Фэнтези

Материал из «Знание.Вики»
Фэнтези

Фэ́нтези (в переводе с английского языка fantasy — «фантазия») — жанр, охватывающий все направления, которые не относятся к научной фантастике, а также включает в себя мистику и ужасы. Это направление в литературе появилось во второй половине XIX века — первой половине XX века в Англии. В Германии и Скандинавии появление этого жанра отмечают в середине XX века. Примерами произведений этого жанра являются: «Властелин Колец» Джона Рональда Руэла Толкина и приключенческие рассказы Роберта Ирвина Говарда. В более широком смысле фэнтези включает в себя всё что касается ненаучной фантастики, ужасов и мистики[1].

В мире фэнтези могут встречаться сверхъестественные явления и существа: драконы, великаны, феи, колдуны, грифоны, циклопы, гномы, единороги и другие вымышленные персонажи. И как правило, добро должно победить зло, этим данных жанр схож с добрыми сказками из детства.

Критерии, характеризующие фэнтези

  1. Содержание элементов фольклора, мифов, оккультно-мистических учений. Все эти элементы органично перемешаны между собой.
  2. Фантастичность, иррациональность и включает в себя магию. Причем не всегда явно.
  3. Создание полнокровного «другого» мира. Этот мир воспринимается так будто он всегда существовал.
  4. Удовлетворении потребности избегания скучности жизни, неприятностей, путем погружения в чтение или просмотр.
  5. Содержание антуража Средневековья. Старинные артефакты имеют предпочтение у героев произведения[2].

Классификация фэнтези

Существует несколько видов фэнтези: эпическое, героическое, детское, философское, историческое и юмористическое. «Высокое» эпическое фэнтези. Ее особенностью является достоверность поступков и характеров героев, с психологической точки зрения. Авторы создают «другой» мир очень скрупулёзно и с дополнительными атрибутами. К представителям этого течения относятся: Урсула Ле Гуин, Терри Брукс, Тед Уильямс, Дэвид Эдингс и Роберт Джордан. В героических фэнтези отсутствуют психологические характеры и коллизии, сюжет очень простой. Представители течения: Роберт Ирвин Говард, Майкл Муркок, Карл Эдвард Вагнер, Джон Джейкс. Детское фэнтези отличаются от остальных тем, что в них присутствует назидательность и сказочность. Популярные авторы в этой категории: Андре Нортон, Патриция Маккилип, Джейн Йолен, Ллойд Александер. Философское фэнтези чаще похоже на литературную сказку-притчу. Представители этого направления: Мервин Пик, Роберт Холдсток, Джон Краули, Джеймс Блэйлок, Питер Бигль. Историческое фэнтези отличается тем, что рассматриваются реальные исторические события, которые дополнены волшебством и магией. Авторы, квалифицирующиеся в этом направлении: Тим Пауэрс, Челси Куинн Ярбро, Орсон Скотт Кард, Гарри Гаррисон, Мэри Стюарт, Мэрион Брэдли, Кэтрин Кертц. А юмористическое фэнтези содержит нотки юмора в своем повествовании. Самые яркие представители жанра: Лайон Спрег Де Камп, Пирс Энтони, Роберт Асприн, Терри Пратчетт[3].

Отличие фэнтези от фантастики

Простым языком отличие фэнтези в том, что оно ближе к сказке, а вот фантастика в свою очередь ближе к научному прогрессу. Для реализации сюжета в жанре фэнтези, автор акцентирует внимание на историческом антураже, но добавляет элементы магии, волшебства, вымысла, для придания стилистики жанра. В фантастическом жанре, используются новые технологии и приводится к стилистическому виду[4].

Примечание

  1. Алексеев С.В. Фэнтези // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 2. — С. 310.
  2. Галкина М.А. О жанровом своеобразии фэнтези // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2021. — № 1. — С. 105.
  3. Гоголева С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. — 2006. — № 3. — С. 87.
  4. Манахов А.А. Фантастика и фэнтези: стилистические различия. — 2023. — № 2. — С. 1283. — ISSN 2181-0842.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!