Пифагор
Пифагор | |
---|---|
Πυθαγόρας | |
Место рождения | Самос |
Научная сфера | философия, математика Древней Греции, музыка, астрономия |
Пифагор Самосский (около 570-490 до нашей эры) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки, основатель философской школы пифагорейцев, мистик.
Расцвет деятельности Пифагора приходится на 532 год до нашей эры[1]. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинствагреков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом».
Помимо огромного количества разрозненных свидетельств о жизни и учении Пифагора, сохранились 4 позднеантичные биографии: Диогена Лаэртия, «Жизнь Пифагора» Порфирия, «О пифагорейской жизни» Ямвлиха и анонимная «Жизнь Пифагора», законспектированная Фотием[2].
Пифагор Самосский — выдающийся древнегреческий математик, философ. Значение его вклада в науку трудно переоценить. Через тысячи лет остаются актуальными теорема Пифагора, таблица умножения и прочие его открытия.
Биография
Пифагор был уроженцем острова Самос, а его отец Мнесарх — состоятельным гражданином.
В юности Пифагор учился в Милете и слушал Анаксимандра и Ферекида, в дальнейшем Пифагор отправился в Египет и Вавилон, где изучал математику, астрономию и религиозно-мистические традиции, но доказательств истинности этих положений на сегодняшний день нет[3].
Первый учитель, Гермодамант, учил Пифагора музыке, живописи, технике чтения, грамматическим основам и риторике. Развивая память своего ученика, Гермодамант просил его заучивать наизусть отрывки из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.
Около 532 года до нашей эры Пифагор прибыл в Кротон — город в Южной Италии, где создал пифагорейский союз, связанный с математическими и мистическими поисками.
В результате антипифагорейского восстания Пифагор уехал в Метапонт, где умер[1].
Учение Пифагора
Религиозное учение
В основе учения Пифагора лежит метемпсихоз или переселение душ, а также запрет на употребление в пищу мяса и бобовых. Дикеарх утверждает, что Пифагор учил тому, что «душа бессмертна, во-вторых, она переселяется в другие виды животных, в-третьих, все, что некогда произошло, через определённые периоды повторяется снова, а нового нет абсолютно ничего и, в-четвёртых, все живые существа следует считать родственными друг другу»[4].
Пифагор рассматривал катарсис (очищение) в качестве высшей этической цели, которая достигается для тела через вегетарианство, для души — через познание музыкально-числовой структуры космоса (гармонию сфер).
Космология Пифагора строилась на взаимодействии двух начал «предела» и «беспредельного». «Беспредельное» отождествлялось с пустотой или пневмой, окружавшей космос. Космос «вдыхает» пневму, где она ограничивается «пределом», и кладет начало отдельным вещам. Создание термина «космос» традиционно также приписывается Пифагору[3].
Роль человека, по мнению Пифагора, состояла в том, чтобы «познавать и созерцать», философию он понимал как жизнь, посвященную познанию.
Математика
Пифагор считал, что «все вещи — суть числа», открыл значение числа в музыке, «гармоническое среднее» и «гармоническую прогрессию».
Пифагор и его ученики открыли положение о том, что сумма квадратов сторон прямоугольного треугольника, примыкающих к прямому углу (катетов) равна квадрату гипотенузы.
Пифагор ввел в математику метод доказательства, дедуктивное построение геометрии прямоугольных фигур, создание учения о подобии, учение о четных и нечетных числах, поиске совершенных чисел, пропорциях, геометрических, гармонических и арифметических средних.
Развивая идею Анаксимандра, Пифагор вводит в астрономию идею о геометрической вселенной, все параметры которой могут быть выражены в числах[5].
Влияние Пифагора
В доплатоновской период Пифагора и пифагорейцев упоминают Ксенофан, Гераклит, Эмпедокл, Геродот, Ион Хиосский, Демокрит (автор книги «Пифагор»), софистический трактат «Двоякие речи», Антисфен и Исократ. Существует также легендарная традиция, дошедшая до нас через труды Аристотеля, Гераклида Понтийского и Андрона из Эфеса, описывающая Пифагора чудотворцем, способным предсказывать будущее, беседовать с животными, а также вспоминать свои предыдущие воплощения. Бертран Рассел[4] считает, что с Пифагора начинается концепция вечного мира, доступного интеллекту, но недоступного чувственному познанию.
Пифагор занимает важное место в истории науки и изучении космоса, в частности. Он и его учения открыли новую эпоху в эволюции научной мысли. Последователи ученого превратили давно известные практические правила в обоснованные точными доказательствами научные положения. До сегодняшнего дня его работами пользуются математики всего мира. Без достижений Пифагора невозможно представить законы логического мышления.
Примечание
- ↑ 1,0 1,1 Пифагор из Самоса . Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 23 июля 2023.
- ↑ ПИФАГО́Р ИЗ САМОСА . Дата обращения: 25 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Пифагор . Электронная библиотека ИФ РАН "Новая философская энциклопедия". Дата обращения: 24 июля 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Бертран Рассел. История западной философии. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. — С. 71—72. — 992 с. — ISBN 978-5-379-00305-0.
- ↑ ПИФАГО́РА ТЕОРЕ́МА . Дата обращения: 25 июля 2023.