Бетховен, Людвиг ван

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Людвиг ван Бетховен
нем. Ludwig van Beethoven
Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820. Картина, выполненная в идеализированной манере как отражение иделистического духа новой эпохи, оказывает и по сей день значительное влияние на образ Бетховена.
Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820.
Картина, выполненная в идеализированной манере как отражение иделистического духа новой эпохи, оказывает и по сей день значительное влияние на образ Бетховена.
Место рождения Бонн, Кёльнское курфюршество, Священная Римская Империя
Страна
Профессии композитор, скрипач, пианист, дирижёр
Годы активности 17821827
Инструменты фортепиано, скрипка
Жанры Классическая музыка (академическая музыка второй половины XVIII века — начала XIX века), опера, симфония, соната, струнный квартет.
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Лю́двиг ван Бетхо́вен (16 декабря 1770, Бонн, Кёльнское курфюршество — 26 марта 1827, Вена, Австрийская империя) — выдающийся немецкий композитор и пианист, живший и работавший в Вене. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

В начале музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как пианист-виртуоз. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы Австрии. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту[1], положило преждевременный конец его карьере пианиста.

С ухудшением слуха Бетховен всё больше и больше сосредотачивался на сочинении.

В большинстве музыкальных жанров, в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своём роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и Торжественная месса.

Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира.

Происхождение

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён там же 17 декабря 1770 года.

Его отец, Иоганн ван Бетховен (1740—1792 гг.), был певцом-тенором в придворной капелле[2]. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1746—1787 гг.), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Родители Людвига поженились в 1767 году.

Дед, Людвиг ван Бетховен (1712—1773 гг.), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем — капельмейстером.

Вопросы периодизации творчества Бетховена

Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам[3]: по 3 периодам (А. Шиндлер, Мих. Ю. Виельгорский, В. Ленц, А. Н. Серов); по 5 периодам (Р. Роллан, В. Э. Ферман, Р. И. Грубер). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симфонических, камерно-ансамблевых и фортепианных. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 годах), но и раннего венского периода (1792—1802 годах).

Ранние годы: Бонн (1780—1792)

Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в 1782 году), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте) и придворный концертмейстер Франц Антон Рис для скрипки[4]. Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жёстким, что часто доводило его до слёз. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте.

В период 1785-90 годах практически нет записей о деятельности Бетховена как композитора. Это может быть связано с прохладной реакцией, которую вызвали его первые публикации, а также с продолжающимися проблемами в семье Бетховена. Его мать умерла в 1787 году, вскоре после первого визита Бетховена в Вену, где он пробыл около двух недель и познакомился с Вольфгангом Моцартом[5].

В 1789 году в связи с увольнением отца из капеллы из-за алкоголизма Бетховен становится кормильцем семьи. Продолжая работать органистом капеллы, исполняет также обязанности альтиста придворного оркестра. Поступает студентом на философский факультет Боннского университета.

В 1790—1792 гг. Бетховен написал несколько произведений (в то время ни одно из них не было опубликовано), демонстрирующих растущий диапазон и зрелость.

В 1792 году Бетховен знакомится с Йозефом Гайдном, посетившим Бонн на обратном пути из Лондона в Вену — одним из главных представителей классицизма, основоположника симфонии и струнного квартета. Гайдн высоко оценивает кантату Бетховена.

Венский творческий период (1792—1802)

В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер. В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчётливо моцартовским колоритом[6].

Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учёбе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года). Вскоре после взятия Бастилии (14 июля 1789 год) Бетховен написал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.

«Героический» период и утрата слуха (1802—1812)

Бетховен сказал английскому пианисту Чарльзу Ниту1815 году), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей. Во время постепенного ухудшения его слух ещё больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был отосклероз, возможно, сопровождающийся дегенерацией слухового нерва.

По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены.

Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось всё труднее.

«Героический» стиль

Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.

Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802—14 годах, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), № 7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром — Тройном для фортепиано, скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фортепиано — 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в том числе к трагедии Генриха Йозефа Коллина «Кориолан», 1807)[7].

Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с её культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Бетховена занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804 год), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810 год), опера «Фиделио» (по пьесе Жана-Николя Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).

Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Андрея Кирилловича Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую и Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.

Бетховен был провозглашён в 1810 году писателем и композитором Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трёх композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью романтизма».

«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал Эрнст Теодор Амадей Гофман.

В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.

Признание (1813—1822)

В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814-15 годов Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов — победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами[8].

Портрет Бетховена 1824 г.

В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм.

В апреле 1824 года по инициативе князя Н. В. Голицына в Петербурге состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы».

В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения.

В декабре 1826 года у Бетховена резко ухудшается здоровье.

Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил ещё в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы.

Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный цирроз печени, сифилис, гепатит А, отравление свинцом, лимфогранулематоз и кишечная липодистрофия. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе.

29 марта 1827 года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 10 000 горожан[9]. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребён на Верингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof — Центральном кладбище Вены.

Творческое наследие Бетховена

Бетховен стал автором:

  • 9 симфоний
  • 8 симфонических увертюр
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 юношеских сонат для фортепиано
  • 32 сонаты для фортепиано
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано
  • концерт для скрипки с оркестром
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано
  • 16 струнных квартетов
  • 6 трио
  • балета «Творения Прометея»
  • оперы «Фиделио»
  • торжественной мессы
  • вокального цикла «К далекой возлюбленной»

Отголоски творчества Бетховена в современной популярной культуре

О Бетховене записывали песни, снимали фильмы, писали книги и даже ставили балет — «Бетховен-проект» в 2018 году. Он является прототипом главного героя в романе «Жан-Кристоф» французского писателя Ромена Роллана. За это произведение Роллан был удостоен в 1915 году одной из высочайших наград литературного мира — Нобелевской премии по литературе[10].

Большинство книг и фильмов о Бетховене носят биографический характер. Но некоторые из них относятся к жанру научной фантастики. Например, в американской комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», композитор, среди некоторых других известных исторических личностей, путешествует с главными героями фильма во времени.

Девятая симфония (2 часть, скерцо) — любимое произведение главного антигероя фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» Алекса[11]. Также музыка Бетховена звучит в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия», «Необратимость» Гаспара Ноэ, «Зимняя песня» Отара Иоселиани, «Бессмертная возлюбленная» Бернарда Роуза и мн. др. картинах.

Во многих аудиовизуальных произведениях музыка Бетховена используется в чистом виде или в различных вариациях. Один из неочевидных примеров — вторая серия мультипликационного сериала «Маша и Медведь».

Примечания

  1. Великович Э. И. Великие музыкальные имена. Пособие для муз. школ и гимназий. — СПб.: Композитор, 2006.
  2. Легенды музыки. Эксмо (2015). Дата обращения: 8 февраля 2023.
  3. Живов В. Л. Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО. Юрайт (2021). Дата обращения: 8 февраля 2023.
  4. Джозеф Керман, Алан Тайсон, Скотт Г. Бернем, Дуглас Джонсон и Уильям Драбкин. Grove Music Online. Музыкальная онлайн-энциклопедия (2001). Дата обращения: 8 февраля 2023.
  5. Базунов С. А., Давыдова М. А., Давыдова Л. К. Великие композиторы. И.-С. Бах, Моцарт, Шопен, Шуман, Вагнер. Юрайт (2022). Дата обращения: 8 февраля 2023.
  6. Купер Б. Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4. Oxford University Press (2008). Дата обращения: 8 февраля 2023.
  7. Большая российская энциклопедия.
  8. Фишман Н. Л., Кириллина Л. В. Бетховен, Людвиг ван. Энциклопедия knowledge.su. Дата обращения: 8 февраля 2023.
  9. Taruskin, Richard. Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. — Oxford: Oxford University Press, 2010. — С. 687. — ISBN ISBN 978-0-19-538482-6.
  10. Лада Алексеева, ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ. Наследие Людвига ван Бетховена.
  11. Мария Невидимова. Убийство Бетховена: о музыке и фильме "Заводной апельсин". Ваш досуг. Москва. Дата обращения: 8 февраля 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!