Барокко

Материал из «Знание.Вики»
Lactación de la Virgen a Santo Domingo, Juan Simón Gutiérrez.jpg
Wilanów Palace.jpg
IT-Rom-piazza-navone-neptun.jpg
сверху вниз:

Хуан Симон Гутьеррес (1710), «Смерть святого Доминика, или Святой Доминик, утешаемый Богородицей и святыми мучениками» Wilanów Palace Museum (1677-1696)

Рим, Пьяцца Навона, фонтан Нептуна (1574)

Баро́кко — (предположительно: от порт. perola barroco — жемчужина причудливой формы, итал. barocco[1] — вычурный, причудливая риторическая фигура) — общее явление культуры, главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII веков. В широком понимании включает в себя внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения. Определение «барокко» применяют к разным явлениям: художественным направлениям (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемых классицизму, исторический художественный стиль, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, индивидуальные стили и манеры работы отдельных мастеров.

Центром барочной культуры эпохи XVII—XVIII веков была Италия, но в разных странах эта эпоха имеет различную хронологию, периодизацию и терминологические определения. Этим же обобщающим термином называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» используют в качестве метафоры в историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (итал. la vita barocca[2].

Барокко отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религиозном и социальном сознании[3]. Одним из источников возникновения как стиля считается идеология и эстетика католичества, идейное движение Контрреформации и постановления Тридентского собора католической церкви, поэтому барокко называют также «стилем контрреформации» и «искусством иллюзии»[4].

Для барокко характерно внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции, преувеличения, эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые линии и обилие декора. Отличительные черты в архитектурных сооружениях: сложные декоративные приемы, замысловатые украшения, повторяющиеся мотивы в интерьере и экстерьере зданий, позолоченные скульптуры, ярко расписанные потолки, иллюзорные эффекты (тромплей), масштабные фрески[5].

История

Происхождение и введение термина

Théophile Gautier, литография, около 1911

Термин барокко появился несколько позже, чем само определение в культурологии и направление в искусстве. Существуют несколько версий происхождения термина:

  • от португальского «baruecca», где примерный перевод — жемчужина неправильной формы. Использовалось в качестве жаргонизма португальскими средневековыми моряками.
  • «barocco» — вычурный; сложная, причудливая риторическая фигура; в XVI веке появилось в итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего.
  • «baroco» — в логике, одна из форм силлогизма, то есть рассуждения в котором две посылки объединены общим термином;
  • во Франции ювелиры называли словом «baroquer» обозначали такие термины как: смягчать контур, делать форму мягкой, живописной
  • от латинского мнемонического обозначения фигуры силлогизма — «barroc»
  • от средневекового слова «baroco» — нелепый педантизм[6]

Термин введен критиком, французским прозаиком и поэтом романтической школы, журналистом Теофилем Готье[6].

Позже в XVIII веке термин приобретает значение отрицательной, негативной оценки в эстетике. Барочным называлось все грубое и неуклюжее. В целом этот термин применялся изначально в качестве такой характеристики культуры как упадок, или её завершение. Во Франции XVIII века этим термином называли всякое проявление искусства, отличное от классического вкуса, «не соответствующее правилам, слишком преувеличенное»[7]. Термин часто применялся в насмешку, и давал оценку всей эпохе с точки зрения человека XVIII века, так продолжалось до середины XIX века, до развития новых культурных идей.

Со временем термин «барокко» утерял негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе. Английский писатель Моэм, прозаик периода барокко, в своей книге «Подводя итоги»[8] высказывается:

Барокко – трагичный, массивный, мистический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и прозрения

Изучение понятия

Для характеристики культурного направления термин впервые упоминается в 1888 году швейцарским писателем, историком и теоретиком искусства Генрихом Вёльфлиным, который определил барокко как наивысшую, последнюю в иерархии, критическую стадию развития любого художественного стиля. Стадии распределены в последовательности: Архаика, Классика, Барокко[9]. Противопоставление классицизма и барокко как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования уже не подразумевает каких-либо негативных характеристик.

На основе наблюдений механизмов взаимодействия феноменов, определяемых классической оппозицией «ренессанс — барокко», Вёльфлин вывел пять пар «основных понятий истории искусства»:

  1. линейность — живописность;
  2. плоскость — глубина;
  3. замкнутая форма — открытая форма (тектоничность и атектоничность);
  4. множественность — единство (множественное единство и целостное единство);
  5. ясность — неясность (безусловная и условная ясность).

Левая часть «пар понятий» характеризует по утверждению Вёльфлина ранние стадии развития любого исторического типа искусства, а также искусство классицизма, правая — поздние стадии и искусство стиля барокко. Таким образом, исторический стиль барокко занял свое место между Ренессансом и классицизмом, а его позднюю стадию продолжали именовать рококо[10].

По мнению историка искусства Макса Дворжака, барокко можно определить не только как стиль, но и как определённое миропонимание, так как термин и подразумевающийся под ним стиль не до конца изучены[11]. Дворжак выделяет из раннего барокко маньеризм, но эта концепция не разделяется большинством современных ученых, а рококо рассматривается в качестве самостоятельного и самобытного художественного стиля[10].

В настоящее время термином «барокко» называют ряд историко-региональных художественных стилей европейского искусства XVII—XVIII веков, последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.

Слово «барокко» используется и как метафора. В каждом историческом периоде развития искусства видят своё «барокко» — пик творческого подъёма, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства[12].

Основные характеристики эпохи

Что такое жизнь? Безумие.
Что такое жизнь? Иллюзия,
тень, вымысел,
и величайшее благо — это малое;
что вся жизнь — это сон,
а мечты, мечты есть.

Педро Кальдерона де ла Барка «Жизнь — это мечта», 1635[13]

Эпоха Возрождения, с присущим ей чувством меры и ясности, сменяется культурным пластом, построенным на контрастах и асимметрии, искусством, тяготеющим к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

В барокко прослеживаются черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии, которые уживаются в нём с трезвостью и рассудком. В системе изобразительных средств барокко имеет выраженные специфические черты, по которым оно становится легко узнаваемо: криволинейным очертания, изысканная вычурности линий, пышность, декоративность, парадность, напыщенность и аффектация в выражении чувств, аллегории, стремление поразить и ошеломить, импозантность.

Придворный быт (устройство праздненств, триумфов, маскарады, шествия) определил стиль барокко, насыщенный изысканными метафорами и аллегориями.

Барочное художественное мышление усложнено: духовным устремление сочетается с земным порывом для раскрытия драматизма отношения человека к вечности[5].

Характеристики произведений барокко

Произведения барокко примиряют человека с дисгармонией и противоречивостью бытия, создают впечатление неисчерпаемой энергии.

Отличаются:

  • экстравагантной вычурностью,
  • изысканной пышностью,
  • экс­центричностью,
  • избыточной цветистостью,
  • аффектацией, фанфарона­дой,
  • демонизмом, живописностью,
  • декоративностью, орнаментализмом,
  • театральностью, фееричностью,
  • перегруженностью формальными эле­ментами,
  • гротескностью и эмблематизм (условное изображение ка­кой-либо идеи),
  • пристрастием к самодовлеющим деталям, антитезам, вы­чурным метафорам и гиперболам[5].

Барочные метафоры подчинялись принципу остроумия («изяществу ума»).

Художники барокко были преданы энциклопедической учености и вплетали в свои произведения внелитературный материал (предпочтительно экзотический). Барочный стиль стал ранней формой эклектизма, он был обращен к различным европейским и неевропейским традициям, ассимилируя их художественные средства и национальные стили в реконструированных формах, трансформируя традиции и разрабатывая новые жанры (особенно роман барокко). Эклектизм барокко включает в себя и его «натурализм» — обостренное внимание к деталям и буквальное изобилие подробностей. Барокко присуще возрождение духа позднего средневековья, дуализм, противопоставленный монизму Ренессанса и Просвещения.

В темах барокко доминирует страх перед человеческими страданиями, который сочетает стремление к жизни и удовольствиям со страхом смерти, перспективой «страшного суда» и чувством «vanitas» (тленности и бесполезности существования). Целью эпохи барокко было одновременная вера в чудеса и их изгнание. Рождённое в период войн, духовного и материального кризиса и социального раскола, барокко сменилось классицизмом, в котором социальные силы сплотились вокруг сильной королевской власти[14].

Человек и образ жизни эпохи

Общественная, светская жизнь времени барокко олицетворяла театральность, искусственность проживания времени, тем самым объединяя противоречия: природного и божественного, разума и чувств, материального и духовного восприятия мира.

В это время сформировались предпосылки для объединения рационального и метафизического опыта и божественной природы. Контраст между миром земным, наполненным болью и страданиями, и миром небесным, с его недостижимой гармонией и порядком, рождал противоречия и вопросы.

Если Ренессанс стал эпохой географических открытий, то барокко — время их активного освоения и прокладывания новых путей, началом эпохи рабовладения и морских баталий между государствами за право обладания новыми землями — колониями. Европеец уже чувствует себя не только первооткрывателем, а хозяином, завоевателем нового мира. Желание человека барокко утвердиться, почувствовать собственную значимость во всем, принимает гипертрофированные формы. Празднество превращается в грандиозное театральное действие, карнавал — не стихает несколько дней, и вся жизнь, как общественная, так и повседневная характеризуется эпитетом «напоказ».

Иносказание становится нормой художественной лексики во всех видах пластических и зрелищных искусств, включая и такие синтетические формы, как празднества[15].

Барокко в архитектуре

Выделяют три временных этапа архитектуры барокко:

  1. Раннее или примитивное барокко (около 1584—1625 годов)
  2. Высокое или полное барокко (около 1625—1675 годов)
  3. Позднее барокко (около 1675—1750 годов)

Стиль барокко зарождался в Италии, главным образом в архитектуре Рима в середине XVI века и завершался в Италии во второй половине XVIII века, в других странах — в конце того же столетия[16]. Основная особенность барочной архитектуры — пространственность архитектурных композиций, так называемая, архитектура «открытых пространств и дальних перспектив»[17]. Если архитектура классицизма характеризуется уравновешенностью, гармоничной пропорциональностью, замкнутостью композиции, тектоничностью: ясностью членений и симметрией фасадов, то архитектура стиля барокко — напротив, характерна открытостью и динамичностью, активным взаимодействием объёмов с окружающим пространством («внедрением» объёма в пространство), динамичным взаимодействием интерьера с экстерьером архитектурной композиции, доминированием вертикали вместо классицистической горизонтали.

Типично барочные приёмы: раскреповки антаблемента, «разорванного фронтона», неравномерной расстановки пилястр и колонн создают рельефность фасадов с эффектами светотени, особенно в «угловых перспективах», которые служат всё тем же целям. Всё это придаёт архитектуре качества живописности[18].

В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. В Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.

Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ, отличающийся мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами[19].

В работе 1915 года «Основные понятия истории искусств» теоретика, историка Генриха Вёльфлина дается краткая сравнительная характеристика[9]:

Вся классическая архитектура ищет красоты в сущем, барочная же красота есть красота движения

Внутреннее убранство

Стиль барокко характеризуется показной роскошью, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

В украшении европейских интерьеров активно использовался такой вид монументальной живописи как роспись, в эпоху барокко получает наибольшее распространение.

Много цвета и крупных, богато украшенных деталей, обилие позолоченных украшений: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке.

Мебель как предмет искусства, предназначавшаяся преимущественно для украшения интерьера: стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью, огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко подходит для просторных помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как:

  • статуэтки и вазы с растительным орнаментом;
  • гобелены на стенах;
  • зеркала в золочёной раме с лепниной;
  • стулья с резными спинками и т. д.[19]

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считается самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи[20]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времён поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[21], такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII века учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, учёность и духовность. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).

В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своём творчестве основы нового течения — классицизма.

Барокко в скульптуре

Активизация католицизма в идеологической борьбе проявилась в чрезвычайно сильном воздействии церкви на искусство, которому в религиозной пропаганде была отведена важная роль как средству сильнейшего воздействия на массы.

Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии. В монументальной скульптуре, и прежде всего в творчестве Лоренцо Бернини, в самой яркой форме воплотились характерные черты итальянского барокко: идеи торжества мистического, иррационального начала над началом реальным, земным, преувеличенная, рассчитанная на потрясение зрителя экстатическая выразительность образов, бурная динамика форм.

Среди самых известных скульптур Бернини — мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной, на статую часто надевали настоящие одежды. Ведущим мастером стал работавший в Гранаде и Малаге Педро де Мена[22].

Барокко в литературе

The Chace. Стихотворение Уильяма Сомервила. Гравированный фронтиспис Жерара Жана-Батиста II Скотена в честь Юбера-Франсуа Гравело. 1735.

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Развиваются и такие жанры, как алантно-героический роман, реально-бытовой и сатирический роман. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм (Польша).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали. В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространенные формы поэзии:

Барокко в музыке

Кантата Кристофа Граупнера ко дню рождения ландграфа Эрнста Людвига, декабрь 1726

Условно музыкой барокко называют множество существовавших в течение 150 лет (С 1600 года до 1750 — года смерти И. С. Баха), композиторские стили географически обширного западноевропейского региона. Ведущее положение у жанров:

В 1746 году Н. А. Плюш в очередном томе своего фундаментального трактата «Природный спектакль» первым предлагает понимать барочную музыку как термин, противопоставляя её «музыке поющей» как такую, которая «желает удивить дерзостью звуков» (фр. veut surprendre par la hardiesse des sons)[24]. Позже этот термин фигурирует в «Музыкальном словаре» (1768 год) Ж.-Ж. Руссо. Во всех этих случаях под словом «барокко» подразумевается «странная», «необычная», «причудливая» музыка.

В «Музыкальном словаре» Г. Коха (1802 год) слову barock сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика».

Гораздо позже Б. Кроче в «Истории итальянского барокко» (1929 год) утверждает, что «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса»[25].

Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров)[26].

Литература

  • Барокко // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2005.
  • Алпатов М. В. Итальянский маньеризм и барокко // Всеобщая история искусств. — М.Л.: Искусство, 1949. — Т. II. Искусство эпохи Возрождения и Нового времени. — С. 127—159. — 635 с.
  • Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978-5-89059-140-1.
  • Вейс Г. История культуры народов мира. — М.: Эксмо, 2005.
  • Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. — СПб., 1913.
  • Власов В. Г. Барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — Т. II. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С. 53—84.
  • Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т. 2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С. 7—104.
  • Дасса Ф. Барокко: Архитектура между 1600 и 1750 годами. — М., 2004. — ISBN 5-17-012360-4.
  • Лобанова, Марина Николаевна. Западно-европейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994; 2., переработ. и расшир. изд. Ст.-Петербург, 2013.
  • Gurlitt С. Geschichte des Barockstils, des Rococò und des Classicismus. Bd. I: Geschichte des Barockstils in Italien. Stuttgart, 1887.
  • Maravall J. A. La cultura del Barroco. Análisis de una estructura histórica (1975, переизд. 2002, 2011; англ. пер. 1986)
  • Isacoff, Stuart. A Natural History of the Piano: The Instrument, the Music, the Musicians – From Mozart to Modern Jazz and Everything in Between (англ.). — Knopf Doubleday Publishing, 2012.
  • Palisca, Claude V. Baroque Music (англ.). — 3rd. — Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1991. — (Prentice Hall History of Music). — ISBN 0-13-058496-7.
  • Riegl, Alois. The Origins of Baroque Art in Rome (Texts and Documents) (англ.) / Hopkins, Andrew. — Getty Research Institute, 2010. — ISBN 978-1-6060-6041-4.

Примечания

  1. Словарь иностранных слов / Под ред. Петрова Ф. Н.. — 18-е, стер.. — М.: «Русский язык», 1989. — 624 с. — 500 000 экз. — ISBN 5-200-00408-8.
  2. Власов В. Г. Барокко // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т.. — СПб.: «Азбука-классика», 2004. — Т. II. Б - В. — С. 53, 54—84. — 728 с. — ISBN 5-352-01119-4.
  3. Барокко. Большая Советская Энциклопедия.
  4. Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. — Л.: ОГИЗ, 1934
  5. 5,0 5,1 5,2 Диана Фастовская. Архитектурный театр: что нужно знать о стиле барокко. РБК (24 октября 2021). Дата обращения: 25 апреля 2023.
  6. 6,0 6,1 Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. — М,: Высшая школа. — 511 с. — ISBN 5-06-004105-0.
  7. Энциклопедия живописи. В 15 томах / редактор: Кондратов С. А.. — Терра, 2010. — 2880 с. — ISBN 978-5-273-00780-2.
  8. Моэм Уильям Сомерсет. Подводя итоги / редактор: Давыдова С. А., переводчик: Лорие Мария Федоровна. — Аст, 2022. — ISBN 978-5-17-111551-7.
  9. 9,0 9,1 Генрих Вёльфлин. Ренессанс и барокко. Исследование сущностии становления стиля барокк о в Италии / под редакцией E. H. Козиной. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — ISBN ISBN 5-352-00608-5.
  10. 10,0 10,1 Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. — М.: Юристь, 1996. — 591 с. — ISBN 5-7357-0020-0.
  11. Дворжак М. История искусства как история духа / под общей редакцией А. К. Лепорка. — Академический проект, 2001. — ISBN 5-7331-0136-9.
  12. Культурология. Происхождение термина барокко. Студенческая библиотека онлайн.
  13. vida es sueño de Pedro Calderón de la Barca La vida es sueño: análisis y resumen de la obra y de los monólogos (poemas) (исп.). Cultura Genial.
  14. Барокко. Студопедия (2 ноября 2014).
  15. Карев А. А. Классицизм в русской живописи. — М.: «Белый город», 2003. — С. 51. — 319 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0688-5. Архивная копия от 27 мая 2022 на Wayback Machine
  16. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: В 3 т. — М. — Л. : Academia, 1935
  17. Власов В. Г. Итальянизирующий петербургский ампир К. Росси и архитектура дальних перспектив // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 210—214
  18. Власов В. Г.. Барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 56—65
  19. 19,0 19,1 Всеобщая история искусств : В шести томах / Академия художеств СССР, Институт теории и истории изобразительных искусств / под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга. — М.: Искусство, 1956—1966. — 1067 с.
  20. Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. Часть 3. Возрождение, маньеризм и барокко // Основы истории искусств / Научные редакторы Е. Н. Лазарев, Г. П. Райков. — Первое на русском языке. — СПб.: АОЗТ «Икар», 1996. — С. 286—324. — 512 с. — (Международная программа «Издательский Мост»). — ISBN 5-85902-079-1. Архивная копия от 8 марта 2022 на Wayback Machine
  21. A Guide to Art / S. Sproccati ed.. — Little, Brown and Company (UK) Ltd., 1992. — С. 87—97. — 287 с. — ISBN 978-0810933668.
  22. Всеобщая история искусств : В шести томах / Академия художеств СССР, Институт теории и истории изобразительных искусств / под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга. — М.: Искусство, 1956—1966. — 1067 с.
  23. Валерия Соколова. Нюрнберг и нюрнбержцы. — 1-е. — Nürnberg: Ekaterina Müller Medienagentür & Ubersetzungsbüro, 2011. — 204 с. — ISBN 978-3-00-034848-8.
  24. Palisca, Claude V. «'Baroque' as a Music-Critical Term». // French Musical Thought, 1600—1800. / Ed. by Georgia Cowartю — Ann Arbor: UMI Research Press, 1989. — P. 7-11.
  25. Цит. по кн.: Базен Ж. Истории истории искусств: От Вазари до наших дней. М. 1994. С. 142.
  26. Барокко на museum-online.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 марта 2007. Архивировано 6 марта 2007 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!