Пифагор

Материал из «Знание.Вики»
Пифагор
Πυθαγόρας
Pythagoras in the Roman Forum, Colosseum.jpg
Место рождения Самос
Научная сфера философия, математика Древней Греции, музыка, астрономия

Пифагор Самосский (около 570-490 до нашей эры) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки, основатель философской школы пифагорейцев, мистик.

Расцвет деятельности Пифагора приходится на 532 год до нашей эры[1]. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинствагреков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом».

По­ми­мо ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва раз­роз­нен­ных сви­де­тельств о жиз­ни и уче­нии Пифагора, со­хра­ни­лись 4 позд­не­ан­тич­ные био­гра­фии: Дио­ге­на Ла­эр­тия, «Жизнь Пи­фа­гора» Пор­фи­рия, «О пи­фа­го­рей­ской жиз­ни» Ямв­ли­ха и ано­ним­ная «Жизнь Пи­фа­гора», за­кон­спек­ти­ро­ван­ная Фо­ти­ем[2].

Пифагор Самосский — выдающийся древнегреческий математик, философ. Значение его вклада в науку трудно переоценить. Через тысячи лет остаются актуальными теорема Пифагора, таблица умножения и прочие его открытия.

Биография

Пифагор был уроженцем острова Самос, а его отец Мнесарх — состоятельным гражданином.

В юности Пифагор учился в Милете и слушал Анаксимандра и Ферекида, в дальнейшем Пифагор отправился в Египет и Вавилон, где изучал математику, астрономию и религиозно-мистические традиции, но доказательств истинности этих положений на сегодняшний день нет[3].

Первый учитель, Гермодамант, учил Пифагора музыке, живописи, технике чтения, грамматическим основам и риторике. Развивая память своего ученика, Гермодамант просил его заучивать наизусть отрывки из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Около 532 года до нашей эры Пифагор прибыл в Кротон — город в Южной Италии, где создал пифагорейский союз, связанный с математическими и мистическими поисками.

В результате антипифагорейского восстания Пифагор уехал в Метапонт, где умер[1].

Учение Пифагора

Религиозное учение

В основе учения Пифагора лежит метемпсихоз или переселение душ, а также запрет на употребление в пищу мяса и бобовых. Дикеарх утверждает, что Пифагор учил тому, что «душа бессмертна, во-вторых, она переселяется в другие виды животных, в-третьих, все, что некогда произошло, через определённые периоды повторяется снова, а нового нет абсолютно ничего и, в-четвёртых, все живые существа следует считать родственными друг другу»[4].

Пифагор рассматривал катарсис (очищение) в качестве высшей этической цели, которая достигается для тела через вегетарианство, для души — через познание музыкально-числовой структуры космоса (гармонию сфер).

Космология Пифагора строилась на взаимодействии двух начал «предела» и «беспредельного». «Беспредельное» отождествлялось с пустотой или пневмой, окружавшей космос. Космос «вдыхает» пневму, где она ограничивается «пределом», и кладет начало отдельным вещам. Создание термина «космос» традиционно также приписывается Пифагору[3].

Роль человека, по мнению Пифагора, состояла в том, чтобы «познавать и созерцать», философию он понимал как жизнь, посвященную познанию.

Математика

Теорема Пифагора

Пифагор считал, что «все вещи — суть числа», открыл значение числа в музыке, «гармоническое среднее» и «гармоническую прогрессию».

Пифагор и его ученики открыли положение о том, что сумма квадратов сторон прямоугольного треугольника, примыкающих к прямому углу (катетов) равна квадрату гипотенузы.

Пифагор ввел в математику метод доказательства, дедуктивное построение геометрии прямоугольных фигур, создание учения о подобии, учение о четных и нечетных числах, поиске совершенных чисел, пропорциях, геометрических, гармонических и арифметических средних.

Развивая идею Анаксимандра, Пифагор вводит в астрономию идею о геометрической вселенной, все параметры которой могут быть выражены в числах[5].

Влияние Пифагора

В доплатоновской период Пифагора и пифагорейцев упоминают Ксенофан, Гераклит, Эмпедокл, Геродот, Ион Хиосский, Демокрит (автор книги «Пифагор»), софистический трактат «Двоякие речи», Антисфен и Исократ. Существует также легендарная традиция, дошедшая до нас через труды Аристотеля, Гераклида Понтийского и Андрона из Эфеса, описывающая Пифагора чудотворцем, способным предсказывать будущее, беседовать с животными, а также вспоминать свои предыдущие воплощения. Бертран Рассел[4] считает, что с Пифагора начинается концепция вечного мира, доступного интеллекту, но недоступного чувственному познанию.

Пифагор занимает важное место в истории науки и изучении космоса, в частности. Он и его учения открыли новую эпоху в эволюции научной мысли. Последователи ученого превратили давно известные практические правила в обоснованные точными доказательствами научные положения. До сегодняшнего дня его работами пользуются математики всего мира. Без достижений Пифагора невозможно представить законы логического мышления.

Примечание

  1. 1,0 1,1 Пифагор из Самоса. Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 23 июля 2023.
  2. ПИФАГО́Р ИЗ САМОСА. Дата обращения: 25 июля 2023.
  3. 3,0 3,1 Пифагор. Электронная библиотека ИФ РАН "Новая философская энциклопедия". Дата обращения: 24 июля 2023.
  4. 4,0 4,1 Бертран Рассел. История западной философии. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. — С. 71—72. — 992 с. — ISBN 978-5-379-00305-0.
  5. ПИФАГО́РА ТЕОРЕ́МА. Дата обращения: 25 июля 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!