Бетховен, Людвиг ван
Людвиг ван Бетховен | |
---|---|
нем. Ludwig van Beethoven | |
Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820. Картина, выполненная в идеализированной манере как отражение иделистического духа новой эпохи, оказывает и по сей день значительное влияние на образ Бетховена. | |
Место рождения | Бонн, Кёльнское курфюршество, Священная Римская Империя |
Страна | |
Профессии | композитор, скрипач, пианист, дирижёр |
Годы активности | 1782—1827 |
Инструменты | фортепиано, скрипка |
Жанры | Классическая музыка (академическая музыка второй половины XVIII века — начала XIX века), опера, симфония, соната, струнный квартет. |
Медиафайлы на Викискладе |
Лю́двиг ван Бетхо́вен (16 декабря 1770, Бонн, Кёльнское курфюршество — 26 марта 1827, Вена, Австрийская империя) — выдающийся немецкий композитор и пианист, живший и работавший в Вене. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.
В начале музыкальной карьеры Бетховен сначала сделал себе имя как пианист-виртуоз. Его сильные стороны включали свободную импровизацию и фантазирование на инструменте. После переезда из Бонна в Вену его талант вскоре привел к высшим кругам общества столицы Австрии. Нарушение слуха, которое со временем переросло в почти полную глухоту[1], положило преждевременный конец его карьере пианиста.
С ухудшением слуха Бетховен всё больше и больше сосредотачивался на сочинении.
В большинстве музыкальных жанров, в которых Бетховен писал сочинения, его произведения являются одними из самых значительных в своём роде. Это 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, фортепианные вариации, 5 фортепианных концертов, один скрипичный концерт, 16 струнных квартетов и Большая фуга, сонаты для скрипки и виолончели. Важные вокальные и вокальные партии соответственно. Сценические произведения — цикл песен далекой возлюбленной, единственная опера «Фиделио» и Торжественная месса.
Популярность Бетховена не ослабевает и сегодня, он входит в число самых исполняемых композиторов мира.
Происхождение
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён там же 17 декабря 1770 года.
Его отец, Иоганн ван Бетховен (1740—1792 гг.), был певцом-тенором в придворной капелле[2]. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1746—1787 гг.), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Родители Людвига поженились в 1767 году.
Дед, Людвиг ван Бетховен (1712—1773 гг.), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем — капельмейстером.
Вопросы периодизации творчества Бетховена
Существует множество попыток периодизации творчества Бетховен по биографическим и стилистическим признакам[3]: по 3 периодам (А. Шиндлер, Мих. Ю. Виельгорский, В. Ленц, А. Н. Серов); по 5 периодам (Р. Роллан, В. Э. Ферман, Р. И. Грубер). Изменения в стиле ясно обозначаются при сопоставлении его симфонических, камерно-ансамблевых и фортепианных. произведений, написанных в различные периоды. Однако любая периодизация по стилистическим признакам условна. Многое из созданного Бетховиным в боннский период (1782-92 гг.) было им использовано в более поздние годы. Новые стилистические тенденции, отчасти сближающие Бетховена с композиторами-романтиками, заметны в сочинениях не только последнего (1816-27 годах), но и раннего венского периода (1792—1802 годах).
Ранние годы: Бонн (1780—1792)
Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Позже у него были другие местные учителя: придворный органист Жиль ван ден Эден (умер в 1782 году), Тобиас Фридрих Пфайффер (друг семьи, который обучал его игре на клавишных инструментах), Франц Ровантини (родственник, который обучал его игре на скрипке и альте) и придворный концертмейстер Франц Антон Рис для скрипки[4]. Его обучение началось на пятом курсе. Режим был суровым и жёстким, что часто доводило его до слёз. Музыкальный талант Бетховена был очевиден в молодом возрасте.
В период 1785-90 годах практически нет записей о деятельности Бетховена как композитора. Это может быть связано с прохладной реакцией, которую вызвали его первые публикации, а также с продолжающимися проблемами в семье Бетховена. Его мать умерла в 1787 году, вскоре после первого визита Бетховена в Вену, где он пробыл около двух недель и познакомился с Вольфгангом Моцартом[5].
В 1789 году в связи с увольнением отца из капеллы из-за алкоголизма Бетховен становится кормильцем семьи. Продолжая работать органистом капеллы, исполняет также обязанности альтиста придворного оркестра. Поступает студентом на философский факультет Боннского университета.
В 1790—1792 гг. Бетховен написал несколько произведений (в то время ни одно из них не было опубликовано), демонстрирующих растущий диапазон и зрелость.
В 1792 году Бетховен знакомится с Йозефом Гайдном, посетившим Бонн на обратном пути из Лондона в Вену — одним из главных представителей классицизма, основоположника симфонии и струнного квартета. Гайдн высоко оценивает кантату Бетховена.
Венский творческий период (1792—1802)
В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна в Вену на фоне слухов о войне, распространяющихся из Франции. Вскоре после прибытия он узнал, что его отец умер. В 1793 году Бетховен продолжает заниматься с Гайдном. В течение следующих нескольких лет Бетховен реагировал на широко распространенное мнение, что он является преемником недавно умершего Моцарта, изучая работы этого мастера и сочиняя произведения с отчётливо моцартовским колоритом[6].
Он не сразу решил утвердиться как композитор, а скорее посвятил себя учёбе и исполнительству. Работая под руководством Гайдна, он стремился овладеть контрапунктом. На формирование мировоззрения композитора в эти годы сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года). Вскоре после взятия Бастилии (14 июля 1789 год) Бетховен написал песню «Свободный человек», в которой воспевается бесстрашие борца за свободу.
«Героический» период и утрата слуха (1802—1812)
Бетховен сказал английскому пианисту Чарльзу Ниту (в 1815 году), что он датировал свою потерю слуха припадком в 1798 году, вызванным ссорой с певицей. Во время постепенного ухудшения его слух ещё больше ухудшился из-за тяжелой формы шума в ушах. Возможной причиной этого расстройства, вероятно, был отосклероз, возможно, сопровождающийся дегенерацией слухового нерва.
По совету своего врача Бетховен переехал в небольшой австрийский городок Хайлигенштадт, недалеко от Вены.
Потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку, но из-за этого играть на концертах — важном источнике дохода на этом этапе его жизни — становилось всё труднее.
«Героический» стиль
Возвращение Бетховена в Вену из Хайлигенштадта ознаменовалось изменением музыкального стиля, и в настоящее время его часто называют началом среднего или «героического» периода, характеризующегося множеством оригинальных произведений, написанных с большим размахом.
Характерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802—14 годах, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (B-dur, 1806), № 5 (c-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), № 7 (A-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром — Тройном для фортепиано, скрипки и виолончели (C-dur, 1804), для фортепиано — 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в том числе к трагедии Генриха Йозефа Коллина «Кориолан», 1807)[7].
Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с её культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Бетховена занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804 год), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен хотел назвать «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (op. 84, 1810 год), опера «Фиделио» (по пьесе Жана-Николя Буйи «Леонора, или Супружеская любовь»).
Другие произведения среднего периода развивают в той же драматической манере музыкальный язык, унаследованный Бетховеном. Струнные квартеты Андрея Кирилловича Разумовского, а также фортепианные сонаты «Вальдштейн» и «Аппассионата» разделяют героический дух Третьей симфонии. Другие произведения этого периода включают Четвертую и Восьмую симфонии, ораторию «Христос на Елеонской горе», оперу «Фиделио» и Концерт для скрипки.
Бетховен был провозглашён в 1810 году писателем и композитором Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом во влиятельной рецензии в Allgemeine musikalische Zeitung как величайший из (по его мнению) трёх композиторов-романтиков (то есть, впереди Гайдна и Моцарта); в Пятой симфонии Бетховена его музыка, по словам Гофмана, «приводит в движение ужас, страх, ужас, боль и пробуждает бесконечную тоску, которая является сутью романтизма».
«Музыка Бетховена <…> пробуждает то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма», — сказал Эрнст Теодор Амадей Гофман.
В 1810 году Гофман, сочиняя рецензию на Пятую симфонию Бетховена, превратил её в программный текст о том, как романтизм воспринимает музыку вообще — не только бетховенскую.
Признание (1813—1822)
В начале 1813 года Бетховен, по-видимому, пережил сложный эмоциональный период, и его композиторская производительность снизилась. В июне 1813 года пришло известие о поражении французов в битве при Витории коалицией во главе с герцогом Веллингтоном. Изобретатель Мельцель убедил его написать произведение, посвященное этому событию, для своего механического инструмента пангармоникона. Во время Венского конгресса 1814-15 годов Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов — победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами[8].
В ноябре 1815 года умирает брат Бетховена Карл. По завещанию брата композитор становится опекуном своего племянника. Начинается судебная тяжба со вдовой брата по вопросам, связанным с осуществлением опеки. Бетховен в итоге выигрывает суд. Племянник его оказывается также, как и его отец, склонен к алкоголизму и азартным играм.
В апреле 1824 года по инициативе князя Н. В. Голицына в Петербурге состоялось первое полное исполнение «Торжественной мессы».
В 1825 году Бетховен начинает работать над 10-й симфонией, которую он так и не успевает закончить. Пишет оратории «Саул», музыку к «Фаусту» и др. произведения.
В декабре 1826 года у Бетховена резко ухудшается здоровье.
Первая хирургическая операция по поводу цирроза печени. В последующем операции композитор пережил ещё в январе и феврале 1827 года. Последние месяцы жизни Бетховен был прикован к постели болезнью, но старые друзья не оставляли его. Он умер 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, во время сильной грозы.
Относительно причин смерти композитора высказывалось несколько версий, среди которых алкогольный цирроз печени, сифилис, гепатит А, отравление свинцом, лимфогранулематоз и кишечная липодистрофия. В распоряжении друзей композитора остались пряди его волос, которые были переданы врачам для дополнительного анализа, а в результате эксгумации к этим образцам добавились и фрагменты черепа. В результате проведенного исследования наиболее состоятельной оказалась версия об отравлении организма свинцом из-за неправильной дозировки лекарства, прописанного врачом для лечения болей в животе.
29 марта 1827 года похоронная процессия, двигавшаяся по улицам Вены, собрала около 10 000 горожан[9]. В числе руководителей скорбного шествия был Франц Шуберт. Он умер год спустя и был похоронен рядом с Бетховеном. В отличие от другого австрийского гения, Моцарта, похороненного безвестно, в общей могиле, Бетховен был погребён на Верингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены после мессы в Церкви Святой Троицы. В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году состоялось перезахоронение праха композитора на Zentralfriedhof — Центральном кладбище Вены.
Творческое наследие Бетховена
Бетховен стал автором:
- 9 симфоний
- 8 симфонических увертюр
- 5 концертов для фортепиано с оркестром
- 6 юношеских сонат для фортепиано
- 32 сонаты для фортепиано
- 10 сонат для скрипки и фортепиано
- концерт для скрипки с оркестром
- 5 сонат для виолончели и фортепиано
- 16 струнных квартетов
- 6 трио
- балета «Творения Прометея»
- оперы «Фиделио»
- торжественной мессы
- вокального цикла «К далекой возлюбленной»
Отголоски творчества Бетховена в современной популярной культуре
О Бетховене записывали песни, снимали фильмы, писали книги и даже ставили балет — «Бетховен-проект» в 2018 году. Он является прототипом главного героя в романе «Жан-Кристоф» французского писателя Ромена Роллана. За это произведение Роллан был удостоен в 1915 году одной из высочайших наград литературного мира — Нобелевской премии по литературе[10].
Большинство книг и фильмов о Бетховене носят биографический характер. Но некоторые из них относятся к жанру научной фантастики. Например, в американской комедии «Невероятные приключения Билла и Теда», композитор, среди некоторых других известных исторических личностей, путешествует с главными героями фильма во времени.
Девятая симфония (2 часть, скерцо) — любимое произведение главного антигероя фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» Алекса[11]. Также музыка Бетховена звучит в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия», «Необратимость» Гаспара Ноэ, «Зимняя песня» Отара Иоселиани, «Бессмертная возлюбленная» Бернарда Роуза и мн. др. картинах.
Во многих аудиовизуальных произведениях музыка Бетховена используется в чистом виде или в различных вариациях. Один из неочевидных примеров — вторая серия мультипликационного сериала «Маша и Медведь».
Примечания
- ↑ Великович Э. И. Великие музыкальные имена. Пособие для муз. школ и гимназий. — СПб.: Композитор, 2006.
- ↑ Легенды музыки . Эксмо (2015). Дата обращения: 8 февраля 2023.
- ↑ Живов В. Л. Теория хорового исполнительства. Учебник для СПО . Юрайт (2021). Дата обращения: 8 февраля 2023.
- ↑ Джозеф Керман, Алан Тайсон, Скотт Г. Бернем, Дуглас Джонсон и Уильям Драбкин. Grove Music Online. Музыкальная онлайн-энциклопедия (2001). Дата обращения: 8 февраля 2023.
- ↑ Базунов С. А., Давыдова М. А., Давыдова Л. К. Великие композиторы. И.-С. Бах, Моцарт, Шопен, Шуман, Вагнер . Юрайт (2022). Дата обращения: 8 февраля 2023.
- ↑ Купер Б. Купер, Барри (2008). Бетховен. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531331-4 . Oxford University Press (2008). Дата обращения: 8 февраля 2023.
- ↑ Большая российская энциклопедия .
- ↑ Фишман Н. Л., Кириллина Л. В. Бетховен, Людвиг ван . Энциклопедия knowledge.su. Дата обращения: 8 февраля 2023.
- ↑ Taruskin, Richard. Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. — Oxford: Oxford University Press, 2010. — С. 687. — ISBN ISBN 978-0-19-538482-6.
- ↑ Лада Алексеева, ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ. Наследие Людвига ван Бетховена .
- ↑ Мария Невидимова. Убийство Бетховена: о музыке и фильме "Заводной апельсин" . Ваш досуг. Москва. Дата обращения: 8 февраля 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Бонне
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Германии
- Композиторы XVIII века
- Композиторы XIX века
- Композиторы классической эпохи
- Скрипачи по алфавиту
- Скрипачи Германии
- Скрипачи XVIII века
- Скрипачи XIX века
- Пианисты по алфавиту
- Пианисты Германии
- Пианисты XVIII века
- Пианисты XIX века
- Дирижёры по алфавиту
- Дирижёры Германии
- Дирижёры XVIII века
- Дирижёры XIX века
- Знание.Вики:Готовые статьи о музыке
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Людвиг ван Бетховен
- Оперные композиторы
- Почётные граждане Вены
- Венская классическая школа
- Глухие композиторы
- Умершие от отравления свинцом
- Масоны Германии
- Перезахороненные