Кубрик, Стэнли
Стэнли Кубрик | ||
---|---|---|
англ. Stanley Kubrick | ||
Стэнли Кубрик на съёмках фильма «Барри Линдон» в 1975 году | ||
Имя при рождении | - | |
Дата рождения | 26 июля 1928 | |
Место рождения | Манхэттен, Нью-Йорк, США | |
Дата смерти | 7 марта 1999 (70 лет) | |
Место смерти | Чайлдуикбери, Хартфордшир, Великобритания | |
Гражданство |
США Великобритания |
|
Профессия | ||
Карьера | 1951—1999 | |
Направление | Новый Голливуд | |
Награды |
|
|
Автограф |
Стэ́нли Ку́брик (англ. Stanley Kubrick [ˈkuːbrɪk]; 26 июля 1928, Манхэттен, США — 7 марта 1999, Хартфордшир, Великобритания) — британский и американский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, кинооператор и фотограф.
Лауреат премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» 1969 года и двенадцатикратный номинант на эту премию. Обладатель премии BAFTA (1965 — трижды, 1976, 2000) и Премии Национального совета кинокритиков США (1975). В 1962 году удостоен «Серебряного льва», а в 1997 году — «Золотого льва за карьеру» на Венецианском кинофестивале. Шестикратный номинант на премию «Золотой глобус» и восьмикратный на премию BAFTA.
Биография
Происхождение и воспитание
Родился 26 июля 1928 года в Манхэттене, США в семье евреев, которые были выходцами из Восточной Европы. Отец был врачом, мать — домохозяйкой. В школе Кубрик учился средне, однако почти профессионально играл в шахматы, играл в школьной джазовой группе на ударных инструментах и много читал. Учась в старших классах, увлекался фотографией и продавал свои снимки фотожурналу Look и к концу 1940-х годов стал одним из лучших фотокорреспондентов этого журнала. После окончания школы он не смог поступить в колледж и стал штатным сотрудником этого издания, где работал до 1950 года. Одновременно с работой прослушал курс лекций по литературе в Колумбийском университете. Также выигрывал денежные призы в соревнованиях по шахматам в Манхэттенских профильных клубах[1][2][3][4].
Творческая деятельность
В 1950-х годах началось его увлечение кинематографом, по словам Кубрика наиболее сильное впечатление на него производили работы кинорежиссеров Орсона Уэллса и Сергея Эйзенштейна. В 1950 году Стэнли Кубрик дебютировал в кино, сняв документальный фильм «День схватки» о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из его фоторепортажей для Look. В этом же году выходит его вторая короткометражка «Летающий падре». В 1953 году выходит третья короткометражка «Морские наездники» снятая для Международного профсоюза моряков, которая повествует о выгодах вступления в международный профсоюз моряков. В этом же году вышел первый полнометражный фильм Кубрика «Страх и вожделение», продюсером которого стал его родной дядя[1][2][3][4].
В 1954 году Кубрик совместно с продюсером Джеймсом Харрисом основал киностудию Harris-Kubrick Productions. В 1955 году выходит его второй полнометражный фильм «Поцелуй убийцы», в котором выступил также продюсером, сценаристом, монтажером и оператором. За этот фильм охарактеризованный как классический фильм-нуар, Стэнли Кубрик получил награду как лучший режиссёр на международном кинофестивале в Локарно в 1959 году. В следующем году выходит фильм «Убийство» по роману Лайонела Уайта. В главной роли снялся Стерлинг Хэйден. Фильм становится номинантом на премию BAFTA. Джонатан Розенбаум считает, что из всех фильмов Кубрика этот «наиболее совершенно продуманный и исполненный»[5]. В 1957 году выходит военная драма «Тропы славы», события которой происходят во время Первой мировой войны, основана на антивоенном романе Хамфри Кобба. Главные роли исполняют Кирк Дуглас и Джордж Макреди. Жанр фильма неоднозначен: он начинается как типичный военный фильм, переходит в судебную драму (в конце 1950-х один из популярнейших жанров), а оканчивается на пацифистской ноте. В 1992 году Библиотека Конгресса США выбрала данный фильм для сохранения в Национальном реестре фильмов[6]. Картина стабильно входит в первую сотню 250 лучших фильмов согласно списка Internet Movie Database.
В 1960 году Кубрик снимает фильм «Спартак» поставленный по одноимённому роману Говарда Фаста в основу которого лягут события восстания рабов в Древнем Риме под предводительством раба-гладиатора Спартака, бросившем вызов власти Рима в лице консула Марка Лициния Красса. Главные роли исполнили Кирк Дуглас, Лоренс Оливье, Джин Симмонс, Тони Кёртис, Чарльз Лоутон, Питер Устинов, Джон Гэвин, Нина Фох, Джон Айрленд, Пол Ламберт. С бюджетом в 12 млн долларов картина стала самым дорогостоящим проектом компании Universal на 1960 год. Производство фильма оказалось сложным, в основном, из-за трудностей со сценарием, который полностью переписывался несколько раз, и цензурных правок. Несмотря на то, что действие картины разворачивается в античное время, она затронула острые проблемы современности: расовую дискриминацию, преследование коммунистически настроенных деятелей культуры, однополую любовь. Сценаристом картины стал писатель из «Чёрного списка Голливуда» Далтон Трамбо. Его имя, появившееся в титрах картины, стало первым официальным признанием опального писателя с 1947 года и де-факто прекращением действия «чёрного списка». Выход на экраны картины, имевшей отчётливый левый политический контекст, ассоциируют со снижением разгула маккартизма и приходом к власти либеральной администрации Кеннеди[7]. Критика начала 1960-х встретила картину сдержанно, негативно отметив несбалансированность сценария и слабую актёрскую игру. С выходом восстановленной версии в 1991 году фильм Кубрика получил, в основном, положительные отзывы. Картина завоевала престижные кинематографические награды, в их числе четыре премии «Оскар» и один «Золотой глобус» (лучший фильм-драма). Картина породила многочисленные подражания, фразы героев вошли в разговорный английский язык. В 2017 году внесён в Национальный реестр фильмов[1][8].
В 1962 году выходит его фильм «Лолита» по экранизации одноимённого романа Владимира Набокова, рассказывающего о том, как профессор средних лет влюбляется в двенадцати летнюю девочку. В главных ролях сыграли Джеймс Мэйсон|, Шелли Уинтерс, Сью Лайон, Питер Селлерс, Гэри Кокрелл, Джерри Стовин, Дайана Деккер, Лоис Максвелл, Сес Линдер, Билл Грин. Фильм был номинирован на премию «Оскар» — Лучший адаптированный сценарий, «Золотой глобус» — Лучший режиссёр, Лучшая мужская роль — драма (Джеймс Мэйсон), Лучшая женская роль — драма (Шелли Уинтерс), Лучшая мужская роль второго плана (Питер Селлерс) и Лучший дебют актрисы (Сью Лайон) и BAFTA[1][2][3][4].
В 1964 году выходит сатирическая чёрная комедия «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» вышедший в разгар Холодной войны, немногим более года после Карибского кризиса как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени и гонку вооружений в целом. Снят по мотивам триллера Питера Джорджа, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Картина рассказывает об одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи, в обход высшего командования США и Президента, начинает ядерную атаку на СССР, и о последующих событиях. Главные роли исполнили Питер Селлерс и Джордж К. Скотт, причём первый сыграл сразу трёх главных персонажей. Фильм получил премии Британской академии в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший британский фильм», четыре номинации на премию «Оскар»[1]. В 1989 году включён в Национальный реестр фильмов США как «культурно значимый». Занимает третье место в списке лучших комедий и 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. В списке лучших фильмов по версии IMDb стоит выше остальных фильмов Кубрика[9].
В 1968 году выходит научно-фантастический проект «Космическая одиссея 2001 года» в основу которого легли рассказы Артура Кларка: «Часовой». Картина рассказывает о серии встреч людей с таинственными чёрными монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции. Первая состоялась на заре истории. Второй раз люди находят монолит на Луне в эпоху освоения человеком околоземного пространства. Монолит испускает мощное излучение в сторону Юпитера, и тогда было решено отправить туда экспедицию, которой командуют астронавты Дейв Боумен (Кир Дулли) и Фрэнк Пул (Гари Локвуд), а также сверхразумный компьютер HAL 9000, который имеет почти полный контроль над кораблём. В 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США[10]. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда[11], а по версии международных кинокритиков — и во всей истории мирового кино[12]. Во время опроса 358 кинорежиссёров в 2012 году больше голосов, чем за «Космическую одиссею», было подано только за «Токийскую повесть» Одзу[13]. В СССР картина впервые была показана 18 июля 1969 года вне конкурсной программы Московского международного кинофестиваля[14]. При этом, как отмечал сам Кубрик, на "Космическую Одиссею" сильно повлиял Павел Клушанцев[15], режиссёр советского фильма «Планета бурь», вышедший в прокат семью годами ранее. В честь книги и фильма НАСА назвала межпланетную станцию Марс Одиссей[1].
В 1971 году выходит фильм «Заводного апельсина», снятый по одноимённому роману Энтони Бёрджесса 1962 года. В фильме используются тревожные, жестокие темы, чтобы прокомментировать психиатрию, преступность среди несовершеннолетних, молодёжные банды и другие социальные, политические и экономические темы в антиутопической Великобритании ближайшего будущего. Алекс, (Малкольм Макдауэлл), главный персонаж, харизматичный антиобщественный преступник, чьи интересы включают классическую музыку (особенно Бетховена), совершение изнасилований, воровство и «ультранасилие». Он возглавляет небольшую банду головорезов, Пита (Майкл Тарн), Джорджи (Джеймс Маркус) и Дима (Уоррен Кларк), которых он называет своими «droogs» (от русского слова «друг», что означает «приятель»). Фильм рассказывает об ужасающем преступном разгуле его банды, его поимке и попытке реабилитации с помощью экспериментальной психологической техники обусловливания («Техника Людовико»), продвигаемой министром иностранных дел (Энтони Шарп). Алекс большую часть фильма говорит на надсате, раздробленном подростковом сленге, составленном из славянских языков (особенно русского), английского и рифмованного сленга кокни. Несмотря на отрицательную реакцию прессы, «Заводной апельсин» получил четыре номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж», а сообщество кинокритиков Нью-Йорка назвало его лучшим фильмом 1971 года. В опросах Британского института кино Sight & Sound 2012 года, посвящённых лучшим фильмом мира, Заводной апельсин занял 75-е место в опросе режиссёров и 235-е место в опросе критиков. В 2020 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов США Библиотекой Конгресса как «имеющий культурное, историческое или эстетическое значение»[1].
В 1975 году выходит фильм «Барри Линдон», экранизация плутовского романа классика английской литературы Уильяма Мейкписа Теккерея «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим» (1844), в котором рассказывается о судьбе ирландского авантюриста Редмонда Барри, поставившего себе цель любой ценой сделать карьеру и войти в английский высший свет середины XVIII века. Через пять лет он снимает фильм ужасов «Сияние», снятый по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга. Главные роли исполнили Джек Николсон, Шелли Дюваль и Дэнни Ллойд. Несмотря на множество негативных рецензий в год выхода на экраны, «Сияние» регулярно фигурирует в списках наиболее значимых и высокохудожественных фильмов жанра. Согласно опросу киноведческого британского журнала Sight & Sound, проведённого среди кинокритиков и режиссёров, «Сияние» признано одной из величайших картин в истории[16]. В 2018 году фильм был включён в список фильмов для сохранения в Библиотеке Конгресса США[17].
В 1987 году выходит фильм о войне во Вьетнаме «Цельнометаллическая оболочка» по экранизации романа Густава Хэсфорда «Старики». В главной роли сыграли Мэттью Модайн, Винсент Д’Онофрио, Адам Болдуин, Ли Эрми. Фильм получил множество наград и номинаций а в 1988 году номинировался на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий[1][2][3][4].
В 1999 году выходит фильм Кубрика «С широко закрытыми глазами», в котором Том Круз и Николь Кидман сыграли роль супружеской пары в поисках нового сексуального опыта. В основу сценария лёг роман Артура Шницлера 1926 года «Новелла о снах». Это был самый дорогой по стоимости фильм, снятый режиссером (65 млн). Мировые кассовые сборы ленты составили порядка 162 млн[2]. Часть критиков не скупилась на восторженные эпитеты. Гленн Кенни назвал фильм «сверхъестественным шедевром», а Ричард Шикель — «последним шедевром Кубрика». Джанет Маслин из The New York Times включила «С широко закрытыми глазами» в десятку лучших фильмов 1999 года, отметив, что Кубрик оставил после себя «блестящую провокационную эпитафию». Майкл Уилмингтон из Chicago Tribune поставил фильму высшую оценку (четыре балла из четырёх), положительно охарактеризовав как задумку, так и итог съёмок[18].
Стэнли Кубрик умер 7 марта 1999 года во сне от сердечного приступа спустя несколько дней после завершения работы над фильмом «С широко закрытыми глазами»[2].
Семья
Стэнли Кубрик был женат три раза. В 1948—1951 годах его женой была Тобе Метц, которую он любил со школы. Второй раз он был женат в 1955—1957 годы на Рут Суботке, с которой познакомился во время съёмок своей первой полнометражной картины. В 1958—1999 году был женат на немецкой актрисе Кристиане Харлан. В этом браке родились дочери Анна и Вивьен[2].
Фильмография
Стэнли Кубрик участвовал в 43 работах и в 17 проектах[3]
Художественные фильмы
№ | Год | Название фильма | Режиссёр | Сценарист | Продюсер |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1953 | «Страх и вожделение» (англ. Fear and Desire) |
|||
2 | 1955 | «Поцелуй убийцы» (англ. Killer’s Kiss) |
|||
3 | 1956 | «Убийство» (англ. The Killing) |
|||
4 | 1957 | «Тропы славы» (англ. Paths of Glory) |
|||
5 | 1960 | «Спартак» (англ. Spartacus) |
|||
6 | 1962 | «Лолита» (англ. Lolita) |
|||
7 | 1964 | «Доктор Стрейнджлав» (англ. Dr. Strangelove) |
|||
8 | 1968 | «Космическая одиссея 2001 года» (англ. 2001: A Space Odyssey) |
|||
9 | 1971 | «Заводной апельсин» (англ. A Clockwork Orange) |
|||
10 | 1975 | «Барри Линдон» (англ. Barry Lyndon) |
|||
11 | 1980 | «Сияние» (англ. The Shining) |
|||
12 | 1987 | «Цельнометаллическая оболочка» (англ. Full Metal Jacket) |
|||
13 | 1999 | «С широко закрытыми глазами» (англ. Eyes Wide Shut) |
Документальные фильмы
№ | Год | Название фильма | Режиссёр | Сценарист | Продюсер |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1951 | «День схватки» (англ. Day of the Fight) |
|||
2 | «Летающий падре» (англ. Flying Padre) |
||||
3 | 1952 | «Всемирная ассамблея молодёжи» (англ. World Assembly of Youth) |
|||
4 | 1953 | «Морские наездники» (англ. The Seafarers) |
Награды и номинации
Стэнли Кубрик получил один «Оскар», а в его активе имелось 43 победы и 64 номинации[1]
Награда | Дата церемонии вручения | Категория | Наименование проекта, за который была получена награда | Результат |
---|---|---|---|---|
«Оскар» | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссура» | Номинация | |||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
«Лучшая режиссура» | Номинация | |||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
«Лучшие визуальные эффекты» | Победа | |||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссура» | Номинация | |||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссура» | Номинация | |||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
«Золотой глобус» | «Лучшая режиссура» | Номинация | ||
Номинация | ||||
Номинация | ||||
«Лучший фильм — драма» | Номинация | |||
«Лучшая режиссура» | Номинация | |||
«Лучший фильм — драма» | Номинация | |||
BAFTA | «Лучший фильм» | Номинация | ||
Номинация | ||||
Номинация | ||||
Победа | ||||
«Выдающийся британский фильм» | Победа | |||
«Лучший сценарий для британского фильма» | Номинация | |||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
Номинация | ||||
«Лучший сценарий» | Номинация | |||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссура» | Победа | |||
«Хьюго» | «Лучшая постановка» | Победа | ||
Победа | ||||
Победа |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Кубрик, Стэнли . Internet Movie Database. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Кубрик, Стэнли . ТАСС. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Андерсон, Пол Томас . kino-teatr.ru. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Кубрик, Стэнли . РИА Новости. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ The Killing . Chicago Reader. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Национальный реестр фильмов США . Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Catherine Gunther Kodat. Don't Act, Just Dance: The Metapolitics of Cold War Culture. — Rutgers University Press, 2014. — P. 62. — 228 p. — ISBN 978-0-8135-6528-6.
- ↑ Dave Itzkoff. New Selections for National Film Registry Include 'Superman,' 'Titanic' and 'Spartacus' (англ.). The New York Times (13 декабря 2017). Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Нэрмор, Джеймс. Кубрик / Джеймс Нэрмор; пер. с англ. Е. Микериной. — М.: Rosebud Publishing, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-905712-01-2.
- ↑ National Film Registry . National Film Preservation Board, Library of Congress. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Top 10 sci-fi AFI: 10 Top 10 > Sci-fi . Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ The Top 50 Greatest Films of All Time . Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Is Vertigo really the greatest film of all time? . Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Юрий Ханютин. Реальность фантастического мира. — М.: Искусство, 1977. — С. 126.
- ↑ Кубрик честно рассказывал... . Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Shining, The (англ.). Sight & Sound. Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ 'Jurassic Park,' 'Shining' added to National Film Registry (англ.). Associated Press (12 декабря 2018). Дата обращения: 25 октября 2024.
- ↑ Gene D. Phillips, Rodney Hill. The Encyclopedia of Stanley Kubrick : [англ.]. — New York : Facts On File, 2002. — 422 p. — ISBN 0-8160-4388-4.
Литература
Кубрик, Стэнли Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Abrams J. The Philosophy of Stanley Kubrick (англ.). — University Press of Kentucky, 2007. — 288 p. — ISBN 978-0-8131-7256-9.
- Baxter J. Stanley Kubrick: A Biography (англ.). — HarperCollins, 1997. — 401 p. — ISBN 978-0-00-638445-8.
- Bingham D. Whose Lives Are They Anyway?: Whose Lives Are They Anyway? The Biopic as Contemporary Film Genre (англ.). — Rutgers University Press, 2010. — 432 p. — ISBN 978-0-8135-4930-9.
- Carr J. The A List: The National Society of Film Critics' 100 Essential Films (англ.). — Da Capo Press, 2002. — 372 p. — ISBN 0-306-81096-4.
- Ciment M. Kubrick: The Definitive Edition (англ.). — Faber and Faber, Inc., 1980.
- Cocks J. The Wolf at the Door: Stanley Kubrick, History, & the Holocaust (англ.). — Peter Lang, 2004. — 338 p. — ISBN 978-0-8204-7115-0.
Ссылки
- Кубрик, Стэнли . Internet Movie Database. Дата обращения: 25 октября 2024.
- Кубрик, Стэнли . ТАСС. Дата обращения: 25 октября 2024.
- Кубрик, Стэнли . РИА Новости. Дата обращения: 25 октября 2024.
- Андерсон, Пол Томас . kino-teatr.ru. Дата обращения: 25 октября 2024.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 26 июля
- Родившиеся в 1928 году
- Родившиеся в Манхэттене
- Умершие 7 марта
- Умершие в 1999 году
- Умершие в Хартфордшире
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры США
- Кинорежиссёры XX века
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы США
- Сценаристы XX века
- Кинопродюсеры по алфавиту
- Кинопродюсеры США
- Кинопродюсеры XX века
- Командоры французского ордена Искусств и литературы
- Лауреаты премии BAFTA
- Стэнли Кубрик
- Мастера спецэффектов
- Режиссёры фильмов нуар
- Лауреаты премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты
- Лауреаты премии «Давид ди Донателло»
- Лауреаты премии Гильдии сценаристов США
- Кинорежиссёры фильмов ужасов
- Умершие от инфаркта миокарда
- Похороненные в Хартфордшире
- Выпускники Средней школы Уильяма Говарда Тафта (Нью-Йорк)
- Выпускники Городского колледжа Нью-Йорка
- Члены Зала славы научной фантастики и фэнтези
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи о кинематографе и телевидении
- Все статьи