Магия

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кукла вуду. Пример гомеопатической магии

Ма́гия (греческое μαγεία — волшебство, чародейство, латинское magia, вероятно, от праиндоевропейского magh — мочь) — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность сверхъестественного влияния на окружающий мир. Магию можно определить и как способ мышления, предполагающий существование сакральных знаний о мире, помогающих человеку получить помощь от сверхъестественных сил[1]. Также магию определяют как одну из наиболее ранних форм религии[2], древнейшую форму человеческого познания и способа воздействия на мир[3]. Учёные называют две основные функции магии — компенсаторно-защитная и организационная. Первая функция связана с тем, что человек периодически сталкивается с неопределённостью и опасностью, и магические ритуалы призваны компенсировать нехватку знаний о мире и обеспечить безопасность, вторая функция связана со стремлением человека организовать свой труд и придать ему системный характер[4][5].

Система магического мышления основана на симпатическом принципе (совместночувствование) и принципе партиципации (сопричастности). Суть данных принципов проявляется в том, что человек, реализующий магический ритуал, верит в системную связь или сопричастность всего всему в этом мире, например, что имя сопричастно человеку, человек сопричастен своему роду и прочее[6][7].

Теории происхождения магии

Существуют различные теории происхождения магии, представленные в трудах отечественных и зарубежных учёных[8]. Известный британский этнограф Джеймс Фрэзер сформулировал теорию происхождения магии по «ассоциации идей». Согласно данной теории, магическое мышление базируется на двух законах, которые свойственны конкретно-чувственному мировоззрению первобытного человека[9].

Закон подобия

Закон подобия — вера в то, что подобное притягивает подобное, или следствие похоже на причину. Человек, реализующий магический ритуал верит, что он может получить необходимый результат путём подражания этому результату. Например, имитируя гром и молнию, можно вызвать дождь[9].

Закон заражения или соприкосновения

Закон заражения или соприкосновения — вера в то, что вещи, бывшие некогда единым целым, продолжают сохранять связь после разъединения. Исходя их этого убеждения, человек, творящий ритуал, верит, что все манипуляции с тем или иным предметом будут оказывать влияние на целое, частью которого он был. Например, воздействие на ногти или волосы человека приведёт к воздействию на его сознание[9].

Английский этнограф Бронислав Малиновский предложил психологическую теорию происхождения магии. Сильное эмоциональное переживание способствует тому, что человек формирует яркий образ желаемой цели, которая определяет все осознанные и неосознанные действия человека. Человек постоянно концентрирует свое внимание на цели, всё, что он многократно прокручивает в своей голове, становится реальностью для него. Когда цель оказывается достигнутой, человеку начинает казаться, что полученный результат — это не что иное, как действие его воображаемых усилий[4].

Отечественный учёный-этнограф Сергей Александрович Токарев обосновал деятельностную теорию происхождения магии. Согласно взглядам учёного, магия — это результат искажения повседневной практической деятельности людей. В этом процессе можно выделить три стадии[10]:

  1. Человек, имея цель, что-то стихийно делает для достижения цели.
  2. Повторяя действие, человек оказывается не уверен в том, что снова достигнет результата и прибавляет к своей рациональной деятельности действие магической силы, например, заклинание. По сути, магия усиливает рациональные процессы в жизни человека.
  3. Возникшее представление о магической силе начинает влиять на человека, и рациональное действие превращается в магический обряд.

Классификации магии

Римский любовный амулет. Иоганн Эрдман Хуммель, 1848, холст, масло. Национальный музей Германии, Нюрнберг, Германия

Магию классифицируют по разным основаниям в зависимости от типа и характера воздействия на предмет и её назначения. По воздействию на предмет выделяют два основных типа[8].

Контактная и имитативная магия

Контактная магия базируется на идее связи частей целого предмета. Так как части предмета были в контакте, они продолжают быть энергетически связанными. Например, клочок одежды человека сохраняет связь с телом[8].

Имитативная, или гомеопатическая магия основана на воздействии на копию или заменитель объекта. Например, магия Вуду, где создается кукла как двойник человека. Контактная и имитативная магии относятся к агрессивной магии, или магии непосредственного действия[8].

Отгоняющая и очищающая магия

Суть отгоняющей магии — в защите от враждебных сил. Сюда можно отнести ношение оберегов, использование защищающих жестов и прочее[8].

Очищающая магия призвана очищать пространство или человека от неблагоприятного воздействия. Например, окуривание травами, омовение и прочее. Это так называемая профилактическая магия[8].

По назначению магия подразделяется на следующие виды[8][10]:

  • Вредоносная — «чёрная» магия, обряды, целью которых является сверхъестественным способом причинить вред какому-либо субъекту. К этому виду магии можно отнести так называемые «порчи» через напитки, еду, подклады и прочее.
  • Любовная — обряды, направленные на появление или уничтожение любовного влечения одного человека по отношению к другому. В народе этот процесс называется «приворот», «отворот», «присушка», «отсушка».
  • Военная — обряды, направленные на устрашение врага и причинение ему вреда. Сюда можно отнести заговоры оружия, военные пляски.
  • Лечебная — уходит своими корнями в элементы народной медицины. Грань между народной медициной и магией провести сложно. Например, использование пчелиного воска для натирания больного у индейцев — это одновременно и согревающее средство, и отпугивание духов леса.
  • Промысловая, или производственная — обряды, связанные с хозяйственной деятельностью людей (рыболовство, строительство, земледелие и прочее). В качестве примеров промысловой магии можно привести создание первобытным человеком наскальных рисунков со сценами охоты накануне самой охоты для привлечения удачи или принесение жертв духам природы для увеличения плодородия.
  • Метеорологическая — обряды, связанные с имитацией природных явлений для их привлечения или отваживания[10].

Магия и религия

Джеймс Фрэзер в своей работе «Золотая ветвь. Исследование магии и религии» отмечал, что мировоззрение человека эволюционировало по схеме «магия — религия — наука». При этом учёный заявлял, что магия и религия несовместимы друг с другом по трем основаниям[9]:

  1. Магия признаёт, что естественные явления подчиняются механическим законам, а религия допускает нарушение естественного порядка вещей и процессов.
  2. Религия базируется на вере в одушевленные божественные явления, а магия — на вере в силу бездушных предметов или безликих сил.
  3. В религии взаимодействие между человеком и божеством имеет характер просьбы, в магии человек заставляет сверхъестественные силы дать результат.

Уильям Робертсон-Смит, Эмиль Дюркгейм, Марсель Мосс также противопоставляли магию и религию, но на иных основаниях. Исследователи утверждали, что религия — это коллективное действо, которое совершается явно, и одна из ее задач — сплотить коллектив. Магия представляет собой тайное действо, реализуемое одним человеком в личных целях, а зачастую — в противовес общественному благу[1].

Бронислав Малиновский определял культуру как функцию, которая возникает в ответ на потребности человека и общества. В связи с этим он считал, что религия и магия схожи в своей основной функции — воздействовать на эмоциональное состояние человека. По мнению учёного, и магия и религия успокаивают, дарят людям ощущение защищённости и уверенности[4].

Современные учёные придерживаются точки зрения о том, что магия и религия как социокультурные феномены имели одинаковые гносеологические, социальные и психологические предпосылки возникновения, основывались на вере в существование сверхъестественных сил и признания их главенствующей роли в мироздании и жизни людей, отождествляли фантазии с реальностью, объясняли действительность в наглядно-образной форме, отличались эмоциональной насыщенностью, формировали систему норм поведения, которые поддерживали социальный порядок в обществе[11].

Магия в современной культуре

Центр каббалы в Тель-Авиве. Фото снаружи

В современной культуре воспроизводятся некоторые формы традиционной магии[12]:

  • Народная магия (знахарство и традиционные языческие культы, например, магия Вуду).
  • Магические ритуалы, связанные с приметами и суевериями в бытовом поведении, в учёбе, определённых видах профессиональной деятельности.
  • Магическое восприятие религиозных ритуалов, наделение магическим смыслом предметов религиозного культа (например, изображений святых, нательных крестов).
  • Магия «хорошего тона» — реализация пережитков предохранительной магии в этикетных ритуалах (например, улыбка при приветствии).
  • Детская игровая магия, связанная с образами и персонажами детской мифологии — Чёрной рукой, Жёлтым пятном на стене.
  • Магия, возрождающая интеллектуальные традиции прошлых эпох (например, алхимия, Каббала)[12].

Литература

Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии = The Golden Bough: A Study in Magic and Religion / пер. с англ. М. К. Рыклина. — М.: Азбука, 2022. — ISBN 978-5-389-20171-2.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Христофорова О. Б. Магия. Большая российская энциклопедия (6 сентября 2023). Дата обращения: 3 сентября 2024.
  2. Попов А. В. Специфика магии как формы религиозного сознания // Издательство Грамота : Журнал. — 2016. — № 7—1. — С. 122—126.
  3. Лебедев В., Прилуцкий А., Викторов В. Религиоведение: учебник для бакалавров. — 2-е изд. — М.: Юрайт. — ISBN 978-5-9916-2248-6.
  4. 4,0 4,1 4,2 Малиновский Б. Магия, наука и религия. — М.: Академический проект, 2023. — 330 с. — ISBN 978-5-8291-4202-5.
  5. Старунова Ю. В. Анализ теоретических подходов к исследованию сущности магии // Аналитика культурологии : Журнал. — 2008. — № 10.
  6. Клопыжникова А. А. Магические обряды как компоненты образа жизни древних россиян // Аналитика культурологии : Журнал. — 2010. — № 17.
  7. Верстин И. С. Этнологическая концепция социальной первобытности Л. Леви-Брюля и итоги ее обсуждения // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова : Журнал. — 2013. — № 8 (62).
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Кислюк К. В., Кучер О. Н. Религиоведение. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 512 с. — ISBN 5-222-05269-9.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии = The Golden Bough: A Study in Magic and Religion / пер. с англ. М. К. Рыклина. — М.: Азбука, 2022. — ISBN 978-5-389-20171-2.
  10. 10,0 10,1 10,2 Токарев С. А. Ранние формы религии. — М.: Политиздат, 1990. — С. 404—506. — 622 с. — ISBN 5-250-01234-5.
  11. Ермолина Ю. В. Магия как культурно-религиозный феномен. — Орёл: Орловский государственный университет, 2009. — 155 с.
  12. 12,0 12,1 Белоусова Е. В. Магия как форма жизни и способ «приручения» мира в культуре. — Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2011.