Стравинский, Игорь Фёдорович
Игорь Фёдорович Стравинский | |
---|---|
Дата рождения | 17 июня (5 июня) 1882 |
Место рождения | Ораниенбаум, Российская империя |
Дата смерти | 6 апреля 1971 (88 лет) |
Место смерти | Нью-Йорк, США |
Страна |
Российская империя Франция США |
Альма-матер | Санкт-Петербургский университет |
Награды и премии |
Глинкинская премия (1909), Премия Леони Соннинг (1959), пять Премий «Грэмми» (1962-1968), специальная награда «Грэмми» за жизненные достижения (1987, посмертно) |
И́горь Фёдорович Страви́нский (5 (17 июня) 1882, Ораниенбаум — 6 апреля 1971, Нью-Йорк) — известный русский и советский композитор и дирижёр.
С 1934 года — гражданин Франции. С 1945 года гражданин Соединенных Штатов Америки. Мировую известность ему принесли балет «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), написанные для Сергея Дягилева и его «Русских сезонов» в Париже, и многие другие произведения. Считается новатором музыкальной культуры XX века[1].
Композиции Игоря Стравинского объединяет творческий подход и стилистическое многообразие. Для репертуара первого периода творчества характерно влияние русской культурной традиции, для последующего творчества влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы. Является автором ряда литературных произведений. Среди них книги «Хроника моей жизни» (1935) и «Диалоги» (1963), а также сборник «Музыкальная поэтика» (1942). Стравинский не только писал музыку, но и сам много выступал как пианист и дирижёр[2].
Биография
В автобиографии композитор писал[3]
Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я — в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить и служу ей с полным сознанием.Игорь Стравинский
Детство и юность
Игорь Стравинский родился под Санкт-Петербургом в городе Ораниенбаум, ныне Ломоносов в июне 1882 года. В тот день, 17 июня, в семье музыкантов родился третий сын. Отец, Федор Игнатьевич Стравинский — первый бас в Санкт-Петербургской императорской опере — в Мариинском театре[4]. Мать, Анна Кирилловна Холодовская — певица, пианистка. Аккомпанировала супругу на его концертах[5]. В доме всегда было полно гостей. Среди тех, кто был вхож в дом Стравинских были Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков, критик Владимир Васильевич Стасов и писатель Фёдор Михайлович Достоевский.
Свое детство Игорь Фёдорович провел в Санкт-Петербурге, где проживала вся семья. На лето семья переезжала в деревню. Живя в деревне Стравинский получил свой первый музыкальный опыт. Пение деревенских жителей очень забавляли ребёнка, и он старательно подражал им. Именно в эти моменты Стравинский впервые почувствовал себя музыкантом. Зимний период жизни был менее интересным. Как писал сам Стравинский, были отсутствие свободы и развлечений, строгая дисциплина. И бесконечно долгая зима[3].
С девяти лет с мальчиком стала заниматься учительница музыки. Игорю Федоровичу в то время давили уроки игры на фортепиано[6]. Первыми учителями музыки у Стравинского были Александра Снеткова и Леокадия Кашперова[7]. Он быстро научился читать ноты, разбирал много партитур и у него возникло желание начать что-то менять — импровизировать. Юному музыканту нравилось читать оперные партитуры, которые он брал у своего отца[3].
В апреле 1893 года Игорь Стравинский был определён во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию. «Порядки её были мне противны и угнетали меня»[3], — говорил сам Стравинский. Здесь он получил начальное образование[8]. Свое обучения Стравинский продолжил в гимназии Гуревича, одном их лучших учебных заведений Санкт-Петербурга того времени. После окончания гимназии и получения документа об образовании Игорь Стравинский поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Учебное заведение было выбрано по настоянию родителей. Период обучения Стравинского в университете пришелся на период 1901 года по 1905 год. В этот же период в жизни Игоря Федоровича появился композитор Римский-Корсаков и антрепренёр Сергей Дягилев[7]. После смерти отца, в 1902 году Стравинский стал брать уроки у Римского-Корсакова[3]. Выпускные экзамены юноша сдавать не стал, решив посвятить себя музыке[5].
Любовь
У Игоря Стравинского было трое братьев: Роман (1874—1897), Юрий (1878—1941) и Гурий (1884—1917) и он мечтал о сестре. Екатерина Гавриловна Носенко была первой возлюбленной и двоюродной сестрой Стравинского. Игорь видел в Екатерине подругу и сестру одновременно, она была его товарищем в играх, что продолжалось и далее, вплоть до их женитьбы[9]. Помолвка была в октябре 1905 года. Венчание было тайное, так как браки между двоюродными братом и сестрой были запрещены. Обвенчались молодые 24 января (11 января) 1906 года в Новой деревне недалеко от Санкт-Петербурга[10]. После бракосочетания Стравинский начал строительство дома на берегу Луги, примерно в километре от самого Устилуга. В 1907 году строительство дома было закончено. Семья старалась проводить там каждое лето. У Стравинского и Носенко родилось четверо детей: Фёдор, Людмила, Святослав, Милена. Из-за болезни супруги Стравинские на зиму уезжали в Швейцарию. В 1914 году вернуться в Россию им помешала Первая мировая война[9].
Находясь за границей Стравинский продолжал сотрудничать с Дягилевым. «Антреприза Дягилева находилась в это время в очень затруднительном материальном положении, и постановка „Весны священной“ смогла быть осуществлена лишь благодаря поддержке его друзей» — говорил Стравинский[3]. В этот период помощь и поддержку Стравинскому оказала знаменитая Габриэль Шанель, которая пригласила Стравинских пожить в своем особняке. Долгие годы Коко Шанель помогала Стравинскому материально, финансирую антрепризы и балетные постановки[11].
В 1921 году Стравинский знакомится с Верой Судейкиной. Вера была замужем за известным художником Сергеем Судейкиным, была художницей, живописцем и легендой немого кино, играла в театре. Тайные отношения со Стравинским длились до 1939 года. Оба были несвободны. После смерти супруги Стравинский связал свою жизнь с Верой де Боссе. Супруги прожили в браке вплоть до смерти Стравинского в 1971 году[9].
Зрелые годы
За свою жизнь Игорь Стравинский много раз переезжал из одной страны в другую, меняя дома. В 1908 году скончался любимый учитель Стравинского — Римской-Корсаков. В память о своем учителе Игорь Фёдорович написал «Погребальную песнь», которая была исполнена на концерте, посвященном памяти великого композитора. В конце лета 1909 года Стравинский получает предложение от Дягилева написать балет «Жар Птица»[3]. Вслед за этим Стравинский пишет ещё балеты — «Петрушка», «Весна священная», которые тоже предложил ему написать Сергей Дягилев. Стравинский был воодушевлен и вдохновлён, переживая свой творческий взлет в этот период. В 1914 году Стравинский переезжает в Швейцарию, а несколько позже, в 1920 году — во Францию[12].
1917 год был сложным в жизни Стравинского. Случившаяся в России революция лишила его средств к существованию, которые до этого времени регулярно поступали из России. В эту пору возникла идея создания собственного передвижного театра. Долгие и сложные поиски мецената увенчались успехом. Помочь согласился Вернер Рейнхарт, купец, филантроп, любитель музыки. Воодушевленный Стравинский и его единомышленники взялись за работу. В основу работы легли сюжеты русских сказок из сборника Афанасьева, пьеса получила название «Сказка о солдате». Плодотворная работа продолжалась первую половину 1918 года, потом началась постановка спектакля. Премьера спектакля состоялась в Лозаннском театре 28 сентября 1918 года. Вспыхнувшая в Европе эпидемия испанского гриппа нарушила планы Стравинского о передвижном театре. Заболел он сам, заболели его сподвижники. Болезнь была долгой и изнурительной, к работе Игорь Стравинский вернулся не скоро[3].
Для Стравинского было важно находиться в эпицентре мировой культуры, которым в те годы являлся Париж. В начале XIX века он регулярно посещал этот город, а потом и вовсе принял французское гражданство в 1934 году. Это был период, насыщенный творческими идеями и концертной деятельностью. Для молодых композиторов Стравинский становится авторитетом. Но при этом, в 1936 году его кандидатуру не одобрили во Французскую академию изящных искусств. Сложным периодом для Странского оказался конец 30-х годов. В 1938 году умерла его дочь, а в 1939 — мать и жена[13]. Самые дорогие и близкие люди покинули его. После такой личной трагедии Стравинский вновь поменял место жительства — переехал в Соединенные Штаты Америки, случилось это перед началом второй Мировой войны. В 1945 году Игорь Стравинский принимает американское гражданство[12]
В позднем периоде творчества Стравинского преобладает духовной тематики. Апогеем творчества Игоря Фёдоровича становится «Реквием» — это квинтэссенция художественных поисков композитора. Своё последние творение Стравинский написал в 84-летнем возрасте, в этот период он был тяжело болен и предчувствовал скорый уход из жизни. Этим произведением он поставил большую финальную точку в свой жизни и творчестве[13].
Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке. Супруга похоронила мужа в Венеции, на кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева[14].
Творчество
Деление творчества Стравинского на периоды достаточно условно.
Русский период
Фантазия для оркестра «Фейерверк» написана в 1908 году. Это первое значимое произведение Игоря Стравинского, не считая тех, что он писал на пороге юности. Стравинский написал её к свадьбе дочери своего учителя Римского-Корсакова. Сам Николай Андреевич не успел оценить это произведение, так как был тяжело болен и скончался через три дня после свадьбы дочери 8 июня 1908 года. «Погребальную песнь» была написана в память о великом учителе и была исполнена зимой 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории. Музыка к балету «Жар-Птица» была написана по заказу Сергея Дягилева для сезона «Русских балетов» в Парижской опере весною 1910 года. Стравинский с большим увлечение работал над балетом, написанную музыку он частями отдавал Михаилу Фокину, который сразу начинал постановку танца[3]. Именно с «Жар-Птицы» начинается известный творческий путь русского композитора Серебряного века[2].
Балет «Петрушка» был написан в 1911 году. Произведение написано перед предстоящей долгой работой над «Весной священной», и Стравинскому захотелось написать легкое произведение — развлечься. Балет «Весна Священная» был поставлен 29 мая 1913 года в Париже. Стравинский в различных формах и вариациях использует русский стиль в своих произведениях[2]. Этот период жизни и творчества Стравинского условно называют русским периодом, он длился с 1908 года по 1923 год[15].
Неоклассицистский период
Неоклассицистский период творчества Стравинского длился примерно 30 лет, с 1923 года по 1953 год[2]. При этом началом нового периода можно считать балет «Пульчинелла», написанный в 1920 году на музыку Джованн Перголези[6]. Премьера состоялась в Париже в Гранд-Опера в мае 1920 года. В России балет поставили впервые в 1926 году в Ленинградском театре оперы и балета. Постановщиком балета был Федор Лопухов. Работа над оперой-буфф «Мавра» была закончена в 1922 году, основой оперы послужила поэма «Домик в Коломне» Александра Сергеевича Пушкина[8].
Стравинский создает цикл произведений в неоклассическом стиле: балеты, оперы, симфонии[6]. Произведения написанные в это период: оперы «Царь Эдип» (1927 год) и «Похождения повесы» (1951 год), балеты «Аполлон Мусагет» (1928 год), «Поцелуй феи» (1928 год), «Игра в карты» (1937 год), «Балетные сцены» (1944 год), «Орфей» (1947 год)[16]. Премьера балета «Аполлона Мусагета» состоялась в Вашингтоне 27 апреля 1928 года, а премьера балета «Поцелуй феи» состоялась уже в ноябре 1928 года. На создание балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского вдохновила музыка Петра Чайковского, на создание «Аполлона Мусагета» — легенды о боге Аполлоне. Костюмы для этого спектакля создавала сама Коко Шанель[8].
Стоит добавить, что в неоклассический период Стравинский написал оркестровые, хоровые, вокальные, камерные произведения, несколько произведений для фортепиано. Все произведения были скорее фундаментальными, нежели камерными[16]. Последним произведение неоклассицизма стала опера «Похождения повесы», которая была поставлена в Венеции самим Стравинским в 1951 году. В России премьера оперы состоялась в 1978 году в Покровском театре[17].
В период неоклассицизма Стравинский написал ряд симфоний: «Симфония псалмов» (1930 год), «Симфония in С» (1940 год) и «Симфония в трех частях» (1945 год).
Поздний период
Этот этап творчества пропитан духовной тематикой. Этот этап условно попадает на период с 1953 по 1968 годы и пропитан духовной тематикой[2]. «Священное песнопение» (1955 год), «Плач пророка Иеремии» (1958 год), «Заупокойные песнопения» (1967 год), музыкальное представление «Потоп», священная баллада «Авраам и Исаак» (1963 год). Также в этот период были написаны — «Памяти Дилана Томаса» для тенора и инструментального ансамбля (1954 год), балет «Агон» (1957 год), «Движения» для фортепиано с оркестром (1960 год), «Вариации» для оркестра памяти Олдоса Хаксли (1964 год)[18].
Произведения Стравинского
Перечень основных произведений Игоря Фёдоровича Стравинского[19][20]
Оперы
- «Соловей» 1908—1914 годы (поставлена 1914 год, Париж)
- «Мавра» 1922 год (поставлена в 1922 год, Париж)
- «Царь Эдип» 1927 год, (Париж; 2-я редакция 1948 год)
- «Похождения повесы» 1951 год (Венеция)
Балеты
- «Жар-птица» 1910 год (Париж; 2-я редакция 1945 год)
- «Петрушка» 1911 год (Париж; 2-я редакция с уменьшенным составом оркестра, 1946 год)
- «Весна священная», картины языческой Руси в 2 частях 1913 год (Париж; 2-я редакция сцены Великой священной пляски, 1943 год)
- «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» 1917 год (поставлен 1922 год, Париж)
- «История Солдате» 1918 год, Лозанна
- «Песнь Соловья» 1920 год, Париж
- «Пульчинелла» 1920 год, Париж
- «Свадебка» 1923 год, Париж
- «Аполлон Мусагет» 1928 год, Париж — Вашингтон; 2-я редакция 1947 год
- «Поцелуй феи» 1928 год, Париж; 2-я редакция 1950
- «Игра в карты» 1937 год, Нью-Йорк
- «Цирковая полька» 1942 год, Нью-Йорк
- «Орфей» 1948 год, Нью-Йорк
- «Клетка» 1951 год, Нью-Йорк
- «Агон» 1957 год, Нью-Йорк
Для солистов, хора и оркестра
- Священное песнопение во славу имени св. Марка, 1956 год
- Threni, 1958 год
- кантата «Проповедь», притча и молитва, 1961 год
- Заупокойные песнопения, 1966 год
Для хора и оркестра
Кантаты
- К 60-летию Н. А. Римского-Корсакова, 1904 год; утеряна
- «Звездоликий», 1912 год, 1-е исполнение 1939 год
- «Вавилон», 1944 год, кантата на слова английских поэтов XV — XVI веков, 1952 год
Для хора и камерно-инструментального ансамбля
- месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии, 1948 год, "Памяти Т. С. Элиота ", 1965 год
Для оркестра
- 3 симфонии, 1907 год, 2-я редакция 1917 год; in С, 1940 год. в 3 движениях- Symphony in three movements, 1945 год
- Фантастическое скерцо, 1908 год
- «Фейерверк», фантазия (1908 год, так же «футуристический балет без танцоров», 1917 год, Рим)
- «Русская песнь», 1937 год
- Дамбартон-Окс концерт, Es-dur, 1938 год
- Базeльский концерт, D-dur, 1940 год
- 4 норвежских настроения, 1942 год
- Балетные сцены в 11 частях, 1944 год
- Поздравительная прелюдия, или Маленькая увертюра, 1955 год
- «Памятник Джезуальдо ди Веноза к 400-летию», 1960 год
- 8 миниатюр, 1962 год
- Вариации памяти Олдоса Хаксли, 1964 год
Для камерного оркестра
- 3 сюиты из балета Жар-птица, 1919 год
- сюиты на основе циклов лёгких пьес для фортепьяно в 4 руки, 1921 год, 1925 год
- прелюдия для джаз-оркестра, 1937 год
- Концертные танцы, 1942 год
- Цирковая полька для молодого слона, 1942 год
- Траурная ода, 1943 год
- скерцо a la Russe для симфо-джазового оркестра, 1944 год
Для инструмента с оркестром
- концерт для фортепьяно и духовых инструментов, 1924 год, 2-я редакция 1950 год
- каприччо для фортепьяно, 1928 год
- концерт для скрипки D-dur, 1931 год
- концерт для 2 фортепьяно, 1935 год
- Эбеновый концерт, 1945 год
- Движения (Movements) для фортепьяно, 1959 год
Камерно-инструментальные ансамбли
- 3 пьесы для струнного квартета, 1914 год; обработки вошли в цикл 4 этюда для симфонического оркестра, 1914 год — 1928год
- Песня волжских бурлаков для духовых и ударных инструментов, 1917 год
- Регтайм для 11 инструментов, 1918 год
- Концертино для струнного квартета, 1920 год
- симфонические пьесы для духовых инструментов «Памяти К.Дебюсси», 1920 год, 2-я редакция 1947 год
- 5 монометрических пьес для инструментального ансамбля, 1921 год
- октет для духовых инструментов, 1923 год, 2-я редакция 1952 год
- Duo concertant для скрипки и фортепьяно, 1931 год
- Эпитафия к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского, 1959 год
Для фортепьяно
- скерцо, 1902 год
- сонаты, 1904 год, 1924 год
- 4 этюда, 1908 год
- 3 лёгкие пьесы в 4 руки, 1915 год; в 2 руки, 1915 год, включены в сюиту для малого оркестра, 1921 год
- Воспоминания о марше бошей, 1915 год
- 5 лёгких пьес в 4 руки, 1917 год, 4-я включена в сюиту для малого оркестра, 1921 год
- Траурный хорал памяти Дебюсси, 1920 год
- «5 пальцев», 1921 год
- Вальс для маленьких читателей «Фигаро», 1922 год
- Серенада, 1925 год
- Танго, 1940 год; обработка для скрипки и фортепьяно, 1940 год; для малого оркестра, 1953 год
- Вальс цветов, 1914 год
Для хора а саррellа
- Подблюдная для женских голосов на народные тексты, 1917 год
- «Отче наш», 1926 год; новая редакция с латинским текстом Pater noster, 1926 год
- «Верую», 1932 год; новая редакция с латинским текстом Credo, 1949 год
- Богородице Дево, радуйся, 1934 год; редакция с латинским текстом Ave Maria, 1949 год
- 3 духовные песни Карло Джезуальдо ди Веноза, «Энезeм» 1959, «Спускаясь, голубь рассекает воздух», «Элиота», 1962 год
Для голоса с оркестром
Для голоса и инструментального ансамбля
- 3 японских стихотворения (для сопрано, 1913 год; для высокого голоса с фортепьяно, 1913 год; для высокого голоса и камерного оркестра, 1947 год)
- Прибаутки, шуточные песенки , 1914 год
- Кошачьи колыбельные песни 1916 год; с флейтой, арфой и гитарой, 1956 год
- 3 песни на слова У. Шекспира, 1953 год
- 4 русские песни для детей, 1954 год
- "Памяти Дилана Томаса ", 1954 год
- «Элегия» Дж. Ф. К, 1964 год
Для голоса и фортепиано
- романс «Туча», на слова Пушкина, 1902 год
- «Грибы, идущие на войну», 1904 год
- «Кондуктор и тарантул», на текст басни Козьмы Пруткова, 1906 год; ноты утеряны
- «Пастораль», 1907 год
- 2 песни на слова С. М. Городецкого, 1908 год
- 2 стихотворения П. Верлена, 1910 год
- 2 стихотворения К. Д. Бальмонта, 1911 год; 2-я редакция 1947 год
- 3 истории для детей, 1917 год
- «Колыбельная», 1917 год
- 4 русских песни, 1918 год
- «Сова и кошечка», на стихи Э. Лира, 1966 год
Обработки и переложения сочинений других композиторов
- фортепьянная пьеса «Кобольд» Э. Грига, 1909 год
- «Песня Мефистофеля о блохе» Бетховена, 1909 год
- «Песня о блохе» Мусоргского, 1909 год
- ноктюрн и «Блестящий вальс» Ф. Шопена, 1909 год
- хоры из пролога оперы «Борис Годунов» Мусоргского, 1918 год
- «Марсельеза» (для скрипки соло), 1919 год
- канцонетта Я. Сибелиуса, 1963 год
Литературные произведения
- «Хроника моей жизни» (1935)
- «Музыкальная поэтика» (1942)
- «Диалоги с P. Крафтом» (шесть книг, 1959—1969)
Примечания
- ↑ Друскин М. С. Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды. — Ленинград ; Москва: Сов. композитор, 1974. — 219 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Смирнов В.В. Стравинский. Грани творчества (к проблеме периодизации) // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2015. — № 5. — С. 207—215.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. — М.: «Композитор», 2005. — 464 с.
- ↑ Виноградова А. А. Э. Старк и Ф. Стравинский к публикации главы из рукописи книги Э. А. Старка (Зигфрида) «Ф. И. Стравинский и оперный театр его времен» Э. Старк и Ф. Стравинский // «Вопросы театра» : Журнал. — 2013. — № 1—2. — С. 312—320.
- ↑ 5,0 5,1 Биография Игоря Стравинского . РИА новости. РИА. Дата обращения: 31 июля 2023.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Игорь Фёдорович Стравинский . Belcanto.ru. «Belcanto.ru». Проект Ивана Фёдорова. Дата обращения: 8 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Стравинский, Игорь Федорович . ТАСС. ТАСС, информационное агентство. Дата обращения: 6 августа 2023.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Игорь Стравинский . Культура. РФ. Дата обращения: 8 августа 2023.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Как по нотам: всё о личной жизни великого композитора Стравинского . Grazia. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ Стравинский И.Ф. Диалоги с Робертом Крафтом. — М.: Libra Press, 2016. — С. 6. — 257 с.
- ↑ Двоюродная сестра, Коко Шанель и чужая жена. Кого любил Стравинский . life.ru (Life). Дата обращения: 11 августа 2023.
- ↑ 12,0 12,1 Сафронов А.Е. Парадоксы Стравинского . Музыкальная жизнь. Композитор. Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ 13,0 13,1 Игорь Стравинский . Soundtimes.ru. soundtimes.ru. All Rights Reserved. Дата обращения: 18 августа 2023.
- ↑ Андриссен Луи. Часы Аполлона. О Стравинском / Луи Андриссен, Элмер Шёнбергер; Пер. с нидерланд. Ирины Лесковой. — СПб.: н-т ПРО АРТЕ : Гуманит агентство «Академ. проект», 2003. — С. 197. — ISBN 5-7331-0041-9.
- ↑ Сканави А. А. Как правильно слушать Стравинского . Культура.РФ. Культура.РФ. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ 16,0 16,1 Лю Ванчжу. Неоклассицизм в творческом наследии И. Ф. Стравинского: жанры, формы и музыкальный язык // Манускрипт : журнал. — 2021. — Т. 14, № 10. — С. 2189.
- ↑ Камерный музыкальный театр возродил «Похождения повесы» . Театрал. «Театрал Медиа Групп». Дата обращения: 13 августа 2023.
- ↑ Акопян Л.О. Стравинский Игорь Федорович . Мегабук. Megabook. Дата обращения: 14 августа 2023.
- ↑ Список произведений И.Ф. Стравинского . Diafon.ru. Дата обращения: 18 августа 2023.
- ↑ Список основных произведений Стравинского . Классическая музыка. Проект Ивана Фёдорова. Дата обращения: 19 августа 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |