Живопись

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Golpayegan.petroglyphs0101.jpgColorful Madhubani painting.jpg
In My Thoughts, abstract painting by Svetlana Yakova.jpgJan Vermeer - The Art of Painting - Google Art Project.jpg
Elijah icon.jpgMuseu José Malhoa - Caldas da Rainha - Portugal (49765836037) c.jpg
Mosaic of Justinianus I - Basilica San Vitale (Ravenna).jpgAllegory of Academy of Arts' foundation by anonymous (1750s, Tretyakov gallery).jpg

Живопись — вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность[1]. В академических словарях искусство живописи определяется исходя из этимологии («живописать» — изображать живо, жизнеподобно). Основным выразительным средством живописи является цвет[2].

Живопись де­лит­ся на мо­ну­мен­таль­ную, стан­ко­вую и ми­ниа­тю­ру; ино­гда как осо­бые раз­но­вид­но­сти живописи вы­де­ля­ют­ся ико­нопись и те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ная живопись. Мо­ну­мен­таль­ная живопись тес­но свя­за­на с ар­хи­тек­ту­рой, ук­ра­ша­ет об­ще­ст­вен­ные и ча­ст­ные зда­ния — храмы, дворцы, ста­дионы и т. п. Она мо­жет раз­ме­щать­ся как сна­ру­жи зда­ния (жи­во­пис­ный фриз, мо­за­ич­ные или май­о­ли­ко­вые пан­но на фа­са­де и т. п.), так и в ин­терь­е­ре (пан­но, де­сю­де­порт, пла­фон). Стан­ко­вая живопись, на­про­тив, са­мо­дос­та­точ­на, изо­ли­ро­ва­на ра­мой. С де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным искусством гра­ни­чит ми­ниа­тю­ра порт­рет­ная, с гра­фи­кой — ми­ниа­тю­ра книж­ная[1].

История развития живописи

Живопись Эпохи позднего палеолита

Зарождение живописи эпохи позднего палеолита в виде наскальных изображений (Южная Франция, Северная Испания и др.) датируется периодом 40-6 тыс. лет до н. э.. Первобытные люди выполняли изображения на поверхности скалы земляными красками, сажей и углём от сожжённого дерева. В качестве инструмента использовались пальцы и ладони художника, расщеплённые веточки и куски меха и кожи. Изображения носят как силуэтный характер, так и линейное начало. Эта первая живопись характерна лёгкостью проработки объёмов и отсутствием общего смыслового и схематического единства[3].

Живопись Эпохи неолита

В живописи отражается образ человека. Изображённые сюжеты и сцены, а также отдельные персонажи образуют живописные циклы, рассказывающие последовательную историю в картинках[3].

В первобытной культуре были открыты два основных способа изображения — знаковое (солярный знак, спираль, волнистая линия) и близкое натурному впечатлению, жизнеподобное (изображения животных в пещерах палеолита, выполненные цветными глинами двух-трёх оттенков). Искусство ещё не выделилось в самостоятельный вид деятельности, не было и развитой системы организации изображения (определения его центра и границ), то есть композиции. Элементы изображения либо выстраивались как орнамент из геометрических фигур и знаков, либо располагались хаотически, наслаиваясь один на другой[1].

Живопись Древнего Египта

Живопись тесно связана с заупокойным культом, поэтому большое распространение получила монументальная живопись (росписи гробниц: стен и потолков) и декоративная живопись (роспись саркофагов, предметов интерьера и так далее). Основная задача живописи — повествовательная (описание событий). Живопись Древнего Египта подчинена строгому канону: условно схематическое, тщательно выверенное и подчинённое чётким правилам изображение человека. Особое расположение элементов композиции, соразмерности фигур персонажей, сочетание изображения с иероглифическим письмом — всё это основано на подчинении социальной иерархии, особенностям мифологии, мировоззрению Древних Египтян. Одновременно с этим, художники с берегов Нила демонстрируют необыкновенную наблюдательность, смелость цветовых сочетаний и красоту деталей в своих произведениях. Основные выразительные средства живописи этого периода: линия (контур) и цветовое пятно[3].

Живопись Древней Греции (Античность)

Живопись также монументальна. Она служит украшением и дополнением архитектуры, культовой, жилой, гражданской. Греческие художники, в своих попытках изобразить реальную действительность, разрабатывают и используют в росписях стен приёмы свето-тени и псевдоперспективы (линейной и воздушной), так называемая «рыбья кость». Сюжеты античной живописи весьма разнообразны, что положило начало основным жанрам: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой и исторический сюжет. Фрески древних греков, глянцевые на поверхности, основываются на методе живописи по многослойной штукатурке с добавлением мраморной пудры на верхнем слое. Станковая античная живопись почти не сохранилась. Она выполнялась на дереве (реже на холсте). Особая техника восковой живописи древних эллинов представляет собой технику энкаустики (знаменитые фаюмские портреты)[3].

Живопись Средневековья

 Живопись носит религиозный, культовый характер. Особое распространение получают такие виды живописи, как:

  1. Фреска (по сырой штукатурке (традиционная) и по сухой штукатурке (сэкко));
  2. Иконопись (темперными красками, как правило, на яичном клею, по загрунтованной особым образом доске);
  3. Книжная миниатюра (на загрунтованном пергаменте, позже — бумаге, акварелью, гуашью, темперой или другими красками).

Сюжеты средневековой живописи носят религиозный характер, иногда разбавляются историческими иллюстрациями. Цвет в живописи эпохи Средневековья условен, символичен. Художники Средневековья используют локальный колорит. Особые черты, присущие искусству этой эпохи — чёткий, строгий силуэт, условность фона (часто применяют позолоту), отсутствие глубины изображения, условность живописно-графических приёмов и изображаемых мотивов[3].

Живопись Древнего Востока

Страны Передней и Средней Азии, Индия, Китай, Цейлон считаются очагами развития монументальной живописи клеевыми красками по гипсу или извёстке (1 тыс. лет до н. э.). В Средние века в Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии основное внимание в живописи уделялось миниатюре. Характерные черты этой живописи: тонкие цветовые отношения, поэтика природных сюжетов, утончённая орнаментика. Острая наблюдательность художника позволяет придать этой традиционной живописи особую прелесть. Широкое распространение получила Китайская и Японская живопись коричневой тушью, акварелью и гуашью на шёлке и бумаге. Для этого вида живописи характерна передача воздушности пространства, тонкая детализация, изящество в изображении людей и природы в сочетании с особой стилизацией[3].

Живопись Эпохи Возрождения

 Особую роль в истории живописи данной эпохи отводят Джотто, как предвестнику грядущих открытий и исследований в области художественного языка, колорита, композиции, изобразительной пластики. Живопись рассматривается как один из способов познания мира, поэтому характерный для данной эпохи в целом научный подход к изобразительному искусству помогает художникам сочетать научные изыскания и культуру, а также проявляется в синтезе искусств (архитектура, скульптура, живопись, графика). В этот период закладываются научные основы существующих доныне принципов изобразительности: линейной и воздушной перспективы, пластической анатомии, светотени, основ оптики и цветовых гармоний. В этот же период изобретаются масляные краски, усовершенствованные как техника Яном ван Эйком. Это позволяет изображать объёкты и предметы, а также среду вокруг них реалистично, объёмно, цветно. Техника фрески приобретает огромное значение. Фресковые росписи органично дополняют и украшают дворцы, храмы и другие светские, государственные и культовые сооружения. Возрастает роль станковой живописи: картины пользуются популярностью, как демонстрация роскошества и художественного вкуса заказчика. Основные сюжеты картин: портреты, исторические или бытовые, мифологические или религиозные сюжеты, обнажённая модель — словом, всё, что связано с изображением человека (антропоцентризм). Выдающиеся художники эпохи Возрождения: в Италии — Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе; в Германии и Нидерландах — Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн и многие другие[3].

Живопись XVII—XVIII веков

 Складываются национальные школы европейской живописи в разных странах: во Франции (Давид, Пуссен), в Италии (Караваджо), в Испании (Эль Греко, Веласкес), во Фландрии (Рубенс, Ван Дейк), в Голландии (Рембрандт, Вермейер), в Великобритании (Гейнсборо, Хогарт), в России (Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Появляются Академии художеств, где художники получают полное профессиональное художественное образование, в соответствии с требованиями нового времени. Основное внимание живописцев уделено освещению социально-гражданских идеалов, точному, реалистическому бытописанию. Особенно интересен художникам этого периода человек в своём повседневном окружении и психологическое соответствие личности и окружающего мира. В это время складывается структура жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет и другие). Широко распространяется монументальная живопись (в соответствии с требованиями стиля барокко), с характерными для эпохи особенностями: динамизм, разомкнутая или спиралевидная композиция. Пришедший на смену барокко стиль рококо привнёс разнообразие оттенков светлых и блёклых цветов в палитры художников, а живопись классицизма — структурный строгий рисунок. С появлением системы тональной живописи появляются индивидуальные живописные открытия художников в технологии масляной живописи. Обогащаются индивидуальные технические приёмы, развивается система тональной живописи. Станковая картина приобретает особую значимость, она востребована в качестве органичного стилю помещения декорирования интерьера. Потребность в камерных произведениях искусства влечёт за собой развитие таких техник живописи как акварель, пастель, тушь. Особое внимание уделяется миниатюрному портрету[3].

Романтизм XIX века

 Расширение межкультурных связей в Европе и Америке влечёт за собой развитие и появление новых национальных школ реалистической живописи. Часто условности Европейской школы живописи обогащаются местными древними традициями (Япония, Китай, Индия) и наоборот. Так страны Востока привнесли в европейскую живопись новые приёмы композиции, особую ритмику цвета и приёмы стилизации. Живопись, как и другие искусства этого времени, отражают гражданскую позицию народа: многие сюжеты живописных произведений основаны на критике социальной действительности. В противовес салонному академизму с его идеализацией образов и отдалённостью от реальной жизни и от идеалов позднего классицизма, появляется живопись романтизма. Её характерные черты: энергичность мазка, контрастность отношений света и тени и цветовых пятен, внимание к остро-драматическим историческим эпизодам и подчёркнуто эмоциональное отражение современных реалий, богатство колорита (Делакруа, Жерико, Рунге, Кипренский, Брюллов)[3].

Реализм XIX века

 Художники этого периода внимательно наблюдают и отображают в своих полотнах реальный мир: образы обычных людей, характерные явления и события времени, отказ от подчёркнутой эстетичности, повышенной эмоциональности и стилизации в пользу убедительности и визуальной правды (Констебл, художники барбизонской школы, Венецианов, Федотов и другие). В период европейской революции появляется живопись демократического реализма (Курбе, Милле, Менцель), которая освещала новые гражданские идеалы и иллюстрировала борьбу народа за свои права, трудовые будни простых людей и изображала передовых общественных деятелей. Это привело к становлению в разных странах живописных школ национального пейзажа (художники-передвижники и близкие к ним по идейной составляющей художники: Крамской, Серов, Репин, Верещагин и другие)[3].

Живопись Импрессионизма

 В начале 1870-х, в соответствии с новыми открытиями в оптике и других отраслях физики, художники приходят к идее постоянной изменчивости мира, что и пытаются отразить в своих произведениях живописи при помощи чистых цветов, раздельных мазков краски, белого грунта и подчёркнуто светлых цветовых оттенков. Этому способствует массовое фабричное производство новых цветовых оттенков красок для художников. Монументально-декоративная живопись приходит в упадок, отдавая пальму первенства лёгкой и малоформатной станковой живописи[4].

Живопись модерна

 В соответствии с особенностями стиля, живопись приобретает черты декоративности, появляются новые приёмы, технология и способы композиции. Живопись, как и другие виды искусств, стремится к монументальности, декоративности, связи с ДПИ и архитектурой. Появляется живопись силикатными красками[3].

Живопись соцреализма

 Особо направление в развитии живописи появляется в СССР после октябрьской революции 1917 года. Основываясь на идеалах революции, формируется метод социалистического реализма в живописи. Его характерные особенности: сюжеты, изображающие тружеников заводов и колхозов, первомайские праздники, пионерское движение, изображения вождей в портретных и сюжетных картинах; светлая, пастельная цветовая гамма (И.Бродский, Л. и С. Герасимовы, В. Мухина и другие).

 3 принципа соцреализма:

  1. Народность (понятность на бытовом уровне);
  2. Идейность (отображение трудовых подвигов ради светлого будущего);
  3. Конкретность (прямая подача, отсутствие иносказаний).

Живопись XX века

Возникают условные формы отображения реальности художниками, определяются истоки многочисленных течений в живописи XX века (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек и другие). На первый план выходит личность художника, его отношение к изображаемому (эмоциональность, символика цвета, стилизация, утрированность изображения, плоскостность, стремление к декоративности) (в России: Серов, Коровин, Врубель). Противоречивость мира выражается художниками в соответствующих живописных формах: Пикассо, Матисс, Дерен, Ривера, Сикейрос, Гуттузо, Кент. Кризис культуры буржуазного общества выражается в различных модернистских течениях начала XX века: фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и других. В живописи ассоциации, метафоры, стилизация приходят на смену реалистической трактовке действительности. Полный отказ от фигуративности, изобразительности приводит к появлению абстрактной живописи. В 60-х годах в Европе и Америке формируются новые направления живописи: поп-арт, гиперреализм и другие. Возрождается монументально-декоративная живопись, созвучная по масштабности духу времени. Появляются новые виды и типы красок для живописи: силиконовые, на основе кремния органических смол, акриловые, но основные произведения создаются в технике традиционной масляной живописи[3].

Живопись СССР

 Зарождаются новые национальные школы живописи в народных республиках СССР. Для живописи этого периода характерно повышенное ощущение реальности, духовность образов, материальность изображения (Сарьян, Чуйков, Салахов, Гудайтис и т. д.). В 20-е годы особенно популярна историко-революционная тема (Греков, Дейнека, Герасимов, Петров-Водкин и другие). В послевоенное время появляется патриотическая живопись, повествующая о героизме народа в годы ВОВ. Также особенно популярными становятся образы людей из народа, участников революционных событий: психологические портреты советских людей. Особая тема в живописи — советские стройки, освоение целины, организация нового быта советских граждан. В 60-е — 80-е годы ХХ века усиливается синтез архитектуры, скульптуры и монументальной живописи, базирующиеся на активном строительстве общественных зданий и мемориальных комплексов. Возрождаются техники монументально-декоративной живописи: темперная живопись, мозаика, фреска[3].

К концу 20 века и по сегодняшний день в живописи продолжают происходить изменения. С одной стороны — это появление инновационных цифровых технологий, позволяющих создавать уникальные современные произведения. Но современные художники не менее охотно обращаются и к истокам — масляной и акварельной живописи, потому как классическое искусство, созданное при помощи кисти красок и холста, и по сей день не утрачивает своей актуальности[4].

Жанры живописи

Понятие жанра сформировалось в изобразительном искусстве сравнительно недавно, однако уже в наскальных изображениях и искусстве Древнего мира появляются предшественники определённых жанров. Это включает петроглифические изображения животных, древнеегипетские и месопотамские портреты 3-го тысячелетия до н. э., натюрморты и пейзажи на мозаиках и фресках Античности. Жанровая система в станковой живописи начала складываться в XV веке в Европе, и её формирование в основном завершилось в XVII веке. С этого времени и до XIX века жанры условно подразделялись на высокие (исторический, мифологический) и низкие (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись, портрет, за исключением его парадного субжанра). В современной живописи насчитывается около десяти жанров[5].

  • Религиозная живопись[5]
  • Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека»[6]. Среди субжанров портрета — па­рад­ные, ка­мер­ные, груп­по­вые, ал­ле­го­ри­че­ские, а также автопортреты. Портреты, скомпонованные в единые ансамбли по семейному или профессиональному критерию (например, изображения членов гильдии, офицеров военного подразделения), образуют портретные галереи[5].
  • Историческая живопись — жанр живописи, берущий начало в эпоху Ренессанса, посвящённый реальным историческим событиям и персонажам либо мифологическим и библейским сюжетам. Эти темы могли сочетаться — на картинах на историческую тематику часто присутствовали аллегорические персонажи мифологического или библейского происхождения. Так, в живописи Востока существовали определённые типы символических композиций, изображающих апофеоз побед монарха или получение им власти от божества. Одной из первых реалистических исторических картин в станковой живописи стала в 1630-е годы «Сдача Бреды» Веласкеса[5].
  • Батальная живопись — жанр изобразительного искусства, тесно смыкающийся с историческим жанром. Батальные полотна посвящены темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий[5].
  • Мифологическая живопись — жанр, включающий произведения, посвящённые героям и событиям мифов древних народов. Как и батальная, примыкает к исторической живописи, получила оформление в эпоху Возрождения с усилением интереса к античной мифологии (характерный образец — «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, написанное около 1484 года). В XIX—XX веках стали чаще появляться произведения на темы германской, кельтской, славянской и индийской мифологии[5].
  • Пейзаж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров. Если в пейзаже присутствуют человеческие фигуры, они играют роль второстепенных элементов (стаффажа). Распространённые субжанры — ар­хи­тек­тур­ный пей­заж, ведута, ма­ри­на, ка­прич­чио[7].
  • Интерьер — изображение замкнутого пространства, внутреннего помещения здания[7]. Хотя элементы интерьерной живописи наличествовали уже в произведениях античного искусства и иконописи, они не имели самостоятельного значения и служили лишь средством указания места действия. Толчок развитию интерьерной живописи дало в эпоху Возрождения изобретение линейной перспективы. Жанр окончательно сформировался в XVII веке в творчестве таких голландских авторов как Адриан ван Остаде и Эмануэль де Витте, создававших картины, изображавшие внутреннее убранство церквей[8].
  • Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Часто в натюрмортах фигурируют предметы обихода и труда, цветы, плоды, выловленная рыба и битая дичь. При этом объекты могут быть как изображены в естественном окружении, так и образовывать сложные конструкции или служить «обманкой», создающей иллюзию присутствия реальной натуры. Первым натюрмортом в станковой живописи считается картина «Куропатка со стрелой и перчатками» венецианца Якопо де Барбари, но как самостоятельный жанр он оформился только в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи[5].
  • Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, встречаясь в росписях Древнего Востока и античной вазописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в XIV—XV веках. Она получила особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени, в частности в Нидерландах XVI века; переход к чистому бытовому жанру состоялся в творчестве Питера Брейгеля Старшего[5].
  • Анималистическая живопись — полотна, главным сюжетом для которых является изображение животных. Художник сосредотачивается на передаче художественно-образной характеристики животного, его повадках, при этом часто персонажам придаются человеческие черты, приписываются человеческие эмоции и действия[5].
  • Абстрактная живопись — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение мира абстракции[7].

Помимо чистых жанров существуют произведения живописи, сочетающие различные жанровые элементы — например, пейзажа и бытового жанра, группового портрета и исторической живописи. Батальная живопись обычно включает элементы других жанров, от пейзажного и анималистического до натюрморта[5].

Разновидности

Живопись де­лит­ся на мо­ну­мен­таль­ную, стан­ко­вую и ми­ниа­тю­ру; ино­гда как осо­бые раз­но­вид­но­сти живописи вы­де­ля­ют­ся иконопись и те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ная живопись. Мо­ну­мен­таль­ная живопись тес­но свя­за­на с ар­хи­тек­ту­рой, ук­ра­ша­ет об­ще­ст­вен­ные и ча­ст­ные зда­ния — хра­мы, двор­цы, ста­дио­ны и т. п. Она мо­жет раз­ме­щать­ся как сна­ру­жи зда­ния (жи­во­пис­ный фриз, мо­за­ич­ные или май­о­ли­ко­вые пан­но на фа­са­де и т. п.), так и в ин­терь­е­ре (пан­но, де­сю­де­порт, пла­фон). Стан­ко­вая живопись, на­про­тив, са­мо­дос­та­точ­на, изо­ли­ро­ва­на ра­мой. С де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным искусством гра­ни­чит ми­ниа­тю­ра порт­рет­ная, с гра­фи­кой — ми­ниа­тю­ра книж­ная[7].

Техники и материалы

Живопись раз­де­ля­ет­ся так­же по тех­ни­кам. В мо­ну­мен­таль­ной живописи наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны тех­ни­ки на­стен­ной рос­пи­си тем­пе­рой по-сы­ро­му (фре­ска) или по-су­хо­му (аль­сек­ко), ко­то­рые ино­гда со­че­та­ют­ся; зна­чи­тель­но ре­же ис­поль­зу­ют­ся мас­ля­ные крас­ки. Наи­бо­лее проч­ная тех­ни­ка мо­ну­мен­таль­ной живописи — мо­заи­ка, пред­став­ляю­щая со­бой вы­кла­ды­ва­ние изо­бра­же­ния раз­но­цвет­ны­ми кам­ня­ми или смаль­той. В среднем веке в Ев­ро­пе по­лу­чи­ло раз­ви­тие изо­бра­же­ние из цвет­ных стё­кол — витраж, ус­ло­ви­ем вос­при­ятия ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся не от­ра­жён­ный, а про­ни­каю­щий свет. Ке­ра­мическая живопись, при­ме­няе­мая для оформ­ле­ния зда­ний и из­делий де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми, вы­пол­ня­ет­ся крас­ка­ми, вы­дер­жи­ваю­щи­ми об­жиг, на ке­ра­ми­ке; основными ма­те­риа­ла­ми для кра­сок слу­жат окис­лы ме­тал­лов. В Древ­нем Егип­те бы­ла раз­ра­бо­та­на тех­ни­ка во­ско­вой жи­во­пи­си (эн­кау­сти­ки), ко­то­рой ши­ро­ко поль­зо­ва­лись древне-греческие мас­те­ра (в том числе в мо­ну­мен­таль­ной живописи); впо­след­ст­вии эта тех­ни­ка встре­ча­лась ред­ко, од­на­ко ис­поль­зу­ет­ся и до­ны­не[7].

В ран­них фор­мах стан­ко­вой живописи и в ико­но­пи­си при­ме­ня­лась тем­пе­ра, со­хра­нив­шая свою роль и позд­нее. На­чи­ная с V века стан­ко­вая живопись ча­ще все­го вы­пол­ня­ет­ся мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, на­тя­ну­том на под­рам­ник. Ос­но­вой, кро­ме хол­ста, мо­жет слу­жить де­ре­во, ре­же ме­талл или стек­ло. На ос­но­ву на­но­сит­ся грунт, обес­пе­чи­ваю­щий проч­ность сце­п­ле­ния кра­соч­но­го слоя с ос­но­вой; цвет и тон грун­та по­мо­га­ют ху­дож­ни­ку стро­ить све­то­те­не­вые и цве­то­вые от­но­ше­ния. Встре­ча­ет­ся и сме­шан­ная тех­ни­ка — со­че­та­ние тем­пе­ры с мас­ля­ны­ми крас­ка­ми. Так, в эпо­ху Воз­рож­де­ния под­ма­лё­вок не­ред­ко вы­пол­нял­ся тем­пе­рой, а по­сле­дую­щие слои — мас­ля­ны­ми крас­ка­ми; при этом ис­поль­зо­ва­лись де­ко­ра­тив­ные воз­мож­но­сти проч­ной тем­пер­ной ос­но­вы и свой­ст­ва мас­ля­ной живописи — её про­зрач­ность и бо­гат­ст­во цве­то­вых ню­ан­сов. Ра­бо­та над кар­ти­ной за­кан­чи­ва­лась лес­си­ров­кой (на­не­се­ни­ем про­зрач­но­го слоя мас­ля­ной крас­ки), а по­сле вы­сы­ха­ния, как пра­ви­ло, кар­ти­на по­кры­ва­лась ла­ком, за­щи­щаю­щим кра­соч­ный слой от внеш­них воз­дей­ст­вий. Ес­ли класссическая тех­ни­ка мас­ля­ной живописи мно­го­слой­на, то в XIX-XX вв. ху­дож­ни­ки пред­по­чи­та­ли ме­тод ал­ла при­ма, ко­то­рый по­зво­лял за­кон­чить про­из­ве­де­ние в один се­анс. Эта тех­ни­ка проч­но ут­вер­ди­лась в ра­бо­те с на­ту­ры над этю­дом, на пле­нэ­ре. В искусстве XX веке ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла ак­ри­ло­вая жи­во­пись. К тех­ни­кам живописи, ко­то­рые мо­гут яв­лять­ся од­но­вре­мен­но и гра­фи­че­ски­ми, от­но­сят­ся ак­ва­рель, гу­ашь и пас­тель[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Большая советская энциклопедия (БСЭ). Живопись. Дата обращения: 16 апреля 2023.
  2. большой академический словарь. живопись. Дата обращения: 16 апреля 2023.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Екатерина Крюкова. История живописи. Художественная школа. Дата обращения: 3 мая 2023.
  4. 4,0 4,1 Краткий экскурс в историю живописи. Летопись - Исторический проект История явлений и событий. Дата обращения: 3 мая 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 Нина Байор. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 16 апреля 2023.
  6. Евгений Басин. ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 16 апреля 2023.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 А. М. Муратов, О. А. Назарова. Живопись. Большая российская энциклопедия (2004-2017). Дата обращения: 16 апреля 2023.
  8. Интерьерный жанр. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Дата обращения: 16 апреля 2023.

Литература

  1. Гренберг Ю. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. — М.: Искусство, 2003.
  2. Лактионов А., Виннер А. Заметки о технике живописи. // Художник. — 1961. — № 3. — С. 38—42.
  3. Яковлев Б. Цвет в живописи. // Художник. — 1961. — № 3. — С. 27—31.
  4. М. Баксендолл. Узоры интенции. Об историческом толковании картин. — М., 2003.
  5. Сборник статей. Замечательные полотна. — Л.: Художник РСФСР, 1962.
  6. Сапаров М. А. Словесный образ и зримое изображение (живопись — фотография — слово). — Л.: Наука, 1982. — 66—92 с.
  7. Вибер Ж. Живопись и её средства. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961.
  8. Д. И. Киплик. Техника живописи, (6 изд). -М., -Л: 1950.
  9. Б. Р. Виппер. Статьи об искусстве. -М.: 1970.
  10. А. Каменский. Зрителю о живописи. -М.: 1959.

Фильмы