lingua mobilis : журнал. — 2013. — № 5 (44). — С. 32—36.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Кичин В. Пять фильмов, которые можно отнести к культовым триллерам XX века. Российская газета (14 июня 2023). Дата обращения: 26 сентября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 101 лучший фильм-триллер: от «Догвилля» до «Молчания ягнят». КП Афиша. Комсомольская правда. Дата обращения: 23 сентября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!