Оратория
Орато́рия — музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра с драматическим сюжетом, созданное для концертного исполнения. Оратория возникла в то же время, что и опера и кантата, и имеет определённые сходства с ними. По размерам оратория крупнее кантаты и обладает более развитым сюжетом. В отличие от оперы, в оратории отсутствует постановочная часть, такая как сценические действия и декорации[1].
Этимология
Термин «оратория» в переводе с латинского языка «oratorium», что означает «место молитвы», где члены конгрегации собирались. Ранним примером оратории является духовное музыкальное произведение «Anima e corpo» (О душе и теле) Эмилио де Кавальери, поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Оно содержало короткие сольные фразы, более разнообразные, чем речитатив, но ещё не достаточно мелодичные, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Несмотря на то, что термин «оратория» не применялся к этому жанру в течение почти полувека, существует непрерывная связь между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и временем, когда новый вид искусства приобрёл свою уникальную форму[2].
История
Принято считать, что оратория образовалась в конгрегации ораторианцев, основанной Святым Филиппом Нери в Риме в конце XVI века. В первой половине XVII века иезуиты активно участвовали в создании и популяризации новой формы церковных музыкально-драматических представлений. В Германии музыкальные представления использовались в школах и колледжах. Сюжетами были страдания мучеников, жизнь святых или раскаяние грешников[2].
Среди тех, кто разрабатывал и содействовал развитию оратории в Италии, можно выделить
- Бенедетто Феррари (1597 год—1681 год), автор «Самсона».
- Агостино Агаццари (1578 год—1640 год), создатель пасторальной драмы «Эумелио».
- Лорето Витори (1588 год—1670 год) с работами «La pellegrina costante» и «Sant' Ignazio Loyola»[2].
- Джакомо Кариссими (1604 год—1674 год) внёс заметный вклад в развитие оратории, став первым композитором, кто обратился к текстам из Библии. Его произведения, многие из которых до наших дней дошли, имеют почти такую же структуру, как мы знаем сейчас: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с хорами и инструментальными номерами. Сочинения Кариссими отличаются яркостью, чистотой, лёгкостью и привлекательностью, среди них выделяются «Иеффай» и «Иона». Его учеником стал итальянец Алессандро Скарлатти (1659 год—1725 год), чьи оратории «Боль Девы Марии» (Il Dolore di Maria Vergine) и «Жертвоприношение Авраама» (Il Sacrificio d’Abramo) были весьма значимыми[2].
В тоже время центр развития оратории переместился в Германию, где Генрих Шютц (1585 год—1672 год) заложил основы своими произведениями «Страсти» и другими работами в итальянской традиции оратории. Другие композиторы, получившие образование в Италии, но работавшие в Германии стали развивать и воплощать ораторию:
- Игнац Якоб Хольцбауэр (1711 год —1783 год) с произведением «Bethulia liberata».
- Иоганн Адольф Хассе (1699—1783) с «La Conversione di S. Agostino».
- Антонио Кальдара (1670 год—1736 год).
- Никколо Йомелли (1714 год—1774 год)[2].
Иоганн Маттезон (1681 год—1764 год) он оставил след в истории как создатель 24 ораторий с протестантской верой в Германии, основанные на текстах из Библии. Библейские сюжеты прекрасно дополнялись и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в развитии оратории в протестантской Германии были:
Джордж Филипп Телеман (1681 год—1767 год)[3].
Константин Беллерманн (1696 год—1758 год).
Дитрих Букстехуде (1637 год—1707 год)[2].
Гендель, Бах и Гайдн
Это музыкальное направление достигло своего расцвета благодаря таланту таких великих композиторов, как Гендель, Бах и Гайдн. Эти музыканты придали новое дыхание этому жанру, перенося его из храмов на сцены театров и концертных залов.
Иоганн Бах революционизировал традиционную немецкую ораторию и создал такие шедевры как
- «Рождественская оратория».
- «Пасхальная оратория».
- «Страсти по Иоанну».
- «Страсти по Матфею». Эти произведения до сих пор считаются уникальными и часто исполняются на концертных площадках[3].
Йозеф Гайдн написал две великие работы в этом жанре:
- «Сотворение мира».
- «Времена года».
Используя светские тексты, Гайдн создал оратории, отражающие жизнь обычного человека со всеми его радостями и печалями. Он смешал глубокую лирику с техническим мастерством.
Фридрих Гендель переосмыслил жанр оратории. Он сочетал итальянские и немецкие традиции и особенности, что стало его характерной чертой. В его лучших работах, таких как
- «Мессия».
- «Израиль в Египте».
- «Самсон» и другие, он продемонстрировал великолепие этого жанра[3].
ХІХ век
С начала XIX века структура оратории претерпевает изменения, возвращаясь к своим корням. Эти произведения предполагают активное участие аудитории в исполнении различных гимнов и хоралов, а тексты представляют собой определённые размышления и медитации. Католическая церковь тоже внесла свой вклад в понимание жанра оратории. Феликс Мендельсон дал новый импульс этому направлению, создав шедевры вроде «Илии», «Святого Павла», «Легенды о Святой Елизавете» и «Христа»[3].
Во Франции также произошли изменения, несмотря на популярность оперы, интерес к оратории начал возрастать. В это время появились новые имена, такие как
- Шарль-Франсуа Гуно.
- Камиль Сен-Санс.
- Жюль Массне.
- Габриэль Пьерне и другие. Творчество этих композиторов пользовалось огромной популярностью не только в Европе, но и в Америке[3].
Состав
Оратории часто включают в себя:
- Вступительная увертюра, исполняемая только инструментами.
- Разнообразные арии, исполняемые солистами-вокалистами[4].
- Речитатив, который обычно используется для развития сюжета.
- Завершающие припевы, часто величественные и призванные вызвать чувство величия.
- Часто хоровые инструменты в ораториях включают литавры и трубы[4].
Преимущества
Оратории, как обширные драматические повествовательные композиции для оркестра, солистов и хора, особенно ценились среди знатоков Ветхого Завета. В отличие от опер, оратории были более доступны в производстве, не требуя дорогостоящих оперных постановок, декораций или костюмов. Это позволяло привлекать аудиторию из различных социальных слоёв, которая с радостью наслаждалась библейскими сюжетами и историями в этом формате[4].
Список известных ораторий
- Рождественская оратория (1734 год) Иоганна Себастьяна Баха.
- Serpentes ignei in deserto (1735 год, 1736 год или 1739 год) Иоганна Адольфа Хассе.
- Израиль в Египте (1739 год) Джорджа Фридриха Генделя, также известная как источник самой ранней известной записи классической музыки, сделанной 6 июня 1888 года на восковом цилиндре.
- Мессия (1741 год) Генделя, самая известная и широко используемая оратория в англоязычных странах.
- Самсон (1743 год) Генделя.
- Иуда Маккавей (1747 год) Генделя.
- Сотворение (1798 год) Йозефа Гайдна[4].
- Сезоны (1801 год) Гайдна.
- Илия (1846 год) Феликса Мендельсона.
- L’Enfance du Christ (1854 год) Гектора Берлиоза.
- Опера «Царь Эдип» (1927 год) Игоря Стравинского
- Hiiob (Работа) (1929 год) Артура Каппа[4].
Примечания
- ↑ Оратория . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Оратория . www.olofmp3.ru. Дата обращения: 10 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Что такое оратория. Что такое оратория в музыке: определение, виды и особенности Оратория определение . artviolin.ru. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Оратория . kineshma.net. Дата обращения: 4 июля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |