Этикет
Этике́т (фр. étiquette, нем. die Etikette — карточка, надпись) — система устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между людьми[1]. Этикет представляет собой совокупность правил и норм поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)[2] и требуют мягкого и неукоснительного исполнения в определённых ситуациях[3][4][5]. Основа этикета — уважение к людям[6].
В целом правила этикета формулируются согласно традициям определённой эпохи и со временем изменяются[7], но всегда включают в себя требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение специфически-определённая форма поведения[2]. Практическое значение этикета заключается в том, что он предоставляет готовые общепринятые способы взаимодействия и общения с людьми в различных ситуациях. Соблюдение правил этикета позволяет сформировать приятное впечатление как о человеке своего круга, установить деловые контакты и формирует навыки вежливого поведения[8][9].
Правила и нормы поведения начали формулироваться одновременно с развитием общества. В Древнем мире были заложены основы дипломатического этикета[10], а в трудах античных философов Платона, Овидия, Аристотеля поднимались вопросы воспитания, нравственности и уважения к старшим. В России первым сводом правил поведения считается «Домострой»[8]. Термин «этикет» появляется значительно позже в Европе в эпоху Просвещения.
История
Правила и нормы поведения стали формулироваться вместе с развитием общества, чтобы регламентировать отношения. В Древнем Египте в 2350 году до нашей эры была составлена первая книга «Инструкция по поведению» (оригинал документа не сохранился), которая регламентировала поведение фараона и его подданных. В Древнем Китае в V веке до нашей эры философ Конфуций сформулировал правила политической этики, а также нормы поведения для людей. В Древней Греции VI века до нашей эры философ Пифагор определил основной принцип справедливости и главенство закона. На рубеже IV—III века до нашей эры Эпикур утверждал, что человеческие действия должны основываться на принципах ответственности и общей пользы. Аристотель утверждал, что человеческая обходительность является основой правил[7].
В период Средних веков оплотом нравственности считались представители духовного сословия, которые учили людей доброте и порядочности. В 1204 году выходит в свет работа Петрус Альфонси «Дисциплина клерикалис» (Испания), которая становится руководством по поведению. Изначально работа была составлена для представителей духовенства, но позже стала обязательной для всех[10]. В XVI веке в Италии Бальдассаре Кастильоне составил и издал трактат «О придворном» (1528), в котором автор, опираясь на традиции античности и периода Ренессанса, создаёт образ идеального придворного. Джованни Дела Каза принадлежит «Книга хороших манер» («Галатео») (Италия, 1558). Рекомендации были распространены в придворных кругах. «Книга хороших манер» содержала правила по поводу манеры одеваться, как вести разговор и делать комплименты, а также как вести себя за столом. Особое место в период Средних веков занимал рыцарский этикет, который регламентировал каждый жест представителей данного сословия, в том числе во время сражений[10].
Само название «этикет» появляется на рубеже XVII—XVIII века во Франции. Во время одного из приёмов у французского короля Людовика XIV, все гости получили «этикетки» (карточки), на которых были прописаны правила поведения[7]. В этот период нормы этикета отражают гедонизм и сибаритсво аристократии[11]. В XIX веке произошли изменения и за основу был взят более строгий английский этикет Викторианской эпохи[11]. Все стороны жизни были строго регламентированы: правильный язык, стиль написания писем, правила поведения за столом, социальные отношения между женщинами и мужчинами, одежда, украшения. На бедные слои общества правила этикета не распространялись[12].
В ХХ веке правила упрощаются и распространяются на все слои населения. Европейский этикет со своими ценностями предлагается остальному миру для формирования единого культурного пространства[11]. В XXI веке этикет стал более вариативным. Правила меняются достаточно быстро и значительно упрощаются. В основе современного этикета уважение к себе и соблюдение границ окружающих[13].
История развития и особенности этикета в России
В XII веке на Руси Владимир Мономах для княжеских детей и детей дружинников составил первый свод правил поведения «Поучение к детям», в котором князь давал наставления молодым людям[14]: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра». При общении со старшими юноши должны были придерживаться следующих правил: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт»[14].
В XVI веке протопоп Сильвестр в период правления Ивана IV составил сборник норм и правил «Домострой», которые охватывали все стороны жизни дворян, помещиков. При Петре I начинается активное насаждение правил европейского этикета. В 1717 году выходит первый свод правил «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обращению», в котором содержались советы для молодых юношей и девушек о том, как необходимо вести себя в обществе[15][16]: «Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и не с сердца, или с задору говорить, не как бы сумасброды» («Как молодой отрок должен поступить, когда оный в беседе с другими сидит»)[16]. «Где двое тайно между собою говорят, так не приступай, ибо подслушивание есть бесстыдное невежество» («Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми»)[16]. «Первая добродетель, которая благонравной и благочестной девице прилична и пригожа, есть охота и любовь к слову Божию и правой вере. Охотно ходить в церкви и в школы, учиться читать, писать, и молиться прилежно, слушать словеса Божии, оное размышлять и примечать охотно, к исповеди и Святому Причастию ходить, Катихизис просто и с истолкованием, с некоторыми псалмами, и притчи Святого Писания наизусть уметь и прочее» («Девической чести и добродетелей венец»)[16].
Ещё один документ, появившийся при Петре Великом, «Табель о рангах» (1722). В нём содержалась информация не только о чинах, но также были зафиксированы правила поведения и требования к чиновникам, а позже к их жёнам, в отношении одежды[17]. В период Российской Империи правила этикета активно дополнялись с каждым новым правителем. Представители высших слоев Петербурга и Москвы должны были неукоснительно соблюдать их[10]. После 1861 года правила этикета становятся достоянием для более широкого круга[10][18].
...Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
Письмо Чехова брату Николаю, Москва, 1886
После прихода Советской власти начинается трансформация правил этикета. Галантные кавалеры и прекрасные дамы уравнивались и стали «товарищами». Проявление галантности расценивалось как пережитки буржуазного общества[10]. Однако новому Советскому государству необходимо было устанавливать международные связи и формировать приятное впечатление о стране и её гражданах. Первая советская женщина-дипломат Александра Коллонтай подготовила инструкцию с правилами поведения для дипкорпуса «Что не надо делать на приёмах»[15]: «подходить к накрытым столам и угощаться раньше гостей»[19]. Также было прописано, что во время приёмов воспрещалось «плевать на пол, кашлять, не отвернувшись от другого, тушить папироску, бросая её на пол и притоптывая ногой. В случае насморка лучше не идти на приём или обед, так как чихать за столом или зевать не годится»[19]. Чтобы создать положительное впечатление о жизни граждан, то в инструкции было прописано: «на лестнице и в доме не должно пахнуть кушаньем или папиросным дымом. […] В лифте и на лестнице не должны валяться окурки»[19].
В современной России практики этикета общедоступны и распространяются на всё публичное пространство[11].
Виды
Существует несколько видов этикета, которые охватывают все стороны человеческой жизни и общества[20].
Этикет публичных коммуникаций
Светский этикет — наиболее распространённая разновидность этикета. Включает в себя правила и нормы взаимодействия людей, не связанных более жёсткими условностями (военными, церковными уставами), не принадлежащих ко двору или к дипломатическим миссиям[21].
Деловой этикет — установленные и регламентированные нормы и принципы поведения в деловой сфере и международном экономическом сотрудничестве[22].
Дипломатический этикет — общепринятые в международном обращении правила поведения между должностными лицами, политическими деятелями, представляющими свои государства[23].
Военный этикет — имеет строгую иерархию и основан на принципах армейской морали. Представляет собой правила, нормы, которыми должны руководствоваться все лица задействованные в этих отношениях. Правила изложены в соответствующих уставах Вооруженных Сил Российской Федерации[24].
Придворный этикет — строгие правила поведения регламентирующие отношения между монархом и его подданными[25].
Религиозный этикет — нормы и правила поведения регламентирующие культуру поведения в различных религиозных организациях, основанные на мировоззренческих особенностях представителей различных традиций[26].
Особые виды этикета
Столовый этикет — правила и нормы во время приёма пищи. Включает правила использования столовых приборов, правила употребления пищи, культуру общения с гостями, официантами, персоналом в ресторане[27].
Семейный этикет — нормы, на которых строятся гармоничные семейные отношения[28].
Речевой этикет — правила речевого поведения для установления контакта между собеседниками[29].
Ювелирный этикет — правила ношения ювелирных украшений, основанные на соблюдении чувства меры для создания гармоничного образа[30] .
Этикет пользования средствами коммуникации
Цифровой этикет (англ. digital etiquette) — новая разновидность этикета, регулирующая взаимоотношения в цифровой среде. Направленная на поддержание неагрессивной, уважительной, эффективной коммуникации между пользователями в сети Интернет[31].
Мобильный этикет — представляет собой совокупность правил пользования мобильными средствами для комфортной коммуникации[20].
Литература
- Андреев В. Ф. Золотая книга этикета. — М.: Вече, 2005. — 400 с. — ISBN ISBN 5-9533-0350-5.
- Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки / под ред. Б. Н. Путилова. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. — 168 с. — ISBN 5-02-027259-0.
- Белоусова Т. В. Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. — М.: АСТ, 2021. — 286 с. — ISBN 978-5-17-075410-6.
- Золотая книга хорошего тона / пер. с франц. Н.Ф. Васильковой. — Смоленск: Русич, 1999. — 368 с.
- Кузнецов И. Н. Современный этикет. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. — 496 с.
Примечания
- ↑ Речевой этикет . БРЭ. Дата обращения: 13 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Этикет // Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1981. — С. 416—417. — 430 с.
- ↑ Этикет . Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия». Дата обращения: 14 июня 2024.
- ↑ Этикет . Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная энциклопедия. Дата обращения: 1 мая 2024.
- ↑ Брайан Д. Светский этикет. — М.: Эксмо, 2014. — С. 6. — 42 с. — ISBN 978-5-699-73644-7.
- ↑ Лихолетов В.В. Профессиональная этика и служебный этикет: учебное пособие / В.В. Лихолетов. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. — С. 90. — 168 с.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Руднев В., Егоров П. Основы этики и эстетики. — КноРус, 2012. — С. 18. — 224 с. — ISBN 978-5-406-01521-6.
- ↑ 8,0 8,1 Правила этикета: как вести себя за столом, в лифте, на переговорах . Риа Новости. Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ История и виды этикета . Psyera (22 июня 2012). Дата обращения: 5 мая 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Багана Ж., Перкова А. А. К вопросу об истории развития этикета в России и странах Западной Европы // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — С. 156.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Козьякова М. И. Этикет как феномен культуры // Культура культуры. — 2016. — № 4. — С. 10—11.
- ↑ Victorian England.Victorian Society . AboutBritain.com. Дата обращения: 24 мая 2024.
- ↑ Современный этикет - стиль успешного человека . Академия социальных технологий. Дата обращения: 24 мая 2024.
- ↑ 14,0 14,1 Творогова О. В. , Лихачева Д. С. Поучение Владимира Мономаха . Азбука веры. Дата обращения: 8 мая 2024.
- ↑ 15,0 15,1 Белоусова Т. Все про этикет: Полный свод правил светского и делового обращения. — М.: Издательство АСТ, 2020. — С. 22—24. — 284 с. — ISBN 978-5-17-082027-6.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению . Азбука веры. Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был 24 января 1722 г. . Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Дата обращения: 15 мая 2024.
- ↑ Чехов А. П. Чехов А. П. / Письмо Чехову Н. П., март 1886 г. Москва. — М.: Наука, 1974. — Т. 1. — С. 221—225. — 588 с.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Ваксберг А. Валькирия Революции. A. M. Коллонтай . ЛитМир. Дата обращения: 4 мая 2024.
- ↑ 20,0 20,1 Виды этикета . Школа этикета для взрослых. Дата обращения: 24 мая 2024.
- ↑ Белоусова Т. Все про этикет: Полный свод правил светского и делового общения. — М.: АСТ, 2019. — С. 20. — 284 с. — ISBN 978-5-17-082027-6.
- ↑ Капкан М. В. Деловой этикет : учеб. пособие / М. В. Капкан, Л. С. Лихачева. — Екатеринбург: Урал. ун-та, 2017. — С. 5. — 168 с. — ISBN 978-5-7996-2076-9.
- ↑ Егоров В. П. Дипломатический протокол и этикет : учеб. пособие. — М.: Юридический институт МИИТа, 2013. — С. 10. — 200 с.
- ↑ Денисов Л. Б., Мягченко Г. Ю. Воинский этикет в культуре социума // Аналитика культурологии. — 2015. — № 1.
- ↑ Придворный этикет во Франции XVII века . Справочник от автора 24. Дата обращения: 1 мая 2024.
- ↑ Религиозный этикет . Etiquette.guide. Дата обращения: 24 мая 2024.
- ↑ Столовый этикет . Etiquette.guide. Дата обращения: 25 мая 2024.
- ↑ Семейный этикет . Etiquette.guide. Дата обращения: 24 мая 2024.
- ↑ Речевой этикет . Etiquette.guide. Дата обращения: 25 мая 2024.
- ↑ Ювелирный этикет . Etiquette.guide. Дата обращения: 25 мая 2024.
- ↑ Цифровой этикет . БРЭ. Дата обращения: 5 мая 2024.
Ссылки
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |