Оратория

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Оратория. Концерт в церкви Мадлен, Париж.

Орато́рия — музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра с драматическим сюжетом, созданное для концертного исполнения. Оратория возникла в то же время, что и опера и кантата, и имеет определённые сходства с ними. По размерам оратория крупнее кантаты и обладает более развитым сюжетом. В отличие от оперы, в оратории отсутствует постановочная часть, такая как сценические действия и декорации[1].

Этимология

Термин «оратория» в переводе с латинского языка «oratorium», что означает «место молитвы», где члены конгрегации собирались. Ранним примером оратории является духовное музыкальное произведение «Anima e corpo» (О душе и теле) Эмилио де Кавальери, поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Оно содержало короткие сольные фразы, более разнообразные, чем речитатив, но ещё не достаточно мелодичные, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Несмотря на то, что термин «оратория» не применялся к этому жанру в течение почти полувека, существует непрерывная связь между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и временем, когда новый вид искусства приобрёл свою уникальную форму[2].

История

Принято считать, что оратория образовалась в конгрегации ораторианцев, основанной Святым Филиппом Нери в Риме в конце XVI века. В первой половине XVII века иезуиты активно участвовали в создании и популяризации новой формы церковных музыкально-драматических представлений. В Германии музыкальные представления использовались в школах и колледжах. Сюжетами были страдания мучеников, жизнь святых или раскаяние грешников[2].

Среди тех, кто разрабатывал и содействовал развитию оратории в Италии, можно выделить

В тоже время центр развития оратории переместился в Германию, где Генрих Шютц (1585 год1672 год) заложил основы своими произведениями «Страсти» и другими работами в итальянской традиции оратории. Другие композиторы, получившие образование в Италии, но работавшие в Германии стали развивать и воплощать ораторию:

Иоганн Маттезон (1681 год1764 год) он оставил след в истории как создатель 24 ораторий с протестантской верой в Германии, основанные на текстах из Библии. Библейские сюжеты прекрасно дополнялись и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в развитии оратории в протестантской Германии были:

Джордж Филипп Телеман (1681 год1767 год)[3].

Константин Беллерманн (1696 год1758 год).

Дитрих Букстехуде (1637 год1707 год)[2].

Гендель, Бах и Гайдн

Это музыкальное направление достигло своего расцвета благодаря таланту таких великих композиторов, как Гендель, Бах и Гайдн. Эти музыканты придали новое дыхание этому жанру, перенося его из храмов на сцены театров и концертных залов.

Иоганн Бах революционизировал традиционную немецкую ораторию и создал такие шедевры как

  • «Рождественская оратория».
  • «Пасхальная оратория».
  • «Страсти по Иоанну».
  • «Страсти по Матфею». Эти произведения до сих пор считаются уникальными и часто исполняются на концертных площадках[3].

Йозеф Гайдн написал две великие работы в этом жанре:

  • «Сотворение мира».
  • «Времена года».

Используя светские тексты, Гайдн создал оратории, отражающие жизнь обычного человека со всеми его радостями и печалями. Он смешал глубокую лирику с техническим мастерством.

Фридрих Гендель переосмыслил жанр оратории. Он сочетал итальянские и немецкие традиции и особенности, что стало его характерной чертой. В его лучших работах, таких как

  • «Мессия».
  • «Израиль в Египте».
  • «Самсон» и другие, он продемонстрировал великолепие этого жанра[3].

ХІХ век

С начала XIX века структура оратории претерпевает изменения, возвращаясь к своим корням. Эти произведения предполагают активное участие аудитории в исполнении различных гимнов и хоралов, а тексты представляют собой определённые размышления и медитации. Католическая церковь тоже внесла свой вклад в понимание жанра оратории. Феликс Мендельсон дал новый импульс этому направлению, создав шедевры вроде «Илии», «Святого Павла», «Легенды о Святой Елизавете» и «Христа»[3].

Во Франции также произошли изменения, несмотря на популярность оперы, интерес к оратории начал возрастать. В это время появились новые имена, такие как

Состав

Оратории часто включают в себя:

  • Вступительная увертюра, исполняемая только инструментами.
  • Разнообразные арии, исполняемые солистами-вокалистами[4].
  • Речитатив, который обычно используется для развития сюжета.
  • Завершающие припевы, часто величественные и призванные вызвать чувство величия.
  • Часто хоровые инструменты в ораториях включают литавры и трубы[4].

Преимущества

Оратории, как обширные драматические повествовательные композиции для оркестра, солистов и хора, особенно ценились среди знатоков Ветхого Завета. В отличие от опер, оратории были более доступны в производстве, не требуя дорогостоящих оперных постановок, декораций или костюмов. Это позволяло привлекать аудиторию из различных социальных слоёв, которая с радостью наслаждалась библейскими сюжетами и историями в этом формате[4].

Список известных ораторий

Примечания

  1. Оратория. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Оратория. www.olofmp3.ru. Дата обращения: 10 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Что такое оратория. Что такое оратория в музыке: определение, виды и особенности Оратория определение. artviolin.ru. Дата обращения: 4 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Оратория. kineshma.net. Дата обращения: 4 июля 2024.