Пифагор

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Пифагор
Πυθαγόρας
Pythagoras in the Roman Forum, Colosseum.jpg
Место рождения Самос
Научная сфера философия, математика Древней Греции, музыка, астрономия

Пифагор Самосский (около 570-490 до нашей эры) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки, основатель философской школы пифагорейцев, мистик.

Расцвет деятельности Пифагора приходится на 532 год до нашей эры[1]. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинствагреков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом».

По­ми­мо ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва раз­роз­нен­ных сви­де­тельств о жиз­ни и уче­нии Пифагора, со­хра­ни­лись 4 позд­не­ан­тич­ные био­гра­фии: Дио­ге­на Ла­эр­тия, «Жизнь Пи­фа­гора» Пор­фи­рия, «О пи­фа­го­рей­ской жиз­ни» Ямв­ли­ха и ано­ним­ная «Жизнь Пи­фа­гора», за­кон­спек­ти­ро­ван­ная Фо­ти­ем[2].

Пифагор Самосский — выдающийся древнегреческий математик, философ. Значение его вклада в науку трудно переоценить. Через тысячи лет остаются актуальными теорема Пифагора, таблица умножения и прочие его открытия.

Биография

Пифагор был уроженцем острова Самос, а его отец Мнесарх — состоятельным гражданином.

В юности Пифагор учился в Милете и слушал Анаксимандра и Ферекида, в дальнейшем Пифагор отправился в Египет и Вавилон, где изучал математику, астрономию и религиозно-мистические традиции, но доказательств истинности этих положений на сегодняшний день нет[3].

Первый учитель, Гермодамант, учил Пифагора музыке, живописи, технике чтения, грамматическим основам и риторике. Развивая память своего ученика, Гермодамант просил его заучивать наизусть отрывки из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Около 532 года до нашей эры Пифагор прибыл в Кротон — город в Южной Италии, где создал пифагорейский союз, связанный с математическими и мистическими поисками.

В результате антипифагорейского восстания Пифагор уехал в Метапонт, где умер[1].

Учение Пифагора

Религиозное учение

В основе учения Пифагора лежит метемпсихоз или переселение душ, а также запрет на употребление в пищу мяса и бобовых. Дикеарх утверждает, что Пифагор учил тому, что «душа бессмертна, во-вторых, она переселяется в другие виды животных, в-третьих, все, что некогда произошло, через определённые периоды повторяется снова, а нового нет абсолютно ничего и, в-четвёртых, все живые существа следует считать родственными друг другу»[4].

Пифагор рассматривал катарсис (очищение) в качестве высшей этической цели, которая достигается для тела через вегетарианство, для души — через познание музыкально-числовой структуры космоса (гармонию сфер).

Космология Пифагора строилась на взаимодействии двух начал «предела» и «беспредельного». «Беспредельное» отождествлялось с пустотой или пневмой, окружавшей космос. Космос «вдыхает» пневму, где она ограничивается «пределом», и кладет начало отдельным вещам. Создание термина «космос» традиционно также приписывается Пифагору[3].

Роль человека, по мнению Пифагора, состояла в том, чтобы «познавать и созерцать», философию он понимал как жизнь, посвященную познанию.

Математика

Теорема Пифагора

Пифагор считал, что «все вещи — суть числа», открыл значение числа в музыке, «гармоническое среднее» и «гармоническую прогрессию».

Пифагор и его ученики открыли положение о том, что сумма квадратов сторон прямоугольного треугольника, примыкающих к прямому углу (катетов) равна квадрату гипотенузы.

Пифагор ввел в математику метод доказательства, дедуктивное построение геометрии прямоугольных фигур, создание учения о подобии, учение о четных и нечетных числах, поиске совершенных чисел, пропорциях, геометрических, гармонических и арифметических средних.

Развивая идею Анаксимандра, Пифагор вводит в астрономию идею о геометрической вселенной, все параметры которой могут быть выражены в числах[5].

Влияние Пифагора

В доплатоновской период Пифагора и пифагорейцев упоминают Ксенофан, Гераклит, Эмпедокл, Геродот, Ион Хиосский, Демокрит (автор книги «Пифагор»), софистический трактат «Двоякие речи», Антисфен и Исократ. Существует также легендарная традиция, дошедшая до нас через труды Аристотеля, Гераклида Понтийского и Андрона из Эфеса, описывающая Пифагора чудотворцем, способным предсказывать будущее, беседовать с животными, а также вспоминать свои предыдущие воплощения. Бертран Рассел[4] считает, что с Пифагора начинается концепция вечного мира, доступного интеллекту, но недоступного чувственному познанию.

Пифагор занимает важное место в истории науки и изучении космоса, в частности. Он и его учения открыли новую эпоху в эволюции научной мысли. Последователи ученого превратили давно известные практические правила в обоснованные точными доказательствами научные положения. До сегодняшнего дня его работами пользуются математики всего мира. Без достижений Пифагора невозможно представить законы логического мышления.

Примечание

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Пифагор из Самоса. Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 23 июля 2023.
  2. ПИФАГО́Р ИЗ САМОСА. Дата обращения: 25 июля 2023.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Пифагор. Электронная библиотека ИФ РАН "Новая философская энциклопедия". Дата обращения: 24 июля 2023.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Бертран Рассел. История западной философии. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. — С. 71—72. — 992 с. — ISBN 978-5-379-00305-0.
  5. ПИФАГО́РА ТЕОРЕ́МА. Дата обращения: 25 июля 2023.